Первое свидание Райли (2015) смотреть онлайн.

Одиннадцатилетняя девочка, которой пришлось переехать из маленького городка в Сан-Франциско. У Райли возникают сложности, новая школа, новые друзья, новое общение. Эмоции, живущие у нее в голове, поначалу, помогают ей справиться с этим, но с течением времени ей становится все сложнее и сложнее совладать с ними.

Печаль (Sadness)

Одну из важнейших ролей в жизни Райли играет Печаль. Этому чувству девочке легко поддаться, на фоне переходного возраста, переезда, новой школы и иных неприятностях. Печаль – абсолютная противоположность Радости. И в тоже время, как считает Филлис Смит, озвучивавшая Печальку, она – голос разума. Этот всегда грустный персонаж в поникшей головой постоянно пытается переиначить все идеи лидера команды – Радости, как бы радужно они не выглядели. Также как и многие другие персонажи, внешний вид Печали претерпел значительные изменение со дня ее создания. Нынешняя героиня заметно поправилась, приобрела голубой цвет, обзавелась чудесными переливающимися волосами, приоделась в теплый свитер, который делает ее еще более громоздкой, и нацепила на свой крохотный носик огромные круглые очки. Кстати о «носике», в первой версии дизайна, он был очень большим и острым, как на данный момент у Страха, поэтому его превращение в крохотную пуговку можно считать большим плюсом. Скорее всего, такие изменения Печаль претерпела с появлением Филлис Смит. Если присмотреться они имеют очень много похожих черт. Не зря говорят, что озвучивающий персонажа актер способен его изменить под себя и часто одаривает его своими собственными качествами, как внешними, так и внутренними.

Гнев (Anger)

Гнев – один из пяти чувств героини Райли. Это очень нервный и импульсивный персонаж. Он готов взорваться в любой момент. Так же как и Радость, Гнев обладает лидерскими качествами. Это очень серьезный персонаж, который всегда уверен в своей правоте, даже если его старания не приводят к успеху. Чем сложнее ситуация, чем чаще в жизни Райли все идет не по плану, тем сложнее Гневу пребывать в спокойном состоянии. Как уже говорилось выше, Гнев стремиться стать во главе группы чувств. Однако другие эмоции часто попросту не замечают его. Страдая от недостатка внимания к своей персоне, герой всеми силами стремиться быть в гуще событий. Кроме того он постоянно старается контролировать правильность действий девочки, и если в ответ на эти действия не получает ожидаемой реакции, скептицизма и грубости Райли не избежать. Гнев обладает рядом особенностей. Во-первых, он самый маленький по росту из всей чувств героини. Во-вторых, он единственный из эмоций, кого авторы одели в строгий костюм, тем самым подчеркнув всю серьезность настроя персонажа и его непреклонность. В-третьих, по силе выплеска своих, в прямом смысле этого слова, горячих чувств, он может сравниться с Радостью, правда в отличие от нее, Гнев не светится, а взрывоподобно пылает, особенно на макушке.

Страх (Fear)

Страх – еще одна эмоция маленькой Райли. Боязнь чего-либо заставляет нас хорошенько обдумывать каждый последующий шаг, поэтому это чувство также можно рассматривать как защитное от грядущих неприятностей, которые мы сами себе порой с радостью предоставляем. Это очень неуверенный в себе персонаж. В конечном варианте внешность Страха - худенького, фиолетового, все время дрожащего от переполняющих его чувств героя, очень подходит его имени. Однако ранее, на первых дизайнерских этапах он выглядел совершенно по-другому. Страх представлял собой вполне упитанного героя, чем-то напоминающего бочонок, у которого напрочь отсутствовал нос. Единственное что осталось без изменения в его облике это большие круглые на выкате глаза и огромный рот. Кроме того персонажа наградили длинным носом и густыми бровями, а вместо волос дорисовали скупой, но переливающийся длинный завиток. Несмотря на свою натуру всего бояться и находиться в тревожном состоянии, Страх абсолютный пацифист. Он не приемлет насилия и ссор. Поэтому играет не последнюю роль в налаживании отношений в семье Райли. Страх помогает девочке обходить конфликты и не обострять и так пошатнувшиеся на фоне внешних неприятностей и переходного возраста отношения.

Брезгливость (Disgust)

Еще одной эмоцией подрастающей Райли является Брезгливость. На самом деле это очень полезное чувство, она как защитная реакция, не позволяющая девочке дотрагиваться или делать что-то не надлежащее. Однако хорошо это или плохо решается разными способами. Когда Райли есть брокколи Брезгливость не может усидеть на месте, хотя на самом деле брокколи не приносят ничего подростку кроме пользы. Внешность этого милого, но очень нетерпеливого персонажа претерпела значительные изменения. Изначально Брезгливость была одета в фиолетовое платье, на ее хорошенькой головке развивались длинные волосы, а не каре как сейчас. Кроме того первый вариант героини не имел таких шикарных длинных ресниц, их попросту не было. Еще одним дополнением к образу персонажа можно считать широкий поясок имеющий бляшку в виде буквы «D», то есть Disgust – Брезгливость в английском варианте. Не стоит думать, что этот очаровательный персонаж не играет важной роли в нашем мировосприятии. Когда юная Райли в свои одиннадцать лет попадает в сложную ситуацию, сопровождающуюся переездом в новый город, дом и новую школу. Брезгливость также оценивает окружающий мир, как и другие эмоции, правда в собственном варианте.

Радость (Joy)

Радость – одна из наших самый счастливых положительных эмоций, и по совместительству самая главная в хорошенькой головке одиннадцатилетней Райли. Как и положено Радость бесконечная энтузиастка, очень подвижная и яркая. Она просто обожает перебирать светлые воспоминания девочки и стремится померить порой ссорящихся коллег, внести и в их существования лучики света и мира. Радость – прирожденный лидер, объединяющий фактор. Она как маленький двигатель заставляет всех идти навстречу счастью. Радость основная часть Райли, которая меняется и усложняется в процессе взросления девочки. Однако эмоциональный персонаж противится изменениям, ведь самая чистая и искренняя радость может быть только в детстве. Зачем взрослеть? Как самой главной в эмоциях Радости необходимо быть не только позитивной, но и твердой в своих решениях. Так как помимо своих собственных проблем героине приходится бороться с изменением и других чувств. Переходный возраст – это сложный период, когда все нервы и эмоции находятся в постоянном напряжении. И именно Радости предстоит сохранить этот хрупкий и ненадежный мир, не давая разбушеваться друзьям и поддерживая добрые отношения Райли с родителями. У Радости есть особенности: она всегда ходит босиком, светится, когда ее переполняют чувства и это вторая по счету главная героиня в мультфильмах студии Пиксар.

Ей 11 лет, и она ни от кого не желает слышать, что это самый прекрасный возраст в жизни. Почему Райли, героиня «Головоломки», отказывается от радостей детства, чтобы погрузиться в горести подросткового возраста? Что происходит у нее в голове? Как рождаются и развиваются ее эмоции? Как устроена память и какую роль играют в нашей психике воспоминания? Именно об этом рассказывает новый фильм студии Disney/Pixar. «За отправную точку я взял момент утраты детской беззаботности: по-моему, это настоящая трагедия. Взрослея, мы теряем нечто очень важное. Мы все это чувствуем: взрослые - потому что способны испытывать эмпатию к себе-ребенку, а подростки - потому что проживают эту утрату. Когда я увидел, как Элли, моя веселая и общительная дочка, замыкается в себе, я задумался, что с ней происходит, что творится у нее внутри. Этот фильм родился из моих вопросов, из моих попыток найти ответы, из моего желания сохранить с ней контакт и видеть ее счастливой», - рассказывает режиссер Пит Доктер (Pete Docter), который работал над этим проектом в течение 5 лет.

На основе своего прочтения классических текстов Фрейда, Юнга, новейших исследований в области неврологии и психологии, а также консультаций со специалистом по эмоциям Полом Экманом (Paul Ekman) Пит Доктер и его съемочная группа создали собственную карту вселенной мозга. «Я хотел исследовать сущностную, а не физиологическую сторону его функционирования», - объясняет режиссер.

Все дисциплины - нейронаука, психоанализ, когнитивная и поведенческая психология - работают на то, чтобы создать целостное видение нашего психического пространства. Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость - пять эмоций, которые управляют жизнью Райли, - воплотились в занятных персонажей с такими же именами, которые гуляют по полному опасностей миру, окрашенному в фиолетовые тона. Кружные дороги приводят их к тайным уголкам: зона абстрактного мышления превращает вас в плоский изломанный рисунок кисти художника-кубиста; в киностудии «Мир снов» на стенах висят афиши фильма «Я умею летать», а радужный единорог читает газету. Забвение - это пропасть, долгосрочная память - игра Candy Crush в кислотных цветах, Воображаемый Друг - розовый слон с хвостом как у енота. Бессознательное показывает свои фантастические картины в виде неясных теней. Поездка на поезде (материализация метафоры «ход мыслей») напоминает «Путешествие Чихиро» Миядзаки и сюрреалистические миры Дали, а проплывающие мимо пейзажи - картины Танги.

Наверное, именно это творческое и научное безумие художника-постановщика Ральфа Эгглстона (Ralph Eggleston) - причина тому, что зритель с таким увлечением погружается в это приключение, по сравнению с которым реальность кажется пресной. Пит Доктер тоже, конечно, приложил руку к этому поразительному пространству. Вся его фильмография отражает тяготение к параллельным мирам - будь то мир игрушек в «Истории игрушек», неба в фильме «Вверх», кошмаров в «Корпорации монстров». Его настоящая жизнь - то, что происходит где-то еще. В данном случае - внутри нас.

1. Пять эмоций, которые управляют нами

Почему выбрано всего пять эмоций, тогда как исследователь Пол Экман перечисляет шесть основных эмоций? Для большей связности, ради сюжета повествования, чтобы не «потерять» зрителя, а главное, чтобы не слишком отдаляться от научной реальности, уверяет Пит Доктер. Во внутреннем мире Райли не хватает удивления: «Мы убрали эту эмоцию, потому что она была слишком близка к Страху, и персонажи получились бы похожие по своим свойствам». Так что девочкой движут пять эмоций, которые определяют ее настроение, поведение и отношения с людьми.

2. Когда за пульт управления встает гнев

«Мы хотели показать то, что эмоции делают для нас, какова их роль, - утверждает Рональдо Дель Кармен (Ronnie Del Carmen), режиссер-мультипликатор. - Но есть разница между эмоцией как таковой и тем, что вы с ней делаете, когда испытываете ее. Вы можете кипеть от скрытого гнева. Поэтому нам надо было ясно отличить эмоцию от ее внешнего проявления». Необходимо было подчеркнуть взрывной характер Гнева. Аниматоры представили его в виде красного прямоугольника, который символизирует плотность, жар и силу этой эмоции. Над его головой - языки пламени, потому что он готов сжечь все на своем пути, заставить потерять контроль над собой, и также сжечь вас изнутри, когда вы его подавляете.

3. Шар воспоминаний

Перед Центром управления мозгом за пульт управления встала Радость (а рядом с ней ее партнеры, Страх, Печаль, Брезгливость и Гнев). Она показывает счастливое воспоминание о том, как Райли каталась на коньках, держа родителей за руки. Но ностальгия приближается, и девочке угрожает Печаль: она только что уехала из родного Среднего Запада и переселилась в Сан-Франциско. Серые городские стены ее подавляют.

4. Перед островами личности

Пять персонажей эмоций наблюдают за островками, которые составляют структуру личности Райли: Дружба, Семья, Честность, Хоккей (синоним уверенности в себе, потому что девочка им увлекается и коллекционирует призы) и Озорство. Но равновесие Райли под угрозой: в начале фильма острова сияют огнями, но постепенно покрываются трещинами и вот-вот разрушатся совсем.

5. На краю бездны Бессознательного

Радость и Печаль заблудились в закоулках мозга Райли. Им придется искать дорогу, проходя через долгосрочную память, где находится хранилище воспоминаний. Каждое воспоминание - это шарик, окрашенный эмоцией, которая с ним связана (желтый - Радость, голубой - Печаль, зеленый - Брезгливость...). В подземелье под ногами Радости и Печали скрывается Бессознательное, наш внутренний поэтический театр, блестяще показанный Ральфом Эглстоном. Вдохновением для него послужили английский художник Дэвид Хокни (David Hockney) с его многоцветными декорациями к опере Пуччини «Турандот» и фильм «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы (1982), где виртуозное использование декораций, света и визуальных эффектов преображает действительность.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.

Время от времени, на экранах кинотеатров появляются фильмы, которые оставляют у зрителей неизгладимое впечатление и потом долго не выходят из памяти. Новый мультфильм студии Pixar - «Головоломка» - один из таких.

Сюжет «Головоломки» сфокусирован на юной девочке Райли, чья жизнь кардинально меняется после переезда её семьи из Минессоты в Сан-Франциско. Зрителей фильма переносят в голову к Райли, и показывают какие эмоции руководят ею по мере действия происходящего: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость.

В этом посте я собрала наиболее интересные факты о мультфильме.

  1. Режиссер Пит Доктер (Pete Docter) и продюсер Джонас Ривера (Jonas Rivera) до этого работали над другим фильмом студии - «Вверх» (Up) и прекрасно знают, на какие кнопки следует нажать, чтобы заставить зрителя расчувствоваться.
  2. Сюжет фильма основан на идее режиссера Пита Доктера.Ему было интересно понять, почему люди хихикают без причины или напевают себе под нос приевшуюся мелодию.
  3. Радость - основную эмоцию Райли - в оригинале озвучивает Эми Полер (Amy Poehler), американская комедиантка, сценарист и актриса. В русском дубляже Радость озвучивала певица Натали.
  4. В оригинале комик Билл Хейдер (Orville Adam “Bill” Hader) озвучивал Страх, Гнев озвучивал стендап-комик Льюис Блек (Lewis Black), Печаль — актриса Филлис Смит (Phyllis Smith), а Брезгливость - комедиантка и актриса Минди Кейлинг (Mindy Kaling). Филис Смит и Минди Кейлинг знакомы многим зрителям по знаменитому американскому сериалу «Офис». В русской версии свои голоса озвучке подарили Владимир Епифанцев, Дмитрий Нагиев, Олеся Железняк и Ксения Собчак.
  5. Рашида Джонс (Rashida Jones) из сериала «Парки и Зоны Отдыха» появляется в маленьком камео. Она озвучивает эмоции крутой девочки из класса Райли.
  6. Кайл МакЛоклен (Kyle MacLachlan), известный ролью Агента Купера из «Твин Пикс» озвучивал папу Райли в оригинале.
  7. Когда Минди Кейлинг показали сценарий, она прослезилась. Она прокомментировала: «Мне кажется, очень здорово, что вы решили сделать фильм о том, что взросление — это сложно, и нет ничего плохого в том, чтобы погрустить об этом».
  8. Чтобы сделать структуру эмоций маленькой девочки более правдоподобной, Pixar консультировались с нейробиологами, детскими психологами и психиатрами. Студия не раз меняла элементы фильма и даже отказалась от одного из задуманных персонажей.

  9. Изначально задумывалось 27 эмоций в голове Райли: Логика, Разум, Гордость, Любовь, Надежда, Schadenfreude («шаденфройде» - немецкое слово, обозначает радость, когда другим больно, разновидность злорадства). Отдельно стоит выделить удивление. По задумке, он (Удивление) должен был вскрикивать от неожиданности, когда кто-то открывал рот, но создатели фильма отказались от него.
  10. Радость хотели изначально назвать «Оптимизм», но потом режиссер Пит Доктер обнаружил, что оптимизм - не эмоция.
  11. В первоначальной версии сценария, вернуться в Штаб-квартиру предстояло Радости и Страху.
  12. Опыт и эмоции юной Райли основаны на дочери режиссёра фильма, Элли. Она уже имеет опыт в озвучке. Элли она подарила свой голос маленькой тёзке из мультфильма «Вверх» (2009). Пит Доктер стал замечать, что раньше она была активной и веселой, но по мере взросления стала тихой и закрытой.
  13. Саундтрек к фильму написал Майкл Джаккино (Michael Giacchino). Это уже пятая совместная работа Майкла с Pixar — до этого он успел поработать над «Вверх», «Тачки 2» (Cars 2), «Рататуй» (Ratatouille) и «Суперсемейкой» (The Incredibles).
  14. Фильм анонсировали в 2011 году под названием The Untitled Pixar Movie That Takes You Inside The Mind.
  15. В тизере к «Головоломкам» были кусочки из всех мультфильмов студии Pixar, кроме «Тачек 2» и «Игрушечной Истории 2».
  16. Перед каждым мультиком от Pixar на широком экране идет короткометражка. На этот раз короткометражка от создателей «Игрушечной Истории» и «Храброй Сердцем» рассказывает о любви двух вулканов, Уку и Леле. Необычно.
  17. В американской версии трейлера к фильму эмоции в голове папы Райли смотрят хоккей. В английской версии трейлера они смотрят футбол.
  18. Дизайн эмоций основан на определенной форме. Радость основана на звезде, Печаль - на слезе, Страх похож на нерв, Гнев - на кирпич, а Брезгливость основана на брокколи.
  19. Френк Оз (Frank Oz) и Дейв Гольц (Dave Goelz) озвучивали охранников Френка и Дейва в подсознании Райли. Сами Френк и Дейв — ветераны кукольного шоу «Маппеты» (Тhe Muppets).
  20. В фильме каток, где Райли занимается хоккеем, находится на месте музея Walt Disney Family в Сан-Франциско.

  21. В сферах с воспоминаниями Райли можно заметить сцены из «Вверх», в частности, сцены из совместной жизни Карла и Элли.
  22. По словам режиссера Пита Доктера, самой сложной частью работы над «Головоломкой» было создание нового и оригинального мира.
  23. В одной из сфер с воспоминаниями можно увидеть, как маленькая Райли катается на детской горке. Такая же горка была в мультфильме «Игрушечная История 3» (Toy Story 3) в детском садике «Солнышко».
  24. Работа над «Головоломкой» длилась 5 лет.
  25. Во время переезда семьи в Сан-Франциско, на электронных проводах можно заметить очаровательных птичек из популярной короткометражки студии Pixar «О птичках» (For the birds)
  26. В ранних версиях сценария Райли попадала в собственную голову и знакомилась с эмоциями.
  27. Фамилия Райли - Андерсон - позаимствована у одной из служащих студии Pixar, Дарлы Андерсон, и персонажа «Игрушечной Истории 3», Бонни Андерсон.
  28. Отец Райли работает в компании под странным названием «Brang». Сценаристы в Pixar подумали, что так бы мог называться очередной стартап в Сан-Франциско.
  29. В Стране Воображения можно заметить синюю коробку с рыбкой-клоуном и надписью «Найди меня». Очевидная отсылка к Немо из «В поисках Немо».
  30. На создание персонажей пяти эмоций вдохновили семь гномов из сказки про Белоснежку.
  31. В фильме есть сцена, где семья сидит за столом, папа Райли думает о хоккее и внезапно жена спрашивает: «Не так ли, дорогой?» чтобы привлечь его внимание. По словам режиссера, подобная сцена часто происходит в его жизни.
  32. В сценах в Минессоте, Райли почти всегда находится между отцом и матерью. В сценах в Сан-Франциско это происходит гораздо реже. Такой контраст показывает, что у семьи сложный период в жизни.
  33. В воображении Райли Минессота всегда яркая и красочная, а Сан-Франциско тусклый и блёклый.
  34. Сложнее всего было анимировать большие и экспрессивные глаза Радости.
  35. «Головоломка» - пятнадцатый фильм студии Pixar и потенциальный пятнадцатый блокбастер студии.
  36. Басист известной рок-группы Red Hot Chili Peppers, Фли (Flea) озвучивал копа Майка в подсознании Райли.
  37. По словам режиссера Пита Доктера, персонаж Печали пришел ему на ум, когда он отправился на прогулку и его мысли потекли в темную сторону. Ему казалось, что его могут уволить и он думал о том, как будет скучать по своим друзьям и коллегам. Тогда он понял, какую роль должна играть Печаль в фильме и что Радость должна понять, что порой поддаваться печали — не так плохо.
  38. Пит Доктер озвучивал Гнев в голове отца Райли.
  39. Филис Смит пригласили озвучивать Печаль, после того как продюсер Джонас Ривера увидел её игру в фильме с Кемерон Диас (Cameron Diaz), «Плохая Училка» (Bad Teacher).
  40. Блю-рей издание «Головоломки» будет включать в себя короткометражку под названием «Первое Свидание Райли».
  41. Пытаясь передать движения эмоции в пространстве, аниматоры Pixar изобразили их как двигающиеся частицы энергии. Когда эмоции перемещаются, можно заметить маленькие отлетающие частички.
  42. Когда режиссера Пита Доктера спросили почему воображаемый друг Райли, Бинго-Бонго сделан из сладкой ваты, он ответил: «Потому что мне нравится сладкая вата».
  43. Поначалу у Брезгливости было фиолетовое платье и длинные волосы. На ранних стадиях она даже задумывалась как мужской персонаж.
  44. По мотивам фильма есть игра под названием «Головоломка: Шарики за ролики», доступная на русском языке в

Даша Татаркова

На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.

Героиня «Головоломки» Райли - не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело - Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.

События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.

Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать - это нормально

Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа - Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки - Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.

Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы - Печаль, а у отца - Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться - улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле - что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.

Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить - это нормально.





Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.

Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.

События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса - принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.