Обучение на дому плюсы и минусы. Домашнее образование: Плюсы и минусы

Поговорили с экспертами, чтобы взвесить аргументы «за» и «против» этой формы образования.

Против: социализация ребенка

Первый аргумент противников домашнего обучения - отсутствие у детей условий для социализации. Сейчас дети почти не проводят время на улице самостоятельно: жителей мегаполисов нельзя назвать сторонниками прогулок детей без сопровождения. При этом, и, возможно, как раз благодаря этому, индустрия детских развлечений, несмотря на кризис, переживает бурный расцвет. Отсутствие социализации может быть частично нивелировано походами в кружки, развивающие центры, регулярными прогулками на укомплектованных детских площадках.

Тем не менее для овладения навыками работы в команде ребенку действительно недостаточно комфортной семейной среды и даже спортивной секции.

Выделяя ребенка из общей массы, организуя ему индивидуальное пространство для получения знаний, родители тоже идут на определенный риск, замечает основатель и руководитель модельного агентства и школы эстетического развития Queen Models Studio Kids Елена Шерипова. «Согласно последним исследованиям, дети, находящиеся на домашнем обучении, гораздо чаще подвержены страху публичных выступлений. Если родители решили обучать ребенка на дому, они должны восполнить пробелы в его общении с социумом».

Кроме того, по мнению экспертов, у ребенка может не сформироваться навык, а, соответственно, и стимул отстаивать свое мнение перед сверстниками.

Важно не только решить вопрос с всесторонним развитием ребенка, записывая его в кружки, спортивные секции, на дополнительные занятия творчеством в детских центрах. Хотя бы одно из направлений дополнительного образования вне дома должно предусматривать командную работу.

За: психологический комфорт

На другой чаше весов принудительной социализации - психологическое спокойствие ребенка: отсутствие лишних нагрузок, конфликтов с учителями, сверстниками или старшими школьниками. Нерешенные вовремя конфликты, в худшем случае - психологическая «травля» в стенах школы могут преследовать из года в год.

«Главное достижение семейного обучения - возможность высыпаться утром. Все обучение дома строится на основе ритма жизни каждого ребенка. Кому-то легко учиться утром, кому-то вечером. Правильное распределение нагрузки улучшает усвоение материала, увеличивает мотивацию к учебе. Возможность сдавать предметы в свободном режиме помогает строить обучение так, как удобно. Наличие свободного времени позволяет сконцентрироваться на увлечениях ребенка, на его интересах. И дает больше возможности проводить время вместе с родителями или друзьями», - отмечает эксперт по семейному и альтернативному образованию Алексей Семёнычев.

Против: самоорганизация

Второй после социализации распространенный вопрос, вызывающий беспокойство родителей, изучающих вопрос перехода на семейное обучение - не будет ли ребенок «отлынивать» от занятий вне жестких рамок расписания и обязательной посещаемости в ситуации изобилия свободного времени.

Главный принцип семейного обучения - следование за ребенком, его интересами. Понятие учебного года приобретает индивидуальность: процесс обучения может как растягиваться, так и ускоряться, когда программу нескольких классов ребенок проходит за один год.

Как уверяют эксперты, ненавязчивый родительский контроль и учебный план нужны в любом случае. Кроме того, серьезную роль играют совместные ежедневные занятия родителей с ребенком. Взрослый должен быть включен в процесс как соратник, проводник, не демонстрируя желание учить, поучать или контролировать. Такая позиция позволит ненавязчиво отслеживать прогресс в обучении. Совместные занятия в случае с семейным обучением - это не помощь в подготовке домашнего задания в традиционном смысле, а, скорее. наставничество. Обучение происходит повсюду. Это могут быть тематические прогулки по лесу или парку, совместный просмотр обучающих или художественных фильмов по заинтересовавшей теме, совместные театральные постановки, а также бытовые и творческие занятия - мыловарение, закатывание банок, сбор грибов, рисование и все, что угодно.

«Ребенок, учащийся дома, будет чувствовать себя лучше, высыпаться и заниматься уроками столько времени, сколько потребуется - от одного часа в день до обычного школьного многочасового дня. С другой стороны, домашний режим чада ограничит личную свободу родителей, так как кому-то придется уделять все свое время на составление интересной программы обучения, культпоходы и другие образовательные мероприятия», - замечает сооснователь и СЕО интернет-платформы для поиска репетиторов Preply Кирилл Бигай.

« часто на первое место ставят свободу образования, то есть ребенок может выбирать что, когда и как долго изучать. Вопрос в следующем - исходя из чего, ребенок должен сделать такой выбор? Личность ребенка, его интересы и ценности еще не сформированы, они как раз и должны формироваться относительно границ, которые задают ребенку взрослые, в том числе и во время обучения. Необходимо помнить об еще одном компоненте обучения - мотивации; она, к сожалению, у ребенка далеко не всегда стабильна», - подчеркивает директор семейного комплекса «Центр Родительства», перинатальный психолог Виктория Тимофеева.

И все же, как отмечают эксперты, выспавшийся ребенок, овладевающий новой информацией в комфортном темпе, с искренним интересом, а не «из-под палки» - это совсем не тот, который вырвался на каникулы и не хочет слышать о дополнительных занятиях или чтении.

За/против: внутрисемейные связи

Дом - изначально место уюта, спокойствия и радости. Создать условия, способствующие максимальной концентрации в месте, где человеку свойственно расслабляться - задача не из простых. Нивелировать эту сложность поможет создание обучающей среды, открывающей дополнительные возможности саморазвития и выбора дела по душе: наличие в свободном доступе энциклопедий, книг, наборов для творчества, музыкальных инструментов, спортивных снарядов, конструкторов, приборов для изучения окружающей среды (микроскоп, подзорная труба, телескоп и пр.).

Родитель, конечно, не может равноценно заменить 12–15 профессиональных педагогов, но изучить глубже детскую психологию и педагогические приемы под силу каждой любящей маме. Дети легко «зажигаются», видя искренний интерес взрослого. Творческий подход и совместные попытки разобраться подстегивают ребенка на дальнейшее освоение сложного материала и компенсируют недостаток знаний по предмету взрослого и тем более отсутствие педагогического образования. В предмете, вызывающем сложности при изучения внутри семьи, помогут разобраться репетиторы или тематические кружки, школы.

«Канадские родители, по словам доктора Брайана Д. Рэя из американского Национального института исследований домашнего образования, считают, что, не посещая школу, ребенок лучше усваивает семейные традиции и ценности и живет более полной жизнью. Вероятно, они правы, учитывая стремительно растущий процент семей, отказавшихся от посещения школ, - комментирует Кирилл Бигай. - Но не стоит забывать: рано или поздно каждому человеку приходится учиться находиться в обществе, и проще это сделать в юном возрасте. Если сейчас ребенку достаточно общения с родителями и близкими родственниками, то по мере взросления он все больше будет нуждаться во внимании сверстников. К тому же может возникнуть проблема непринятия „неформатного“ человека детским обществом».

За/против: качество образования

Если в школе занятия организованы в соответствии с четкими инструкциями, планами и требованиями с подобранным учебникам, то дома родители и дети вольны задействовать любой источник информации, а также углубленно изучать интересующие предметы в комфортном темпе. Эксперты уверены, что это благоприятно отображается на качестве полученного образования.

«Школы в большинстве своем ориентированы на среднего ученика. „Сильному“ ребенку там нечему учиться, а „слабый“ не дотягивает даже до „середнячка“. Многое зависит и от учителя. Кроме того, сейчас в школах на учеников налагается колоссальная нагрузка. Родители жалуются, что с предметом их детей знакомят поверхностно, а остальной материал детям приходится осваивать дома с родителями. Тогда у последних возникает вопрос: а стоит ли вообще ходить в школу? И они переводят детей на полное домашнее обучение», - подчеркивает Елена Шерипова.

«Дети, которые обучаются на дому не из-за вынужденных обстоятельств или по состоянию здоровья, уже могут составить достойную конкуренцию по уровню знаний сверстникам, посещающим школы, - замечает Кирилл Бигай. - Доктор Брайан Рэй еще в 2012 году заявил, что все существующие достоверные исследования сводятся к одному выводу: и в академическом, и в социальном плане результаты домашнего обучения, как минимум, не хуже, а нередко - лучше, чем у школы».

Эксперты отмечают, что в системе семейного образования актуален принцип «Главное - не знать, а знать, где узнать». По любому вопросу можно найти специалиста, готового делиться информацией. Свободные формы образования, лишая ребенка принципа получения информации «получил разжеванное - переварил», стимулируют его на поиски и более глубинное изучение материала, вызвавшего интерес.

Домашнее образование - не волшебная таблетка. Оно не может идеально подходить большинству детей, тем более каждому. Есть те, чья потребность в тесной сплоченности с коллективом и широком круге общения исключительно высока, и домашняя среда не способна удовлетворить этот запрос в полной мере. Играет роль и готовность родителя, которому кроме высокой эрудированности, наличия свободного времени, понадобится и жажда собственного развития и совершенствования.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

Так что же выбрать - , репетиторов, детский сад или пансион? Как сочетать возможности разных форм обучения и воспитания?

Наверное, у каждого родителя есть четкое представление о том, как надо обучать ребенка, каких ошибок следует избегать. При этом мы основываемся в первую очередь на негативном или позитивном опыте, вспоминая свои школьные годы. Многое зависит и от финансовых возможностей семьи дать ребенку приличное образование. Но при прочих равных условиях можно выделить общие возрастные особенности организации обучения ребенка, которые вносят свои коррективы в построение индивидуального плана развития ребенка.

В разном возрасте ребенок нуждается в разных формах общения и обучения, и это надо учитывать при организации развивающей среды. Наилучшие результаты дает гибкое и гармоничное сочетание развивающих возможностей семьи и усилий профессиональных педагогов.

Обучение, как и воспитание, начинается с рождения ребенка. С первых дней, общаясь с близкими взрослыми младенец учится - смотреть и видеть, слушать и слушать, быть внимательным, просить помощи и действовать самому. В младенчестве складывается не только стиль взаимоотношений с окружающими, но и стиль интеллектуальной активности ребенка, которая прямым образом влияет на последующие успехи ребенка в обучении. Младенцу важнее всего близкие отношения с мамой. Именно мама, общение с ней становится для него источником новых впечатлений, новых интересов и сил исследовать этот мир. Вообще-то говоря, в этом возрасте любые игры, любое взаимодействие с ребенком можно рассматривать как настоящее развивающее занятие. Собственно образование в этом возрасте реализуется через организацию развивающей среды и общение со взрослыми. При этом участие профессионального педагога может ограничиться консультированием по созданию игровой развивающей среды, подборе игрушек и организации режима дня ребенка.

Ребенок подрастает, с каждым днем его возможности расширяются, и внимательный родитель видит, как быстро малыш схватывает все новое, что появляется в его окружении. Такой быстрый темп развития нередко просто завораживает. Маленькие дети поражают воображение взрослых своими способностями - около полутора лет становится видно, что у ребенка масса задатков. Многим мамам и папам хочется использовать момент, начать систематическое обучение ребенка. Тем более, что возраст от 1,5 до 2,5 лет в силу целого ряда факторов весьма благоприятен для овладения различными навыками - дети легко овладевают разговорной речью на иностранных языках, учатся тонкому восприятию оттенков цвета, звуков музыки, способны без всякой робости самовыражаться в движении под музыку.

Но развивающая работа с малышами - задача не самая простая. В отличие от школьника, и тем более взрослого, у ребенка нет стремления учиться, делать правильно, лучше, чем обычно у него получается. До трех лет большинство детей хотят не учиться у взрослого, а стремятся просто действовать - не говорить правильно, а разговаривать, не запоминать названия геометрических фигур, а строить из них домик, не рассматривать картинки, а перелистывать странички, не рисовать аккуратно, а играть с красками и т.п. Ограничение активности, требование аккуратности, внимательного отношения к тому, что делает взрослый, нередко, вызывает бурю возмущения у ребенка - ведь взрослый мешает ему действовать так, как хочется! Вообще при занятиях с маленькими детьми всегда следует помнить о том, что интеллектуальный потенциал малыша, как правило, сильно опережает его возможности управлять своим поведением, поэтому "несобранность" двухлеток надо принимать как данность.

Обучение в этом возрасте возможно только через игру с ребенком, при этом полезно идти за замыслом малыша и очень корректно предлагать новое видение ситуации, новые способы действия, еще не знакомые крохе. Ребенок развивается, познает окружающий мир, его закономерности через собственные исследовательские действия и взрослые могут помочь ему в этом, предоставив возможность совместного исследования возможностей предметов в видах деятельности, доступных малышу - в рисовании - красками (кисточкой или пальчиками), карандашами, фломастерами, мелками, в лепке, в аппликации, в играх с водой, песком, палочками и камешками, крупами, тестом, мукой и т.п.. Каждой маме знакома непоседливость юного исследователя, как настойчиво он требует новых игр и как быстро переходит от одного занятия к другому. Усидчивость, концентрация внимания - не самые сильные стороны ребенка до трех лет. Конечно, надо развивать способность заниматься одним делом продолжительное время, но заставить малыша невозможно - он быстро устает, может раздражаться, или вовсе теряет интерес к навязываемым занятиям. С другой стороны, для развивающих занятий в этом возрасте очень важна регулярность. Ребенок качественно овладевает новыми умениями постепенно, только если постоянно создаются похожие ситуации, в которых вновь и вновь повторяется то, что заинтересовало его в прошлый раз.

Кроме того, не стоит забывать про личностную незрелость малыша. Не смотря на все свои таланты, он еще не готов самостоятельно общаться с педагогами вне семьи. Помещение ребенка в самые замечательные ясли, с прекрасными педагогами и чудной развивающей средой, продолжительный по времени отрыв от матери, нередко становятся настолько тяжелым стрессом, что его последствия продолжают сказываться еще многие годы, мешая ребенку не только гармонично строить свои отношения с окружающими, но и успешно учиться. Поэтому воспитание и обучение малыша в этом возрасте вне семейного окружения вряд ли можно рассматривать как благоприятный вариант.

Организовать систематические занятия с ребенком дома можно, но сложно.

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто - нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям. Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны "своего" взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек. И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: "Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу", "Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру". Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше. Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей. Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям. Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему - не делать за него, и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Для ребенка раннего возраста, от года до трех лет идеальным вариантом развивающих занятий является посещение несколько раз в неделю занятий в группах развития, где профессионализм педагогов сочетается с возможностью индивидуального подхода к каждому ребенку (так как детей в группе не больше шести-восьми) и плюсами от общения ребенка со сверстниками. Присутствие других детей, их участие в занятиях не только дает малышу возможность совершенствоваться в навыках общения, но и заставляет с большим интересом относиться к обучению, расширяет его кругозор. А присутствие сопровождающего взрослого - мамы или няни, позволяет крохе чувствовать себя уверенно и защищено. При этом очень важно, чтобы занятия с малышами перемежались совместными играми, общением, а не превращались в рутинную "познавательную" работу. Больше возможностей для развития ребенка дают не занятия "кружкового" типа - по 30-45 минут, а более продолжительные программы кратковременного пребывания, которые предусматривают полноценную работу группы детей как в направлении получения новых знаний, так и в совершенствовании навыков общения.

После четырех лет большинству детей полезно продолжить свое образование в детском дошкольном учреждении или регулярно посещать длительные занятия в развивающих группах. Связано это с тем, что программа обучения в школе, да и в дошкольном возрасте, постепенно усложняется, заниматься надо много и качественно. Кроме того, после четырех лет значительно возрастает роль регулярного общения с другими детьми - как для формирования социальных навыков, так и для интеллектуального развития и общей психической активации ребенка, что весьма сильно сказывается на его психическом развитии. Но при этом не стоит забывать и про роль семейного окружения. Именно общение с родителями, бабушками и дедушками, старшими братьями и сестрами расширяет кругозор ребенка, не только обеспечивает ему уверенность, но и активно влияет на развитие его интеллектуальных интересов, стремление учиться и добиваться своих целей в жизни.

12.03.2007 22:24:55, Дарья

Спасибо за интересную, полезную, нужную и своевременную статью- почерпнула интересную информацию, она как раз подходит к нашей ситуации-ребенок сильно опережает в развитии сверстников. Пойдем к психологу за консультацией по индивидуальной программе!
Еще раз спасибо!

03.10.2006 23:47:17, Nadia

03.10.2006 23:43:23, Надия

не понятно к чему вы это написали?
статья вполне адекватная

Индивидуальный подход,семейное воспитание..А в результате-мимозы,тепличные создания,маменькины сынки-дочки,пупы Земли.Раньше не было никакого индивидуального подхода,была цель-и все.Хочешь стать человеком-учись,не хочешь,не можешь-живи как знаешь.И все вырастали нормальными людьми,большинство.Отбросы были всегда.А сейчас над этими"отбросами",не желающими учиться,трясутся,индивидуальный подход ищут!Выдрать пару раз,и сразу мозги на место встанут,никакой подход не потребуется.

03.10.2006 19:15:27, 111

По закону, вы можете сами выбрать форму обучения для своего ребенка. Нужно отметить, что существует очень много дискуссий по поводу целесообразности и полезности домашнего обучения и специалисты – медики, психологи и, конечно же, педагоги до сих пор не пришли к единому мнению, насколько эффективно домашнее обучение.

Скачайте чек-лист "Как самостоятельно подготовить ребенка к школе", и пусть 1 сентября будет настоящим праздником в вашей семье.

Положительные стороны домашнего обучения

В современном обществе многие родители стараются перевести детей на домашнее обучение.

  • Но специалисты рекомендуют воспользоваться такой формой образования, если, к примеру, ваш ребенок имеет какой-либо талант и вы решили целенаправленно развивать именно его. В данном случае, возможность делать уроки в удобное время будет самым удачным решением.
  • В случае каких-либо проблем со здоровьем, родителям тоже могут порекомендовать перевести ребенка на домашнее обучение. В данном случае, возможно и частичное обучение на дому, когда ребенок посещает один или два урока в неделю.
  • Если малыш – «сова», так же возможно обучение дома, при котором родители смогут подобрать оптимальный режим для ребенка. Дети с «совиными» биоритмами не способны вставать рано и воспринимать информацию утром, на уроках.

Если вы решили, что обучение в школе не будет по-настоящему качественным и полноценным, вы можете дать малышу домашнее образование, но при этом нужно будет сдавать экзамены экстерном в той школе, к которой ребенка прикрепят. После сдачи всех необходимых экзаменов, ребенок получает обычный аттестат.

Самым главным преимуществом домашнего обучения является индивидуальный подход.

В данном случае, вы самостоятельно или с помощью нанятого репетитора, сможете выделить сильные стороны своего ребенка и максимально раскрыть его таланты. Малыш может осваивать новые темы в своем, индивидуальном темпе.

При домашнем обучении невозможно унижение ребенка со стороны сверстников или учителя. Это особенно важно, если у ребенка умственное развитие преобладает над физическим или ваш ребенок – интроверт. Домашнее обучение поможет избежать серьезных психологических травм.

У вас не будет необходимости тратить время на дорогу и деньги – на школьную «амуницию». Но будьте готовы к тратам на хорошего репетитора.

Расписание занятий вы устанавливаете ребенку самостоятельно. А это значит, что вы сможете выделить время для полноценного отдыха между занятиями.

Ваш ребенок будет меньше болеть простудой и ОРВИ, потому что дома чаще проводится профилактика инфекций и нет большого количества посторонних людей. Это особенно важно в период серьезных эпидемий.

Домашнее обучение поможет сделать из ребенка настоящего лидера и освоить общеобразовательную программу гораздо быстрее, чем за 10 лет.


Изучите курс « » (бесплатно в )

Отрицательные стороны домашнего образования

Домашнее обучение – довольно дорогое «удовольствие». Если с программой начальной школы родители еще могут справиться самостоятельно, то более серьезные предметы уже могут потребовать дополнительных знаний и самосовершенствования. Проще, но дороже будет нанять педагога.

Ребенку необходим социум и умение общаться со сверстниками, а также способность взаимодействовать с коллективом. Домашнее обучение не может дать ребенку навыков полноценного общения. Вам следует учесть, что ребенку все равно придется общаться со сверстниками, учиться находить общий язык с людьми разных возрастов, решать проблемы и конфликты.

Находясь под тотальным контролем родителей, ребенок может вырасти не самостоятельным, и не способным принимать серьезные решения.

Индивидуальное домашнее обучение подстраивает процесс под ученика – вашего ребенка. Это может приучить его к мысли о собственной исключительности и ожиданиям того, что все остальные люди будут подстраиваться только под его нужды. В этом случае, велика вероятность получить очень большого эгоиста, нарцисса.

При домашнем обучении сложно приучить ребенка к дисциплине и выработать оптимальное время проведения урока. Если ребенку не интересно, он может покинуть домашний «класс» уже через 15 минут, а если наоборот, занятие может затянуться на несколько часов, что нарушит режим и может повлечь некоторый «перекос» в обучении.


Отсутствие духа соревнования и здоровой конкуренции могут в дальнейшем отразиться на ребенке и его отношении к жизни. Глядя на ровесников в школе, ребенок будет стремиться выполнить задание не хуже, а возможно, лучше одноклассников. При домашнем обучении нужно серьезно мотивировать малыша к учебе.

Находясь на домашнем обучении, вы в любой момент можете вернуться к обычному образованию в школе. Посоветуйтесь с ребенком, особенно если он уже начал посещать обычную школу. Возможно, ему не захочется расставаться с одноклассниками и любимым учителем. Решение о форме обучения нужно принимать всей семьей.

А какую форму обучения для своего ребенка выбрали вы?

Скачайте чек-лист "Как самостоятельно подготовить ребенка к школе"

Все родители хотят, чтобы адаптация ребенка к школе прошла спокойно. Для этого детей отправляют на разные развивающие курсы или в детские сады. Но можно подготовить малыша к школе самостоятельно. ​Как, узнаете, скачав наш чек-лист.

Причин для этого много. Рассмотрим основные.


"Около половины российских учеников не хотят учиться в школе", - рассказал накануне Дня Ребенка, который мы отмечали 20 ноября, президент Ассоциации детских психологов и психиатров России Александр Кузнецов. "Школам в России не хватает индивидуального подхода к каждому ученику. Школа ориентирована на среднего ученика, поэтому ни о какой индивидуальности речи быть не может. Доказано, что сильные ученики спускаются до уровня средних через два-три класса", — сказал Кузнецов.


А что такое - уровень среднего ученика? Это, когда сильному ребенку в школе "и скучно, и грустно", а слабому - трудно и некомфортно, особенно, когда вызывают к доске перед всем классом, и у него снежным комом нарастают комплексы. Вот многие родители и стараются оградить своего ребенка - кто от скуки, дабы не убить в нем потребность и желание развиваться, а кто от наращивания отрицательного опыта.


Кроме того, детские психологи уверены, что ключевую роль в отношении ребенка к школе играет первый учитель. А многим ли детишкам повезло с первым учителем?


Мне когда-то повезло, а вот моей дочке совсем наоборот. Первая учительница орала на детей дурным голосом, обзывала по-всякому, а походы родителей к директору школы заканчивались росписью в его беспомощности: "Уволю я ее, и у ваших детей не будет вообще никакого учителя - работать некому". В один "прекрасный день" дочка на мой вопрос, почему она не садится делать уроки, заявила мне: "А зачем? Если я подниму руку, меня ни за что не спросят, а если не подниму, то спросит и придерется к чему-нибудь. Толку-то учить ". Ей было тогда 8 лет, и мне стоило некоторых трудов убедить ее, что учиться нужно для себя, а не для учителя. Правда, все-таки пришлось перевести ее в другую школу, где новая "первая" учительница сразу поинтересовалось: "Как лучше для девочки: давать ей немного критики, чтобы возбудить желание доказать свои способности, или больше хвалить, чтобы ей хотелось быть еще лучше?" Не берусь судить о педагогичности подобного подхода, но дочка в новой школе довольно быстро начала учиться с удовольствием.


Еще одна причина недовольства школьным образованием - немотивированная перегрузка учащихся. Как признают многие современные педагоги, в школах детей лишь знакомят с предметом, а изучать его детям приходится дома с родителями. И у тех возникает резонный вопрос: "А стоит ли ребенку тратить 4-5 напряженных часов в школе, если потом еще столько же нужно будет потратить дома, чтобы все-таки научиться чему-то?" Вот некоторые родители и принимают решение не осложнять своим детям жизнь и переходить на полное домашнее обучение.


Однако не только психологические проблемы или уровень способностей ребенка к обучению влияют на то, будет человечек ходить в школу или нет. К великому сожалению, немалая часть детей не может посещать школы по состоянию здоровья. По данным Минздрава России, в нашей стране более 620 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить среднего образования в учебном заведении. Для таких детей домашнее обучение - единственная возможность получить аттестат зрелости.

Формы домашнего (надомного) обучения

Анскулинг (англ. - без школы) - отказ от школы и школьной программы вообще. Приверженцы анскулинга считают, что лучше знают, чему и как учить своих детей, сомневаются в необходимости среднего образования, ЕГЭ и т.д. Фатальное следствие анскулинга - к 16-17 годам ребенок уже не сможет освоить знания, необходимые для поступления в ВУЗ и приобретения какой-нибудь сложной профессии. В России анскулинг формально запрещен.


Собственно домашнее обучение - индивидуальные занятия со школьными педагогами на дому, сдача контрольных, экзаменов и т.д. Оформляется по медицинским показаниям.


Частичное домашнее обучение - посещение нескольких уроков в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Оформляется по медицинским показаниям.


Семейное обучение - родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирать учебные материалы и создавать график обучения. Каждый год учащиеся обязаны проходить промежуточную аттестацию в школе, к которой они прикреплены. Помимо этого, обязательными являются ГИА и ЕГЭ. По окончании обучения выпускники получают такой же аттестат зрелости, как и дети, выбравшие традиционное обучение в школе.


Экстернат - самостоятельное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Оформляется по договоренности с руководством школы.


Дистанционное образование - обучение через Интернет, контакт с преподавателями по скайпу или на форумах, выполнение домашних заданий и контрольных в режиме он-лайн. Оформляется по договоренности с руководством школы.


Массовая школа не зря называется «массовой», она рассчитана на усредненное большинство детей, домашнее же обучение предполагает индивидуальный подход. Что лучше для вашего ребенка - решать только вам!

Формы домашнего обучения для детей-инвалидов

Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе.


Дети, которые учатся по общей программе , проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. Но расписание уроков при надомном обучении индивидуально. Все зависит от состояния здоровья ребенка. Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом:


для 1-4 классов - 8 уроков в неделю;

для 5-8 классов - 10 уроков в неделю;

для 9 классов - 11 уроков в неделю;

для 10-11 классов - 12 уроков в неделю.


По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.


Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально, исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.

Плюсы и минусы домашнего обучения

Плюсы домашнего обучения

1. Дети учатся тогда, когда хотят и так, как им удобно.


2. Исключено насилие со стороны педагогов и сверстников.


3. Нет необходимости соблюдать ненужные правила и ритуалы.


4. Возможность контролировать моральные, этические и религиозные воззрения ребенка.


5. Возможность жить по естественным биологическим часам.


6. Возможность изучать особые предметы - редкие языки, искусство, архитектуру и т.д. с детства.


7. Обучение проходит в щадящей домашней обстановке, снижен риск школьных травм, проблем с осанкой и зрением.


8. Индивидуальная программа помогает воспитать личность.


9. Сохраняется тесный контакт родителей и детей, исключено постороннее влияние.


10. Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.

Минусы домашнего обучения

1. Ребенок не получает социализацию, опыт взаимодействия с «типовым» коллективом.


2. Необходим постоянный контроль родителей за процессом учебы.


3. Нет жесткой дисциплины, необходимости постоянной работы «от звонка до звонка».


4. Не набирается опыт конфликтов со сверстниками и «старшими по званию».


5. Родители не всегда в состоянии обучить ребенка точным предметам или искусствам, системному мышлению.


6. Гиперопека родителей может привести к инфантилизму или эгоцентризму у ребенка.


7. Житейская неопытность станет помехой при начале самостоятельной жизни.


8. Навязывание нетрадиционных взглядов, жизненных и религиозных ценностей ограничивает ребенка.


9. Ребенок привыкает к образу «белой вороны», «не такого как все».

Государственная поддержка

Если вы склоняетесь по тем или иным причинам выбрать какую-либо форму домашнего образования, имейте ввиду, что вы берете на себя огромную ответственность. Вы обязаны будете обеспечить ребенку качественное обучение, правильно организовать процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Вы полностью берете на себя ответственность за развитие способностей ребенка, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни.


Однако не надо думать, что государство, давая разрешение на домашнее обучение, полностью "умывает руки". В разъяснительном письме Министерства образования РФ "Об организации получения образования в семейной форме" кроме всего прочего говорится и о том, какую поддержку вам обязано оказать государство:


- "...обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования)";


- "Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";


- "В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона)".


Как перейти на домашнее обучение

Если? взвесив все ЗА и ПРОТИВ, вы решили, что домашнее обучение - единственный и наилучший вариант получения среднего образования для Вашего ребенка, то придется пройти следующие этапы.


1. Прежде всего, для себя четко определите, какая из вышеприведенных форм обучения подходит и ребенку, и вам.


2. Если причина перевода ребенка на домашнее обучение - инвалидность, нужно собрать медицинские справки, которые подтвердят необходимость такого обучения.


3. Получив решение комиссии, обращайтесь в ближайшую школу, пишите заявление на имя директора, приложите результаты медицинского обследования.


4. Вместе с педагогами разработайте программу обучения. Приказом директора школы будут назначены учителя, которые будут обучать ребенка на дому. Родителям буден выдан журнал учета пройденного материала, полученных оценок и результатов периодической аттестации.


5. Программа домашнего обучения подбирается индивидуально, с учетом способностей и возможностей школьника. В ней конкретно указывается количество предметных часов в неделю и продолжительность одного урока. По окончанию обучения ребенку выдается аттестат о среднем образовании, как и другим выпускникам.


6. Учиться дома можно и без медицинских показаний. Для этого достаточно решения родителей или опекунов ребенка. В этом случае школьник на семейном обучении все же обязан появляться периодически в школе, для итоговых проверок полученных знаний. Такая система идеально подходит детям, серьезно занимающимся спортом или музыкой, либо чьи родители в силу обстоятельств и профессии вынуждены постоянно перемещаться по стране.


7. Напишите заявление на имя директора школы, которое будет рассмотрено комиссией с участием педагогов и специалистов департамента образования. Учтите, на заседание комиссии могут пригласить и ребенка, с тем, чтобы узнать его мнение и отношение к идее семейного обучения. По итогам заседания комиссии ребенок школьным приказом будет прикреплен к общеобразовательному учреждению с назначением сроков обязательной аттестации.


8. Помните, что ребенок, находящийся на семейном обучении в любой момент имеет право вернуться и продолжить обучение в школе. Для этого достаточно пройти полугодовую аттестацию.

Обучение в домашних стенах является наиболее древней формой получения знаний, которая зародилась задолго до появления первых общеобразовательных школ. На протяжении многих столетий домашнее обучение было единственным способом получить знания. Доступно это было лишь обеспеченным, зажиточным семьям, способным оплатить услуги частного преподавателя или родителям, имеющим свободное время и соответствующие знания и навыки для обучения дитя на дому.

История и стереотипы

В эпоху СССР школьное обучение на дому было возможно только для деток с ограниченными физическими возможностями. К детям, которые не могли свободно передвигаться или страдали какими-либо психологическими заболеваниями, на дом ежедневно приходили школьные учителя и давали индивидуальные уроки.

Остальные же школьники для получения среднего образования на общих основаниях ходили в школу. Но начиная с 1992 года учиться не выходя из дома совершенно официально имеет право каждый желающий школьник.

И если раньше домашнее обучение (или как еще его называют, хоум-скулинг) было мерой вынужденной, то сейчас образование в домашних стенах стало модной тенденцией - все чаще родители выбирают именно этот способ получения образования для своих детей.

Причины, по которым родители переводят своих отпрысков на домашнее образование, разнообразны:

  • нежелание доверить воспитание чада чужим людям;
  • ограждение малыша от физического и морального давления в школе;
  • желание дать сыну или дочери знания самостоятельно, так, как считают нужным сами;
  • недовольство качеством и уровнем школьного воспитания и образования.

Разберемся, какие виды, плюсы и минусы имеет домашнее обучение.

Какие формы хоум-скулинга бывают?

Существует несколько разновидностей обучения в домашних стенах:

  • Надомное обучение. Ежедневно к ребенку на дом приходят школьные учителя и в индивидуальном порядке читают предметы. Такая форма образования возможна при наличии медицинских рекомендаций;
  • Экстернат. Ученик изучает дисциплины в удобном для него темпе и режиме с помощью родителей или же самостоятельно, после чего сдает экзамены в школе. Можно, к примеру, пройти 2 года программы за один;
  • Нон-скулинг. Родители при этом не вмешиваются в процесс обучения, а лишь по его просьбе помогают в тех или иных вопросах, ребенок самостоятельно получает знания по выбранному им самим особому стилю.

При любой форме хоум-скулинга ученик обязан дважды в год прибывать в школу и сдавать экзамены - только в этом случае он сможет получить аттестат о законченном среднем образовании.

Прежде чем решиться перевести свое драгоценное чадо на домашнее обучение, родителям необходимо тщательно взвесить все аргументы за и против и решить, действительно ли эта модель образования пойдет сыну или дочери на пользу.

Плюсы домашнего образования


  • Более эффективное освоение программы. Педагог или родитель в ходе обучения понимают, в чем ребенок «плавает », а какой материал усвоил безупречно. В результате ученик отличается более высокой успеваемостью и качеством знаний;
  • Индивидуальная программа также позволяет экономить драгоценное время, в результате его становится больше для посещения музеев, театров, выставок и т. д. Десятилетнюю программу вполне можно освоить за более короткие сроки;
  • Возможность изучать предметы, не читающиеся в школе, но необходимые, по мнению родителей - например, редкие или древние языки, архитектуру, искусство;
  • Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют;
  • Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей);
  • Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях;
  • Развитие индивидуального образа мышления, без чужих стереотипных влияний, отсутствие свойственного многим коллективам «стадного инстинкта »;
  • Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, что особенно важно, если она принадлежит к какой-либо религиозной общине или этническому меньшинству;
  • Исключается постороннее влияние на религиозные взгляды и убеждения, а также их критика и высмеивание;
  • Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.

Минусы хоум-скулинга


  • Дефицит общения со сверстниками. Многие могут возразить: но ведь малыш не удален из социума полностью, не сидит в четырех стенах, а общается с друзьями, соседями, ходит в магазины, посещает спортивные секции, другие общественные места. Это действительно так, но в таких ситуациях он выбирает для общения только приятных и симпатичных ему людей, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые, само собой, неизбежны во взрослой жизни);
  • Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму;
  • Родитель, который контролирует сына или дочь, должен быть очень организованным и твердым человеком, ведь он несет ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Не каждый взрослый способен грамотно, профессионально и эффективно организовать обучение детей вне школы;
  • К сожалению, родители не всегда могут профессионально обучить, ответить на все вопросы сына или дочери. Это возможно только в том случае, если взрослый обладает блестящими знаниями школьной программы (а это, согласитесь, явление редкое), широким кругозором и потрясающей эрудицией;
  • То, что могут дать ребенку 12-15 школьных учителей, не в состоянии дать один родитель, какими бы знаниями, мудростью и опытом он ни обладал;
  • Ребенок понимает, что он «не такой, как все », в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни. В собственной семье он привыкает к повышенному вниманию, любви, ощущает себя нужным, важным и незаменимым человеком, а попав в высшее учебное заведение, на работу или в армию, сталкивается в суровой реальностью, в которой он совершенно безразличен окружающим;
  • Дороговизна. Методические пособия, учебники, оплата услуг частных преподавателей (а они, скорее всего, понадобятся) обойдутся родителям недешево;
  • Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное », учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие. Взрослые, выступающие против хоум-скулинга, утверждают, что на «пальцах » объяснить это дома невозможно.

Переводить ли сына или дочь на домашнее образование, конечно же, решать только родителям. Можно, к примеру, организовать «домашнюю школу » не во время учебного года, а в последний месяц летних каникул и оценить собственные силы и понаблюдать за реакцией чада.