Самая древняя библиотека. Библиотека царя ассирии ашшурбанипала

Введение

Первая в мире публичная библиотека

Древние библиотеки Шумера

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Первая публичная библиотека в Риме

Первая библиотека Древней Руси

Заключение

Список литературы

Введение

Слово "библиотека" - греческого происхождения. "Библос" означает "книга" (ср. слово "Библия", т.е. "[Священная] книга"), "теке" - "склад, хранилище" (ср. производные от этого корня: аптека, картогедя, фонотека, дискотека и др.). В прошлом уроке уже упоминалась крупнейшая общественная библиотека античности - Александрийская. Столь же знаменитой была Пергамская библиотека. Было и много других библиотек поменьше - городских, школьных, - были и частные, домашние собрания книг. Что же это были за библиотеки? Что за книги там хранились, как они выглядели и на чем были написаны?

Любопытно, что первое и исконное значение латинского слова liber - "лыко", а уже второе - "книга". Значит, первоначально римляне писали, делали записи на коре деревьев (интересная параллель - берестяные грамоты в древнерусском Новгороде).

Известно, что основой для письма людям издревле служили самые разнообразные материалы: скалы, каменные плиты, кора деревьев, пальмовые листья, глиняные таблички, таблички из бронзы, свинца, олова и других материалов, наконец, папирус из Египта и пергамен (не путать с пергаментом - современным видом упаковочной бумаги), названный так по городу Пергаму в Малой Азии, где во II веке до н.э. было налажено производство писчего материала из телячьей кожи. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги, да и позже, пергамен оставался здесь главным писчим материалом.

И в Греции, и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене, которые сначала изготавливались в виде свитков, наматывавшихся на деревянную палку, вкладывавшихся в специальные футляры и хранившихся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные "тетради" (по-гречески "четверки"). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали "том" или "кодекс".

Уже с V века до н.э. в Афинах были книготорговцы, что говорит о широком хождении книги как товара и о том, что они переписывались во многих экземплярах (для этого издатели содержали большой штат переписчиков).

В Риме первые богатые частные библиотеки появляются во II-I веках до н.э. В I веке до н.э. Гай Юлий Цезарь задумал устроить в Риме первую общедоступную библиотеку. Известно, что в правление императора Константина в IV веке н.э. в Риме было 28 публичных библиотек.

Первая в мире публичная библиотека

Это было в III в. до н. э. Большой корабль с поднятыми парусами, всплескивая сотнями весел, подходил к берегам Египта.

Корабль шел из Афин. В его трюме наряду с другими товарами находились ларцы, наполненные книгами. Это были свернутые в свитки листы папируса и пергамена.

Александрия, население которой достигало нескольких сотен тысяч человек, была столицей могущественной державы, созданной одним из военачальников Александра Македонского - Птолемеем, захватившим Египет, соседнюю Киренаику, часть Сирии, остров Кипр и ряд областей в Малой Азии.

Греки - эллины - принесли в завоеванные страны богатую культуру, усвоив в то же время высокие культурные достижения народов Древнего Востока. Здесь возникла новая, так называемая эллинистическая культура, выдающимся центром которой стала Александрия.

Царь Птолемей и его преемники покровительствовали развитию науки, литературы и искусства. Они создали в Александрии научное учреждение, получившее название «мусейон», что в переводе значит «учреждение, посвященное музам». (По представлению древних греков, девять муз покровительствовали различным искусствам и наукам.)

Одновременно усилиями многих ученых и при энергичном содействии египетских царей в Александрии была создана первая в истории публичная библиотека, которой могли пользоваться не только граждане Александрии, но и приезжие.

К этому времени на греческом языке было написано огромное количество произведений. Среди них сочинения по различным отраслям науки, техники, сельского хозяйства и особенно много художественной литературы. Все произведения существовали только в рукописях, поэтому экземпляров было очень мало, находились они обычно у частных лиц и стоили очень дорого. Писали на длинных листах, склеенных из разрезанных стеблей папируса, или на особо обработанной коже - пергамене (от названия малоазиатского города Пергама, где впервые стали изготовлять пергамен). Маленькие сочинения умещались в один свиток, большие делились на несколько свитков по разделам.

Птолемей рассылал своих уполномоченных во все страны культурного мира для покупки сочинений на греческом и других языках.

Всем начальникам кораблей, приходивших в Александрию, было предписано сообщать об имевшихся на борту литературных произведениях, которые часто приобретались для библиотеки.

Для библиотеки было выстроено специальное здание в одном из лучших районов Александрии. Оно имело форму прямоугольника и было украшено со всех сторон рядами изящных колонн, между которыми стояли статуи выдающихся писателей и ученых.

Вход вел в большой, облицованный белым мрамором зал. Здесь были расставлены столы для чтения и письма, а подле них удобные кресла и ложа (знатные греки любили возлежать за столом на мягких ложах). За этим залом находилось огромное хранилище свитков и служебные помещения - комната главного хранителя библиотеки, его помощников и переводчиков. В библиотеке велась большая научная работа. Здесь занимались выдающиеся ученые того времени: физик Геронд, астрономы Эратосфен и Аристарх Самосский, анатом и врач Герофила, математики Евклид и Архимед и многие другие.

Огромное количество произведений замечательной греческой литературы и литературы других древних народов Средиземноморья удалось собрать в Александрийской библиотеке. В начале I в. до н. э. общее число свитков доходило до 700 тыс. Это по крайней мере 200-300 тыс. наших книжных томов. Здесь были полные собрания произведений великих греческих драматургов - трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, Менандра.

В библиотеке были тысячи трудов по истории не только больших государств, но и отдельных местностей и городов древнего мира. Сохранившиеся до нашего времени замечательные произведения древнегреческих историков - «отца истории» Геродота, Фукидида, Полибия и других - лишь незначительная часть этого богатейшего собрания (см. ст. «Историки Древней Греции и Древнего Рима»).

Из хранившихся в библиотеке произведений философов древности немногие дошли до нас. Их внимательно изучают современные исследователи. Философские сочинения древних греков, особенно Аристотеля, высоко оценили К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Очень тщательно собирались в библиотеке сочинения по архитектуре, военному делу, точным и естественным наукам: математике, физике, астрономии, технике, ботанике, географии и медицине. Среди медицинских книг были сочинения основателя медицинской науки Гиппократа и его учеников.

Создание библиотеки имело огромное значение для развития культуры. Ученые, философы, педагоги, военные, писатели, художники впервые получили возможность широко изучать литературу по своей специальности, знакомиться с жизнью и культурой современных им народов и народов далекого прошлого.

Древнегреческие философы (слева направо) Платон (427-347 до н. ,э.) и Аристотель (384-322 до н. э.), сочинения которых находились в Александрийской библиотеке.

В Александрийской библиотеке возникла совсем новая наука - классификация - распределение сотен тысяч различных сочинений по разделам и составление каталога с обозначением автора и названия каждой книги. Крупный ученый Каллимах составил описание всех свитков Александрийской библиотеки. Его грандиозный труд занял бы 122 наши большие книги (труд этот не дошел до нас).

Александрийская библиотека просуществовала в своем первоначальном виде около 200 лет. В 48- 47 гг. до н. э., когда войска римского военачальника Юлия Цезаря (см. ст. «Начало империи») ворвались в Александрию и вступили в ожесточенную борьбу с населением города, возник пожар. Часть библиотеки погибла в огне. Много свитков Цезарь отправил в Рим, но корабль со свитками затонул.

В конце IV в. н. э., во время ожесточенной борьбы христиан со сторонниками древних верований, одно из зданий Александрийской библиотеки было разрушено толпой фанатиков-христиан, и ее сокровища почти целиком погибли. Остатки замечательного собрания древней литературы были уничтожены в VII в. н. э. войсками арабского халифа, которые захватили Александрию в 641 г.

Но за много веков существования Александрийской библиотеки в ней работали сотни ученых и писателей и многие из хранившихся в ней сочинений расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.

Древние библиотеки Шумера

В начале III тысячелетия до н. э. на берегах рек Тигра и Евфрата находился один из очагов древней цивилизации – Месопотамия. Ее южная часть носила название Двуречье. Прекрасные географические и климатические условия создали условия для жизни и развития людей на этой территории еще задолго до рассматриваемого нами периода. Несколько десятков небольших городов-государств были построены на холмах и окружены стенами. Именно древние Лагош, Ур, Ниппур и др. стали основными носителями шумерской цивилизации. Самый молодой из них – Вавилон развивался столь стремительно, что в I тысячелетии до н. э. греки стали называть Двуречье по его имени Вавилонией.

Долгое время ученые вели археологические раскопки на месте древнейших городов Месопотамии. Перед археологами возникли руины дворцов и храмов, были найдены многочисленные предметы домашнего обихода, произведения искусства, орудия труда. Среди всех прочих находок, они увидели большое количество разнообразных по размеру и форме шумерских клинописных табличек, в которых содержались сведения о государственном устройстве Шумера, его экономике и социальной жизни. Хозяйственные записи, списки слов для заучивания, школьные тексты и сочинения, отчетные документы писцов III тысячелетия до н. э. и другую разнообразную информацию оставили для потомков жители древности.

При раскопках в городе Ур были найдены несколько библиотек, небольшие собрания священных текстов, личные библиотеки. Особое значение имели находки, сделанные учеными в г. Ниппуре (совр. Ирак) - древнейшем религиозном центре шумеров. Около 100 тысяч глиняных табличек, размещавшихся в 62 комнатах, порой расколотых на десятки кусочков или со стертыми надписями, были найдены на месте храмовой библиотеки Ниппура.

Всего известно около 150 памятников шумерской литературы. Среди них стихотворные записи мифов, эпические сказания, молитвы, гимны богам и царям, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о народных бедствиях, составлявшие часть храмового богослужения; широко представлена дидактика: поучения, назидания, споры-диалоги, а также басни, анекдоты, поговорки и пословицы. Конечно, такое распределение по жанрам совершенно условно и опирается на наши современные представления о жанрах.

Сами шумеры имели свою собственную классификацию - почти в каждом литературном произведении в последней строке обозначен его «жанр»: хвалебная песнь, диалог, плач и т. д. К сожалению, принципы этой классификации нам не всегда ясны: однотипные, с нашей точки зрения, произведения попадают в шумерских обозначениях в разные категории, и наоборот - к одной категории отнесены памятники заведомо разных жанров, скажем гимн и эпос. В ряде случаев классификационные обозначения указывают на характер исполнения или музыкального сопровождения (плач под свирель, песнь под барабан и т. д.), поскольку все произведения исполнялись вслух - пелись, а если не пелись, то читались нараспев после заучивания по табличке.

Таблички, найденные в шумерских библиотеках, хранились в закрытых ящиках или корзинах. На каждой из них имелись этикетки с надписями о характере содержащихся в них материалов: “Документы, касающиеся сада”, “Посылка рабочих” и др. Имелись таблички с пометами об утрате текстов, списком 87 произведений - своеобразные прообразы каталога. Долгая работа по расшифровке записей позволила ученым составить представление не только о “фондах” и условиях хранения табличек, но и пополнить знания об истории народа некогда жившего на этой территории.

В начале II тысячелетия до н. э. храмовая библиотека Ниппура была сожжена эламским завоевателем Кудур-мабуком.

Библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала

Наследницей шумерской культуры стала Вавилония, а затем - Ассирия. На протяжении многих веков ассирийские правители вели успешные войны с соседними государствами. В начале VII века до н. э. они подчинили себе Вавилонию, часть Малой Азии и даже Египет. Большую роль в завоевании новых земель сыграло хорошо обученное ассирийское войско: знаменитые ассирийские колесницы, конница и пехота.

Столицей могущественного государства стала древняя Ниневия, основанная в V тысячелетии до н. э. Резиденция ассирийских правителей отличалась большим количеством дворцов. Построенные на возвышениях, окруженные высокими стенами, они поражали роскошной отделкой. Многочисленные скульптуры, золото и мрамор окружали их владельцев. У входа во дворцы стояли статуи крылатых быков с человеческими головами, которые должны были охранять их от злых божеств.

Одним из последних ассирийских правителей был Ашшурбанипал (668 – 626 гг. до н. э.), высокообразованный для своего времени царь - грамотей, умеющий читать и писать. Его отец, ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 гг. до н. э.), как считают некоторые исследователи, первоначально хотел сделать из сына верховного жреца. А жрецы были высокообразованными для своего времени людьми, - они должны были уметь читать клинопись и знать священные тексты.

Жрецом Ашшурбанипал не стал, но любовь к чтению у него осталась на всю жизнь. На двух из найденных впоследствии археологами табличках, его рукой было написано, что он знал языки и писцовое искусство всех мастеров письма, присутствовал на собраниях переписчиков, решал сложные задачи с умножением и делением. Не удивительно, что именно этот правитель две с половиной тысячи лет назад собрал в своем дворце в Ниневии богатейшую библиотеку из десятков тысяч клинописных табличек.

В VII веке до н. э. Ашшурбанипал подчинил своей власти огромную территорию. По его личному повелению, в течение всех сорока лет его правления, множество опытных писцов, знающих несколько языков, разъезжали по всему ассирийскому государству. Они разыскивали древние книги в библиотеках и храмах Египта, Ассирии, Вавилона, Аккада, Ларса и, если невозможно было забрать оригиналы, снимали с них копии.

На большинстве копий сохранились пометки, подтверждающие ее точность: “Согласно древнему подлиннику списано и сверено”. Если подлинник, с которого делалась копия, стерся от времени или был неразборчиво написан, то писцы помечали: “Стерто” или “Не знаю”. Имевшиеся на древних текстах устаревшие знаки писец должен был заменить современными, допускалось сокращение очень длинного текста. “…Разыскивай редкие таблички, хранящиеся в тамошних архивах, - гласил приказ царя, - копий которых у нас в Ассирии нет, и принеси их мне… Никто не смеет отказать тебе в выдаче табличек…”

За довольно небольшой срок Ашшурбанипалу удалось собрать одну из первых библиотек мира, отличавшуюся не только своей величиной, но и полнотой фондов и которая даже сегодня является одной из лучших сокровищниц известных человечеству. В своем фонде она имела десятки тысяч клинописных табличек не только о древних государствах Ассирии и Вавилона, но и по всем известным в то время отраслям знаний. Здесь имелась литература по географии и истории, грамматике и праву, математике и астрономии, медицине и естествознанию, прекрасно была представлена в фондах религиозно-богословская литература: сборники колдовских заклинаний против злых духов, болезней, сглазов и порчи; покаянные псалмы и исповедные вопросники.

Царская библиотека, как свидетельствует запись на одной из табличек, скорее всего, была открыта для широкого пользования, и содержалась в образцовом порядке. Имелись инвентаризационные записи и каталог, велась систематизация фондов. На плитке указывалось название произведения, комната и полка где оно хранилось, отмечалось число строк в табличке.

Если произведение не умещалось на одной табличке, то последняя строка предшествующей записи - повторялась на следующей. Внизу указывались начальные слова самого произведения. Таблички, которые относились к одному произведению, хранились вместе, в отдельном деревянном ящике или глиняном ларе и помещались на специальных полках в систематическом порядке. К полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания.

При раскопках ученые нашли копии первых учебников клинописи, составленных еще в XVIII веке до н. э., различные словари, в том числе, шумеро-аккадский. Во фрагментах сохранился “Учебник для царевича Ашшурбанипала” – двуязычный учебный словарь. Была найдена вавилонская книга Бытия, эпос о Гильгамеше с легендой о потопе, различные сказания и мифы.

Общее количество найденных учеными табличек составляло около 20 тысяч. Основной массив этих уникальных глиняных книг хранится в Британском музее (Лондон).

Первая публичная библиотека в Риме

«Плоды человеческого разума являются общим достоянием». Эта фраза принадлежит основателю первой в мире публичной библиотеки Азинию Поллиону. Открытие этой библиотеки состоялось в Риме в 39 году до н.э.

До II века до н.э. в Риме лишь единицы читали и собирали книги. А вот уже во II веке до н.э. с расширением римской экспансии на Восток в Риме появились и первые частные библиотеки. Первые собрания книг у римлян представляли собой лишь трофеи римских военачальников: Эмилий Павел в 168 году до н.э. привез библиотеку македонского царя Персея, а Лукулл книги, захваченные в Понтийском царстве...

Во второй половине II века и в I веке до н.э. римляне более всего воевали с греками, жившими в странах Восточного Средиземноморья и на Черном море. Эллинский мир в культурном отношении был несравнимо выше римского. С завоеванием Римом восточных областей начинается массовое проникновение в Рим передовой греческой культуры. Говорить по-гречески, уметь читать книги выдающихся греческих авторов становится престижно. (Как в России в XIX веке говорить по-французски!)

Уже к I веку до н.э. там появляется великое множество частных библиотек. Некоторые из них были весьма значительны до 30 тысяч свитков! Эти личные библиотеки чаще всего размещались на виллах бывших военачальников, в помещениях, хорошо проветриваемых, с окнами, выходящими на восток, дабы книги лучше сохранялись. Свитки хранились в невысоких шкафах, стоящих вдоль стен, иногда в нишах стен, а также в шкафах, стоящих в центре помещения. Шкафы в основном были сделаны из кедра, так как он мало подвержен порче и гниению. (Одна из таких вилл "Вилла де Папира" была обнаружена и раскопана в Геркулануме, городе, погибшем в результате катастрофического извержения Везувия).

Во второй половине I века до н.э. благодаря мощному влиянию греческой культуры в Риме появляется большое количество образованных, пытливых и талантливых людей. Этим людям необходимо было общаться между собой, делиться знаниями, наводить справки у авторитетных авторов мудрых книг, спорить, соревноваться в красноречии... Нужны были специальные учреждения для этого. Так постепенно вызревала необходимость создания в Риме публичных библиотек как центра общения и равного доступа к книгам.

Знаменитый Гай Юлий Цезарь (10044 гг. до н.э.), побывав в 47 году до н.э. в Египте, в Александрии, увидел собственными глазами знаменитую библиотеку. Он задумал основать в Риме подобную, но доступную большему числу людей. Поэтому у него возникло намерение вывезти из Египта в Рим массу книг, перевести эти книги на латинский язык, сохранив при этом и оригиналы, пригласить в Рим александрийских ученых, писателей и поэтов.

Убийство в 44 году до н.э. Цезаря помешало осуществлению этих планов. Но зерно, посеянное просвещенным властителем, проросло. Через пять лет после его смерти первая публичная библиотека была открыта. Военачальник Гай Азиний Поллион (76 год до н.э. 5 н.э.), успешно закончив войну с Парфией и возвратившись в свой родной город, построил у себя на вилле на средства военной добычи известный Атриум Свободы. В нем-то и расположилась эта самая библиотека. Она обслуживала открытую там же "Академию красноречия".

В основанной Поллионом библиотеке собирались философы, чтобы побеседовать о творениях греческой мысли, поэты, чтобы почитать полюбившиеся стихи и обсудить литературные достоинства того или иного произведения, блеснуть красноречием. Основу библиотеки составили книги, захваченные римлянами в Иллирии, и делилась она на фонды латинских и греческих книг. Преобладали, конечно, греческие книги.

Вслед за Поллионом две публичные библиотеки, латинскую и греческую, основал в 28 году н.э. Октавиан Август. Они располагались в Риме на холме Палатин при храме Аполлона (так называемая Палатинская библиотека). В дальнейшем их открывали Тиберий (правил в 1437 гг. н.э.), Веспасиан (правил в 7079 гг. н.э.), Траян (правил 98117 гг. н.э.) и другие императоры. С их стороны это были популистские акты. Дело в том, что во времена империи постройка и открытие публичных библиотек считались большой заслугой перед обществом.

Первая библиотека Древней Руси

Считается, что первая библиотека Древней Руси была основана Ярославом Мудрым при Софийском Соборе в Киеве. Об этом сообщает "Повесть временных лет", первый летописный свод начала XII века.

Все правители европейских стран, которым выпало счастье породниться с великим киевским князем (дети Ярослава были женаты или состояли в замужестве с представителями царствующих династий Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Риме и Византии), знали о пристрастиях своего восточного родственника и при каждом удобном случае дарили ему книги. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями.

Дальнейшее накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей; занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Примером такого перевода является историческое сочинение «Хроника Георгия Амартола».

Ипатьевская летопись писала о пользе книг: «Велико бо польза бывает человека от учения книжного. И книгами бо кажеми и учили если пути покаянию и мудрости бо обретаем и воздержание от словес книжных». Нет, недаром князь Ярослав получил прозвище Мудрый! Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

Книжные собрания возникали в Киеве и до Ярослава. Например, его отец Владимир Святославич, по утверждению летописца, "любил словеса книжные и владел, видимо, библиотекой...".

Само слово "библиотека" в Древней Руси почти не употреблялось. В разных городах Руси помещения для книг имели самые разные названия: "книгохранительница", "книгохранилище", "книгохранильня", "книгохранилица", "хранильная казна", "книжная клеть", "книжная палата". Впервые слово "библиотека" встречается в знаменитой Геннадиевской библии 1499 года. Термин "библиотека" был для русских еще непривычен, поэтому на полях против него переводчик сделал пояснение - "книжный дом".

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси? Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

По утверждению известного советского исследователя и спелеолога И. Я. Стеллецкого, «ни археологи, ни архитекторы этим вопросом не интересовались и никогда ничего на эту тему не писали». Зато кладоискатели держат библиотеку Ярослава Мудрого в поле зрения с давних времен. Многие уверены, что под Софийским собором имеются обширные подвалы, которые по-настоящему никем не обследовались.

Заключение

Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Официально первой библиотекой считается коллекция глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденная в храме вавилонского города Ниппур. Одним из древнейших дошедших до нас собранием книг можно также считать ящик с папирусами, найденный в одной из гробниц близ египетских Фив. Он относится ко времени II переходного периода (XVIII - XVII вв. до н. э.). Приблизительно около 1250 года до н. э. Рамзесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

Недавно Александрийская библиотека открылась снова. Проект по ее воскрешению реализовался в течение около 20-ти лет и все это время спонсировался ЮНЕСКО и правительствами многих стран. Библиотека занимает 11-этажное здание. Но главная цель проекта – создание международной электронной библиотеки. Можно надеяться, что совсем скоро люди из разных уголков планеты смогут при помощи Интернета посетить древнейшую библиотеку мира.

Пергамская библиотека была создана царем Эвменом II во II в. до н.э. Здание находилось на центральной площади города. Книги размещались в четырех больших залах. В центре главного зала на мраморном пьедестале стояла статуя Афины в полтора человеческих роста. Ниши для свитков в книгохранилище были выложены кедром, поскольку считалось, что он защищает рукописи от насекомых. В штате числились переписчики, переводчики, существовал каталог.

Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда, составлявшего 200 тыс. списков. Его самую большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. Однажды Пергамская библиотека купила труды Аристотеля, дав за них ровно столько золота, сколько весили рукописи. Боясь соперничества, египетские правители запретили вывозить папирус в Пергам. Тогда пергамцы изобрели свой материал для письма. Это был пергамен – особым образом отбитая, вытертая и заглаженная кожа козлят и ягнят. Из пергамена не склеивали свитки, а складывали тетрадки и сшивали их в книги. Он был гораздо дороже папируса, зато прочней; кроме того, пергамен можно было изготовлять везде, а папирус - только в Египте. Поэтому в средние века, когда вывоз из Египта прекратился, вся Европа перешла на пергамен. Но в древности папирус господствовал, и Пергамская библиотека так и не смогла догнать Александрийскую.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 г. до н.э. , когда Пергам уже был провинцией Рима. Марк Антоний подарил большую часть библиотеки египетской царице Клеопатре, и свитки попали в Александрийскую библиотеку. Сегодня Пергам (Перегамон)находится на территории Турции и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

В I в. до н.э. войска Римской империи захватывают Грецию и ряд эллинистических государств. В военных походах книги брались в качестве трофеев. В Риме открываются десятки мастерских по переписке книг; в книжных лавках можно купить произведения авторов из всех стран античного мира. Появляются первые богатые частные библиотеки. Захвативший Александрию Юлий Цезарь решил вывезти знаменитую Александрийскую библиотеку в Рим, где на ее основе собирался открыть публичную библиотеку. Однако в 44 г. до н.э. Цезарь был убит, а книги, приготовленные к отправке в Рим, сгорели. План Цезаря претворил в жизнь в 39 г. до н.э. оратор, политик, историк и писатель, друг Горация и Вергилия Азиний Поллион. Он открыл публичную библиотеку в Риме, на Авентинском холме, в храме Свободы. Это была первая в мире публичная библиотека. Римляне встретили новшество с восторгом, поэты слагали гимны в честь библиотеки и ее основателя, «сделавшего произведения человеческого ума общественным достоянием». В следующие годы библиотеки в Риме были основаны Августом, Траяном, другими императорами.

К IV в. н.э. в Риме было не менее 30 публичных библиотек. Они располагались в крытых галереях больших мраморных построек, во дворцах, в храмах или вблизи храмов, а также при термах – общественных банях. Развивается библиотечная архитектура и учение об организации работы библиотек. В соответствии с идеями знаменитого архитектора Витрувия их окна выходили на восток, чтобы утром в залах было много света – римляне предпочитали для занятий утренние часы. Кроме того, так лучше удавалось защитить папирусные свитки от сырости, проникавшей в окна при частых южных и западных ветрах. Залы – прямоугольные или полукруглые – были украшены статуями богов, бюстами и портретами великих людей. Но все украшения размещались в глубоких нишах, пол клался из темного мрамора, потолки без позолоты – чтобы ничто не раздражало глаз читателя. Шкафы стояли вдоль стен или в середине зала. Полки в шкафах делились вертикальными перегородками на гнезда для рукописей, которые хранились горизонтально в систематическом порядке.

Читатели древнеримских библиотек – поэты, ученые, чиновники, знатные и богатые граждане – могли брать рукописи на дом. Библиотеки располагали каталогами. Составлялись пособия по комплектованию: «О приобретении и отборе книг», «Какие книги достойны приобретения». В Риме были и специальные библиотеки, содержащие рукописи по одной отрасли знания (например, грамматические трактаты).

Еще до того, как появились первые книги в переплете, уже существовали библиотеки. В городах по всему миру эти храмы знаний не только служили в качестве складских помещений для хранения глиняных табличек и свитков, но и использовались как центры культуры и образования. Ниже вы найдете интересные факты о восьми самых великолепных библиотеках Древнего мира.

Самая старая известная библиотека в мире была основана где-то в 7 веке до н. э. для «королевского созерцания» ассирийского правителя Ашурбанипала. Расположенная в Ниневии (современный Ирак), она включала около 30000 клинописных табличек, организованных в соответствии с темами. Большинство этих табличек были архивными документами, религиозными заговорами и научными текстами, но также здесь было размещено несколько произведений литературы, включая 4000-летний «Эпос о Гильгамеше». Любитель книг Ашурбанипал создал большую часть своей библиотеки, забирая работы из Вавилонии и других территорий, которые он завоевал. Археологи наткнулись на руины этой библиотеки в середине 19-го века, а большая часть ее фонда в настоящее время хранится в Британском музее в Лондоне. Интересно отметить, что хотя Ашурбанипал получил многие клинописные таблички путем грабежа, он, кажется, был особенно обеспокоен кражами. Надпись на одном из текстов предупреждает, что если кто-либо решится на кражу табличек, боги «повергнут его» и «сотрут его имя, семя его на земле».

Александрийская библиотека

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. контролировать Египет начал его бывший генерал Птолемей I Сотер, который стремился создать центр обучения в городе Александрии. Результатом стала Александрийская библиотека, которая в конечном итоге стала интеллектуальным украшением древнего мира. Мало что известно о физической компоновке этого места, но на пике своего развития библиотека могла включать более 500 тысяч папирусных свитков, содержащих произведения литературы и тексты по истории, праву, математике и естественным наукам. Библиотека и связанный с ней исследовательский институт привлекали ученых со всего Средиземноморья. Многие из них жили на ее территории и получали государственные стипендии, когда проводили исследования и копировали ее содержимое. В разное время Страбон, Евклид и Архимед были среди ученых этой библиотеки.

Конец этой великой библиотеки традиционно датируется 48 г. до н. э., когда она якобы сгорела после того, как Юлий Цезарь случайно поджог гавани Александрии во время битвы против египетского правителя Птолемея XIII. Но хотя пламя, возможно, повредило библиотеку, большинство историков теперь полагает, что она продолжала существовать в той или иной форме в течение еще нескольких столетий. Некоторые ученые утверждают, что библиотека окончательно исчезла в 270 г. во время правления римского императора Аврелиана, в то время как другие считают, что это произошло еще позже – в четвертом веке.

Библиотека Пергама

Построенная в третьем веке до нашей эры членами династии Атталид, библиотека Пергама, расположенная в нынешней Турции, когда-то была домом для 200 тысяч свитков. Библиотека находилась в храмовом комплексе, посвященном Афине, греческой богине мудрости, и, как полагают, состояла из четырех комнат. В трех комнатах хранились собственно книги, а четвертая служила в качестве конференц-зала для проведения банкетов и научных конференций. Согласно древнему летописцу Плинию Старшему, библиотека Пергама со временем стала настолько известной, что конкурировала с Александрийской. Обе библиотеки стремились собрать наиболее полные коллекции текстов, и в них развивались конкурирующие школы мысли и критики. Существует даже легенда, что птолемеи Египта остановили поставки папируса в Пергам в надежде замедлить развитие библиотеки. В результате город позже стал ведущим центром производства пергаментной бумаги.

«Вилла папирусов»

Хотя она и не была самой большой библиотекой античности, так называемая «Вилла папирусов» является единственной, чья коллекция сохранилась до наших дней. Около 1800 ее свитков были расположены в римском городе Геркулануме на вилле, которая была, скорее всего, построена тестем Юлия Цезаря – Пизоном. Когда в 79 году нашей эры поблизости произошло извержение Везувия, библиотека была похоронена под 30-метровым слоем вулканического материала, который и стал причиной ее сохранности. Почерневшие и обугленные свитки были вновь открыты в 18 веке, и современные исследователи использовали все возможные инструменты, от мультиспектральных изображений до рентгеновских лучей, чтобы попытаться прочитать их. Большую часть каталога еще предстоит расшифровать, но исследования уже показали, что библиотека содержит несколько текстов эпикурейца-философа и поэта по имени Филодей.

Библиотеки форума Траяна

Где-то около 112 г. н. э. император Траян завершил строительство многофункционального комплекса зданий в центре Рима. Этот форум имел площади, рынки и религиозные храмы, но в него также входила одна из самых известных библиотек Римской империи. Библиотека технически имела две отдельные комнаты: одна — для работ на латинском языке, вторая — для работ на греческом. Комнаты были расположены на противоположных сторонах портика, где размещалась колонна Траяна – большой памятник, построенный в честь военных успехов императора. Обе комнаты были изготовлены из бетона, мрамора и гранита и включали в себя большие центральные камеры для чтения и два уровня полочных ниш, содержащих приблизительно 20000 свитков. Историки не уверены в том, когда двойная библиотека Траяна прекратила свое существование. Сохранились письменные упоминания о ней в конце пятого века нашей эры, и это наводит на мысль, что она существовала по меньшей мере 300 лет.

Библиотека Цельса

Во время имперской эпохи в Риме существовало более двух десятков крупных библиотек, но столица была не единственным местом, где располагались великолепные коллекции литературы. Где-то около 120 г. н. э. сын римского консула Цельс завершил строительство мемориальной библиотеки для своего отца в городе Эфесе (современная Турция). Декоративный фасад здания стоит до сих пор, и имеются мраморная лестница и колонны, а также четыре статуи, представляющие мудрость, добродетель, разум и знания. Интерьер состоял из прямоугольной камеры и ряда небольших ниш, содержащих книжные шкафы. Библиотека содержала около 12000 свитков, но наиболее характерной чертой оказался, безо всяких сомнений, сам Цельс, который был погребен внутри в декоративном саркофаге.

Императорская библиотека Константинополя

Императорская библиотека появилась в четвертом веке нашей эры во время правления Константина Великого, но она оставалась относительно небольшой до пятого века, когда ее коллекция выросла до 120 тысяч свитков и кодексов. Тем не менее фонды Императорской библиотеки начали таять, а сама она пришла в упадок в течение следующих нескольких столетий из-за пренебрежения и частых пожаров. Самый сокрушительный удар она перенесла после того, как войско крестоносцев захватило Константинополь в 1204 г. Тем не менее ее книжники и ученые переписывали бесчисленные кусочки древней греческой и римской литературы, делая копии поврежденных папирусных свитков.

Дом Мудрости

Иракский город Багдад был одним из мировых центров образования и культуры. Возможно, ни один из институтов не был более значимым для его развития, чем Дом Мудрости. Создан он был в начале девятого века нашей эры во время правления Аббасидов и был сосредоточен вокруг огромной библиотеки, заполненной персидскими, индийскими и греческими рукописями по математике, астрономии, науке, медицине и философии. Книги привлекали ведущих ученых Ближнего Востока, которые стекались в Дом Мудрости, чтобы изучить тексты и перевести их на арабский язык. В их ряды входили математик аль-Хорезми, один из отцов алгебры, а также мыслитель аль-Кинди, которого часто называют «арабским философом». Дом Мудрости оставался интеллектуальным центром исламского мира в течение нескольких сотен лет, но встретил ужасный конец в 1258 году, когда монголы разграбили Багдад. Согласно легенде, в реку Тигр было брошено так много книг, что ее воды потемнели от чернил.

Библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг».

О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.

Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь, ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению. Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

Как и во все времена она служит людям. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.

Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев.


Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения. А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.

Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.


Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале третьего века до нашей эры Птолемей I задумал превратить Египет в центр культуры и искусств и основал знаменитый Мусейон (по примеру афинского). Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк и прославленная библиотека папирусных свитков. Птолемей II расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения.


При Птолемее II – покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Сын Птолемея II, Птолемей III издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.

В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.



Современная Александрийская библиотека. Египет.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку.


Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.


В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.


Первой общедоступной библиотекой в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Крупнейшая в России, а по количеству хранимых материалов вторая в мире (после Библиотеки Конгресса США)- Российская государственная библиотека в Москве (до 1992 года- Ленинская). Она содержит около 40 миллионов изданий. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы,аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители.


Библиотеки бывают: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные.

Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др.

А есть библиотеки самые обычные, которые всегда рядом с домом - районные, чтобы просто зайти и прочитать несколько страниц о чем-то интересном или полистать журнал, который уже давно нет возможности выписать или купить.

А есть еще, наверное, в каждой семье библиотеки личные (домашние), хотя бы такие, о которых писал Конан Дойл: «Пусть бедна ваша книжная полка, пусть украшает она ваше жилище. Затворите изнутри дверь комнаты… Все низкое, все пошлое вы оставили позади. Здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас всех ближе душе вашей. Теперь остается только протянуть к нему руку и отправиться вместе с ним в страну мечты».

Вечные спутники: писатели о книге, чтении, библиофильстве/Сост. А. Блюм.- М: Книга, 1983.- 223 с.

Справочник школьника. История мировой культуры/Сост. Ф.Капица.- М.: Филологич. общ-во «Слово», ТКО «АСТ», 1996.- 610 с.

Великие библиотеки // Книжный мир Терра– 2000- №2 – с.44-45

История книги: Учебник для вузов Говоров Александр Алексеевич

5.2. КНИГИ И БИБЛИОТЕКИ ДРЕВНЕГО МИРА И АНТИЧНОСТИ

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики–таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов–покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.

В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н. э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: "Дворец царя царей". Поскольку ассиро–вавилонский язык был языком международного общения, библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись и в Египте (Тель–Амарна), и в Малой Азии и т. д.

"Египет - дар Нила" - приводит историк Геродот древний афоризм. Всецело даром великой реки является и тростник–папирус, давший возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира.

Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса естествоиспытатель Плиний Старший.

Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.

Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X?XI веках н. э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Считается, что он был переписан в 1200 г. до н. э. в Фивах. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками ("хрисоул", "кодекс аргентеус" и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился в истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.

Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение "хороший стиль". Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг. Специально обученные рабы–чтецы, по–латыни их называли "лекторы", а по–гречески "диаконы", читали вслух всем желающим.

Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.

Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III?IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с латинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги–кодексы дошли до нас от II века н. э.

Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались. Выгодность переписки книг подметил друг Цицерона - Помпоний Аттик еще в I веке до н. э. Он и сам был владельцем мастерской, где каллиграфы переписывали книги. Мастерскую по переписке книг описал римский поэт Марциал:

Ведь случалось тебе приходить к Аргилету,

Против форума Цезаря книжная есть лавка,

Все столбы исписаны в ней так и этак,

Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.

Там меня не сыщи, а спроси у Атректа

(Этим именем звать хозяина лавки).

С первой же или со второй он там полки

Пемзой зачищенного и в наряде пурпурном

За пять динариев даст тебе Марциала…

Как явствует из произведений античных писателей, книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы–инициалы, прописывались "красные строки" (рубрики), делались маргиналии - пометы и примечания на полях. Пергаменные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Плиний свидетельствует о свитке с текстом "Илиады", который мог уместиться, по его словам, в ореховой скорлупе.

Вместе с книгой–кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По–гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Предприниматель–рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по–гречески "библиопола" - буквально книгораспространитель, а по–латыни "либрарий" - книжник.

Уже знакомый нам поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: "Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке…". Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.

Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов–каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, что привело к расширению книжного рынка.

Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, как в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50–100 экземпляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные "Acta diurna", так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.

Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.

Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах. Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо.

В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг . Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге–шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.

Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов "бомбакка" и "бомбицинна".

В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко–римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу ("библио", "либер", "либро"), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги–свитки и книги–кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.

Итак, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс. Книга была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты. В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служила и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей книги.

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

Пролог Гибель древнего мира Смотри, сколь внезапно смерть осенила весь мир… Ориденций. Древний мир остался в памяти поколений как созвездие чудесных легенд, повествующих о богах и героях, о Вавилонской башне, об Александре Великом, об Иисусе Христе. Легенды

Из книги Расцвет и падение древних цивилизаций [Далекое прошлое человечества] автора Чайлд Гордон

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Рунические книги из библиотеки Анны Ярославны История славян исчисляется почему-то всего одним тысячелетием – со времени крещения Руси и обучения ее грамоте святыми Кириллом и Мефодием. Традиционно считается, что славяне обзавелись собственным письмом лишь во второй

Из книги Всемирная история пиратства автора Благовещенский Глеб

Пираты Древнего мира Дионисий из Фокиды (Dionysius the Phocaean), V век до н. э.Дионисий, греческий пират, охотившийся на Средиземном море, стал пиратом вынужденно. К этому его побудила война с Персией. Когда персы в 495 году до н. э. разгромили греческий флот портового города Фокеи,

Из книги Структура и хронология военных конфликтов минувших эпох автора Переслегин Сергей Борисович

Войны Древнего Мира. Обзор "решающих войн прошлого" мы начнем с Египетско-Хеттского конфликта, датирующегося 1300 г. до н.э. Его можно назвать первой "настоящей" войной. В отличие от "охот", военных экспедиций против более или менее диких племен и "доменных" междуусобиц, в

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

ЧУДЕСА ДРЕВНЕГО МИРА

Из книги Яды – вчера и сегодня автора Гадаскина Ида Даниловна

Отравители древнего мира По преданию, Рим был основан в 753 г. до н.э. Время царей, рассказы о которых часто носят легендарный характер, было сравнительно коротким, и мы мало что знаем об их деятельности. С изгнанием римлянами последнего царя Тарквиния Гордого (509 г. до н.э.)

Из книги Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь автора Мильчина Вера Аркадьевна

Глава двадцать четвертая Чтение: книги, газеты, библиотеки Город, где читают все без исключения. Типографы и книгопродавцы. Цензура. Газеты и журналы. Романы-фельетоны. Кабинеты для чтения. Чтение в кафе. Библиотеки. Букинисты Литераторы эпохи Реставрации описывают

Из книги Индия: беспредельная мудрость автора Альбедиль Маргарита Федоровна

«Золушиа древнего мира» Как-то раз погожим ясным утром отставной британский генерал Александр Каннингхэм отправился осматривать развалины древнего замка в местечке Хараппа. Он был директором Археологической службы Северной Индии, и потому его толкало к седым древним

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Археологические свидетельства древнего мира Если взять в руки учебники или опусы известных историков, на базе которых основаны эти учебники, то можно увидеть весьма интересный подход к изучению истории наших пращуров: здесь показаны только отдельные виды культур

Из книги Знаменитые загадки истории автора Скляренко Валентина Марковна

Загадки древнего мира

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь Сейчас у нас принято изображать советских историков как несчастных жертв марксистского диктата. В этом,

Из книги Аграрная история Древнего мира автора Вебер Макс

АГРАРНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ВВЕДЕНИЕ Общим для поселений европейского Запада и поселений культурных народов азиатского Востока, несмотря на все весьма существенные различия между ними, общим является то, что - если формулировать это коротко и потому не совсем

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

1.7. Начало Ватиканской библиотеки положили книги, вывезенные из Константинополя перед его взятием в 1453 году В наших работах по хронологии мы уже говорили о неожиданно позднем основании Ватиканской библиотеки в XV веке и ее росте в XVI–XVII веках за счет других книжных

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Глава 1 Чудеса Древнего мира