Русский язык в зеркале языковой игры. Омонимия двух словосочетаний

Ну-с, достопочтенные листатели интернет-журнала «Полезные заметки», перейдём-с от французов к нашим российским литераторам.

Кто у нас главное Светило Русской Поэзии? Ну, конечно же, Александр Сергеевич Пушкин! Предлагаю вашему вниманию несколько историй о юморе великого поэта. И первая из них удивительным образом перекликается с недавно рассказанной байкой об остроумии французского мальчика Саши Дюма .

Нашему отроку Саше Пушкину тоже палец в рот не клади! Как-то раз он также дал отпор хамоватому гостю. Да так знаете, по-нашенски, чисто по-русски! Вот как это было.

Какой арабчик!

Однажды дом родителей Пушкина в Михайловском посетил поэт и сенатор Иван Дмитриев. Александр был тогда ещё ребенком, а потому Дмитриев решил подшутить над оригинальной внешностью кудрявого мальчика и сделал это очень бестактно. Он воскликнул: - Посмотрите, ведь это настоящий арапчик!

Но десятилетний внук Ганнибала не растерялся и вмиг выдал ответ: - Да зато не рябчик!

Присутствующие взрослые были удивлены и жутко смущены, потому что лицо поэта и важного вельможи Ивана Дмитриева было безобразно рябое!

А вот не нужно было ему обижать будущее светило русской поэзии!

Ивану Ивановичу понравился дерзкий молодой человек, и позднее он способствовал поступлению Пушкина в Царскосельский лицей.

Рифма к словам рак и рыба

Как-то раз один знакомый Пушкина, не очень умный офицер со смешной фамилией Кондыба, спросил поэта, может ли он придумать рифму к словам «рак и рыба» . Пушкин тут же ответил: - Дурак Кондыба!

Офицер сконфузился и предложил составить рифму к обратному словосочетанию «рыба и рак» . Вот зачем он это сказал!? Лучше бы он этого не делал!... Вы догадываетесь, что ответил Александр Сергеевич? ...

Правильно, Пушкин выдал: - Кондыба - дурак!

Каламбур «Дети на полу - умный на диване»

Следующий случай наглядно подтвердит, что Пушкин был мастером саркастических экспромтов.

Однажды, когда Александр Сергеевич служил камер-юнкером, он явился на доклад к некому высокопоставленному лицу. Это лицо зевало от скуки, а тело его вальяжно лежало на диване. При появлении молодого поэта важный вельможа даже не сменил позу.

Пушкин передал всё, что было нужно, и хотел удалиться, но вдруг получил приказание произнести экспромт. Пушкин, недолго думая, выдавил сквозь зубы: - Дети на полу - умный на диване.

Сановник был разочарован нелепым экспромтом: - Ну, что же тут остроумного: дети на полу, умный на диване? Понять не могу… Я ждал от тебя большего, Пушкин!...

Александр молчал, а высокопоставленное лицо, повторяя фразу, перемещая слоги и сокращая паузы между словами, пришло, наконец, к такому результату: «Детина полуумный на диване».

После того, как до вельможи дошёл смысл каламбура, Пушкин немедленно и с негодованием был выставлен за дверь.

Вот так своим острым языком Александр Сергеевич и наживал себе врагов среди царедворцев.

Уединенная муза закамских берегов

Во времена Пушкина в городе Казани жила-была поэтесса Наумова. Барышня на выданье, сентиментальная и мечтательная, Наумова занималась написанием лирических виршей. Все они были занесены в объёмистую тетрадь и озаглавлены девицей «Уединенная муза закамских берегов» .

И вот однажды, в сентябре 1833 года в Казань приехал знаменитый поэт Александр Пушкин, который путешествовал по российским городам и собирал материалы по истории Пугачёвского бунта. Он пробыл в городе всего 2 суток и 7 часов. И за это короткое время молодая поэтесса Наумова сумела познакомиться со столичным гостем, преподнесла ему свою тетрадь со стихами и попросила вписать в неё что-нибудь лирическое.

