Подготовка 25 заданию егэ по русскому.

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ

Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку.

Задание 25

АГАФАПУДОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА,

МОУ «Копорская школа»


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


исходного текста

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чём думал он?

(6) До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7) Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8) Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9) Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России...


Шаг 1. Найти проблему - не проблема! Учимся находить и формулировать проблему, поставленную автором исходного текста

(12) Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13) Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14) С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15) Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16) Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17) Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18) Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видения прошлого.

(По В. Ганичеву)

Валерий Николаевич Ганичев (1933 г.р.) – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России.


Тема текста

Тема – та часть действительности, о которой говорит автор.

Перечитай текст ещё раз и выдели маркером повторяющиеся слова, группы слов по одной теме, небольшие фрагменты, похожие по смыслу. Они помогут ответить на вопрос «О чём этот текст?», то есть определить тему текста.

Задание 25 не требует обязательного формулирования темы, но её определение поможет сформулировать проблему. Если текст тебе понятен и ты готов сразу сформулировать проблему, можешь пропустить это задание.


Проблема

Проблема – это теоретический или практический вопрос, к решению которого приглашает нас автор.

Очень важно правильно определить проблему, потому что все дальнейшие Шаги напрямую с ней связаны. Если проблема сформулирована неверно, это минус 8 баллов по Критериям 1–4.

1) Выдели маркером те фрагменты (предложения или словосочетания) текста, в которых автор задаёт себе и читателям прямой вопрос по сформулированной тобой теме. Это и будет формулировкой проблемы.


Проблема

Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем предложение с вопросительным знаком: «Может ли быть дружба по расчёту?», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Чем сострадание отличается от жалости?», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Какие события способствуют взрослению человека?» и т.п.

2) Но! В том случае, если прямые вопросы по теме в тексте отсутствуют, выдели те фрагменты текста, где автор что-то утверждает по поводу темы. Так ты выйдешь к формулировке проблемы через позицию автора.

Например, тема дружбы – ищем в тексте и выделяем: «В дружбе самое главное – уважение к тому, с кем ты дружишь», тема сострадания – ищем в тексте и выделяем: «Сострадание спасает, а жалость унижает», тема взросления – ищем в тексте и выделяем: «Моё взросление началось в суровые годы войны».


Проблема

Выбери вариант, с которым ты работал: в выбранных фрагментах содержатся...

  • один прямой вопрос (одна проблема), или

несколько прямых вопросов (несколько проблем)


Формулируем проблему

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения с формулировкой проблемы, над которой размышляет автор текста.

Это и будет вступление, первый абзац сочинения. По объёму это может быть одно или два-три предложения (и этого достаточно для сочинения на ЕГЭ по русскому языку!) Обязательно употреби слова “проблема” или “вопрос”.


Формулируем проблему

  • 1 способ (формулировка проблемы – поясняющие слова):

(Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом задумывается автор предложенного текста / И.О.Ф.

(Чем опасно равнодушие?) Именно эта проблема привлекла внимание / писателя / драматурга / И.О.Ф.

(Чем опасно равнодушие?) Именно над этим вопросом размышляет в своем тексте И.О.Ф.


Формулируем проблему

  • 2 способ (поясняющие слова - формулировка проблемы):

В тексте И.О.Ф. поставлена проблема памяти (уважения)…


Шаг 2. Вопрос - ответ

  • Позиция автора по проблеме, по поводу которой он размышляет в данном тексте, – это ответ на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?»
  • Этот вопрос ты сформулировал на основе утверждений, которые выбрал в исходном тексте…
  • Эти утверждения - основа для формулирования ответа на вопрос, сформулированный тобой в Шаге 1.

Шаг 2. Вопрос - ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

Сформулируй ответ в одном предложении. Это и будет определением позиции автора.

«(10) Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11) Но мало кто помнил об этом тогда в России»


Шаг 2. Вопрос - ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения со сформулированной позицией автора по проблеме.

По объёму это может быть одно или несколько предложений. При этом обязательно употреби слова “позиция автора”, “точка зрения автора” или подобные со словом “автор”.

В сочинении чаще всего это третий абзац.

На Шаге 2 мы пишем именно третий абзац, потому что важно правильно соотнести вопрос (проблему) и ответ (позицию автора) - и только после этого комментировать проблему. Абзац с комментарием, который обычно следует за первым абзацем с проблемой, мы напишем на Шаге 3.

Воспользуйся банком речевых клише:


Шаг 2. Вопрос - ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

  • 1 способ (поясняющие слова – позиция автора):

Шаг 2. Вопрос - ответ Учимся находить и формулировать позицию автора по проблеме

  • 2 способ (позиция автора – поясняющие слова):

– именно этой точки зрения придерживается автор / писатель / И.О.Ф.

(В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – к этой мысли приходит автор / писатель / И.О.Ф.

(В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) – такое заключение делает автор / писатель / И.О.Ф.


Проверяем связку “вопрос - ответ”

Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. Но мало кто помнил об этом тогда в России

Они соотносятся как вопрос и ответ?

Если всё получилось - формулирование позиции автора по проблеме завершено!


Шаг 3. Прокомментируйте это!

Комментарий – это поиск в тексте и выбор не менее ДВУХ примеров (фрагментов), которыми с очевидностью можно подтвердить, что сформулированная тобой проблема действительно находит отражение в исходном тексте. Именно поэтому комментарий обычно даётся во втором абзаце, после формулирования проблемы.

Проблема, которую ты сформулировал:

Помним ли мы заслуги выдающихся людей?

Чтобы написать комментарий, выдели маркером несколько фрагментов текста, в которых автор в связи с данной проблемой:

– строит логические цепочки рассуждений;

прямо или косвенно говорит:

– об актуальности проблемы;

– о её связи с другими проблемами;

– о последствиях её решения или отсутствия решения.


Шаг 3. Прокомментируйте это! Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст

Находим в тексте примеры для комментария Выбираем ДВА наиболее важных примера.

Проанализируй выбранные фрагменты. Выбери два примера (фрагмента), которые наиболее важны для понимания проблемы, которую ты сформулировал в Шаге 1: «Помним ли мы заслуги выдающихся людей?»

Только два этих фрагмента станут обязательной частью твоего комментария. Поэтому проверь ещё раз, действительно ли важны выбранные фрагменты для комментария именно к той проблеме, которую ты сформулировал в Шаге 1?


Шаг 3. Прокомментируйте это! Учимся комментировать проблему с опорой на исходный текст

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения c комментарием к проблеме на основе выделенной информации.

В сочинении чаще всего это второй абзац. По объёму это всегда несколько предложений.

Выбранные примеры нужно включить в текст комментария. Это можно сделать в виде цитаты, передать их с помощью косвенной речи, указать номера предложений в скобках - можешь использовать любой вариант. Обрати внимание на клише и фрагменты, выделенные красным цветом.


  • Данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Вторым примером из прочитанного текста, важным для понимания проблемы, является/может стать...
  • В качестве первого примера проявления данной / этой проблемы в наши дни автор / писатель / И.О.Ф. рассматривает (историю, о которой он недавно прочитал в газете «Комсомольская правда»). Вторым примером проявления данной проблемы из прочитанного текста...
  • Автор подчёркивает актуальность данной проблемы в наши дни, упоминая...

Кроме того, он обращает наше внимание (второй абзац) на то, что нерешённость данной проблемы может привести...


  • Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 8–15...

Вторым примером из текста, важным для понимания проблемы, ...

  • Автор / писатель / И.О.Ф. заставляет читателя задуматься над тем, что неверное решение данной / этой проблемы (может привести к жизненному краху даже самого одарённого от природы человека), о чём говорится в предложениях 12 и 15... При этом важно, что, с точки зрения автора, поскольку все люди в той или иной степени одарены, то проблема касается каждого из нас: «...цитата...».


  • В рассуждениях автора / писателя / И.О.Ф. в первой части текста звучит мысль о том, что решение данной / этой проблемы...Также автор / писатель / И.О.Ф. уверен, что данная / эта проблема не так далека от нашей повседневной жизни, как кажется на первый взгляд, ведь, по его справедливому замечанию, «большое зло начинается с маленьких уступок своей совести».
  • Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня).

Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...


  • Комментируя данную проблему, необходимо / можно сказать следующее. Во-первых, данная / эта проблема раскрывается автором / писателем / И.О.Ф. на примере (тех принципов, которых придерживались учителя в пушкинском Лицее). Упоминание именно Лицея в связи с данной проблемой важно потому, что...

Во-вторых, во втором и четвёртом абзацах текста автор показывает связь данной проблемы...


  • Автор / писатель / И.О.Ф. убеждён в том, что в решении данной / этой проблемы должен участвовать каждый из нас, о чём убедительно свидетельствует (приводимая автором в первом абзаце статистика количества книг в личных библиотеках наших соотечественников сегодня).
  • Автор связывает возникновение данной проблемы с такими причинами, как... (предложение...) и... (предложение...).
  • Автор / писатель / И.О.Ф. искренне восхищён тем, как (эта проблема решалась ещё, казалось бы, недавно: «стать меценатом было честью для каждого состоятельного человека»).

  • В связи с этим автор / писатель / И.О.Ф. чрезвычайно огорчён тем, что (сегодня о данной / этой проблеме практически никто не говорит ни с детьми, ни с родителями, что приводит к кажущемуся благополучию, а на самом деле только загоняет проблему вглубь) (предложение...).
  • Рассуждая о данной / этой проблеме автор / писатель / И.О.Ф., приводит цифры/факты (детской преступности сегодня / новых поступлений в книжные магазины) / цитату из (статьи в газете «Lenta.ru» / журнала «Наука и жизнь»), которые показывают (масштабы этой проблемы / нерешённость данной проблемы сегодня). Другим примером из данного текста, важным для понимания проблемы,...



Глаголы для формулирования комментария проблемы (что делает автор?)

Анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, сравнивает;

цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение;

отмечает важность, считает необходимым, обращает внимание на;

отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…;

приводит пример того, как.


Напиши, согласен ты или не согласен с позицией автора по сформулированной проблеме (одно предложение).


Шаг 4. Доказательство? -Есть!

  • Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф.
  • С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав.
  • Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной.
  • Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран.

Шаг 4. Доказательство? -Есть! Учимся аргументировать своё мнение, опираясь на читательский опыт, а также на знания и собственные жизненные наблюдения

Сформулируй по найденной проблеме свой собственный тезис, который будешь доказывать.

В случае согласия с позицией автора исходного текста, возможен следующий приём: переформулируй позицию автора другими словами, и ты получишь формулировку тезиса для доказательства. Следи за тем, чтобы при переформулировании сохранился исходный смысл!

Примеры, как сформулировать тезис в случае согласия с позицией автора:

Может ли быть дружба по расчёту?

Тезис (собственное мнение по проблеме)

В основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь.

Чем сострадание отличается от жалости?

Сострадание – это способность разделить горе другого человека взять его часть на себя и помочь словом и делом. Жалость – высокомерное и потому оскорбительное снисхождение благополучного человека по отношению к тому, кто находится в беде.

Там, где один человек мнит себя выше другого, настоящей дружбы нет и быть не может.

Какие события способствуют взрослению человека?

Сострадание – это отношение к проблемам других как к своим собственным и активная помощь. Жалость – имитация сострадания для успокоения собственной совести.

Взрослению человека способствуют те события, где ему приходится принимать серьёзные жизненные решения и нести ответственность за совершённый выбор.

Тот, кого всю жизнь «водят на помочах», ограждают от жизненных проблем, вряд ли станет взрослым не только по паспорту, но и по сути.


Сформулируй свой тезис:

Напиши фрагмент сочинения-рассуждения, в котором соедини согласие (или несогласие) с позицией автора и собственный тезис.


  • (Я разделяю такую точку зрения автора / писателя / И.О.Ф.) в том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).
  • (С полной уверенностью можно сказать, что автор / писатель / И.О.Ф. прав): действительно (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь).
  • (Очевидно, что точка зрения автора / писателя / И.О.Ф. абсолютно справедлива): конечно, (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь)
  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне в целом совершенно справедливым, но хочется только уточнить некоторые детали): идея о том, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь), справедлива только при условии (благоприятных внешних обстоятельств).

Способ соединения тезиса с выражением своей позиции

  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне спорной), я полагаю, что (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства).
  • (Точка зрения / мнение автора / писателя / И.О.Ф. представляется мне справедливой только для некоторых ситуаций / людей / эпох / стран): (в основе истинной дружбы лежит взаимопонимание и взаимопомощь) лишь тогда, когда (этому способствуют внешние обстоятельства).

Доказательства

  • Аргумент должен доказывать то, что утверждается в тезисе.
  • В сочинении должно быть не менее ДВУХ аргументов.
  • В сочинении аргументация следует сразу после тезиса, чаще всего это два абзаца - по одному абзацу на каждый аргумент.

Доказательства

  • 1. Подбери аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта.
  • Не забудь указать название произведения и имя автора (иначе лишишься 1 балла).

Подходы к оформлению аргументации (читательский опыт)

  • Для доказательства этой мысли обратимся к взглядам / в качестве доказательства этого тезиса рассмотрим взгляды (И.С. Тургенева), который на примере (Базарова в романе «Отцы и дети») показал (пагубность отрыва человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия).
  • Этой же точки зрения придерживался и (И.С. Тургенев), который в образе (Базарова в романе «Отцы и дети») показал, что (отрыв человека от природы, а значит, от основополагающих основ бытия, приводит к весьма плачевным последствиям).

Доказательства

  • Подбери ещё один аргумент, подтверждающий выдвинутый тобой тезис. Приведи его из своего читательского опыта или собственных знаний и жизненных наблюдений - можешь использовать любой вариант.
  • Запиши его в рабочем поле. По объёму это всегда несколько предложений.

  • Об этом мне рассказывал мой (дедушка, который ребёнком видел войну и, как и многие из его поколения, стремительно повзрослел в это полное лишений время / брат, который недавно побывал на Байкале и воочую убедился, что энтузиазм отдельных людей по охране природы должен быть поддержан и государством / друг, который именно благодаря силе воле и целеустремлённости сумел справиться с волнением и победить на конкурсе «Ученик года»)
  • В этом я мог убедиться во время поездки (в Новосибирск, где в Академгородке учёные вузов занимаются не только со студентами, но с талантливыми школьниками / по Золотому кольцу России, в каждом городе которого можно увидеть, что старина очень гармонично уживается с современными магистралями и торговыми центрами)

Подходы к оформлению аргументации (жизненный опыт)

  • Убедительным аргументом, подтверждающим эту мысль, может стать высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам»)
  • В качестве аргумента, подтверждающего эту мысль, можно привести высказывание / факт из жизни такого известного человека, как (А.М. Горький, который сказал, что он «всем хорошим в нём обязан книгам» / который, по его собственному признанию, «всем хорошим в нём обязан книгам»)
  • Эта же мысль отражена в фильме / спектакле…

  • Так как каждый аргумент чаще всего записывается в отдельном абзаце, необходимо использовать слова-связки между ними.
  • Используй такую связку для перехода от одного аргумента к другому.
  • Слова-связки между аргументами

Кроме того, ...

Эта же мысль...

Напротив, ...

Вспомним также и...


Проверяем связку “тезис – аргументы”

  • Проверка! Сопоставь тезис с аргументами: подтверждают ли приведённые аргументы истинность тезиса?
  • Аргументы доказывают то, что содержится в тезисе? Если всё получилось - аргументация мнения по проблеме, поставленной автором исходного текста, завершена!

Шаг 5. Последние штрихи Собираем вместе написанные фрагменты сочинения и записываем вывод

  • Фрагменты сочинения, написанные тобой, на этом Шаге соединятся в один текст по такой структуре:

  • Внимательно прочти своё сочинение, проследи за логикой переходов от одной части к другой, исправь найденные недочёты.
  • Напиши заключительный фрагмент сочинения-рассуждения. Вывод это обычно одно-два предложения.
  • Варианты заключений:

1) Личное эмоциональное отношение к проблеме.

2) Общий вывод о значимости / решаемости / масштабе проблемы.

3) О связи аргументов с проблемой.

4) Ещё раз переформулированный тезис.


1) Таким образом, для меня нет никакого сомнения в пользе книг. Я уверена, что ежедневное чтение помогает мне развивать в себе лучшие человеческие качества.

2) В заключение хочется сказать, что права Татьяна Толстая, уважая в людях стремление к общему благу, а не к своей личной выгоде. Хочется надеется, что её слова оставят след в душе современных людей и помогут им определить истинные ценности.

3) Итак, приведённые выше аргументы позволяют ещё раз убедиться в правоте замечательного отечественного филолога, культуролога, мыслителя Ю. Лотмана.

4) В итоге, всё вышесказанное позволяет нам ещё раз убедиться: отношения между людьми должны строиться на взаимном уважении, а не на грубости и хамстве.




За верно выполненное двадцать пятое задание ЕГЭ, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.

Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку

Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице - давайте внимательно ознакомимся с ними!

Речевой оборот Определение Пример
Анафора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложений Быть может, вся Природа - мозаика цветов?
Быть может, вся Природа - различность голосов?
Быть может, вся Природа - лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа - желанье красоты? (К. Бальмонт)
Аллитерация Звукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речи Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
Антитеза Фигура речи. Резкое противопоставление характеристик Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
Наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
Наша - стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим. (В. Маяковский)
Ассонанс Звукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речи Уж ты пустошь, моя пустошь -
Душа выстуженная:
Душа грустная,
Натруженная
Занедужившая.
Вопросно-ответная форма изложения Фигура речи. Чередование вопросов и ответов Что делать? Не знаю. Куда идти? Не известно
Гипербола Троп. Сильное преувеличение свойств предмета В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
Градация Фигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимости Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
Диалектизм Слово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местности векша (белка), бурак (свёкла)
Инверсия Фигура речи. Обратный порядок слов Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева)
Ирония Троп. Скрытая насмешка - Ты всё пела? Это - дело (И. Крылов)
Лексический повтор Фигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложениях Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.
Литота Троп. Сильное преуменьшение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов)
Метафора Троп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении слов Зеркало озера (=озеро будто зеркало)
Расширять горизонты
Метонимия Троп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значение Выпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке)
Назывные предложения Фигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащее Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок)
Оксюморон Фигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслу Сладкая горечь воспоминаний
Олицетворение Троп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениям Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)
Парцелляция Фигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. Лихачев)
Перифраза Троп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаков Братья наши меньшие (=животные)
Синекдоха Троп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм Фигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложений Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев)
Эллипсис Фигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичности Мы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский)
Эпитет Троп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности Синее море
Эпифора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложений Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Алгоритм выполнения задания

  1. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать пятое задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)_______(«ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________(«точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. метафора
  3. сравнение
  4. противопоставление
  5. ряд однородных членов предложения
  6. гипербола
  7. фразеологизм
  8. эпитет
  9. односоставные неопределённо-личные предложения
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой А нам необходимо найти синтаксическое средство выразительности. Читаем предложения 1, 2, 26, 28, 38 – все они односоставные неопределенно-личные. В предложении 9 мы видим метафору – скрытое сравнение (Лиза вспыхнула, звуки бились ). «Ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – не что иное, как эпитеты. «Точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72) – сравнения.

Записываем правильный ответ: а-9, б-2, в-8, г-3.

Первый вариант задания

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея. (3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,- помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное - деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?

(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями. (28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) - Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? - спросил я у них, когда разговорились.

(33)- Вертолёт на один месяц.

(34)- Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. контекстные синонимы
  3. эпифора
  4. сравнения
  5. метафоры
  6. разговорная лексика
  7. антитеза
  8. риторическое обращение
  9. риторический вопрос
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой «а» мы видим, как одни предметы сравниваются с другими; очевидно, что пропущен термин - «сравнение». Посмотрим на предложения 12 и 16 и употребление в них указанных слов: красота собрана в горстки; иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки . Видно, что автор употребляет эти слова в переносном значении – это метафора. Смотрим на шестое предложение - Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами . Оба этих слова характеризуют один предмет, давая схожие характеристики. Это – контекстные синонимы. Предложение 26 выглядит так: Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? Это – риторический вопрос.

Итак, ответ: а-4, б-5, в-2, г-9.

Второй вариант задания

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи. (14)По словарю Ларусса, красивое - это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» - один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 10), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих чувства», «почва» в предложении 20).

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. ряд однородных членов
  3. пословица
  4. синонимы
  5. антонимы
  6. риторический вопрос
  7. восклицательное предложение
  8. метафора
  9. парцелляция
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Читаем четвертое предложение - Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». В нем автор цитирует широко известное изречение – пословицу. Смотрим на предложение 10 - За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли . Ко всем указанным в рецензии словам можно поставить один вопрос – ищем что? Красоту, благородство, напряжение… Это – однородные члены. «Радовать» - «огорчаться», «конкретный» - «абстрактный» - антонимы. «Радует взор» и «ласкающих чувства» - устойчивые образы, основанные на не буквальном понимании значений слов – метафоры.

Ответ: а-3, б-2, в-5, г-8.

Третий вариант задания

(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

(По М.С. Крюкову*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Приём (А)______________ – (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)______________ – (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (B)______________ – («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)_____________ – (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. метафора
  2. индивидуально-авторские слова
  3. эпитеты
  4. общественно-политическая лексика
  5. вводное слово
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. цитирование
  8. диалектизм
  9. ряды однородных членов
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Смотрим на предложения 25-27 - (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». Автор сначала задает вопрос, а потом приводит ответы – это вопросно-ответная форма изложения. Двадцатое предложение выглядит так - И, конечно, сделать это не всегда просто. В нем мы видим вводное слово «конечно». Слова «моральные ценности» и «общественное признание» - яркие примеры общественно-политической лексики. Предложение 13 - Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод» ; 15 - И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие» . В обоих этих предложениях автор приводит сказанные кем-то слова – цитирование налицо.

Итак, ответ: а-6, б-5, в-4, г-7.

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (10-11) (углуб.)

Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11)

Русский язык

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задания 15–25

Преподаватель русского языка и литературы Татьяна Захарова продолжает разбирать ЕГЭ-2018. Вашему вниманию: знакомство с новым заданием №20, рекомендации по работе с текстом и полезные советы о том, как избежать ошибок в вопросах на тему синтаксиса.

Задание 15

Пунктуация в простых и сложноподчиненных предложениях

Вспоминаем, что такое предложение с однородными членами. Ученикам можно подсказать: однородность связана с одинаковостью, поэтому однородные члены отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В этом задании дети часто делают ошибки в предложениях с союзами «как» и «что». Например: «Иноязычные слова должны быть понятны и доступны читателю и слушателю». Выпускники здесь не могут определить однородные члены предложения и ставят две или одну запятую, хотя очевидно, что запятых здесь быть не должно.

Задание 16

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Если речь идет о причастиях, применяем прием «помеха справа». Как и по правилам дорожного движения, ученик должен бездействовать (то есть не ставить запятую), если помеха (определяющее слово) видна справа. Многие старшеклассники учатся вождению, и легко запоминают эту ассоциацию. Для работы с деепричастиями нужно, опять-таки, разбираться в однородных членах предложения.

Задание 17

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Вводные слова выделяются запятой. По смыслу делим их на 4 группы:

  • Степень уверенности говорящего.
  • Чувства и эмоции говорящего.
  • Источник сообщения.
  • Оформление рассуждения говорящего.

Если слово нельзя отнести ни к одной из этих групп - значит, оно не вводное. Учитываем, что есть также ложные вводные слова: «как будто», «между тем», «именно» и другие. Их нужно просто выучить к ЕГЭ, полный список можно найти в любом орфографическом справочнике.

Определите, являются ли разбираемые слова членами предложения. Часто говорят, что вводные слова можно исключить из предложения, однако детям это не всегда понятно, так как убрать в принципе можно любое слово. Чтобы точно определить вводное слово, надо попробовать задать к нему вопрос от другого члена предложения. Если такой вопрос задать можно, значит, слово не является вводным и его не надо выделять запятыми.

Учебник, входящий в систему учебно-методических комплектов "Алгоритм успеха", предназначен для старшеклассников, изучающих русский язык и литературу как на базовом, так и на углублённом уровне. Содержит расширенный теоретический материал, творческие задания, упражнения, нацеленные на подготовку к ЕГЭ. Учебник реализует современную культурно-творческую модель образования.

Задание 18

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Задание на определение границ сложного предложения также вызывает затруднения. Чтобы правильно определить границы сложного предложения, достаточно прочитать его с правильной интонацией. Цифры в задании часто путают учеников. Нужно абстрагироваться, записав предложение на черновик и расставив знаки препинания в обычном режиме.

Задание 19

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Здесь поможет специальный прием. Определяем границы части, присоединяемой вторым, подчинительным, союзом и убираем её из предложения. Если структура предложения сохраняется, то ставим запятую между союзами. Если структура «ломается» - не ставим. Бывает, что к части, которую нужно изъять, присоединяется еще одна и несколько придаточных. Тогда при проверке исключаем все придаточные по принципу «друзья друзей».

Задание 20

Лексические нормы

Это новое задание в ЕГЭ 2018 года. В этом задании необходимо исправить речевую ошибку в предложении, исключив лишнее слово. Ошибка связана с тавтологией, например: «К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку и пригласила на чай соседей». Очевидно, что лишнее слово здесь - «яблочную», так как шарлотка - это и есть пирог с яблоками. Довольно легкое, но его нужно часто тренировать. Дети иногда не видят лишнее слово, не понимают, почему нельзя сказать «самый первый» или «холодный снег».

Рабочая тетрадь предназначена для использования в комплекте с учебником И.В. Гусаровой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». Позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ, в том числе при работе с другими учебниками.Нумерация, формулировка и содержание заданий полностью соответствуют проверяемым элементам содержания курса русского языка и контрольно-измерительным материалам ЕГЭ.

Задание 21

Смысл текста

Задание рассчитано на проверку внимательности и понимание смысла прочитанного. Многие ученики ко времени выполнения 21 задания уже утомлены, боятся не успеть, и потому в первый раз читают текст невнимательно, тем самым теряя время. Нужно дать установку, чтобы школьник сразу читал вдумчиво и выписывал микротемы, что станет основой составления комментария в сочинении-рассуждении. Потом будет достаточно добавить в пересказ еще одного героя - автора - с помощью слов «автор обращает наше внимание», «автор рассказывает», «автор высказывает предположение» и т. п.

Читайте также:

Задание 24

Средства связи предложений в тексте

Ошибки при выполнении этого задания часто случаются, если надо найти предложение, связанное с предыдущим с помощью местоимений. Учащиеся обычно легче выполняют задания с личными местоимениями, однако и тут бывают проблемы. Сам факт наличия в предложении личного местоимения еще не говорит о том, что оно является средством связи. К тому же в ответе никогда не будет первого предложения, указанного в диапазоне, предназначенного для поиска, например, 18-23. Предложение 18 связано с 17, а номер 17 в указанный интервал не входит.

Способ самопроверки: найти в предыдущем предложении слово, которое заменило местоимение. Если такого слова нет, то предложение не подходит для ответа. В ответе никогда не будет фигурировать местоимение «я», так как местоимение должно заменять какое-то существительное, названное в предыдущем положении, а «я» ничего заменить не может.

При выполнении задания важно различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. формы отличаются только окончаниями, однокоренные слова - словообразовательными морфемами: суффиксами и приставками.

Задание 25

Языковые средства выразительности

В задании дается рецензия на текст с пропусками выразительных средств и перечень из девяти этих средств, из которых надо выбрать четыре. Начинать выполнение надо с анализа средств выразительности, которые даны в вариантах ответа. Для начала определим, к чему относятся представленные выразительные средства: к лексике, синтаксису или звукописи. Начальными буками «Л», «С», «З» можно непосредственно в КИМах отметить найденные средства.

Далее ищем подсказку в тексте рецензии, например: «...с помощью такого синтаксического средства выразительности». Если в качестве варианта ответа выбирается троп, необходимо помнить, что в основе его должно лежать переносное значение: метафора реализуется чаще всего в словосочетании, эпитет - это прилагательное, олицетворение - глагол. Хотя и эпитет, и олицетворение являются видами метафоры, в ЕГЭ эти термины разведены. Существует также такое понятие как «развернутая метафора», когда значение иносказания объясняется в пределах целого предложения.

Если поиски средства выразительности зашли в тупик, то, возможно, мы имеем дело с инверсией (необычным порядком слов) или парцелляцией (мыслью, разрубленной на несколько предложений). Приведем показательный пример инверсии: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом». Если мы поменяем порядок слов на прямой, получится банальное «В голубом тумане моря белеет одинокий парус», вся поэтичность пропала.

Парцилляция тоже выделяет определенные затруднения, ученики с трудом запоминают этот термин. Обратите их внимание на сходство этого понятия со словом «порция». Прием заключается в том, что мысль, которую можно вместить в одно предложение, автор делит на несколько фрагментов, границы при этом намеренно нарушаются. Например: «У него был необычный нос. Большой. С горбинкой».

Задания 15–25 требуют базовых умений. Их поможет развить, например, УМК автора Ирины Гусаровой, в котором предусмотрен даже список ложных вводных слов. Хорошая подготовка включает диагностику знаний учеников. Как ни странно, для начала нужно определить, понимают ли одиннадцатиклассники, о чем идет речь в заданиях.


Пособие предназначается для выпускников образовательных организаций и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по русскому языку. Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 1000 заданий всех типов и уровней сложности снабжены ответами для самопроверки. Материалы пособия могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для проведения уроков повторения и контроля знаний, умений и навыков по всем темам курса русского языка, включенным в контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ.

Задание 25 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительности.

Для успешного выполнения задания 25 ЕГЭ по русскому языку рекомендуем:

1. Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства - это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства - это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы - это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены — через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Список терминов:

Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:

Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)

Антитеза - сопоставление противоположного:

Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)

Вопросно-ответная форма изложения - изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
— Откуда?
- От верблюда.
(К.И. Чуковский)

Восклицательное предложение - предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!

Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!

Градация - расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:

В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.

Диалектизм - диалектное слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка. Примеры: векша (белка), бурак (свёкла), закут (хлев), кочет (петух), коты (лапти), новина (суровый холст).

Инверсия - изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:

На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)

И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность ».

Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак ).

Контекстные антонимы, контекстные синонимы - слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.

Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.

Холодной - выстуженной - не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.

Лексический повтор - повтор слова:

Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)

Литота - преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.

Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.

август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)

Метонимия — перенос по смежности:выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.

Назывные предложения — предложения с одним главным членом - подлежащим: Полдень. Жарища страшная.

Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.

Она пришла ко мне вчера (1) . Пришла и говорит… (2) .

Во втором предложении опущено подлежащее она , чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.

Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:

То не ветер ветку клонит,
не дубравушка шумит.
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)

Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)

Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма

Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.

Перифраза - замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.

Пословица — образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл. Обычно пословицы характеризуются особым ритмо-интонационным оформлением, могут иметь стихотворный размер, звуковые повторы, рифму и др. особенности, а также параллелизм построения. Примеры: На вкус и цвет товарищей нет. Волков бояться — в лес не ходить. Ученье — свет, а неученье — тьма.

Просторечие — слова, сочетания слов, формы словообразования и словоизменения, выходящие за пределы литературной нормы и придающие речи черты упрощенности, сниженности, грубоватости. Широко используется в художественной литературе как экспрессивные элементы: давеча, завсегда, тама, здеся, забулдыга, дохлятина, отродясь, улыбаюся, ихнего,не влазиет.

Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы . Пример (из банка заданий ФИПИ):

Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла ХII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут - и турки сразу же выбросят белый флаг.

Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина. Многие подобные слова экспрессивно окрашены.

Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии:Когда же это всё кончится? Где брать терпение?

Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:

Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)

Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)

Ряды однородных членов

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)

Сравнение - сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро).

Сравнительный оборот - развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзамикак, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.

Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)

Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)

Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.

Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты. Примеры (из базы заданий ФИПИ):

Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод ». Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.

И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие ».

Эмоционально-оценочные слова : доченька, маленький мой, солнышко моё, вражина.

Эпитет - определение:

А он, мятежный , ищет бури,

Как будто в буре есть покой.
(М.Ю. Лермонтов)

Эпифора - (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:

Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!