Специалиста и бакалавра здесь стоит. Является ли бакалавриат законченным высшим образованием

С 2011 года в нашей стране вводится новое распределение специалистов, закончивших высшие учебные заведения. Появляется новое ученое звание - бакалавр. В связи с этим часто задается вопрос: чем отличается бакалавр от специалиста? Достаточен ли уровень обучения на бакалавра? Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этой статье.

Что такое бакалавр

Эта степень пришла к нам из старинных университетов западной Европы. Слово происходит от позднелатинского baccalarius, что означает "подвассал". Поначалу эта степень присваивалась тем студентам, которые успешно освоили первый этап обучения. В царской России бакалаврами назывались преподаватели бурс и духовных академий.

В настоящее время бакалавр - это первая степень ученых званий, принятая во многих зарубежных странах. Она присваивается тем, кто окончил университеты и только после сдачи профильных экзаменов.

Два уровня образования

О том, чем отличается бакалавр от специалиста, можно судить по срокам обучения студента профильной специальности. Прослушав четыре курса очной формы обучения, студент имеет право сдать государственные экзамены, написать диплом и получить степень бакалавра. Для студентов заочной и вечерней формы обучения этот срок, как правило, больше.

Магистр - это следующая ученая степень. Диплом магистра получают бакалавры после двухлетних занятий на очной форме обучения. Таким образом, становится лишним устаревшее научное звание «специалист», которое давали после пяти лет обучения в вузе.

О том, чем отличается бакалавр от специалиста и магистратуры, уже можно получить общее представление. Бакалавр обучается по другим программам, и знания, необходимые для профессионального выполнения своих обязанностей, он получает за более короткий курс обучения. Специалист - это ученая степень, сохранившаяся лишь для некоторых видов специальностей в нашей стране. Полный перечень профессий, в которых необходима квалификация специалиста, можно найти на сайтах министерства образования. Магистратура подходит тем студентам, которые решили посвятить себя науке и получить ученую степень. Так что вопрос, чем отличается диплом бакалавра от специалиста и магистра, лежит скорее в психологической плоскости. Объем знаний, необходимый для выполнения той или иной работы, у бакалавра вполне достаточен.

С чем связано такое нововведение?

Новая ученая степень появилась в нашей стране после того, как Академия Наук присоединилась к Болонскому протоколу, направленному на то, чтобы унифицировать европейское образовательное пространство. Основная цель Болонского процесса состоит в том, чтобы расширить доступ к получению высшего образования, предоставить молодежи право выбирать вуз за пределами другой страны, унифицировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Второй важнейшей целью была модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на текущие потребности рынка труда. Поэтому на вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, можно ответить следующим образом: бакалавр и магистр - это признанные во всем мире ученые степени, дипломы студентов, получивших такие звания, признаются во многих странах. А специалист - звание, которое постепенно уходит в прошлое.

Техникумы и вузы

Неверно судить о дипломе бакалавра с точки зрения иерархии советских ученых степеней. О том, чем отличается бакалавр от младшего специалиста, зачастую рассуждают люди, не получившие ни того, ни другого диплома. Младший специалист - это уровень больше прикладной, профессиональный. Диплом младшего специалиста готовят средние учебные заведения - техникумы и колледжи. Степень бакалавра подтверждает научные знания специалиста и глубокую теоретическую и практическую подготовку по данной специальности.

Бакалавров готовят только вузы соответствующего уровня аккредитации. Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра и аспирантуры, можно сказать в общих чертах: диплом бакалавра дает шанс заработать деньги при помощи своей специальности уже через четыре года обучения.

Что дает диплом бакалавра

В настоящее время наука идет вперед гигантским рывками, и затяжной процесс обучения ведет к тому, что к моменту выпуска многие знания, полученные в вузе, становятся устаревшими и ненужными. Поэтому нецелесообразно готовить студентов «узких специальностей» пять, а то и шесть лет. Современная система обучения более гибкая и позволяет формировать структуры квалификаций и потребности рынка труда. Следует принимать во внимание и тот факт, что в нашей стране студентами становятся молодые люди возраста 17-18 лет. В этот период сложно до конца понять, какую именно профессию следует выбрать.

В настоящее время вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста, при приеме на работу практически не стоит. Базовое высшее образование идеально подходит для формирования профиля той или иной специальности. Более практические профессиональные знания студенты получают на старших курсах бакалавриата. А после окончания базового курса высшего образования и получения своей первой научной степени студент уже знает, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра. Поэтому он может скоординировать свои профессиональные планы в соответствии с текущими потребностями рынка труда и уровнем зарплат в той или иной области.

Магистратура

Имея диплом бакалавра, полученный в одном вузе, можно поступать в магистратуру другого высшего учебного заведения по профильному предмету. Иногда в этом случае может возникнуть необходимость досдачи тех или иных дисциплин. А степень магистра открывает двери к получению учебной степени.

Диплом бакалавра и трудоустройство

К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.

1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово "бакалавр" в те времена было «не нашим», «западным».

2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.

Преимущества бакалаврата

Диплом бакалавра признается международной классификацией и понятен зарубежным работодателям. Там вполне приемлемо пригласить бакалавра на должность менеджера среднего звена и поручить ему ответственную работу. Для работы в офисе обычно требуется просто образованный человек с базовой подготовкой, умеющий работать с информацией и правильно оформлять документы.

Фундаментальность подготовки, ее обширность позволяют легко менять профессию. Дело в том, что программы государственного образования подготовлены таким образом, что черед год обучения у студента появляется возможность выбора одной из множества смежных профессий. А специалист при смене профессии должен потратить два-три года и получить второе высшее образование на коммерческой основе.

Несомненным преимуществом бакалавриата является возможность получения диплома через четыре года обучения. Молодые люди часто стремятся как можно раньше стать на ноги и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. С дипломом бакалавра можно вполне устроиться в хорошую солидную фирму на небольшую должность. А после того как за ним закрепится репутация хорошего работника, мало кого из его руководства будет волновать, чем отличается диплом бакалавра от специалиста, и карьерный рост такому сотруднику будет обеспечен.

Современная система высшего образования в России предусматривает возможность получить одну и ту же специальность, получив дипломы разной квалификации. Всего несколько лет назад университеты и институты выпускали исключительно специалистов. Сейчас же можно пойти учиться на бакалавра или выбрать специалитет. Важно разобраться, в чем принципиальные отличия между различными системами: это поможет не ошибиться при поступлении в ВУЗ.

Бакалавриат и специалитет

Что такое специалитет, объяснять нет никакой необходимости. Эта система существует в нашей стране со времен Советского Союза. После окончания школы абитуриент поступает в ВУЗ, где учится, как правило, пять лет. В медицинских университетах срок учебы составлял (и составляет) 6 лет, однако в конце обучения в любом случае присваивается звание «специалист». При этом после специалитета возможно продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить степень кандидата наук.

В 1999 году российское правительство приняло решение присоединиться к Лиссабонской конвенции. Теперь на базе полного среднего образование абитуриент поступает в университет, учится 4 года и получает степень бакалавра. Перейти на обновленную систему успели не все ВУЗы, поэтому в нашей стране абитуриенты имеют возможность выбрать, по какой системе получить высшее образование. К тому же, даже те ВУЗы, которые выпускают бакалавров, все еще не перешли на европейскую систему полностью. В частности, многие учебные дисциплины продолжают преподаваться так же, как было до перехода на новую систему. Кроме того, осталась без изменений система оценки знаний студентов: в Европе и Америке действует стобалльная система.

Стоит помнить, что бакалавриат — это первая ступень двухуровневой системы обучения. Вторым и не обязательным уровнем при этом является магистратура. От магистратуры можно отказаться, устроившись на работу после получения степени бакалавра, либо же поступить для продолжения образования в любой ВУЗ через некоторое время после окончания первой ступени.

Преимущества и недостатки бакалавриата

После окончания бакалавриата студент получает европейское образование и может продолжить обучение в любом ВУЗе за пределами России. Кроме того, магистратуру можно заканчивать по другой специальности. Однако многие работодатели, привыкшие принимать на работу специалистов, полагают, что бакалавры имеют недостаточно качественное образование. Возможно, они правы: слово «бакалавр» произошло от латинского «недоучка». К тому же, поступить в магистратуру непросто: бюджетных мест достаточно немного. Кроме того, поступить в аспирантуру после получения степени бакалавра не представляется возможным: нужна магистерская степень.

Преимущества и недостатки специалитета

Считается, что специалисты получают более качественную подготовку и являются более ценными кадрами, нежели бакалавры. К тому же, после пятилетнего обучения имеется возможность выдержать экзамены в аспирантуру и получить степень кандидата наук.

Однако в магистратуру специалист на бюджетной основе поступить не может: это будет считаться вторым высшим образованием. Исключением являются лишь те студенты, которые поступили в университет до введения двухуровневой системы, то есть до 1999 года. Кроме того, если специалист принимает решение выехать за рубеж, ему придется пройти непростую процедуру подтверждения диплома.

Что такое магистратура?

Магистратура позволяет продолжить обучение и освоить еще одну профессию либо углубить свои знания в основной специальности. Магистры глубоко осваивают теоретическую и практическую стороны специальности, получают качественную подготовку как к научно-исследовательской, так и к преподавательской деятельности. В конце обучения магистрант обязан защитить магистерскую диссертацию, которая пишется под руководством доктора наук. Стоит отметить, что магистры имеют право преподавать в ВУЗах, что отличает их от бакалавров.

Таким образом, в России в настоящий момент сложилась уникальная ситуация. Абитуриенты могут выбирать, по какой системе они предпочтут получать высшее образование. Делая выбор, стоит учитывать собственные цели. Если вы предполагаете работать или продолжать обучение за рубежом, то идеальным вариантом является бакалавриат. Если же вы планируете остаться в России или поступать в аспирантуру и заниматься научной деятельностью, то ваш выбор — специалитет.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре . Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом . Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения .

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии.

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.

Бакалавриат
Специалитет
Магистратура
Аспирантура

(Гл. 8 ст. 69 закона «Об образовании»)

1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

Бакала́вр (англ. bachelor s degree ) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч.

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат ) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

Уровни высшего образования: откуда они пришли?

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

В России существуют следующие уровни высшего образования:

  1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр » и «магистр »
  2. квалификация «дипломированный специалист ».

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах . Предусмотрены следующие сроки получения образования:

  • не менее 4 лет для бакалавра,
  • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
  • не менее 6 лет для магистра.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании . После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности . Магистр — эксперт в определенной научной области . Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению , а второго — для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

НовоЦНИТ, 2017

Бакалавр

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру.

    Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью.

    В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.

  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое.

Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом.

Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Как писать диплом бакалавра

Многие студенты поступая в ВУЗ не задумываясь о том на кого они собираются учиться, кем они будут в конце: бакалаврами или магистрами. Большинство, скорее всего, остановиться на ступени бакалавриата, защитив диплом бакалавра наук и получив высшее образование. Выпускная работа бакалавра (ВРБ) может рассматриваться как первая часть дипломной работы специалиста (магистерской диссертации) для тех студентов, которые планируют продолжить обучение после завершения бакалавриата.



Выпускная работа бакалавра защищается студентами в конце четвертого курса. Соискатель на степень бакалавра должен демонстрировать умение анализировать актуальные научные проблемы, решать поставленные перед ним задачи и владеть основами изученных на протяжении обучения дисциплин.

Диплом бакалавра должен иметь внутреннее единство и завершенность, в нем должны быть отражены все этапы научно-исследовательской деятельности, тема работы обязательно должна иметь актуальность на современном этапе развития науки и техники.

Для исследовательской ВРБ необходимо:

  • Сформулировать постановку задачи;
  • Собрать необходимую теоретическую базу (часто студентам разрешается сдавать собранный материал в виде реферата);
  • Произвести анализ существующих аналогов и методов решения;
  • Привести математический аппарат (модели, алгоритмы, методики, формулы, расчеты);
  • Провести подробный анализ результатов первого этапа исследования;
  • Декомпозировать главную цель на несколько подцелей.

Результатом исследований - разработанные студентом алгоритмы, модели, методика исследований, результаты анализа.

На основе анализа систематизированной информации составляется справка об анализе патентной литературы. Если студентом предложено решение, существенно отличающееся от найденных аналогов, то он оформляет заявку на предполагаемое изобретение для регистрации своей интеллектуальной собственности.

Дипломная работа бакалавра должна содержать:

  • Обоснование актуальности;
  • Элементы анализа (является неотъемлемой частью, отсутствие анализа является недопустимым);
  • Обоснование выбора проектных решений;

Бакалаврская выпускная работа не обязательно должна иметь научно-техническую новизну.

Другими словами работа может содержать исследование способов решения задачи, для которой существует хотя бы одно готовое решение.

Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра.

Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

  • диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);
  • академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

Примечание.Неполное высшее образование не рассматривается как уровень высшего профессионального образования (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398).

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

  • не прошедшим итоговую аттестацию;
  • получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
  • освоившим часть образовательной программы;
  • отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Направления подготовки магистров РосНОУ

Что такое магистратура?

Магистратура - это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет - и вы дипломированный специалист.

С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

Если коротко, магистратура - это:

  • возможность продлить студенчество ещё на два года ;
  • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

Чем отличаются бакалавры от магистров?

Бакалавриат - это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура - второй (особый случай - современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

Уровень профессионального образования

Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

Высшее образование - специалитет, магистратура

Категория «специалисты» старшей групп должностей

Высшее образование - бакалавриат

Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

Среднее профессиональное образование