Обучение по программе подготовки специалистов среднего звена.

1. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом . В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Вопросы и ответы

Вопрос: Поясните, пожалуйста, отличия среднего профессионального образования, которое направлено на подготовку рабочих и служащих на базе имеющегося образования не ниже основного общего или среднего общего образования, от профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. (Светлана Иванова)

Согласно ст. 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование – это начальный уровень профессионального образования, имеющий целью подготовку 1) квалифицированных рабочих и служащих 2) специалистов среднего звена. Для этого предусмотрены (ст. 12) два вида образовательных программ среднего профессионального образования –1) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;2) программы подготовки специалистов среднего звена.
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение предполагает приобретение необходимой компетенции, но не сопровождается изменением уровня образования.
Программы профессионального обучения разрабатываются на основе квалификационных требований (профессиональных стандартов). В настоящее время приказами Минтруда России утверждено более 180 профессиональных стандартов.
Согласно ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лица, осваивающие программы среднего профессионального образования, являются студентами, а лица, осваивающие программы профессионального обучения – слушатели.
Разница в правовом статусе среднего профессионального образования и профессионального обучения проявляется также в том, что согласно ст. 60
получение среднего профессионального образования подтверждается документом об образовании - дипломом о среднем профессиональном образовании, в то время как по итогам освоения программ профессионального обучения выдается документ о квалификации, который подтверждаетприсвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Тем самым профессиональное обучение по своим юридическим характеристикам ближе к дополнительному профессиональному образованию, поскольку не сопровождается изменением уровня образования.Более того, профессиональное обучение осуществляется по следующим программам: 1) программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, 2) программы переподготовки рабочих, служащих, 3) программы повышения квалификации рабочих, служащих.
Профессиональное обучение может осуществляться лишь по тем профессиям рабочих и должностей служащих, которые указаны в приказеМинобрнауки России от 02.07.2013 N 513"Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение".
Таким образом, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, а профессиональное обучение – самостоятельный вид образования, не относящийся ни к профессиональному образованию, ни к дополнительному образованию.

DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-76-86

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Зуева АН, Рябков ОА.

МИРЭА - Российский технологический университет

119454, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 78, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы и проблемы системы образования г. Москвы. Авторами проанализирован процесс развития и состояние системы образования на разных уровнях г. Москвы к 2018 г. Для аргументации изложенных положений использован большой современный статистический и аналитический материал. В заключении авторами сформулированы тенденции для будущего развития системы образования г. Москвы за счёт повышения качества столичного образования: обеспечения квалифицированными кадрами, современной ресурсной базой, качественными образовательными программами и соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.

Ключевые слова: система образования, концепция непрерывного образования, школы-комплексы, слияние вузов, ресурсное обеспечение вузов.

THE ANALYSIS OF THE SYSTEM OF GENERAL, SECONDARY AND HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN MOSCOW

A. Zuyeva, O. Ryabkov

MIREA - Russian Technological University

78, Vernadsky ave, Moscow, 119454, Russian Federation

Abstract. The article deals with the problems of the education system in the city of Moscow. Using big statistical and analytical data the authors have analyzed the development and current state of the Moscow city education system at different levels up to 2018. In conclusion, the following trends to improve the quality of the Moscow city education system have been suggested: highly qualified staff provision and modern resource base support, quality educational programs and correspondence between educational services and labor market.

Key word: education system, life-long education, school complexes, merger of universities, resource support of universities.

Системы образования по своей структуре являются динамичными системами: их относительная стабильность время от времени приводит к разной степени отставания от запросов общества. От правильности и своевременности реализации государственных программ и реформ в области образования зависит дальнейшее развитие страны (экономики, техники, культуры и т. д.). Переход и постоянное непрерывное "погружение" страны (как и всего мира) в информаци-

© CC BY Зуева А.Н., Рябков О.А., 2018.

онное общество, где ключевыми являются процессы создания и распространения новых знаний, неизбежно потребовали от российского образования существенных преобразований, которые продолжаются уже не первое десятилетие.

В настоящее время система образования в Российской Федерации продолжает претерпевать изменения, касающиеся вопросов структуры организационного взаимодействия, содержания учебных программ, подходов к обучению и мн. др. Если первая волна реформ была связана с внедрением двухуровневой системы высшего образования ("бакалавриат - магистратура"), то на сегодняшний день реформы захватывают все уровни образования, включая дошкольное, общее, среднее и высшее профессиональное. Мегаполис РФ, Москва, в проводимых реформах становится одним из пионеров "нового образования", реализующего концепцию непрерывного образования . В условиях реформ последних лет становится актуальным анализ результатов реализации государственных программ в области образования на территории г. Москвы с целью прогнозирования тенденций развития образования.

Согласно государственной программе города Москвы «Развитие города Москвы («Столичное образование») на 2012-2018 годы» основными факторами, определяющими состояние системы образования в Москве, являются доступность образовательных услуг, их качество и кадровый состав работников сферы образования . Таким образом, можно определить основные направления для анализа системы образования Москвы с учётом структуры (уровней) образования в РФ (рис. 1).

Программы подготовки специалистов среднего звена

(4 курса обучения)

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

; Общее образование

j Дошкольное образование

Уровни образования РФ

Доступность образовательных услуг для детей и молодежи в городе Москве, включая состояние сети государственных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение

Состав и качество услуг, предоставляемых образовательными организациями различных гипов и форм собственности

Кадровый состав педагогических, руководящих работников и других работников сферы образования

Показатели для анализа

Рис. 1. Уровни образования и параметры анализа системы непрерывного образования

в г. Москве

При анализе параметра доступности образовательных услуг в программе на 2012-2018 гг. было отмечено неравномерное распределение общеобразовательных школ по территории г. Москвы. В программе данный факт приводится как обоснование для реорганизации образовательных учреждений г. Москвы, одним из результатов которой стало повсеместное образование школ-комплексов.

Школы-комплексы предоставляют образовательные услуги в сфере дошкольного, общего, дополнительного и даже среднего профессионального образования, что позволяет обучающемуся более плавно переходить между уровнями дошкольного и школьного образования. Для более точной оценки проводимых изменений обратимся к официальной статистике (табл. 1).

Таблица 1

Число организаций начального, основного, среднего общего образования и численность обучающихся за период 2011-2017 гг. (источники данных )

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число организаций, в том числе государственные, негосударственные 1 687 1 727 1 683 1 500 864 854 854

1 568 1 588 1 551 1 371 733 712 704

119 139 132 129 131 142 150

Численность обучающихся (очное обучение), тыс. чел.: в том числе 790,2 822,1 836,6 859,1 896,8 863,4 895,8

в государственных, в негосударственных 774,1 805,3 820,0 841,6 877,8 846,9 877,3

16,1 16,8 16,6 17,5 18,9 16,5 18,4

За период проведения государственной программы количество государственных общеобразовательных организаций сократилось почти вдвое. В то же время количество обучающихся в государственных школах возросло почти на 12%. Очевидно, что это стало возможно благодаря упомянутому "укрупнению" школ. Одновременно с сокращением численности государственных образовательных учреждений (ГОУ) уровня общего образования наблюдается рост негосударственных (НОУ) (частных) школ. Однако, как видно на рис. 2, несмотря на то, что частные школы составляют 18% от общего числа школ г. Москвы, обучается в них всего 2% от общего числа московских школьников. Численность обучающихся - не единственный фактор, отражающий реальное распределение "мощностей" образования между частными и государственными школами. Обратимся к другому фактору системы образования - кадровому составу работников общеобразовательных организаций (рис. 2).

Соотношение ч ислен ности обучи ОЩИХС л Соотношение численности работников

среднего ОО // МИРЭА: [сайт]. URL: https://www.mirea.ru/about/history-of-the-university (дата обращения: 17.05.2018).

3. Москва в 2010-2016 гг.: краткий статистический справочник. М.: Мосгорстат., 2017.

4. Образование в России - 2011: статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2011. 580 с.

5. Рябков О.А. Кластерный подход к управлению образовательными некоммерческими

организациями и оценка его эффективности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2015. № 4. С. 93-98.

6. Рябков О.А. Организационно-экономическое развитие некоммерческих организаций

в условиях реализации концепции непрерывного образования: автореф. дис. ... док. экон. наук. М., 2013. 51 с.

7. Смирнова А. Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнау-

ки? // Накануне.ру. URL: https://www.nakanune.ru/articles/113950 (дата обращения: 17.05.2018).

8. Статистические данные: сводные отчёты, основные показатели ВПО, СПО, ОО, ДО по

субъектам РФ за 2014-2017 гг. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/министерство/статистика (дата обращения: 17.05.2018).

1. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy "Razvitie obrazovaniya goroda Moskvy ("Stolichnoe obrazovanie") na 2012-2018 gody" . Moscow, 61 p.

2. . In: MIREA

Available at: https://www.mirea.ru/about/history-of-the-university (accessed: 17.05.2018).

3. Moskva v 2010-2016gg.: . Moscow, Mosgorstat Publ., 2017. 70 p.

4. Obrazovanie v Rossii - 2011 . Moscow, MSUPI Publ., 2011. 580 p.

5. Ryabkov O.A. . In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika , 2015, no. 4, pp. 93-98.

6. Ryabkov O.A. Organizatsionno-ekonomicheskoe razvitie nekommercheskikh organizatsii v usloviyakh realizatsii kontseptsii nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... dok. ekon. nauk . Moscow, 2013. 51 p.

7. Smirnova A. . In:

Nakanune.ru. Available at: https://www.nakanune.ru/articles/113950 (accessed: 17.05.2018).

8. . In: Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF . Available at: https://MMHo6pHayKM.p^/MMHMCTepcTBo/craTMCTMKa (accessed: 17.05.2018).

Зуева Анна Николаевна - кандидат экономических наук, заведующая кафедрой прикладной и бизнес-информатики МИРЭА - Российского технологического института;

e-mail: [email protected]

Рябков Олег Анатольевич - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и инновационного предпринимательства МИРЭА - Российского технологического института; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Anna N. Zuyeva - PhD in Economics, head of the Department of Applied and Business Informatics, MIREA - Russian Technological University; e-mail: [email protected]

Oleg A. Ryabkov - Dr. of Economics, professor at the Department of Economics and Innovative Entrepreneurship, MIREA - Russian Technological University; [email protected]

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ Зуева А.Н., Рябков О.А. Анализ системы общего, среднего и высшего профессионального образования города Москвы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 3. С. 76-86. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-76-86

Zuyeva A.N., Ryabkov O.A. The Analysis of the System of General, Secondary and Higher Professional Education in Moscow. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2018, no. 3, рр. 76-86. DOI: 10.18384/2310-6646-2018-3-76-86