Понятие интеллекта. Как формируется и работает интеллект человека

Психологи назвали 13 научно подтвержденных признаков высокого интеллекта. Их публикует Business Insider.

1. Умение не отвлекаться на постороннее. Признак высокого интеллекта — умение фокусировать внимание длительное время на чем-нибудь одном… Это подтвердило небольшое исследование, проведенное в 2013 году. В ходе экспериментов оказалось, что людям с высоким IQ (коэффициентом интеллекта) сложнее заметить, как на большом изображении медленно меняется фон — потому что они концентрируются на более мелких деталях.

2. Поздно ложатся и поздно встают. Совы умнее жаворонков. Это спорное высказывание подтверждено двумя научными работами 1999 и 2009 года, в которых в общей сложности участвовали тысячи человек. Люди, которые поздно ложатся и поздно встают как в выходные, так и в будни, обладают более высоким интеллектом.

3. Легкая адаптация. Интеллект неразрывно связан со способностью изменять свое поведение, чтобы действовать в сложившейся ситуации наиболее эффективно, или изменять ситуацию.

4. Знать, что много не знаете. Умные люди не боятся признать, что они чего-то не знают — так как они легко могут это выучить или научиться этому. Исследования показывают, что чем ниже у человека интеллект — тем более он склонен его переоценивать, и наоборот. Проводился эксперимент, в ходе которого большое количество студентов делали один и тот же тест. Те, кто справился с ним хуже всего, думали, что написали его в полтора раза лучше, чем на самом деле, а те, кто был в лидерах при подсчете результатов — наоборот, считали, что не справились.

5. Любознательность. сам Альберт Эйнштейн говорил, что он не слишком одарен, но зато весьма любопытен. Ученые утверждают, что любознательность — это признак высокого интеллекта. "Обычные" люди принимают "обычные" вещи как должное, а интеллектуалы при этом могут ровно этими же вещами восхищаться. В 2016 году была опубликована статья по итогам исследования, в котором участвовали тысячи людей. Те из них, чей коэффициент интеллекта в 11 лет был выше, отличались повышенной любознательностью в 50 лет.

6. Открытость для новых идей и возможностей. Люди, которые рассматривают все альтернативы, взвешивают и обдумывают их, а не отказываются от их оценки, в среднем умнее. Открытость для новых идей и способность определить, опираясь на факты, какая из них может быть наилучшим образом использована — признак высокого интеллекта.

7. Чувство комфорта наедине с собой. Люди с высоким интеллектом часто обладают яркой индивидуальностью, а недавнее исследование указывает на то, что "умники" получают меньше удовольствия от социализации.

8. Хороший самоконтроль. Более умны те люди, у которых все хорошо с планированием, оценкой альтернативных стратегий и их возможных последствий, постановкой конкретных

целей. В 2009 году эксперименты показали, что люди с более высоким интеллектом чаще выбирают из двух вариантов тот, который принесет большую прибыль, хоть и займет больше времени — а это требует именно самоконтроля. Такие люди не склонны к импульсивным решениям.

9. Отличное чувство юмора. Высокий интеллект часто связан с чувством юмора. Исследования продемонстрировали, что те участники, кто рисовал более смешные комиксы, имели более высокий коэффициент интеллекта, а кроме того, профессиональные комики тоже в среднем справляются с тестами на интеллект лучше среднего человека.

10. Умение поставить себя на место другого человека. Эмпатия — часть эмоционального интеллекта, и некоторые психологи считают, что те люди, которые могут понять, что чувствует другой человек, более умны.

11. Умение видеть связи и ассоциации, которые не видят другие. Это также свойственно высокоинтеллектуальным людям. Например, они могут сходу сказать, что общего между арбузом и сашими (и то, и другое употребляется в сыром и холодном виде). Способность видеть параллели и общие схемы неразрывно связана с интеллектом, и сюда же относится креативность как способность подать старое под соусом нового.

12. Частое откладывание дел "на потом". Люди с более высоким интеллектом чаще занимаются рутинными делами, откладывая более важные на потом. В этот момент они просто обдумывают это важное. Такое действие может проявляться и в самой работе над чем-то важным: оно является ключом к инновациям.

13. Мысли о смысле жизни. Размышления на глобальные темы, такие, как смысл жизни или существование вселенной, также может быть показателем интеллекта. Такие люди часто думают, зачем или почему произошло то или иное событие, и эти экзистенциальные размышления часто повышают уровень тревожности. С другой стороны, люди с высоким интеллектом всегда готовы к тому, что что-то пойдет не так, как ожидалось.

Ранее "Правда.Ру" сообщала, что американские психологи Технологического института Джорджии провели исследование на предмет . Анализ данных позволяет говорить, что люди мечтательные обладают более высокими интеллектуальными и творческими способностями.


Тайны IQ: О коэффициенте интеллекта и связанных с ним глупостях

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Многие люди и представить не могут, что во время разговора их собеседник не только внимательно слушает, но и невольно оценивает уровень интеллекта. Существуют специальные методики, с помощью которых людей обучают правильной оценке уровня интеллектуальных способностей. Практически все компании имеют в своём штате сотрудника, который проводит собеседование, применяя на практике данную методику, тем самым отбирая лучших кандидатов на престижные вакансии.

Ум - базис, интеллект - надстройка.
Илья Нисонович Шевелев

Внешние признаки

Необходимо разобраться, какие же внешние проявления выдают низкий уровень интеллекта, а какие свидетельствуют о наличии высокого уровня интеллекта. Итак:

1. Следите за своей речью

При разговоре не стоит произносить слова слишком медленно либо чересчур быстро.

В первом случае собеседник может решить, что перед ним человек с заторможенными мыслительными процессами.

А во втором случае есть вероятность того, что вас просто не поймут либо решат, что вы страдаете неврологическими расстройствами.

2. Уделяйте должное внимание своей внешности

Что бы не говорили, а внешность играет немаловажную роль. Как говориться в известной пословице, встречают по одёжке, но провожают всё-таки по уму. Однако, внешняя привлекательность всё равно оказывает огромное влияние на подсознательную оценку уровня интеллекта собеседника.

По мнению специалистов в области психологии, красиво и опрятно одетый человек всегда кажется умным и порядочным, даже если таковым не является. В психологии это называют эффектом ореола или гало-эффектом .

3. Научитесь слушать

Научитесь внимательно, не перебивая, слушать собеседника. Ведь о человеке, который не в состоянии осуществлять контроль над своими эмоциями, можно составить не очень лицеприятное мнение.

Контролируемая эмоциональная восприимчивость очень важна при оценке уровня интеллекта.

4. Регулярно посещайте стоматолога

Не стоит недооценивать того впечатления, которое на собеседника может произвести внешний вид вашей улыбки.

Согласно мнению психологов, люди, которые следят за здоровьем и внешним видом своих зубов, считаются умными и успешными.

5. Тренируйте память

«Работайте» над своей памятью. Улучшайте способность к запоминанию большого количества информации. Ведь, как утверждают психологи, эта способность и является одним из проявлений высокого уровня интеллекта.

Игра "6 лягушек": проверьте Вашу память и проявите свой интеллект!

Правила: Нужно переместить лягушек слева направо, и наоборот. Лягушки прыгают одна через другую.

6. Глубоко дышите

Как известно, при глубоком дыхании человеческий мозг насыщается кислородом, что способствует активизации мыслительных процессов.

Глубокие многозначительные вздохи характеризуют человека в глазах собеседника как надёжного, умного и рассудительного, на которого можно положиться в любой ситуации. Соответственно, собеседник будет больше доверять вам.

7. Держите осанку

Около 80% информации человек, в процессе общения, подсознательно воспринимает с помощью подсказок, которые дают жесты и поза собеседника. В психологии это называют «языком» тела.

Так, если человек во время беседы постоянно сутулиться, дёргает ногами и отводит взгляд в сторону, собеседник невольно охарактеризует его как человека стеснительного, ленивого, лживого и даже глупого.

8. Расширьте свой кругозор

Перед человеком грамотным и начитанным в жизни открывается большое количество возможностей в самых разных сферах. Он более успешен на своём профессиональном поприще, более качественно реализует свои таланты, он имеет больший успех у противоположного пола.

В обыденной жизни человек использует свои мыслительные способности как элемент познания окружающего мира. Современную действительность трудно представить себе без интеллекта, без самой возможности анализировать и сопоставлять между собой предметы и явления. Благодаря своей мыслительной деятельности личность обнаруживает в себе огромные возможности для саморазвития и самосовершенствования. Не будь интеллекта, человек не смог бы сделать научные открытия, такого вида деятельности, как искусство вообще не существовало бы.

Интеллект (от лат. «ум, разум») представляет собой высокоорганизованную систему мышления личности, при которой появляются новые продукты деятельности. Интеллект обязательно затрагивает умственные способности и все познавательные процессы.

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже. Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих. На самом деле лишь немногие понимают свое истинное предназначение и готовы вкладывать силы в развитие способностей.

Сущность интеллекта

Способность к обучению

Личность невозможно представить без мыслительной деятельности. Для особо развитых людей развитие становится неотъемлемой частью жизни: оно ведет их вперед к новым свершениям, помогает сделать нужные открытия. Стремление к обучению в данном случае продиктовано внутренней потребностью человека к самореализации. Когда желание проявить собственную индивидуальность становится ярче, чем мнения других, человек способен задействовать всю силу своего разума для того, чтобы достичь ощутимого успеха.

На самом деле, способность к обучению заложена в каждом из нас. Просто одни люди используют по — максимуму ресурс, данный им от природы, а другие находят причины для того, чтобы снизить этот процесс до необходимого для выживания уровня.

Возможность оперировать абстракциями

Ученые, мыслители, философы используют в своей деятельности научные понятия и определения. Да и не только они: студенты тоже должны учиться понимать язык абстракций и свободно им оперировать. Возможность грамотно излагать свои мысли, делиться открытиями в той или иной области обязательно предполагает овладение языком на высоком уровне. Интеллект здесь выступает необходимым звеном, инструментом для научной деятельности.

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

Обстановка, в которой живет современный человек, постоянно меняется. Возникают непредвиденные обстоятельства, которые негативно сказываются на работе, смешивают планы и срывают сделки. Но по – настоящему разумный человек всегда оказывается в состоянии проанализировать возникшую ситуацию и увидеть в ней пользу для себя. Так интеллект помогает личности выстоять в трудных обстоятельствах, бороться во имя светлой идеи, прогнозировать желаемый результат и стремиться к его достижению.

Структура интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека.

  1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.
  2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи.
  3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.
  4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.
  5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.
  6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.
  7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Кэттел обнаруживал огромный потенциал возможностей, каким обладает человек. Интеллект он определял как способность к абстрактному мышлению и абстрагированию.

Виды интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный интеллект

С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что – то важное и ценное.

Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект

Необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги.

Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный интеллект

Основывается на зрительном восприятии какой – либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

  • Физический интеллект. Возможность оставаться в прекрасной физической форме – залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что – то изменить в лучшую сторону.
  • Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.
  • Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.
  • Духовный интеллект. Предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания.

Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.

Особенности

Человеческий мозг устроен таким образом, что чем чаще мы его тренируем, тем лучше он поддается тренировке. Иными словами, чем больше внимания, времени, сил личность готова вкладывать в собственное развитие, тем скорее возрастают и расширяются возможности для самореализации.

К примеру, если ум способен концентрироваться на определенных вещах, то нужно в течение длительного промежутка времени предоставлять ему возможность расширять поле деятельности, и тогда будут заметны видимые изменения.

Возможности интеллекта

Истина состоит в том, что возможности человеческого разума неисчерпаемы. В нас заключен такой потенциал, что если бы каждый вплотную занимался решением индивидуальных задач, результаты очень скоро были бы весьма внушительными. К сожалению, человек на протяжении своей жизни использует не больше 4 – 5 % заложенного в нем потенциала и забывает о том, что его возможности безграничны. Как развить интеллект до высокого уровня? Только сама личность определяет, в какие рамки себя поставить, лишь мы сами управляем собой.

Как повысить интеллект?

Множество людей, идущих по пути личностного становления, так или иначе, задаются этим вопросом. Немногие понимают, что повышение интеллекта связано, прежде всего, с тем, чтобы быть активным человеком, уметь принимать новое в свою жизнь, стремиться к достижению индивидуальных целей. Читайте больше книг, связанных с самореализацией или качественную литературу. Не подойдут иронические детективы или любовные романы.

Таким образом, понятие интеллекта тесно связано с самого человека. Важно понимать, что наш разум не может существовать отдельно от нас. Необходимо регулярно «подпитывать» его свежими идеями, позволять делать смелые поступки, совершать открытия. И тогда вы сможете сохранить высокий уровень интеллекта на долгие годы, а не только пользоваться им в юности.

Что такое интеллект, и как его наличие влияет на успешную реализацию личности - интересная тема для психологов и людей стремящихся развивать личные знания. Как стать интеллектуалом и есть ли у человеческого мозга рамки, которые дают четкие сигналы о достаточном уровне знаний и приобретенном опыте, вопрос с философским или логическим выводом - решает для себя каждый человек.

Что такое интеллект человека?

Слово интеллект возникло от латинского термина Intellectus, что в переводе звучит – познание, понимание. Интеллектом называют способность личности психически легко воспринимать и в больших объемах, склонность быстро решать сложные задачи, жизненные ситуации, при помощи активной мозговой деятельности - путем умозаключений, логических выводов. Оценка уровня знаний человека называется - коэффициент интеллекта, его вычисляют по специальным методикам и тестам.

Умственный коэффициент бывает намного выше, чем настоящий возраст человека, средние показатели знаний сверстников служат основой для выводов уровня интеллекта – умственного возраста. Средний показатель IQ - 100 баллов, показатели со значениями 90 или 110 - допустимая норма. Люди, чей IQ выше 110 - высокоинтеллектуальные личности, а баллы IQ на уровне 70 - нарушение интеллекта, в отрицательную сторону. В возрасте до 5 лет уровень интеллекта не имеет различий, принято считать, что основной фактор, формирующий интеллектуальные склонности, передаются наследственным путем.


Интеллект в психологии

В психологии мышление и интеллект - схожие процессы умственной деятельности. Мышление - склонность анализировать, строить логические выводы на приобретенных знаниях. Интеллект - способность реализовать полученные знания, результат мышления, ведущий к рациональным действиям. Человек может прочитать несколько энциклопедий, и владеть большим объемом информации, но не применять их на деле, наличие интеллекта - свидетельство о реализованных действиях личности, на основе знаний, характеризующее успешность в обществе.

Что такое искусственный интеллект?

Многих интересует вопрос, что такое синтетический интеллект. Искусственным интеллектом называют созданную человеком систему, анализирующую информацию и воспроизводит процессы мышления, схожие по действию на импульсы, происходящие в мозгу человека. Отрасль науки по созданию и изучению такого интеллекта называют информатикой. Привычные современные системы автоматического управления (компьютер, робот, автомобильный навигатор) воспринимаются обычным человеком как понятие интеллекта с искусственным мышлением, направленного на исполнение определенных функций.

Чем отличается интеллигент от интеллектуала?

Часто, понятия интеллигенция и интеллектуалы смешивают в один тип психологического поведения. Характерной чертой личности, выделяющей интеллигентного человека - высокий уровень воспитанности и культурного поведения, не только в обществе а и в любой не привлекающей внимание ситуации. Интеллигенты имеют высокий уровень образованности и зарабатывают деньги умственными трудами, отзывчивы к окружающим, интеллигенция - часть общества профессионально занимающаяся образовательным и научным трудами.

Интеллектуалов характеризует высокий уровень энциклопедических знаний, в разных областях. Поведение в обществе интеллектуала может существенно отличаться от интеллигентного, и вызывать негативные эмоции, но самые ценные вклады в развития разных научных отраслей сделаны людьми с высоким IQ, важные общественные открытия, сделаны тоже интеллектуалами.

Что такое нарушения интеллекта?

Интеллект человека может снижаться, его уровень зависит от врожденных или нажитых дефектов в структуре головного мозга. Врожденную умственную отсталость называют – слабоумием, приобретенную – старческой деменцией, олигофренией. Снижение интеллекта, может стать следствием сложной депрессии, оно может развиться после функциональных утрат органов (пропал слух, зрение) когда человек не получает информации из внешних источников.


Виды интеллекта

Врожденные способности личности, могут стать основой по которой человек сможет успешно развивать способности - выбрать любимую профессию, удачно реализоваться в жизненных планах. Что такое интеллект - в среднестатистическом индивиде гармонично развиваются несколько талантов, но ведущий - один, природные задатки личности условно делят на основные типы интеллекта:

  • природный;
  • музыкальный;
  • математический;
  • лингвистический;
  • пространственный;
  • личностный;
  • кинестетический;
  • экзистенциальный;
  • межличностный.

Признаки высокого интеллекта

Высокий интеллект часто скрывается за скромным поведением, что доказано в ходе проведенных научных экспериментов. Разработать метод, точно характеризующий высокоинтеллектуального человека, пока не удалось. Составлен список признаков, свойственных личностям, чей уровень IQ выше среднестатистического показателя. Метод определения интеллектуальных людей по этим показателям – условный:

  • наличие домашнего любимца – кота;
  • любовь к беспорядку;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • алкогольное или наркотическое влечение;
  • философские взгляды и либеральное отношение к жизни;
  • старший ребенок семьи, как правило, имеет уровень IQ выше чем младшие дети;
  • грудное вскармливание в младенчестве;
  • высокий уровень тревожности;
  • леворукость;
  • высокий рост;
  • стройное телосложение;
  • способность к раннему чтению в детстве;
  • наличие чувства юмора.

Как повысить интеллект?

Развитие интеллекта – систематичная привычка, можно сказать стиль жизни. Повышая интеллект, человек каждый день тренирует память, постигает новые знания и применяет их на практике. Как – отказаться от привычки смотреть телевизор, она влечет за собой незримое засорение памяти бесполезной информацией. Употреблять низкокалорийную еду - тяжелая для желудка пища отнимает у мозга энергию, требуя затрат в пищеварительном тракте. Отлично повышают уровень IQ:

  • логические головоломки;
  • интеллектуальные и настольные игры с сильным противником – шахматы, покер, нарды;
  • компьютерные игры, требующие концентрации внимания;
  • здоровый 8-часовой сон;
  • физическая активность;
  • изучения иностранных языков;
  • занятия точными науками.

Игры, развивающие интеллект

Регулярная тренировка мозга с получением новых знаний, может проходить в пассивный способ – чтение книг, изучение научных фактов, способ запоминания. Специалистами в области интеллектуальных изучений разработаны игры, развивающие мышление и интеллект. В современном мире, большая часть таких методик перевоплощена в компьютерные игры, споры о пользе или бесполезности таких тренировок памяти ведутся. Доказан факт, что систематичный подсчет затраты денежных средств в уме тренирует память даже в зрелом возрасте. Привычные занятия, повышающие интеллект:

  • разгадывать кроссворды;
  • запоминать телефонные номера;
  • тренировать непривычную руку (для правши - левую) для повседневных занятий;
  • читать книги вверх тормашками;
  • быстро перечислять вслух однотипные предметы, однокоренные слова.

Книги, развивающие интеллект

Чтение художественных произведений повышает уровень интеллектуальных знаний, а изучение научной литературы способствует повышенному уровню концентрирования внимания – развивается способность запоминать и анализировать неизвестные детали. Современные книги для развития интеллекта имеют наглядные тренинги и головоломки, существенно развивающие интеллектуальные способности. Книги для повышения интеллекта: