Суффикс и как его найти. Суффикс может быть не обозначен буквами

Нужно выделить окончание –ый. Все остальное будет основой.

Теперь нужно найти корень. Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Оставшаяся часть слова, соответственно, будет суффиксом.

Иногда для выделения суффикса проделанных операций недостаточно – необходимо установить мотивацию, то есть метод образования данного слова. Например, слово «иголочка». Многие поспешат выделить в слове суффикс «очк», однако это будет ошибкой. Если разобрать образование слова, то получится следующее:

Игла -> игол(к)а ->иголо(оч)(к)а

Таким образом, в слове «иголочка» будет два суффикса – -оч- и -к-.

Некоторые суффиксы можно просто запомнить и выделять, как говорится, на автомате. Например, в глаголах прошедшего времени в подавляющем большинстве случаев будет выделяться суффикс -л-. В существительных легко выделяются уменьшительно-ласкательные суффиксы -очк-, -очек-, -еньк-, -аньк-, -ок-, -чик- и другие. Суффиксы наречий -а-, -о-, -е- часто выделяют как окончания, однако у наречий не может быть окончаний, так как это неизменяемая часть речи.

Постфикс -ся- в неопределенных формах глагола обычно определяется как синкретичная морфема, то есть и как суффикс, и как окончание, и выделяется двумя значками суффикса.

Источники:

  • Основные суффиксы в русском языке

Младший брат просит объяснить ему, что такое суффикс, и вы испытываете сомнения по поводу ответа? Пора вспомнить уроки русского языка. Суффиксом называют морфему (значимую часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Задача выделения суффикса в слове покажется легкой, если следовать следующей схеме.

Вам понадобится

  • Листок бумаги, карандаш, морфемный словарь русского языка для самопроверки

Инструкция

Выпишите на листок нужное слово, например: космический. Из определения мы знаем, что стоит после корня, поэтому для начала необходимо выделить , подобрав однокоренные слова: косм-онавт, косм-одром, микро-косм, косм-ический (корень -косм-). Корнем считается минимальная часть слова, повторяющаяся во всех .

Теперь найдите суффикс, помня о том, что он следует за корнем: косм-ическ-ий - суффикс -ическ-. Заметьте, что в состав суффикса не входит (в данном случае -ий). Для выделения окончания изменяйте слово до тех пор, пока не станет ясно, какая часть слова остается неизменной. Всё, кроме нее, является окончанием: космическ-ий, космическ-ая, космическ-ое, космическ-ого, космическ-ому, космическ-ие и т.д. (окончание -ий).

Попытайтесь найти слова с тем же суффиксом и подумайте, какое общее для данных слов значение этот суффикс может иметь. Заметьте также, что в языке число суффиксов ограничено, поэтому почти все из них повторяются от слова к слову. Например: косм-ическ-ий, акуст-ическ-ий, артист-ическ-ий, символ-ическ-ий, гигиен-ическ-ий и т.д. Суффикс -ическ- образут прилагательное от существительного и имеет значение свойственности или связанности с тем, что это исходное существительное обозначает (космический - связынный с кососом, имеющий отношение к космосу).

Видео по теме

Обратите внимание

В одном слове может быть больше одного суффикса. Например, в слове "деловитость" их два (-овит-, -ость-), а в слове "производительность" - три (-и-, -тельн-, -ость-).
И наоборот, в слове может не быть ни одного суффикса: рука (корень -рук-, окончание -а).

Полезный совет

Если затрудняетесь, обратитесь к морфемному или словообразовательному словарю.

Источники:

  • Академическая грамматика русского языка
  • Словарь морфемного членения слов

Суффиксы относят к аффиксам, т.е. служебным морфемам, по своим свойствам противопоставленным центральной морфеме в слове – корню. Словоизменительные суффиксы выражают грамматическое значение слова, словообразовательные нужны для образования новых однокоренных слов.

Вам понадобится

  • - анализируемое слово.

Инструкция

Выделение в суффикса вызывает затруднения прежде всего потому, что его местоположение после корня (или после другого суффикса) часто воспринимается однозначно. Безошибочно обозначить суффикс можно только при умении выделять в слове окончание и корень. Поэтому, определяя эту морфему, пользуйтесь алгоритмом:1) Выделите изменяемую часть слова – окончание. Для этого поменяйте грамматическую форму: учительниц-а – учительниц-ы.2) «Отбросив» окончание, выделяйте корень путем подбора слов: учитель, учить, учение и т.д. Обозначьте корень (уч-).3) Установите производящее , которое позволит выделить в составе производной основы словообразовательное средство: учить → учитель → учительница. В морфемном составе слова определяются суффиксы -и-, -тель-, -ниц.4) Проверить, верно ли выделены суффиксы, поможет способ подбора других слов, относящихся к той же части речи, что и разбираемое, с таким же суффиксом. Например: уч-и-ть – стро-и-ть; уч-и-тель – стро-и-тель; уч-и-тель-ниц-а – во-и-тель-ниц-а.

Обратите внимание, что суффикс, который встречается только в одном слове языка, называется унификсом: маск-арад. О таких случаях для выделения аффиксов необходимо справляться в словообразовательных словарях.

Разновидностью суффиксов является нулевой словообразовательный суффикс. О данном типе можно говорить только в том случае, если анализируемое слово воспринимается всеми говорящими как от какого-либо однокоренного слова, причем разница в их значениях такова, что в других выражается обычными «ненулевыми» суффиксами. Например, в паре «супруг → супруга» производное слово образовано с помощью нулевого суффикса, т.к. обычно значение указания на женский пол выражается суффиксами, определяемыми в основе: артист → артист-к-а; учитель-ниц-а: пловч-их-а.

Для выделения формообразующего (словоизменительного) суффикса подберите несколько слов из этой грамматической категории, поскольку такие суффиксы характеризуют не отдельную грамматическую форму, а сразу несколько.

Запомните, что к числу формообразующих суффиксов в русском языке относят:1) -л и нулевой суффикс в глагольных формах прошедшего времени: да-л, пёк;2) -и и нулевой суффикс в формах повелительного наклонения глагола: скаж-и, брось;3) суффиксы причастий: став-ящ-ий, постави-вш-ий, поставл-енн-ый и т.д.;4) суффиксы деепричастий: держ-а, сказа-в, сид-ючи, вырос-ши; 5) суффиксы сравнительной степени прилагательных, наречий и безлично-предикативных слов: жив-ее, стар-ше, строж-е;6) суффиксы в формах превосходной степени прилагательных: глубоч-айш-ий, красив-ейш-ий.

Источники:

  • суффиксы в слове

Совет 4: Как дать определение корня, суффикса и приставки

Основу практически всех слов составляют приставка, корень и суффикс. В отличие от окончания, они являются неизменяемыми частями лексемы и несут в себе смысловую нагрузку.

В однокоренных возможно чередование гласных или согласных звуков . К таким корням относятся молок/млек, раст/ращ/рос и т.д. Это связано с их происхождением и с общим процессом развития языка. Такие фонетические чередования в корне однокоренных слов не редкое явление в языке. Для того, чтобы правильно выделить на письме такие корни иногда просто необходимо бывает знать что этому способствовало. Это могла быть утрата носовых гласных в русском языке в связи с тенденцией упрощения, наличие двух наиболее сильных диалектов, составивших современный русский язык – петербургский «окающий» диалект и московский «акающий» диалект и т.д.

Суффикс

Место суффикса – сразу после корня. Суффикс несет в себе дополнительное значение и способен изменить основное значение слова. Благодаря суффиксу можно преобразовать одну часть речи в другую, добавить эмоциональной экспрессивности и т.д. К примеру, если к слову «дом» добавить суффикс «ик», то появляется дополнительное уменьшительное значение. Добавляя к существительному «интерес» суффикс «н», вы получаете прилагательное «интересный».

Исходя из вышесказанного, суффикс можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение после корня.

Приставка

Приставка, так же как и суффикс, несет в себе дополнительный смысл и может изменять основной смысл лексемы. К примеру, если к глаголу несовершенного вида «играть» добавить приставку «до», он преобразуется в глагол совершенного вида. Являясь, префиксом, приставка занимает положение до корня.

Таким образом, приставку можно определить как несущую дополнительную смысловую нагрузку значимую часть слова, занимающую положение перед корнем.

Выделить основу, на письме можно, если просклонять по падежам существительное, прилагательное либо проспрягать по лицам глагол. Та часть слова, которая остается неизменной и будет составлять основу лексемы.

После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых (или часто обозначается). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Это доказывает правильность выделения морфемы. Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре. Образует глаголы с возвратным значение.

Смотреть что такое «Основные суффиксы русского языка» в других словарях:

В художественных произведениях суффиксы могут придавать словам нужную эмоциональную окраску: уменьшительную, ласкательную, преувеличительную. С помощью таких слов автор (герой, рассказчик) выражает различные оттенки чувств: суффикс выявляет и показывает отношение говорящего к обсуждаемому предмету, качеству, признаку. Суффикс - У этого термина существуют и другие значения, см. Суффикс (значения). Заимствованные слова в русском языке - Заимствования иностранных слов один из способов развития современного языка. Язык всегда быстро и гибко реагирует на потребности общества.

Более того, в огромном большинстве тренировочных вариантов, подготовленных ФИПИ, в заданиях реально встречаются в основном глаголы в неопределённой форме, причастия, деепричастия, прилагательные. Могут ли быть вопросы относительно правописания суффиксов существительных? Глаголы-исключения для выполнения этого задания интереса не представляют: ведь нужно узнать букву не в окончании, а в суффиксе. Нужно заняться другим: научиться безошибочно определять, от какого глагола образованы причастия и деепричастия. Какие это суффиксы и как их писать, придётся разобраться.

Суффикс -адь- образует существительные со значением женщины или жены: попадья. При помощи того же суффикса могут быть образованы слова и от прилагательных: крепыш. Аффиксальные морфы, выступающие только между двумя простыми основами в составе сложной основы, называются интерфиксальными (соединительными).

Словообразовательные

Не могли бы вы пояснить мне: как определить, один суффикс в слове или несколько? Приехали. Выходит, про каждое слово нужно отдельно в словаре узнавать, к примеру, суффикс там -овник- или суффиксы -ов- и -ник-. И так с остальными словами. Но тут уж надо понимать принципы словообразования. А почему тема в ГРАММАТИКЕ, а не в СЛОВООБРАЗОВАНИИ, кстати? В общем, есть морфема…

Формообразующих суффиксов в русском языке сравнительно немного. Часть исследователей характеризует эти морфемы как окончание, другие – как суффикс. Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель. 5. Суффиксы занимают положение после корня перед окончанием (если оно имеется у слова).

Предположим, что необходимо определить морфемный состав слова бег. На первый взгляд, оно состоит из корня и нулевого окончания. Суффикс этот - нулевой: бегØ, синьØ, тишьØ (помимо этого, следует отметить попутно, у них ещё и нулевое окончание). 1 В данном случае речь идёт только о суффиксальном способе образования слов и его разновидности - нулевой суффиксации. Словообразовательно-морфемный словарь русского языка Галиуллина К.Р. (представлены словообразовательные гнёзда и деление слова на морфемы). В каких словах в современном русском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?

Например: смен-щик, учи-тель, лет-чик, забот-лив-ый. 3) –тель– служит для образования отглогольных им. сущ-ых. Некоторые суффиксы служат не только для создания новых слов, но и необходимы для стилистической их окраски.

Это легко сделать, если подобрать однокоренные слова. Можно взять слово «традиция», которое является мотивирующим для данного прилагательного. В слове «традиция» окончание –я, если быть точнее, -ja, остальное – корень, значит, и в искомом слове нужно выделить корень «традици-». Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Разбор слова по частям изучает морфемика. На диктантах, изложениях и экзаменах довольно часто присутствует задание на разбор слова. Ничего сложного в разборе слова нет, главное уяснить основные правила разбора и выучить морфемы.

Мы все давно учились в школе и многое забыли. Но иногда бывает полезно вспомнить школьные знания, особенно из области русского языка. В этой статье мы вспомним, что такое суффикс слова.

Суффиксом является изменяемая часть слова, которая расположена после корня. Суффикс выделяют значком ^. Нулевой суффикс выделяют 0 (нуль). Для чего нужен суффикс? Суффиксы служат для образования новых слов и различных форм слова.

Какие бывают суффиксы

Виды суффиксов:

  • Суффиксы -ек и –ик. В случае, если при склонении слова выпадает гласный звук "е", нужно писать суффикс –ек. Если слова при склонении сохраняют звук "и", то нужно писать суффикс –ик. Примеры: сыноч –ек; калач –ик.
  • Буквы "ч" и "щ" в суффиксах –чик и –щик. В случае, если эти суффиксы стоят после букв "д", "т", "з", "с" и "ж", нужно писать букву "ч" . Во всех остальных случаях пишется "щ". Примеры: рассказчик, бурильщик.
  • Буквы "о" и "е" после ц и шипящих в суффиксах наречий, существительных и прилагательных. В случае, если суффикс существительного, прилагательного и наречия находится под ударением, нужно писать букву "щ", без ударения - писать "е". Примеры: меш-ок; мешоч-ек. Из этого правила есть исключение - слово "дешевый".
  • Одна и две буквы "н" в тех прилагательных, которые образованы от существительных.

Две буквы "н" будут писаться в прилагательных, которые образованы от следующих слов:

  1. От существительных, основа которых заканчивается на "н".
  2. От существительного с помощью суффиксов –онн и –енн.

Есть в этом правиле исключение - это слово "ветреный".

Одна буква "н" пишется:

  1. В суффиксах –ан и –ян в прилагательных, которые образованы от существительных. Есть исключения, это слова оловянный, стеклянный, деревянный.
  2. В кратких прилагательных, кроме форм в мужском роде.

Суффиксы –ск и –к в прилагательных. В случае, если прилагательные имеют короткую форму или образованы от существительных, основа которых заканчивается на "ч", "к", "ц", нужно писать суффикс –к. В остальных случаях –ск.

Как найти в слове суффикс

Зная, что суффикс располагается между окончанием и корнем слова, мы можем его легко найти.

    • Сначала нужно выделить именно эти морфемы.
    • Для того чтобы определить окончание, слово нужно проспрягать или просклонять. Изменяемая часть в конце слова и будет его окончанием. Ее нужно обвести квадратом.
    • Далее нужно подобрать к слову однокоренные слова. Это даст возможность определить корень. Им будет неизменная часть и общая часть для всех однокоренных слов. Обозначается корень дугой.
    • Часть, которая остается между корнем и окончанием, и есть суффикс. Он обозначается треугольником - ^. В слове может быть больше одного суффикса.

Типичные ошибки при выделении суффиксов

  • Конечные буквы суффикса часто путают с окончанием.
  • К суффиксу могут также отнести часть корня или часть предыдущего суффикса.
  • Могут не различить отдельные суффиксы и сумму суффиксов, например "грамот-н-ость".
  • При отсутствующем суффиксе могут выделить в суффикс часть корня слова.

Мы вспомнили, что такое суффикс и как его найти.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

Например,

  • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
  • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

Напомню, что:

  • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
  • словообразование - это образование новых слов.

Словообразовательные суффиксы

С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

  • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
  • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
  • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

  • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
  • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
  • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
  • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
  • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
  • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

Суффикс может быть не обозначен буквами.

Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
Например:

врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

  1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
  2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
  3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
  4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
  5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

Суффиксы Их работа
Образуют существительные
-к-
-ик-
-ек-
-ок-
-еньк-
-оньк-
-ечк-
-очк-
-ушк-
-юшк-
рыба — рыбк а
ключ — ключик
замок — замочек
друг — дружок
рука- рученьк а
лиса- лисоньк а
Ваня – Ванечк а
игла – иголочк а
дед – дедушк а
поле — полюшк о
Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
-ник-
-чик-
-щик-
-тель-
-ниц-
-к-
лес — лесник
возить — возчик
барабан — барабанщик
учить — учитель
учить — учительниц а
радист — радистк а
Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
Образуют прилагательные
-ист-
-ск-
-ов-
-ев-
-н-
скала — скалист ый
город — городск ой
горох - горохов ый
шаль — шалев ый
лето — летн ий
Образуют глаголы
-а-
-и-
-е-
-ова-(-ёва-)
-ива-(-ыва-)
звук – звуча ть
рана –рани ть
белый – беле ть
зима – зимова ть
кольцо — кольцева ть
укачать — укачива ть
открыть -открыва ть
-ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
лечить — лечиться — лечусь
Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
Формообразующие суффиксы
-ть-
-ти-
читать
нести
Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
-л- читаю – читал ;
говорю — говорил
Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

- Объясните лексическое значение каждого слова.

Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

- Прочитайте стихотворение.

Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

- Прочитайте группы слов.

Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

С помощью какой части слова образованы новые слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

Что такое суффикс?

Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

- Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

Выполните задания.

Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

- А как называют жителей нашего города (села)?

Прочитайте ниже сведения о языке.

Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же - в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

- По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй - с по­мощью приставок.)

- Что такое приставка? Для чего она служит?

IX. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Тема: Значения суффиксов

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объ­яснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

Что такое суффикс? Для чего он служит?

Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

Подберите к прилагательным однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий,

Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», - писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», - писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», - писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

Тортик! - закричал -ик-.

- Тортишко, - усмехнулся -ишк-.

Тортище, - сказал -ищ-.

- Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом - домик - домишко - домина; брат - браток - братец - братишка. Одни звучат ласково, другие - пренебрежи­тельно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других - от­рицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го­ворят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профес­сию, -ищ - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (барани­на, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть сло­ва, имеет своё лицо и многое может рассказать.

3. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся - в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Вы­делите их.

Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

- Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

Прочитайте суффиксы в рамочке.

Найдите данные суффиксы в словах.

Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей породу их занятий.)

Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

Назовите слова с таким суффиксом.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170(с. 92).

Прочитайте.

Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172(с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова, объясняют их написание и называют суф­фиксы.)

Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173(с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

Объясните лексическое значение каждого слова.

С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 174(с. 93).

- Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

А кто помнит мораль басни? Расскажите.

Выполните письменные задания к упражнению.

Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

От данных слов образуйте новые слова с помощью суффик­са -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-на­звания людей породу их занятий.)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать но­вые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс -ж-.)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

- Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

- Какие значения могут придавать суффиксы словам? При­ведите примеры.

IX. Подведение итогов урока

Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр - зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-

- А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?