Переход на станции комсомольская. Станции метро “Комсомольская”

Вконтакте

Станция Кольцевой линии Московского метрополитена.

История

Первой станцией метро у Ленинградского, и вокзалов стала станция «Комсомольская» Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) линии, открытая в 1935 году в составе первой очереди метрополитена.

В первоначальные планы Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо неё планировалось строительство «диаметральных» линий с пересадками в центре города. Первый проект Кольцевой линии появился в 1934 году. Тогда планировалось построить эту линию под Садовым кольцом с 17 станциями.

Почта СССР, С. Поманский , CC BY-SA 3.0

По проекту 1938 года планировалось построить линию значительно дальше от центра, чем построили впоследствии. Планировались станции «Усачёвская», «Калужская Застава», «Серпуховская Застава», «Завод имени Сталина», «Остапово», «Завод Серп и Молот», «Лефортово», «Спартаковская», «Красносельская», «Ржевский Вокзал», «Савеловский Вокзал», «Динамо», «Краснопресненская Застава», «Киевская».

В 1941 году проект Кольцевой линии изменили. Теперь её планировали построить ближе к центру. В 1943 году было принято решение о внеочередном строительстве Кольцевой линии по нынешней трассе с целью разгрузки пересадочного узла «Охотный ряд» - «Площадь Свердлова» - «Площадь Революции».

Кольцевая линия стала четвёртой очередью строительства. В 1947 году планировалось сдать линию четырьмя участками: «Центральный парк культуры и отдыха» - «Курская», «Курская» - «Комсомольская», «Комсомольская» - «Белорусская» (затем был объединён со вторым участком) и «Белорусская» - «Центральный парк культуры и отдыха».

Первый участок, «Парк культуры» - «Курская», был открыт 1 января 1950 года, второй, «Курская» - «Белорусская», - 30 января 1952 года, и третий, «Белорусская» - «Парк культуры», замыкающий линию в кольцо, - 14 марта 1954 года. Первоначально планировалось построить три вестибюля «Комсомольской», но был построен только один. Переход на Сокольническую линию открылся вместе со станцией.

Архитектура и оформление

Вестибюль

В северном торце станции - лестница, ведущая в небольшой купольный аванзал. В куполе свода, украшенного золотой смальтой, изображена красная пятиконечная звезда с расходящимися во все стороны золотыми лучами. Это мозаичное украшение появилось не ранее 1960-х годов. В центре аванзала подвешена массивная многорожковая люстра.

Длинный и широкий коридор выводит из аванзала к эскалаторному тоннелю. Эскалаторный тоннель в свою очередь выводит в наземный вестибюль, общий для обеих станций узла. У этого вестибюля восьмиугольный объём под большим куполом.

Купол украшен лепниной и фигурными барельефами трубящих горнистов (автор Г. И. Мотовилов). По оси купола две подвесные люстры в виде церковных паникадил, по всем углам - большие торшеры. Стены облицованы светло-бежевым мрамором.

Вестибюль объединяет верх двух эскалаторных тоннелей двух станций, вход с Комсомольской площади, выход на площадь между Ярославским и Ленинградским вокзалами и вход из подземного вестибюля с коридорами с обоих этих вокзалов.


Glaue2dk , CC BY-SA 2.5

Весь этот архитектурный ансамбль находится внутри уличного павильона. Он представляет собой большое двухэтажное здание крестовой формы с двумя шестиколонными портиками со стороны Комсомольской площади и с выходом к перронам Ленинградского и Ярославского вокзалов с противоположной стороны.

Из него можно выйти также к платформе «Каланчёвская» Курского направления Московской железной дороги. С ноября 2007 года вход через фасадные двери павильона закрыт и осуществляется через подземный переход под Комсомольской площадью. Внутренний свод вестибюля выдаётся наружу большим куполом серого цвета. Увенчан этот купол высоченным шпилем с пятиконечной звездой. На звезде изображены серп и молот.

Станционные залы

В конструкции использована сборная чугунная обделка, в качестве лотка использована монолитная плита. Длина посадочного зала 190 метров, ширина центрального нефа 11 м (вместо характерных для станций такой конструкции 8 м), высота зала 9 м (вместо характерных 5,5 м).

По последним двум показателям данная станция является самой большой из колонных станций московского метрополитена. В 1952 году, совместно с П. Д. Кориным, архитектор А. В. Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени за 1951 год за архитектуру станции.


Katlenburg-Lindau, German , CC BY 2.0

Архитектурно станция «Комсомольская» - апофеоз сталинского ампира, отличающегося грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. Одна из авторов проекта, А. Ю. Заболотная, писала, что станция задумывалась как один из самых оживлённых транспортных узлов города и как своеобразные ворота Москвы. Эти «ворота» должны были формировать первые впечатления о Москве.

На станции 68 восьмигранных колонн (шаг составляет 5,6 метра). Аркады, включающиеся в себя два ряда колонн, соединены изящными арками. Они держат на себе общие антаблементы с карнизами, простирающиеся по всей длине станции. На карнизы опираются основания сводов центрального и боковых залов. Свод центрального зала в полтора раза выше боковых.

Триумф советского народа в Великой Отечественной войне - ведущая тема архитектуры интерьеров станции. Величие этой патриотической темы отражено в грандиозном размахе пространственного построения подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости её цветового и светового решения. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Они являются визуализацией речи И. В. Сталина, произнесённой на параде 7 ноября 1941 года:

«Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!..»

И. В. Сталин

Свод декорирован белым лепным орнаментом. У пят свода был расположен ряд позолоченных барельефных картушей на малиново-красном фоне, выполненных по моделям скульпторов С. В. Казакова и А. М. Сергеева на тему «Русское оружие», позднее заменённых мозаиками. Тогда же мозаикой был выложен и купол аванзала перед эскалаторным коридором.Это высказывание Сталина было высечено на мраморной доске, установленной при входе в перронный зал.


Zac allan , Public Domain

Шесть мозаик изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после развенчания культа личности Сталина в 1963 году. До этого эти панно неоднократно «подправлялись» с удалением опальных вождей.

Первоначально на панно «Вручение гвардейского знамени» был изображён Сталин, передававший знамя солдату, а за его спиной - В. М. Молотов, Л. П. Берия, Л. М. Каганович. На панно «Парад Победы» были изображены те же люди на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошенные фашистские знамёна. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля. Переделывал панно сам Корин.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.

Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым узбекским мрамором «газган», как и стены станции. Пол выложен малиново-красным кузнечнинским (каарлахтинским) гранитом. Путевые платформы отделаны красным капустинским и розово-красным клёсовским гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина.

Переход на Сокольническую линию

Переход начинается в середине зала. Там расположены две пары эскалаторов, ведущие вниз, в просторный зал, освещаемый небольшой люстрой и настенными бра. Затем через расположенный ниже станции длинный изогнутый коридор пассажир попадает в эскалаторный зал.

На стене - флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамён и оружия, которые обрамляет лавровый венок, обвитый георгиевской лентой. Из зала ведёт большой четырёхленточный эскалатор. Наверху расположен подземный циркульный колонный зал с выходом в южный торец «Комсомольской» Сокольнической линии. В другой стороне циркульного колонного зала - выход к Казанскому вокзалу.

Станция в цифрах

  • Код станции - 070.
  • Пикет ПК181+74,6.
  • Глубина заложения составляет 37 метров.
  • По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 161 440 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Комсомольская» Сокольнической линии - 104 300 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу - 119 000 человек, по выходу - 110 900 человек.
  • Время открытия станции для входа пассажиров - 5 часов 20 минут (выход к Казанскому вокзалу) и 5 часов 30 минут (выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам), время закрытия - в 1 час ночи.
  • Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:

Mikhail (Vokabre) Shcherbakov , CC BY-SA 2.0

Фотогалерея














Полезная информация

Комсомо́льская
Названа по Комсомольской площади, под которой расположена.
В 1991 году был предложен проект смены названия станции на «Каланчёвская», а в 1992 году - на «Три вокзала», однако оба проекта не были осуществлены.

