Окончания по падежам. Правописание падежных окончаний имен существительных

Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.

Правописание падежных окончаний имен существительных

Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.

Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:

Падеж I склонение II склонение III склонение
окончания примеры окончания примеры окончания примеры
Именительный -а, -я вода , юноша , земля , -о, -е человек, дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
Родительный -ы, -и воды , юноши , земли -а, -я человека , дома , окна , решения ночи , лжи , дочери
Дательный воде , юноше , земле -у, -ю человеку , дому , окну , решению ночи , лжи , дочери
Винительный -у, -ю воду , юношу , землю ,-а, -я, -о, -е человека , дом, окно , решение ночь, ложь, дочь
Творительный -ой (-ою),
-ей (-ею)
водой , юношей , землей -ом, -ем человеком , домом , окном , решением -ью ночью , ложью , дочерью
Предложный о воде , о юноше , о земле -е, -и о человеке , о доме , об окне , о решении о ночи , о лжи , о дочери

Падежные окончания существительных во множественном числе

Падеж I склонение II склонение III склонение
окончания примеры окончания примеры окончания примеры
Именительный -ы, -и горы ,

дороги ,

дяди

-а, -я, -ы, -и озера , столы , кони , ученики степи , печи , лани
Родительный , гор, -ов, -ей, озер, столов , коней , учеников -ей степей , печей , ланей
Дательный -ам, -ям горам ,

дорогам ,

дядям

-ам, -ям озерам , столам , коням , ученикам -ям, -ам степям , печам , ланям
Винительный -ы, -и, горы ,

дороги ,

-а, -я, -ы, -и, ей, -ов озера , столы , коней , учеников -и, -ей степи , печи , ланей
Творительный -ами, -ями горами ,

дорогами ,

дядями

-ами, -ями озерами , столами , конями , учениками -ами, ями степями , печами , ланями
Предложный -ах, -ях о горах ,

о дорогах ,

о дядях

-ах, -ях об озерах , о столах , о конях , об учениках -ах, -ях о степях , о печах , о ланях

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:

  • Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
  • Определите тип его склонения.
  • Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение Проверочное слово Примеры
1 склонение стена корона (стене /короне – Д. п.)
2 склонение стол рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.)
3 склонение степь мышь (о степи /о мыши – П.п.)
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия путь (для Р. п., Д. п., П. п.) время (пути /времени – Р. п.)

изумление (о пути /о изумлении – П.п)
Германия (пути /Германии – Д. п.)

У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

2. Закрепляем изученное

Рассуждаем так:

Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

Рассуждаем так:

Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

Рассуждаем так:

Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

Домашнее задание

Задание №1

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Задание №2

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).

Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний или возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание –ы (-и) , а в формах дательного и предложного - е:

2. Существительные , оканчивающиеся на -ия (армия, се­рия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Эти слова не следует путать с существительными на -ья , (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание : Марье, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.

3.Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е.

4. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:

Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
Д. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
П. (О) груст-и (К) ноч-и
(Во) рж-и
(В) тиш-и

5. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и :

6. Имена собственные, называющие населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино образуют особую форму творительного падежа единственного числа по образцу существительных второго склонения и имеют окончание -ом : Кашином, Калинином, Бородином. Эти слова не следует путать с именами собственными, называющими русские фамилии (Кашин, Калинин, Бородин), которые в форме творительного падежа имеют окончание -ым : Кашиным, Калининым, Бородиным.

7. Существительные типа часовой, столовая, мороженое, трудящийся, образованные от прилагательных и причастий, изменяются по образцу качественных прилагательных. Существительные типа лесничий, ничья, третье -ий- (типа лисий, волчий). Фамилии типа Смирнова, Орлова, Голубева - по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом-ое- (типа сестрин, отцов).

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и -ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложнм падеже единственного числа имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , например: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии .

При наличии вариантов на -ие и -ье , -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – ; например: вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье .

В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на -ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг – в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на -ье : забытьё – в забытьи? .

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание -е . Перечень таких слов: змий – о зми-е, кий – о ки-е (вариант: о кие- ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие.

У немногих существительных на -ие , -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии , но: остриё – на острие, об острие, Зия, Алия, Зульфия (личные имена) – о Зие, об Алие, к Зульфие, Кызыл-Кия- (город) – в Кызыл-Кие .

Падежные окончания существительных во множественном числе

1. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на -а(-я) употребляются:

1) у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава;

3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы ("самец свиньи") - борова ("часть дымохода"), корпусы ("туловище человека или животного") - корпуса ("здание", "войсковая единица"), лагери ("общественно-политические группировки") - лагеря ("временная стоянка"), мехи ("механизм для нагнетания воздуха", "емкость для вина") - меха ("выделанная шкура зверя"), образы ("обобщенное представление") - образа (то же, что икона), ордены ("организация с определенным уставом") - ордена ("знак отличия"), пропуски ("что-нибудь пропущенное, недосмотренное") - пропуска ("документ на право входа куда-либо"), соболи ("пушной зверек") - соболя (мех соболя"), токи ("движение электрического заряда в проводнике") - тока ("место токования птиц", "площадка для молотьбы"), тоны ("музыкальный звук") - тона ("оттенок цвета по яркости, колориту"), тормозы (перен. "препятствие в развитии чего-либо") - тормоза ("устройство для замедления или остановки движения"), учители ("глава учения") -учителя ("преподаватель"), хлебы ("продукт, выпекаемый из муки") - хлеба ("злаки на корню"), цветы ("цветущее растение") - цвета ("окраска, световой тон").

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а(-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья, клоки – клочья.

Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков ), эполет (но: рельсов );

2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на -н и -р): (образ жизни) англичан , армян , башкир , болгар , бурят , грузин , лезгин , осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган ; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов ;

3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар ("средневековый воин"), улан , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) - форма на -ов: (пять) гусаров, кирасиров ; формы гардемарин - гардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров , саперов , также мичманов ;

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микрон - микронов , ом - омов, рентген - рентгенов , грамм - граммов , килограмм - килограммов , карат - каратов ; а также формы на ов: кулонов кулон ), ньютонов ньютон ), эргов (и эрг), динаров , гектаров .

Как нормативные в языке используются следующие формы на ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов ; но: баклажан - баклажанов .

2. У существительных женского рода, оканчивающихся на -а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

Существительные женского рода на -ия (армия , линия ) и на -ья (если ударение не падает на окончание: певунья , хохотунья -ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий, аудиторий, пародий, фамилий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость ), колдуний , оладий (оладья ), певуний , плясуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, эскадрилий.

Существительные на ударяемое -ья (скамья ) в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): бадей (бадья ), ладей , полыней, свиней, семей, статей ; также судей (судья ). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней, пригоршней, саклей, свечей .

У существительных женского рода на -ня (вишня , спальня ) в родительном падеже ь не пишется (окончание нулевое): боен (бойня ), вишен , колоколен , купален , спален .

Исключения : барышень, боярышень, деревень, кухонь , а также яблонь (от яблоня ); но: яблоней (от яблонь ).

Нормативными являются формы родительного падежа множественного числа: вафель, домен, кочерёг, кровель, нянь, оглобель (и оглоблей), простынь (и простыней), розог, свадеб, сплетен, усадеб (и усадьб ).

Существительные среднего рода на -ие (издание , удивление ) и на -ье (ожерелье , предгорье ) в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний, переживаний, приглашений, притязаний, разочарований, состязаний, формирований; кочевий (кочевье), надгробий, побережий, предместий, угодий.

Существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё), питей - малоупотр. (питьё ).

Исключение : копий (копье ).


Существительные дверь, дочь, лошадь в творительном падеже оканчиваются на -ьми: дверьми , дочерьми , лошадьми (форма на -ями - устарелая). Существительные кость, плеть в творительном падеже оканчиваются на -ями : костями , плетями (форма на -ьми встречается только в устойчивом сочетании лечь костьми ).

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (типа грабли , ножницы ), имеют нормативную форму родительного падежа: заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, пантов; нападок, ножниц, панталон, потемок, сумерек, шаровар; будней (реже буден), дровней, яслей ; см. также: выкрутасов, грабель (реже граблей ), рейтуз .

Окончания существительных после суффиксов

После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е, а у существительных женского рода - окончание -а: арбуз-ищ-е , басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание : заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища .

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка;

2) окончание у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко, рублишко, сараишко, заборишко.

После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание , у существительных среднего рода - окончание : верзи-л-а, воротила, заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило.

После суффикса -иц- у существительных среднего рода пишется окончание : варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (ср.: пальтецо, ружьецо ).

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

Для преодоления ошибок в написании окончаний имен существительных необходимо помочь учащимся полностью разобраться в правилах изменения этой части речи.

Имена существительные изменяются по числам и по падежам, или склоняются. Существует три типа склонений имен существительных, для которых характерны разные падежные окончания как в единственном, так и во множественном числе.

К 1-му склонению относятся все имена существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа окончания -А, -Я. В основном это имена существительные женского рода (МАМА, ВОДА, ВОЛЯ) и лишь очень небольшое число существительных мужского рода (ЮНОША, ДЕДУШКА, ДЯДЯ и ряд мужских имен, оканчивающихся на -А, -Я: ЮРА, ВОЛОДЯ, СЕРЕЖА, ТОЛЯ, КОЛЯ, ПЕТЯ, ФЕДЯ, БОРЯ, ВАНЯ и др.).

Ко 2-му склонению относятся все остальные имена существительные мужского рода, не имеющие окончаний в именительном падеже (СТОЛ, МЕЧ, КОНЬ), а также все имена существительные среднего рода (ОКНО, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, МОРЕ).

К 3-му склонению относятся все имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (МЫШЬ, НОЧЬ, ДВЕРЬ, СОЛЬ). Приведем падежные окончания имен существительных всех трех склонений. В дальнейшем к этой таблице нам придется обращаться неоднократно.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

И. Кто? Что?

Роза

Дядя

Море

Мышь

Р. Кого? Чего?

домА

морЯ

Д. Кому? Чему?

домУ

морЮ

В. Кого? Что?

розу

дядю

морЕ

мышь

Т. Кем? Чем?
П. О ком? О чем?

Как видим, вариантов окончаний здесь много. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку не запутаться во всем этом многообразии и научить его четко разграничивать те окончания, которые он чаще всего смешивает на письме. На правописании остальных окончаний его внимание можно не фиксировать.

Если внимательно посмотреть на подчеркнутые слова, то мы увидим, что в именительном и винительном падежах всех трех склонений правописание окончаний не вызывает никаких сомнений: они слышны ясно и пишутся так, как слышатся. То же самое можно сказать о родительном и дательном падежах второго склонения (существительные ДОМ, МОРЕ). Поэтому обратимся лишь к «сомнительным», смешиваемым учащимися окончаниям родительного и дательного падежей 1-го и 3-го склонений и предложного падежа всех трех склонений. (Окончания творительного падежа будут рассмотрены отдельно, поскольку они не смешиваются с окончаниями этих трех падежей).

Первое, что необходимо сделать при разборе приводимых ниже конкретных примеров склонений — это убедить ребенка в одинаковости окончаний любых имен существительных в каждом определенном падеже определенного склонения. Это поможет ему понять, что никаких случайностей здесь нет и что твердое знание правил склонения имен существительных полностью гарантирует от ошибочного написания их окончаний. Кроме того, нужно обратить внимание ученика колледжа или школы на одинаковость некоторых падежных окончаний у имен существительных разных склонений, что значительно облегчит ему усвоение этого материала. Привлечение ребёнка к музыке способствует развитию языка и речи.

Обратимся к конкретным примерам смешиваемых Детьми падежных окончаний.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
Р. Кого? Чего?
Д. Кому? Чему?
П. О ком? О чем?
розЫ
розЕ о розЕ
дядИ
дядЕ
одядЕ

О домЕ

мышИ
мышИ
о мышИ
Р.
Д.
П.
рекИ
рекЕ
о рекЕ
рукИ
рукЕ
о рукЕ

О котЕ

тишИ
тишИ
о тишИ
Р.
Д.
П.
лужИ лужЕ
о лужЕ
банИ
банЕ
о банЕ

О стулЕ

вещИ
вещИ
о вещИ
Р.
Д.
П.
веткИ веткЕ
о веткЕ
сеткИ
сеткЕ
о сеткЕ

О тигрЕ

дверИ
дверИ
о дверИ
Р.
Д.
П.
вилкИ вилкЕ
о вилкЕ
ложкИ ложкЕ
о ложкЕ

О камнЕ

речИ
речИ
о речИ

Поможем ребенку разобраться в приведенных примерах. Как видим, в родительном падеже во всех трех склонениях пишется только И или Ы (нет розЫ, дядИ, мышИ и т. д.) » никогда не бывает окончания Е. Для лучшего зрительного запоминания окончаний этого падежа ниже приведены слова, употребленные только в родительном падеже. Попросите ребенка прочитать их не по столбикам, а по строчкам (рекИ, рукИ, тишИ, глушИ...), поскольку каждая из строчек дана в легко запоминающемся ритме.


Окончания этого падежа помогут запомнить и такие две строчки:
Нет ни рекИ, ни лужИ и ни мышИ.
Падеж родительный. Здесь И всегда мы пишем.

Важно также объяснить учащимся, что с родительным падежом чаще всего употребляются предлоги У (ВОЗЛЕ, ОКОЛО), ОТ, ДЛЯ, ИЗ .

Уже само по себе наличие этих предлогов при именах существительных должно помочь в «узнавании» родительного падежа и выборе соответствующих окончаний (при названных предлогах не может |быть окончания Е, поэтому нужно писать «У клеткИ», а не «У клетке»; «ОТ клеткИ», а не «ОТ клетке», «ДЛЯ клеткИ», а не «ДЛЯ клетке», «ИЗ клеткИ», а не «Из клетке»).
Для лучшего усвоения употребляемых с родительным падежом предлогов приводим легко запоминающиеся примеры.

Был У тётИ и У дядИ,
Шёл ОТ тётИ и ОТ дядИ,
Пел ДЛЯ тётИ и ДЛЯ дядИ.

Был У сестрЫ,
Шёл ОТ сестрЫ,
Пел ДЛЯ сестрЫ.

Был У мамЫ,
Шёл ОТ мамЫ,
Пел ДЛЯ мамЫ.

Достань ДЛЯ ЗинЫ
Гриб ИЗ корзинЫ.

Поешь ИЗ тарелкИ, ИЗ мискИ, ИЗ плошкИ.
Свяжи мне ИЗ шерстИ носочки ДЛЯ кошкИ.

В дательном падеже в существительных 1-го склонения всегда пишется окончание Е (подошел к розЕ, к дядЕ), тогда как в существительных 3-го склонения — И (подошел к мышИ, к ночИ).

В дательном падеже
Пишется буква Е,
Однако мы И напишем,
Когда подойдём мы к МЫШИ.

С дательным падежом чаще всего употребляется предлог «К», одно наличие которого говорит о необходимости написания в этом случае окончания Е, что, однако, не распространяется на имена существительные 3-го склонения, имеющие в этом падеже окончание И.

Шел я К рощЕ, К рекЕ, К полянЕ,
Шел К волчицЕ, К лисЕ, К обезьянЕ,
Но шел К печИ, К насыпИ, К мышИ.
Почему же здесь «И» мы пишем?

В предложном падеже в именах существительных 1-го и 2-го склонения пишется окончание Е (вспоминал о розЕ, о дядЕ, о домЕ), тогда как в существительных 3-го склонения и в этом падеже всегда пишется И (думал о ланИ, о мышИ).

В предложном падеже
Также пишется Е,
Но снова мы И напишем,
Коль речь поведём о МЫШИ.

Предложный падеж чаще всего употребляется с предлогами О, В, НА:

0 домЕ, о школЕ, о полЕ
В домЕ, в школЕ, в полЕ
На домЕ, на школЕ, на полЕ.

В копотИ, в обувИ, в прорубИ.

В городЕ, но в прорубИ,
В комнатЕ, но в обувИ.

Необходимо обратить внимание детей и на то, что некоторые существительные мужского рода, употребляемые с предлогами В и НА, Игредложном падеже имеют окончание У (в шкафУ, на полУ).

Во ртУ, во рвУ, в шкафУ, в углУ.
На лугУ, на шкафУ, на снегУ, на полУ.

Деревья В лесУ,
Одежда В шкафУ,
Веник В углУ,
Метла НА полУ.

Сено В стогУ,
Стог НА лугУ,
Луг НА берегУ,
Берег В снегУ.

Таким образом, существительные 3-го склонения сразу в трех падежах (родительном, дательном и предложном) имеют окончание И:

Говоря о МЫШИ,
Всюду И мы пишем:
Нет у нас мышИ,
Подходим мы к мышИ
И помним о мышИ.

Естественно, что слово МЫШЬ здесь взято чисто условно, как символ для обозначения всех существительных 3-го склонения, оканчивающихся на мягкий знак (НОЧЬ, РЕЧЬ, ДВЕРЬ и др.).
Важно специально привлечь внимание детей к тому, что в существительных мужского рода, также оканчивающихся на мягкий знак (КОНЬ, ОЛЕНЬ), но относящихся не к 3-му, а ко 2-му склонению, в предложном падеже пишется Е: о конЕ, об оленЕ, о тюленЕ, о селез-нЕ. По этой причине следует писать: думаю о ленИ, о ланИ, но думаю об оленЕ, о тюленЕ.

В склонении третьем, там, где МЫШЬ и ЛЕНЬ,
В трёх падежах мы пишем букву И.
Скажи, сюда подходит ли ОЛЕНЬ?
Внимательно ещё раз посмотри!

Для лучшего запоминания (в том числе и зрительного) окончаний родительного, дательного и предложного падежей приводим ряд однотипных примеров:

Р. Был я у тётИ
Д. Цветы дарил тётЕ
П. И думал о тётЕ.

Р. Был я у дядИ,
Д. Письмо писал дядЕ
П. И помнил о дядЕ.

Р. Давно я не видел сестрЫ
Д. Решил я поехать к сестрЕ
П. Потом вспоминал о сестрЕ.

Р. Скучал я без бабушкИ
Д. Поехал я к бабушкЕ
П. И думал о бабушкЕ.
Но:
Р. Нет ещё ночИ
Д. Дело к ночИ
П. Думал о ночИ.

Р. Не видел я ланИ
Д. Приблизился к ланИ
П. Подумал о ланИ.