Проблема воздействия шума на человека аргументы. Воздействие шума на человека (текст И.А

Сочинение по тексту:

Природа. Как способна она повлиять на наш внутренний мир?

Природа... Это не только обилие красок, цветов и запахов, это еще и несметное множество звуков: шелест листвы, журчание ручья, пение птиц... Но самым главным из всех этих звуков является "звук" тишины. Лишь он способен усмирить бушующие в нас тревоги и переживания, дать духовное просветление, одарить спокойствие. Где еще, как не в горах, в лесу или на берегу океана можно "услышать" тишину?

Подтверждением сказанного мною являются слова героини произведения М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита": "Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни - тишиной". Маргарита говорила это своему возлюбленному, чтобы донести истинную сущность природы, которая заключалась в единении двух душ: природы и человека.

А в произведении И. С. Тургенева "Отцы и дети" главный герой Е. Базаров, напротив, отвергая наслаждение природой, говорил: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Этими словами он дал мне понять, что не каждый в силах разглядеть в природе "спасательный круг" , способный "вытащить" человека из хлопот, суеты и шумихи.

Количество слов: 230

Текст И. Ильина:

(1)Природа никогда не создаёт шума. (2)Она учит человека величию в тишине. (3)Молчит солнце. (4)Беззвучно разворачивается перед нами звёздное небо. (5)Мало и редко слышим мы что-либо из «сердцевины земли». (6)Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. (7)Даже море способно к «глубокой тишине». (8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно... (9)А человек шумит. (10)0н шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. (12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо всё, что природа даёт нашему слуху, — это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. (13)Поражённые и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. (14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шёпот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто... рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. (16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рёв, проникая в человека, мало что дают ему. (17)Шум — дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. (18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. (19)Он не таит в себе ничего духовного. (20)Он «говорит», не имея что сказать. (21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга — шум. (22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». (23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живёт уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. (25)Примерно так: «Приветствую тебя, человек!.. (26)Послушай-ка! (27)Впрочем, мне нечего тебе сказать!..» (28)И снова... (29)И снова... (30)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: «Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». (31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. (32)Благодаря шуму внешний мир делается значимым. (33)Он оглушает человека, поглощает его. (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух». (35)Шум перекрывает всё: во внешнем — пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. (36)Во внутреннем — возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. (37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. (38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное. (39)Робка также и муза. (40)Как легко спугнуть её шумом!.. (41)Нежна её сущность, голос её нежен. (42)А шум — дерзкий парень. (43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки... (45)От этого бедствия я не знаю утешения. (46)Есть только одно: побороть шум...

(По И. Ильину*)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением. Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться. А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера. В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.

Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь. В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова. И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.

И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма». Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию. Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.

А.П. Чехов «Ионыч»

Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина. В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин. В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.

1)Природа никогда не создает шума. 2)Она учит человека величию в тишине.3)Молчит солнце. 4)Беззвучно разворачивается перед нами звездное небо. 5)Мало и редко слышим мы из «сердцевины земли». 6) Милостиво и блаженно покоятся царственные горы. 7)Даже море способно к «глубокой тишине». 8)Самое великое в природе, то, что определяет и решает как таковую нашу судьбу, происходит бесшумно…

9)А человек шумит. 10)Он шумит спозаранку и допоздна, преднамеренно и непреднамеренно, работая и развлекаясь. 11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом. 12)Так и хочется сказать, что шум составляет «привилегию» человека в мире, ибо все, то природа дает нашему слуху, - это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум. 13)Пораженные и захваченные, стоим мы, когда свой голос поднимает гром, вулкан или ураган, и внимаем этому голосу, который вознамерился сказать нам нечто величественное. 14)Рокот Рейнского водопада или моря, обвалы горной лавины, шепот леса, журчанье ручья, пение соловья мы слышим не как шум, а как речь или песню родственных нам, но таинственных сил. 15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто…рев радио – это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле. 16)Шум присутствует везде, где звук мало значит или вовсе ничего не значит, где громыхание, свистение, жужжание, гудение, рев, проникая в человека, мало что дают ему. 17) Шум – дерзкий и разочаровывающий, кичливый и пустой, самоуверенный и поверхностный, беспощадный и лживый. 18)Можно привыкнуть к шуму, но никогда нельзя им наслаждаться. 19)Он не таит в себе ничего духовного. 20)Он «говорит», не имея, что сказать. 21)Поэтому всякое плохое искусство, всякая глупая речь, всякая пустая книга – шум.

22)При этом шум возникает из духовного «ничто» и растворяется в духовном «ничто». 23)Он выманивает человека из его духовного убежища, из его сосредоточенности, раздражает его, связывает, так что тот живет уже не духовной, а исключительно внешней жизнью. 24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это. 25)Примерно так: 26)«Приветствую тебя, человек!.. Послушай-ка! Впрочем, мне нечего тебе сказать!..»

27)И снова… 28)И снова… 29)Бедный человек подвергается нападкам и даже не может отразить нападающего: 30)«Если тебе нечего сказать, оставь меня в покое». 31)И чем больше человек захвачен шумом, тем привычнее для его души внимание к чисто внешнему. 32)Благодаря шуму внешний мир становится значимым. 33)Он оглушает человека, поглощает его. 34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человекстановится духовно «глух».

35)Шум перекрывает все: во внешнем – пение мира, откровение природы, вдохновение от космического безмолвия. 36)Во внутреннем – возникновение слова, рождение мелодии, отдохновение души, покой разума. 37)Потому что воистину, где нет тишины, там нет покоя. 38)Где шумит ничтожное, там смолкает Вечное.

39)Робка также и муза. 40)Как легко спугнуть ее шумом!.. 41)Нежна ее сущность, голос ее нежен. 42)А шум – дерзкий парень. 43)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. 44)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки…

45)От этого бедствия я не знаю утешения. 46)Есть только одно: побороть шум… (По И.Ильину)

Показать текст целиком

Уже давно всем понятно, что человек своей деятельностью портит природу, разрушает экологическую систему и вредит этим себе же. В тексте И. Ильин поднимает проблему экологическую, которая очень важна и актуальна для современного человека; проблему воздействия шума, создаваемого человеком, на самого человека.

И. Ильин рассматривает поднятую проблему через повседневные действия человека, которые создают огромное количество шума: «Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рев мотоциклов…рев радио». Этим автор показывает, что человек создает шум почти каждым своим действием.

Чтобы полностью показать воздействие шума на жизнь человека, И. Ильин рассуждает об искусстве и музе, он считает, что любой шум уничтожает творчество, пугает музу.

Так, в «романе в стихах» А.С. Пушкина «Евгений Онегин» автор показывает городских жителей и жителей деревни. Конечно, во времена А.С. Пушкина человек еще не создавал столько шума, но уже тогда тишина была не везде. Заглавный герой произведения, который все время проводил в светском и городском шуме, воспринимает мир совсем иначе, чем жители деревни: Татьяна, Ленский. Это показывает, что городская жизнь в шуме «ослепляет» восприятие мира .

Еще один похожий пример воздействия шума на человека можно найти в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Каждый день в городе стоит шу

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

В нашем быстром, суетливом мире нет ни секунды на то, чтобы остановиться задуматься, услышать что-то большее, чем просто назойливый шум. Он полностью заполнил человеческую жизнь, вытеснив благодатную тишину. Изначальному, чарующему безмолвию, проникающему в самую человеческую суть, сложно найти место в современной действительности. Именно над проблемой влияния шума на человека и мир рассуждает в тексте Ильин. Автор утверждает, что все в природе наполнено особой тишиной, которая говорит намного больше слов. Она несёт важный смысл и духовность в сердца людей. Мелодия природы неспешна и неназойлива. Ее звуки всегда несут отпечаток величественного молчания. Они приносят вдохновение и успокоение. Шум же, который с каждым днём набирает все большую силу, не несёт ничего полезного. Он, несмотря на всю свою мощь, не может дойти до внутреннего мира человека.

Бесполезные и суетливые звуки лишают людей духовного взора. И мы перестаем слышать сердцем. Шум заполняет собой мир и не даёт почувствовать и воспринять, ту древнюю и прекрасную музыку, которую доносит до нас природа с изначальных времен. По-мнению автора такая ситуация это великое бедствие.

Я согласна с точкой зрения Ильина. Действительно, современный мир с лишком громок и быстр. Шум не оставляет возможностей для более глубокого понимания сути вещей. Он заполняет собой окружающее пространство, не давая услышать голос природы. Тишина, которая проникает в самые дальние уголки человеческого сознания, теряется среди мириад бесполезных звуков. Шум заполняет человека и делает его мысли проще и приземлённее. И люди постепенно перестают понимать и замечать высокое и вечное. Тогда как тихая песнь природы наполняет нашу душу смыслом и светом, шум оставляет лишь внутреннюю пустоту.

В художественной литературе есть немало книг, в которых размышляют о роли шума и тишины в жизни человека. Многие философы и писатели интересовались этим вопросом. Он занимал умы великих людей с давних времен.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» большое значение уделяется воздействию природы на человека. В сцене в Отрадном изображается тихая лунная ночь. Светлое, торжественное безмолвие поражает героев. Недаром Наташа Ростова в порыве восхищения восклицает: «Ах, какая прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Тишина природы возвышает и наполняет души надеждой. Этот эпизод наполнен спокойствием и изначальной красотой.

В стихотворении Маяковского изображается картина суетливого города. Он наполнен множеством звуков: «По эхам городов проносятся шумы, на шепоте подошв и громах колес…Ящики гула пронесет грузовоз». Маяковский показывает ситуацию, когда нет места тишине: «на царство базаров коронован шум». Во всём стихотворении видно пагубное влияние шума на мир.

Итак, очень важно в нашей быстрой жизни находить время для того, чтобы просто послушать тишину. Она несет за собой вдохновение и умиротворение. Природное величественное безмолвие пробуждает в людях все лучшее. Поэтому очень важно не терять среди постоянного шума легкую мелодию природы.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением. Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом». Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться. А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера. В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.

Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь. В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова. И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.

И.А. Гончаров «Обломов»

Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма». Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию. Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.

А.П. Чехов «Ионыч»

Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина. В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни». Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин. В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.