Часы работы

  • Открытие: выход к Казанскому вокзалу - 5:20, выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам - 5:30
  • Закрытие: 1:00; 18:15-18:50 (понедельник-четверг, вход с Ярославского и Ленинградского вокзалов); 17:15-18:50 (пятница, вход оттуда же)

Расположение

Под Комсомольской площадью между станциями «Проспект Мира» и «Курская». Находится на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы.

Выход к улицам:

Комсомольская площадь, Ленинградский вокзал, Ярославский вокзал, Казанский вокзал

Тип

Станция колонная трёхсводчатая глубокого заложения.

Архитекторы

А. В. Щусев, В. Д. Кокорин, А. Ю. Заболотная, О. А. Великорецкий
А. Ф. Фокиной

Станция в культуре

«Комсомольская» упоминается в книге Л. И. Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года. В издании 1938 года вместо тогда ещё не существовавшей «Комсомольской» упоминается станция «Киевский вокзал».

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:
- Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская кольцевая“!»

Станция «Комсомольская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего Содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.

Железнодорожный транспорт

Из северного вестибюля - выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. От Ленинградского вокзала начинается Октябрьская железная дорога, от Ярославского - Ярославское направление Московской железной дороги. Также поблизости находится станция Каланчёвская Курского направления Московской железной дороги.

По переходам в центре зала - выход к Казанскому вокзалу. От Казанского вокзала начинается Казанское направление Московской железной дороги.

Наземный общественный транспорт

Станция «Комсомольская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта:

  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются трамваи № 7, 13, 37, 50.
  • Остановка «Комсомольская пл. - Магазин «Московский» находится на Комсомольской площади. На ней останавливаются автобусы № 40 и 122 и троллейбусы № 14, 41.
  • Остановка "Метро Комсомольская" находится на Комсомольской площади. На ней останавливается автобус № А.
  • Остановка «Фабрика „Большевичка“ - Комсомольская пл.» находится на Каланчёвской улице. На ней останавливаются троллейбусы № 22 и 88.

Неожиданно большой интерес в блоге вызвали фотографии станций московского метро. Впрочем, почему неожиданно… Далеко не все из тех, кто набрел в Интернете на мой блог, в Москве были. А слава о красоте московского метро разнеслась по всему миру. Все станции московского метро фотографировать не буду, но еще несколько, которые мне нравятся, покажу.

Очень красивая, просто роскошная станция Комсомольская кольцевой линии московского метро.

Станцию открыли 30 января 1952 года. Это самая просторная колонная станция московского метро. Длина центрального зала составляет 190 метров, ширина 11 метров. высота потолка 9 метров.

Станция Комсомольская кольцевая — просто настоящий дворец, в оформлении которого сочетались сразу несколько стилей. Сегодня это смешение стилей именуют Сталинским ампиром. Проект станции был разработан группой архитекторов, за основу идеи декора была взята речь И.В.Сталина на параде 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

68 восьмигранных мраморных колонн установлены с шагом 5,6 метра. Потолок станции украшают восемь мозаичных панно из смальты и ценных поделочных камней по эскизам художника П.Д.Корина. Панно посвящены борьбе русского народа за независимость. Также потолок украшают изображения различных воинских атрибутов и роскошные люстры. Все это щедро окаймлено лепниной.

По замыслу архитекторов станция Комсомольская, на которую попадают гости столицы, прибывающие на три железнодорожных вокзала, должна производить неизгладимое первое впечатление от Москвы. Впечатление на самом деле производит!

С кольцевой линии на Сокольническую ведет переход, который тоже достоин того, чтобы его сфотографировать.

На стене эскалаторного зала — мозаика с изображением ордена Победы, также выполнена по эскизу художника П.Д.Корина.

По четырехленточному эскалатору поднимаюсь на станцию Комсомольская-радиальную. Эта станция тоже по своему интересно оформлена, но здесь всегда столько людей, что на все это никто не обращает внимания…


Скоро нам обещают, что в Москва Сити появится самый большой пересадочный узел не только в Москве но и возможно в стране. А пока самый крупный пересадочный узел здесь, на Комсомольской площади, площади трех вокзалов. Тут помимо собственно трех загруженных вокзалов с большой проходимостью пассажиров еще и две станции метро - Комсомольская Сокольнической и Кольцевой линий. На последнюю мы и отправимся.

