Педагогическая оценка и ее функции. Особенности оценочной деятельности учителя


Михасева Ирина Васильевна, ГБОУ школа №359 , учитель русского язы-ка и литературы, город Санкт - Петербург

Аннотация
Несмотря на многочисленные исследования, проблемы оцен-ки знаний учащихся остаются недостаточно изученными, а в рус-ле общего процесса модернизации образования закономерно возникает вопрос о необходимости совершенствования сущест-вующей системы отметок. Успех обучения во многом зависит от того, как правильно и своевременно выставлена оценка за тот или иной вид деятельности школьника. У каждого учителя долж-на быть своя система оценки. Она должна включать разнообраз-ные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.

Все, наверное, знают эти строчки из стихотворения А. Л. Барто:
Я Володины отметки узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон -
Значит, пять или четыре получил сегодня он.

Как знакома нам, педагогам, эта картина. Несмотря на то, что 80% проанкетированных учащихся нашей школы отмечают, что знания важнее, чем выставленная оценка, что учились бы, если оценок не ставили бы вообще, всё же оценка остаётся важным элементом в процессе обучения. Современная традиционная 5-балльная система оценивания не даёт полной картины школьной жизни. Она мало информационная. Но другой у нас пока нет. По-пробуем изобразить социальный портрет оценки:
«5» - торжествующая,
«4» - обнадёживающая,
«3» - равнодушная,
«2» -угнетающая.

Оценка. Что же это такое?
Оценка - это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми зна-ний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения. Оценить - зна-чит установить уровень, степень или качество чего-либо.

Оценка является необходимым компонентом учебного процес-са. Почему? Потому что человек, который работает, а учёба - это работа, нуждается в определённом отношении к тому, чтобы ре-зультаты его труда оценивались. И больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его огорчает отрицатель-ная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игно-рируется, не замечается, он не востребован. Когда домашнее за-дание задаётся, но не проверяется, когда сделанное сообщение, доклад или конспект оцениваются учителем без чтения, хотя и положительно. Научные исследования показывают, что поощ-ряемые ученики достигают больших успехов по сравнению с те-ми, кто никак не поощрялся.

Однако, как выявила практика, всё происходит несколько ина-че. 78% опрошенных учителей нашей школы считают, что, оце-нивая учащегося, они проявляют педагогическое мастерство, так как, выставляя оценку, учитывают все виды деятельности учаще-гося на уроке, объём выполненной работы, индивидуальные со-циально-психологические особенности ребёнка, особенности са-мой учебной деятельности. Но при этом единицы учителей име-ют систему оценивания всех видов работ. 70% учителей исполь-зуют чаще всего в своей работе на уроке только фронтальный опрос. 10% педагогов совсем не комментируют выставленные оценки или комментируют по просьбе самого ученика, а коммен-тарии носят краткий, свёрнутый характер.
Почему это происходит? Может потому, что у нас есть некото-рые сомнения относительно целесообразности оценки за тот или иной вид работы на уроке, недостаточно ясно представляем функции оценок, подзабыли требования к выставлению оценок и не понимаем тех отрицательных последствий, к которым может привести формализм в выставлении оценок.

Каковы же функции оценок в учебном процессе? Они таковы:
. диагностическая
Проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уров-ню подготовки учащегося. Оценка - инструмент оповещения об-щественности и государства о состоянии и проблемах образова-ния в данном обществе. А проблемы есть. У нас в России 100% успеваемость! Чего, наверное, быть не может. Например, Фран-ция даёт аттестаты с положительными оценками 70% учащимся и гордится этим, так как до войны и сразу после неё их было только 50%. А в России у нас один неуспевающий - А.С. Пушкин. Ведь у него при обучении в Лицее по геометрии был «0».
. образовательная
Оценка определяет полноту и осознанность знаний, умение применить их на практике, показывает степень развития основ-ных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обоб-щение).
. личностно-ориентированная
Выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору пре-одоления заниженной самооценки учащегося и тревожности. Правильно организованный контроль и выставленная оценка снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль. Тестирование среди наших учеников показывает, что мы, учите-ля, порой не можем правильно организовать опрос и контроль. 60% учащихся говорят, что перед контрольной работой испыты-вают страх, 74% учащихся тревожит ожидание опроса.
. воспитательная
Объективно выставленная оценка должна способствовать фор-мированию навыков систематического и добросовестного отно-шения к учебным обязанностям, обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником и родителями.
. стимулирующая
Оценка оказывает на волевую сферу посредством пережива-ния успеха и неуспеха и на личность в целом.
. эмоциональная

Любой вид оценки создаёт определённый эмоциональный настрой. Оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, поддержать, окрылить, но может и огорчить, усугу-бить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Так 50% опрошенных учеников, получив плохую оценку, будут переживать все выходные дни, 40% - испытывают стыд при объявлении неудовлетворительной оценки. Значит, реализация этой оценочной функции заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радость вместе с ним, огорчение вместе с ним). Ученика нужно всегда ориентировать на успех, выражать уверенность в том, что данный плохой результат может быть изменён к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - залог того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует ошибки и наметит пути их устранения.

Социальная
Учитель должен помнить, что оценка влияет на межличностные отношения в коллективе класса. По анкетам 70% учащихся бес-покоятся, что их отметка несколько хуже, чем у других учеников в классе, а 30% - волнует реакция сверстников на полученную ими оценку. Положительная оценка, несомненно, укрепляет социально-психологические позиции ученика, а негативные оценки нередко делают школьника изолированным и отвергнутым в классе. Это ведёт к снижению мотивации, активности и успешности, а иногда заставляет проявить агрессию.
. информационная

Выставленные оценки дают возможность проанализировать результаты и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса с обеих сторон, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Какие же требования нужно учитывать при выставлении оценок? Прежде всего необходимо учитывать
. психологические особенности ученика,
. объём знаний по учебному предмету,
. понимание изученного, самостоятельность суждения,
. степень систематизации и глубину знаний,
. действенность знаний, умение применять их на практике.
Оценка должна быть
. объективной и справедливой;
. выполнять стимулирующую функцию.

Нужно создать систему оценивания. Она должна быть единой применительно к конкретному классу в рамках единого образова-тельного процесса. Желательно фиксировать изменения общего уровня подготовленности учащегося и динамику его успехов. Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимися своих достижений.

Выставленные оценки обязательно нужно комментировать. Учитель должен, во-первых, указать наиболее типичные ошибки в работе учеников; во-вторых, стимулировать интерес к учению, открывая перспективы, если тема качественно будет изучена; в-третьих, комментированием нужно обеспечить согласие учащегося с выставленной оценкой, если нужно, давая возможность отстоять ученику свою точку зрения.

Заглядывая в тетрадь или дневник ученика, иногда можно встретить словесную оценку учителя. Она тоже очень важна и нужна. Но почему-то дальше слов «молодец» и «умница» дело не идёт. А сколько необходимых душевных слов можно было бы написать:
. Хорошо!
. Удивительно!
. Великолепно!
. Прекрасно!
. Грандиозно!
. Незабываемо!
. Отлично!
. Талантливо!
. Экстра-класс!
. Красота!
. Это трогает меня до глубины души.
. Именно это я давно ждала!
. Ты одарённый.
. Потрясающе!
. Замечательно!
. Неподражаемо!
. Как в сказке!
. Ты на верном пути.
. Здорово!
. Поздравляю!
. Ух!
. Я тобой горжусь.
. Работать с тобой - просто радость.
. Я знала, что тебе это по силам.
. Гораздо лучше, чем я ожидала.
. Лучше, чем все, кого я знаю.
. Я горжусь тем, тебе это удалось.
. Я просто счастлива!
Сухомлинский говорил: «Оценка - это вознаграждение за труд, а не наказание за день». Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм оценки и её организация - важная задача педагога.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Век Х., «Оценки и отметки», Москва, «Просвещение», 1984г.
2. Бурцев К., «Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки»// Современная гума-нитарная гимназия, Москва, «Просвещение», 1996г.
3. http://www.coolreferat.com

Сборник докладов 13-го Всероссийского интернет-педсовета

Вам понравился материал?
Пожалуйста, поставьте свою оценку.

Воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, поэтому она обладает многими функциями. По Б.Г. Ананьеву, оценка может быть:

ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний;

стимулирующей, воздействующей на эффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

воспитывающей – под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов». Благодаря этому оценка воздействует на интеллектуальную и аффективно-волевую сферы, т.е. на личность школьника в целом.

Педагогическая оценка воздействует на изменение отношений и мнений, существующих в школе между классом и школьником. «Изменение мнений о школьнике и отношений внутри класса под влиянием педагогической оценки есть первое превращение педагогической оценки в новую оценочную форму. Второе видоизменение происходит в семье. Педагогическая оценка влияет на взаимоотношения между семьей и школой».

Под влиянием оценочных воздействий у детей формируются такие важные качества личности, как самооценка и уровень притязаний.

Общая тенденция многих работ по проблеме оценивания успешности учебной деятельности учащихся состоит в том, что одной из ведущих функций оценки называется контроль как условие формирования знаний и умений у обучающихся. «Без контроля, без обратной связи, без сведения о том, какой и почему получен фактический результат, без последующей коррекции ошибочных действий обучение становится «слепым», неуправляемым, а точнее, просто перестает быть управлением», – считает Н. В. Кузьмина. С реализацией контролирующей функции оценки открывается возможность эффективного управления процессом обучения и воспитания учащихся.

В «Педагогической энциклопедии» оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами.

На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

– качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

– степень сформированности учебной деятельности школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

– степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);

– уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные – словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью обучающегося.

Оценка и отметка в образовательном процессе характеризуются своими особенностями. Оценка – это процесс деятельности (или действия) оценивания, осуществляемый человеком; отметка же является результатом этого процесса. На основе оценки может появиться отметка как ее формально-логический результат.

Оценка учебных достижений школьников может выражаться в оценочных суждениях и заключениях учителя, которые могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. В этих суждениях дается краткая характеристика (в качественном плане) успехов и недостатков в учебной деятельности школьника, а также путей ее совершенствования. Отметка же выражает количественную оценку знаний, умений и навыков учащихся в цифрах или баллах. При этом оценка-педагогическое суждение и отметка в баллах выполняют разные психологические функции и потому заменить одна другую не могут. Первая фиксирует достижение (или отставание) ученика по отношению к самому себе. Вторая – насколько его сегодняшний уровень высок по отношению к уровню других учеников в классе. С психологической точки зрения и та, и другая информация необходима для ребенка. Чтобы адекватно оценивать результаты своих усилий, он должен иметь представление об абсолютных успехах (Я-сегодня и Я-вчера) и об относительном успехе (Я и другие ребята).

Виды педагогической оценки

Классификация оценок, которые в совокупности определяют успеваемость учащихся, может быть произведена по разным критериям (основаниям). Так, в психолого-педагогической литературе выделяют оценки по знаку (положительные и отрицательные); по времени (упреждающие, констатирующие, отсроченные); по объему работы (за часть работы, за полностью выполненную работу); по широте личности (в целом или отдельные проявления); по форме (оценочное суждение, отметка, поведение в отношении ученика) и др.

Традиционно в отечественной педагогической психологии рассматривают следующие виды педагогической оценки .

Предметные оценки касаются того, что делает или, что уже сделал ученик, но не его личность. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.

Персональные педагогические оценки относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае персональных – через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования учеников за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

В Американской системе образования, по Ги Лефрансуа, используются следующие виды оценок. Процессуальное оценивание – оценивание текущих достижений учащихся в учебных ситуациях. Аутентичная оценка процедуры оценивания, разработанные для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности к обучению в реальных жизненных ситуациях. Итоговая оценка производится в конце периода обучения, разработана для определения уровня достижений. Формирующая оценка –оценка, производимая до начала и во время обучения, разработана для помощи ученикам в определении их сильных и слабых сторон. Формирующая оценка – это фундаментальная часть процесса обучения.

По уровню обобщенности Б. Г. Ананьев подразделяет педагогическую оценку на парциальную , фиксированную и интегральную .

Парциальная оценка – это исходная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к частному знанию, умению, навыку или отдельному акту поведения. Парциальные оценки всегда выражаются в словесной, вербальной оценочной форме суждения. В парциальных оценках выделяются три группы, имеющие свои особые формы проявления: исходные (отсутствие оценки, опосредственная оценка, неопределенная оценка), отрицательные (замечание, отрицание, порицание, упрек, угрозы, нотации), положительные (согласие, одобрение, ободрение). Как отмечает Б. Г. Ананьев, парциальная оценка генетически предшествует текущему учету успешности в его фиксированном виде (то есть в виде отметки), входя в него как необходимая составная часть. В отличие от формального – в виде балла – характера отметки, оценка транслируется в форме развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем «свернутой» оценке – отметке.

Ш. А. Амонашвили подчеркивая силу социальной значимости отметки и императивность процесса оценивания, указывает на «засекреченные» средства добывания желаемых отметок учащимися: это списывание, подсказка, зубрежка, шпаргалки и т. д. Исследователи установили, что оценка учителя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. Воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним учителями.

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая оценка имеет две основные функции – ориентирующую и стимулирующую. В своей первой функции педагогическая оценка выступает как индикатор определенных результатов и уровня достижений, которого добился тот или другой учащийся в своей учебной работе. Стимулирующая функция педагогической оценки, связанная с побудительным воздействием на аффективно-волевую сферу личности школьника, способствует ускорению или замедлению темпов умственной работы, качественному преобразованию структуры интеллекта, личности и познавательной деятельности.

Виды педагогических оценок:

– предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

– персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

– материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

– моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

– результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

– процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

– количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

– качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

– личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

– сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

– нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Эффективность пед.воздействия зависит от позиции педагога по отношению к ребенку. Принципы педагогического воздействия :

педагогический оптимизм,

уважение к ученику,

понимание душевного состояния ученика,

заинтересованность в судьбе ученика,

Способы психолого-педагогического воздействия(В.Н. Куликов):

Убеждение - психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребенка. Это логически аргументированное воздействие одного человека: или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности.

Внушение - психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности. Суть -в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.


Подражание - это повторение и воспроизведение действий, поступков, намерений, мыслей и чувств. Важно, чтобы ученик, подражая, осознавал, что его действия и мысли производны от действий и мыслей педагога. Подражание - это не абсолютное повторение, не простое копирование.

Заражения - воздействие через непосредственную передачу эмоционального состояния.

( А.А Горелова, Е.А Петрова)средства передачи ниформации:

Вербальное общение – общение при помощи речи.

Невербальное общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Приемы активного слушания(Н.И Козлов) А.С.- процесс слушания , характерный намеренно повышенной активностью восприятия и субъективного участия индивида в ситуации общения.

Приемы активного слушания:

Перефразирование – это формулировка той же мысли, но своими словами.: «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...».

Резюме – это короткое сообщение основных идей и чувств говорившего, как бы вывод из всего того, что было сказано человеком. Этот прием применим в продолжительных беседах. «Если подытожить сказанное вами, то...», «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что...».

Метод отражения чувств означает, что словами передаются чувства говорящего, которые, по вашему предположению, он испытывает. «Мне кажется, вы чувствуете...»,Вы несколько расстроены (очень, чуть-чуть)».

Психология педагогической оценки

Любая оценка включает в себя квалификацию степени развития определœенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий и результатов деятельности. Педагогическая оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной образовательной программы. Необходимо различать понятия ʼʼоценкаʼʼ и ʼʼотметкаʼʼ. Оценка , в первую очередь, – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком . Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением . Выставленная отметка должна сопровождаться обоснованием, данным в виде развернутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл отметки. Данное обоснование предполагает сравнение достижений ученика с четкими образовательными критериями.

Функции оценки:

1) констатация уровня обученности учеников;

2) стимулирование учения, положительной мотивации;

3) содействие формированию у учащихся адекватной самооценки, критического отношения к своим успехам;

4) отражение перспектив работы с каждым учеником (оценка позволяет наметить как для педагога, так и для школьника пути совершенствования знаний, умений, навыков).

Комплексный характер стимулирования успехов учащихся

в обучении и воспитании

Успехи в учении и воспитании детей напрямую зависят от мотивации. Наличие способностей не является гарантией успеха ребенка, так как в случае дефицита мотивации интеллектуальное и личностное развитие идет гораздо медленней, чем могло бы быть при благоприятных условиях. В обучении и воспитании детей имеются значительные резервы, но на практике они не полностью используются из-за недостаточной мотивации.

Причин такого состояния дел несколько. В первую очередь, до конца не известны всœе мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в учение, общение и оказываются заинтересованными в приобретении новых личностных качеств, знаний, умений и навыков. Во-вторых, став взрослыми и занявшись педагогической деятельностью, мы впервые начинаем задумываться над мотивами учения детей, и это происходит уже тогда, когда мы давно вышли из детского возраста и можем только гадать о подлинных мотивах детей. Нет никакой гарантии того, что наши догадки верны. Вполне должна быть, что мы приписываем детям то, чего у них на самом делœе нет, и не догадываемся о том, что для них действительно значимо, может по-настоящему мотивировать их в учении и воспитании. В-третьих, среди самих детей существуют большие индивидуальные различия, в силу которых то, что значимо для одного ребенка, может не представлять интереса для другого. Наконец, в-четвертых, сама мотивация, понимаемая как совокупность актуально действующих мотивов, ситуационно оказывается изменчивой. По этой причинœе то, что вполне подходит для стимулирования учебных и воспитательных интересов в одних ситуациях, должна быть неадекватным для других. Одна из главных задач в обучении и воспитании детей сводится к тому, чтобы, имея в виду всœе четыре названные возможные причины изменения мотивации, научиться практически воздействовать на нее и постараться свести к минимуму факторы, снижающие мотивацию.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разно-образных побудителœей, каждый из которых применяется не часто и исходя из того, какие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных и моральных, индивидуальных и социально-психологических. Органические - ϶ᴛᴏ стимулы, связанные с удовлетворением органических потребностей ребенка (что-либо приятное физически, сладкое, вкусное). Материальные стимулы связаны с приобретением в собственное пользование каких-либо привлекательных, интересных и желательных для ребенка вещей. Моральные стимулы обращены к чувствам ребенка и связаны с удовлетворением его духовных потребностей. К их числу можно отнести удовольствие, получаемое от осознания выполненного долга, от оказания помощи другим детям, от соответствия совершенных поступков нравственным целям и ценностям. Социально-психологические стимулы содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих отношений. В их число включены те, которые ориентированы на повышение внимания к человеку, уважение к нему, отведение ему престижной и значимой роли и т. п. Индивидуальные стимулы содержат в себе нечто личное, существенное для данного человека, имеющее для него особенное значение.

Способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей

Главные из них - ϶ᴛᴏ внимание, одобрение, выражения признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Доброжелательноевнимание к человеку всœегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, особенно значимых для него, когда он пользуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей. И, напротив, когда на человека не обращают внимания, когда его не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Дети очень ценят внимание к себе со стороны взрослых, стараются добиться его, прибегая к разного рода приемам. Иногда дети преднамеренно делают что-то необычное, совершают определœенные поступки и даже проступки исключительно ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как вербальная или невербальная позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок.

Признание представляет собой выделœение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличие от внимания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не связано с осознанием того, чем конкретно оно вызвано, или одобрения, в котором также особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделœение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в т.ч. и того, кто его характеризует.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка должна быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка или содействия, т. е. выполнения взрослыми таких практических действий, которые способствуют активизации деятельности ребенка. Чаще под-держка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда принято понимать и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату. В случае если в характере награды не учитывается то или другое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы стимулирования – усиление социальной роли, престижа и статуса – являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанников. Οʜᴎ связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. К примеру, роль лидера обычно высоко ценится среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не уважает и над которым всœе смеются, является одной из наименее привлекательных. Под престижем принято понимать степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. Статусом принято называть действительное положение ребенка в системе межличностных отношений (социометрический статус, к примеру). Он мо-жет быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Виды педагогической оценки

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, содержание, процесс и результат деятельности, но не сам субъект.

Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, приле-жание и т. п.

В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совер-шенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а случае персональных, субъективных – через оценивание того, как он это делает и какие качества при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные способы стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлека-тельные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворения материальных потребностей детей.

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в базе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объёмом выполненной работы, к примеру с числом решенных задач, сделанных упражнений и т. п.

Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателœей ее совершенства.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

- личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребёнок сравнивается сам с собой;

- сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

- нормативные – когда достижения ребёнка оцениваются относительно некоторой безличной норы выполнения задания.

Условия эффективности педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки принято понимать ее стиму-лирующая роль в обучении и воспитании. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к само-совершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально-полезных форм культурного поведения. Мотивация к интеллектуальному и личностно-поведенческому развитию у ребенка должна быть внешней и внутренней. Внутренняя мотивация считается более сильной, чем внешняя, в связи с этим под более эффективной педагогической оценкой обычно понимают такую, которая создает и поддерживает у ребенка внутреннюю мотивацию учения и воспитания. Наилучшей, однако, является такая психолого-педагогическая ситуация, которая, порождая внутреннюю мотивацию, одновременно поддерживает ее соответствующей внешней стимуляцией, т. е. когда стремление ребенка к психологическому совершенствованию подкрепляется созданием благоприятных для этого внешних условий.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер.
Размещено на реф.рф
Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всœего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, крайне важно хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют в виду два обстоятельства. В первую очередь, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. К примеру: в современных обществах североамериканского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы, в условиях азиатских культур – морально-религиозные. Во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка должна быть различной по своей эффективности исходя из социальной ситуации, в которой она дается. Сказанное позволяет сформулировать следующие способы повышения персональной значимости педагогической оценки:

1) систематическое изучение и учет индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка;

2) актуализация тех потребностей и интересов ученика, которые соответствуют имеющимся в распоряжении педагога стимулам;

3) варьирование характера педагогических оценок с целью избегания привыкания к ним ребенка;

4) применение педагогических оценок, которые дают ребенку значимые для него люди – те, кого он уважает и кому доверяет.

Психология педагогической оценки - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология педагогической оценки" 2017, 2018.