План по самообразованию тема театральная деятельность. План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности

«Уверенный человек» - Диагностика. Памятник А.В.Суворову в Швейцарии на перевале. Небольшое количество адреналина не принесет вреда. У меня есть право выбирать друзей. Цель: формирование у учащихся уверенности в своих силах. Лесенка уверенности. Полезные советы. Как утверждает Гельвеций: «Мысль входит в сознание вратами чувств».

«Сила воли» - Привычка и сила воли. Позитивное мышление. Личное развитие. Благодарность. Как развить силу воли. Производительность. Три способа развития силы воли. Займитесь медитацией. Здоровье. Что такое сила воли. Полезные привычки. Станьте личностью. Принципы и цели. Идите только к одной цели в настоящий момент.

«Юношеский возраст» - Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Коммуникативная сфера. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Физическое развитие. Повышается саморегуляция эмоциональных состояний. Основные функции дневника: Юношеский возраст - период активного развития и проявления творческих способностей.

«Самопознание личности» - Концепция. Вопросы кодификатора. Человек. Значение самосознания. Мировой разум. Природа. Компоненты самосознания. Самовосприятие. Фазы самопознания и самооценки. Варианты обретения идентичности у подростков. Идентичность. Образы. Процесс самопознания. Социальное познание. Образ «Я». Самооценка. Научное познание.

«Формирование компетентной личности» - Книга. Ораторская речь. Список вопросов по тексту. Изготовление декораций. Подготовка к спектаклю. Выступление. Изготовление кукол. Кукольный спектакль. Комфортные условия для самореализации обучающихся. Исторические комментарии. Образец текста пьесы. Учимся выходить на поклон. Делимся на группы. Формирование компетентной личности.

«Самооценка подростка» - Интеллект-? Самовоспитание. Чтение книг. Понятие самооценки. Характер- ? способности-? Темперамент-? Мы узнали о себе очень много. Высокая самооценка ускоряет развитие подростка. Что мы узнали о себе. Самостимуляция. Задумаемся. Чувства- ? эмоции- ? У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки выше.

Всего в теме 20 презентаций

Самообразование по теме:
«Развитие творчества детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Зеренкова Ирина Андреевна
г. Кемерово МАДОУ №219
"Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К.С.Станиславский

Актуальность.
На всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить. Театр радует детей, развлекает и развивает их, им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире.
Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театральная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Предлагаемая разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные речевые, поведенческие, музыкальные, двигательные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.

Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:
Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Этапы работы:
1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханева.
2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
5. Составить перспективный план работы.

Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.

Формы работы с детьми:
игра
импровизация
инсценировки и драматизация
объяснение
рассказ детей
чтение воспитателя
беседы
просмотр видеофильмов
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
словесные, настольные и подвижные игры.
пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы

Используемая литература при работе над данной темой:
1. Выготский Л.С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр –Творчество –Дети». Москва 2002.
5. И.П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
6. 1. Доронова, Т.Н. Играем в театр/ Т.Н. Доронова, - М.: Просвещение. 2005
7. 2. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. / М.Д. Маханева, - М.: Посвещение. 2005
8. 3. Щеткин, А.В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А.В. Щеткин, - М.: Просвещение 2007.
9. М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
«Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php)
Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)

Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи
Сентябрь Мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
«За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.
Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Разнообразный мир театра Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
Октябрь Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Позови движением»
«Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства.
Учить изображать эмоциональное состояние персонажа.
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость.
Развитие слуха и чувства ритма у детей.
Сила голоса и речевое дыхание Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»; «Задуть свечу»;
Пантомима
игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»;
Ноябрь Сценическая пластика
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций;
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Расслабление мышц
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая игрушка»;
этюд «Кривое зеркало»
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»
Декабрь Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
Развиваем воображение; расширяем словарный запас.
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Знакомство с русскими народными костюмами.
Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
«Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.
«Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры
Январь «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
Учить связно и логично передавать мысли.

Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки
«Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» чтение, пересказ.
Февраль «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
Развивать правильное речевое дыхание;
Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.
Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы.
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
«Вечер с бабушкой Загадушкой » Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
«Веселые обезьянки»
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д
Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели.
Апрель Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция.
Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей.
Май Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.

«Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека
У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки.
Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.

(Из опыта работы)

Личные данные

Гусева Татьяна Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое.

Окончила Тверской Государственный университет в 1998 г.

