План-конспект урока по математике (4 класс) на тему: Тема: «Нахождение части числа. Тема урока: "Нахождение части числа" (урок "открытия" нового знания)

Цель: учить решать примеры на нахождение части от числа.

Задачи урока:

  • Формировать умение детей находить нескольких частей от числа.
  • Способствовать коррекции и развитию логического мышления через решение примеров, задач, исключения лишних чисел.
  • Воспитывать трудолюбие, ответственность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: урок формирования и закрепления знаний и умений.

Наглядные пособия: карточки с примерами, таблица, тест.

Литература: Т.В.Атлашева. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2005.

Класс: 6

ХОД УРОКА

1. Организация урока

Психологический настрой.

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

– А нам с вами сегодня скучать не придется. Сегодня ребята, у нас необычный урок. Урок-телевизионная передача. Тема нашего урока «Нахождение части от числа».

2. Повторение

– На нашем экране первая рубрика.

1) «Повторилка»

Рассмотрим дробь
– как называется число 4?
– что показывает число 4?
– как называется число 3?
– что показывает число 3?
– как найти от 12 метров?

2) Работа по таблице. Игра «Математический ковер»

Дана таблица. Учитель читает пример дети находят по по таблице ответ и говорят код ответа.

От 20
от 14
от 15
от 12
от 54
от 40

1

3) Решить тест. Каждый решает самостоятельно.

Не вычисляя, определи, сколько цифр должно быть в частном 74215

а) 4
б) 3
в) 2

Какое действие выполняется последним? 24 + 16 – 2 х 2

а) сложение
б) вычитание
в) умножение

Не вычисляя, определи, сколько цифр должно быть в частном? 17246

а) 4
б) 3
в) 2

С одного участка собрали 100 кг. картофеля, с другого на 20 кг. больше. Сколько килограммов картофеля собрали с двух участков?

а) 100 кг.
б) 120 кг.
в) 220 кг.

В ведре 12 л молока. Молоко разлили на банки. Сколько 3-х литровых банок получится?

а) 12
б) 3
в) 4

– Проверим, какие ответы получились? (а, б, б, в, в)

Открываем учебник стр.164 №646

Чтение задачи. Разбор содержания

  • О чем эта задача?
  • Найдите условие задачи.
  • Что надо найти в задаче?
  • Сколько центнеров пшеницы собрали с первого поля?
  • Сколько собрали со второго?
  • Сколько отложили на семена?
  • Какие слова будем писать в краткой записи?

– На доске 3 краткие записи. Выберите, которая из них подходит нашей задачи.

– Правильный ответ – 2. Запишите его в тетрадь.

1360 + 1280 = 2640 (ц) собрали с двух полей.
2640: 5 = 528 (ц) отложили на семена.
2640 – 528 = 2112 (ц) продали.

Ответ: 2112 ц пшеницы продали.

  • Упражнения для глаз.
  • Игра «Веселые человечки»

Примеры 638 (3) стр. 163.

А) первый пример показывает учитель
Б) два примера на доске по очереди
В) два примера самостоятельно

6. Передача на завтра. Домашнее задание №638 (4) стр.163.

7. Итог урока

– Чем занимались на уроке?
– Кто испытывал затруднения в решении примеров и задачи?
– Как оцениваете свою работу?

8. Оценки за урок

Тема: «Нахождение части числа»

Цель: учить искать часть числа, выраженную дробью.

Тип урока: «открытие» детьми нового знания.

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М.: Издательство «Ювента», 2003.

Формируемые УУД:

предметные: находить часть числа, выраженную дробью

метапредметные: определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы;

личностные: поддерживать интерес к математике; быть мотивированным к учебной деятельности.

Планируемые результаты:

уметь определять тему урока, цели урока

  • развивать умение анализировать и обобщать
  • оценивать свою работу
  • читать информацию, заданную с помощью математической модели
  • зная алгоритм,находить часть числа, выраженную дробью

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности

Закрыли глаза. Сделали пару дыхательных упражнений. Настроились на урок. Взяли с собой улыбку и тепло вашей души. Открыли глазки.

Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

С чего начнем наш урок?

А какая у меня будет роль?

Какие качества вам понадобятся на уроке?

Настрой ребят на урок.

С повторения. В этом повторении будут и те задания, которые и будут ключами для открытия нового знания.

Помощник и организатор

Честность, активность, терпение и т. д.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Начнем с математического диктанта.

Найдите:

1/3 от числа156

1% от 5700

число, 1/2которого составляет 31

¼ от числа 268

Сверили ответы с образцом

(52, 57, 62, 67)

Вспомним те правила, которые нам понадобились для решения математического диктанта.

Как найти долю числа, число по его доле?

Что интересного в полученном ряде чисел?

Установите закономерность и продолжите ряд на три числа. (72, 77, 82.)

На какие группы можно разбить эти числа?

Сравните дроби

3/82...5/82 а/4...а/9

4/15...4/21 b/39...b/35

Сравните задачи, составьте к ним выражения и найдите их значения:

1) В классе 24 учащихся. Из них

2) В классе 24 учащихся. Из них – мальчики. Сколько в классе мальчиков?

Сделайте вывод.

Проверка.

Почему мнения ребят разделились?

Что у вас возникло?

Как к нему нужно относиться?

Что будем делать?

Ребята работают в тетради

(+ -все правильно, ?- с ошибками)

Ответы ребят (отбирают эталоны к ним)

Числа расположены в порядке возрастания, увеличиваются на 5, оканчиваются на 2 или на 7 и т. д.

четные и нечетные;

по цифре единиц - 2 и 7;

По цифре десятков - 5, 6, 7 и 8; и т. д.)

Решают задачи

Ответы детей записываются на доске. Выслушиваются доказательства.

Не знаем правила нахождения части числа, выраженную дробью.

Затруднение.

Спокойно

Разбираться и искать выход из нашего затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Проверьте себя, открыв учебник.

Научиться находить часть числа, выраженную дробью.

Нахождение части числа

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Составьте план выхода из затруднения. Что мы с собой возьмем для решения нашей проблемы?

Найти выход из затруднения и построить эталон я вам предлагаю в группах, но чтобы работа была эффективной надо соблюдать правила. Вспомним их.

(Все планы выслушиваются и записываются на доске. Лучший вариант, по мнению ребят, оставляют)

(Возьмем эталон

нахождения доли числа, схемы к задачам. Решаем. Делаем вывод и формулируем правило.

Составляем эталон к этому правилу)

Работают все, высказывают свое мнение вежливо и т. д...

5. этап реализации построенного проекта

Проверяем решение.

Итак, как найти часть числа?

Как будет выглядеть наш эталон.

Сравните все свои выводы с учебником.

Что вы можете сказать о результате вашей работы?

1 действие: и в первой и во второй задаче находим 1/4 от 24. 1/4 (одна из четырех частей = 24:4=6(уч.)

2 действие: если одна часть из четырех равна 6,то три части из четырех в три раза больше.

6*3=18(уч.)

Вывод: чтобы найти 3/4 от 24 , надо 24 разделить на 4 и полученный результат умножить на 3.(24:4*3=18)

Чтобы найти часть числа, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

1-а

м/n-?

а:n*м

Мы осуществили поставленную перед собой цель. Нашли правило нахождения части числа, выраженной дробью и составили эталон к этому правилу.

Будем тренироваться в использовании построенного правила.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

№1(с.85)

(выполняют коллективно)

№ 4

(работают в паре)

Ответ:4 кг; 180 руб.; 16м; 300 руб.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Какой следующий этап?

С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу?

№2 , стр. 85

(самостоятельное выполнение)

Проверьте себя по эталону

для самопроверки

и зафиксируйте результат проверки при помощи

знаков «+» или «?».

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

– В чем причина?

– Что нам поможет исправить ошибки? (Эталон.)

– Поднимите руки, у кого все верно.

– Вы молодцы!

Самостоятельная работа

Чтобы проверить себя.

Ответы ребят

8. Включение в систему знаний и повторение.

№10(с.87)

Проверка.

Ответ: 3825 банок закроют за ¾ ч, 5780 банок закроют за 1ч 8 мин.

Заполняют схему и записывают решение. Ответ сверяют с образцом.(+ или?)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чему вы научились на уроке?

К какому выводу пришли?

Цель урока достигнута.

Назовите самое легкое задание, самое трудное.

Находить части числа.

Чтобы найти часть числа, выраженную дробью, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби.

Ответы ребят.

http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/4/Поурочные разработки по Максимова Т. Н. Математике. 4 класс.-М.: ВАКО, 2014.-432с.



Тип урока: рефлексии

Тема урока: Нахождение числа по его части.

Цели урока:

1. Закреплять понятие дроби.

2. Продолжать работу по усвоению алгоритма поиска части от числа.

3. Продолжать учиться решать уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта.

4. Решать текстовые задачи ранее изученных видов. Продолжать работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями).

5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.

УУД: Личностные: 1 .Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
2 .Формировать вероятностное отношение к окружающей действительности
3 . Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Регулятивные: 1 . Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2 . Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4 . Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5 . Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. 6 . Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. 7 . Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. 8 . Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
Познавательные:

1 . Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3 .Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4 . Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные: 1 . Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2 .Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3 .Читать вслух и про себя тексты учебника. 4 . Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5 . Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6 . Критично относиться к своему мнению
7 . Понимать точку зрения другого 8 . Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Деятельность учителя

1)Мотивация к учебной деятельности:

Здравствуйте, ребята,садитесь.Меня зовут Анастасия Сергеевна,сегодня я проведу урок математики.

Какое сегодня число?
- Какую часть этого месяца составляет это число?

Почему?

Какую часть осени составляет сентябрь?

Почему?

Какую часть года составляет месяц сентябрь?

Почему?
- Какую часть года составляют осенние месяцы?

Почему?

Прочитайте высказывание, записанное на слайде:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Как вы понимаете эти слова?

Эти слова сказал Михаил Васильевич Ломоносов.

М.В. Ломоносов – великий русский ученый, который с детства очень хотел учиться, но возможности такой не имел, потому что его родители были бедными людьми. Он пешком из далекого северного села в Архангельской губернии пошел в Москву учиться. Ему приходилось, и учиться, и работать, но, преодолев все трудности, Ломоносов стал видным ученым, сделавшим очень много для развития русской науки. Он основал первый русский университет, который до сих пор носит его имя. За свою жизнь этому человеку довелось во многом стать первым, в том числе и первым… А кем, вы мне сами сейчас скажете, когда расшифруете слово.

Расставьте дроби в порядке возрастания.

Да, действительно, М.В. Ломоносов был первым русским ученым, которому присвоили это высокое научное звание. Я надеюсь, что подобные примеры из жизни замечательных людей помогут вам убедиться в том, что учиться нужно обязательно, тем более что у вас для этого есть все возможности.

2Актуализация и пробные учебные действия

- Ребята, сегодня мы продолжим работать над темой Нахождение части от числа. А теперь запишите в тетрадях число, классная работа, мы проведем математический диктант, посмотрите на слайд. Нужно выбрать правильные ответы и записать их по порядку в тетрадь.

1. Одну или несколько долей целого называют:

a) Долей,

б) Дробью,

в) Целым числом.

2. Черту дроби понимают как знак действия:

a) Умножения,

б) Деления.

в) Вычитания.

г) Сложения.

3. Число, записанное над чертой дроби называется:

a) Числитель.

б) Знаменатель.

4. Знаменатель дроби показывает:

a) На сколько частей разделили целое.

б) Сколько частей взяли.

Выполним с вами следующее задание.

Запишите в тетрадь дроби, которые я буду называть.

Числитель 7, знаменатель 10;

Знаменатель 8, числитель 3;

Числитель 5, знаменатель в 2 раза больше;

Знаменатель 10, числитель на 4 меньше;

Числитель 10, знаменатель равен ему;

Числитель 2 знаменатель на 8 больше, чем он.

Проверьте свои записи по образцу на слайде. Кто не сделал ни одной ошибки - поставьте себе 5, кто допустил одну ошибку - поставьте себе 4.

Молодцы!

3 Локализация индивидуальных затруднений

Откройте свои учебники на странице 22 прочитайте задание номер 1

Каково условие задачи?

Каков вопрос задачи?

Рассмотрим рисунки под задачей.

Что означает круг?

Сколько в сутках часов?

Что изображено на первом рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на уроки в школе?

Почему?

Что изображено на втором рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на спорт - зал?

Почему?

Что изображено на третьем рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на подготовку к урокам?

Почему?

Что изображено на четвертом рисунке?

Сколько времени тратит четвероклассник на сон?

Почему?

Сколько времени осталось на рисунке не закрашенным?

Как вы узнали?

Хорошо

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Прочитайте задание номер 2

Вырази

А)В минутах 7\10часа, 5\12 суток

Б)в сутках 3\7 недели, 5\6 високосного года

В)в месяцах 2\3 года

Рассмотрим задание номер 3

Прочитайте задачу под а)

О чем говорится в задаче?

Что о ней говориться?

Какой вопрос задачи?

Запишем задачу кратко:

Почему?

А можем узнать, сколько времени было потрачено на первый участок пути?

Можем ли мы узнать длину первого участка?

Почему?

А можем узнать, сколько времени было потрачено на второй участок пути?

Почему?

Можем ли мы узнать длину второго участка?

Почему?

Какой знак действия выберем?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в третьем действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в четвертом действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем в пятом действии?

Какой знак действия выберем?

5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Физкультминутка

6. Обобщение во внешней речи.

Прочитайте задачу под б)

О чем говорится в задаче?

Что о нем говорится?

По прошлой задаче определим время на дорогу

Какой вопрос задачи?

Запишем задачу кратко:

Подъем - ?

С. – 45 мин

С соб. – 30 мин.

Д. – 12 мин.

До уроков – 15 мин

Начало уроков – 9ч.

Можем ли мы сразу сказать ответ на вопрос?

Почему?

А можем ли мы узнать, сколько времени было потрачено на сборы полностью?

Почему?

Во сколько действий решим задачу?

Что найдем в первом действии?

Какой знак действия выберем?

Что найдем во втором действии?

Какой знак действия выберем?

Запишем решение задачи по действиям с пояснениями. Кто хотел бы пойти к доске?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1 вариант, прочитайте задание под в) и решите его самостоятельно

2 вариант, прочитайте задание под г) и решите его самостоятельно

Сверьтесь с эталоном.

Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку! Молодцы!

Кому нужна помощь?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Прочитаем задачу№4.

О чем говорится в задаче?

Сколько было пирожков?

Что известно о булочках?

Неизвестное в задаче число мы можем обозначить буквой х. Условимся, что в столовой испекли х булочек.

Все пирожки отдали детям?

Как найти, сколько пирожков отдали детям?

Как найти, сколько пирожков и булочек отдали детям?

Сколько детей получило по одному пирожку или булочке?

Сколько же пирожков и булочек было роздано?

Какое уравнение нам подойдет для решения задачи?

Запишем его в тетради и решим

Сколько же булочек было испечено?

Молодцы! Запишем №5

а)345+ t < 352

t < 352-345

t < 7

t = {0, 1, 2, 3, 4, 5, 6}

б) 46: d < 3

d > 46:3

d = {16, 17, 18, …}

Почитайте задачу 7.

В чем состоит задание?

Ребята, задачу на переливания удобно решать с помощью таблицы. Внимание на слайд:

Сначала наберем 1 литр воды

Теперь попробуем 3л

Как вы думаете, можно набрать 2 литра воды?

Как вы думаете, можно набрать 6 литров воды?

А без бочки?

Молодцы!

9. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу.

С какой темой мы сегодня работали?

Как найти часть от числа?

Кто, по вашему мнению сегодня работал активно и заслуживает отличной оценки?

У кого были трудности в решении заданий?

Оценки.

Запишем домашнее задание.

Страница 23 № 5 ст.2, г №6.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Деятельность ученика

1/30

Сентябрь разделен на 30 частей, мы взяли только 22 число, то есть, одну часть

1/3

Осенних месяцев 3: сентябрь, октябрь, ноябрь, мы взяли только один

1/12

3/12 =1/4

1/12, 3/12, 4/12, 5/12, 7/12, 8/12, 10/12, 11/12, 12/12 Слово «профессор»

Ответы: б, б, а, а.

7/10,

3/8,

5/10,

6/10,

10/10,

2/10

Один четвероклассник составил распорядок дня на понедельник: серый цвет- заняли уроки в школе

светло-розовым - посещение спорт зала, темно серым подготовку к урокам, темно-розовым - ночной сон

Сколько часов занимает каждое из этих дел? Сколько времени осталось на рисунке не отмеченным?

Сутки

Время на уроки в школе

5 часов

Круг разделен на 24 части, взято 5 частей, 5\24-уроки в школе, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:24*5=5

2 часа

Круг разделен на 12 частей, взята 1 часть, 1\12- время на спорт - зал, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:12*1=2

4 часа

Круг разделен на 6 частей, взята 1 часть, 1\6- время на подготовку к урокам, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:6*1=4

8 часов

Круг разделен на 3 части, взята 1 часть, 1\3- время на ночной сон, чтобы узнать, сколько это времени мы 24:3*1=8

5 часов

24-(5+2+4+8)=5

а)60:10*7=42 (мин)

24:12*5=10 (ч)=600 (мин)

б)7:7*3=3 (с)

366:6*5=305 (с)

в) 12:3*2=8 (м)

о дороге от дома до школы

Что она протяженностью 900м

Сколько времени займет дорога в школу, если 3\10 этого расстояния идти со скоростью 90м\минуту, а оставшийся путь со скоростью 70м\мин?

Нет

Не знаем, сколько времени было потрачено на каждый участок пути

Нет

Не знаем его длины

Да

Знаем, что всего 900 м, а первый участок составляет 3/10 от этого пути

Нет

Не знаем длины второго участка

Да

всего 900 м, ране найдем длину первого

длину первого участка

Время на первом участке

Длину второго участка

Время на втором участке

Общее время

а)1) 900:10*3=270 (м) – длина первого участка пути

2)270:90=3 (мин) – время на первом участке пути

3)900-270=630(м) – длина второго участка пути

3) 630:70=9 (мин) – время на втором участке пути

4)3+9=12(мин) – всего

Ответ: 12 минут.

Об утреннем распорядке Уроки начинаются в 9 часов, сборы в школу занимают 45 минут, а надо еще полчаса с собакой погулять и прийти за 15 минут до начала уроков

12 мин

Во сколько надо встать?

Нет

Не знаем, сколько всего времени потрачено на сборы и приход в школу

Да

Заем, сколько времени ушло сборы, прогулку с собакой, дорогу и за сколько минут до звонка нужно прийти

Общее время сборов

Во сколько вставать

Б) 1) 45+30+12+15=102 (мин) = 1 ч 42 мин -на все сборы.

2) 9 часов-1 час 42 минуты= 7 ч 18 мин – время подъема

Ответ: в 7 часов 18 минут.

В)1)12:6*1=2(мин) – вспоминаем

2) 12-2=10 (мин) – повторяем

3)10:2=5(р.) – повторяем

Ответ: 5 раз

Г) 1)25+15=40 (л.) – синей

2) 25-10=15 (л.) - белой 3)25+40+15=80 (л.) – не желтой

4)120 -80-40 (л.) - желтой

Ответ: 40 листов желтой бумаги.

О столовой. В которой были испечены пирожки и булочки

184

Их было некоторое количество

Нет, только 1/8 часть

184:8

184:8+х

112

112

В) 184:8+х=112

23+х=112

х=112-23

х=89

184:8+89=112

112=112

Да, 2 раза по литру, используя бочку для накапливания

Да, 2 раза по 3 литра, используя бочку для накапливания

Нет

Конспект урока математики по теме

«Нахождение части от числа»

Разработала:

Учитель математики и информатики

Ларина Екатерина Михайловна

Тема урока: Нахождение части от числа.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Обучающая:

Формирование умений и навыков решения задач на нахождение части от числа, первичное закрепление изученного материала.

Развивающая:

Развивать у детей умение анализировать, логически мыслить, способность правильно и чётко излагать свои мысли.

Воспитательная:

Воспитывать активность, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность, умение работать в парах.

Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Нахождение части от числа», раздаточный материал, карточки с заданиями, деревья.

Основная литература:
Математика, учебник для 6 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбург.

Дополнительная литература:

1. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов, Л. Н. Шаврин и др.
2. Математика. Учебник 6 класс, Г. В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин.
Структура урока:

Организационный момент

Актуализация знаний

Объяснение нового материала

Закрепление изученного материала

Физкультминутка

Домашнее задание

Подведение итогов

Рефлексия

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь!

Актуализация знаний

Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках? (Обыкновенные дроби)
- Пожалуйста, возьмите конверты с раздаточным материалом для повторения.

1. Из маленьких квадратиков составьте квадрат, в котором ¼ часть красная, а ¾ желтая.
2/4 красная; ¾ красная; 4/4 красная
Проверьте себя! Слайд 1

2. Из синих и белых полос сложите прямоугольник, в котором 1/5 часть синяя.
2/5 синяя; 3/5 синяя; 4/5 синяя; 5/5 синяя
Проверь себя! (Слайд 2). - Что означает 5/5 и 4/4? (Вся фигура, одно целое). (Слайд 3).
- Как найти ½ часть? 1/3? 1/5? 3/5? 5/5?

3. Решите анаграмму (Слайд 4):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; МЕЗНАТЕНАЛЬ; ЛИСЬЧТЕЛИ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. (Слайд 5).

Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия. Тема нашего урока «Решение задач на нахождение части от целого».
- Какие цели мы поставим перед собой на урок? (Записываем цели на дополнительной доске).
- Запишите тему урока в тетрадь. (Слайд 6. Слайд 7).

Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова французского математика Д. Пойа:

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,
а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»

Итог урока:
- Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
- На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
- Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Целого числа по его части? На соотношение части числа и его целого?
- Что на уроке понравилось? Что запомнилось?

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь .

дидактическая игра “Зажги салют” (Рисунок 1 - возможный вариант оформления “дерева” до игры; Рисунок 2 - возможный вариант оформления “дерева” после игры).

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Поиграем. Каждый ряд - это 1 команда. Команда получает конверт, в котором находится 10 задач, а также звездочки, на которых с одной стороны написан вариант ответа, а с другой - буква. Задание: решить задачи и найти звездочку с правильным ответом (ответов больше, чем задач). Выбранную звездочку вешаете на “дерево” на тот номер под каким решали задачу. Если все задачи решите правильно, то на вашем дереве появится название нашей игры.

Задачи.

1 . Поезд прошел 324 км. Горизонтальный участок составляет всего пути, подъем всего пути, а остальная часть пути имеет уклон. Сколько километров поезд прошел с уклона?

Ответы: 9 км - буква “З” ; неверный ответ - 288 км - “Б”.

2. В магазин поступило 600 кг картофеля. До обеда продали 0,45 всего картофеля, а после обеда того, что до обеда. Сколько всего кг картофеля осталось после дневной продажи?

Ответы: 150 кг - “А” ; 70 - “К”.

3. Турист за три дня прошел 36 км. В первый день он прошел 37,5% пути. Сколько километров пути прошел турист в первый день?

Ответы: 135 км - “Ж” ; 1,35 - “М”.

4. Заготовлено 300 т топлива. В январе израсходовали 13,5% этого топлива, а в феврале - 19,5%.Сколько тонн топлива израсходовали за эти два месяца?

Ответ: 99 т - “Г” ; 990 - “Я”.

5. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый тракторист вспахал , а второй - этой площади. Сколько гектаров земли вспахал третий тракторист?

Ответ: 45 га - “И” ; 225 - “О”.

6. На складе 160 т квашеной капусты. В магазин вывезли этой капусты. Сколько тонн вывезли?

Ответ: 60 т - “С” ; 426,6 - “У”.

7. За три дня было израсходовано 48 тыс. Руб. В первый день было израсходовано 12,5% этой суммы, а во второй - остатка. Сколько денег было израсходовано в третий день?

Ответ: 12 тыс. руб. - “А” ; 30 тыс. руб. - “Р”.

8. За три дня собрано 532 кг семян деревьев. В первый день собрали этого количества. Сколько килограммов семян собрали в первый день?

Ответ: 266 кг - “Л” ; 1064 - “Х”.

9. Сад занимает 80 га. Яблоки занимают 58,5% этой площади, а вишни 39%. На сколько гектаров площадь под вишнями меньше площади под яблонями?

Ответ: 15,6 га - “Ю” ; 78 - “В”.

10. Машинистка перепечатала 20% всей рукописи. Сколько страниц осталось перепечатать, если во всей рукописи 350 стр.

Ответ: 280 стр. - “Т” ; 70 - “Ф”.

VII. Подведение итогов.

Цель: повторить алгоритмы.

Как найти дробь от числа?

Как найти десятичную дробь от числа?

Как найти несколько процентов от числа?

Задача 2 . Из молока получается 8% творога. Сколько творога получится из 300 кг молока?


3. Урок длится 45 минут,. урока ученики писали диктант. Сколько времени длился диктант?

4. Найди:


а) Устно решить примеры, записанные на доске:

1/2 * 4/9; 11/15 * 3/5; 17/26 * 13/54; 4/9 * 2 ¼; 10 * 5 3/10

б) Установить соответствие между процентами и соответствующими им дробями:

в) Какая часть фигуры закрашена? Выразите эту часть в процентах. (Показываются соответствующие рисунки)