Организация работы библиотеки поселения. Деятельность сельских библиотек на современном этапе

Документ

Им в своей деятельности по организации библиотечного обслуживания населения . 1. Основные положения Библиотечное обслуживание населения Кемеровской области базируется на...

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРИОД АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ 1

    Документ

    В сфере библиотечного обслуживания , заключается в изменении традиционного порядка организации библиотечного обслуживания населения , поскольку сложившаяся централизованная система организации библиотечного обслуживания не...

  • РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2003 ГОДА №131 «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Закон

    Потенциала библиотек поселения. 2. Организация библиотечного обслуживания населения муниципального образования При организации библиотечного обслуживания населения муниципального образования предлагаем использовать...

  • УТВЕРЖДЕН Стандарт качества муниципальной услуги «Организация библиотечного обслуживания населения комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа»

    Закон

    Услуг в организации библиотечного обслуживания населения , комплектования библиотечных фондов библиотек городского... контроль качества организации библиотечного обслуживания населения , комплектования библиотечных фондов библиотек городского...

  • Областной закон об организации библиотечного обслуживания населения

    Закон

    ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ... по вопросам организации библиотечного обслуживания населения Ленинградской области, обеспечивающим развитие библиотечного дела, ...

  • УТВЕРЖДАЮ

    Директор Муниципального бюджетного учреждения культуры

    «Централизованная библиотечная система

    Яльчикского района Чувашской Республики»

    Л.А.Зайцева

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА ЯЛЬЧИКСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

    КУШЕЛГИНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ

    1. Общие положения

    1.2. Библиотека в своей деятельности руководствуется федеральными законами и законами Чувашской Республики «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре документов»и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Чувашской Республики, Яльчикского района, Уставом МБУК «ЦБС Яльчикского района», настоящим Положением.

    1.3. Библиотека создана в целях организации библиотечного обслуживания населения Яльчикского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики (далее - поселение).

    2. Основные направления, цели и предмет деятельности Библиотеки

    2.1. Библиотека является некоммерческой организацией, общедоступным информационным и культурно-просветительским учреждением. В своей деятельности руководствуется принципами гуманизма, соблюдает равенство прав всех граждан, общественных объединений и конфессий.

    2.2. Предметом деятельности Библиотеки является библиотечное обслуживание населения с учетом потребностей и интересов различных социально-возрастных групп, предоставление муниципальных услуг в сфере библиотечного дела.

    2.3. Основными целями деятельности Библиотеки являются:

    Создание условий для реализации прав человека на свободный доступ к информации;

    Приобщение к ценностям культуры, науки, образования;

    Осуществление библиотечно-информационного обслуживания населения с учетом его потребностей и интересов, а также местных традиций.

    2.4. Основными видами деятельности Библиотеки являются:

    Формирование библиотечного фонда с учетом информационных потребностей и культурных запросов населения, в том числе специализированного краеведческого фонда, обеспечение его сохранности, аккумулирование информационных ресурсов по проблемам развития различных сфер жизнедеятельности поселения;

    Предоставление изданий библиотечного фонда во временное пользование физическим и юридическим лицам, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Сбор, хранение и предоставление населению нормативно-правовых документов, официальных решений, принимаемых органами местного самоуправления;

    Информационно-библиографическое обслуживание и оказание консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, обеспечение оперативного доступа к ресурсам других библиотек и информационных систем с использованием Интернет технологий, электронной почты, межбиблиотечного абонемента;

    Осуществление приоритетного справочно-информационного обслуживания руководителей органов местного самоуправления, организация дней информации, дней муниципальных служащих по актуальным вопросам;

    Содействие патриотическому воспитанию населения, повышению его культурного уровня, развитие интереса к чтению, распространение историко-краеведческих знаний;

    Участие в реализации местных целевых программ для различных социальных групп населения: детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, этнических групп и других;

    Разработка инновационных библиотечных проектов;

    Предоставление пользователям дополнительных сервисных услуг в соответствии с Перечнем платных услуг ЦБС;

    Проведение культурно-просветительских и образовательных мероприятий: литературных вечеров, встреч, презентаций, конкурсов и иных культурных акций, организация читательских любительских объединений по интересам, внедрение современных форм обслуживания читателей;

    Ведение учета библиотечного фонда в соответствии с российскими и региональными нормативно-правовыми документами, обеспечение его сохранности и эффективного использования.

    2.5. Библиотека вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, не являющиеся видами основной деятельности, в соответствии с Уставом ЦБС.

    3. Финансирование и имущество Библиотеки

    3.1. Библиотека функционирует за счет средств, выделяемых из бюджета Яльчикского района по нормативу финансовых затрат на предоставление библиотечных услуг жителям поселения, внебюджетных средств и иных не запрещенных законодательством источников.

    3.2. Библиотека вправе использовать выделяемые ей средства только в строгом соответствии с их целевым назначением.

    3.3. ЦБС осуществляет организацию подписки на периодические издания, приобретение новых книг для библиотечного фонда Библиотеки, оборудования, необходимого для оказания библиотечных услуг жителям поселения.

    3.4. Яльчикский муниципальный район осуществляет финансирование содержания зданий, включая расходы на коммунальные услуги, освещение, охрану, текущий ремонт и прочие расходы.

    3.5 Финансовые операции Библиотеки производит МБУ «Централизованная бухгалтерия» Яльчикского района Чувашской Республики».

    3.6. Библиотека наделяется имуществом, необходимым для осуществления ее деятельности (зданием, помещением, книжным фондом, библиотечным оборудованием, техническими средствами: телефоном, компьютером, принтером, сканером, модемом, теле- и видеоаппаратурой, ксероксом и др.).

    3.7. Библиотека обязана эффективно и строго по целевому назначению использовать закрепленное движимое и недвижимое имущество и обеспечивать его сохранность.

    4. Организация работы и управление Библиотекой

    4.1. Порядок формирования, вопросы организации и деятельности Библиотеки определяются Уставом ЦБС и настоящим Положением.

    4.2. Директор ЦБС:

    Осуществляет расчет численности штата библиотечных работников, утверждает структуру, штатное расписание, положение, правила пользования, прейскурант услуг, оказываемых на платной основе и другие документы, регламентирующие деятельность Библиотеки;

    Осуществляет контроль за соответствием деятельности Библиотеки законодательству Российской Федерации и учредительным документам, выполнением утвержденных планов;

    Назначает и освобождает от должности работников Библиотеки, заключает с ними трудовой договор в порядке, установленном трудовым законодательством;

    Обеспечивает выполнение технологических процессов, связанных с комплектованием, учетом и обработкой книжного фонда, формированием единого каталога, справочно-библиографического аппарата, информатизацией библиотечных процессов, статистической отчетностью;

    Осуществляет иные полномочия в рамках своей компетенции.

    4.3. Заведующий Библиотекой:

    Осуществляет библиотечно-информационное обслуживание населения;

    Участвует в реализации местных целевых программ для различных социальных групп населения, разрабатывает инновационные библиотечные проекты;

    Проводит культурно-просветительские акции и образовательные мероприятия с использованием современных информационных технологий;

    Разрабатывает документацию, регламентирующую деятельность Библиотеки, представляет ее на утверждение в ЦБС;

    Несет персональную ответственность за результаты деятельности Библиотеки и статистическую отчетность;

    Осуществляет координацию и корпоративное взаимодействие с другими библиотеками района.

    Соблюдает правила техники безопасности, противопожарной безопасности и охраны труда.

    Бережно относится к материальным ценностям, находящимся в распоряжении библиотеки, нести ответственность за их сохранность.

    4.4. Библиотека имеет право:

    Самостоятельно планировать свою деятельность и определять перспективы ее развития, исходя из целей, предусмотренных Положением, наличия собственных творческих и хозяйственных ресурсов и перспектив социально-экономического развития сельского поселения;

    Определять по согласованию с директором ЦБС перечень услуг, оказываемых на бесплатной и платной основе в соответствии с правилами пользования Библиотекой, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями Библиотеке, а также стоимость платных услуг и продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    Самостоятельно определять источники комплектования библиотечных фондов;

    Изымать и реализовывать документы из своих фондов по согласованию с директором ЦБС. При этом Библиотека не имеет права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;

    Создавать(любительские клубные и досуговые объединения, но не библиотечные) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    Участвовать в конференциях, стажировках, семинарах по всем видам библиотечной деятельности, которые проводят Чувашский государственный институт культуры и искусств, Национальная библиотека Чувашской Республики, ЦБС.

    6. Учет и отчетность Библиотеки

    6.1. Библиотека осуществляет оперативный учет результатов своей работы, ведет статистическую отчетность по установленной форме.

    6.2. Заведующий Библиотекой несет дисциплинарную, материальную и другую ответственность за искажение государственной отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6.3. Библиотека отчитывается по результатам своей деятельности перед ЦБС, а также по итогам года перед населением.

    Федеральным законом от 31.12.05 № 199-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от06.10.03№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации 7 с местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), в т. ч. расширяющие полномочия муниципальных районов в сфере библиотечного обслуживания. С 1 января 2006 г. вопрос местного значения муниципальных районов в этой сфере закреплен как" организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов" (п. 19 ч. 1 ст. 15).

    Правовой статус межпоселенческой библиотеки

    Внесенные в Федеральный закон № 131-ФЗ изменения ввели новый вид библиотек - межпоселенческие, который, однако, не получил подробного толкования ни в данном Законе, нив Федеральном законе от 29.12.94 № 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон "О библиотечном деле"). В п. 2 ст.4 Закона "О библиотечном деле" регламентирующем библиотечную деятельность в целом, дан закрытый перечень видов библиотек, формируемых учредителями в зависимости от порядка их учреждения и форм собственности.

    Особо оговорен в 3аконе "О библиотечном деле" статус центральных библиотек. В соответствии с данным законом органы местного самоуправления могут присваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральной, при этом согласно ст. 20 Закона "О библиотечном деле":

    • органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки;
    • органы местного самоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего городского округа статус центральной городской библиотеки.

    Однако этот Закон не разъясняет, что подразумевается под термином "межпоселенческая библиотека", введенным Федеральным законом № 131-ФЗ, и какие функции она должна осуществлять.

    Некоторые субъекты РФ рекомендовали органам местного самоуправления своих регионов понимать под межпоселенческой библиотекой централизованную библиотечную систему (ЦБС), действовавшую в рамках бывшего административного района, и осуществить ее перерегистрацию с новым организационно-правовым статусом межпоселенческой библиотеки с библиотеками-филиалами. Однако с данной позицией нельзя согласиться ни по логике Федерального закона № 131-ФЗ, ни по логике Закона "О библиотечном деле".

    Закон "О библиотечном деле "под централизованной библиотечной системой (ЦБС) подразумевает добровольное объединение библиотек в структурно-целостное образование. Следует отметить, что данная формулировка давно отстала от развивающегося муниципального законодательства и новых гражданско-правовых отношений с учетом установления разных уровней муниципальной собственности. Сегодня ЦБС как структурно-целостное образование в форме учреждения представляет собой уже не форму добровольного объединения библиотек, а юридическое лицо с системой филиалов. Гражданский кодекс РФ определяет филиалы юридического лица как подразделения, создаваемые юридическим лицом и наделяемые им имуществом и ресурсами для осуществления функции юридического лица за пределами его месторасположения.

    Таким образом, «добровольное объединение библиотек» ЦБС (в соответствии с формулировкой Закона "О библиотечном деле"), которая в последующем реорганизуется в юридическое лицо в форме учреждения с филиалами, может быть осуществлено только при наличии единого собственника (учредителя). На основании его решения может происходить реорганизация самостоятельных библиотек в форме слияния или присоединения. Например, формирование ЦБС в районах как административно-территориальных единицах до реформы местного самоуправления или городских ЦБС в крупных городах.

    Нельзя говорить о добровольном объединении библиотек при наличии разных собственников (учредителей), т. к. реорганизация самостоятельных библиотек (с понижением их статуса) путем слияния или присоединения возможна только решением собственника или при изменении собственника библиотек в результате заключения различных сделок дарения или иного отчуждения имущества. Однако это не значит, что библиотеки не могут кооперироваться для осуществления различных функций библиотечного обслуживания населения, но данная кооперация будет иметь иные организационно-правовые формы, о которых будет сказано ниже.

    Разграничение полномочий и собственности

    Попробуем проанализировать данный вопрос с двух точек зрения: как следует поступать в сфере библиотечного обслуживания согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ и какая форма предоставления библиотечной услуги экономически выгоднее муниципалитету.

    Библиотечное обслуживание населения поселений с учетом формулировки, данной в п. 11 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, включает:

    • комплектование и организацию библиотечных фондов;
    • организацию учета и сохранения библиотечных фондов;
    • обслуживание населения в стационарных (абонемент и читальный зал) и нестационарных формах (передвижная библиотека, пункт выдачи и т. п.);
    • справочно-библиографическую работу;
    • массовую работу по развитию интереса к чтению и пропаганде художественно-культурного наследия России.

    К межмуниципальным (межпоселенческим) функциям библиотечного обслуживания, осуществляющимся в интересах населения всего муниципального района, а также всех поселенческих библиотек, можно отнести:

    • межбиблиотечный абонемент для населения всего муниципального района;
    • справочно-библиографическое обслуживание библиотек поселений и населения всего муниципального района;
    • информационно-методическое обслуживание библиотек поселений; 0 методическое обеспечение научной организации библиотечных фондов библиотек поселений;
    • методическое обеспечение охраны и сохранения библиотечных фондов библиотек поселений;
    • методическое обеспечение осуществления государственной статистической отчетности библиотеками поселений и другие функции.

    Таким образом, межпоселенческой библиотекой может быть названа библиотека, которая по структуре своих библиотечных фондов, а также ресурсных возможностей (материальных и кадровых) может осуществлять данные межмуниципальные функции в интересах населения всего района, а также в интересах поселенческих библиотек. Такими ресурсами, как правило, обладают центральные библиотеки.

    Второй вопрос касается формы предоставления библиотечной услуги. Здесь следует обратить внимание на тот факт,что предоставление публичных услуг населению является обязательным условием деятельности органов местной публичной власти. При этом основные задачи - это соблюдение условий социально-экономической эффективности, максимальной доступности общественной услуги и ее соответствующее качество.

    Предоставление услуги может осуществляться разными способами:

    • самими органами местного самоуправления (через муниципальные учреждения);
    • закупаться у сторонних организаций;
    • полномочие по предоставлению услуги может быть передано по соглашению другому муниципальному образованию (от поселения к муниципальному району и наоборот);
    • через кооперацию с другими муниципальными образованиями.

    Выбор того или иного способа предоставления услуги зависит от многих факторов: ее социальной значимости, развитости инфраструктуры предложения, объема средств, необходимых для предоставления услуги, кадровой обеспеченности предоставления услуги и др.

    Если услуга должна предоставляться всему населению бесплатно в силу ее социальной значимости или гарантий, установленных государством, то ее целесообразно осуществлять на базе муниципальных учреждений или в форме межмуниципальной кооперации. Передача исполнения полномочия другому муниципальному образованию с субвенцией на его осуществление, рассчитанной с учетом полной стоимости услуги, и тем более ее закупка у других организаций являются более затратными формами.

    Пример

    Федеральное законодательство гарантирует бесплатное потребление услуги по библиотечному обслуживанию всему населению (ч. 2 ст. 5 Закона "О библиотечном деле). В настоящее время расходы на предоставление услуги при передаче полномочий от государства муниципальным образованиям или между поселениями и муниципальными районами рассчитываются по средней стоимости бюджетной услуги, Если поселение имеет инфраструктуру предоставления услуги, то средняя стоимость бюджетной услуги корректируется с учетом различных поправочных коэффициентов. Так определяются общие бюджетные расходы на предоставление услуги. Как правило, данные расчеты значительно ниже реальных затрат, поскольку не учитываю не кредиторскую задолженность учреждений, а также обычно не планируют капитальных расходов и амортизационных отчислений.

    Но такое положение будет существовать не всегда. Как только учреждения получат большую самостоятельность, перейдя в форму автономных некоммерческих учреждений, они будут вынуждены рассчитывать стоимость услуги с учетом всех необходимых затрат. Тогда передача полномочий по объему расходов сравняется с закупкой услуги у сторонних организаций.

    Закупку услуг в условиях всеобщего бесплатного предоставления библиотечной услуги поселениям лучше всего осуществлять в своих муниципальных учреждениях, размещая на их базе муниципальные бюджетные задания. Также следует отметить, что закуп­ку услуг целесообразно осуществлять для приобретения иных услуг, например, ограни­ченному числу потребителей или в случае частичной оплаты потребителем стоимости услуги. Таким образом, и с этой точки зрения для предоставления библиотечной услуги необходимым является исполнение норм Федерального закона № 131 -ФЗ.

    Имущество центральной библиотеки

    При разграничении собственности в сфере библиотечного обслуживания встает большая проблема: что делать с имуществом центральной библиотеки? Этот вопрос возникает там, где в административном центре муниципального района, сохранилась лишь одна крупная универсальная библиотека, которая и является в настоящее время центральной библиотекой района. Таким образом, именно эта библиотека становится камнем преткновения при разделе имущества, т. к. на нее, с одной стороны, возлагаются полномочия по обслуживанию населения административного центра района, а с другой - осуществление межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания.

    При определении статуса центральной библиотеки возможны два варианта решения:

    1. передать ее в собственность поселения, являющегося административным центром муниципального района;
    2. оставить в собственности муниципального района для осуществления межмуниципальных функций и назвать межпоселенческой библиотекой.

    Ни одно из перечисленных решений нельзя назвать абсолютно правильным, т. к. и в том и в другом случае происходит некоторое ущемление прав одного из субъектов, поэтому решение принимается только по соглашению сторон.

    В первом случае (когда центральная районная библиотека становится собственностью поселения - административного центра муниципального района) для осуществления муниципальным районом межпоселенческих (межмуниципальных) функций в области библиотечного обслуживания органы местного самоуправления муниципального района и административный центр муниципального района могут заключить: 6 либо соглашение о передаче полномочий;

    В либо соглашение гражданско-правового характера о приобретении услуги по осуществлению данной центральной библиотекой функций межпоселенческих библиотек.

    Во втором случае (когда центральная библиотека становится межпоселенческой библиотекой) аналогичные соглашения заключаются между органами местного самоуправления, только предметом соглашения становится уже библиотечное обслуживание межпоселенческой библиотекой населения поселения - центра муниципального района.

    Помимо этого, могут быть заключены отдельные договоры (соглашения) между учредителями библиотек поселений и учредителем межпоселенческой библиотеки или учредителем центральной библиотеки, исполняющей межпоселенческие функции , о предоставлении данной библиотекой услуг по комплектованию библиотек поселений, а также услуг обработки новой литературы. Приобретать данные услуги поселенческим библиотекам целесообразно у профессионалов с целью правильной организации библиотечных фондов поселений, которые должны быть организованы с учетом принятой библиотечной классификации, а также для постановки книг на справочно-библиографический учет.

    Финансовое обеспечение полномочий

    Финансовое обеспечение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения должно устанавливаться с учетом минимальных социальных стандартов, принятых на местном уровне, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. В условиях отсутствия принятых минимальных социальных стандартов, например, социальных стандартов на библиотечное обслуживание, за основу следует брать нормативы объемных показателей, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.96 № 1063-р "Социальные нормативы и нормы".

    Расходными обязательствами поселений в области библиотечного обслуживания населения являются:

    • содержание штата поселенческой библиотеки в соответствии с нормативной штатной численностью, определенной с учетом объемных показателей (число читателей поселенческой библиотеки, книговыдача и т. п.) по состоянию на начало года передачи имущества;
    • финансовое обеспечение комплектования фондов поселенческой библиотеки, в. т. ч. подписными изданиями;
    • финансовое обеспечение организации библиотечного фонда (его классификация и каталогизация), учета и сохранности;
    • финансовое обеспечение справочно-библиографического обслуживания библиотеки поселения;
    • финансовое обеспечение коммунальных расходов, а также расходов по содержанию зданий библиотек или арендной платы в случае их расположения в арендуемых помещениях;
    • финансовое обеспечение приобретения оборудования и технических средств;
    • финансовое обеспечение текущих накладных расходов деятельности библиотек, в т. ч. транспортных расходов;
    • финансовое обеспечение подготовки и переподготовки библиотечных кадров;
    • финансовое обеспечение мер социальной поддержки библиотечных работников в случае установления таких мер представительным органом поселения;
    • финансовое обеспечение мер противопожарной безопасности библиотек,

    Перечисленные расходные обязательства должны лечь в основу минимальных стандартов финансирования в области предоставления библиотечных услуг населению.

    Дополнительные услуги, предоставляемые населению муниципальными библиотеками, могут осуществляться уже на платной или частично платной основе, по расценкам, утвержденным представительным органом муниципального образования. Дополнительные средства, полученные от оказания дополнительных услуг, должны направляться исключительно на развитие библиотек, а не использоваться для возмещения недостающих бюджетных средств.

    Организационно-управленческие особенности централизованной библиотечной системы

    Сегодня велико искушение сохранить ЦБС под предлогом того, что ранее она являлась удобной формой библиотечного обслуживания, и "приспособить" новое законодательство под эти цели. Однако органы местного самоуправления района не имеют права подменять органы местного самоуправления поселений и организовывать оказание услуг в области библиотечного обслуживания в поселениях. Это можно делать только в одном случае, если поселения по соглашению передадут муниципальному району исполнение данного полномочия. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что полномочие должно передаваться поселениями району одновременно с ресурсами для его исполнения, т. е. сначала поселения должны быть сами наделены этими ресурсами: доходами и собственностью.

    Таким образом, в соответствии с Федеральным законом № 731 -ФЗ (учитывая нюансы регионального законодательства о наделении вновь образованных поселений вопросами местного значения в переходный период) последовательность организационно-управленческих действий в сфере библиотечного обслуживания должна быть следующей:

    • централизованные библиотечные системы муниципального района должны быть реорганизованы;
    • собственность ЦБС должна быть разграничена между поселениями, входящими в состав муниципального района;
    • органы местного самоуправления поселений должны учредить поселенческие библиотеки;
    • органам местного самоуправления поселений следует принять решение о том, как осуществлять данное полномочие: самостоятельно или передав его по соглашению (с ресурсами на исполнение) муниципальному району.

    В поселениях требуется закрепить за должностным лицом органов местного самоуправления соответствующие функции по анализу, планированию, организации, контролю деятельности в области культуры, выполнению функций учредителя по отношению к муниципальным учреждениям культуры и иные необходимые управленческие функции. В муниципальных районах должна произойти реорганизация управлений культуры: вместо структурных подразделений по управлению различными направлениями в культуре целесообразно выделить структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за разработку и организацию реализации районных программ в области культуры, а также создать методическую службу хозрасчетного плана, которая могла бы осуществлять на договорных условиях разработку методических материалов для проведения мероприятий в поселениях и проводить курсы подготовки и переподготовки специалистов в области культуры.

    Межмуниципальное сотрудничество

    Статьи 8 и 68 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливают, что для совместного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения и хозяйственные общества, а также могут заключаться договоры и соглашения.

    Среди межмуниципальных объединений Федеральный закон № 131-ФЗ упоминает лишь Совет муниципальных образований, поэтому в статье, в качестве хозяйствующих объектов, осуществляющих те или иные вопросы местного значения, называет только хозяйственные общества. Причем Закон дает закрытый перечень таких хозяйственных обществ: закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В целях осуществления некоммерческой деятельности муниципальные образования могут создавать фонды и автономные организации (ст. 69 Федерального закона № 131 -ФЗ). В настоящее время принят Федеральный закон "Об автономных учреждениях", который регулирует создание и деятельность таких учреждений. В структуре данного закона нет упоминания о том, что данное учреждение может быть учреждено в рамках межмуниципального сотрудничества. Кроме того, ч. 3 ст. 18 этого Закона содержит норму, ограничивающую реорганизацию автономных учреждений в форме слияния и присоединения в рамках одного собственника имущества. Вместе с тем данный закон не содержит ограничений к учреждению муниципалитетаминового автономного учреждения в рамках межмуниципального сотрудничества. Однако уже упоминалось, что бесплатное библиотечное обслуживание населения в объемах, установленных государством, не может осуществляться на коммерческой основе, а формирование бюджетного задания при всеобщности услуги для населения пока затруднено. В настоящее время ученые и практики только подходят к разработке принципов и методик формирования бюджетного задания.

    В какой же мере можно использовать формы межмуниципального сотрудничества при организации библиотечного обслуживания населения в настоящее время?

    Статья 8 Федерального закона № 131 -ФЗ, помимо хозяйственных обществ, упоминает также договоры и соглашения, поэтому рассмотренные в главе "Разграничение полномочий и собственности" соглашения о предоставлении услуг между поселениями и муниципальным районом с целью минимизации расходов на комплектование и обработку фондов, на организацию справочно-библиографической работы и т. п. можно назвать формой межмуниципального сотрудничества. Кроме того, можно заключить соглашение об использовании библиотечных фондов библиотек поселений в целях организации межбиблиотечного абонемента в интересах читателей всего муниципального района.

    Органами местного самоуправления поселений.

    Органом местного самоуправления муниципального района.

    Органом местного самоуправления поселения - центра муниципального района.


    Организация библиотечного обслуживания сельского поселения
    В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для жителей сельских поселений установлена норма для размещения библиотек из расчета одна библиотека на 1 тыс. жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.

    Организационная структура библиотечного обслуживания сельского поселения предусматривает обязательное наличие в его административном центре общедоступной библиотеки с детским отделением, независимо от количества жителей и с учетом шаговой (транспортной) доступности 15-30 минут. При условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района – наличие филиала межпоселенческой библиотеки с детским отделением.

    Общим требованием к организации библиотечного обслуживания на территории сельских поселений является обязательное обеспечение возможности получения библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 200 человек). В этих целях центральная библиотека, расположенная в административном центре сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека), организует работу филиалов на базе специализированного помещения или пункты книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.

    Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ).

    Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общедоступной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения (ст. 23 Федерального закона № 78 «О библиотечном деле»).
    Организация внестационарного библиотечного обслуживания
    При отсутствии в населенном пункте библиотеки, обеспечивающей полный перечень качественных информационных услуг, жители муниципальных образований Воронежской области обслуживаются внестационарными формами (библиотечные пункты, передвижные библиотеки, волонтерство и др.)

    Библиотечная услуга по внестационарному обслуживанию применяется для обслуживания малоподвижных категорий (инвалиды, люди преклонного возраста, пациенты больниц и др.).

    При расчете потребностей во внестационарных формах библиотечно-информационного обслуживания учитывается потребность жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарной библиотеки.

    Организация внестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения осуществляется руководством библиотеки и администрацией муниципального образования (помещение, транспорт, выполнение графиков обслуживания). Финансирование осуществляется за счет средств, предусмотренных на деятельность стационарных библиотек.

    Работа передвижной библиотеки осуществляется по специальному маршруту и графику с помощью специально оборудованного автомобиля, выполняющего функции библиобуса, периодичность выездов – не реже 1 раза в месяц, длительность стоянок от 1 до 3 часов.

    Библиотечные пункты работают в зависимости от местных условий и количества пользователей по определенному расписанию в определенные дни и часы.

    Формы и объемы внестационарного библиотечного обслуживания населения определяются годовым планом стационарной библиотеки, утверждаемым учредителем.

    Режим работы всех форм внестационарного библиотечного обслуживания согласуется с учредителем и доводится до сведения обслуживаемых трудовых коллективов, жителей населенного пункта. Время работы определяется в установленные дни и часы, удобные для пользователей.

    Информация о библиотечных ресурсах стационарной библиотеки должна быть доведена до всех пользователей внестационарных форм библиотечного обслуживания в виде объявлений, правил пользования, плакатов, буклетов, перечня всех видов бесплатных и платных услуг (прейскуранта).

    Организация дистанционного библиотечного обслуживания
    Каждый пользователь муниципальной общедоступной библиотеки, независимо от места проживания, должен быть обеспечен доступом к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий (Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»).

    Для этого необходимо использовать систему электронной доставки документов. На базе центральных библиотек городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений целесообразно организовать точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам через специально оборудованное место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотеки заключают договора (соглашения) с собственниками этих ресурсов.

    К некоторым полнотекстовым информационным ресурсам библиотека может получать доступ бесплатно (фонды Президентской библиотеки; фонды Национальной электронной библиотеки).

    Требования к размещению зданий и помещений

    муниципальных библиотек
    Общедоступная библиотека муниципального образования размещается с учетом максимальной транспортной или шаговой доступности (время, за которое жители могут добраться до библиотеки). Ее доступность обеспечивается удобным местоположением – в центре поселения и в каждом жилом микрорайоне, вблизи транспортных сообщений, на пересечении пешеходных путей, в наиболее часто посещаемых культурно-досуговых или деловых центрах.

    Общедоступная муниципальная библиотека может размещаться в специальном отдельно стоящем здании, в блок-пристройке к жилому или общественному зданию, в специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.

    При размещении библиотеки на первом этаже жилого или общественного здания обеспечивается удобный и свободный подход для пользователей, запасной (пожарный) выход и подъезд для производственных целей самой библиотеки.

    Библиотека должна иметь благоустроенную прилегающую территорию, оборудованную системой наружного освещения, асфальтовыми или брусчатыми тротуарами (дорожками), а также видимую и легко узнаваемую вывеску с названием библиотеки, режимом работы.

    В обязательном порядке библиотека должна быть оснащена источниками естественного и искусственного освещения, системой отопления и вентиляции, противопожарными и охранными системами и оборудованием, а также телефонной связью и возможностью подключения к сети Интернет.

    Температурно-влажностный режим в помещениях библиотеки должен поддерживаться системами теплоснабжения и кондиционирования, обеспечивающими в зоне обслуживания читателей температурный режим 18° - 20°С; в книгохранилище - температурно-влажностный режим 18 +/- 2 ° С, влажность – 53 %.

    При размещении в любых типах зданий и помещений библиотека должна иметь оборудование для пользователей с ограниченными физическими возможностями: пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы. Проемы дверей должны соответствовать строительным ГОСТам для свободного проезда коляски по помещению библиотеки и доступа к фондам.

    При размещении в одном здании с образовательным учреждением (школой) библиотека должна иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей.

    При размещении библиотеки в здании социокультурного комплекса предусматриваются специальные библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для пользователей.

    Режим работы, в том числе в выходные, санитарные дни, устанавливается для каждой библиотеки индивидуально, с учетом потребностей населения и интенсивности ее посещения по решению органов местного самоуправления. К режиму работы предъявляются следующие требования (Сборник методических рекомендаций по разработке стандартов качества услуг в сфере культуры, 2016 г.):

    Начало работы – не ранее 8.00 часов утра, начало обслуживания пользователей библиотеки – не ранее 9.00 часов;

    Библиотека работает не менее 8 часов в день;

    Библиотека работает не менее 5 дней в неделю;

    Не менее 15 % времени работы библиотечного учреждения не должно совпадать с часами работы основной части населения;

    Один день в месяц отводится на проведение санитарного дня.

    Общедоступная библиотека должна быть обеспечена помещениями: для обслуживания пользователей, служебными, санитарно-бытовыми и административно-хозяйственными.

    Планировка и размещение подразделений и служб общедоступной библиотеки должны обеспечивать удобство пользования и работы в ней, состояние помещений библиотеки – отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил, нормативам СанПиН и нормам охраны труда.

    Согласно установленным стандартам, строительным нормам и другим, утвержденным в установленном порядке, нормативным документам в помещениях библиотеки должны соблюдаться правила пожарной безопасности. Каждая общедоступная библиотека должна быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности: 1 огнетушитель на 50 м 2 пола, но не менее одного на каждое помещение, сигнализация.

    Размеры площадей библиотечных помещений определяются с учетом их функционального назначения на основе принятых нормативов (Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, РБА, 2008 г.). Для обслуживания пользователей необходимы размеры:

    Площадь для размещения абонемента с открытым доступом к фонду из расчета не менее 5 м 2 на 1 000 томов; с ограниченным доступом к фонду – 7 м 2 на 1 000 томов;

    Площадь общего читального зала следует принимать не менее 2,4 м 2 на одно читательское место (при оборудовании читального зала одно- или двухместными столами);

    Площади для размещения читальных залов с открытым доступом к фонду - из расчета 10 м 2 на 1000 томов;

    Площадь для размещения специализированных отделов из расчета 5 м 2 на 1 000 единиц хранения;

    Площадь для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) из расчета не менее 3,5 м 2 на один каталожный шкаф;

    Площадь для размещения автоматизированных рабочих мест из расчета не менее 6 м 2 на одного пользователя;

    Число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 м 2 на 1 место (или не менее чем 1,5 м 2 на 100 жителей);

    Около 10 % посадочных мест для читателей должны находиться в зоне «легкого» чтения или в зоне отдыха;

    Число посадочных мест для просмотра периодических изданий определяется из расчета 3 м 2 на 1 место;

    Площади для индивидуального использования аудио-, видеодокументов должны составлять 5,5 м 2;

    Для размещения выставок площадь одного из основных подразделений библиотеки (например, абонемент или читальный зал) требует увеличения до 10 %;

    Для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение не менее 25 м 2;

    Площадь вестибюля из расчета 0,2 м 2 на одного посетителя;

    Площадь гардероба из расчета 0,08 м 2 на один крючок консольной вешалки.

    Размеры площадей для хранения библиотечных фондов определяются в соответствии с нормативами (Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, РБА, 2008 г.):

    Для книг и журналов – не менее 2,5 м 2 на 1 000 томов;

    Для газетных подшивок – не менее 14 м 2 на 1 000 подшивок;

    Для аудиовизуальных документов – не менее 3 м 2 на 1 000 экземпляров.

    Площадь служебных помещений зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не менее 20 % площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь удобную функциональную связь как между собой, так и с подразделениями обслуживания читателей. Площади основных производственных участков определяются в соответствии с их назначением и с установленными нормативами. Например:

    Площадь 1 рабочего места для персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, - 9 - 12 м 2;

    Для персонала научно-методической службы - 9 м 2;

    Для административного персонала - 5 - 6 м 2, в том числе для директора (заместителя директора) - от 15 до 40 м 2.

    Обслуживание детской части населения осуществляется в отдельном, специально оборудованном, привлекательном для детей библиотечном пространстве, отличающемся своей функциональностью и необычностью (специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.).

    Размеры помещений, предназначенных для обслуживания детей, включают показатели размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра, прослушивания), коллективных форм работы.

    Для детских мероприятий необходимо отдельное помещение размером - из расчета 1,5 м2 на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и требует увеличения площади до 3 м 2 на 1 место.
    Обеспечение библиотек специальным оборудованием

    и техническими средствами
    Для организации производственного процесса, размещения ресурсов и качественного предоставления библиотечно-информационных услуг населению муниципальная общедоступная библиотека должна быть оборудована специальной библиотечной мебелью и оснащена техническими средствами и оборудованием:

    Стеллажами, стационарными и передвижными (компактными),

    Стеллажами для периодики,

    Кафедрами,

    Каталожными ящиками,

    Шкафами,

    Столами, компьютерными столами,

    Стойками для хранения дисков,

    Стульями-креслами (компьютерными),

    Оборудованием для экспонирования документов (витрины, шкафы и т.д.),

    Библиотека, обслуживающая особые группы пользователей (дети, инвалиды и др.) должна быть оборудована специальной мебелью.

    Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям долговечности, быть удобными и функциональными, отвечать требованиям Государственного пожарного надзора. Наряду с интерьером и дизайном помещений (освещение, цветовая гамма оформления и другие элементы), библиотечное оборудование и мебель являются основными элементами организации библиотечного пространства, создания комфортной библиотечно-информационной среды.

    Имеющееся в библиотеке оборудование должно иметь документацию, необходимую для его эксплуатации, обслуживания и поддержания в безопасном и рабочем состоянии.

    Наличие минимального количества технического оснащения библиотек муниципальных образований определяется из расчета:

    Для межпоселенческих библиотек муниципальных районов / центральных библиотек городских округов:

    Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением для выполнения основных библиотечных процессов (комплектования библиотечных фондов, ведения электронного каталога, предоставления услуг пользователям библиотеки, в том числе точки доступа к полнотекстовым электронным ресурсам России и другим базам данным);

    Средства копирования, тиражирования документов (сканер, ксерокс и т.д.);

    Средства, обеспечивающие доступ пользователей к звуковой и визуальной информации (телевизор, видеодвойка, музыкальный центр, принтер, проектор и т.д.);

    Средства связи (телефон, факс, модем или выделенный канал связи для обеспечения доступа к сети Интернет);

    Транспорт.

    Для общедоступных библиотек сельских / городских поселений:

    Не менее 2-х компьютеров (в комплектации: системный блок, ЖК-монитор, клавиатура, мышь);

    1 лазерный принтер;

    1 копировальный аппарат;

    1 планшетный сканер;

    1 музыкальный центр;

    1 видеомагнитофон или DVD-проигрыватель;

    1 телефон с функцией факса;

    1 цветной телевизор;

    1 проектор для слайдов;

    1 точка доступа в Интернет из расчета на каждые 500 пользователей;

    Специальное оборудование для людей с ограниченными физическими возможностями.

    Программное обеспечение, устанавливаемое на компьютерах в библиотеках, в обязательном порядке должно быть лицензионным и иметь соответствующие подтверждающие документы.

    Необходимо обеспечить библиотеку расходными материалами: компакт-дисками, картриджами для принтера, сканера и копировального аппарата, бумагой для принтеров и копировальных аппаратов и т.д.

    Используется оборудование строго по назначению и в соответствии с эксплуатационными документами, а также содержится в технически исправном состоянии.

    Морально и физически устаревшее специальное библиотечное оборудование своевременно списывается по акту, для чего учредитель разрабатывает и утверждает нормативы сроков и условий эксплуатации специального оборудования общедоступной библиотеки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    Неисправное оборудование снимается с эксплуатации, производится его ремонт или замена, а пригодность отремонтированного оборудования подтверждается соответствующим документом (гарантийной справкой организации, производившей ремонт).

    Согласно требованиям информационных и телекоммуникационных технологий оборудование и программное сопровождение информационных систем библиотеки должно обновляться не реже одного раза в пять лет.

    Сельская библиотека - библиотека, расположенная на территории сельского поселения.

    Сельская местность - населенные пункты, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

    Работа библиотеки на селе имеет свою ярко выраженную специфику, сельская библиотека как публичная, так и школьная, гораздо более слаба в материальном отношении и т.п., однако она призвана решать те же задачи, которые стоят и перед библиотеками, работающими в городе, и поэтому могут строить свою работу по той же модели.

    Как пишет Антоненко С.А., «В современном российском библиотековедении существуют различные подходы к определению функций библиотек, разделяющихся на внутренние (технологические) и внешние (социальные). Внутренние функции являются сущностными, независимо от исторического периода и условий существования библиотек они остаются неизменными» (4, с.26). Как утверждает А.В. Соколов, число социальных функций не ограничено, они вторичны и направлены на удовлетворение потребностей социума (47 ,с.4). По мнению А.И. Пашина, социальные функции библиотек проявляются в конкретных исторических условиях, а их содержание зависит от задач, которые решает общество (42, с.34).

    Перечень социальных функций библиотеки обширен. По мнению Антоненко С.А., именно внешние функции должны интересовать нас при изучении сельской библиотеки как агента социокультурного развития села (4, с.28). Обратимся к анализу их содержания в исторической ретроспективе.

    С середины XIX в. в библиотечном обслуживании сельского населения России проявляется просветительская функция. Публичная библиотека в этот период рассматривалась как источник духовной пищи для народа. Читатель находил в ней ответы на интересующие его вопросы, вырабатывал миросозерцание, наконец, просто отдыхал за книгой от дневных забот. Книга отвлекала человека от дурного общества, помогала удержать от пьянства и предотвратить преступления. Общедоступная библиотека являлась одним из самых действенных средств просвещения народа (34, с.24).

    В конце XIX -- начале XX в. сельская библиотека выступала как неотъемлемое звено процесса образования, социальный институт, имеющий существенное влияние на культурную атмосферу села, ближайший партнер школы, вместе с ней формирующий образовательное пространство села. Таким образом, она реализовывала образовательную функцию.

    В предреволюционные и в первые годы после революции многие библиотеки, в том числе и сельские, активно участвовали в политической жизни (37, с.44). После 1917 г. закономерным стало возложение на сельскую библиотеку такой функции, как пропагандистская. Анализ статей из журнала «Красный библиотекарь» за период 1925--1941 гг. ярко демонстрирует приоритет этой функции. В 1920--1930-е гг. в журнале часто публиковалась Н.К. Крупская. Она считала библиотечную работу важным участком социалистического строительства, а сельскую библиотеку -- боевой просветительной организацией в деревне, призванной помогать преодолению ее экономического и культурного отставания. Библиотека участвовала в ликвидации безграмотности народа. Среди основных направлений деятельности сельских библиотек -- преодоление культурного и экономического отставания деревни, организация досуга сельчан, участие в кооперативно-просветительной пропаганде и т. п. (32, с.29).

    Публикации в «Красном библиотекаре» периода 1930-х -- начала 1940-х гг. дают основание указать на такие функции сельской библиотеки, как политико-просветительная, культурно-воспитательная, досуговая и образовательная. Сельская библиотека стала политико-просветительным органом в деревне. На библиотеки возлагалась задача помочь колхозникам стать в один ряд с передовиками-рабочими. Подчеркивалась необходимость культурно-воспитательной работы. В сельскую библиотеку обращались не только за книгой, газетой, журналом, «сюда идут и за справкой, за советом, проверить облигации государственных займов, написать заявление, и библиотекарь старается всем оказать помощь». В эти годы сельский библиотекарь являлся коллективистом, содействующим развитию колхозов «через организацию красных уголков, читалок». Библиотеки учили по-большевистски бороться за урожай, содействовали внедрению лучших образцов работы, повышению культуры производства, рационализации технологического процесса, усовершенствованию организации труда. В библиотеках создавалась «культурная обстановка, в которой колхозники смогли бы заниматься самообразованием, культурно отдыхать за книгой». Культпоходы в 1930--1934 гг. помогли обучить грамоте миллионы крестьян.

    В 1950--1960-е гг. работа сельской библиотеки была направлена на решение проблем, стоящих перед страной: восстановление разрушенного села после воины, появление совхозов, освоение новых земель. Характеристика деятельности сельских библиотек в журнале «Библиотекарь» в эти годы не содержит обоснования каких-либо новых социальных функций. Отмечается роль библиотек в подъеме трудящихся масс на восстановление народного хозяйства страны (по сути, пропагандистская и политико-просветительская функции); подчеркивается роль сельской библиотеки в организации культурного досуга населения (культурно-воспитательная и досуговая функции).

    В 1970--1980-е гг. социально-культурная сфера советского села претерпела изменения. Комфортные жилые дома, комбинаты бытового обслуживания, торговые центры, медпункты, школы, детские сады, спортивные залы, стадионы, дома культуры с филиалами школ искусств, общественные музеи и даже картинные галереи -- такими стали центральные усадьбы колхозов и совхозов (3, с.30). Внедрение промышленных технологий помогало превратить крестьянский труд в разновидность индустриального. Повысился культурный уровень жителей, разнообразнее стали их социально-культурные интересы и запросы. В то же время сельскую библиотеку продолжали рассматривать как «боевого помощника партийной организации на селе»; пропагандистская функция трансформировалась в идеологическую, или идейно-воспитательную функцию. Задачами сельской библиотеки являлись: формирование активной жизненной позиции, гражданской зрелости, политической культуры сельских жителей; содействие трансформации сознательного коммунистического отношения к труду в норму для каждого труженика. Актуальными признавались досуговая, культурно-просветительская, образовательная функции. Обосновывалась и такая функция, как информационная. Сельская библиотека должна была знакомить своих читателей с последними достижениями науки и техники, содействовать внедрению научно-технического прогресса в сельское хозяйство (16, с.2).

    В начале XXI в. перечень социальных функций сельских библиотек продолжал пополняться. Среди функций сельских библиотек в публикациях разных авторов отмечены образовательная, досуговая, развлекательная, самообразовательная, культурно-просветительская, мемориальная, историко-краеведческая, музейная, а также функция социальной помощи населению.

    Современное село переживает процесс смены социальной структуры и всего социального облика.

    Т.И. Заславская, характеризуя социальную структуру современного села, пишет о том, что значительная часть сельских жителей начинает постигать азы рыночной экономики, формируется социальная группа, обладающая способностью выживать в конкурентной среде. Все больше людей ориентируются на индивидуалистическую модель общественного развития (24, с.54). Социальная структура села еще не сформировалась, но можно указать на такие ее страты, как политическая и экономическая элита, крупные и средние предприниматели; средний слой -- фермеры, менеджеры частного сектора, часть творческой интеллигенции; базовый слой -- большая часть людей умственных профессий (учителя, врачи, работники культуры), работники сферы торговли и обслуживания и др.; нижний слой -- наименее квалифицированные рабочие и служащие, пенсионеры, инвалиды, вынужденные переселенцы, лица, не имеющие профессии, хронически безработные, многодетные матери; маргинальные группы сельского населения -- алкоголики, нищие (24, с.55)

    Сегодня функции сельской библиотеки определяются потребностями в развитии всех сторон местного сообщества. Такие известные функции, как информационная, образовательная, культурно-досуговая, продолжают играть важную роль. Для выявления новых социальных функций необходим анализ сельской библиотеки как элемента социокультурной среды села во всем многообразии ее структурных связей. Принцип релевантности деятельности библиотеки ее внешнему окружению должен стать решающим при определении задач конкретной библиотеки.

    В качестве примера функций сельских библиотек, иллюстрирующих потребности современного села как локального социума, можно назвать краеведческую, а также функции социальной поддержки и консолидации.

    Одним из традиционных направлений работы государственной библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».

    Краеведческая функция -- деятельность сельской библиотеки по изучению природы, населения, хозяйства, истории и культуры своего поселения. Наличие такой функции доказывается существованием научных работ сельских библиотекарей в форме неопубликованных документов, статей в научных журналах и сборниках, участия в научных конференциях различных уровней.

    Краеведческая работа каждой библиотеки весьма разнообразна, каждая библиотека имеет свое лицо, находит свою «изюминку», направление и т.д.

    В целом же, в краеведческой деятельности библиотек, в том числе и сельских, могут быть выделены следующие направления:

    • - изучение истории возникновения своей библиотеки и библиотек края;
    • - изучение истории своего поселения;
    • - изучение родословной представителей местного сообщества, составление генеалогии родов.

    Понятно, что в реальном исследовании эти направления могут переплетаться, соединяться.

    Второе направление краеведческой работы сельской библиотеки - изучение истории своего поселения - ведет практически почти каждая сельская библиотека.

    Многие сельские библиотеки ведут весьма серьезную работу по изучению своей малой Родины. Люди хотят чувствовать себя подлинными хозяевами села, знать свою историю, сохранять национально-этнические, природно-географические, культурно- исторические, языковые традиции и т.д. (29, с.51)

    Таким образом, при сельских библиотеках создаются свои мини-музеи, этнографические уголки, народные архивы. На этом материале проводится работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

    Образовательная деятельность в области краеведения находит выражение в различных формах: создании клубов, организации при библиотеке краеведческих уголков, обсуждении краеведческих книг, вечеров-встреч с писателями, краеведами, интересными людьми, земляками, достигшими в жизни определенных вершин, а также - проведении викторин, конкурсов на лучшего знатока края, игр-путешествий, краеведческих чтений, праздников села и др.

    Функция социальной поддержки -- это обеспечение библиотечными средствами всех форм поддержки жителей села в преодолении трудностей жизни. Помощь в оформлении документов пожилым людям для получения социальных льгот, поиск для малоимущих семей информации о возможностях материальной поддержки, содействие социальной адаптации переселенцев -- все это формы реализации такой функции.

    Функция консолидации -- возможно, одна из наиболее востребованных и специфических для современной сельской библиотеки. Под консолидацией понимается упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. Сельская библиотека сегодня является зачастую единственным социально-культурным институтом, способствующим общению и сближению жителей села, объединению различных по социальному статусу и национальной принадлежности слоев населения на основе выполнения общих задач.

    Современная сельская библиотека с одной стороны развивается в условиях местного самоуправления, а с другой - она становится субъектом местного самоуправления, способным помочь его развитию. Сейчас многие библиотеки стараются так организовать свою деятельность, чтобы местное сообщество увидело бы в библиотеке партнера, который может быть весьма полезен при решении социальных задач.

    Исходя из этого, основные направления работы современной сельской библиотеки, а также формы предоставления информации и номенклатура услуг определяются приоритетными группами пользователей, их информационными потребностями, а также потребностями органов местного самоуправления.

    Сельская библиотека является сегодня связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, наконец, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию. В сельскую библиотеку из поколения в поколение приходят люди со своими потребностями и запросами, в сельской библиотеке формируется внутренний мир каждого сельского жителя и культурный дух самого села, всего социума.

    Включение сельской библиотеки в процесс формирования местного сообщества - совершенно естественная ситуация. Обойтись местное сообщество без библиотеки никак не может. Наиболее тесно связанной с библиотекой остается школа, именно эти социальные институты формируют образовательное пространство на местах ().

    Традиционно, сельская библиотека всегда уделяла значительное внимание не только учителям, но и другим представителям сельской интеллигенции - врачам, сельским специалистам, управленцам и др.

    Однако, необходимо отметить, что информационные потребности этих групп пользователей библиотеки за последнее время также заметно изменились, появилась сильная тяга к самообразованию в различных областях знания.

    Изменение экономических условий работы на селе, появление многоукладности, различных форм собственности и хозяйствования привели к тому, что кроме сугубо специальных, технологических вопросов сельских специалистов (медиков, предпринимателей и др.) стали интересовать экономические, правовые аспекты их профессиональной деятельности.

    Особенность работы сельской библиотеки - тесный, каждодневный контакт с жителями села - позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т.н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.

    Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.

    В эту группу входит сельские акимы, хозяйственные руководители и т.п. Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.

    Управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.

    Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку.

    Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.

    Фермерами становятся люди различных социальных слоев. Среди них есть и коренные сельские жители, и горожане, переехавшие в деревню. Все они нуждаются в самообразовании.

    Объективно потребность в новых знаниях особенно испытывают люди, которые, имея свое небольшое домашнее хозяйство, вели его «по-старинке», никогда не обращались к библиотеке, производственной информации. Став фермерами, они чувствуют необходимость более основательной подготовки и по производственным, и по правовым, и по экономическим вопросам.

    Понимая их ситуацию, сельский библиотекарь может сформировать у этих людей прочную заинтересованность в самообразовательном чтении, в библиотеке.

    Изучение ситуации показывает, что зачастую между ними и сельскими структурами (в том числе и школой и библиотекой) складываются хорошие, взаимовыгодные отношения: библиотека старается выполнить их запросы, прежде всего, конечно, деловые, а они оказывают спонсорскую помощь библиотеке, например, оплачивают подписку периодики, покупку новой литературы, приобретают технику и программное обеспечение и т.д.

    Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.

    Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам-заочникам возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к информационным и документным ресурсам крупных отечественных библиотек и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.

    Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных.

    Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

    Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.

    Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.

    Сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты (24, с.58).

    Многие библиотеки глубоко осознали эту свою новую функцию и разработали специальные программы, например, «Милосердие и книга».

    Одной из важнейших задач библиотеки, работающей в селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки дает людям возможность общения, что в условиях села, где нет других возможностей (кинотеатров, ресторанов, театра, музея и даже, часто, клуба) чрезвычайно важно. Библиотека становится «гостиной общины», как говорят американские библиотекари. Известно, что сейчас библиотека осталась, по сути дела, единственным культурным центром, который работает бесплатно. Несмотря на все трудности, на базе многих сельских и школьных библиотек активно работают кружки, клубы по интересам, лектории и т.д.

    Одной из важнейших задач библиотеки, работающей в селе, является информационное и культурное насыщение досуга сельских жителей. Посещение библиотеки дает людям возможность общения, что в условиях села, где нет других возможностей (кинотеатров, ресторанов, театра, музея и даже, часто, клуба) чрезвычайно важно.

    Роль утешителя, успокоителя, то есть релаксационная функция, увеличила востребованность сельских библиотек в последние пореформенные годы.

    Библиотека становится «гостиной общины», как говорят американские библиотекари. Известно, что сейчас библиотека осталась, по сути дела, единственным культурным центром, который работает бесплатно. Несмотря на все трудности, на базе многих сельских и школьных библиотек активно работают кружки, клубы по интересам и т.д.

    Организация вечеров, конкурсов, самодеятельных концертов и театральных постановок и т.д. зачастую устраивается библиотекой совместно с клубной и школьной библиотеками. Эта работа требует как больших организационных усилий, так и определенной теоретической подготовки: знакомства с методическими разработками, сценариями и т.п.

    Помощь учащейся молодежи. Важность этого направления работы сельской библиотеки трудно переоценить. Известные слова академика Д.С. Лихачева о том, что «библиотека - это фундамент культуры» означают, что на этом фундаменте зиждется как культура общества в целом, так и культура каждого отдельного его члена: как показывают исследования, именно книга, чтение формируют духовно зрелую, образованную и социально ценную личность.

    Возможность «опереться» на этот фундамент - библиотеку - особенно важна, конечно, для молодежи. Необходимо, чтобы молодые люди, учащиеся, особенно живущие в сельской местности, где инфраструктура культуры небогата, могли бы получить необходимую информацию, помощь, совет в библиотеке.

    С другой стороны, внимание библиотеки к учащимся, юношеству, во многом определяет дальнейшую жизнь села, возможность его развития, как экономического, так и социального.

    Помощь библиотеки учащейся молодежи заключается сегодня не только в ее помощи при освоении учебных предметов, но она проявляется и в более широком контексте.

    Сегодня библиотечное обслуживание осмысливается специалистами как деятельность, способствующая успешному вхождению личности в социум, помогающая в решении основных проблем данного периода жизни, т.е. в социализации.

    Это позволяет рассматривать библиотечное обслуживание и как деятельность, способствующую повышению уровня социальной защищенности молодого человека, что определяется ценностью информации, имеющейся в распоряжении библиотеки; а также как средство «усиления» личности, увеличения ее возможностей и потенций.

    Сами же читатели этой группы рассматривают библиотеку, прежде всего, как источник получения информации, необходимой в процессе образования и получения профессии, как место комфортного общения со сверстниками, как возможность получения помощи от квалифицированного и доброжелательного библиотекаря при решении многих жизненных и житейских вопросов.

    То есть библиотека, в том числе, конечно и сельская, выступает сегодня как важнейший институт социализации, работающий в условиях, когда влияние традиционных институтов социализации (например, семьи) заметно ослабело. Эта тенденция в условиях села только усиливается. Очевидно, что работа библиотеки должна быть теснейшим образом увязана с работой школы.

    Учитывая современную ситуацию и потребности пользователей, библиотека сегодня старается строить свою работу, основываясь на параметрах так называемой «информационно-образовательной» и «социализирующей» модели.

    Информационно-образовательная модель формировалась под влиянием общей информатизации общества, внедрения (хотя и не столь решительного, как хотелось бы) компьютерной техники, в реальную жизнь библиотеки, что открывало перед ней большие возможности. Формирование этой модели шло так же и под влиянием изменения идеологии и философии библиотечного обслуживания, осознания библиотекой своих родовых качеств: прежде всего как кумулятора знаний, собирателя (и держателя) информации.

    Библиотека может также наладить связи с общественностью для пропаганды здорового образа жизни молодежи, защиты от наркотиков, алкоголя, СПИДА и т.д. молодой семьи и др.

    Следует заметить, что, содержательно раскрывая каждую из ступеней социализации личности, библиотека должна быть, по мнению Ю.П.Марковой, свободной от политической и любой другой конъюнктуры, моды. Она должна стоять на позиции нравственности, порядочности, морали, не соблазняться якобы «передовыми» взглядами на жизненные ценности. Такая «консервативная» позиция библиотеки обусловлена, по её мнению, прежде всего, родовыми особенностями книги, как формы печати, преобладающей в ее фондах, как аккумулятора устоявшегося социального опыта.

    Сохранив традиционные ценности и сплотив вокруг себя пользователей, сельская библиотека сможет способствовать стабилизации морального климата в местном обществе.

    Услуги, предоставляемые библиотекой, в том числе сельской в ходе обслуживания учащегося юношества, весьма разнообразны.

    Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду.

    В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок («Новинки издательств», «Читайте в журналах» и т.д.).

    В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.

    Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.

    Кроме того, библиотеки работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.

    В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:

    • -поиск правовых актов в электронных базах данных;
    • - предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
    • - выдача справки о месте и времени опубликования документа;
    • - тематические справки;
    • - предоставление текста документа;
    • -перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
    • -поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
    • - прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
    • -подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
    • - выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
    • - предоставление периодических изданий во временное пользование;
    • - предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
    • - предоставление правовой информации на CD-ROM;
    • - сканирование;
    • - компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
    • - доступ к правовым сайтам Интернет;
    • - ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
    • - оперативное информирование о новых поступлениях;
    • -резервирование издания для конкретного пользователя;
    • - предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
    • - «ночной абонемент»;
    • - открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
    • - консультирование по правовым вопросам;
    • - составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
    • - консультирование по вопросам поиска правовой информации;
    • - предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
    • - консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Юрист», «Закон»;
    • - быстрый поиск в присутствии заказчика;
    • - текущие адресные справки;
    • - ретроспективный поиск;
    • - формирование пакета документов по запросу пользователя;
    • - предоставление реквизитов юридических служб;
    • - предоставление текстовых и табличных редакторов;
    • - поиск информации по предварительному заказу;
    • - предоставление ПК для самостоятельной работы;
    • - создание титульного листа для письменных работ;
    • - создание объявлений;
    • - распечатка с дискеты и др.(35, с.38)

    Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.

    Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны - деятельность правового центра находит освещение в их изданиях.

    Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

    Приведенный ряд функций не является исчерпывающим. Изучение социальных функций современной сельской библиотеки должно осуществляться на основе системного подхода, через анализ социокультурного пространства села как среды функционирования библиотеки. Такое изучение предполагает активное привлечение данных репрезентативных социологических и культурологических исследовании современного села и обладает большим научным потенциалом для обогащения отечественного библиотековедения.

    Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида, охватывает своей деятельностью, по сути, все социальные группы жителей села, помогая им решить свои многочисленные, образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям к публичным библиотекам, которые предъявляет Международная библиотечная ассоциация (ИФЛА).