Пушкин бегло просмотрел рукопись и под заглавными строчками:

Уединенная муза

Закамских берегов

быстро написал:

Ищи с умом союза,

Но не пиши стихов.

Остается только надеяться, что девушка вняла совету прославленного поэта и нашла себе достойного супруга.

Очень красивое слово, придуманное Пушкиным

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Гончаровой Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил короткое двустишие с удивительно красивым словом, которое он сам придумал:

Я восхищен, я очарован,

Короче — я огончарован!

Огончарован! - ну ведь красиво же! Такое дивное слово мог создать только великий талант.

Молодые люди, да и холостые мужчины тоже, возьмите этот поэтический приём на вооружение! Если вы захотите добиться благосклонности вашей возлюбленной - вставляйте её фамилию в вышеописанную словесную формулу. К примеру, если фамилия вашей дамы… Колдунова, то смело говорите так:

Я восхищен, я очарован,

Короче — я весь околдован!

А если вашу любимую зовут Кольцова, то, соответственно - окольцован!

Уж как будут довольны столь прелестными стихами её родители, у-у-у! Можете быть уверены - им этот стихотворный каламбур очень понравится! Только сначала проверьте фамилию вашей дамы на благозвучие рифмы, дабы не оконфузиться и не испытать фиаско.

Продолжение следует...

Прочитано 1155 раз

Смех Пушкина производил на людей неизгладимое, просто чарующее впечатление. Художник Карл Брюллов говорил про него

Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны

Предлагаем Вашему вниманию пять шуток от выдающегося русского поэта.

Шутка 1

Александр Сергеевич во время своего пребывания в Царскосельском лицее задумал удрать в Петербург погулять. Отправляется к гувернеру Трико, тот не пускает, заявив при этом, что он будет следить за ним,
Пушкин махнул рукой на это заявление и, захватив Кюхельбекера, удирает в Питер. За ними последовал и Трико. К заставе первым подъезжает Александр Сергеевич.
- Фамилия? - спрашивает заставный.
- Александр Однако! - отвечает поэт. Заставный записывает фамилию и пропускает едущего. За Пушкиным подкатывает Кюхельбекер.
- Фамилия? - спрашивает опять заставный.
- Григорий Двако! - отвечает товарищ Пушкина, придумавшего эту остроумную комбинацию.
Заставный записывает и с сомнением качает головой. Подъезжает, наконец, гувернер.
- Ваша фамилия? - окликает его сторож.
- Трико.
- Ну, врешь,- теряет терпение заставный,- здесь что-то недоброе! Один за другим - Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!
Бедняга Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин свободно покутил со своим товарищем.

Шутка 2

В качестве камер-юнкера Пушкин очень часто бывал у высокопоставленных особ, которые в то блаженное время на всякий выдающийся талант, как литературный, так и артистический, все еще продолжали смотреть как на нечто шутовское и старались извлечь из такого таланта как можно более для себя потешного. Пушкин был брезглив на подобные отношения к себе и горячо протестовал против них меткими, полными сарказма экспромтами.
Явившись, раз к высокопоставленному лицу, Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При входе поэта лицо, разумеется, и не подумало изменить позы, а когда Пушкин, передав, что было нужно, хотел удалиться, то получил приказание произнести экспромт.
- Дети на полу - умный на диване,- сквозь зубы сказал раздосадованный Пушкин.
- Ну, что же тут остроумного,- возразила особа,- де-ти на по-лу умный, на диване. Понять не могу.., Ждал от тебя большего.
Пушкин молчал, и когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла, наконец, до такого результата: детина полуумный на диване, то, разумеется, немедленно и с негодованием отпустила Пушкина.

Шутка 3

Известно враждебное отношение Пушкина к командировке, сделанной ему Воронцовым,- исследовать саранчу в южных степях Новороссии.
Командировка придумана была Воронцовым с целью дать Пушкину, случай отличиться по службе, а Пушкин принял поручение это за желание надсмеяться над ним, и всем известен тот шуточный рапорт в стихах о саранче, который был представлен Пушкиным вместо деловой бумаги:
Саранча летела, летела И села.
Сидела, сидела - все съела И вновь улетела.
Более всего оскорбляло самолюбие поэта то обстоятельство, что Воронцов игнорировал в нем поэта и видел лишь чиновника. Конечно, впредь такой чиновник особых поручений навсегда был избавлен от каких-либо командировок.

Шутка 4

Пушкин любил веселую компанию молодых людей. У него было много приятелей между подростками и юнкерами. Около 1827 года в Петербурге водил он знакомство с гвардейской молодежью и принимал деятельное участие в кутежах и попойках. Однажды пригласил он несколько человек в тогдашний ресторан Доминика и угощал их на славу. Входит граф Завадовский и, обращаясь к Пушкину, говорит:
- Однако, Александр Сергеевич, видно, туго набит у вас бумажник!
- Да ведь я богаче вас,- отвечает Пушкин,- вам приходится иной раз, проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный - с тридцати шести букв русской азбуки.

Шутка 5

Эта история, скорее всего, литературный анекдот, однако весьма занятный. Рассказывали, что однажды знакомый Пушкина офицер Кондыба спросил поэта, может ли он придумать рифму к словам «рак и рыба». Пушкин ответил: «Дурак Кондыба!» Офицер сконфузился и предложил составить рифму к сочетанию «рыба и рак». Пушкин и тут не растерялся: «Кондыба - дурак».

Однажды Пушкин гостил у знакомого графа. Уютно устроившись в кресле, поэт читал какую-то книгу. Неподалеку, на диване, возлежал граф, а на полу около него резвились его дети. Очень скоро хозяин заскучал.

– Саша, – обратился граф к Пушкину, – скажи что-нибудь экспромтом.

Пушкин тут же отложил книгу и, не задумываясь, выпалил:
– Детина полоумный лежит на диване.

Граф не на шутку рассердился.

– Что вы себе позволяете, Александр Сергеевич?! – строго произнес он, чуть приподнявшись на диване.

– Ничего особенного, – лучезарно улыбнулся Пушкин. – Просто вы меня не поняли. Я сказал всего лишь: «Дети на полу, умный лежит на диване!»

Забыв обиду, граф расхохотался, а Пушкин, как ни в чем ни бывало, снова уткнулся в книгу…

Вот так, значит, развлекалось солнце нашей поэзии в свободное от написания шедевров время. Хотя, если вдуматься, шутка Пушкина – тоже шедевр, только относящийся уже не к поэзии, а к одной замечательной словесной игре. Суть этой забавы заключается в том, чтобы отыскивать такие предложения, в которых одна половинка отличается от другой лишь расстановкой пробелов между словами. Ну совсем как в выделенных фразах Пушкина про детину-графа. Такие словесные диковины называются гетерограммами (другое название равнобуквицы).

Придумывать их не так уж и трудно. Иногда достаточно пристально вглядеться в какое-нибудь знакомое слово и просто нужным образом расставить пробелы между буквами. Например так, как это сделал поэт Герман Лукомников со словом «галиматья» (то есть чепуха):
Гали мать я.

А теперь приглядись к названию этой заметки – оно «устроено» так же.

Вот еще несколько гетерограмм, «выросших» из одного слова:
1. Обед не ешь,
обеднеешь! (Д. Авалиани)

2. Спят или
спятили? (Г. Лукомников)

3. Бес полез, но…–
бесполезно. (Г. Лукомников)

4. Я с нею
яснею! (С. Ф.)

5. До ста точно
достаточно? (С. Ф.)

6. Отвали
от Вали! (С. Ф.)

7. Спасибо,

спас ибо! (С. Ф.)

8. Замер зая,

замерзая. (С. Ф.)

9. Ослабел —
осла б ел! (С. Ф.)

10. Ползу… Ба!
Ползуба! (С. Ф.)

11. Товарищу товар ищу,
несу разное, несуразное. (С. Ф.)

12. О, бор! О, тень!..-
Оборотень! (С. Ф.)

