Прикладная культурология сфера применения. Отличие фундаментальной культурологи от прикладной

Лекция 2. Структура и состав современного культурологического знания

История охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития. В отличие от истории культуры, основанной на принципе ретроспекции, культурология занимается не конкретными фактами, а выявлением закономерностей их возникновения и познанием самих принципов развития культуры.

Культурология может быть структурирована по специфическим целям, предметным областям и уровням познания и обобщения. Здесь прежде всего имеет место разделение культурологии на:

· фундаментальную, изучающую культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, разрабатывающую категориальный аппарат и методы исследования и т.п.;

· прикладную, ориентированную на использование фундаментальных знаний о культуре в целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, на разработку специальных технологий трансляции культурного опыта.

Фундаментальную культурологию, в свою очередь, можно разделить на следующие разделы:

1. онтология культуры (определение и социальные функции культуры);

2. гносеология культуры (внутренняя структура и методология);

3. морфология культуры (структура);

4. семантика (символы, знаки, образы, языки, тексты);

5. антропология (человек как производитель и потребитель культуры);

6. социология (социальная стратифицированность культуры);

7. социальная динамика (генезис, изменение основных типов).

Прикладная культурология выполняет несколько практических задач, связанных с прогнозированием и регулированием актуальных культурных процессов, разработкой основных направлений культурной политики:

· функционирование институтов культуры (пример : реформа русского языка);

· задачи социокультурного взаимодействия (пример : межнациональные отношения в России и США);

· охрана и использование культурного наследия (пример : передача соборов и монастырей православной церкви).

· исследует организацию и технологии культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры.

2. Структура современной культурологии. Говоря о структуре современной культурологии, можно выделить также следующие структурные части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

С одной стороны, все они в определенном смысле существуют и как самостоятельные дисциплины, взаимодействуя с целым рядом других научных дисциплин, опираясь на их фактический материал, методы исследования, а также выработанные в них и апробированные практикой и историей подходы. С другой стороны, они естественным образом составляют целостную систему знаний культурологии, которая органически соединяет их способы и методы познания культурных явлений, свойственные им подходы к рассмотрению происхождения и культурной специфики таковых.



Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате. Она изучает содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. вырабатываются критерии для понимания культурных явлений, в том числе впервые возникающих и не имеющих исторической традиции истолкования. Теория культуры исследует теоретические проблемы конкретного бытования культуры в обществе в разнообразии ее проявлений,

Таким образом, мы видим, что культурология в своем разделе теории культуры изучает культурные феномены и сам феномен культуры, во-первых, в единстве и целостности культурного пространства как такового, его структуры и содержания, в закономерностях его собственной внутренней жизни; во-вторых, в отношениях феномена культуры с человеком и миром. Для этого вырабатываются и используются специальные категории и понятия, в которых фиксируется сложное содержание культурных явлений, их развитие и изменение, и делается это присущими культурологии путями, методами и средствами.

Реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов находится в центре внимания истории культуры. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни; исследует истоки культурных явлений, процессы их распространения. История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.).

История культуры позволяет увидеть преемственность культурных форм и то новое содержание, которое вносится развитием культурного контекста, культурных реалий и отношений. История культуры помогает понять истоки становления современных культурных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей. Именно история культуры позволяет увидеть всю культуру как непрерывный процесс, в котором человек постепенно очеловечивает и самого себя, и весь мир, и в то же время увидеть саму культуру как воплощение развития определенных исторических закономерностей и как некую целостность, обладающую собственными внутренними законами и логикой развития. Именно культурно-исторический подход позволяет выделять и анализировать динамику культурного движения, духовную общность людей, выявлять тенденции развития культурных явлений и целых культур.

Лекция 4. Теоретическая и прикладная культурология

1. Теоретические исследования в культурологии

Культурология выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить факты, которые представляют отдельные изучающие культуру науки. Именно поэтому особенно большое значение в культурологии приобретают теоретические исследования, разработка теорий, которые позволили бы систематизировать историко-культурный материал.

Культурологическая теория, как и любая научная теория, представляет собой сложное построение, включающее в себя различные элементы: понятийный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, научные модели, методикиэкспери-ментальной проверки теоретических построений и многое другое. Не затрагивая иных аспектов теоретической культурологии, рассмотрим основные понятия, или категории, используемые культурологической наукой. Данные категории составля ют фундаментальную основу теоретической культурологии. Естественно, они связаны со всеми элементами культурологических теорий.

Среди наиболее широко распространенных понятий (категорий) теории культуры можно назвать:

1) функции культуры;

2) культурные явления;

3) культурные объекты;

4) свойства культуры;

5) типы исторического развития культуры;

6) культурные процессы;

7) культурные смыслы;

8) символы культуры;

9) культурные ценности;

10) культурное поведение;

11) культурные контакты и взаимодействия (аккультурация) и их различные формы;

12) культурную среду;

13) инкультурацию (т. е. вхождение человека в культурную среду);

14) культурные и социокультурные институты (т. е. организации, осуществляющие функционирование культуры);

15) культурную политику;

16) культурные и социокультурные группы;

17) системы культуры;

18) социальные, национальные, исторические и иные типы культур и т. д.

Особое значение для культурологической мысли имеет понятие «цивилизация», во многом близкое по значению к понятию «культура».

Отметим и понятия, которые чаще, чем другие, встречаются в языке теоретической культурологии.

Культурные универсалии – наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни (нормы, ценности, идеи, верования, стереотипы мышления и поведения).

Культурные образцы, или паттерны, – устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

Культурные архетипы – основополагающие, базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в какой-либо культуре или типе культур (восточном, западном и др.). Понятие «архетип» стало широко известно благодаря работам одного из классиков психоанализа – К.Г. Юнга. В настоящее время оно используется в самых разных значениях, иногда далеких от учения Юнга.

Культурная таксономия – система, позволяющая упорядочить различные черты и элементы культуры и построить из них модель какой-либо культуры.

«Парадигма» культурологии. Это понятие ввел американский историк науки Т. Кун. Он обозначил им классическую научную разработку, которая становится образцом для дальнейших научных исследований (например, механика Ньютона), основой научной традиции. Время от времени из-за накапливания не вписывающихся в классическую теорию фактов происходит смена парадигм – научная революция.

