Помогают ли взрослые детям в повести чучело. Чучело, или проблемы детской жестокости

Гуманную цель в литературе – остановить подростка от жестокости, предупредить ее возможные последствия нежалости к себе подобным, ставит Владимир Железников в своей повести «Чучело». В этой повести мир детей рассматривается, как сказал писатель А.Лиханов «через строгое испытание общественного нездоровья». Он говорил: «Я глубоко убежден: все мы, наше общество переживаем состояние духовного испытания. Литература должна играть роль в деле душестроения ребенка. Поразительный парадокс нашей современной жизни: можно, оказывается, любоваться мужеством героя и тут же демонстрировать малодушие и предательство. Задача воспитать массовый иммунитет к социальному нездоровью дело более острое, чем создать непостижимого героя-победителя для детей».*
В искусстве, как и в жизни, давно известен закон излечения боли болью. В этом оно сродни хирургии. Самая трагическая суть деформации личности состоит именно в попрании личности. При этом ломается личность и того, кто вершит зло, и того, кого этим злом попирают. Именно эти проблемы ставит В.Железников в своей повести «Чучело».
Первое издательство повести В.Железникова вышло в 1981 году в журнале «Пионер» под названием «Всего несколько дней», и только после того, как автор работал над сценарием фильма, совместно с режиссером Роланом Быковым, в 1983 году была названа «Чучело». Впервые на экран фильм вышел в 1984 году. Главный кинорежиссер Р.Быков проделал огромную тонкую творческую работу. После его просмотра был большой наплыв зрительской почты с различными точками зрения на него. В основном выделились две точки зрения. Первая, это то, что этот фильм учит только жестокости; вторая, что это фильм «глубокой правды, умный, мужественный, благородный».
Сам Ролан Быков сказал: «В «Чучеле» Владимира Железникова я сразу ощутил социальный заказ, вернее приказ. Я был захвачен ею, ее героями, драматургией, остротой конфликта между высокой нравственностью, имеющей глубокие корни, духовностью, добротой и стихией мещанского равнодущия, жестокости. Я увидел в героине и себя и многих, кого люблю, потому что каждый из нас так или иначе находится или находился в положении «чучела». Было множество вопросов в адрес кинорежиссера, такие, например, как «почему вы изменили своему жанру?» - «Я не изменял жанру. Просто конфликт между ничтожеством и личностью реально изменился – из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился тотальный комплекс полноценности обывателя перед личностью, а это уже не смешно. Нет, хороших людей любят, на них мир держится. Их ценят, их судьба волнует, их ищут днем с огнем, их находят…».*
Взгляды на творчество В.Железникова не однородны. Первая его книга вышла в 1960 году под названием «Разноцветная история», куда вошли его лучшие произведения: «Путешественник с багажом». «Жизнь и приключения чудака», «Каждый мечтает о собаке», «Белые пароходы» и др. В 1974 году В.Железникову была присуждена Государственная премия за сценарий фильма «Чудак из 5 «Б». Снятый режиссером Ильей Фрэзом. Автор сказал: «Я не ошибся, ставя во главу угла всей своей литературной работы историю нравственного возмужания подростка, перед которым лежит неизведанный, полный таинственности мир. Все еще в нем робко, неясно, он идет ощупью, приобретая жизненный опыт».
В творчестве В.Железникова ощутимы два периода. Для первого характерны такие произведения, как сборник рассказов «Разноцветная история», адресованный младшим школьникам, где раскрывается наивность детского восприятия и радость освоения окружающего мира. По словам автора, действовало убеждение, что все беды детей – от взрослых и от непонимания детей взрослыми. За эти двенадцать лет и совершился переход ко второму этапу творчества, когда пришло критическое осмысление жизни и поступков самих детей. Детство и отрочество стали восприниматься как определенные отрезки жизненного пути.
Повесть «Чучело» является кульминационным произведением второго периода творчества писателя. Первоначально Железникову хотелось, чтобы произведение это было трагедией по своему эстетическому звучанию. Этим он хотел очистить души подростков, если в них уже есть ростки зла. Слова, завершающие повесть, которые Рыжий написал на доске: «Чучело, прости нас!» - Это самовыражение веры писателя в здоровое начало растущего поколения. Недаром А.Лиханов писал: «Золотым времечком детство становится на расстоянии прожитых лет: мы забываем, сколь оно драматично, сложно, сколько таит в себе обид и разочарований. И может быть, самое серьезное испытание, которое проходит растущий человек, - испытание его достоинства».
Сюжет повести основан на конфликте между личностью и коллективом. Уже первая глава настораживает читателя: что за «волки, лисы, шакалы» гонят по узким улочкам эту девчонку и за что? Вторая глава выполняет функцию экспозиций. Николай Николаевич и его дом с картинами. «Ночью дом был как свеча в непроглядной мгле… и стал в городке своеобразным маяком…». И уже по этим словам можно догадаться, что этот дом сыграет особую роль в жизни этого маленького городка на берегу Оки.
В дальнейшем сравниваемый портрет «Машки» с лицом Лены Бессольцевой, также неоднозначен. Автор хотел этим показать, что «героиня повести не одинока – за ней правда и справедливость, за ней весь славный род Бессольцевых, русских интеллигентов – патриотов, целые поколения замечательных людей, несущих в себе великую народную традицию милосердия и духовности, верности и великодушия. Героиня едина со всем родом – Родиной, поэтому она героиня нашего времени». Высоко сказано, но в этом есть своя символика.
Символично в композиции повести и то, что Ленка бросает вызов обществу в лице своих одноклассников. Состригая волосы наголо, она смело заявляется к Димке Сомову на торжество. Не для того, чтобы испортить настроение этим «бедным людям», нет, не в этом цель ее прихода, а в том, чтобы покончить с самопредательством. Ей надоело быть «без вины виноватой» Разве это не «выстраданное сознание своего морального превосходства над всеми? Из «гадкого утенка» вырастает «белый лебедь», из Чучела – личность!».*
Фильм «Чучело» мало чем отличается от повести. Лишь некоторые эпизоды и микросцены изменил кинематограф, Драматург Гельман умело нащупал конфликт между детьми и взрослыми, где довольно драматично слышать, как девочка Мотя говорит в адрес матери: «Да пошла она!». Чем же так провинилась мать перед дочерью? За что такие слова? В фильме детально это не рассматривается, но так же как и в повести, понятно одно: у подростка нет отца, как у других, и это, конечно же, озлобляет. И в том, что она такая – не ее вина, а вина ее родителей. В повести нет сцены избиения Лены, а в фильме она просто необходима для зрителя, как яркое средство выражения художественности и силы переживаний.
Фильм есть фильм – он должен поглощать зрителя своей эмоциональностью. Поэтому мизансцены, музыка, ритм, пластика – от которых веет угрозой и подавленностью, были так необходимы создателям этого фильма. Они не делают из того, что Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину «сюжетообразующей» тайны, их волнует другое – феномен детской жестокости. Его причины – социально-психологические и нравственные. Их волнует внутренняя драма подростка. «Именно здесь реализует себя наиболее полно эстетика кино, его психологизм».
В фильме почти неправдоподобная сцена избиения девочки, костер, разожженный под чучелом, наряженным в платье Ленки. Вот где содрогнется пусть душа зрителя! Эта сцена по художественной логике просто необходима - это тот психологический предел, к которому нужно было подвести и героев и зрителей. Лену – чтобы сообщить ей импульс к активному сопротивлению, ребят – чтобы смогли потом понять, куда завела их ложно понятая идея и нравственная глухота, зрителей – чтобы шоковым зрелищем заставить работать самосознание.
Так чего же они добиваются, эти дети? Молчит – значит не раскаивается, значит гордость свою имеет, значит не смирилась. А раз так, ату ее…! Беспощадные эпизоды, бег, погоня – это то, что задает фильму лихорадочный ритм. Ритм, единство, цель. Они танцуют, когда перебрасывают платье Ленки, гоняя ее по кругу как затравленного зверя. Они отдаются этому ритму с той истовостью, которая настораживат. Оператор фильма А.Мукасей снимает эти сцены экспрессией. Может именно в эти минуты они чувствуют себя особенно сильными? Может быть, сейчас обретают ощущение вседозволенности? «Переполняющая подростков энергия стремится не только обрести форму, но и наполняется смыслом. И ритм становится иллюзией смысла».* Ребятам кажется, что они вершат правый суд, наказывая предательство, на самом деле все это превращается в преступление.
Бойкот против Лены перерастает в травлю, и это объединяет и сплачивает. Срабатывает "закон стаи".
Ведь ни что иное, как Ленкина простота и бесхитростность подталкивает ребят на гнусные проделки. Показав коллективную стихию, которая обрушивается на подавление чужой воли, чужого «я», авторы фильма сумели показать и высоту человека, принявшего и выигравшего бой.
Прекрасно создан образ деда Бессольцева в фильме, который создает благоприятный «климат для выращивания «розы души», для утверждения милосердия в Ленке. Невольно в воспитании ее чувств принимает участие не только дед, но и окружающие ее картины, быт дома. Вот поэтому, и в фильме и в повести так важно показать дом Бессольцевых, и климат, царивший в нем. «Умение слушать – это вообще редкий дар души. Все мы больше любим говорить сами, а слушать почти разучились. Это и рождает глухоту взрослых к миру детства».* Для фильма этот дар бесценен – родилась важнейшая для всего идейно-художественного построения фильма духовная связь между Ленкой и дедом, между судьбами, разделенными временем, между поколениями этой замечательной русской фамилии, несущей в себе традицию нравственности, милосердия и мужества.
Образ молодой учительницы и в фильме, и в повести тоже неоднозначен. Именно через образ Маргариты Ивановны показана некоторая оторванность взрослых от детских проблем. Главная ее ошибка в том, что она упрощает своих учеников как людей. Ей кажется, что дети играют в каких-то предателей. А ведь известно, что фундамент физического и морального здоровья закладывается в детстве, школе, где определенную роль психотерапевта должен играть учитель. Но, к сожалению, эта общая болезнь взрослых, воспринимать мир детей, как игру. Ну а «что наша жизнь? – игра!».

Урок-диспут по повести В.Железникова «Чучело»

«О равнодушии и жестокости, доброте и душевной щедрости»

Цель:

Познакомить с творчеством В.Железникова;

Воспитать чувства доброты, душевной щедрости, честности, человеческого достоинства.

Ход урока:

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о самой известной повести В.Железникова «Чучело».

Эпиграфом к уроку мы взяли слова автора: «В детской литературе личность необходимо постоянно выделять, потому что она – наша человеческая надежда. Это именно тот персонаж, который способен раньше других понять, оценить и сохранить нравственные и духовные ценности перед наступлением всесильного, хорошо вооруженного варвара, слепо увлеченного джинсами, всевозможными шмотками, видеофильмами дурного вкуса».

1.Биография писателя

Владимир Карпович Железников родился в семье военного, детство провел в пограничных городках. Окончил артиллерийское училище. После войны начал учиться в юридическом институте, но оставил его и поступил в литературный институт им. М.Горького.

Каждое произведение Железникова – «исповедь по горячим следам», с редкой психологической достоверностью, эмоциональной насыщенностью.

Меняется время, меняются и герои писателя, но доброта как ключевое человеческое начало сохраняет для писателя свою значимость.

Писателю импонирует открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться» герой. Такова и Лена Бессольцева – «чучело» - принявшая на себя вину мальчика, который ей очень нравился.

Повесть «Чучело » (1978) – самая значительная. Тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из интервью В.Железников говорил: « Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так и писал и полагал, что все плохое, что есть в детях, идет от взрослых, взрослые лишают их детские жизни… Потом я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

В этой повести писатель приходит к выводу о возможности в детском коллективе такой жестокости, на которую даже взрослые не способны.

Главная героиня – Лена Бессольцева- эмоциональная, романтичная, наивная и беспредельно жалостливая, «чудная» - стала объектом жестокой травли со стороны сверстников не столько за вымышленное предательство, сколько за свою неординарность. Затянувшаяся игра быстро переходит в драматическую, затем в трагическую фазу конфликта, когда героиня «пришла на костер одним человеком, а встала с земли… совсем другим». Несмотря на все разочарования, на боль от утраты иллюзий, Лена не ожесточается, она проникается жалостью к утратившим человеческое лицо одноклассникам – «Бедные вы, бедные люди».

Когда разъяснится недоразумение, одноклассники девочки переживут потрясение, но никакое раскаяние не изменит факта, что дедушка и внучка – совесть и душа города – покинут навсегда место, где жили поколения их предков, оставив картину-напоминание – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять… И никогда никого не будут травить».

Писатель обладает способностью передавать остроту и драматизм детского мировосприятия, когда пустячное для взрослых событие может вырасти в глазах ребенка до масштабов трагедии. Равнодушие, преступное невнимание окружающих старших могут при этом сыграть роль детонатора процесса, который скажется кардинальным образом на судьбах всех, в него включившихся. Замкнутый круг из равнодушия и жестокости приводит к непоправимой беде с Леной Усольцевой.

И сегодня повесть нисколько не устарела, стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных» и «богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

2.Обсуждение повести

В одном из интервью В.Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». О чем хотел закричать писатель, что его так взволновало?

(Его взволновала детская жестокость.)

. Как вы считаете, почему Лена Бессольцева взяла на себя чужую вину?

(Она хотела выручить Диму Сомова, тем более он сказал ей, что скоро все расскажет ребятам. Кроме этого, Лена «обладала теми чудесными качествами характера, которые непременно требовали от нее участия в судьбах других людей и боли за них».)

Разговаривая с дедушкой, Лена призналась, что она предательница. Что она имела в виду?

(Я тоже, как Димка… предатель!.. Я тебя предала!.. Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах… Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он сказал мне, что тебя дразнят Заплаточником? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картину? Нет, дедушка! Наоборот, начала тебя стыдиться…».)

. Какой девиз выбрали для себя ребята?

(А ведь главное не СОВЕСТЬ, а СИЛА!.)

. Вы согласны с этим утверждением?

Описывая ребят, издевавшихся над Леной, писатель обращает внимание на их глаза. Найдите, пожалуйста, в тексте описание и прокомментируйте.

(«У всех были одинаковые глаза: злые, колючие, чужие».)

. Почему Дима не признался ребятам в том, что по его вине сорвалась их поездка в Москву?

(Дима Сомов привык пользоваться успехом у окружающих, он эгоист и больше всего на свете боится предстать перед другими в невыгодном свете, кроме этого, он боится потерять свой авторитет у одноклассников. Он оказался слабым человеком. Поэтому струсил, поступил низко и подло. ТРУСОСТЬ рождает ПОДЛОСТЬ.)

. Как вы считаете, какую сцену в повести можно назвать переломной для Лены?

(Это сцена костра, на котором сжигали чучело. Лена все ждала, что Дима положит конец этому чудовищному действу. Но она в нем ошиблась. Вначале он не отдал ей платье, принимая игру всех. А потом поджег чучело. «Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думаю, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата… Все я!» Но этого не произошло, Димка «чиркнул спичкой, и пламя огня выросло над его плечами» . Эта сцена серьезно повлияла на Лену, пелена спала с глаз, она теперь все поняла про Диму. Теперь ей нужно будет самостоятельно справляться со всеми трудностями – она стала более сильной. « Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим».)

Когда правда открылась, почему Лена не поддержала ребят, когда они объявили бойкот Сомову?

(Для Лены вся эта история была большим уроком, она многое пережила, многое открылось для нее, она помнила боль и предательство друга, поэтому мести не хотела: «Я была на костре. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!».)

. Какой поступок впервые совершает Рыжий? И почему?

(Когда объявляют Сомову, Рыжий против: «Я лично отваливаю. Сомова презираю… Но объявить бойкот теперь не буду… Раз Ленка против, то и я против. Я всегда был, как все. Все били, и я бил. Потому что я рыжий и боялся выделиться. И впервые, может быть, за всю свою жизнь освобождено вздохнул».)

. Давайте вспомним сцену, произошедшую на дне рождения Димы Сомова. Зачем Лена пришла к ребятам?

(Пережив сцену «сожжения на костре», она уже ничего не боялась: «Ленка посмотрела на ребят и впервые, встречаясь с ними взглядом, не дрогнула ». На дне рождения она сообщила одноклассникам о своем отъезде: «Радуйтесь…вы же добились своего! Вы – победители!.. Завтра я уезжаю. Так что давайте хором: « В нашем классе больше нету Чу-че-ла!»… Помолчала. Потом серьезно и грустно сказала: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди».)

. Какой подарок сделал дедушка Лены городу и школе и почему ребятам был непонятен этот поступок?

(Всю свою жизнь Николай иванович Бессольцев собирал картины, принадлежавшие его роду. На эти полотна он тратил все свои деньги, во всем себе отказывая.

«А сколько ему заплатили? – с любопытством спросил Валька.

- Я же объяснила – он это все подарил! – вновь радостно сказала Маргарита Ивановна.

- Даром? Все-все даром?..

Валька растерялся. Смысл жизни терял для него основу. Он хотел заработать много-много денег, он считал это самым большим счастьем, потому что на деньги он купил бы себе машину, цветной телевизор, моторную лодку и зажил бы в свое удовольствие. И вдруг «кто-то», по доброй воле, отказывается от всех своих богатств…».)

. Чем заканчивается повесть?

(Лена с дедушкой уезжают. Ребята рассматривают картину, подаренную школе, на которой была изображена Машка – в прошлом учительница словесности, жившая в этом городе 100 лет назад. Она была очень похожа на Лену. : «Голова на тонкой шейке, ранний весенний цветок. Вся незащищенная, но какая-то светлая и открытая. Все молча смотрели на картину. И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бес корыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала из сердца и требовала выхода. Поэтому терпеть больше не было сил… Чучело, прости нас! » И класс, и город потеряли самых чистых, самых лучших людей.)

3.Заключительное слово

О равнодушии и жестокости писатель говорит так же прямо и правдиво, как о доброте и душевной щедрости. Чудаки делают мир лучше, и Владимир Железников всегда на их стороне.

Иногда бывает очень легко поддаться общему настроению. Царящему в группе твоих приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать о последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

Цели:

  • Показать, что такое детская жестокость, её истоки, к чему она может привести.
  • Формировать умение давать развёрнутую характеристику литературному герою.
  • Взращивать в учащихся доброту, милосердие.

Оборудование:

  • Тексты повести В. Железникова «Чучело»;
  • Портреты героев повести В.Железникова «Чучело», иллюстрации к произведению.
  • Фрагменты кинофильма Р.Быкова «Чучело».

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Ребята, думаю, что, наверное, каждому человеку в жизни приходится хотя бы раз столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Оказывается, это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».

Надо отметить, что обратился писатель к вопросу жестокости детей не случайно. Повесть автобиографична: в жизни племянницы В.Железникова произошло подобное событие, на которое он тут же откликнулся и написал пьесу «Бойкот» - она и была позднее положена в основу содержания повести «Чучело». Разница состоит лишь в том, что в произведении события длятся несколько дней, а в реальной жизни травля девочки продолжалась полгода.

«В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех. Потом в процессе работы появилось желание создать панораму жизни подростков, понять, из каких зёрен взошла эта поросль».

В.Железников.

II. Выявление первоначального впечатления.

  • Какие чувства, эмоции, впечатления оставила у вас повесть? (Поразила жестокость подростков, доброта Лены, её вера в людей).
  • Что такое галерея? (Художественный музей; длинный ряд, вереница).
  • Приглашаю вас создать « Галерею подростков» повести «Чучело». Чьи бы портреты вы повесили в неё? (Миронова (Железная кнопка), Шмакова, Валька, Лохматый, Попов, Васильев). На доске появляются портреты названных героев.
  • Что объединяет этих ребят? (Всех их объединяет жестокость по отношению к Лене Бессольцевой).
  • А портрет Димы Сомова? Куда мы его повесим: вместе со всеми или отдельно? Почему? (Портрет Димы надо повесить отдельно от всех, потому что он вроде бы и с подростками и в то же время не с ними - он заступается за Лену, над которой все смеются. Сомов – связующее звено между Леной и классом).

III . Анализ повести «Чучело».

Мы создали с вами «Галерею подростков» повести, определили причину их объединения – жестокое обращение с одноклассницей. Но ведь эти дети не родились жестокими, они стали такими.

  • Что повлияло на то, что в подростках зародилась жестокость?(Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой,-Заплаточник), положением в обществе, которого он добился (отец Димы Сомова)). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует).
  • Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка нашей галереи более пристально.

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учеников о каждом представителе «Галереи подростков».

Учащимся заранее даётся задание подготовить сообщение о каждом представителе «Галереи подростков» по следующим пунктам:

  1. семья;
  2. отношения в коллективе одноклассников;
  3. отношения с Леной;
  4. высказывания подростков относительно других героев повести;
  5. их действия, поступки.
  • -Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека. И всё же и среди них есть один человек, который осознаёт весь ужас положения вещей, пробуждается ото сна. Кто это? (Васильев).
  • Но среди этих детей, не знающих жалости, выделяется мальчик, которому, на первый взгляд, не чужды человеческие чувства жалости и сострадания. Кто это? (Дима Сомов).
  • Почему я сказала, что человеческие чувства ему не чужды только на первый взгляд? Какое объяснение даст нам более пристальный взгляд на этого человека? (В проявлении своих чувств он неискренен. Он показывает их только для того, чтобы выделиться из всех, ведь Дима - признанный лидер коллектива и очень боится не быть им).

Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся.

Ученики дома готовят сообщения, в которых Дима показан в борьбе за лидерство, его отношение к Лене и раздвоение личности Димы, происходящее в этой борьбе. (Сцена в саду, рассказ о кошке, вытащенной из огня, драка с Валькой, сцена признания вины, сцена с маской, судьба Димы после разоблачения).

  • Какой вывод о поступках Димы мы можем сделать? (Все благородные поступки для того совершаются Димкой, чтобы утвердить свою силу, поскольку в душе он чувствует себя трусом).
  • Вспомним названную вами сцену, когда Димка обзывает Вальку с Петькой живодерами. Фрагмент кинофильма.
  • Что в поведении Димки вам не понравилось? (Он обзывает Вальку с Петькой очень тихо. В этом и состоит двойственность Димки: перед Леной ему надо быть храбрецом - крикнуть смело вслед злодеям обидное слово, но получить от Петьки не хочется, и поэтому он кричит вполголоса).
  • В какой еще сцене мы видим двойственность поступков Димки? (В сцене преследования Лены).

Чтение по ролям и (или) просмотр кинофрагмента.

  • Что помогает понять нам этот фрагмент? (Мы читаем и видим всё ничтожество Димки, всю его трусость, жестокость).
  • Видят ли это ребята - одноклассники? Кто для них Сомов? (Нет, к сожалению, они не видят второго лица Сомова Димы. Для них он лидер, человек, не боящийся ничего и никого, знающий выход из любой ситуации).
  • Хочет ли сам Сомов разобраться в себе, увидеть правду? (Нет, Димка не хочет видеть горькой правды. Он живет, глядя на мир сквозь розовые очки и не хочет снимать их, страшась увидеть свою сущность).
  • И всё же находится человек, открывающий Сомову глаза на самого себя, заставляющий Димку задуматься: кто же он на самом деле - рыцарь или обыкновенный трус. Кто этот человек- исцелитель? (Маргарита Ивановна, классный руководитель).
  • Что особенного она сделала? (Назвала Димку трусом, а это было как гром среди ясного неба).
  • Какова была реакция Димки? (Он кричит: «Я трус!?» Ведь учительница задела самую больную струну его души, показала ему его истинное лицо).
  • От неожиданности он мог и прошептать, потеряв дар речи, но Железников вкладывает в его уста именно крик. Почему Димка кричит? (Он словно хочет своим криком заглушить правду).
  • Какой эпизод наиболее ярко характеризует Сомова как труса? (Когда он признаёт свою вину, но, видя, чем это может обернуться для него, говорит, что это шутка, и перекладывает всю вину на Лену).
  • Да, Лена... Обо всех мы поговорили, а о ней забыли. Хотя, нет, не забыли. Просто не может она существовать даже в разговоре о повести рядом с жестокостью и предательством. Она лучик солнца, которому не дают согреть землю тучи - одноклассники. А кто такая Лена? (Внучка Н.Н. Бессольцева, прозванного горожанами Заплаточником).

Индивидуальное задание заранее подготовленного учащегося.

Рассказать о дедушке Лены поподробнее: как он попал в город, чем занимается, как к нему относятся горожане, как он относится к Лене.

Индивидуальное задание заранее подготовившегося учащегося.

Рассказать о том, как Лена появляется в классе, как её принимают. (Внешность Лены, характер, восприятие девочкой окружающего мира и людей). Связь внутреннего мира Лены с родословной Бессольцевых.

Открытость, непосредственность, искренность, доверчивость Лены делают её смешной в глазах других, уязвимой. Над ней смеются, а она, не понимая этого, тоже заливается смехом. Ведь до этого ей не приходилось сталкиваться с лицемерием. Она думает, что в жизни её окружают только чистые и благородные люди, какими были все в роду Бессольцевых. Ведь именно в родословной этой семьи таится та сила добра и мужества, которая позволяет Лене выстоять, не сломаться под тяжестью насмешек и предательства.

  • На кого похожа Лена? (Лена очень похожа на Марию Николаевну Бессольцеву (Машку),сестру Николая Николаевича, изображённую на картине).
  • Можно ли сказать, что эти два человека- Лена и Машка похожи не только внешне, но и внутренне? (Да, два этих человека похожи между собой и внешне и внутренне: Лена такая же святая душа со своей предельной преданностью дружбе, с её самоотдачей другим людям. Лена, как и Машка,- жертвенница).
  • Какова самая большая жертва Лены? (Девочка пожертвовала своей честью, запятнала её, чтобы спасти Димку).

Просмотр кинофрагмента.

Становится страшно за Лену. Оказывается, она совсем не защищена от жестокого окружающего мира. Лена не ожидает от друга такой подлости, как предательство.

Просмотр кинофрагмента. (Сцена с маской в окне, сцена сжигания чучела).

  • Лена сталкивается с жестокостью одноклассников… Но становится ли она подобной им? (Нет, несмотря на всё произошедшее, душа Лены не зачерствела, в ней не проросли зёрна жестокости, занесенные детьми, среди которых она находится).
  • Что или кто помогают Лене сохранить чистоту души и сердца? В чём заключается помощь? (Дедушка. Он разъясняет Лене, что не все подростки так уж плохи, как кажется на первый взгляд. Именно он растолковывает внучке понятие милосердия, пусть даже по-своему. И Лена, впитав дедушкины истины, не может, не желает губить другого человека, даже если этот человек виновен в её страданиях. Лена остаётся благородным человеком до конца).
  • Чем заканчивается повесть? (Лена с дедушкой уезжают из города).
  • Что происходит в душах ребят, когда Лена уходит навсегда из их класса? (У ребят, пусть не у всех, но появляется тоска по человеческой чистоте. Пускай поздно, но они просят для искупления своей вины прощения у Лены, когда её уже нет рядом с ними).

Просмотр кинофрагмента.

  • Как вы думаете, что произойдёт дальше с ребятами? Оставит ли эта история в их душе след и какой? (Они изменятся, но не все. Человеком вырастет Васильев, произойдёт перелом в душе Рыжего и Лохматого, но Шмакова, скорее всего, не изменится никогда).

Повесть Железникова «Чучело» вызывает самые противоречивые чувства у своих читателей. В героях повести можно узнать себя, своих одноклассников или знакомых. Автор очень точно сумел описать чувства и поведение детей, которое очень часто присущи в социальных группах.

Создавая повесть, Железников хотел показать, что зачастую дети бывают бесчувственны и жестоки по отношению к более незащищенным сверстникам. Подросткам свойственно утверждать свою личность аморальными методами, путем оскорбления человека, который не имеет возможности дать отпор таким действиям. Такой «куклой для битья и оказалась» главная героиня повести Лена Бессольцева.

Сюжет повести «Чучело»

В одну из провинциальных школ советской России приходит новая ученица Лена Бессольцева. Она приходится внучкой художнику, ведущего замкнутый образ жизни, что стало причиной отстранения от него горожан. Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила.

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело» подчеркивая, таким образом, ее бестолковость и отсутствие собственного мнения. У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакты с одноклассниками, даже не реагируя на оскорбительную кличку.

Однако жестокость детей, ведомыми лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке, и начинает вместе с ней дружить Дима Сомов. Однажды дети решили прогулять уроки и пойти в кино. Дима вынужден был вернуться в класс, чтобы забрать копилку, которую там забыл.


Его встретила учительница, и после длительного допроса, мальчик вынужден был рассказать правду о том, что его одноклассники сбежали из уроков. После этого дети решают наказать Диму за предательство, но неожиданно Лена, сохранявшая все это время нейтралитет, заступается за своего друга и начинает оправдывать его.

Одноклассники быстро забывают согрешение Димы, и переносят свою агрессию на девочку. Лене объявили , чтобы проучить ее. Жестокие дети, абсолютно ничего не понимающие в жизненных ценностях, сжигают чучело символизирующее Лену в школьном дворе.

Девочка, не в силах больше выдерживать такого социального гнета, просит дедушку покинуть этот город. Через некоторое время, дедушка со своей несчастной внучкой уезжают. После того как Бессольцева ушла из их жизни, детей одолели страшные мучения совести, они понимали, что потеряли действительно хорошего, честного человека, но что либо предпринимать было уже поздно.

Социальный вопрос в повести

Повесть «Чучело» обладает весьма скандальным характером. Автор выражает свое открытое призрение не конкретно к детям, психика которых только формируется, а к их родителям и учителям, которые не препятствовали угнетению Лены.

Взрослые люди должны были понимать, что Лена не должна нести ответственность за своего дедушки, но никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали, жестокое поведение одноклассников девочки.

Яркий пример, учительница Маргарита Ивановна, которая по - своему косвенно также принимала активное участие в моральном угнетении ребенка. Учительница поддерживала ярких и сильных личностей, однако на то, чтобы рассмотреть такую личность в Бессольцевой, ей не хватало жизненной мудрости.

Ситуация, описанная в повести достаточно распространенная в подростковой среде. Но ответственность за такое поведение детей лежит в первую очередь на старших людях, которые это допускают и поощряют.

Заполнить таблицу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет социологии

«Социально-психологический конфликт в фильме Р. Быкова «Чучело»

Выполнила: студентка 232 группы

Королёва Д.М

Проверила: Леонтьева А.А.

Москва 2010

Введение

Человек - существо социальное. И эти слова сказаны неслучайно.

Во все времена - и раньше и сейчас - человек не мог жить вне общества. Мы постоянно контактируем с другими людьми: ходим на учебу и работу, у нас появляются знакомые и друзья, мы заводим семьи и водим своих детей в детские сады и кружки. Современный человек состоит во множестве групп, возможно, даже не осознавая этого. Но все люди разные, по-разному воспитаны, живут в разных условиях, развиваются в разном окружении, и не всегда удается жить в гармонии друг с другом. Конфликты - это неотъемлемая часть нашего общения с окружающими людьми. Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за интересов, ценностей, установок. Они могут возникать абсолютно по разному поводу: мы что-то не поделили, нащи взгляды разошлись или мы просто не нравимся друг другу. Конфликты между людьми - явление достаточно частое. Проблема может заключаться как в нас самих, так и во внешних причинах, но факт остается фактом. Иногда это может быть ничего незначащая ссора, но иногда как следствие мы получаем разрушенную психику и жизнь.

Одной из наук, которая описывает данное явление, является социальная психология. Она помогает разобраться во многих проблемах, связанных с поведением человека в обществе, в том числе и в конфликтах, возникающих между социальными субъектами.Примером социально-психологического конфликта, который будет рассмотрен в данном эссе, является столкновение личности с обществом, снятое Р. Быковым в фильме «Чучело» по одноименной повести В. Железнякова. Анализ данного произведения поможет нам понять, в чем же заключается роль конфликта в обществе, каковы его функции, как он возникает и к чему это явление может приводить.

Анализ конфликта. Структура конфликта

Подростки, молодежные компании нередко бывают жестоки к своим сверстникам. Очень часто, не оценивая всю серьезность своего поведения от недостатка опыта, они переходят все мыслимые и немыслимые границы. При этом мотивы, свойственные взрослым людям, зачастую отсутствуют. Социально-психологический конфликт, который мы рассмотрим, также представляет собой столкновение личности и группы, представленные новенькой девочкой и классом. Обратимся к ним подробнее.

Лена Бессольцева - главная героиня фильма - одна сторона конфликта. Здесь она представлена как доброжелательный, улыбчивый, открытый миру человек. Появившись в новом для себя коллективе в первый же день, сказала: «Вы все такие хорошие!» С первых же минут фильма она предстает как человек, не только не желающий никому зла, но даже не видящий его в других. Соглашаясь с ребятами, когда те смеются над ее дедушкой, она абсолютно не понимала всей трагичности ситуации. Хотя в последующем признала свою ошибку, пусть даже сделанную не со зла: «Я предала тебя, дедушка…Я - предатель». Эти слова подчеркивают также то, что важнейшими ценностями для нее являются нравственные. В людях она старается видеть только хорошее. Лена несколько раз прощает человека, предавшего ее, и никак не желает видеть в нем труса, что свидетельствует о ее доброте. В ней всегда присутствует желание поддержать, оказать помощь, для этого она даже готова подставить себя. Это очень любящая девочка: принимает на себя вину мальчика, которого любит, чтобы избавить его от наказания одноклассников.

У Лены с самого начала не складываются отношения с классом: она другая. Во-первых, она внешне не похожа на остальных: «…у меня ведь дурацкая улыбка - до самых ушей». «Я - чучело, я - урод…». Эти слова Лены отражают вовсе не то, что она некрасива, она просто другая: не интересующаяся модой, ко всем открытая, всем улыбающаяся и всех любящая. Но прозвище, данное ей одноклассниками, также подчеркивает разницу в поведении между ними: между открытостью и доверчивостью Лены и эгоизмом, корыстью, жестокостью класса, несомненно, находится пропасть.

Очень важно для конфликта также то, что Лена приходится внучкой Бессольцеву, которого прозвали Заплаточником. Дедушка Лены - коллекционер картин. Он покупает их, отдавая большие деньги, при этом, абсолютно не заботясь о своем внешнем виде. В них заключается вся жизнь пожилого человека. Это свидетельствует о том, что главными ценностями в этой семье являются, прежде всего, духовные. Именно он привил Лене столь ценное качество, как любовь к людям: «Дедушка, ведь ты же говорил, что нужно быть милосердным!» Как мы знаем, социальное окружение играет огромную роль в развитии, социализации личности. Под влиянием семейного окружения закладываются первые воззрения человека на жизнь, его ценности. Совершенно очевидно, что Лена Бессольцева, человек который сумел пережить и простить предательство, сумел устоять перед напором группы, сумел не потерять человеческого достоинства, - сильный человек. И именно дедушка взрастил в ней этот нравственный костяк.

Итак, Лена Бессольцева, личность, для которой, в первую очередь, важна духовная составляющая, которая заботится о счастье других людей, способная на альтруистические поступки. Уважение, доверие, открытость,- основные черты этого человека. Счастье других людей важнее для нее, чем свое. В этом вся Лена. Чувство любви, милосердия, желание быть хорошим другом и, главное, вера в людей - вот главные и единственные мотивы поведения девочки. Следование этим ценностям и есть неконформное поведение для данной группы, класса, в который попала девочка. Посмотрим, чем же характеризуется эта группа.

Школьный класс - малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, - а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.

Каждый из них преследует собственную цель, стремиться наказать виноватого. «Откуда у нее деньги на фирма, она же взяток не берет. - Пускай берет», «Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно работать. У нас государство богатое». Эти цитаты еще раз отражают воззрения ребят на жизнь: готовность ради социального статуса, материального благосостояния пренебречь моральными принципами. Один из них сдает собак на живодерню за копейки.

Кроме того, неуважение к взрослым, пожилым людям, к их жизни и чувствам - еще одна характерная черта данной группы. «Всю свою жизнь под откос пустила: ни кола, ни двора, пятерых вырастила, ни один ни копейки ни шлет», - эти слова мальчик говорит о собственной бабушке. Неуважительное общение с собственной мамой одной девочки также свидетельствует об этой черте группы. Их понятие «справедливости» исключает из себя все положительное наполнение: травля Лены Бессольцевой тому пример. Данная группа - идеальный пример характерного для этого возраста максимализма: «Живешь не по правде - расплата». И уж если расплата, то «по всем статьям». Жестокость здесь естественна, а что естественно, то не безобразно.

В этой группе очень четко прослеживается групповое давление на всех индивидов, ее составляющих.

Причем, в каком-то случае это эффект группового внушения , когда происходит искреннее соглашение с мнением большинства; а в каком-то только внешний конформизм или приспособленчество , как в случае с Димкой Сомовым, которому свойственна боязнь в расхождении собственного мнения и мнения группы. Кроме того, в данной группе наблюдается определенного рода сплоченность. Все ребята достаточно много времени проводят вместе: прогулки, дни рождения. При этом нельзя сказать, что ценностно-ориентационное единство группы присутствует в полной мере: кому-то важнее социальный статус, кому-то наказание «несправедливости», предательства. Но за счет конформизма, можно сказать, что здесь господствует «групповое согласие».

Кроме того, под влиянием наличия общей цели, они становятся как одно целое, действуя сообща. Цель их достаточно жестока, хотя сами они считали ее благородной: наказать, проучить предателя, а по сути, участие в травле беззащитного человека. Те, кто не вписался в их взгляды, высказал иные мысли или вмешался в действия, жестоко наказывался. Месть - основной мотив детей в данной ситуации. Так, мальчик, защищавший Лену, Васильев, при высказывании своих мыслей получал физическое наказание: избиение ногами, удар в лицо. Можно сказать, что данную группу сплачивало наличие совместной деятельности, цели.

Наиболее выделяющимися представителями данной группы являются Железная Кнопка, Миронова, и Дима Сомов. Обратим на них наше внимание.

Железная Кнопка является негласным лидером класса. Ее поведение определяется желанием выделяться: быть принципиальной, волевой, независимой. «Честность - понятие растяжимое: сказал честно, а поступил подло. Ты же знаешь, я не хотела идти в кино, но предать я не могу». «У меня ко всем один счет: живешь не по правде - расплата».

Тем не менее, эти качества необходимы ей лишь для того, чтобы сохранять лидерство. Именно она преследует цель наказать всех предателей, как бы жестоки не были методы.

При этом она испытывает положительные эмоции по отношению к Лене: «А Бессольцева - человек…Жалко, что она оказалась предателем, а то бы я с ней подружилась …». Эти цитаты, несомненно, говорят о ее характере, а, возможно, также и об атмосфере в семье, которая отражается на ней. В конце она произносит: «Вы все как моя мама: лишь бы все было шито-крыто». Мы понимаем, что она осознает, что ответственность за все произошедшее, за жизни детей несут не только они сами, но и родители, и учителя, и все окружающие.

Еще одним представителем, является Дима Сомов. Он занимает особое место в системе образов. Являясь своего рода авторитетом, он производит впечатление человека, которые ничего не боится, преследует благородные цели: он пытался защитить Лену перед классом, спасти собак от Вальки, заработать денег независимо от родителей. С одной стороны, он даже не зависит от других и этим выделяется. «Он был такой…как в книжке. Никого не боялся, всегда был первым…».

Но впоследствии, в сложной ситуации, оказалось, что он, также как все в этом классе, не может без него существовать. Это как раз тот случай конформизма - приспособленчества, - о котором мы говорили выше. Ему свойственна трусость, он оказался способен на множественное предательство.

Мотивы его поступков также очевидны. Не выделяться - вот, что главное. Он боялся сказать группе о своем поступке, боялся мести, боялся оказаться «не как все».

Желание сохранять лидерство, боязнь осуждения и отчуждения от данного общества, группы пересиливает в нем все. В ситуации, когда все хотели идти в кино, а он высказывал мысль о том, чтобы остаться на урок, ему сказали: «Да кто ты такой? Ты, что, начальник, а мы должны тебя слушать?». Он тут же перешел на их сторону и даже предложил одолжить денег. В ситуации с Леной он не только не сознался в своем поступке, но еще и принял участие в ее травле.

В итоговой сцене он вызывает жалость. Ситуация, произошедшая с этим человеком, показывает, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний, задействовать не одного и не двух других людей и, возможно, даже испортить жизнь некоторым из них.

Социальная среда, в которой воспитываются эти дети, играет свою роль: разведенные или пьющие родители, мама, у которой все должно быть «шито-крыто», низкое материальное положение, мрачная обстановка города. Дети оказываются обделенными: кто-то в одном, кто-то в другом. Незря все они рвутся в Москву как в другую жизнь и ожесточаются, когда поездка срывается.

Как мы видим, данный конфликт происходит в основном из-за разницы в ценностях, установках, разницы в воспитании, в окружении. Бескорыстие, желание помочь, открытость, доброта и сила характера противопоставляются трусости, эгоизму, жестокости, желанию наказать всех. Несомненно, также столкновение двух жизненных позиций главных героев - Димы Сомова, героя, способного рассуждать о благах коллектива, но трусливого и безнравственного на деле, и Лены Бессольцевой, хрупкой, немного нелепой девочки, но поистине сильного и прекрасного человека. Рассмотрим более подробно возникновение и развитие данного конфликта.

Как указывает Петровская, в своем возникновении и развитии конфликт проходит несколько стадий. Тем не менее, далеко не все конфликты затрагивают их все. Ситуация, рассмотренная нами в данном эссе, проходит в своем развитии все стадии.

Объективная конфликтная ситуация между Леной и классом возникла тогда, когда Лена взяла на себя вину Димки Сомова. Класс сорвал урок, сбежав в кино. Вернулось только два человека - Лена, потому что разбила коленку, и Дима, потому что забыл деньги. Диму поймала учительница, и он рассказал, почему класс отсутствует, из-за этого их не взяли на экскурсию в Москву. Лена слышала разговор Димы с учительницей, и во время разборок в классе взяла вину Димы на себя.

Важным моментом является то, что Лена была влюблена в Диму: они дружили, гуляли, он пытался ее защищать, она считала его лучшим другом и думала, что он считает. В тот момент, когда она брала вину на себя, Дима не решался сказать правду, а Лена не представляла действительной картины. Ее образ конфликтной ситуации в самом начале не соответствовал той среде, где она находилась, и объективно она еще не оценила человека, за которого вступилась. Она объявляет о своей вине даже с некой радостью, думая, что совершает благое дело - выручает друга, пытаясь избавить его от испорченной репутации. Тот факт, что она стала человеком, который «заложил», для нее ничего не значил, она его даже не осознавала.

Очень важно также то, что возникновение конфликтной ситуации произошло не только вследствие Лениных действий, но вследствие бездействий Сомова - истинного виновника.

Внутриличностный конфликт этого человека заключался в том, что он был виноват, но сказать этого классу он не мог, боясь потерять позиции, которые имел, боясь вступать в конфликт. Он мучился от этого: «Я самый подлый трус…и подраться мне не страшно, но сказать все всем я не могу…» Внутренний конфликт этой личности влечет за собой внешний между другими людьми, когда впоследствии он начинает метаться между Леной и классом и окончательно переходит на сторону последнего. Именно вследствие отсутствия внутренней определенности, уверенности у одного человека, возникает конфликтная ситуация, которая задействует и других человека.

Осознание конфликтной ситуации с одной стороны - со стороны класса - происходит мгновенно. Они начинают воспринимать ее как предателя, человека лишившего их поездки в Москву, как единственного шанса в жизни. Причем тут же происходит переход к конфликтному поведению. Реакция группы мгновенна: скооперировавшись, они объявляют ей бойкот, гонят по улице.

Осознание же со стороны отдельной личности - Лены, происходит не сразу. Долго она воспринимала Диму как друга. Когда он пугал ее кабаном, она говорила: «Это они его заставили. У него тряпка во рту». И только после действительно жестоких действий - погони, нападения - происходит понимание серьезности всей ситуации. «Даже если тебя гонят, даже если их много и они тебя бьют, нельзя бежать, никогда нельзя бежать!» Пожалуй, в этом заключается один из ключевых моментов данного конфликта: одна сторона не сразу отреагировала на возникновение конфликтной ситуации, воспринимая свои действия как само-собой разумеющиеся. Эмоциональное состояние личности, а также ее воспитание в некоторой степени помешало ей объективно оценить обстановку. То есть, вначале мы имеем дело с неадекватно понятым конфликтом.

Неконформное поведение Лены можно рассматривать с двух точек зрения: первая - как воспринимают ее ребята: она рассказала учителю, предала; вторая - объективное поведение: взяла вину на себя, помогает человеку, радуется этому, что тоже является несвойственным для этой группы. конфликт психологический конформизм

Пиковой точкой конфликта является сцена на костре. Эта сцена очень важна, она представляет собой некий переломный момент в отношениях Димы и Лены. Он так и не смог сказать правду и, перейдя на другую сторону окончательно, начинает принимать участие в травле Лены: бросает ее платье, поджигает чучело. Самый яркий за весь фильм пример конформизма, полного подчинения нормам группы, приспособленчества. Вся эта сцена похожа на некое жертвоприношение. И когда Бессольцева спасает чучело и бежит с ним, все разбегаются. Надо отметить, что этот момент очень важен. «Вот тогда-то я и подумала, что моя жизнь кончилась», - слова 12-тилетней девочки. Момент, когда детская, подростковая жестокость доходит до самого края. Эмоциональное, психологическое напряжение достигает своего пика.

Еще один напряженный момент конфликта происходит на дне рождения Сомова, когда Лена приходит, побритая наголо, танцует, как ни в чем не бывало, затем раскрывает им всем глаза друг на друга. Именно тогда звучат слова Мироновой: «Бессольцева - человек, не то, что вы, все хлюпики…» И после этого конфликт идет на спад.

Разрешение конфликта, как заключительная стадия, происходит, во-первых, за счет преобразования объективной ситуации - после признания Сомова; во-вторых, как следствие после изменения образов, имеющихся у сторон - «предателем» оказался Сомов, а не Лена, она стала «молотком, а все остальные гвозди». Очень важной частью является конец: Лена отказывается объявлять Диме бойкот. Это свидетельствует о том, что пережив такое испытание, она сумела сохранить человеческие качества. Более того, она искренне не желает, чтобы на ее месте оказался кто-то другой, пусть даже человек ее предавший. Ее слова: «Я была на костре», - свидетельствуют об этом. Итак, в данном случае имеет место полное разрешение конфликта.

Важен тот факт, что в данном случае конфликт сыграл не только деструктивную, но также и конструктивную функцию.

Деструктивная функция проявилась во многих аспектах: внутриличностный конфликт Сомова привел его к психологическому дискомфорту, что в итоге привело к полному подчинению группе, то есть к разрушению неких аспектов личности; до психологической напряженности, дискомфорту, практически нервного срыва была доведена Лена: «За что мне все это! Я не хочу жить!».

Но не менее важна конструктивная функция данного конфликта. В данном случае конфликт, в особенности его разрешение, сыграло познавательную роль для класса, данной группы людей. Возможно, это послужит им впоследствии толчком к разумному поведению с людьми. «Мы детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце показывать надо!», - сказала, плача, одна из участников группы.

Осознание сделанного отображается в фразе, написанной на доске после отъезда Лены: «Чучело, прости нас!» Эти последние моменты очень важны, так как, возможно, именно тогда произошло некое переосмысление ценностей, образов, детей начали волновать другие проблемы, в частности их собственное поведение.

Итак, конфликт, рассмотренный нами, отображает столкновении жизненных позиций, взглядов, установок, воспитания - всего того, что представляет из себя человек.

Очень четко показано конформное поведение. «Быть как все» нередко считается оптимальной позицией: все смеются, и ты смеёшься, даже не понимая шутки; все осуждают, и ты осуждаешь, не понимая, в чем заключается вина. Вариантов масса, когда человек переступает через себя, ради того, чтобы не отличаться от коллектива. Эффект группового влияния ни лицо. Неконформное поведение тоже ярко отражено, но таких личностей, способных противостоять толпе гораздо меньше, чем Сомовых. В жизни не всегда конфликт проходит все стадии, и развязка не всегда заканчивается полным осознанием своей вины.

Данная ситуация затрагивает много аспектов: показывает, к каким последствиям может внутриличностный конфликт привести, как он влияет на разрушение личности, рассматривает конформное и не конформное поведение с разных точек зрения, описывает динамику конфликта на примере личности и малой группы, а также его функции.

Список использованных материалов

1. Фильм Р.Быкова «Чучело», Тверь, 1983г.

2. Л.А. Петровская О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта; М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143

3. А.Л.Журавлев Социальная психология: Психология малых групп

http://www.situation.ru/app/j_art_501.htm

4. Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник.: Социальная психология групп; 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современная экзистенциальная трагедия. Сочетание в сюжете нескольких новелл и взаимодействие реального мира с вымышленным, потусторонним в фильме "Жить". Проблема выбора, показанная в фильме "Как я провел этим летом". История двух изгоев в фильме "1+1".

    контрольная работа , добавлен 21.05.2015

    Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Психологический подход к изучению конфликта. Современные конфликтологические теории. Стратегии поведения в конфликте.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов. Основные черты конфликта, его этапы и составляющие. Структурные элементы конфликта: стороны, предмет, образ ситуации, мотивы, позиции сторон-конфликтеров.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями. Понятие и особенности юридического конфликта. Типология и структура конфликта. Динамика и разрешение юридического конфликта.

    реферат , добавлен 17.06.2008

    Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Классификация и сущность конфликта. Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта. Стили поведения в межличностном конфликте. Профилактика и разрешение конфликтов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2009

    Основные функции, стороны и виды общения. Изучение психологической совместимости в коллективе. Причины и основные стилевые методы преодоления конфликта. Исследование проявления его в сфере сервисных услуг. Разрешение конфликта по системе Томаса-Килменна.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Объект, предмет и тип конфликта в произведении Александра Вампилова "Свидание", причины его возникновения. Психологические составляющие конфликта. Инцидент, эскалация и разрешение конфликта. Латентный или открытый конфликт на основе личной неприязни.

    контрольная работа , добавлен 21.05.2009

    Понятие конфликта в отечественной и зарубежной психологии. Особенности межличностных конфликтов в коллективе военнослужащих; причины, условия и факторы, влияющие на их уровень. Социально-психологические условия профилактики конфликтов в воинской среде.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2013

    Социально-психологическое содержание понятия "конфликт", его классификация. Структурно-динамические характеристики: участники; условия; предмет; действия сторон; исход. Специфика организационного конфликта. Анализ причин, течения и результатов конфликтов.