Но, конечно, интереснее всего придумывать гетерограммы из нескольких слов. Отыскать подобную хитроумную фразу уже не так просто, зато какое удовольствие от такой находки! Что там грибная охота или рыбная ловля! Погоня за гетерограммами по азарту сравнима разве что с поиском кладов. Впрочем, каждая удачная равнобуквица и есть клад, до поры до времени прячущийся от нас в таких обычных на вид словах. Надо только научиться внимательнее в них вглядываться…

Вот несколько забавных примеров разных «равнобукеров»:

1. Подними-ка бачки –
под ними кабачки! (Д. Авалиани)

2. Раз ору – жить хочу!
Разоружить хочу. (В. Николаев)

3. Или на мушке терпи сто лет,
или на, мушкетер, пистолет! (Д. Авалиани)

4. В блин даже –
в блиндаже! (Е. Беляев)

5. Не грусти, Рая,
негру стирая! (С. Ф.)

6. Богач, тут
Бога чтут! (С. Ф.)

7. Пока жива, Ленок,
покажи валенок! (С. Ф.)

8. Ты желаешь удачи?
Ты же лаешь у дачи! (С. Ф.)

9. То вру, кидаюсь,
то в руки даюсь. (С. Ф.)

10. Миру влечений –
мир увлечений! (С. Ф.)

11. Не пой «МУ-У» –
не пойму! (С. Ф.)

12. В «супере» диск, а
в супе редиска. (С. Ф.)

13. Ива новая,
Иванова я. (С. Ф.)

14. Мил ли он нам
миллионам? (С. Ф.)

Но особенно мне нравится записывать некоторые гетерограммы в одну строчку и без пробелов. Тогда непонятно, какой из двух вариантов прочтения выбрать.

Такие «сплошные» гетерограммы можно предлагать своим друзьям и знакомым в качестве полушутливых тестов – что они прочитают сначала, то им и ближе.

Например, если ты напишешь своему другу на подарке такую надпись:
ДРУГУДАРПРИМИ –

а он вдруг обидится (если прочитает сначала Друг, удар прими!) – значит, в вашей дружбе появилась трещинка. А если обрадуется (это если прочтет: Другу дар прими!), то всё у вас нормально.

Но это, конечно, шутка. А вообще попробуй придумать какие-нибудь свои гетерограммы – уверен, у тебя обязательно получится!

Знакомые завели собаку, помесь английского бульдога незнамо с чем. Довольно забавная на вид, но с серьезным дефектом. Из-за укороченной носоглотки, доставшейся по бульдожьей линии, но с вполне нормальными физиономией и шеей, доставшейся от незнамо кого, песик вместо привычных гав-гав, издавал звуки похожие на слоги: «ма», «да», «на». Но со временем дефект превратился в интересные способности, пес научился довольно внятно, для собаки, естественно, произносить «да», а затем вообще слово «мама», чем очень забавлял всех знакомых.

Однажды, когда знакомая выгуливали Робина, так назвали собаку, появился тип с собакой. Самодовольный, с вычурными манерами, не очень приятный, с короткошерстным колли на поводке, который был прекрасно натренирован. Он легко и безукоризненно исполнял все эти собачьи упражнения: брал барьеры, бегал по бревну и тому подобное. Устав от игр, незнакомец заговорил. Охарактеризовал своего питомца, как лучшего в стране, благодаря себе, естественно. Себя назвал гением дрессировки и собаководства. После чего высокомерно оглядев пса знакомой пренебрежительно заключил:
- А у вас непонятная помесь. Глупее псов не бывает.
Знакомая перечить не стала. И посмотрев на Робина произнесла:
- Да, глупее не бывает. Правда, Робин?
Пес поднял грустные глаза и четко ответил:
- Да, мама, - и виновато опустил голову.
- Ничего, не расстраивайся, - подбодрила его знакомая и они пошли в сторону дома.

А гений дрессировки еще долго стоял с открытым ртом и вытаращенными глазами.

"ПОЭТ НОМЕР ОДИН"


Александр Пушкин... Наша слава, наша гордость, наша радость... Тургенев когда-то предлагал проверенный рецепт от головной боли и хандры: прочесть вслух 10 стихотворений Пушкина. Проспер Мериме, неплохо знавший русский язык, познакомившись с творчеством Пушкина, назвал его самым великим поэтом мира. Знаменитый адвокат конца XIX века А. Ф. Кони, утверждал, что не проиграть ни одного дела ему позволило не знание законов, а знание... Пушкина. Он мог прочесть наизусть несколько сотен стихотворений поэта, включая «Евгения Онегина»!

«А САМ ХОХОЧЕТ ДО УПАДУ..,»


Один из современников пишет о нем: «Я не встречал людей, которые были бы вообще так любимы, как Пушкин; все приятели его скоро делались его друзьями». В спорах - живой, острый, неопровержимый, он быстро переубеждал своих друзей. Однако умел выслушивать и критику, и упреки, и горькую правду - и смирялся. Друг его, Пущин, рассказывает, как он, бывало, выслушает верный укор и сконфузится, - а потом начнет щекотать, обнимать, что обыкновенно делал, когда немножко потеряется... Или - даст несговорчивому собеседнику подножку, «повалит на диван, вскочит на поваленного верхом и, щекоча и торжествуя, вскрикивает: «Не говори этого! Не говори этого!» - а сам хохочет до упаду...»
Жандармский чиновник III отделения, Попов, записал о нем: «Он был в полном смысле слова дитя, и, как дитя, никого не боялся». Даже его литературный враг, пресловутый Фаддей Булгарин, покрытый пушкинскими эпиграммами, записал о нем: «Скромен в суждениях, любезен в обществе и дитя по душе».
Смех Пушкина производил столь же чарующее впечатление, как и его стихи. Художник Карл Брюллов говорил про него: «Какой Пушкин счастливец! Так смеется, что словно кишки видны». Ив самом деле, Пушкин всю жизнь утверждал, что все, что возбуждает смех, - позволительно и здорово, а все, что разжигает страсти, - преступно и пагубно.

АЛЕКСАНДР... ОДНАКО!


И, действительно, «когда он предавался веселости, то предавался ей, как неспособны к тому другие...» Вот один характерный эпизод из жизни Пушкина-лицеиста. Во время своего пребывания в Царском селе задумал он убежать в Петербург - то бишь, выражаясь по-армейски, совершить самоволку. Отправляется за разрешением к гувернеру Трико, тот не пускает и обещает еще проследить за ним. Пушкин махнул рукой на это заявление и, захватив лицейского приятеля Григория Кюхельбекера, мчится в Петербург. В догонку за ними устремляется и Трико. На первой же заставе постовой спрашивает у Пушкина фамилию. «Александр Однако!» -отвечает шутник.
Постовой записывает фамилию и поднимает шлагбаум. Через десять минут к заставе подкатывает Кюхельбекер. «Как фамилия?» - «Григорий Двако!» Постовой записывает фамилию и с сомнением качает головой. Вскоре появляется и гувернер. «Фамилия?» - «Трико» - «Э-э, нет, брат, врешь! - теряет терпение постовой. - Сначала Однако, потом Двако, а теперь и Трико! Шалишь, брат! Ступай-ка в караулку!..» В итоге: бедняга Трико просидел целые сутки под арестом при заставе, а Пушкин с приятелем от души погуляли в столице.
Страсть к разного рода розыгрышам и забавам не покидала его на протяжении всей жизни. В Михайловском он устраивает представление водяного: заберется незаметно в колодец и пугает оттуда «страшным» голосом проходящих мимо девушек. В Кишиневе по утрам, лежа в постели, он развлекает себя стрельбой в потолок... хлебным мякишем, рисуя им восточные узоры. Играя с детьми в прятки, залезет под диван и там застрянет, да так, что вытаскивать его сбегутся все слуги. Или устроит дома игру «в сумасшедшего» - все дети вместе с ним начинают изображать помешанных, пускают слюни и валятся со стульев на пол, изображая эпилептические судороги... «Хоть святых выноси!» - заметит один из гостей.

НЕ ПЕРЕКОНФУЖЕННЫЙ


Сказать, что Александр Сергеевич обладал завидным чувством юмора - значит, ничего не сказать. Его шутки передавали из уст в уста «во всех городах и весях». Его остроумие снискало ему множество друзей, но еще больше - врагов.
Некий высокопоставленный чиновник, к которому по делам службы был вынужден заехать камер-юнкер Пушкин, принял поэта не только надменно, но и неуважительно: встретил гостя лежа на диване, задрав ноги на перила. Зевнув и почесав плечо, вельможа, не меняя позы, обратился к Пушкину:
- Говорят, что ты, Пушкин, острить большой мастак. А ну-ка, с ходу, скажи мне какой-нибудь экспромт?
Пушкин сжал зубы:
- Дети-на-полу-умный-на-диване!
- Ну, что ж тут остроумного? - возразил вельможа, - де-ти на по-лу, умный на диване. Понять не могу... Ждал от тебя большего.
Пушкин молчал. И когда особа, повторяя фразу и перемещая слоги, дошла, наконец, до такого результата: детина полуумный на диване, то немедленно и с негодованием отпустил Пушкина.
Однажды в Екатеринославе поэт был приглашен на один бал. В тот вечер он был в особенном ударе. Молнии острот слетали с его уст. Дамы и девицы наперебой старались завладеть его вниманием. Два гвардейских офицера, два недавних кумира Екатеринославских дам, не зная Пушкина и считая его каким-то, вероятно, учителишкой, решили во что бы то ни стало «переконфузить» его. Подходят они к Пушкину и, расшаркавшись самым бесподобным образом, обращаются:
- Ми л ль пардон... Не имея чести вас знать, но видя в вас образованного человека, позволяем себе обратиться к вам за маленьким разъяснением. Не будете ли вы столь любезны сказать нам, как правильно выразиться: «Эй, человек, подай стакан воды!» или «Эй, человек, принеси стакан воды!»?
Пушкин живо понял желание подшутить над ним и, ничуть не смутившись, ответил:
- Мне кажется, вы можете выразиться прямо: «Эй, человек, гони нас на водопой!»

ЖГУЧИЕ РИФМЫ


Особенно задевало врагов поэта его умение облекать остроты в рифму. Некий недалекий офицер по фамилии Кандыба с ухмылкой вопрошал поэта:
- А ну-ка, Пушкин, скажи мне рифму на «рак» и
«рыба»?
- Дурак Кандыба! - ответил поэт.
- Нее-е... Не то... - сконфузился офицер. - Ну, а «рыба» и «рак»?
- Кандыба дурак! - подтвердил Пушкин.
В одном литературном кружке, где собиралось больше врагов, чем друзей Пушкина, и куда он сам иногда заглядывал, одним из членов этого кружка был сочинен пасквиль на поэта - стихотворение под заглавием «Обращение к поэту». Пушкина ждали в назначенный вечер, и он, ничего не подозревающий, по обыкновению несколько опоздав, приехал. Все присутствующие были, конечно, в возбужденном состоянии, и в особенности автор «Обращения». Литературная беседа началась чтением «Обращения», и автор его, став посередине комнаты, громко провозгласил:
- «Обращение к поэту», - и заметно обращаясь в сторону, где сидел Пушкин, начал: - Дарю поэта я ослиной головою...
Пушкин, обращаясь больше в сторону зрителей, быстро перебивает:
- А сам останется с какою?
Автор, смешавшись:
- А я... А я останусь со своею.
Пушкин (лично к автору):
- Да вы сейчас дарили ею!
Враг повержен.

«КРОМЕ МАЛИНЫ ТАМ БУДУТ ЕЩЕ И ЧЕРЕШНИ...»


Едва ли не все известные русские писатели XIX века или участвовали в дуэлях, или получали вызов на поединок. Дрались на дуэлях Денис Давыдов, Лермонтов, Грибоедов, Бестужев-Марлинский... Пожалуй, только Гоголь избежал дуэльных историй. Тургенев вызывал Гончарова, Лев Толстой - Тургенева, Некрасов - Герцена... Однако самым отчаянным дуэлянтом среди писателей был, без сомнения, Александр Сергеевич.
В биографии Пушкина до Дантеса было более десяти дуэлей - к счастью, бескровных - и вдвое больше происшествий, которые едва не завершились дуэлями» Причем поводы к ссорам, как правило, бывали весьма незначительными.
Известно, что Александр Сергеевич очень любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, но часто устраивал ему розыгрыши. Кюхельбекер часто навещал поэта Жуковского, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: «Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома...» Пушкин, услышав это, написал эпиграмму:
За ужином объелся я,
Да Яков запер дверь оплошно -
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно...
Кюхельбекер был взбешен и потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой, и, конечно же, поединок завершился миром...
Весной 1822 года в виноградниках близ Кишинева, в местечке, именовавшемся местными жителями «малиной», состоялся его поединок с офицером Генерального штаба Зубовым. Пушкин, отправляясь на дуэль, говорил, смеясь, секундантам, что кроме малины и винограда там будут еще и черешни. Он действительно набрал полную фуражку черешен и ел их, не обращая внимания на целившегося в него противника. Его хладнокровие вывело из себя Зубова, и тот дал промах. Пушкин стрелять отказался.
Не меньше шума наделала другая его кишиневская дуэль - с полковником Старовым. По Описанию В. Даля, который опирался на рассказы очевидцев, противник Пушкина выстрелил первым и промахнулся. «Пушкин подозвал его вплоть к барьеру на законное место, уставил в него пистолет и спросил: «Довольны ли вы теперь?» Полковник отвечал, смутившись: «Доволен». Пушкин опустил пистолет, снял шляпу и сказал, улыбаясь:
Полковник Старое,
Слава Богу, здоров!
Дело разгласилось секундантами, и два стишка эти вошли в пословицу в целом городе».

ПЯТНА НА СОЛНЦЕ


Если хорошенько присмотреться, то и на солнце можно увидеть пятна. Парадоксальная вещь: Пушкин, написавший немало удивительно нежных и проникновенных строк, посвященных любви, в реальной жизни обращался с предметами своей страсти (которые, кстати, и вызывали к жизни его поэтические шедевры) как законченный циник и эгоист. С женщинами, которые влюблялись в него, он не церемонился. Так, например, одной не блещущей умом, но отчаянно влюбленной в него поклоннице он записал в альбом:
Глазки прекрасны, прекрасен и бюст,
Одно лишь грустно, чердак ваш пуст.
Это - одна из самых невинных его шуток... В другой раз, в ответ на оклик старушки-няни и нескольких девушек, с которыми он пришел в лес собирать грибы - «Пушкин, ау-у! Где вы?», он выдаст: «Вам х...я!». - «Пушкин, где вы?» - «Вам х...я!». Обидевшись, женщины бросят собирать грибы и пойдут домой. Через час возвратится счастливый Пушкин и, глядя на кислые лица девиц, объяснит им, что был во мху...
- Вы же кричали: «Пушкин, где вы?»! Я вам и ответил - «во мху я!»
И повалится со смеху на пол, и задрыгает ножками... Ну разве можно на него обижаться?!
Каждому знакомы пушкинские строки -
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
Это прекрасное стихотворение посвящено Анне Керн. В то же самое время в письме к Вяземскому Пушкин хвастает, что вчера он Анну Керн «с божьей помощью таки у...б!» Если даже не признавать за Пушкиным приписываемый ему «Интимный дневник», шокирующий своими сексуальными откровениями, следует все же признать: поэт был романтиком лишь в своих стихах, а в жизни...
В жизни он считал своим первым долгом - соблазнить жену врага. Это доставляло ему настоящее удовольствие. Впрочем, он не делал разницы между врагами и друзьями: и тем и другим он с одинаковой легкостью ставил рога. Соблазнив очередную жертву, на следующий же день он рассказывал всем подряд о своей победе, делясь пикантными подробностями любовного свидания, публично описывая все физические недостатки той, у которой не нашлось сил устоять перед таким искусным обольстителем.
Осознавал ли Пушкин всю гнусность своего поведения? Да, конечно. Но ничего не мог с собой поделать: И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю.

БАРИН-СУЛТАН


Если бы Пушкин не был гениальным поэтом, он был бы обыкновенным бабником. С 14 лет он начал посещать публичные дома и оставался их постоянным завсегдатаем до конца жизни. Его мужское либидо было столь сильным, что, даже женившись, он одновременно имел связь с двумя-тремя замужними любовницами, (а также с сестрой жены, жившей в их доме), и при этом регулярно наведывался к «веселым девкам». Вернувшись домой под самое утро, он любил рассказывать «женке», как и кого он там пользовал...
Этому факту можно не удивляться, если вспомнить, какие нравы царили в те времена. В высшем обществе не считалось предосудительным иметь любовницу или любовника: лишь до замужества девушка берегла свою честь. А вот среди крестьян все было наоборот: до замужества девушка могла грешить сколь ей было угодно, но выйдя замуж, она была обязана хранить верность своему мужу-кормильцу. Никто тогда не возмущался «правом первой ночи» - когда первую брачную ночь молодая обязана была провести не с женихом, а своим барином. Поэт, насколько известно, никогда не воспользовался этим «правом», однако, живя в деревне, он не пропускал мимо ни одной хорошенькой крестьянки. Одна из его деревенских наложниц однажды подарит ему сына: Пушкин прогонит нерасторопную мамашу к отцу-батюшке и намекнет в письме к нему, чтобы тот не поднимал шума, так как в будущем отец ребенка (т. е. сам Пушкин, сын хозяина усадьбы) станет его барином...

КОМУ НЕ ВЕЗЕТ В ИГРЕ...


Говорят, кому не везет в игре, тому обязательно везет в любви. Пушкин почти всегда проигрывал в карты, но ему не везло и в любви. Как бы мы ни любили Пушкина, следует быть справедливым: было бы, наверное, не правильно, если бы человеку, физиологически не способному хранить верность, повезло и в личной жизни. Как бы мы ни жалели поэта, нужно признаться: несчастья, выпавшие на его долю в конце жизни, были им заслужены. Пушкин, всю жизнь обманывавший других мужей, сам оказался в их шкуре. Женившись на не очень умной, зато красивой, куклообразной Наталье Гончаровой, он, как говорят итальянцы, променял «серые дни в обмен на яркие ночи».
Увы, но с «яркими ночами» Пушкин просчитался: Наталья оказалась... фригидной. Она не роптала, но всего лишь «терпела» излишне горячий темперамент мужа. А «серые дни» явились уж слишком серыми: жена была яркой красавицей, он же был почти уродец (по его же признанию - «сущая обезьяна лицом»), к тому же на 10 сантиметров ниже супруги. Вот почему, бывая на балах, он старался держаться подальше от жены: чтобы окружающие не видели столь неприятного для него контраста... Дома тоже незадача - хозяйкой Наталья оказалась никудышной: хозяйство вела из рук вон плохо, была неаккуратна и мало интересовалась домашними делами, к тому же, проявила себя не очень заботливой матерью. По запискам ее матери, от нее «только и слышишь разговору, что о праздниках, балах и спектаклях».
Не ценила она и стихов мужа: когда однажды стихи таинственно пришли к нему ночью, и он, проснувшись от них, произнес их жене, она ответила ему: «Ах, Пушкин, надоел ты мне со своими стихами! Ночь дана для спанья, а не для стихов!» И вот эти ночные «дивные стихи, по сравнению с которыми дневные стихи - слабы», как он признавался, оставались незаписанными и наутро забывались...
Когда у Дантеса, убийцы Пушкина, спросили его мнение о Наталье, он ответил коротко: «Жеманница». Кокетство - вот все, на что хватало ума и таланта у этой женщины. Именно ее кокетство стало главной причиной роковой дуэли Пушкина с Дантесом.
«ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных,
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
Эх, Александр Сергеевич, Александр Сергеевич... Говорят, у древних славян было поверье: если хорошо, с печалью и любовью, думать об умершем человеке, то там, в стране мертвых, этому человеку станет лучше: он перестанет горевать о своей смерти и улыбнется. Вот и сейчас, хочется верить, что Вы улыбаетесь. Или даже смеетесь.
Спасибо Вам за то, что Вы были у нас... И за то, что остаетесь с нами.

По материалам книги Александра Казакевича «Звёзды, как люди. Парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей».