Суффикс ящ в прилагательных. Правописание суффиксов причастий

Причастий

Действительные Страдательные наст.вр. прош.вр. наст.вр. прош.вр. 1 склон.: -ущ-/-ющ-
2 склон.: -ащ-/-ящ- -вш-
-ш- 1 склон.: -ем-/-ом-
2 склон.: -им- -нн-
-енн-
-т-

Список и правописание суффиксов причастий.

Правила написания суффикса.Исключения и примечания

Дейcтвительные причастия настоящего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов:
-ущ-
-ющ-
  • Пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (3 л. мн.ч) :

    бежать → бег(ут) → бегущ ий,
    колоть → кол(ют ) → колющ ий,
    играть → игра(ют ) → играющ ий

-ащ-
-ящ-
  • Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (3 л. мн.ч) :

    дышать → дыш(ат ) → дышащ ий,
    клеить → кле(ят ) → клеящ ий,
    строить → стро(ят ) → строящ ийся

  • Запомнить:

    брезжить → брезжущ ий;
    зиждиться → зиждущ ийся;
    мучить → мучащ ий, мучающ ий;
    мерить → мерящ ий, меряющ ий

Действительные причастия прошедшего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов:
-вш-
  • Пишется в глаголах с основой на гласный:

    игравш ий (играть),
    уставш ий (устать)

  • Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом —ть или в прошедшем времени перед суффиксом — :

    надеЯвш ийся (надеЯть ся, надеЯл ся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть)

  • Важно различать:

    обессилЕ ть (потерять силы) → обессилЕ вш ий,
    обессилИ ть (лишившийся кого-либо силы) → обессилИ вш ий

-ш-
  • Пишется в глаголах с основой на согласный:

    нести → нёс → нёс ш ий,
    вылезти → вылез → вылез ш ий

  • Некоторые глаголы (вести, обрести) образуют действительное причастие прошедшего времени от основы настоящего или простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени):

    обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретш ий (основа прошедшего в. — обре-л(а));
    вести → основа наст.вр. вед(ут)→ ведш ий

Страдательные причастия настоящего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов:
-ем-
-ом-
  • причастие образовано от глаголов I спряжения (1 л. мн.ч):

    исполнять → исполня(ем) → исполняем ый,
    вести → вед(ём) → ведом ый;
    рисовать → рису(ем) → рисуем ый

-им-
  • Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (1 л. мн.ч):

    видеть → вид(им) → видим ый,
    слышать → слыш(им) → слышим ый

Страдательные причастия прошедшего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:
-н(н)-
  • -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ :

    загнать загнанн ый,
    просмотреть просмотренн ый,
    обсмеять обсмеянн ый

  • А, Я, Е сохраняются перед -нн- :
    в неопред.форме -а+ть → -а+нн в причастиях:обещАть → обещАнн ый,
    -я+ть → -я+нн :высмеЯть → высмеЯнн ый ,
    -е+ть → -е+нн :обидЕть → обижЕнный.
    Искл . причастия от глаголов на -ровнЯть, -равнЯть: выровнЕнный, уравнЕнный
  • В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н :
  • В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

    завязать (что сделать?) → завязанн ый

  • Причастие образовано от глаголов с суффиксами -(ир)ова -, -ева — — пишется НН :

    маринОВАть → марин-ова-нн ый,
    шифрОВАть → шифр-ова-нн ый

-ен(н)-
-ён(н)-
  • Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ , -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ (в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается):

    стриЧЬ → стриженн ый,
    унеСТИ → унесённ ый,
    решИТЬ → решённ ый,
    подстрелИТЬ → подстреленн ый

  • После шипящих под ударением пишется ё :

    решённ ый,
    сожённ ый

  • В кратких причастиях одна буква Н (не путать с краткими прилагательными) :

    Задачи решен ы учеником.

  • В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

    застрелить → застреленн ый,
    замесить → замешенн ый.

    Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др .

  • Полное причастие имеет (кроме не- ) — пишется НН :

    покрасить → покрашенн ый,
    сварить → сваренн ый; недо жаренн ый — два Н, т.к. кроме не- есть до-

  • Полное причастие имеет зависимое слово — пишется НН :

    по крашенн ый (прич., есть приставка) забор → крашенн ый (прич., есть завис. слово) недавно забор
    НО: крашен ый (прилагательное) забор.

-т-
  • если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ , от односложных глаголов и производных от них:

    свернуть → свернут ый,
    колоть → колот ый,
    запереть → заперт ый,
    бить → бит ый

Правила.

  • Образование причастий зависит от переходности и вида глагола:
    • Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов.
    • Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.
    • От глаголов совершенного вида образуются причастия только прошедшего времени. От глаголов несовершенного вида — причастия и настоящего , и прошедшего времени.
  • Суффиксы причастий относятся к формообразующим суффиксам. По ряду источников не входят в основу слова при морфемном разборе.
  • После ж, ш, ч, щ пишутся а, е, и, у : печёный.
  • В суффиксе -ённ — (-ён- в краткой форме) страдательных причастий прошедшего времени после шипящих под ударением пишется Ё : поражённ ый — поражён .
  • В суффиксах кратких причастий пишется одна . Но, в кратких прилагательных -НН.
  • Необходимо различать причастия и отглагольные прилагательные.
  • Только страдательные причастия могут иметь полную и краткую форму: склеенный — склеен .
  • Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: прода-ющ(ие)ся, продава-вш(ие)ся.

Список использованной литературы:

  1. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. — СПб.:.ИД «Литера», 2012.
  2. Балуш Т.Н. Русский язык в таблицах: пособик для подкотовки к централизованному тестированию и экзамену — 2 изд. — Минск: ТетраСистемс, 2010.
  3. Миронова Н.И. Русский язык: в таблицах и схемах для подготовки к ЕГЭ — М.; Эксмо, 2012
  4. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс.- МГУ: Москва; 2000,
    ISBN
    5-211-05119-X.
  5. Светлышева В.Н. Русский язык: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011, ISBN 978-5-94776-742-1.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).
В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

    Ущ- (-ющ-) , если причастия образованы от глаголов I спряжения: бор-ющ- ийся (борются), клокоч-ущ- ий (клокочут), колыш-ущ- ийся (колышутся), мел-ющ- ий (мелют), пол-ющ- ий (полют), стел-ющ- ийся (стелются), та-ющ- ий (тают).

    Ащ- (-ящ-) , если причастия образованы от глаголов II спряжения: дыш-ащ- ий (дышат), жал-ящ- ий (жалят), завис-ящ- ий (зависят), кле-ящ- ий (клеят), мол-ящ- ий (молят), хвал-ящ- ий (хвалят).

    Примечание 1. Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся .

    Примечание 2.
    От глаголов мучить и мерить образуются две формы: мучащий, мерящий (нейтр.) и мучающий, меряющий (разг.)

В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

    Ем- (реже -ом- ), если причастия образованы от глаголов I спряжения: организу-ем- ый (организуют), колебл-ем- ый (колеблют), проверя-ем- ый (проверяют), вед-ом- ый (ведут), влек-ом- ый (влекут), нес-ом- ый (несут);

    Им- , если причастия образованы от глаголов II спряжения: вид-им- ый (видят), завис-им- ый (зависят), кле-им- ый (клеят), слыш-им- ый (слышат)

    Примечание. Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити .

В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом -вш- пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом -ть в инфинитиве): клеи-вш- ий (клеи-л , клеи-ть ), лелея вший (лелея л, лелея ть), надея вшийся (надея лся, надея ться) .

Примечание 1. Причастия от глаголов типа обессилеть - обессилить отличаются гласными е , и перед суффиксом -вш- ; ср.: обессиле вший ("потерявший силы") и обессили вший ("лишивший кого-либо силы") .

Примечание 2. В деепричастиях перед суффиксами -е- , -вш- также сохраняется та гласная, которая стоит в глаголе прошедшего времени перед -л- -ть ); ср.: выздорове-в (выздорове-л , выздорове-ть ), услыша в (услыша л, услыша ть), подбочени вшись (подбочени лся, подбочени ться).

В страдательных причастиях прошедшего времени пишутся суффиксы:

    Нн- , если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть ) есть гласные а , я , е : разрисова-нн- ый (разрисова-л , разрисова-ть ), вываля-нн- ый (вывалял , вывалять ), настая-нн- ый (настоял , настоять ), посея-нн- ый (посеял , посеять ), разменя-нн- ый (разменял , разменять ), обиже-нн- ый (обидел , обидеть ), увиде-нн- ый (увидел , увидеть );

    Енн- , -ённ- , если в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- (или в неопределенной форме перед -ть ) есть гласная и : выезж-енн- ый (выезди-л , выезди-ть ), выращ-енн- ый (вырастил , вырастить ), выхол-енн- ый (выхолил , выхолить ), напо-енн- ый (напоил , напоить ) ; если причастия образованы от глагола на -чь : испеч-ённ- ый (испечь ), прибереж-ённ- ый (приберечь ), увлеч-ённ- ый (увлечь ) ; если причастия образованы от глаголов, у которых перед суффиксом неопределенной формы -ти стоит согласная: привез-ённ- ый (привез-ти ), принес-ённ- ый (принести ), вымет-енн- ый (вымести ).

    Примечание 1. Причастия с суффиксом -енн- (-ённ-) образуются от немногих, древнейших по происхождению, глаголов на -чь и на -зти , -сти . Что касается глаголов на -ить , то от них, с исторической точки зрения, страдательные причастия производятся с помощью того же суффикса -нн- , что и от глаголов на -амь , -ять , -ешь . В древнерусском языке при образовании причастий от глаголов на -ить перед гласным и появлялось сочетание jэ , при этом j вызывал соответствующие изменения стоящих перед ним согласных. В результате возникли чередования д - ж (ход ить -хож енный ), с - ш (нос ить - нош енный ), з - ж (мороз ить - морож енный ), в - вл (вылов ить - выловл енный ), б - бл (долб ить - долбл ённый ), п - пл (куп ить - купл енный ), м - мл (вылом ить - выломл енный ) и др. Под действием этого же согласного (j ) и изменилось в е . В результате переразложения (т. е. изменения границ между морфемами) в современном русском языке у причастий от глаголов на -ить выделяют вместо двух исконных суффиксов (-е- - суффикс неопределенной формы и -нн- - суффикс причастия) один - -енн- .

    Примечание 2. От глагола жечь и его производных образуются причастия с помощью суффикса -енн- ; ср.: жжённ ый, зажжённ ый, нажжённ ый, обожжённ ый, пожжённ ый, подожжённ ый, прижжённ ый, разожжённ ый, сожжённ ый (но: выжженн ый ) .

    Примечание 3. Различаются в написании причастия от приставочных образований глаголов весить - вешать , месить - мешать , катить - качать и под. От глаголов на -ить образуются причастия с помощью суффикса -енн- , а от глаголов на -ать (-ять) - причастия с суффиксом -нн- (при этом глагольные суффиксы -а- , -я- сохраняются); ср.: завешенн ый, навешенн ый, обвешенн ый, развешенн ый и др. образованы от соответствующих глаголов на -ить : завесить - "закрыть занавеской" (Плотно завешенное окно не пропускало света ); навесить - "повесить, надеть на что-либо" (навешенная дверь ); обвесить - "обмануть при покупке, недовесить"; развесить - "разделить по весу"; завешанн ый, навешанн ый, обвешанн ый, развешанн ый и др. образованы от глаголов на -ать : завешать - "повесить на всем пространстве" (Все стены были завешаны пучками трав ); навешать - "повесить в большом количестве" (В коридорах были навешаны разнообразные плакаты ); обвешать -"увешать со всех сторон, повесить всюду" (Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками ); развешать - "повесить по разным местам" (Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет - иногда в сочетании со словом белье встречается и причастие развешенное , но первый вариант предпочтительнее). Причастия на -анный имеют значение "размещенный в большом количестве по всему пространству", в остальных случаях причастия оканчиваются на -енный : замешенный , перемешенный , помешенный , смешенный и под. - причастия от приставочных образований глагола месить - "мять, перемешивая" (месить тесто ) - замесить , перемесить , помесить , смесить ; замешанн ый, перемешанн ый, помешанн ый, смешанн ый и под. - причастия от приставочных образований глагола мешать - "переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо" (мешать ложечкой чай ) - замешать , перемешать , помешать , смешать ; ср.: Хорошо замешенный цементный раствор обладает высокой прочностью; В эту неприятную историю оказался замешанным мой друг ; выкаченн ый, выкачанн ый - причастия от соответствующих глаголов выкатить (из сарая велосипед ) и выкачать (из цистерны нефть ); выстреленн ый, застреленн ый, пристреленн ый, подстреленн ый, простреленн ый и др. - причастия от соответствующих глаголов на -ить : выстрелить , застрелить , пристрелить , подстрелить , прострелить ; настрелянн ый, обстрелянн ый, отстрелянн ый, перестрелянн ый, пристрелянн ый (автомат), расстрелянн ый - причастия от соответствующих глаголов на -ять : настрелять , обстрелять , отстрелять , перестрелять , пристрелять ("настроить прицельно"), расстрелять ; ср.: Внезапно обстрелянному противником десанту удалось выбраться на берег; Настрелянные вокруг гильзы свидетельствовали о жаркой схватке; Пристрелянное ружье не дает осечки; Пристреленный хищник был уже не страшен.

    Примечание 4. В устойчивом сочетании стреляный воробей прилагательное пишется с одной н

1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

а) -ущ-, -ющ- , если причастие образовано от глагола I спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

б) -ащ-, -ящ- , если причастие образовано от глагола II спряжения, например: кричащий (кричать, кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, строятся).

2. В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

а) -ем- , если причастие образовано от глагола I спряжения, например: исполняемый (исполнять, исполняют), рисуемый (рисовать, рисуют);

б) -им- , если причастие образовано от глагола II спряжения, например: хранимый (хранить, хранят), слышимый (слышать, слышат).

Примечание. В книжной речи используются немногочисленные страдательные причастия настоящего времени с суффиксом -ом- , образованные от глаголов I спряжения, например: вести - ведут - ведомый.

3. В страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется а или я , если в неопределённой форме глагола перед -ть стоит а или я , например: задержать - задержанный, обстрелять - обстрелянный. Если в неопределённой форме глагола перед -тъ стоит и или е , в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е , например: просмотреть - просмотренный, застрелить - застреленный.

(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)

308. Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го лица множественного числа того глагола, от которого данное причастие образовано.

Образец. Клокоч..щий поток. - Клокочущ ий (клокотать, I спр., клокочут) поток. Крас..щийся материал. - Красящ ийся (краситься, II спр., красятся) материал.

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещ..щиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч..щая у печки хозяйка, расстила..щаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещ..щая рыба, готов..щийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград.

309. Спишите. Объясните правописание суффиксов причастий.

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породила. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокоч..щего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М. Г.) 9) Печорин - человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сообща..мое редактором являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича. (Булг.)

310. От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать , волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть , поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать , изменять.

311. От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите форму прошедшего времени единственного числа мужского рода и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Образец. Зажечь - зажёг, зажжённ ый, зажжённый огонь.

Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, развесить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, поразить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить , высмеять, посеять, склеить , обвешать, обвесить, утешить.

312. Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно образовано.

1) Тесто хорошо замеш..но . Он был замеш..н в неприятную историю. 2) Стены комнаты были окле..ны светлыми обоями. 3) Потер..нная книга нашлась. 4) Замеч..нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 5) На засе..нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 6) Работа была оконч..на своевременно. 7) Бельё было быстро высуш..но ветром. 8) Лекция прослуш..на с глубоким вниманием.

313. Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок, ... артистом городского театра, готовит новую постановку. - Артист, ... школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Учащиеся... большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету. - Большая работа, ... школьниками, была подробно описана в стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. - Новая книга, ... девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, ... инженером, имеет большую ценность. - Инженер, ... новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый). 5) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту. - Облака, ... ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

314. Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные - двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды. (П.) 7) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 8) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком, грохоч..щим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 9) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 10) Внезапно раздался топот скач..щей лошади. (Т.)

315. Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся, - двумя. Сделайте морфологический разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте тропы, определите их типы.

В белой пустыне

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я подн..маю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движ..тся желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) станции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Микитову)

1. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

Чтобы определить спряжение глагола,ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).

— глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

2) Если глагол прошедшего времени, то ставим перед суффиксом «Л» ту букву, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растая ть, значит, перед «Л» пишем букву «Я»

3. Причастия настоящего и прошедшего времени (правило)

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будь осторожны при определении инфинитива. Часто встречаются:

Ковры развеша ны во дворе (развешать ) – продукты в магазине развеше ны (развесить )

Обвеша нные лентами (обвешать ) – обвеше нные продавцом (обвесить )

Замеша нные в преступлении (замешать ) – замеше нное тесто (замесить )

Расстреля нные партизаны (расстрелять ) – подстреле нные охотниками (подстрелить )

Пристреля нное ружье (пристрелять ) – пристреле нный заяц (пристрелить )

Выкача нная из бака вода (выкачать ) – выкаче нная из подвала бочка (выкатить )

Суффиксы выполняют в русском языке очень важную роль. С их помощью не только образуются новые слова, но и грамматические формы, а также они служат для передачи эмоциональной составляющей речи. Именно поэтому знать, какие бывают суффиксы и для чего они используются, просто необходимо.

Суффикс – морфема, стоящая позади корня. Иногда бывают случаи, когда суффикс стоит за окончанием. В таком случае он называется «постфикс». В первую очередь это касается морфемы -ся-/-сь-: умываютСЯ (окончание –ют, постфикс -ся-), собираюСЬ, красуетСЯ и другие.

Основная функция суффикса – образование новых слов, однако бывают случаи, когда эта морфема играет формообразующую роль. Немало в языке и суффиксов экспрессивно-эмоциональной окраски.

Эта морфема настолько многочисленна, что изучаться в школе начинает еще с начальных классов. Какие бывают суффиксы в русском языке, 2 класс проходит уже в середине года.

По этой морфеме легко узнать, какая часть речи перед нами. Так, благодаря специфичным -ущ/-ющ и –ащ-/-ящ- мы понимаем, что перед нами причастие, а -в- однозначно говорит, что рассматриваемое слово – деепричастие. Рассмотрим для начала эти морфемы с точки зрения назначения, а потом поговорим о принадлежности к какой-либо части речи.

Слово может существовать и без суффикса, однако именно он придает лексеме особое значение. Также нередки и обратные случаи, когда имеют место два и даже три суффикса. Так в слове учительство их два: -тель- и -ств-, а в слове «учительствовать» три: к двум предыдущим добавился глагольный -ова-.

Рассмотрим, какие бывают суффиксы с точки зрения своей функциональности.

  1. Формообразующие. Это те, которые участвуют в образовании форм одного и того же слова. Отличительная их особенность – эти морфемы наряду с окончанием слова не входят в его основу. Например, форма прошедшего времени имеет характерный суффикс -л-: протирала, готовила, читала. Кроме того, некоторые лингвисты считают -ть- в инфинитиве также формообразующим суффиксом. Напомним, что при изучении вопроса о том, какие бывают суффиксы в русском языке (3 класс), школьникам представляют его как окончание. Также если интерпретировать причастие и деепричастие как глагольные формы (у лингвистов нет однозначного ответа на этот вопрос), суффиксы этих слов выделяются как формообразующие и в основу не входят: думающий, думая, гонимый (морфемы действительного причастия -ющ-, деепричастия -я- и страдательного причастия -им-). К словоизменительным также относятся суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий (сильнее, глубже).
  2. Словообразовательные. Эти морфемы более распространены: они используются при возникновении новых слов. Чаще всего они участвуют в образовании имен существительных и прилагательных. Причем с помощью данной морфемы может появляться слово как той же части речи, так и другой. К примеру, слова «лес», «лесник», «лесной.» Первое существительное образовалось при помощи суффикса -ник-, второе слово, прилагательное, при помощи суффикса -н-. Иногда суффиксальным способом образуются и глаголы: обдумать – обдумывать. Здесь в образовании глагола несовершенного вида был использован суффикс -ыва-.

Также суффиксы могут подразделяться в зависимости от того, какой оттенок значения передают. Не секрет, что основную смысловую нагрузку несет в себе корень. Суффикс лишь уточняет, делает слово более выразительным. Разберем, какие бывают суффиксы с этой точки зрения и передаваемые ими значения:

  • Уменьшительно-ласкательное: стол-столик; баран-барашек; красавец – красавчик; ребенок – ребеночек.
  • Увеличительное: сапожищи, ручища, кулачище, великанище.
  • Детеныши животных: утенок, теленок, котенок, слоненок.
  • Обозначение принадлежности к какой-либо профессии: продавщица, крановщик, буфетчица; также местности: сибиряк, петербуржец, москвич, южанин; национальности: украинка, грузин, немец, финн.
  • Субъективное отношение к предмету или человеку: ворюга, малявка, хитрюга, жадина, хохотушка.

В средней школе начинают подробно изучать морфологию, поэтому для каждой части речи определяют, какие бывают суффиксы в русском языке (5 класс). Разберем данную морфему с этой точки зрения. Приводить в пример будем лишь самые характерные суффиксы, по которым можно однозначно сказать об их морфологической принадлежности.

Если бы люди не украшали свою речь дополнительными определениями или разъясняющими обстоятельствами, она была неинтересной и неяркой. Все население планеты говорило бы в деловом или официальном стиле, не было бы художественных книжек, а детей не ожидали бы перед сном сказочные герои.

Расцвечивает речь именно находящееся в ней обособленное определение. Примеры можно встретить как в простой разговорной речи, так и в художественной литературе.

Определение является частью предложения и описывает признак предмета. Оно отвечает на вопросы «какой-ая, -ое, -ие?», определяя предмет или «чей-ья,-ье,-ьи?», указывая на его принадлежность кому-либо.

Чаще всего функцию определения выполняют прилагательные, например:

  • доброе (какое?) сердце;
  • золотой (какой?) самородок;
  • яркая (какая?) внешность;
  • старинные (какие?) друзья.

Кроме прилагательных, определениями в предложении могут быть местоимения, обозначающие принадлежность предмета лицу:

В предложении определение подчеркивается волнистой линией и всегда относится к подлежащему, выраженному существительным или другой частью речи. Эта часть предложения может состоять из одного слова или составлять сочетание с другими, зависимыми от него словами. В этом случае, это предложения с обособленными определениями. Примеры:

  • «Радостная, она сообщила об этой новости». В данном предложении обособленным является одиночное прилагательное.
  • «Огород, зарастающий бурьяном, был в плачевном состоянии». Обособленным определением является причастный оборот.
  • «Довольная успехами сына, мама тайком утирала слезы радости». Здесь прилагательное с зависимыми словами – это обособленное определение.

Примеры в предложении показывают, что разные части речи могут быть определением качества предмета или его принадлежности.

Обособленными считаются определения, дающие дополнительную информацию о предмете или уточняющие его принадлежность какому-либо лицу. Смысл предложения не поменяется, если убрать из текста обособленное определение. Примеры:

  • «Мама перенесла ребенка, заснувшего на полу, в его кроватку» — «Мама перенесла ребенка в его кроватку».
  • «Взволнованная первым выступлением, девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену» — «Девочка зажмурила глаза перед выходом на сцену».

Как видно, предложения с обособленными определениями, примеры которых приведены выше, звучат интереснее, так как дополнительное пояснение передает состояние объекта.

Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными.

Определения, которые согласуются с тем словом, качество которого определяют в падеже, роде и числе, называются согласованными. В предложении они могут быть представлены:

  • прилагательным – с дерева упал (какой?) желтый лист;
  • местоимением – с поводка сорвалась (чья?) моя собака;
  • числительным – дайте ему (какой?) второй шанс;
  • причастием – в палисаднике была видна (какая?) зеленеющая травка.

Те же свойства по отношению к определяемому слову имеет обособленное определение. Примеры:

  • «Кратко сказанная (какая?), его речь произвела на всех впечатление». Причастие «сказанная» стоит в женском роде, единственном числе, именительном падеже, как и слово «речь», которое оно определяет.
  • «Мы вышли на улицу (какую?), еще влажную от дождя». Прилагательное «влажную» стоит в том же числе, роде и падеже, что и определяемое им слово «улицу».
  • «Люди (какие?), радостные от предстоявшей встречи с актерами, зашли в театр». Так как определяемое слово стоит во множественном числе и именительном падеже, то и определение согласуется с ним в этом.

Обособленное согласованное определение (примеры это показали) может стоять как перед определяемым словом, так и после него или в середине предложения.

Когда определение не изменяется в роде и числе в соответствии с главным словом, оно является несогласованным. Их с определяемым словом связывают 2 способа:

  1. Примыкание – это сочетание устойчивых словоформ или неизменяемой части речи. Например: «Он любит яйца (какие?) всмятку».
  2. Управление – это постановка определения в падеже, которого требует определяемое слово. Часто указывают на признак по материалу, назначение или расположение предмета. Например: «девочка села на стул (какой?) из дерева».

Несколько частей речи могут выражать несогласованное обособленное определение. Примеры:

  • Существительное в творительном или предложном падеже с предлогами «с» или «в». Существительные могут быть как одиночные, так и с зависимыми словами – Ася встретила после экзамена Олю (какую?), в меле, но довольную оценкой. («в меле» – это несогласованное определение, выраженное существительным в предложном падеже).
  • Глагол в неопределенной форме, отвечающий на вопрос «какой?», «что делать?», «что сделать?». В жизни Наташи была одна большая радость (какая?) – родить ребенка.
  • Сравнительная степень прилагательного с зависимыми словами. Мы издалека заметили подругу в платье (каком?), более ярком, чем она обычно носит.

Каждое обособленное определение, примеры это подтверждают, может отличаться своей структурой.

  • из отдельного слова, например, обрадованный дедушка;
  • прилагательного или причастия с зависимыми словами – дедушка, обрадованный новостью;
  • из нескольких отдельных определений – дедушка, обрадованный рассказанной новостью.

Обособление определений зависит от того, к какому определяемому слову они относятся и где именно расположены. Чаще всего они выделяются интонацией и запятыми, реже — тире (например, самая большая удача (какая?) – сорвать куш в лотерею).

Самое популярное обособленное определение, примеры которого встречаются чаще всего, это одиночное причастие (причастный оборот). Запятые при таком виде определения ставится, если оно стоит после слова, которое определяет.

  • Девочка (какая?), напуганная, молча пошла вперед. В данном примере причастие определяет состояние объекта и стоит после него, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
  • Картина (какая?), написанная в Италии, стала любимым его творением. Здесь причастие с зависимым словом выделяет объект и стоит после определяемого слова, поэтому также обособляется запятыми.

Если причастие или причастный оборот стоит до определяемого слова, то знаки препинания не ставятся:

  • Напуганная девочка молча пошла вперед.
  • Написанная в Италии картина стала любимым его творением.

Следует знать об образовании причастий, чтобы использовать подобное обособленное определение. Примеры, суффиксы в образовании причастий:

  • при создании действительного причастия в наст. времени от глагола 1 спряжения, пишется суффикс –ущ –ющ (думает – думающий, пишут – пишущие);
  • при создании в наст. времени действительного причастия 2 спр., используют –ащ-ящ (дымит – дымящий, жалят – жалящий);
  • в прошедшем времени действительные причастия образуются с помощью суффикса –вш (писал – писавший, говорил – говоривший);
  • страдательные причастия создаются с добавлением суффиксов –нн-енн в прошедшем времени (придумал – придуманный, обидел – обиженный) и –ем, -ом-им и –т в настоящем (ведет – ведомый, любить – любимый).

Кроме причастия таким же распространенным является прилагательное.

Одиночные или с зависимыми словами прилагательные обособляются так же, как и причастия. Если обособленное определение (примеры и правило схожи с причастием) стоит после определяемого слова, то запятая ставится, а если до, тогда нет.

  • Утро, серое и туманное, не располагало к прогулке. (Серое и туманное утро не располагало к прогулке).
  • Мама, сердитая, может молчать несколько часов. (Сердитая мама может молчать несколько часов).

Когда причастие или прилагательное относится к местоимению, то они обособляются запятой независимо от того, где расположены:

  • Расстроенная, она пошла во двор.
  • Они, уставшие, легли сразу спать.
  • Он, красный от смущения, поцеловал ей руку.

Когда определяемое слово разделяют другие слова, обособленное определение (примеры из художественной литературы это демонстрируют) также выделяется запятыми. Например, «Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (М. Горький).

Обособленное определение (примеры, правила ниже) может передавать значение по родству или профессии, тогда они также выделяются запятыми. Например:

  • Профессор, молодой симпатичный мужчина, смотрел на своих новых абитуриентов.
  • Мама, в привычном халате и фартуке, совсем не изменилась за этот год.

В подобных конструкциях обособленные определения несут добавочные сообщения об объекте.

Правила кажутся, на первый взгляд сложными, но если понять их логику и попрактиковаться, то материал хорошо усваивается.

Большинство школьных учебников относит слово «должен» к кратким прилагательным.

(полная форма «должный»). При этом еще говорится, что некоторые прилагательные (в их числе упоминается и «должен») употребляются только в краткой форме.

Слово «должен» (должна, должны) часто причисляется к прилагательным, точнее к кратким прилагательным в роли модальных слов. Хотя модальные слова выражают необходимость действия, и по своим функциям они близки очень к глаголам.

Это же слово иногда причисляют и к наречиям, особенно когда оно употребляется с окончанием «-о» — «должно».

Приведу пример: он должен мне 50 рублей. Здесь слово «должен» по смыслу можно заменить глаголом «задолжал».

Пример 2: с этим не должно быть проблем. Опять-таки, слово «должно» это точно не прилагательное, по форме напоминает наречие, но по сути своей выражает действие и наречием не является.

Слово «ДОЛЖЕН» -это краткое прилагательное.Образовано от прилагательного полной формы «Должный».

Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.

Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.

Я сейчас должен делать письменную работу по русскому языку.

Мне больше верится, что слово «должен» относится к кратким прилагательным. Какой? — должный (полная форма), каков? — должен (краткая форма).

Отвечает свойству кратких прилагательных: не склоняется по падежам, имеет только род и число.

В «Большом толковом словаре» Кузнецова сказано, что слово «должен» является наречием.

Но я с этим не согласен, поскольку наречие является неизменной частью речи, а слово «должен» мы можем изменять по числам и родам.

В других словарях (к примеру, в словарях Ушакова и Ожегова) данный вопрос вообще обходят стороной.

А вот в школьных учебниках слово «должен» относят к кратким прилагательным. Ведь полная форма данного прилагательного: «должный».

Ни причастиями, ни глаголами «должный» и «должен» не могут быть: ведь глаголы обозначают действие, а у причастий есть свои специфические суффиксы: НН, Ш, АЩ, УЩ, ЕНН, ОМ, ЯЩ, ЁНН, ЮЩ, ИМ, ВШ, Т, ЕМ. Ничего подобного в слове «должный» мы не наблюдаем. К тому же причастия образуются из глаголов.

Следовательно, слово «должен» действительно является кратким прилагательным .