ТТХ станции. Пустая Комсомольская на фото - это что то из области фантастики.

Автором проекта станции стал не кто иной, как один из самых титулованных архитекторов - А.В. Щусев. Это был последний проект архитектора, станция была достроена уже после его смерти. За этот проект ему посмертно была вручена Сталинская премия второй степени.

Строители на станции. Очень крутые каски-пробки.

А вот собирают и готовят люстры центрального зала.

После развенчания культа личности, все изображения Сталина (а их было немало) в метрополитене были отредактированы. Такую вот метаморфозу претерпело панно на своде Комсомольской.

Уникальное фото. Перебирают мозаику.

А еще в какой то момент на Комсомольской появился аналог современного ИНФОСОСа, более того тут он с телевизором. Вообще какое то чудо техники. Судя по тому, что подобные устройства не распространились, предположу, что эксперимент был признан неудачным. Собственно, скорее всего такая же участь должна постигнуть и современные ИНФОСОСы.

Красивое раскрашенное ЧБ фото. Тут видно, что изначально над рядом колонн была раскрашенная лепнина. Теперь там мозаики.

Какая красота. Какая интересная публика. Тут и старый олдскульный поезд. Надпись над кабиной "КОЛЬЦО", без всяких номеров маршрутов.

Митинг, посвященный открытию станции. Сколько народу то!

Фото с сайта РИАНовости . Хрущев на митинге, по поводу пуска нового участка Кольцевой линии 1952 год. Портрет Сталина с грустью и усталостью смотрит на улыбающегося Хрущева. Скоро портреты вождя будут снимать ото всюду.

А вот это карточка Анри Картье-Брессона снятая на Комсомольской.

1. Итак наземный павильон у станции один. Это совмещенный павильон обоих Комсомольских. Здание помпезное, с куполом и шпилем с красной звездой наверху. Совершенно уместная роскош, на фоне зданий Ленинградского и Ярославского вокзалов.

2. Наземный вестибюль Комсомольской - это то, что приезжающие видят в первую очередь. Впечатление я думаю он производит соответствующее. Столица все ж таки. Кстати в последнее время площадь перед вокзалами существенно почистили от грязи всяких маргинальных элементов. И теперь тут даже можно прогуляться не испытывая отвращение.

3. Теперь со стороны главного фасада только выход. Зато можно тут спокойно пройтись без шума и толпы.

4. По обе стороны кассового зала собственно кассы.Какие красивые светильники

5. Отделка окошек касс.

6. Декоративные панели под ними.

7. Гермозатвор и проход в эскалаторный зал.

8. Эскалаторный зал. Круглый с куполообразным потолком. Отсюда уходят эскалаторы на Комсомольскую Кольцевой и Сокольнической линий. На сводах лепнина, и создается ощущение, что изначально планировалось дополнить лепнину еще и мозаиками. Пустые "рамки" выглядят странно.

9. А еще в этом зале потрясные светильники. Какая красота.

10. Тут всегда многолюдно. Вообще мне трудно себе представить, чтобы на Комсомольской было бы безлюдно. Люди с вокзалов, люди на вокзал, бесконечный цикл.

11. Вот тут явно должно было что-то быть, какая-нибудь мозаика.

12. А какие роскошные люстры.

13. Переход от эскалаторов в сторону станционного зала. Подсветка в верхней части за карнизом. Модное архитектурное решение того времени.

14. Туто тоже лепнина. Интересно эта вот "сеточка" в нижней части, за ней что громкоговорители или это для вентиляции?

15. Из перехода попадаем в аванзал. Он служит своеобразным поворотом, так как переход подходит к платформенной части под прямым углом.

16. Купол, да тут тоже купол, украшен мозаикой и лепниной. Да, еще и люстрой. Все что только можно было придумать. Как жаль, что тут напихали всякой рекламы и установили автоматы по продаже прессы.

17. Поднимем голову вверх. Да, не каждый дворцовый интерьер может похвастаться такой отделкой.

18. Своды выкрашены в желтый цвет. Необычно. Я вот так с ходу не могу вспомнить еще станцию Московского метро, где своды выкрашены в какой либо цвет, кроме белого.

19. Естественно лепнина. Вообще обращаешь внимание на такие вещи, если никуда не спешишь. Такая красивая станция для многих всего лишь пересадка на электричку или поезд, некоторые вообще не замечают этой красоты. А ведь станция задумывалась, как самая большая, самая впечатляющая на Кольце. Это должны были быть ВОРОТА в город!

20. Что интересно. Мозаика тут появилась в то же время, что и мозаика над колоннами в центральном зале. Вот мне интересно, станцию закрывали на момент реконструкции и установки мозаик?

21. Сама станция интересна тем, что свод центрального зала поистине огромен, он в 1,5 раза выше сводов боковых залов. Такая высота позволила повесить огромные люстры, как будто из дворца или например из какого нибудь храма.

22. Потолок украшают огромные мозаики.

23. Все они в той или иной степени прославляют славу русского оружия. Вот панно с Александром Невским.

24. А вот "Красноармейцы с красном знаменем" похоже на руинах рейхстага.

25.Даже широкоугольник не позволяет объять необъятное.

26. Еще разок задерем голову вверх.

27. В середине зала переход на Сокольническую линию. Решетки ограждения богато декорированы.

28. В глухом торце стоит себе такой бюст Ленина. И ни у кого не возникло идеи его демонтировать, это хорошо. Над Лениным свод с мозаикой в центре которой советский герб.

29. Немного цифр. На станции 68 колонн, длинна платформы 190 метров. Высота центрального свода 9 м.

30.

31.

32.

33. Вид на центральный зал.

34.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

: Сокольническая линия (отмечена на схемах красным цветом) и Кольцевая линия (обозначена на схемах метро коричневым цветом). Станции метро “Комсомольская” расположены под Комсомольской площадью, рядом с , и вокзалами . Это один из самых нагруженных транспортных узлов Москвы.

Станция метро “Комсомольская” Сокольнической линии Московского метрополитена расположена между станциями и “Красные ворота”. Станция была открыта 15 мая 1935 года. Станция соединена с одноимённой станцией Кольцевой линии.

Станция имеется два наземных вестибюля. Один из них расположен между зданиями Ярославского и вокзалов (на Комсомольской площади), второй в здании Казанского вокзала. Вестибюль на Комсомольской площади является общим со станцией “Комсомольская” Кольцевой линии. В последние годы вестибюль работает только для выхода пассажиров (для входа используется подземный переход).

Станция метро “Комсомольская” Кольцевой линии расположена между станциями и . Станция была открыта 30 января 1952 года. Станция имеет выходы в город на Комсомольскую площадь, к Ленинградскому, Ярославскому и Казанскому вокзалам.

В северном торце вестибюля станции находится выход к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. (Общий наземный вестибюль для двух станций метро.) В центре подземного зала станции начинается переход, который ведёт к станции метро Комсомольская Сокольнической линии и к Казанскому вокзалу (через подземный коридор).

Автором проекта станции является архитектор А. В. Щусев, который за работу над станцией был удостоен Сталинской премии. Станция выполнена в стиле сталинского ампира. Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость.

Рядом со станцией метро Комсомольская расположены:

  • . Вокзал обслуживает поезда, направляющиеся в Санкт-Петербург, Мурманск. .
  • Гостиница "Ленинградская" (Hilton Moscow Leningradskaya).

Гостиницы рядом со станцией метро Комсомольская

Рядом со станцией метро Комсомольская, Казанским, Ленинградским и Ярославским вокзалами в Москве имеется несколько отелей. Если вас по каким-либо причинам не устраивают эти отели, вы наверняка сможете найти подходящий отель или апартаменты поблизости по доступной для вас цене с помощью любого онлайн-сервиса поиска и бронирования отелей.

Вас может также заинтересовать: Комсомольской площадью в Москве.