Специальность:"Дошкольная педагогика и психология"

Квалификация:"Преподаватель дошкольной педагогики и психологии"

Общий стаж работы: 21 год. В должности воспитателя: 21 год.

Имею первую квалификационную категорию. В 2010 г. прошла курсы повышения квалификации.

База

Подготовительную группу посещает 21 ребенок, из них 10 мальчиков и 11 девочек.

57 % воспитывается в полных семьях, 43 % неполных с одним из родителей, 10% семей многодетных, воспитывающих 3-х и более детей.

Социальное положение благополучное.

В группе создана развивающая среда. При ее создании учитывались принципы:

  • Дистанции, позиции при взаимодействии;
  • Активности;
  • Стабильности-динамичности;
  • Комплексирования и гибкого зонирования;
  • Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • Эстетической организации среды;
  • Открытости-закрытости;
  • Половых и возрастных различий.

Противоречия

1. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет обогащать опыт сотрудничества.

2. Благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению ребёнок может добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

3. Декорации, костюмы открывают перед детьми возможность для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

4. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям и переживаниям других людей.

1. Выдвижение на первый план активных детей. У неактивных детей возникает чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением.

2. Взрослые "навязывают" детям своё видение роли.

3. Воспитатели сами изготавливают атрибуты к спектаклям, тем самым лишая детей возможности проявлять творчество.

4. Дети исполняют роль, которую дал им воспитатель, не задумываясь о том, что рядом тоже ребенок и с ним нужно согласовать свои действия.

1. Самообразование;

2. Диагностика;

3. Задачи;

4. Совместная деятельность воспитателя

с детьми;

5. Развивающая среда;

6. Работа с родителями;

7. Результаты и перспективы.

Самообразование.

1. Повышение теоретического опыта по теме: Театрализованная деятельность в детском саду".

2. Продолжать поиск правильного подхода к подборке материала для использования в работе с детьми.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Первые театральные постановки для детей возникли в семье. В мемуарах писательницы М.Ф. Каменской (И.№9) указывается, что "спектакли давались всегда сюрпризов и непременно по случаю чьих-либо именин".

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Т. Шишовой и др.

Чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением иногда преследуют ребёнка достаточно долго и доставляют ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка.

Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И.№4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Известный психолог А.Н. Леонтьев (И.№10) писал: "Развитая игра-драматизация – это уже своеобразная "предэстетическая" деятельность. Игра-драматизация является, таким образом, одной из возможных форм перехода к продуктивной, а именно к эстетической деятельности с характерным для неё мотивом воздействия на других людей".

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Для шести летнего ребенка театрализованная деятельность имеет особую социально-эмоциональную значимость. "Я – артист! Я – артистка!" От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, потому, что роль для него чрезвычайно привлекательна.

В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Важное значение театрализованной деятельности имеют изменения, которые произошли в эмоциональном развитии ребёнка.

К шести годам дети могу т понять эмоциональное состояние других людей по выражению их лица, позе, жестам. По внешним признакам они могут распознать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа. Эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребёнком и детей друг с другом создают благоприятные условия для развития у детей умения прислушиваться к своим переживаниям, понимать своё эмоциональное состояние и даже предвидеть его.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.

В организации работы по руководству театрализованной деятельности изучался государственный стандарт и соответствие ему программы "Из детства в отрочество".

Изучался опыт дошкольных учреждений города через посещение методических объединений, курсов повышения квалификации воспитателей.

Были изучены статьи журналов "Дошкольное воспитание", "Ребенок в детском саду".

Основными направлениями в создании системы работы по организации театрализованной деятельности в дошкольном учреждении определили:

Изучение уровня развития детей в театрализованной деятельности.

Повышение возможностей детей в театрализованной деятельности

через целенаправленную работу, учитывая современные подходы.

Диагностика.

Цель:Выявить у детей уровень развития в театрализованной деятельности, умение творчески решать поставленную задачу.

Педагогическая технология.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной игровой деятельности, на занятиях, во время праздничных утренников. Использовала в своей работе словесно-дидактические игры (Приложение 1) на подбор рифм, придумывание движений, развитие голоса. Была составлена диагностическая таблица (Приложение 2), в которой оценивались умения детей исполнять монологи и диалоги, находить выразительные средства исполнения роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров.

Данные диагностического обследования показали, что половина детей группы (9 человек) не могут исполнять монологи и диалоги, не находят выразительных средств исполнения роли. Не все дети согласуют свои действия с действиями партнёров. Большие трудности испытывают дети при придумывании сказок. У детей не развито воображение. Многие дети скованы на праздничных утренниках.

Появилась мысль: а нельзя ли повысить уровень развития дошкольников, проводя целенаправленную, систематическую работу по театрализованной деятельности, учитывая современные методы и приёмы организации театрализованной деятельности в детском саду.

Поставила задачи:

1. Изучить уровень развития детей

в театрализованной деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские

умения детей в создании

художественного образа.

3. Развивать память, мышление,

воображение, фантазию, внимание детей.

4. Воспитывать гуманные чувства.

Расширять культурный диапазон детей.

5. Сделать выводы и определить

перспективы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Работа по театрализованной деятельности проводилась ежедневно во второй половине дня и осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям.

Первое направление – занятия на развитие внимания, воображения, движений детей.

Второе направление – работа над ролью.

В ходе работы по первому направлению решались задачи: способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности; сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики и движений стремиться к созданию целостного художественного образа.

Детям предлагались задания

– на развитие фантазии (Приложение 3).

На развитие мимики, жестов, поз (Приложение 4).

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике я предлагала детям игры на восприятие чувств по поведению (Приложение 5).

Второе направление по театрализованной деятельности – работа над ролью . Как она строится?

Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение

целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на

сценической площадке; мимики, интонации;

Подготовка театрального костюма.

С целью сохранения непосредственности и живости детского восприятия мы использовали:

Инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

Спектакли на основе содержания, придуманного детьми;

Инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок.

В ходе подготовки к спектаклю "Сообразительные осьминожки" дети на занятиях по изодеятельности изготовили игрушки-осьминожки. Вместе с родителями придумали, как их украшать.

Я рассказала детям про "театр марионеток", предложила им "сыграть сказку" про осьминожек. Для декораций дети придумали положить на пол макет для сюжетно-ролевых игр "Морское дно".

В начале спектакля мы побеседовали с детьми об осьминогах. Затем познакомила зрителей с жилищем каждого осьминога.

В ходе спектакля я вела с детьми диалог и побуждала детей к действиям с осьминожкой.

"Театр марионеток" очень важен для развития детей. Учёными доказано, что стеснительные дети "психологически прячутся за куклу".

Когда я познакомила детей со стихотворением В. Лифщица "Поросята", то они захотели инсценировать его.

Вначале дети решили, как будет выглядеть герой-поросёнок. На занятиях по ручному труду они изготовили шапочки-маски с ушками и пятачками, самостоятельно раскрасили их. Особое внимание детей я обратила на выбор героя и в связи с этим осмысленное использование жестов, мимики, движений во время изображения действия по ходу стихотворения.

Вначале я выяснила у каждого ребёнка, каков характер героя (смелые, добрые, решительные). "Поделила" детей на группы. Затем детям каждой группы предложила продемонстрировать движения своих персонажей. Потом, в зависимости от образа и характера героя предлагала детям выбрать соответствующую интонацию. Заранее с детьми были "проиграны" сценки (ожидание пищи, сражение вокруг корытца, плач из-за пролитой пищи).

Во время спектакля дети-"поросята" продемонстрировали своё "плохое" воспитание, а после спектакля объяснили, что такое может быть только на сцене.

С целью развития у детей двигательного воображения наряду с традиционными постановками мы ставили с детьми спектакли, содержание для которых придумали сами дети.

Дети придумали сказку "Новые приключения Колобка" (Приложения 6,7), в свободной деятельности сделали рисунки к сказке. Я рассказала детям о театре би-ба-бо, и мы решили показать сказку детям средней и старшей группы.

Следующая сказка, которую придумали дети, называется "Гарри Поттер и принцесса". Мы решили инсценировать сказку. Я предложила детям изготовить театр ложек. В свободной деятельности дети разрисовали ложки, придумали лицо, одежду для кукол. Сказку мы показали родителям к празднику "День семьи" (Приложение 8).

Взаимоотношения с другими людьми, в том числе со сверстниками в группе детского сада – важная составляющая жизни и деятельности каждого ребёнка. От того, какими будут эти взаимоотношения – доброжелательными или враждебными, искренними и откровенными или формальными и показными – зависят эмоциональное состояние детей, их отношение к детскому саду, а возможно и характер дальнейших отношений к людям.

Для формирования у детей доброжелательных отношений мы использовали методику психолога Якобсон С.Г. (И.№15). В ходе театрализованной деятельности ставили пьески из данной методики.

- "Камешек в туфельке".

- "Растоптанный торт".

- "Чужой кубик".

- " Качели".

- "Чужой рисунок".

Начиная со старшей группы, я вела кружок по театрализованной деятельности (План-приложение 9).

Детям предлагались этюды (Приложение 10).

С детьми из театрального кружка мы подготовили инсценировки: "Волк и коза", "Грибы". Сказки мы показали к празднику, посвященному 30 –летию детского сада.

Была составлена диагностическая таблица деятельности детей театрального кружка (Приложение 11).

I. Этюдный тренаж (мастерство актёра).

1. Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

2. Жесты (этюды на выразительность жестов).

3. Мимика (этюды на выражение эмоций).

4. Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

II. Игры-драматизации.

1. Желание участвовать в играх-драматизациях.

2. Умение общаться с партнёром.

3. Способность импровизировать при создании образа.

III. Этюды с куклами.

1. Желание играть с куклой.

2. Умение управлять ею.

3. Способность импровизировать с куклой.

IV. Кукольные спектакли.

1. Желание участвовать.

2. Умение общаться с партнёром, используя кукол.

3. Способность создавать образ с помощью кукол разных систем.

Развивающая среда.

1. Наполнить развивающую среду разными

видами театров.

Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование.

2. Создать условия для дальнейшего

обогащения опыта детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При создании среды мы старались обеспечить условия для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

В группе мы оборудовали театральную зону, а также "уголок" уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Учёт индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников требует создания своеобразных зон приватности – специальных мест, где каждый ребёнок хранит своё личное имущество: игрушку, украшение, костюм, и др., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В целях реализации индивидуальных интересов детей в зону театрализованной деятельности мы поместили разные виды кукольного театра, детские рисунки. Материал периодически обновляется.

Для развития любознательности и исследовательского интереса детей в зоне театрализованной деятельности находится разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный зал, студия детского творчества), где проводятся театрализованные занятия, кружковая работа и разнообразные праздники.

Таким образом, при создании развивающей среды мы учитывали принципы:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

Организация "зон приватности";

Предоставления права и свободы выбора;

Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

Полифункциональность использования помещений и оборудования.

Работа с родителями.

1. Донести до родителей важность темы "Развитие детей в театрализованной деятельности".

2. Познакомить с основными направлениями по данной теме.

3. Утвердить формы организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми.

Нами было проведено родительское собрание "Театр в жизни детей", в ходе которого мы определили основные направления в работе по театрализованной деятельности.

Проводились беседы и консультации на тему " Значение театрализованной деятельности для развития ребенка" (Приложение 12).

Родители принимали активное участие в организации театрализованной деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила преодолеть традиционный подход, когда дети оказываются включенными в свою изолированную "ячейку" – возрастную группу и общаются с тремя взрослыми. Такая организация театрализованной деятельности не только создаёт условия для приобретения новых знаний, умений и навыков развития детского творчества, но и позволяет ребёнку вступать в контакты с другими взрослыми.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети выступают как равноправные партнёры взаимодействия.

Общая результативность.

Данные диагностики, проведённой в конце года (Приложение 13), показали, что более половины детей группы (17 детей) умеют исполнять монологи и диалоги между персонажами; находят выразительные средства исполнения роли своего персонажа, разыгрывают с персонажем действия. Дети могут придумать сказку, рассказ. Все дети стали принимать активное участие в праздничных утренниках.

Моя работа по теме "Развитие творчества детей в театрализованной деятельности" дала следующие результаты:

1. Повысился уровень знаний детей в театрализованной деятельности.

2. Дети стали уверенно чувствовать себя во время выступлений.

3. Развивающая среда дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками.

4. Установлен тесный контакт с родителями. Родители выступают активными участниками, продолжают работу с детьми.

Вывод.

Таким образом, проводя целенаправленную, систематическую работу по развитию у детей устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуя исполнительские умения детей, стимулируя их желания искать средства для создания образа персонажа, пользуясь движением, мимикой, жестом, интонацией; продолжая обогащать словарь детей, уча пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов; совершенствуя умение связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочиняя свои сказки, рассказы, используя кукол; развивая память, мышление, воображение, речь, внимание детей; мы повышаем уровень развития детей в театрализованной деятельности, воспитываем в детях гуманные чувства, учим искусству общения, расширяем культурный диапазон детей.

Перспективы.

1. Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности поместить оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

2. Организовать совместно с другими группами "Театральные вечера".

Литература:

1. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М. АСТ, 1996 г.

2. Башаева Г.В. "Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук". Ярославль. "Академия развития" 1997 г.

3. Белоусова Л.Е. "Удивительные истории" Санкт-Петербург. "Детство-Пресс" 2001 г.

4. Волкова Г.А. "Логопедическая ритмика" М. "Просвещение" 1985 г.

5. Доронова Т.М., Доронова Е.Г. "Развитие детей в театрализованной деятельности" М. 1997 г.

6. Доронова Т.М. "Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности" М. 1998 г.

7. Доронова Т.М. "Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности" М. 1999 г.

8. Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца" М. 1981 г.

9. Каменская М. "Воспоминания" М. Художественная литература, 1991 г.

10. Леонтьев А.М. "Проблемы развития психики". М. Издательство Московского университета.

11. Маханёва М.Д. "Театральные занятия в детском саду". М. 2004 г.

12. Поддъяков Н.Н. "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" Волгоград "Перемена", 1997 г.

13. Теплов Б.М. "Психология" М. 1951 г.

14. Эльконин "Психология игры"

15. Якобсон С.Г. "Моральное воспитание в детском саду"

16. Журналы "Дошкольное воспитание"

№ 8 – 1999 г.

№ 12 – 2002 г.

№ 8 – 2004 г.

"Ребёнок в детском саду".

№ 2 – 2001 г.

№ 3 – 2001 г.

№ 4 – 2001 г.

№ 5 – 2001 г.

№ 2 – 2002 г.

Олейникова Алла Ивановна
План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

ФИО Олейникова Алла Ивановна

Тема:

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Младший дошкольный возраст

Введение

Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить - значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.

Театр- это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир. Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию.

Пояснительная записка

Эта тема выбрана мною не случайно, так как театрализация дает возможность подходить к работе творчески. Занятия всегда проходят на положительном эмоциональном настрое и запоминаются детям надолго. А для педагога открывается масса возможностей для совершенствования навыков в данной области.

Цель

моей работы:

1. приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.

2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.

3. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.

Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В этом огромную помощь я считаю, могут оказать театрализованные занятия в ДОУ. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек. Например: пальчиковые куклы можно одеть на пальчик, они маленькие, мягкие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Это современно и интересно детям. Кроме того, с этими куклами можно просто играть сидя снижает утомляемость и повышает работоспособность детей.

Цель

: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи

Побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

Привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

Формировать представление о различных видах театра;

Развивать речь, воображение и мышление;

Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Срок реализации

: 1 год(2015-2016 учебный год)

План реализации работы по самообразованию

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями на 2015–2016 учебный год Месяц Название мероприятия Сентябрь 1 Организационное родительское собрание «Задачи воспитания ребёнка 5-6 лет». 2 Консультация «Закаливание.».

Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2015–2016 учебный год Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2015-2016 учебный год сентябрь- Информация (ширма): «Времена.

План физкультурно-оздоровительной работы на 2015–2016 учебный год План физкультурно-оздоровительной работы на 2015-2016 учебный год МКДОУ БГО Детский сад № 7 комбинированного вида Сентябрь. 1. Мониторинг.

План мероприятий по предупреждению ДДТТ в детском саду на 2015–2016 учебный год ПЛАН мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в МДОБУ Работа с воспитателями 1. Производственное совещание.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА : « ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

ВОСПИТАТЕЛЬ СРЕДНЕ-СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«УМКИ» Смолко Е.В.

Обоснование:

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Появилось новое модное определение - креативность.

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. А для развития креативности необходим творческий процесс.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Актуальность моих исследований в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Цель: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества. Каждый ребёнок талантлив изначально, театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться.

Задачи:

    Изучение теоретического и практического опыта по данной теме.

    Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности ( организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).

    Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства

    Работа над культурой и техникой речи детей.

    Работа над этюдами, ритмопластикой, постановкой спектаклей.

    Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.

    Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организовать выступления детей старщих групп перед детьми младшего возраста).

    Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Формирование потребности в самообразовании, самооценка

подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка

целей и задач.

Планирование работы по самообразованию.

Теоретическое изучение проблемы.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

Разработать систему работы по формированию у детей художественно-

образных исполнительских умений.

Усовершенствовать предметно-развивающую среду для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и
взрослых.

Подведение итогов самообразования.