Теория Куна в определенной мере применима и к истории развития культурологии. Как смену парадигм можно рассматривать переход от концепций универсальной (всемирной, общечеловеческой) культуры к теории локальных цивилизаций, исследованиям в рамках цивилизационного подхода. Теоретическая культурология постоянно обновляет свой категориальный (т. е. понятийный) аппарат, как и другие элементы культурологических теорий. Этот процесс связан с формированием новых течений культурологической мысли, новых научных и философских направлений, новых точек зрения на культурологическую проблематику. Так, с появлением в 70-80-х гг. XX в. постмодернизма в язык культурологов вошли такие понятия, как: «симу-лякр», «деконструкция», «виртуальность», «ризома» (особый тип ненаправленного развития, развития «во все стороны») и др. Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются творческим обменом между этой наукой и социологией, антропологией, лингвистикой, историей, философией и другими гуманитарными науками.

Теории культуры опираются на серьезную фактическую базу и имеют целый ряд практических применений. Все это позволяет теоретической культурологии быть живой и плодотворной частью культурологического и гуманитарного знания.

2. Прикладные исследования в культурологии

В культурологической науке можно выделить исследования фундаментального теоретического характера, конкретного теоретического характера, экспериментального или направленного на сбор научного материала характера (по типу «полевых» исследований в этнографии), а также ряд промежуточных между ними форм научной работы.

Наряду с ними в культурологии существуют и прикладные, т. е. имеющие практическое значение и применяемые на практике, исследования.

Практически прикладные аспекты культурологии весьма многообразны.

Приведем в качестве примеров некоторые из них.

Культурологические знания позволяют проводить экспертизу различных проектов культурной политики, законов и юридических документов, которые направлены на регулирование деятельности институтов культуры (искусства, науки, образования).

В последние годы культурология стала основой процесса т. н. «куль-турологизации» российского образования, т. е. насыщения программ школ и вузов культурологической информацией.

Цель культурологизации образования – помочь школьникам и студентам сформировать систему культурных ориентиров, необходимых в условиях резких общественных и культурных перемен как в самой России, так и во всем мире.

Прикладное значение культурологии проявляется и в том, что она участвует (наряду с психологией, социологией, педагогикой) в изучении явлений социализации, культурализации, т. е. «вживания» человека в определенную общественно-культурную систему.

Другое направление прикладных культурологических исследований – это охрана культурного наследия, изучение возрождающихся культурных традиций, например традиций казачьих культур России, форм религиозной культуры и т. д.

Высокая степень изучаемости вопросов взаимодействия культур делает культурологию незаменимым помощником в исследовании причин конфликтов на национальной, культурной и религиозной почве и выработке мер по предупреждению такого рода конфликтов или ликвидации их последствий.

Теории социокультурного развития в культурологии являются прекрасной основой для социального и культурного прогнозирования и проектирования на различные периоды времени.

Новые направления прикладных исследований в культурологии порождаются потребностями общества, сложными проблемами, постоянно встающими перед ним.

Культурология – это гуманитарная наука о сущности, закономерности и развитии человеческих знаний и способах постижения культуры.

С момента возникновения философии культурология оформляется как специфическая сфера гуманитарного знания. Это определение относится к Новому времени и связывается с философской концепцией исторического процесса у Д.Б. Вико (1668–1714), И. Гербера (1744–1803), Г.В. Гегеля (1770–1831).

Основополагающее влияние на развитие культурологии в XX в. оказали такие мыслители, как О. Шпенглер, К. Юнг (ученик З. Фрейда), М. Хайдеггер, К. Левистрос и многие другие.

В нашей стране культурология представлена работами Н.Я. Данилевского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лот-мана и ряда других авторов.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания, в силу чего он может быть назван дескриптивно-герменевтическим.

Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. При этом рациональное объяснение выступает как мысленная реконструкция культурно-исторического процесса исходя из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которые выступают методологической основой для культурологии.

Культурология, как и всякая гуманитарная наука, не ограничивается объяснениями, поскольку культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует в неживой связи с ней. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании , т. е. в обретении целостной, интуитивно-смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. В культурологии понимание предшествует объяснению, дополняя его и в то же время углубляясь в него и корректируясь им. Задача культурологии – это осуществление диалога культур , в ходе которого мы приобщаемся к иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Только таким путем происходит взаимообогащение культур. Следовательно, культурологию нельзя сводить только к системе знания. Культурология обладает не только системой рационального знания, но и системой внерационального понимания, которые внутренне согласуются между собой.

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Культурология: Учебник для вузов автора Апресян Рубен Грантович

Раздел III Практическая культурология

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Лекция 6. Культурология как наука о культуре 1. Культура как предмет культурологииСлово культура произошло от латинского cultura: «населять, культивировать, поклоняться» (последнее нашло свое отражение в понятии cultus – «религиозный культ»).Во всех случаях раннего

Из книги Россия: критика исторического опыта. Том1 автора Ахиезер Александр Самойлович

43 ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культурология имеет наряду с теоретическим уровнем исследования прикладной уровень, имеющий практическое значение.Целями прикладной культурологии являются прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов,

Из книги Структурная антропология автора Леви-Стросс Клод

Из книги Мир современных медиа автора Черных Алла Ивановна

Из книги Демон театральности автора Евреинов Николай Николаевич

Прогноз как теоретическая и эмпирическая задача В основе прогнозирования дальнейшей динамики России должен лежать прогноз развертывания модифицированного инверсионного цикла, возможность качественных сдвигов в этом цикле, его дальнейшей модификации. Еще более

Из книги Избранное: Динамика культуры автора Малиновский Бронислав

Теоретическая и прикладная антропология Таким образом, с этой точки зрения перед музеями антропологии открываются не только возможности исследовательской работы (переходящей, впрочем, в значительной степени в лабораторную); их ждут новые задачи практического

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

1. Информационно-политическая повестка дня: теоретическая модель Что такое информационно-политическая повестка дня? Теория установления, или формирования, повестки дня (Agenda-Setting Theory) описывает воздействие масс-медиа, заставляющее индивидов считать некоторые явления и

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

Из книги автора

1. Прикладная и теоретическая антропология Может быть, самое главное заключается в том, чтобы полностью осознать тот факт, что каждая по-настоящему значимая теория должна в конечном счете иметь практическую ценность. В то же время полевой исследователь, сталкиваясь с

Из книги автора

Культурология Еще сохранилась память о том времени, когда чиновники предложили исключить культурологию из образовательного стандарта. Культурология стала развиваться в нашей стране в 60-х годах прошлого века. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые

Из книги автора

Гл. 3. Прикладная антропология в действии

Из книги автора

3.1. Прикладная антропология: что это такое? Определение специфики прикладной антропологии, ее соотношения с «неприкладными» исследованиями до сих пор является проблемой, далекой от решения. Оценка итогов прикладной деятельности британских социальных антропологов

Практическое значение культурологии. Основные направления прикладной культурологии. Знание о культуре и проблемы управления ее развитием. Важнейшие сферы современной социокультурной активности. Взаимодействие различных культур и субкультур. Экология культуры. Инновационный потенциал прикладной культурологии.

Значение и основные направления прикладной культурологии

Наука как форма познавательной деятельности разделяется на фундаментальную, теоретическую и прикладную, практическую. Обе части взаимосвязаны друг с другом, но относительно автономны. Каждая отрасль естественных, общественных, гуманитарных наук имеет в своем составе эти две части. Социальная ценность науки определяется как ее теоретическими разработками, так и применением на практике. Совершенствование техники основано на достижениях в физике, химии, математике. Медицинская практика использует фундаментальные разработки генетики, биологии. Экономика базируется на закономерностях рынка, торгового обмена, потреблении. В гуманитарных науках связь между теоретическими и прикладными исследованиями имеет свою специфику. Археология открывает новые страницы истории культуры, этнография, социальная и культурная антропология способствуют пониманию особенностей образа жизни, ментальности, духовного мира разных народов и этносов. Перечисление аспектов связи теории с практикой можно продолжить, важно подчеркнуть всеобщность и необходимость соединения науки с практикой, учитывая специфику и особенности каждой науки.

Прикладная культурология включает совокупность методов, процедур, технологий, ориентированных на достижение практических перемен в различных сферах культурной жизни. Она неразрывно связана со всеми теоретическими разделами культурологии, но направлена на внедрение и изменение реальности. Прикладная культурология имеет ориентацию на перспективу, предлагая проекты модернизации культуры, более эффективных форм духовного развития личности, совершенствования деятельности социаДьно-культурных институтов, образования и воспитания. Прикладная культурология определяет возможность применения специалистов - культурологов, подготовленных в системе образования.

Прикладная культурология имеет несколько направлений активных действий.

  • 1. Применение и использование основных теоретических позиций в междисциплинарных исследованиях: социологии, социальной и культурной антропологии, этнологии, социальной психологии, истории, искусствознании и других гуманитарных науках.
  • 2. Разработка и проектирование развития инфраструктуры региональной культуры с учетом территориальных, исторических, национально-этнических, демографических, социально-экономических условий и особенностей, взаимодействия центра и периферии, столицы и провинции, больших и малых городов, городских и сельских поселений.
  • 3. Проектирование основных направлений процесса глобализации, развития межкультурных коммуникаций, представление российской культуры на международном уровне, взаимодействие с национальными культурами зарубежных стран.
  • 4. Культурологические аспекты в практической деятельности телевидения, прессы, Интернета, театров, кинотеатров, выставок, галерей, музеев, центров досуга и других социальных институтов.
  • 5. Воспитание и формирование духовного мира личности, организация педагогической деятельности, разработка программ обучения истории мировой и отечественной культуры в рахзичных учебных заведениях и в свободное время.
  • 6. Эмпирические культурологические исследования, направленные на разрешение социальных и культурных проблем в различных сферах экономической, политической, профессиональной, религиозной, семейной, художественной, повседневной культуры.
  • 7. Проектирование и прогнозирование развития культуры на федеральном и региональном уровне, разработка стратегии и методов культурной политики.
  • 8. Проведение культурологической экспертизы национальных проектов развития образования, социального обеспечения, внедрения инноваций в различные сферы культуры.
  • 9. Проектирование развития межэтнических отношений, сохранения и развития культуры малочисленных народов, воспитание толерантности.
  • 10. Развитие экологической культуры и сохранение культурного наследия, формирование общественного мнения по проблемам экологии, обновления исторического центра городов, сохранения природных заповедников.

И. Культурологическое обоснование развития туризма и межкультурных коммуникаций, освоение достижений мировой и отечественной культуры, развитие интереса к другим культурам и толерантности.

  • 12. Развитие культуры менеджмента, корпоративной культуры предприятий, банков, офисов и организаций.
  • 13. Внедрение культурологического анализа в рекламную деятельность и организацию связи с общественностью (publik relations ), формирование общественного мнения по актуальным проблемам культуры.
  • 14. Разработка программ, направленных на снижение факторов риска в жизни человека и формирование здорового образа жизни (уменьшение дорожно-транспортных происшествий, алкоголизма, наркомании, азартных игр, компьютерной игромании).
  • 15. Культурологическое обоснование развития физической культуры и спорта, воспитания культуры тела и духа, использования методов традиционной российской и восточной культуры, народной медицины и культурных практик повседневной жизни.
  • 16. Разработка теоретических и методологических оснований культурной политики государства.

Перечисленные направления представляют лишь наиболее очевидные сферы практической культурологии и по мере развития науки, подготовки специалистов они будут дополняться и расширяться. Именно так происходило в становлении социологии и этнологии, социальной и культурной антропологии, психологии и педагогике. В последние годы особенно стремительно развивается практическая психология, специалисты принимают участие в преодолении межнациональных конфликтов и экстремальных ситуаций, разрешении семейных проблем и межличностных отношений. Возможно, по аналогии с психологией было бы точнее называть прикладную культурологию - практической культурологией. Это предложение может стать предметом обсуждения.

Эмпирические исследования в прикладной культурологии включают теоретическое обоснование проблемы, определение причин возникновения, тенденции развития, противоречия, которые привели к напряжению и конфликту, возникновению негативных явлений, снижающих позитивный потенциал культуры. Эти позиции составляют теоретическую основу исследовательского проекта. В него органично включается гипотеза, предшествующая организации и проведению исследования. Она формулируется как вероятностное предположение о разрешении проблемы и потому обретает статус лидирующей теории, получающей проверку, подтверждение или опровержение на основе проводимого эмпирического исследования. Как известно, не только положительный, но и отрицательный результат, полученный в процессе эксперимента, тоже имеет практическое значение. Теоретическая и методологическая обоснованность - важная составная часть прикладных эмпирических исследований. Именно эта часть в значительной степени обеспечивает культурологическую грамотность эмпирического исследования, обеспечивая стратегию проведения, достоверное описание и объяснение, сопоставление полученных данных с другими подобными экспериментами.

Прикладная культурология опирается на принцип целостности культуры как системы, изучает во взаимосвязи все явления, факты, события в пространстве жизненного мира. Этот подход отражает методологическое положение теоретического обоснования программы исследования. В научном дискурсе выявление проблемной ситуации составляет основной смысл, своеобразное «знание о незнании». Практические рекомендации, направленные на разрешение проблемы, являются результатом культурологического исследования. Эмпирический уровень научного познания предполагает определение соответствующих методов сбора и обработки конкретной информации, проведение наблюдения и измерения, организацию эксперимента, моделирование исторической динамики культурных процессов. Важно иметь в виду, что проведение эмпирического исследования весьма трудоемкое дело, требующее особой тщательности и ответственного отношения. Собирание и обобщение фактов в любой сфере культуры не может быть самоцелью или представлять хаотическое нагромождение сведений, лишенное смысловой конструкции. Это лишь компрометирует исследование.

Прикладная культурология - перспективная инновационная область научного знания, обеспечивающая успешное проведение модернизации и трансформации современного российского общества и культуры. В процессе исследований она выполняет познавательную, диагностическую, эмпирическую, организационную, творческую и управленческую функции. Все это требует включения в практические проекты таких разделов, как прогнозирование и планирование предстоящих перемен, использование социальных технологий, методические рекомендации специалистам- практикам.

В настоящее время она активно развивается, в ее структуре возникают самостоятельные направления, связанные с совершенствованием деятельности социальных институтов, развитием культуры в регионах, формированием духовных потребностей личности. Прикладные исследования имеют междисциплинарный характер, используют достижения социологии культуры, социальной и культурной антропологии, этнографии, социальной психологии, педагогики и социально-культурной деятельности, межкультурной коммуникации, семиотики и лингвокультурологии, региональной культурологии, конфликтологии.

Междисциплинарные связи прикладной культурологии лишь подчеркивают необходимость объединения усилий гуманитарных наук в решении главной цели прикладной культурологии - вовлечения человека в мир культуры, развития духовного потенциала личности. Это сложный и длительный процесс, зависящий как от состояния культуры общества, культурной среды и обстоятельств жизни человека, объективных возможностей реализации его потенциалов, так и отличных интересов, стремлений, мотивов, желаний, установок и настроений отдельного человека. Согласование объективных и субъективных факторов, создание благоприятной культурной среды для самореализации личности и воспитание человека, стремящегося освоить культурный мир, приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры, внести творческий вклад в ее развитие, - такова важнейшая задача прикладной культурологии. Она не просто ставит цели, но располагает комплексом механизмов и социально-культурных технологий, обеспечивающих реализацию этих задач. Было бы неверным считать, что только прикладная культурология ответственна за вовлечение человека в культуру. Эта задача непосильна для одной науки.

Прикладная культурология вносит вклад в успешное приобщение личности к отечественной и мировой культуре, развитие интересов и духовного мира. Организация культурной среды и современные технологии могут способствовать повышению культурного уровня общества, преодолению негативных тенденций. В современном обществе стремительно развиваются две тенденции: групповые, коллективные формы приобщения к культуре и индивидуальные интересы. Многие люди избегают групповых форм досуга, предпочитают собственные интересы и увлечения. Ориентация на коллективные формы должна органично дополняться индивидуальными ценностными ориентациями. Функцию приобщения личности к культуре выполняют многие социальные объединения. Семья и семейные традиции, школа и система образования, группы сверстников и друзья, культурная атмосфера и духовный климат большого и малого города, стереотипы и требования профессиональной корпоративной культуры, насыщенность городской среды различными учреждениями культуры, памятные места исторических событий и культурное наследие - все это оказывает влияние на формирование духовной культуры личности. Свободное развитие человека должно опираться на многообразие интересов и потребностей личности, а социально-культурные технологий способствуют их реализации.

Однако, несмотря на все усилия многих учреждений культуры, существует общая озабоченность и неудовлетворенность состоянием культуры российского общества. Снижение уровня повседневной культуры, засорение русского языка сленгом и иностранной терминологией, сквернословие, нарушение элементарных норм общения, распространение криминала, коррупции, невежества, пренебрежения к историческому и культурному наследию, разрушение семейных отношений и многое другое требуют объединения усилий ученых, педагогов, практиков для решения этих проблем. Примитивность вкусов, ограниченность культурных интересов, небрежность и неопрятность внешнего облика, агрессивность поведения и грубость, пьянство и наркомания, цинизм и хулиганство стали симптомами кризиса российской культуры. Эти проблемы постоянно обсуждаются в общественном мнении, личном общении и было бы неверным считать ответственной за все недостатки лишь прикладную культурологию. Они подчеркивают сложность и неоднозначность социальной проблемы вовлечения личности в культуру.

Прикладная культурология предоставляет свои социально-культурные технологии и методы, благодаря которым человек реализует свои интересы. Особенность современной культуры состоит в динамичном увеличении культурной среды, расширении культурных контактов, издании новинок литературы, организации концертов, художественных выставок и многого другого. Эта ситуация имеет и негативное влияние на человека. Он убеждается в невозможности «объять необъятное», возникает необходимость самоограничения и специализации в освоении культуры. Это требует социальной и педагогической помощи, совета, иначе человек теряет ориентиры, духовный мир становится более примитивным, приобщение к культуре поверхностной. Идеал гармоничного развития остается отдаленной мечтой. Не менее опасным является враждебное отношение к культуре, презрение к культурному наследию как устарелому, пренебрежение нормами повседневного общения, уважения достоинства личности. Необходимо всемерно использовать возможности прикладной культурологии, чтобы изменить ситуацию, способствовать преодолению негативных тенденций.

Одним из первых исследователей прикладной культурологии как научной дисциплины и практики социально-культурной деятельности является доктор культурологии, профессор М. А. Ариарский . Концепция развития прикладной культурологии поддержана Российской академией образования. Автору присуждено звание лауреата первой премии конкурса научных проектов Северо-Западного отделения РАН в номинации «Фундаментальные исследования».

  • См.: Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научногоосмысления. СПб., 2008; Он же. Прикладная культурология. 2-е иэд. СПб., 2001.

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прикладная культурология

Сфера применения

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология…………………4

Раздел 2. Сфера применения………………………………………………....9

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме…………………………..12

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии……………..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…….17

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие культурологи во многом связано с осознанием сложности и противоречивости процессов социокультурной жизни общества.

В этом контексте все острее встает вопрос о прикладной культурологи, как специальной области научного знания, в рамках которой возможно продолжать углубленное изучение внутренних механизмов, определяющих функционирование различных сфер современного социокультурного пространства.

Одной из актуальных задач является определение границ прикладной культурологи, типологии культурных процессов, которые могут подлежать включению в проблемное поле ее исследований. Важной методологической проблемой является разграничение фундаментальной и прикладной культурологи как сфер единого научного знания, выявление специфических задач, которые определяют их функционирование в современном обществе.

Эти и другие проблемы еще далеки от своего окончательного разрешения, диапазон существующих в специальной литературе точек зрения весьма широк.

В реферате предпринята попытка проанализировать наиболее актуальные подходы к пониманию прикладной культурологи как нового научного направления с целью определения ее проблемного поля, задач, перспектив развития и сфер применения.

Раздел 1. Фундаментальная и прикладная культурология

Прикладной уровень культурологии формировался на протяжении XX в. в развитых странах мира в рамках практического применения результатов научных исследований в области культурной и социальной антропологии.

Интерес к такого рода знаниям в России обозначился сравнительно недавно - с последних десятилетий ХХ в. и связан с радикальными социокультурными изменениями, происходящими в нашей стране.

Важную роль в актуализации практических аспектов культурологического знания, безусловно, играют как интенсивные процессы межкультурных коммуникаций, так и трансформация многих социальных институтов, ценностных ориентиров, норм поведения в российском обществе. В этих условиях в нашей стране происходит формирование специфической области научного знания - прикладной культурологии.

Институционализация нового направления в отечественной науке встречает серьезные трудности. Можно вспомнить, что прикладная культурология, изначально существовавшая в номенклатуре научных специальностей в рамках культурологии, сегодня упразднена. Тем не менее, это не означает отсутствие интереса к разработке актуальных культурологических проблем в их прикладном звучании. Происходит кристаллизация исследовательских подходов, радикально отличающих прикладную культурологию от других областей научного знания, включение в сферу ее интересов новых проблем.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества, мышления.

Эти законы и структуры изучаются в «чистом виде» безотносительно к их возможному использованию. Непосредственная цель прикладных наук -применение фундаментального знания для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем (см.: Философский энциклопедический словарь, 1983: 405). В отечественной научной литературе понятия «прикладное»

и «практическое» нередко отождествляются.

Попробуем обратиться к словарям для идентификации понятия «прикладной».

В английском языке «прикладной» - applied, а «прикладная культурология» - applied cul$tural studies. Инфинитив to apply в переводе означает «применять, прикладывать, приложить, использовать»; именно этот спектр значений определяет наполнение исследуемого понятия. В любом словаре русского языка мы увидим иную расстановку акцентов: в первую очередь «прикладной» - это имеющий практическое значение, применяемый на практике. Поэтому и в специальных исследованиях нередко отождествляют прикладную культурологию с практическим применением знаний о культуре, понимают ее как практическую деятельность, которая не требует специальных научных изысканий.

Этим тенденциям противостоит иная исследовательская позиция: прикладная культурология - это особая область научного знания, имеющая собственную теоретическую базу и сферу практических исследований в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшний день существует несколько основополагающих позиций, определяющих методологические подходы, цели и задачи прикладной культурологии как новой области научных знаний.

Так, А. Я. Флиер предлагает следующую дефиницию: прикладная культурология – это наука, «находящаяся на стыке фундаментальной культурологии с политологией, юриспруденцией, прикладной социологией, психологией, педагогикой и стремящаяся использовать их методики, технологии по практическому воздействию на сознание и поведение людей в интересах регулирования культурно-ценностных установок последних» (Флиер, 1997: 145).

Приведенное определение показывает, что в концепции исследователя прикладная культурология, хотя и опирается на фундаментальное теоретическое знание, не является самостоятельной областью в системе наук о культуре, так как использует методологию смежных областей знания и имеет преимущественно практическую направленность. Главные цели прикладной культурологии связаны, по мнению А. Я. Флиера, с решением задач «изучения и формирования принципов и технологий целенаправленного управления культурными процессами (разумеется, в пределах тех параметров, которыми можно и нужно управлять)» (Флиер, 2000: 75).

Точка зрения А. Я. Флиера является примером широко распространенного у современных исследователей практико-ориентированного подхода к пониманию целей и задач прикладной культурологии.

Следующий подход, важный для понимания проблемного поля прикладной культурологии, наиболее ярко представлен концепцией М. А. Ариарского. Основой его методологической позиции является познание человека в системе многообразных социокультурных процессов. На первое место в культурологическом знании он выносит не изучение культуры в широком смысле слова, не теоретические проблемы, связанные с определением роли и места культуры, для него важно «определить пути и средства вовлечения человека в эту культуру, выработать у него умения и навыки культурной деятельности…» (Ариарский, 2001: 22).

Он понимает прикладную культурологию как «отрасль культурологии, раскрывающую методологические основы, закономерности, принципы, средства, методы и формы вовлечения человека в мир культуры; определяющую механизм создания благоприятной культурной среды…» (Ариарский, 2000: 27). Иными словами, приоритетными задачами нового научного направления он предлагает считать разработку теоретических и методологических основ изучения тех социокультурных механизмов, которые определяют в широком смысле функционирование человека в обществе. Отсюда предмет прикладной культурологии, по мнению М. А. Ариарского, это «механизм хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; технология изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; методология и методика вовлечения личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество» (Ариарский, 2001: 10).

Таким образом, прикладная культурология здесь выступает как отдельная - в рамках современной культурологии - область научных знаний, занимающаяся разработкой собственной методологии и исследованием широкого спектра проблем, связанных с развитием человека в системе современной культуры.

Еще одним подходом к пониманию прикладной культурологии как области современных научных знаний можно считать точку зрения И. М. Быховской, обозначенную в недавно опубликованной коллективной монографии «Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований». И. М. Быховская разработала вопросы статуса, содержания, функций прикладной культурологии. Принципиально важной характеристикой ее исследовательской позиции является мысль о наличии собственной фундаментальной, теоретической базы прикладной культурологии, которая должна ложиться в основу широкого спектра практических исследований. Основной задачей прикладного культурологического знания, с ее точки зрения, является «научно-стратегическое обеспечение практики, разрешение реальных социальных проблем, которое основано на эффективном использовании имеющегося теоретического знания о культурных факторах, механизмах, закономерностях» (Быховская, 2010: 21).

Определению специфики теоретической базы прикладной культурологии, ее отличию от фундаментального пласта культурологических исследований И. М. Быховская придает особое значение. Ключевым основанием для их разделения, по ее мнению, является характер целевой ориентированности.

Фундаментальный уровень, пишет она, это приращение самого знания как такового, «познание ради познания… развитие теории культуры, углубление знаний о ее сущности, морфологических характеристиках, закономерностях и механизмах генезиса и динамики культуры…» (там же: 20). Она разводит понятия фундаментального и теоретического: теоретический уровень входит в структуру прикладных исследований, а не противопоставлен ему.

По мнению Быховской, цель прикладной культурологии - использование теоретического знания о культуре в «научно-стратегическом обеспечении практики» (там же: 21).

Она подчеркивает, что прикладная культурология, несмотря на прагматическую ориентированность, не является разработкой решений практических задач социокультурного процесса, а стремится к их комплексному теоретико-методологическому обоснованию, моделированию, применению в различных областях общественной жизни.

Сегодня культурологические исследования играют важную роль в постижении различных аспектов сложнейших процессов, определяющих социокультурную динамику.

Авторский подход перекликается с позицией И. М. Быховской и схож по основным положениям с концепцией М. А. Ариарского: практико-ориентированные исследования современных социокультурных процессов должны, вбирая в себя фундаментальное знание о культуре, иметь собственную теоретико-методологическую базу. Понимаемая в таком ключе прикладная культурология оказывается тем важнейшим звеном в системе современного гуманитарного знания, в рамках которого возможно эффективно изучать глубинные тенденции и характеристики процессов социокультурного развития.

Мы живем в динамичном, быстроменяющемся мире; в этих условиях необходимость эффективного культурологического анализа всего спектра институтов современного общества не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению важность регулирования, моделирования, прогнозирования происходящих процессов и явлений. Решение этих задач в большом объеме укладывается в русло прикладной культурологии как актуальной для современной отечественной гуманитарной науки области знаний, синтезирующей

достижения фундаментальных исследований и теоретико-методологическую разработку механизмов комплексного анализа социокультурной реальности. Авторское понимание места прикладной культурологии в системе современной науки можно суммировать в следующем определении: прикладная культурология - это область научного знания, которая изучает актуальные процессы социокультурной деятельности людей, разрабатывая собственную теоретическую

базу своих исследований, используя фундаментальные знания о культуре для дальнейших практических действий в современном социокультурном пространстве.

Отсюда становится очевидной важность дальнейшего культурологического изучения явлений современной социокультурной динамики. Его задачей должно стать, с одной стороны, утверждение статуса прикладной культурологии в системе гуманитарных наук, с другой - обозначение границ, проблемного поля, методологических оснований нового, но в высшей степени актуального научного направления.

Раздел 2. Сфера применения

Прикладной уровень культурологического познания формировался в 20 веке в развитых странах мира в рамках практического применения результатов культурной и социальной антропологии. Важнейшие причины расширения потребностей специалистов и управленческого персонала в знании результатов культурологического анализа можно свести к следующим глобальным факторам: в мире начали интенсивно расширяться межкультурные контакты и развиваться международный туризм; во многих странах стали усиливаться процессы аккультурации и внедрения социокультурных инноваций; для многих традиционных обществ стали актуальными явления модернизации и постмодернизации, что затрагивало не только технологии труда, духовные ценности, нормы поведения, но и социальные институты, образ жизни в целом; изменялось соотношение между городской и сельской культурой; трансформировался традиционный тип личности, что усложняло процесс личностной, групповой, социальной самоидентификации; во многих странах мира появлялась новая проблема социокультурной реадаптации общества и человека к нездоровой, чреватой катастрофами экологической обстановке, порождаемой техногенно - антропологическим фактором.

Работа с культурой - целенаправленное изменение объекта или предупреждение изменений. Например - сохранение мертвых языков.

Технологизация отношений между людьми. Куртуазность – средство преодоления утилитарного типа взаимодействия.

Вторая существенная характеристика прикладной культурологии - интеграция форм активности, связано с жизнью социокультурной практики.

Структурированная социокультурная практика - основное направление, определенное тематически.

3 сферы применения:

Трансформационная активность.

Различают творческую и конструктивную формы активности. Творческая активность предполагает инновативную деятельность. Для того чтобы удерживать социокультурную систему в равновесии, необходимо приложить усилия к изменению способа существования. Фор: «вы вынуждены прилагать дополнительные силы на сохранение веса, если вы на диете».

В творческой активности существует проблема включения створяемого в жизнь социокультурной системы, то есть, проблема ассимиляции в жизни:

Первый этап: сотворил и рад: с глаз, из сердца - вон, состояние катарсиса,

Второй этап: ощущение, что все сделано не так, муки неудовлетворенности, желание совершенствовать.

Третий этап: из второго вытекает проблема утверждения любого акта творения.

Конструктивная активность направлена на создание конечного продукта.

Животные к этому не способны, пчела выполняет генетически заложенную программу. Человек всегда создает заново. На смысловых оттенках деятельности можно различать данные активности.

Конструирование - агитация на результат, повторяя состав в новом образе существования.

Творчество направлено на созидание, то есть, творчество - процесс самовыражения, конструирование - самовыражение вовне.

Учение о перманентности. Движение - все, конечная цель - ничто.

Социальное творчество - творчество вне конструктивности, чистое творчество. М. Бернштейн.

Просветительская активность, направленная на порождение и распространение знаний. В редуцированном виде характеристики активности преобразуются в подходящую информацию для общества. В информационном подходе существуют два ограничения исторического содержания.

Знания сводятся к информации (информация = форма содержания знания)

Развитие знания рассматривается только в количественном характере, следствием чего является отмена предыдущего знания новейшим. Например - появление печатной книги - отмена рукописной. Здесь: только интенсификация распространения знания. Характеристика просветительской активности - ориентация на качественное усовершенствование социокультурной системы. Фор - сексуальное просвещение в системе среднего образования - болезнь или более качественное распространение знания?

Экспозиционная активность - форма жизни культуры, где происходит закрепление культурных ценностей, хотя это происходит в сфере просветительской активностей, но здесь применяются наглядные методы и она имеет более широкую сферу применения. Существование искусства основано на этой форме активности. Театр, концертная деятельность, музыка, поп-арт. Практические цели определяют социальные функции культурологии в различных сферах общественной и профессиональной деятельности, к их числу также можно отнести государственную, дипломатическую, военную службу. Каждое лицо, – писал К. Леви-Строс, – призванное жить в контакте с совершенно чуждым ему обществом – будь то администратор, военный, миссионер, дипломат и т.п. – должно иметь если не общую, то, по крайней мере, специальную подготовку в области наук о культурен. С этим следует согласиться. Но надо добавить, что в современном обществе каждый политический деятель, чиновник должен понимать, что без поддержки культуры невозможно развитие государства, как и без поддержки науки о культуре невозможно выстроить модель воспитания и образования, т.е. разработать адекватные для нынешнего этапа механизмы культурной идентификации для человека. Следовательно, направления в прикладной культурологии связаны с областями взаимодействия разных культур, а также культуры и человека (в том числе и трансляции культурных ценностей в системе образования) и т.д. На основании исследований, проводимых культурологами в разных странах мира, ученые пришли к выводу о самостоятельности и полноценности каждой культуры и к отрицанию абсолютной роли какой-то одной системы моральных понятий. Методологической основой данных культурологических исследований выступает принцип культурного релятивизма, т.е. признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами. Суть этого принципа в признании самостоятельности и полноценности каждой культуры, в отрицании абсолютного значения какой-то одной системы оценок, в принципиальном отказе от этноцентризма и евроцентризма при сравнении культур различных народов. Так, Клод Леви–Строс полагает, что наука о культуре вновь обретет свое место, если мы предложим африканским или меланезийским этнографам так же свободно изучать нас, как мы будем изучать их. Это обогатило бы науки о культуре, открыв перед ними пути дальнейшего развития. Взаимопонимание позволит отойти от классификации культур на «высшие» и «низшие», избежать стремления втиснуть их в прокрустово ложе какой–либо одной «эталонной» культуры или цивилизации.

Раздел 3. Социокультурная практика в туризме

Туризм является столь же сложным и многогранным понятием, как и «культура». Для одних специалистов туризм - это «путешествие ради развлечения, искусство удовлетворения самых разнообразных потребностей, побуждающих человека покидать время от времени свой обжитой мирок», «путешествие какого-либо лица в продолжение, по крайней мере, 24 часов» из местности, в которой он обычно проживает, в другую. Для других - туризм представляет собой часть политики, средство укрепления и саморекламы отдельных стран и регионов. Ныне в понимании туризма произошли значительные изменения. Туризм как элемент активного досуга перестал в нашей стране рассматриваться в качестве средства идеологического воздействия на личность ради навязывания ей определенных ценностей и т.д. Изменились и представления о социокультурном развитии отдельных регионов. Единый образ жизни, формирование однородного социума перестали быть доминирующей ценностью культурной практики. Общество осознало многообразие собственных языковых групп и культур. Эта своеобразная поликультурность социального пространства соединена с ростом культурно-творческой активности различных этнонациональных групп и слоев населения. Вследствие социальных процессов происходит отделение туризма от государства, продолжается демонополизация обслуживания иностранных туристов, развитие частного предпринимательства в этой сфере. В то же время смысл туристской деятельности в настоящий момент оказался явно обедненным, сохранены лишь поверхностные туристские мотивы: тяга к развлечению, внешней зрелищности, «простому» отдыху. Индустрия туризма постоянно закрепляет подобное понимание, где утрачен изначальный смысл туристского типа жизнедеятельности как мобильной рекреации, основными мотивами которой являются: познание нового, открытие внутренних ресурсов, эстетического познания природы, истории, культуры других народов. Тенденции развития индустрии туризма сформировали «социальный заказ» на знания и навыки общетеоретического и прикладного характера. Культура и ее феномены, механизмы и динамика культурных процессов, взаимодействие народов и культур - это и многое другое является не только объектами исследования культуролога, но и «точками приложения» культурологического знания.

Раздел 4. Глобализация в свете прикладной культурологии

Под культурной глобализацией учеными понимается формирование единых ценностных пространств, проявляющихся в морали, в искусстве, в общении, образе жизни, стереотипах поведения т.д. При этом некоторые из них полагают, что культурная глобализация имеет вторичный характер. Так, современный немецкий исследователь Ульрих Бек анализирует культурную глобализацию лишь как резонансное явление, сопровождающее экономическую активность. Для других исследователей культурная глобализация – самостоятельное направление глобализационных процессов, более того – это культурно–исторический процесс развития и сближения национальных культур на базе общечеловеческих ценностей. Как бы ученые не трактовали само понятие, большинство из них признает, что культурная глобализация приводит к серьезным изменениям культуры. Глобальное распространение идентичных культурных образцов также делает пространство иррелевантным, потому, что оно перестает быть традиционным, то есть утрачивает свое изначальное родство с населяющими его людьми. Реальные земные ландшафты, реки, горы и ущелья были полны мифов, теней предков, в них жило не только настоящее, но и прошлое. Культурные ландшафты составляют специфическую категорию объектов культурного наследия того или иного народа. В формировании культурного ландшафта принимало не одно поколение людей и их активная интеллектуальная и духовная деятельность, сохранены в виде овеществленных объектов, комплексных историко-культурных и природных образований, являющихся носителями исторической памяти. С культурологической точки зрения, глобализация представляет собой сложный, противоречивый, диалектический процесс, в ходе которого происходят взаимно предполагающие тенденции развития и проявляются разнообразные тенденции: интеграции и дифференциации, универсализации и партикуляризации и т.д. Ключевым вопросом культурной глобализации становится соотношение унификации и многообразия культур. Самобытность культуры изначально имеет под собой рациональную основу и служит для формирования национальной идентичности. В Хартии Земли, провозглашенной ООН, особое внимание обращается на то, что культурное разнообразие является ценным наследием, и различные культуры найдут свои собственные пути к реализации своего видения устойчивого образа жизни. Поскольку современный мир приобретает свойства поликультурного пространства, возрастает напряженность в межнациональных и культурных отношениях. Политика мультикультурализма в подобном контексте представляется ответом на вопрос, каким образом могут сосуществовать миллионы коренных жителей и иностранных граждан либо в рамках единого политического, социокультурного пространства. Мультикультурализм представляет собой сосуществование множества культур в одном пространстве, как правило, имеющем государственные границы. Таким образом, культурологические исследования направлены на выработку правил и норм сосуществования различных культур и их носителей в едином обществе, в едином социокультурном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика прикладного уровня культурологического знания состоит в его интегративном характере, что предъявляет более сложные требования к тем практическим решениям, которые могут быть выработаны на его основе. Если прикладной уровень какого-либо дисциплинарного знания (например экономические, политологические, социологические, психологические науки) углубляет лишь свой, узкоотраслевой аспект познавательной деятельности, а практические рекомендации касаются только соответствующего сегмента социокультурной практики и предназначены для профессионального отраслевого использования, то для культурологического подхода характерны такие особенности, как интегративно-целостное рассмотрение объекта познания в его исторической динамике, выделение и учет таких его аспектов, как коммуникативный, ценностно-смысловой, традиционалистский, инновативный, групповой, индивидуально–личностный и др. Все это, безусловно, способно усложнить восприятие культурологических проектов и предложений в рамках, например таких отраслей практики, как политическое управление, хозяйственная деятельность, социальная или национальная политика и др. Учет совокупности социокультурных качеств и сторон практической деятельности требует перехода специалистов и управленческих работников на межотраслевое взаимодействие, что позволяет углубить понимание их профессиональных проблем, разработать адекватное их решение, а также эффективно реализовать это решение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Ариарский, М. А. (2000) Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: СПб.
  2. Быховская, И. М. (2010) Прикладная культурология: знания в действии // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М. : Смысл. C. 7–33.
  3. Флиер, А. Я. (2000) Культурология для культурологов. М. : Академический Проект.
  4. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Коллекттивная монография // Автор-составитель И.М. Быховская. - М.: Смысл, 2010
  5. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2007. –349 с.
  6. Прикладная культурология // Сбор.научных статей. Под общ.ред. Воронковой Л.П. // М.:Профиздат, 2009
  7. Бенедикт Р. Хризантема и меч: модели японской культуры / Пер. с англ. Н.М. Селиверстова; под ред. А. В. Говорунова. – СПб. : Наука, 2004.

Культурология как научная (и учебная) дисциплина входит в состав современного культурологического знания, включающего в себя также философию культуры, историю культуры, социологию культуры, социальную и культурную антропологию и некоторые другие дисциплины. Необходимо отграничить культурологию от родственных ей наук, хотя сделать это довольно трудно, потому что они очень близки по предмету и методам исследования, кроме того, процесс дифференциации ещё не закончен.

Философия культуры - это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем - бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры - «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х - ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

Культурная антропология представляет собой современное крупное научное направление на Западе, понять её сущность поможет этимологический анализ терминов: «антропос» - человек, «логос» - мысль, учение, наука. Формированию культурантропологии способствовало развитие в 60-70 гг. ХIХв. этнографии (от слов «этнос» - народ, племя, «графо» - пишу). Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культурантропологические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с поставновкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.

В социальной антропологии, возникшей на Западе в конце ХIХ в., методом изучения является сравнение обществ разных типов с целью понять природу человеческого общества, законы его функционирования. При этом внимание социальных антропологов направлено на изучение различных аспектов социальной жизни, социальных отношений, механизмов социального контроля и т.п. Различия между культурной и социальной антропологией связаны с разными теоретическими подходами к изучению общества и культуры.


Культурная антропология интересуется прежде всего механизмами трансляции культурного опыта, проблемами динамики культуры, в то время как социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы в архаических и традиционных обществах с учетом этнических особенностей их культур. Сторонники культурной антропологии и сторонники социальной антропологии исходят из разной оценки значимости культуры и общества. Культурантропологи считают первичным феноменом культуру, а общество рассматривают как ее подсистему. Социальные антропологи на первое место ставят общество, культуру определяют как его функцию. В настоящее время позиции социальных и культурных антропологов сближаются.

История культуры - научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой - не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

Обратимся теперь к культурологии . В зарубежной науке термин «culturology» связывается с именем американского антрополога Л. Уайта (1900-1975), хотя автором термина считается немецкий ученый В. Освальд, и это не случайно. Л. Уайт использовал данное понятие для обозначения науки, которая должна заниматься человеческим поведением, но не с психологической стороны (этим занимается психология), а со стороны его «экстрасоматической традиции», т. е. культурной, выходящей за рамки чисто телесной. Л.Уайт считал, что «предметы и явления, составляющие культуру, располагаются во времени и пространстве 1) в организме человека (идеи, верования, эмоции), 2) в процессах социального взаимодействия людей, 3) в материальных объектах (топоры, фабрики, глиняная посуда), находящихся вне организма, но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми» . Также Уайт особую роль в культуре отвел символам, в которые облекаются человеческие культурные реакции, и тем самым определил специфику культурологии как науки. Однако в дальнейшем культурология прошла сложный путь развития, ее объединяли с антропологией, и сам термин использовался крайне редко. Сегодня существует мнение, что «культурология на Западе как наука не существует» .

В России до недавнего времени такой науки не было, различные культурные феномены изучались в рамках других наук, и только с конца 80-х – начала 90-х годов можно говорить о выделении культурологии в отдельную отрасль гуманитарного знания со своим объектом и предметом изучения. До сих пор нет единства в понимании культурологии как научной дисциплины. Существует, как минимум, три подхода к ее определению. Первый, интеграционистский, согласно которому культурология – это комплекс дисциплин, изучающих культуру, ведь культурология возникла на стыке многих наук – философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнологии, психологии культуры, социологии культуры, истории культуры, и в 90-е годы она такой и была по преимуществу. Второй, который трактует культурологию как раздел разных научных дисциплин, изучающих культуру. И третий, рассматривающий ее как самостоятельную, автономную научную дисциплину. К этой позиции присоединяются многие, мы также ее разделяем.

Есть и попытки свести культурологию к одной из близких ей дисциплин – к истории культуры, к философии культуры и т т.п., что делает культурологию более узкой дисциплиной. С.Я Левит возражает против такого подхода: «Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует прошлое, то культурология – знание о текущей культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Культурология ориентирована на познание того общества, что связывает различные формы культурного существования людей. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Т.е., культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» .

Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная рассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

Прикладная культурология изучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития .