Популярные скороговорки. Как использовать скороговорки для развития речи и дикции у детей

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

30

Счастливый ребенок 16.06.2017

Дорогие читатели, сейчас предлагаю вспомнить веселые скороговорки для детей. Каждый из нас наверняка помнит, какие они веселые и смешные, хотя порой выговорить их совсем непросто. А знаете ли вы, что скороговорки хороши не только для забавы, но и приносят пользу? Они помогают развивать речь ребенка, учат произносить недоступные прежде звуки, улучшают дикцию.

Почему бы и нам не предложить детям смешные скороговорки? Сегодня на блоге мы познакомим вас с интересными и запоминающимися скороговорками для детей и предложим вашему вниманию подборку детских стихов для занятий с ребенком дома.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной, а затем дополню тему статьи.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! А ваши дети любят скороговорки? Уверена, если не любят, то лишь по одной причине – они просто с ними не знакомы! Или еще слишком малы, чтобы произносить подобные конструкции. Для остальных же детей скороговорки – приятное и очень веселое времяпрепровождение, особенно в сочетании с подвижной игрой.

Скороговорки – веселая забава? Не только!

Что же такого особенного в скороговорках? Сначала, как и положено, обратимся к словарю. Итак, скороговорки – это простой, ритмичный, зачастую шуточный текст, который представляет собой определенное сочетание звуков, затрудняющих быстрое проговаривание слов.

Большинство скороговорок – продукт народного творчества, и они передаются из поколения в поколение как способ развития речи детей. И это на самом деле очень полезная забава, ведь с помощью скороговорок можно эффективно подправить дикцию ребенка, а также устранить определенные дефекты речи.

Чаще всего дети в восторге от веселых скороговорок. Задача же родителей – выучить наизусть несколько из них и как можно чаще применять их в игре с ребенком. Скороговорки можно проговаривать с разной скоростью: медленно, со средней скоростью, быстро и очень быстро. Но обязательно следите, чтобы ребенок не глотал слоги, поизносил звуки чисто и четко. Только в таком случае речь крохи будет развиваться правильно, а сами скороговорки принесут пользу.

Можно также поиграть с детьми в следующие игры:

  • попросите малыша во время проговаривания стишка ритмично отбивать мяч от пола или от стены;
  • попробуйте поиграть в паре с ребенком, по очереди произнося строчки из скороговорки;
  • задайте ритм скороговорке, хлопая в ладоши;
  • проведите соревнование, кто быстрее проговорит скороговорку и не собьется.

А теперь представляем вашему вниманию подборки скороговорок для детей разных возрастов.

Скороговорки для детей 5-6 лет

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Белые бараны били в барабаны.

Купила бабуся бусы Марусе.

Валин валенок провалился в прогалинок.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.

У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.

Баран буян залез в бурьян.

Проворонила ворона вороненка.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

У ежа и елки иголки колки.

У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Оса боса и без пояса.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Дед Данила делил дыню –
Дольку Диме, дольку Дине.

Влас у нас, Афанас у вас.

На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

На возу лоза, у воза коза.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Давайте посмотрим, как можно заниматься с ребенком, используя скороговорки – на что нужно обратить внимание, какой выбрать темп, сколько делать повторений. Очень полезное видео.

Скороговорки для детей 7-8 лет

Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека - цап.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой - Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони - Шах-Шарах-Шарони.

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос,

Прокцогцзинь и Пригноцкроз.

Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»

Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Шелкопряд, шелкопряд
Шёлк прядёт за рядом ряд.
Плотно шёлком обмотался,
Шелкопряд внутри остался.

Вот шипит большущий уж:
– Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Скороговорки с буквой «с» для детей

Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Сеня вез воз сена.

Села Алеся, с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек - туесок.

Съешь меня - вопрошает вишня, страшась быть выброшенной лишняя.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Сев в такси спросила такса:
«За проезд какая такса?»
А таксист ответил так:
«Возим такс мы просто так-с.»

Суровый суворовец Суворов сурово сверлил сверлом сырую стену суворовского училища.

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало жарко.

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.

Слишком много ножек у сороконожек.

Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьется -
Славно сегодня звенится-поется!

Вот так просто и весело можно учить ребенка правильно говорить. Но не стоит заставлять сына или дочку зубрить стихи-скороговорки! Из-под палки вряд ли получится нужный вам результат.

Другое дело, если превратить обучение в веселую игру. Можно вместе с ребенком сочинить сказку о каком-то звуке, искать их в скороговорке, строить для них домики в песке, придумывать песенки. А по ходу и повторять скороговорки.

Идей может быть масса, главное, начать, включить фантазию и действовать! Попробуйте, и ваш ребенок будет очень приятно удивлен. Да и вы сами тоже, поверьте.

Смешные скороговорки для детей

Скороговорки могут быть не только труднопроизносимыми и обучающими, но и смешными. Иногда текст стишка сам по себе веселит. А такие строчки и запоминаются намного легче, правда? Вот примеры таких скороговорок.

Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.
Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.

Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка –
Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!

Брат сестре твердит три дня:
Скоро праздник у меня,
Третий день рожденья,
Будем есть варенье.

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Грянул гром – гроза в разгаре.

Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.

Четыре черепашки учились пить из чашки.
Чашку чая заварили, на четыре поделили.

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.

Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

У Пашки в кармашке букашки и бумажки.

За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел, перепелку перепел.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу,
А Мишутка съел селедку под шубкой.

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Вез корабль карамель,
Налетел корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Можно использовать смешные скороговорки для детей как считалочки, а также сочинять новые в процессе игры.

Не бойтесь творить вместе с детьми, фантазировать, придумывать. И такие занятия окупятся сторицей, наполнив ваши отношения новыми эмоциями и впечатлениями.

Надеюсь, наша подборка скороговорок придется вам по вкусу. Веселых вам игр, радостного развития любимых детей и счастливой жизни!

Анна Кутявина,
психолог, сказочница,
хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за материал. От себя хочу добавить несколько слов. Работая в Театральном институте, мы часто сталкиваемся с большими проблемами в речи у студентов. Учат они и скороговорки. Очень трудно бывает и нам, и студентам наверстывать и исправлять то, на что можно было бы обратить внимание в детском возрасте. А ведь правильная, приятная речь – это то, на что мы всегда обращаем внимание при общении с людьми.

Занимайтесь с вашими детьми весело, интересно, полезно! Да и сами поучите скороговорки. Уверена, что и мы с вами не все сможем быстро выговорить…

Бессмертник песчаный

Представляем Вам подборку русских скороговорок для детей и взрослых из народного фольклора, использующихся для отработки произношения различных звуков. Их ещё называют «Русские потешки». Лучшие скороговорки для развития речи и тренировки дикции.

Отработка звуков:
б, п, в, ф, г, к, д, т, х

1. Добыл бобов бобыль.
2. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
3. От топота копыт пыль по полю летит.
4. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
5. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
б. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
7. Около кола колокола, около ворот коловорот.
8. Шакал шагал, шакал скакал.
9. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
10. Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.
11. Ткет ткач ткани на платки Тани.
12. Водовоз вез воду из-под водопровода.

13. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
14. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить; наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
15. Стоит копна с подприкопёночком.
16. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
17. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь!
18. У елки иголки колки.
19. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
20. Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы.
21. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждет на тракте трактор домкрат.
22. На меду медовик, а мне не до медовика.
23. Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
24. Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.
25. Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая, и говорит тот попугай: пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая.
26. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
28. У Феофана Митрофаньча три сына Феофанычи.
29. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
30. Рододендроны из дендрария даны родителями.
31. Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветке.
32. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
33. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Отработка звуков:
р, л, м, н

34. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
35. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
36. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.
37. Клара-краля кралась к ларю.
38. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
39. На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
40. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
41. На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали, рассердилася вдова, убрала в сарай дрова.
42. Рапортовал да не дорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался.
43. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
44. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
45. Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
46. На мели мы лениво налима ловили. На мели мы лениво ловили линя. О любви не меня ли вы мило молили И в туманы лимана манили меня?
47. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
48. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
49. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
50. Дробью по перепелам да по тетеревам.
51. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
52. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
53. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
54. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
55. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
56. Король-орел.
57. Курьера курьер обгоняет в карьер.
58. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
59. Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии.
60. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
61. Гонец с галер сгорел.
62. Талер тарелка стоит.
63. Идти на рать, так бердыш брать.
64. Интервьюер интервента интервьюировал.
65. Либретто Риголетто.
66. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.
67. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
68. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
69. Во мраке раки шумят в драке.
70. На дороге с утра тарахтят трактора.
71. Жри во ржи, да не ржи во ржи.
72. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
73. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
74. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу да про подкрупки.
75. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
76. Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.
77. А мне не до недомогания.

Отработка звуков:
з, с, ж, ш, ч, щ, ц

78. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
79. У осы не усы, не усища, а усики.
80. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
81. Осип охрип, а Архип осип.
82. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
83. По семеро в сани уселися сами.
84. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
85. Свиристель свиристит свирелью.
86. Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
87. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
88. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
89. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
90. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
91. Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
92. Четверть четверика гороха без червоточинки.
93. Инцидент с интендантом.
94. Прецедент с претендентом.
95. Константин констатировал.
96. У ежа ежата, у ужа ужата.
97. Жутко жуку жить на суку.
98. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
99. Тщетно тщится щука ущемить леща.
100. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.


Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в . И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее. Однако в этой статье в рамках всего , классификация будет построена на основе звуков и сочетания звуков, которые тренируются. Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка - воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.

Скороговорки со звуком «ш»

[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш].

Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш], первая из которых является, наверное, самой популярной скороговоркой:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

Скороговорки со звуком «щ»

Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов. Вот четыре примера чистоговорок для отработки звука [Щ]:

  • Кощея щами не угощают.
  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

А вот комбинированная скороговорка для тренировки двух звуков «щ» и «ш»:

  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Скороговорки на тренировку «л»

Сам звук [Л] обычно не вызывает трудностей, если у вас нет французского акцента. Скороговорки с этим звуком направлены на развитие частого повторения слогов, где присутствует [Л].

  • Лапти лыковые, лыки липовые.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?

Скороговорки на тренировку «р»

Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов). Ниже приведены скороговорки на отработку звука [Р] в сочетании с другими звуками:

  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Прорубь рубили — рыбку ловили.
  • Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Конечно, существует множество чистоговорок для тренировки произношения и других звуков, кроме того есть усложненные и специфические варианты: лигурия, шибболет и другие. Для скороговорения можно также использовать даже обычную книгу. Однако все это выходит за рамки данной статьи, направленной на ознакомления со скороговорками для развития речи и дикции. Если вы испытываете серьезные трудности с произнесением определенных звуков, то вам следует обратиться к специалисту, которые вам поставит правильное произношение. В ином случае вы рискуете научиться неверному произношению, которое потом будет очень трудно исправить.

Красивая четкая речь — это не только комфортное общение, но и своеобразная визитная карточка образованного человека. Она помогает создать хорошее впечатление у собеседника, расположить его к себе и передать ему свою мысль. К сожалению, культура речи и ее общий уровень сегодня заметно снизился. Все реже можно встретить взрослого человека с идеальной дикцией и хорошо поставленными речевыми навыками. Что говорить о детях и подростках, среди которых в последнее время выросло число тех, кто не выговаривает звуки «р», «с», «ш» и т. д. Благо, в логопедии давно известны методы исправления картавости, шепелявости и других речевых изъянов. Среди самых эффективных и доступных коррекционных мероприятий — скороговорки для развития речи и дикции. Это всем известные короткие и длинные фразы/стишки, повторение которых помогает исправить дефекты речи. В идеале для достижения быстрого и устойчивого положительного эффекта скороговорки следует совмещать с артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими упражнениями. Но и сами по себе эти простые тренировочные тексты при регулярных занятиях способны значительно улучшить речевые навыки. Далее вас ждет подборка лучших скороговорок для детей 3-4, 5-6 и 10-12 лет, имеющих проблемы с произношением. Кроме того, вы найдете более сложные варианты скороговорок для взрослых, в том числе и проходящих реабилитацию после инсульта.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

Ядра кедров! Выдрав с выдры

В тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка -

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка -

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Длинные скороговорки для развития речи и дикции у подростков — готовые упражнения

Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.

Длинные скороговорки для упражнений на развитие речи и дикции подросткам

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса - нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира -
Кормили факира.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Сложные скороговорки для развития речи и улучшения дикции у взрослых — варианты упражнений, видео

А как быть со взрослыми — помогут ли им скороговорки при сложных дефектах в произношении, в развитии речи и улучшении дикции? Специалисты, уверены, что да. Другое дело, что одними скороговорками при речевых нарушениях взрослым не обойтись. Им необходима помощь логопеда и систематические упражнения, в частности, артикуляционная гимнастика. Но если цель улучшение дикции при речевой норме, то взрослый может обойтись и без специалиста. В этом случае стоит сделать упор на разнообразные и систематические упражнения с использованием скороговорок разных форматов.

Варианты сложных скороговорок на развитие речи и улучшения дикции для взрослых

Ниже представлена подборка сложных скороговорок для развития речи и улучшения дикции, которую могут использовать взрослые люди.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Побрёл бобёр в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
а бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.
Те, кто ненавидит скороговороведофилов — скороговороведофилофобы.
Те, кто поедает скороговороведофилофобов — скороговороведофилофобофаги.
Те, кто ведёт борьбу со скороговороведофилофобофагами — антискороговороведофилофобофаги.
Те, кто выдаёт себя за антискороговороведофилофобофагов — квазиантискороговороведофилофобофаги!

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: "А скороговорка велика"?
И сказал скороговор: "Нет" — вот его ответ.

Простые скороговорки для развития речи и дикции взрослых с буквой «р»

Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.

Варианты простых скороговорок на развитие речи и дикции взрослых с буквой «р»

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.