Русская культура во второй половине XVIII века. Эпоха Екатерины II

1762-1796 гг. - Правление Екатерины II.

Правление Екатерины II принято назвать эпохой «про­свещенного абсолютизма» - это особый политический курс, связанный с использованием идей французских, английских и итальянских мыслителей - идеологов Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа); главной целью политики являлось приспособление старого абсолютистского режима к новым условиям, зарождавшимся буржуазным отношениям. «Просвещенный абсолютизм» как особый этап государствен­но-политического развития был связан с поиском новых форм взаимоотношений господствующего социального слоя с государственной организацией.

1762 г. - Дворцовый переворот, начало царствования Ека­терины II.

Немецкая принцесса Софья Ангальт-Цербстская, в право­славии Екатерина Алексеевна, жена Петра III, при поддержке гвардии свергла своего мужа, непопулярного в политической элите.

1764 г. - Издание указа о секуляризации церковных земель.

Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имуществен­ную самостоятельность, оказалось на содержании государ­ства. В политике Екатерины по отношению к церкви заклю­чалось: во-первых, влияние антиклерикальных (светских, антицерковных) позиций идеологов Просвещения; во-вто­рых, продолжение начатого Петром процесса превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

1767-1768 гг. - Работа Уложенной комиссии.

В России по-прежнему действовало Соборное уложение 1649 г. Требовалось создать новый свод законов, отобрав ре­ально действующие положения. В комиссию вошли предста­вители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Подоб­ного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

Комиссия не оправдала надежд императрицы: каждое со­словие отстаивало свои корпоративные привилегии, зачастую противоречащие друг другу. Поняв, что Уложенная комиссия не может выполнить поставленные перед ней задачи, Екате­рина распустила ее под предлогом начала войны с Турцией в 1769 г. Окончательно упразднена была комиссия в 1774 году.

1768-1774 гг. - Первая русско-турецкая война.

Фактором ухудшения отношений с Османской империей стал рост русского влияния в Польше, введение российских войск на территорию Польши (Речи Посполитой). В 1770 г. состоялось сражение на реке Ларге (приток Прута, террито­рия Молдавии), где русская армия под командованием Петра Румянцева обратила в бегство турецкие войска и крымскую конницу. Второе знаменитое сражение, в котором отличился Румянцев, произошло на реке Кагул. Здесь удалось разгро­мить противника, который по численности в 5 раз превышал русские силы. Успешными были действия русского флота. Балтийский флот под командованием адмирала Григория Спиридова обогнул Европу и в Средиземном море атаковал турецкий флот в Чесменской бухте, у Хиосского пролива. Ту­рецкая эскадра была уничтожена. По Кючук-Кайнарджий- скому мирному договору Россия получила полоску черно­морского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду; Крым стал независимым от Османской империи; Молдавия и Валахия перешли под российское покровительство; Турция платила России контрибуцию.

1772 г., 1793 г., 1795 г. - Участие России в разделах Речи Посполитой.

Упадок могущества раздираемой внутренними противоре­чиями Речи Посполитой на протяжении XVIII века предопре­делил раздел ее территории Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего, окончательного раздела Австрия за­владела Малой Польшей с Люблином; к Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой; Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь (украинские земли).

1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Крупномасштабное казацко-крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, объявившегося себя Пе­тром III, началось на Яике (Урал), и обрело такой размах, что историки называют его крестьянской войной. Ожесточен­ность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием войны стали новые реформы, которые привели к укреплению того строя, против которого направлялось народное возмущение.

1775 г. - Областная (губернская) реформа.

Количество губерний возросло с 23 до 50, провинции были ликвидированы, а губернии делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор, а группу из 2-3-х губер­ний (наместничество) - наместник или генерал-губернатор. Губернское правление состояло из Казенной палаты, ведав­шей промышленностью, доходами и расходами, и Приказа общественного призрения, отвечавшего за содержание школ и больниц (богоугодных заведений). Была сделана попытка отделить судебную власть от административной. Судебная система строилась по сословному принципу: для каждого со­словия - свой выборный суд.

Губернская реформа привела к ликвидации многих кол­легий (кроме Иностранной, Военной, Адмиралтейской), по­скольку их функции перешли к местным губернским органам. Таким образом, делалась попытка децентрализации власти. Губернская реформа привела к увеличению числа городов, так как ими были объявлены все центры губерний и уездов.

1783 г. - Присоединение Крыма к России; подписание Геор­гиевского трактата о протекторате России над Восточной Грузией.

В 1777 г. в результате вторжения русских войск в Крым на ханский престол был избран российский ставленник Ша- гин-Гирей, но для упрочения положения в Крыму Екатерина направила Григория Потемкина. После переговоров крым­ский хан отрекся от престола и передал Крым России. За ди­пломатическую победу Потемкин получил титул «князь Тав­рический» (Крым - Таврида в древности). В 1783 г. Восточная Грузия заявила о желании перейти под покровительство Рос­сии, что зафиксировал Георгиевский трактат. Грузинский царь Ираклий II стремился обезопасить страну от мусульман­ских Турции и Персии.

1785 г. - Издание Жалованной грамоты дворянству и Жало­ванной грамоты городам.

Пытаясь реализовать основополагающий принцип фи­лософии Просвещения - верховенство права и закона, Ека­терина делает шаги по регламентации правового положения сословий. Дворянам даруется свобода от телесных наказа­ний, подушной подати, обязательной службы; право неогра­ниченной собственности на имения и в том числе землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности; лише­ние дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с утверждением главы государства; имения осужденных дворян не подлежали конфискации; расширялись полномочия сословных учреждений дворянства. По существу дворянство получило самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями.

Не случайно правление Екатерины нередко называют «золотым веком дворянства». Жалованная грамота городам подтвердила дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний. Городское население делилось на шесть разрядов, составлявших «градское общество»: купцы, мещане (мелкие торговцы ремесленники), духовенство, дворяне и чи­новники. Горожане избирали городского голову, членов маги­страта и гласных (депутатов) общей градской думы.

1787-1791 гг. - Вторая русско-турецкая война.

Причины войны: 1 - стремление вернуть Крым; 2 - за­ключение русско-австрийского союза. Россия и Австрия планировали расчленить Турцию и создать на принадлежав­ших ей территориях с православным населением «Грече­скую империю» во главе с представителем династии Рома­новых. Выдающаяся победа была достигнута войсками под руководством Суворова у р. Рымник. Полководец применил тактику внезапности, которая помогла обратить в бегство 80-тысячную турецкую армию. Победы сухопутной армии были подхвачены на море. В 1790 г. флот под командованием Ф. Ушакова одержал победу в сражении у острова Тендра, тур­ки потеряли 4 линейных корабля. Летом 1791 г. Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В декабре был заключен Ясский мирный договор. Он подтвердил передачу России Крыма и российское покровительство Грузии; Бесса­рабию, Молдавию, Валахию пришлось вернуть Турции, что­бы не обострять отношения с европейскими державами, не­довольными усилением русских позиций на Дунае.

1788 г. - Взятие турецкой крепости Очаков.

Крепость Очаков считалась ключом к Черному морю.

1790 г. - Взятие турецкой крепости Измаил войсками под руководством А. Суворова; выход книги А. Радищева «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

Главным событием русско-турецкой войны стало взя­тие крепости Измаил в декабре 1790 г. Суворов организовал штурм считавшейся неприступной крепости. По преданию, комендант Измаила в ответ на ультиматум Суворова сказал: «Скорее Дунай потечет вспять, чем падут стены Измаила».

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев впервые определил крепостное право как страшное и безус­ловное зло. Сочинение Радищева выходило за рамки просве­тительской идеологии с ее представлениями о мирном, эво­люционном пути развития. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщик, хуже Пугачева».

1796-1801 гг. - Царствование Павла /.

Павел пересмотрел многие реформы Екатерины II: упо­рядочил и ужесточил дворянскую службу, в частности долго­срочные отпуска; отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду, ликвидировал дворянские собрания. Был изменен порядок престолонаследия: трон передавался по мужской линии старшему сыну царствующего императора или следующему по старшинству брату, что привело к стаби­лизации положения в данном вопросе.

1797 г. - Манифест о трехдневной барщине.

Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также за­прещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этим манифестом Павел I «положил пер­вое ограничение помещичьей власти» (С.Ф. Платонов).

1798-1799 гг. - Участие России в антифранцузских коали­циях, Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова.

Россия стала участницей антифранцузского союза с Ан­глией и Австрией (1795 г.), а затем в 1798-1799 г. антифран­цузской коалиции вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании францу­зов из Северной Италии, завоеванной генералом Бонапартом во время похода в 1797 г. Русско-турецкая эскадра во главе с Ф. Ушаковым изгнала французов с Ионических островов в результате взятия крепости Корфу.

В том же году началось наступление русско-австрийской армии под командованием А. Суворова в Северную Италию (Итальянский поход). Разбив французов, войска освободили Милан и Турин. Суворов готовился к вступлению во Фран­цию, но Австрия настояла на том, чтобы войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с русским корпусом А. Римского-Корсакова.

Русские солдаты совершили уникальный переход через заснеженные Альпы, овладели Сен-Готардским перевалом. Но корпус Римского-Корсакова и австрийцы были разбиты французами, и Суворов с армией оказался в окружении, из которого с трудом вырвался. Павел I отозвал русскую армию на родину, так как расценил поведение англичан и австрий­цев как предательство.

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостническийстрой в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннегосоциально-экономического кризиса. Реформы ПетраIявились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народногохозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений.Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостническойсистемы.

Экономическое развитие России в середине 18 века достиглосвоей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм,разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство немогло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостныекрестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальнаязаинтересованность производителя, а она была присуща только свободному,вольному человеку.

Присоединение к России в 18 веке огромных территорийтребовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоенияэтих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, вто же время она была порождена социально-экономическим развитием России и былазависима от монархии.

После смерти Петра Iмежду его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати,последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срокпроизошла смена лиц политических деятелей.

После смерти Петра Iвыдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727г. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр IIАлексеевич. Но ему было всего лишь 14 лет и для управления страной создаетсяверховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этогосовета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба,победителем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему непришлось, поскольку в 1730г. Петр IIумирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайногосовета, совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (подРигой).

Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которыеона и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользукрупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и АннаИоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым терроромпротив российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.).Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновныв России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, вкотором говорилось, что русский престол должен перейти в руки ИоаннаАнтоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна ирегент Бирон. Но 25 ноября 1741г. был совершен переворот. Бирона и Минихаарестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильеминостранцев.

Восходит на престол Елизавета, заявившая, что смертнаяказнь отменяется. Этот запрет действовал все 25 лет ее правления.

В 1755г. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которыхбыли Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (ФридрихII), приведшая к победе русскогооружия. Впоследствии Фридрих IIговорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого надо ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засильевоенщины. Петр III отменил всеограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получилправо ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра IIIвызвало бурю недовольства и в июне 1762г. был совершен государственныйпереворот. Петра III отстранили отвласти, а на престол вошла Екатерина IIВеликая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничествоидет вширь.

Екатерина II, опятьже используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764г. Всеземли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегииэкономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (т.е. свободу получили около1’000’000 крестьян); часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей имземли.

В 1767г. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянамзапрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкоегосударственное преступление. Указом от 17 января 1765г. крестьяне могли бытьотправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783г. украинскиекрестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649г.уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Какреакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волненияи восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну подпредводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, чтоуправление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новыереформы. В 1775г. указом Екатерины IIпроведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначеныгубернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные исословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775г. принят указ о свободе предпринимательства икупечества. Этот указ повел за собой необходимость реформ в городах. Процессоформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами направо вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамотагородам (1785г.). Первая грамота была направлена на консолидацию силдворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укреплениевласти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российскаямонархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры послеФранцузской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796г. Екатерина IIскончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Онделал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянствавернуться в свои полки.

Через некоторое время указом от 5 апреля 1797г. утверждено,что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретилпродажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта1801г. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбойза выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736г., присоединена полностьюКабардино-Балкария, в 1731г. добровольно в состав России входит Казахстан. Вовремя 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберг.

Во время правления Екатерины IIтрижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать каксамостоятельное государство.

В период правления Павла Iпроисходят великие героические подвиги российских войск под руководствомСуворова.

При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru

Реформы Петра Великого укрепили феодально-крепостнический строй в России, но одновременно они дали большой толчок к развитию внутреннего социально-экономического кризиса. Реформы ПетраI явились началом процесса разложения феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дали толчок формированию и развитию капиталистических отношений. Начинается критика пороков крепостничества, а затем и самой крепостнической системы.

Экономическое развитие России в серединœе 18 века достигло своей вершины в условиях феодально-крепостнических отношений. Феодализм, разрастаясь вглубь и вширь, начал разрушаться изнутри. Товарное хозяйство не могло уживаться с крепостничеством, в результате и помещики и крепостные крестьяне оказались в противоречивых отношениях. Нужна была материальная заинтересованность производителя, а она была присуща только свободному, вольному человеку.

Присоединœение к России в 18 веке огромных территорий требовало их освоения. И крепостное право было тормозом для быстрого освоения этих территорий.

Российская буржуазия была стеснена в своих стремлениях, в то же время она была порождена социально-экономическим развитием России и была зависима от монархии.

После смерти Петра I между его последователями и старой российской знатью, тоже, кстати, последователями Петра, началась борьба за влияние на власть. За короткий срок произошла смена лиц политических деятелœей.

После смерти Петра I выдвинулся фаворит его жены Меньшиков. В 1727ᴦ. Екатерина I умирает и на престол входит внук Петра I Петр II Алексеевич. Но ему было всœего лишь 14 лет и для управления страной создается верховный тайный совет (Меньшиков, кн. Долгорукий и др.). Но внутри этого совета не было единства и между Меньшиковым и Долгоруким завязывается борьба, победителœем из которой выходит последний, но воспользоваться этим ему не пришлось, поскольку в 1730ᴦ. Петр II умирает. Трон опять остается свободным.

В это время гвардейцы, недовольные политикой Тайного совета͵ совершают переворот, возводя на трон племянницу Петра I Анну Иоанновну, которая жила в Елгаве (под Ригой).

Анне Иоанновне были предложены некоторые кондиции, которые она и подписала, в которых оговаривалось, что ее власть ограничивалась в пользу крупной российской аристократии (Тайный совет). Дворяне были недовольны и Анна Иоанновна разогнала Тайный совет, восстановив Сенат. Она правила в течение 10 лет.

Правление Анны Иоанновны характеризуется массовым террором против российского дворянства (пострадали Долгорукий, Голицин и многие др.). Возвышается при дворе Бирон, поднявшийся от конюха до канцлера России.

При Анне Иоанновне велась война с Турцией.

Произвол был невыносим и только после смерти Анны Иоанновны в России настает спокойствие. Умирая, Анна Иоанновна оставляет завещание, в котором говорилось, что русский престол должен перейти в руки Иоанна Антоновича, племянника Анны Иоанновны (внука Петра I и Карла CII, бывших врагов), в то время еще младенца.

Естественно, за него правила его мать - Анна Леопольдовна и регент Бирон. Но 25 ноября 1741ᴦ. был совершен переворот. Бирона и Миниха арестовали и сослали. Переворот совершила гвардия, недовольная засильем иностранцев.

Восходит на престол Елизавета͵ заявившая, что смертная казнь отменяется. Этот запрет действовал всœе 25 лет ее правления.

В 1755ᴦ. открыт российский университет.

Елизавета окружает себя группой советников среди которых были Шувалов, Панин, Чернышов и др.

При Елизавете велась 7-летняя война против Пруссии (Фридрих II), приведшая к победе русского оружия. Впоследствии Фридрих II говорил, что “русского солдата мало убить, его и убитого нужно ещё повалить”.

Годы правления Елизаветы называли лучшими годами России.

После Елизаветы вошел на престол Петр III, правление которого характеризует засилье военщины. Петр III отменил всœе ограничения для дворян. Крестьяне при нем стали подобием рабов. Помещик получил право ссылать крестьянина в Сибирь на каторжные работы.

Деятельность Петра III вызвало бурю недовольства и в июне 1762ᴦ. был совершен государственный переворот. Петра III отстранили от власти, а на престол вошла Екатерина II Великая.

Начинается раздача государственных земель, крепостничество идет вширь.

Екатерина II, опять же используя дворянство, провела секуляризацию церковных земель в 1764ᴦ. Все земли, принадлежащая церквям и монастырям, изъяты и переданы коллегии экономики. Церковные крестьяне переведены на оброк (ᴛ.ᴇ. свободу получили около 1’000’000 крестьян) ; часть земли была передана помещикам.

Екатерина подписала указ о собственности принадлежащей им земли.

В 1767ᴦ. принят указ о прикреплении крестьян. Крестьянам запрещалось жаловаться на своих помещиков. Жалоба расценивалась как тяжкое государственное преступление. Указом от 17 января 1765ᴦ. крестьяне могли быть отправлены своим помещиком на каторгу. Указом от 3 мая 1783ᴦ. украинские крестьяне приписывались к своим помещикам.

Внутренняя политика Екатерины II была направлена на усиление крепостничества. Уложение 1649ᴦ. уже безнадежно устарело. В связи с этим Екатерина II созывает уложенную комиссию для принятия новых законов. Как реакция на политику Екатерины, начинаются многочисленные крестьянские волнения и восстания, которые впоследствии перерастают в крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 73-75 годов. Восстание показало, что управление государством не соответствовало времени.

После подавления восстания Екатерина начинает новые реформы. В 1775ᴦ. указом Екатерины II проведены областные реформы. В России созданы губернии и уезды, назначены губернаторы, создан дворянский надзор, создаются дворянские корпоративные и сословных учреждений, увеличивается штаты чиновников, полиции и сыска.

В том же 1775ᴦ. принят указ о свободе предпринимательства и купечества. Этот указ повел за собой крайне важно сть реформ в городах. Процесс оформления привилегий дворянства и купечества завершается двумя грамотами на право вольности и преимущества российского дворянства и жалованная грамота городам (1785ᴦ.). Первая грамота была направлена на консолидацию сил дворянства, а вторая отвечала интересам купцов. Цель издания грамот - укрепление власти, создание новых групп и слоев, на которые смогла бы опираться российская монархия.

Екатерина принимает решение усиления цензуры после Французской революции. Был арестован Новиков, Радищев.

В 1796ᴦ. Екатерина II скончалась и на престол вошел Павел I.

Характер нового императора был во многом противоречивым. Он делал многие дела наоборот делам своей матери. Павел потребовал от дворянства вернуться в свои полки.

Через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время указом от 5 апреля 1797ᴦ. утверждено, что крестьяне должны работать на помещика не более 3 дней в неделю, запретил продажу крестьян.

Павел разорвал торговые отношения с Англией.

Против Павла высшая знать создала заговор, и 12 марта 1801ᴦ. он был убит в Михайловском замке.

Внешняя политика России 18 века характеризовалась борьбой за выход к Черному морю, был захвачен Азов в 1736ᴦ., присоединœена полностью Кабардино-Балкария, в 1731ᴦ. добровольно в состав России входит Казахстан. Во время 7-летней войны захвачен Берлин и Кенигсберᴦ.

Во время правления Екатерины II трижды происходил раздел Польши, и сама Польша перестала существовать как самостоятельное государство.

В период правления Павла I происходят великие героические подвиги российских войск под руководством Суворова.

Россия во второй половине 18 века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Россия во второй половине 18 века." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и образ ее правления. Сущность политики просвещенного абсолютизма и внутренней политики Екатерины II.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Реформаторская деятельность Екатерины II. Принятие "Наказа" (программы создания правового государства) и его влияние на сознание русских людей. Реформы императрицы в области образования. Литературная и благотворительная деятельность Н.И. Новикова.

    реферат , добавлен 04.02.2011

    Детские годы и образование Екатерины. Приход к власти и время правления. Екатеринское царствование - "золотой век" русского дворянства. Внешняя и внутренняя политика Екатерина II. Первые реформы, отношение к религии. Мнение историков о Екатерине II.

    реферат , добавлен 10.05.2011

    Исследование причин, движущих сил, основных особенностей крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ее итогов. Обзор указа Екатерины II по крестьянскому вопросу в 60-е годы. Описания программы отрицания старого общества, класса-эксплуататора.

    контрольная работа , добавлен 23.09.2011

    Детство, крещение в православную веру, супружество, дворцовый переворот, восшествие на престол Екатерины II. Войны с Турцией и Польшей. Крестьянская война под предводительством Пугачева. Последствия крепостного права. Отношение к вопросам просвещения.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Преобразования Екатерины II в России под влиянием идей французского Просвещения. Основные главы и разделы "Наказа". Созыв и деятельность Уложенной комиссии. Новое губернское учреждение России. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    реферат , добавлен 05.01.2010

    Система высших центральных и местных органов управления в России в первой половине ХVIII в. Реформы государственного управления во второй половине ХVIII в. Губернская реформа Екатерины I. Контрперестройка системы управления Екатерины II Павлом I.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2013

    Сущность и основное содержание "просвещенного абсолютизма" как направления политики Российского государства, впервые введенного Екатериной II. Уложенная комиссия, история и направления ее деятельности. Крестьянская война под предводительством Пугачева.

    К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

    Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

    В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

    Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

    В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

    Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

    Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

    Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

    Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

    Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

    Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

    В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

    Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

    Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

    Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

    Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

    Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

    При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

    Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

    Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

    Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

    Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

    Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

    Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

    Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

    В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

    Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

    Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

    Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

    В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

    Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

    Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

    Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

    В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

    В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

    Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

    Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

    Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.