План "гроза" ("гром") нападения ссср на германию.

» Островский

Драма в пяти действиях


Действие первое

Общественный сад на берегу Волги.

Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми.

Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел отдать Кудряша в солдаты. Кудряш уверяет, что Дикой его боится; Кудряш жалеет, что у купца нет дочери, а то бы он с ней развлекся.

Борис покорно выслушивает брань Дикого и уходит.

Бабушка невзлюбила отца Бориса за то, что тот женился на благородной. Жена Григория тоже все время ссорилась со свекровью. Молодой семье пришлось переехать в Москву. Когда Борис вырос, поступил в Коммерческую академию, а его сестра в пансион. Их родители умерли от холеры. Если дети будут почтительны к дяде, он выплатит им наследство, оставленное бабушкой. Кулигин считает, что Борис с сестрой не получат никакого наследства. Дикой ругает всех домашних, а они ничего ему ответить не могут. Борис старается делать все, что ему приказывают, но потом все равно не получает денег. Если Дикому перечит кто-нибудь, кому он не сможет ответить, то он срывает злость на домашних.

Странница Феклуша благословляет дом Кабановых и всю Русскую землю. Кабаниха одарила странницу. Она всегда подает нищим, а о своих родственниках совсем не заботится.

Кулигин мечтает найти деньги на модели и создать вечный двигатель.

Борис завидует мечтательности и беззаботности Кулигина. Борису же приходится губить свою жизнь, он в безвыходном положении, еще и влюбился.

Тихон пытается разуверить мать в том, что ему жена милее нее. Когда Катерина вступает в разговор, Кабаниха говорит, что Тихон должен держать жену в страхе. Тихон не согласен с ма терью, с него довольно, что жена его любит. Кабаниха говорит, что если он не будет иметь жесткой власти над женой, Катерина заведет любовника.

Тихону все время достается от матери из-за Катерины, он просит жену быть сдержаннее. Тихон уходит к Дикому пропустить рюмочку, пока не вернулась его мать.

Катерина рассказывает Варваре, как она жила у родителей, жалеет, что люди не могут летать как птицы. Катерина чует беду; признается Варваре, что любит другого, не мужа. Варвара, привыкшая ко лжи, обещает Катерине как-то поспособствовать ее свиданиям с избранником, но страх перед грехом заставляет «мужнюю жену» противиться.

Полусумасшедшая барыня, появившаяся в сопровождении двух лакеев, кричит, что красота ведет в бездну, грозит геенной огненной.

Катерина очень напугана словами барыни. Варвара успокаивает ее. Когда начинается гроза, Катерина и Варвара убегают.

Действие второе

Комната в доме Кабановых.

Глаша говорит Феклуше, что все постоянно ссорятся, а должны жить в мире. Феклуша отвечает, что идеальных людей не бывает, она и сама грешна: поесть любит. Странница рассказывает о других странах, людях, которые в них живут и правят. Все эти рассказы крайне далеки от истины, напоминают путаную сказку. Доверчивая Глаша считает, что если бы не странники, то люди так бы ничего о других странах не знали, а те их просвещают. Феклуша — образ суеверной бабы, живущей самыми дикими и отсталыми представлениями о мире. Однако все ей верят — пусть она даже рассказывает про людей с «собачьими головами».

Катерина говорит Варваре, что не переносит, когда ее обижают, старается сразу куда-нибудь исчезнуть. Она признается, что любит Бориса, который к ней тоже неравнодушен. Варвара жалеет, что видеться им негде. Катерина не хочет предавать Тихона. Варвара возражает ей, что если никто не узнает, то можно делать все что угодно. Катерина говорит Варваре, что не боится смерти и может покончить с собой. Варвара объявляет, что хочет спать в беседке, на свежем воздухе, и зовет Катерину с собой.

К Катерине и Варваре присоединяются Тихон с Кабанихой. Тихон уезжает и, следуя наставлениям матушки, наказывает жене, как она должна без него жить.

Оставшись наедине с мужем, Катерина просит его остаться. Но он не может не ехать, так как его послала маменька. С собой он ее взять тоже отказывается, так как хочет отдохнуть от ужаса домашней жизни. Катерина падает на колени перед мужем, просит взять с нее клятву верности.

При прощании с мужем Катерине приходится кланяться ему в ноги по наставлению Кабанихи.

Оставшись одна, Кабаниха сожалеет, что нет к старикам былого почтения, что молодежь ничего не умеет, но хочет жить самостоятельно.

Катерина считает, что убиваться за уехавшим мужем и выть на крыльце — только людей смешить. Кабаниха бранит ее за то, что она этого не сделала.

Катерина переживает отъезд Тихона, жалеет, что у них до сих пор нет детей. Говорит, что лучше бы в детстве умерла.

Варвара отпрбсилась спать в сад, взяла ключ от калитки, подложив Кабанихе другой, дала этот ключ Катерине. Та сначала отказывалась, потом взяла.

Катерина колеблется. Затем решает увидеться с Борисом, а потом ей будет все равно. Она оставляет ключ у себя.

Действие третье

Улица у ворот дома Кабановых.

Феклуша рассказывает Кабанихе о Москве: шумно, все куда-то торопятся, бегут. Кабановой дорог покой, она говорит, что никогда туда не поедет.

К дому подходит Дикой, бранится с Кабанихой. Потом извиняется, сетуя на свой вспыльчивый характер. Говорит, что всему причиной просьба работников выплатить зарплату, которую он добровольно отдать не может, из-за характера.

Борис пришел забрать Дикого. Он сетует, что не может поговорить с Катериной. Кулигин сетует, что пообщаться не с кем, по новому бульвару никто не гуляет: бедным некогда, богатые за закрытыми воротами прячутся.

Кудряш и Варвара целуются. Варвара назначает встречу Борису в овраге за садом, предполагая свести его с Катериной.

Ночь, овраг за садом Кабановых.

Кудряш играет на гитаре, поет песню о вольном казаке.

Борису не нравится место свидания, он ругается с Кудряшом. Кудряш догадывается, что Борис любит Катерину; говорит о глупости ее мужа и о злости свекрови.

Варвара и Кудряш идут гулять, оставляя Катерину наедине с Борисом. Катерина сначала гонит Бориса, говорит, что это грех, обвиняет его, что он сгубил ее. Потом признается ему в любви.

Кудряш и Варвара видят, что влюбленные обо всем договорились. Кудряш хвалит Варвару за ее затею с ключом от калитки. Договорившись о новом свидании, все расходятся.

Действие четвертое

Узкая галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда.

Гуляющие прячутся в галерее от дождя, обсуждают картины.

В галерею забегают Кулигин и Дикой. Кулигин просит у Дикого деньги на солнечные часы. Дикой отказывает. Кулигин убеждает его, что в городе нужны громоотводы. Дикой кричит, что громоотводы не спасут город и людей от Божьей кары, каковой является гроза. Кулигин уходит, ничего не добившись. Дождь кончается.

Варя рассказывает Борису, что после приезда мужа Катерина стала сама не своя, как сумасшедшая. Варвара опасается, что в таком состоянии Катерина может во всем признаться Тихону. Гроза возобновилась.

На сцене Катерина, Кабаниха, Тихон и Кулигин.

Катерина считает грозу Божьей карой за свои грехи. Заметив Бориса, она теряет самообладание. Кулигин объясняет народу, что гроза — это не кара Божья, что бояться ее нечего, что дождь питает землю и растения, а люди сами все придумали и боятся теперь. Борис уводит Кулигина, говоря, что среди людей страшнее, чем под дождем.

Люди говорят, что гроза эта неспроста, она кого-нибудь убьет. Катерина просит за нее молиться, потому как считает, что убить должно ее, так как она грешница.

Полусумасшедшая барыня говорит Катерине, чтобы та молилась Богу и не боялась Божьей кары. Катерина признается родным в грехе. Кабаниха говорит, что она всех предупреждала, все предвидела.

Действие пятое

Общественный сад на берегу Волги.

Тихон рассказывает Кулигину про поездку в Москву, что пил там очень много, а про дом родной ни разу и не вспомнил. Сообщает про измену жены. Говорит, что Катерину и убить мало, а он ее пожалел, только побил немножко по наказу маменьки. Тихон согласен с Кулигиным, что Катерину надо простить, но маменька приказала все время вспоминать и наказывать жену. Тихон доволен, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь по делам. Кулигин говорит, что и Бориса надо простить. После этого случая Кабаниха стала запирать Варвару на ключ. Тогда Варвара убежала с Кудряшом. Глаша сообщает, что Катерина куда-то пропала.

Катерина пришла попрощаться с Борисом. Ругает себя за то, что навела на Бориса беду, говорит, что лучше бы ее казнили.

Приходит Борис. Катерина просит взять ее в Сибирь. Говорит, что больше не может жить с мужем. Борис боится, что их кто-нибудь увидит. Он говорит, что ему тяжело расставаться с любимой, обещает подавать нищим, чтобы они молились за нее. У Бориса нет той силы, с которой можно бороться за их счастье.

Катерина не хочет идти домой — и дом, и люди ей противны. Решает не возвращаться, подходит к берегу, прощается с Борисом.

Приходят Кабаниха, Тихон и Кулигин. Кулигин говорит, что последний раз Катерину видели здесь. Кабаниха настаивает на том, чтобы Тихон наказал Катерину за измену. Кулигин бежит на крики людей возле берега.

Тихон хочет бежать за Кулигиным, но Кабаниха, угрожая проклятьем, не пускает его. Люди приносят мертвую Катерину: она бросилась с берега и разбилась.

Кулигин говорит, что Катерина теперь мертва, и с ней могут делать ч го хотят. Душа Катерины на суде, и судьи там милосерднее, чем люди. Тихон обвиняет мать в смерти жены. Жалеет, что остался жив, теперь гму придется только мучиться.

Это план от 15 мая 1941 года.В "шапке" этого документа идет описание вооруженных сил Германии и ее союзников.Написано также что Германия может напасть на СССР.Поэтому этот план историки считают "планом прикрытия" СССР.То есть,если враг нападет,то...Однако,план не объясняет КАК отбить нападение врага,а объясняет как захватить Европу.Это обычная практика руководства СССР.О прикрытии,а тем более обороне СССР в плане ничего нет.Стоит обратить внимание на то,что в плане написано про то,как РККА будет громить врага в Европе.С каких позиций она начнет его громить и что "сковывать" врага РККА будет тоже в Европе,а не на границе.Еще деталь:громить предполагается РАЗВЕРТЫВАЕМОГО врага..План,я публикую с некоторыми сокращениями,которые на мой взгляд и вставлены сюда,что бы скрыть суть.Изобразить данный документ,для будущих потомков,миролюбивым и справедливым.
Хочется добавить,что ВСЕ что написано в плане было выполнено.В мае,1941 года,началась небывалая,в истории,переброска войск на госграницу.Образовались фронты.Развернуты тылы и госпитальная база.Средства управления войсками.Призвано около миллиона резервистов.
Кто-то может возразить,что Сталин готовился к внезапному удару гитлеровцев.Нет,этот номер не пройдет.Во-первых ни одна армия в мире не отразила нашествие на свою страну,на своей границе.Для отражения агрессии,армию и ее тылы,надо держать в глубине территории.
Во-вторых,слишком дорого (на грани краха экономики государства) останавливать транспортное сообщение в стране,ввиду ВЕРОЯТНОГО НАПАДЕНИЯ.(А если не нападут-обратно что ли всех развозить?)
В третьих держать ТАКУЮ армию в виду ВЕРОЯТНОГО НАПАДЕНИЯ просто на грани крушения экономики.Кормить 5 млн.мужиков и обеспечивать всем необходимым...
Итак,читаем план (последняя редакция плана нападения,дело жизни Сталина) и делаем выводы сами.
Вообще,читать надо очень внимательно.
Докладываю на Ваше рассмотрение соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками.

I. В настоящее время Германия <по данным Разведывательного управления Красной Армии> имеет развернутыми около 230 пехотных, 22 танковых, 20 моторизованных, 8 воздушных и 4 кавалерийских дивизий, а всего около 284 дивизий.

Из них на границах Советского Союза, по состоянию на 15.05.41 г., сосредоточено до 86 пехотных, 13 танковых, 12 моторизованных и 1 кавалерийской дивизий, а всего до 112 дивизий.

Предполагается, что в условиях политической обстановки сегодняшнего дня Германия, в случае нападения на СССР, сможет выставить против нас до 137 пехотных, 19 танковых, 15 моторизованных, 4 кавалерийских и 5 воздушно-десантных дивизий, а всего до 180 дивизий......
.II. Первой стратегической целью действий войск Красной Армии поставить - разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее Демблин, и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р.Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц. <Последующей стратегической целью иметь: наступлением из района Катовице в северном или северо-западном направлении разгромить крупные силы Центра и Северного крыла германского фронта и овладеть территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии.

Ближайшая задача - разгромить германскую армию восточнее р. Висла и на Краковском направлении, выйти на p.p. Наров, Висла и овладеть районом Катовице>, для чего:

А) главный удар силами Юго-Западного фронта нанести в направлении Краков, Катовице, отрезая Германию от ее южных союзников;

Б) вспомогательный удар левым крылом Западного фронта нанести в направлении Седлец, Демблин, с целью сковывания Варшавской группировки и содействия Юго-Западному фронту в разгроме Люблинской группировки противника;

В) вести активную оборону против Финляндии, Восточной Пруссии, Венгрии и Румынии и быть готовыми к нанесению удара против Румынии при благоприятной обстановке.

<Таким образом, Красная Армия начнет наступательные действия с фронта Чижов, Мотовиско силами 152 дивизий против 100 дивизий германских. На остальных участках госграницы предусматривается активная оборона>..
III. Исходя из указанного замысла стратегического развертывания, предусматривается следующая группировка Вооруженных Сил СССР:

1. Сухопутные силы Красной Армии в составе - 198 сд, 61 тд, 31 мд, 13 кд (всего 303 дивизии и 74 артполка РГК) распределить следующим образом: \217\

А) Главные силы в составе 163 сд, 58 тд, 30 мд и 7 кд (всего 258 дивизий) и 53 артполка РНК иметь на Западе, из них в составе Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов - 136 сд, 44 тд, 23 мд, 7 кд (всего 210 дивизий) и 53 артполка РГК; в составе резерва Главного Командования за Юго-Западным и Западным фронтами - 27 сд, 14 тд, 7 мд (всего 48 дивизий);

Б) Остальные силы, в составе 35 сд, 3 тд, 1 мд, 6 кд (всего 45 дивизий) и 21 ап РГК, назначаются для обороны дальневосточной, южной и северной границ СССР, из них - на Дальнем Востоке и в ЗабВО - 22 сд, 3 тд, 1 мд, 1 кд (всего 27 дивизий) и 14 ап РГК;

В Средней Азии - 2 горнострелковые и 3 кав.дивизии (всего 5 дивизий);

В Закавказье - 8 стрелковых и 2 кавалерийские дивизий (всего 10 дивизий) и 2 ап РГК;

На обороне Черноморского побережья Северного Кавказа и Крыма - 2 стр.дивизии;

На побережье Белого моря - 1 стр.дивизия.

2. Военно-воздушные силы Красной Армии в составе имеющихся и боеспособных на сегодняшний день 97 иап, 75 ббп, 11 шап, 29 дбп и 6 тбп (всего 218 авиаполков) распределить следующим образом:

А) Главные силы, в составе 66 иап, 64 ббп, 5 шап, 25 дбп 5 тбп (всего 165 авиаполков) развернуть на Западе, из них:

В составе Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов - 63 иап, 64 ббп, 5 шап, 11 дбп и 1 мбп - всего 144 авиаполка;

В составе резерва Главного Командования за Юго-Западным и Западным фронтами - 14 дбп и 4 мбп, всего 21 авиаполк;

Б) Остальные силы в составе 51 иап, 11 ббп, 6 шап, 4 дбп и 1 тбп - всего 53 авиаполка оставить на обороне дальневосточных, южной и северной границ и пункта ПВО гор. Москвы, из них:

На Дальнем Востоке и в ЗабВО - 14 шап, 9 ббп, 5 шап, 4 дбп и 1 мбп, всего 33 авиаполка;

В СаВО - 1 ипа и 1 шап, всего 2 авиаполка;

В ЗакВО - 9 иап, 2 ббп, всего 11 авиаполков;

В АрхВО - 1 истр.авиаполк.

На обороне города Москвы - 6 истребительных авиаполков.

Детальная группировка сил показана на прилагаемой карте.

Кроме указанных ВВС, на сегодняшний день имеется в стадии формирования и совершенно еще не боеспособных 52 иап, 30 ббп, 4 шап, 7 дбп и 22 дис, всего 115 авиаполков, на полную готовность которых можно рассчитывать к 1.1.42 г.

Эти авиаполки по мере их готовности намечено распределить следующим образом:

На Запад назначить 41 иап, 30 ббп, 4 шап, 5 двп, 14 дис, а всего 94 авиаполка, из них:

В состав фронтов 41 иап, 33 ббп, 4 шап, 7 дис, всего 87 авиаполков;

В составе резерва Главного Командования - 4 иап, 4 дбп, всего 7 авиаполков;

Ставить для ДВФронта и ЗабОВО 10 и в ЗакВО - 6 авиаполков;

На обороне г. Москвы - 5 истр.авиаполков.

Ориентировочные сроки вступления этих авиаполков в строй - согласно таблицы на картах. \218\
IV. Состав и задачи развертываемых на Западе фронтов (карта 1:1000.000):

Северный ФРОНТ (ЛВО) - 3 армии, в составе - 15 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 21 дивизия, 18 полков авиации и Северного военно-морского флота, а основными задачами - обороны г.Ленинграда, порта Мурманск, Кировской жел. дороги и совместно с Балтийским военно-морским флотом обеспечить за нами полное господство в водах Финского залива. С этой же целью предусматривается передача Северному фронту из ПрибОВО - обороны северного и северо-западного побережья Эстонской ССР.

Граница фронта слева - Осташков, Остров, Выру, Вильянди, зал. Матасалу, острова Эзель и Даго исключительно.

Штаб фронта - Парголово.

Северо-Западный фронт (ПрибОВО) - три армии, в составе 17 стрелковых дивизий [(из них 6 национальных)], 4 танковых, 2 моторизованных дивизий, а всего 23 дивизии и 13 полков авиации, с задачами: - упорной обороной прочно прикрыть Рижское и Виленское направления, не допустив вторжения противника из Восточной Пруссии; обороной западного побережья и островов Эзель и Даго не допустить высадки морских десантов противника.

Граница фронта слева - Полоцк, Ошмяны, Друскеники, Маргерабова, Летцен. Штаб фронта - Поневеж.

Западней фронт (ЗапОВО) - четыре армии, в составе - 31 стрелковой, 8 танковых, 4 моторизованных и 2 кавалерийских дивизий, а всего 45 дивизий и 21 полка авиации.

Задачи: - упорной обороной на фронте Друскеники, Остроленка, прочно прикрыть Лидское и Белостокское направления;

С переходом армий Юго-Западного фронта в наступление, ударом левого крыла фронта в направлениях на <Варшаву>, Седлец, Радом,<разбить Варшавскую группировку и овладеть Варшавой> [способствовать] <во взаимодействии с> Юго-Западным фронтом разбить Люблинско-Радомскую группировкку противника, <выйти на р. Висла и подвижными частями овладеть Радом> [и обеспечить эту операцию со стороны Варшавы и Восточной Пруссии].

Граница фронта слева - р.Припять, Пинск, Влодава, Демблин, Радом.

Штаб фронта - Барановичи.

Юго-Западный фронт - восемь армий, в составе 74 стрелковых, 28 танковых, 15 моторизованных и 5 кавалерийских дивизий, а всего 122 дивизии и 91 полка авиации, с ближайшими задачами:

А) концентрическим ударом армий правого крыла фронта окружить и уничтожить основную группировку противника восточнее р. Вислы в районе Люблин;

Б) одновременно ударом с фронта Сенява, Перемышль, Лютовиска разбить силы противника на Краковском и Сандомирско-Келецком направлениях и овладеть районами Краков, Катовице, Кельце, имея в виду в дальнейшем наступать из этого района в северном, или северо-западном направлении для разгрома крупных сил северного крыла фронта противника и овладения территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии;

В) прочно оборонять госграницу с Венгрией и Румынией и быть готовым к нанесению концентрических ударов против Румынии из районов Черновцы и Кишинев, с ближайшей целью разгромить северное крыло румынской армии и выйти на рубеж р. Молдова, Яссы. \219\
Для того, чтобы обеспечить выполнение изложенного выше замысла, необходимо заблаговременно провести следующие мероприятия, без которых невозможно нанесение внезапного удара по противнику как с воздуха, так и на земле:

1. Произвести скрытое отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса;

2. Под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного Командования;

3. Скрыто сосредоточить авиацию на полевые аэродромы из отдаленных округов и теперь же начать развертывать авиационный тыл;

4. Постепенно под видом учебных сборов и тыловых учений развертывать тыл и госпитальную базу.

V. Группировка резервов Главного Командования.

В резерве Главного Командования иметь 5 армий и сосредоточить их:

Две армии в составе 9 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизии, всего 15 дивизий, в районе Вязьма, Сычевка, Ельня, Брянск, Сухиничи;

Одну армию в составе 4 стрелковых, 2 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 8 дивизий, в районе Вилейка, Новогрудок, Минск;

Одну армию в составе 6 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 12 дивизий, в районе Шепетовка, Проскуров, Бердичев и

Одну армию в составе 8 стрелковых, 2 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 12 дивизий, в районах Белая Церковь, Звенигородка, Черкассы.

VI. Прикрытие сосредоточения и развертывания.

Для того, чтобы обеспечить себя от возможного, внезапного удара противника, прикрыть сосредоточение и развертывание наших войск и подготовку их к переходу в наступление, необходимо:

1. Организовать прочную оборону и прикрытие госграницы, используя для этого все войска приграничных округов и почти всю авиацию, назначенную для развертывания на западе;

2. Разработать детальный план противовоздушной обороны страны и привести в полную готовность средства ПВО.

По этим вопросам мною отданы распоряжения, и разработка планов обороны госграницы и ПВО полностью заканчивается к 01.06.41 г.

Состав и группировка войск прикрытия - согласно прилагаемой карты.

Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство и вооружение укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов в 1942 году на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы>.
VII. Задачи Военно-морскому флоту поставлены согласно ранее утвержденных Вами моих докладов.

VIII. Развертывание войск и их боевые действия имеющимися запасами обеспечиваются:

По боеприпасам - мелкокалиберными снарядами на три недели;

Среднекалиберными - на месяц;

Тяжелокалиберными - на месяц;

Минами - на полмесяца;

По зенитным выстрелам 37 мм - на 5 дней;

76 мм - на полтора месяца; \220\

85 мм - на 11 дней;

По авиабоеприпасам фугасными бомбами - на месяц;

Бронебойными - на 10 дней;

Бетонобойными - на 10 дней;

Осколочными - на месяц;

Зажигательными - на полмесяца;

По горюче-смазочным материалам бензином Б-78 - на 10 дней

Бензином Б-74 - на месяц;

Бензином Б-70 - на 2,5 месяца;

Автобензином на 1,5 месяца;

Дизельным топливом - на месяц.

Запасы горючего, предназначенные для западных округов, эшелонированы в значительном количестве (из-за недостатка емкости на их территории) во внутренних округах.
IX. Прошу:

1. Утвердить представляемый план стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР и план намечаемых боевых действий на случай войны с Германией;

2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования и скрытого сосредоточения в первую очередь всех армий резерва Главного Командования и авиации;

3. Потребовать от НКПС полного и своевременного выполнения строительства железных дорог по плану 41 года и особенно на Львовском направлении;

4. Обязать промышленность выполнять план выпуска материальной части танков и самолетов, а также производства и подачи боеприпасов и горючего строго в назначенные сроки.

<Утвердить предложение о строительстве новых укрепрайонов>3.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Схема развертывания на карте 1:1000.000 в 1 экз.

2. Схема развертывания на прикрытие на 3 картах.

3. Схема соотношения сил в 1 экз.

4. Три карты базирования ВВС на западе.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба К.А.
генерал армии Г. Жуков

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2951. Д.237. Лл. 1(с об)-15. Рукопись на бланке: "Народный комиссар обороны СССР

Меню статьи:

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. Отличительная особенность произведения заключается в том, что герои четко делятся на угнетателей и угнетенных. Развращенные сердцами эксплуататоры не только не видят ничего зазорного в грубом отношении к зависящим от них, но считают такое поведение нормальным, даже правильным. Впрочем, чтобы вникнуть в суть пьесы, нужно ознакомиться с её кратким содержанием.

Главные герои пьесы:

Савел Прокофьевич Дикой – злобный, жадный и очень скандальный человек, купец, готовый обругать любого, кто позарится на его добро.

Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха, властная и деспотичная женщина, которая держит в ежовых рукавицах не только своего сына Тихона, но и всю семью.

Тихон Кабанов – безвольный молодой человек, живущий по указке матери и не имеющий своего мнения. Он никак не может определиться, кто дороже – маменька, которую нужно слушаться беспрекословно, или жена.

Катерина – главная героиня пьесы, жена Тихона, страдающая от произвола свекрови, от поступков мужа, покорно подчиняющегося маменьке. Она тайно влюблена в племянника Дикого – Бориса, но до поры до времени боится признаться в своих чувствах.

Борис – племянник Дикого, испытывающий давление от своего дяди-тирана, который не желает оставлять ему положенное наследство и поэтому придирается к каждой мелочи.

Варвара – сестра Тихона, добрая девушка, еще незамужняя, сочувствующая Катерине и пытающаяся защитить её. Хотя обстоятельства и вынуждают её иногда прибегать к хитрости, Варя не становится плохой. Она, в отличие от брата, не боится гнева матери.

Кулигин – мещанин, человек, хорошо знающий семью Кабановых, механик-самоучка. Он отыскивает перпетуум-мобиле, старается быть полезным людям, воплощая в жизнь новые идеи. К большому сожалению, его мечтам не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – конторщик Дикого, в которого влюблена Варвара. Он не боится купца, и, в отличие от других, может сказать правду ему в глаза. Однако, видно, что молодой человек, так же, как и его хозяин, во всем привык искать выгоду.

Действие первое: знакомство с героями

Явление первое.

Мещанин Кулигин, сидя на скамейке в общественном саду, смотрит на Волгу и поет. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу» – обращается он к молодому человеку Ване Кудряшу. Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону.
Явление второе.
Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди. Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника.
Явление третье
Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде.

Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.

«Трудно мне здесь» – жалуется Кулигину Борис. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню.

Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей.

Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.

Явление четвертое
После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.

Явление пятое
Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.

Явление шестое.

Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности.

Явление седьмое

Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.

Явление восьмое
Входит еще одна героиня пьесы – барыня с двумя лакеями – и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.

Явление девятое
Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне.

Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется.

Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.

Явление первое.
Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу. Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны – и все неправедно. Это очень странные речи.

Явление второе.
Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним.

Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой.

Явление третье.
Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине. Эта сцена унизительна для девушки.


Явление четвертое.
Катерина остается наедине с Кабановым и слезно умоляет его либо не уезжать, либо взять её с собой. Но Тихон возражает. Он хочет хотя бы временной свободы – и от мамы, и от жены – и прямо говорит об этом. Катя предчувствует, что без него быть беде.

Явление пятое
Кабанова перед дорогой приказывает Тихону кланяться ей в ноги. Катерина в порыве чувств обнимает мужа, но свекровь резко обличает её, обвиняя в бесстыдстве. Невестке приходится подчиниться и тоже поклониться мужу в ноги. Тихон прощается со всеми домочадцами.

Явление шестое
Кабанова, оставшись наедине сама с собой, рассуждает о том, что молодые люди не придерживаются никакого порядка, даже попрощаться друг с другом нормально не могут. Без контроля старших над ними будут все смеяться.

Явление седьмое
Кабанова упрекает Катерину за то, что та не плачет за уехавшим мужем. Невестка возражает: «Не к чему», и говорит, что вовсе не желает смешить людей. Варвара уходит со двора.

Явление восьмое
Катерина, оставшись одна, задумывается о том, что теперь в доме будет тихо и скучно. Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками.
Явление девятое
Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница?» Варя уходит.

Явление десятое
Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса.

Действие третье: Катерина встречается с Борисом

Сцена первая


На скамейке сидят Кабанова и Феклуша. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его. В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать.

Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом.

Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых.

Сцена вторая
Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину.

Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную. Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день.

Действие четвертое: признание в грехе

Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.

Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.

Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.

Явление четвертое


Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.

Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.

Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.

Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.

Действие пятое: Катерина бросается в реку

Явление первое.

Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой – ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет.

Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу.

Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.

Явление второе
Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину – теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!» – зовет она.

Явление третье.
Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди.


Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона.

Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать.

Явление четвертое
Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все – и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку.

Явление пятое
Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась!» Кулигин с еще несколькими людьми убегает.

Явление шестое.
Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.

Явление седьмое
Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили!» Кабанова грозится дома строго поговорить с сыном. Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Увы.

“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание

5 (100%) 5 votes

Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед национальным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери перед Львом Николаевичем Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в придуманном приволжском городе Калинове.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого - Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого - Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису.
В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко - постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой - «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса - главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка - Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище - душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Действие 4. Кульминация

Проступок и расплата - таково у многих драм краткое содержание. «Гроза» по действиям подводит нас к своей кульминации. Льет дождь, а Калинов находится во власти грозы. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикому необходимость обустройства в городе громоотводов. Но хитрый скупец по-хамски оскорбляет инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза - кара господня. Так, впрочем, думают многие. Трепещет от молний совершившая прелюбодейство Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Случается то, чего опасалась Варвара: напуганная увещеваниями появившейся, как чертик из табакерки, полоумной барыни, сопровождаемой лакеями, Катерина признается в своей измене мужу Тихону. Стоит ли ожидать от него великодушия? Вряд ли.

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» - незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Выводы

Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал о «Грозе» блестящую статью «Луч света в темном царстве». В ней он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, а также тлетворная обстановка в доме Кабановых привели Катерину к самоубийству. Причем этот поступок в понимании Добролюбова приобрел черты протеста личности. С ним не согласился критик Писарев, указавший на неразвитость разума, интуитивность и обостренную эмоциональность Катерины, приведшие ее к Впрочем, спор этих двух видных критиков можно рассудить словами классика Гончарова о том, что «доброе сердце» ценнее изощренного разума.

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привычные правила, и называл их "пьесами жизни". В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.

В "Грозе" конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.

Типичными представителями "темного царства" в пьесе являются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем". Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны властные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекословному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на непочтительность и непослушание. Островский рисует ее как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена должна бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: "Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!". Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Кабанова горько сетует на то, что молодые "ничего не знают, никакого порядка", даже "проститься путем не умеют".

Для того чтобы ярче показать опасения "темного царства", Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: "Последние времена, по всем приметам последние".

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофьевич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругается с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься".

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слывет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: "Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!".

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пытаются противостоять "темному царству". Таким человеком является Катерина - главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: "В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Кроме того, она была очень религиозной. Героиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравственный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал "Грозу" самым решительным произведением Островского, так как она знаменует собой близкий конец "самодурной силе". Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: "Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!"

"Конец этот кажется нам отрадным, - пишет Добролюбов, - в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами". По мнению критика, в образе Катерины воплотилась "великая народная идея" - идея освобождения. Он считал образ ее близким "к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе".

План

Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о главных героях пьесы. Семейные обстоятельства Бориса. Первое знакомство с семейством Кабановых. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме. Катерина признается Варваре, что любит Бориса. Отъезд Тихона. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Варвара. Приезд Тихона. Покаяние Катерины. Последняя встреча Катерины и Бориса. Смерть Катерины.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.
    Что, собственно, способствовало пробуждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя личностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак. Ее любовь возрождает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале лишены. В последнем действии "Грозы" Островский выводит не только действующих лиц, но и нас, читателей, зрителей,
    Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве". Почему именно Катерина была названа "лучом света"? Потому, что инстинктивный протест героини "Грозы" был для критика прямым доказательством обреченности "темного царства". "Известно, - утверждал Добролюбов, - что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых". Образ Катерины в истолковании
    Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: "Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги..." ("Гроза"). В "Бесприданнице" же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: "Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге". В настоящее время - слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современников семидесятые годы были временем острейшей ломки и экономического уклада, и нравственных устоев, и общественных взглядов. В перечне
    Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, "отцы" (Дикой, Кабаниха) и "дети" (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового,
    Своеобразие "Грозы" состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины. В системе образов Катерина
    Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы "Гроза" лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни "темного царства". Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же "темного царства", против которого она "восстала". Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную