Тема: психическое развитие взрослого человека. Этапы развития в зрелом возрасте по левинсону

Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

Роберт Хейвингхерст создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в сводке. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие.. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни.

Сводка: Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

Выбрать супруга
Научиться жить с партнером по браку
Начать семейную жизнь
Воспитать детей
Вести домашнее хозяйство
Начать профессиональную деятельность
Принять гражданскую ответственность
Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого
Установить и поддержать экономические стандарты жизни
Организовать досуг
Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми
Создать отношения с супругом как с личностью
Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним
Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

Приспособление к снижению физической силы и здоровья
Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода
Принять факт смерти супруга
Присоединиться к своей возрастной группе
Выполнить социальные и гражданские обязанности
Организовать удовлетворительное физическое проживание

Применимы ли данные концепции развития взрослых в нашем новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя жизнь большинства людей, как правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, в настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона.Теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, - определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта. Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком.

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко. Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника — сайт. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни . Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте. Тем не менее достижение интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в Россию из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон провел большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Левинсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда. Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин , которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин. Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет. На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет. Это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

1) сформулировать, что собой представляет взрослость и что необходимо для ее достижения;
2) найти наставника;
3) начать строить карьеру;
4) установить близкие отношения.

Определение мечты . В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Нобелевской премии, грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического — сайт. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника . На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры . Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений . Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке «наставник — ученик». Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам — сайт. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить на три категории. К первой категории относятся те транзиты, которые каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория связана с циклами внешних планет.

Вторая категория основана на аспектах между Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном, которые являются общими в гороскопах большинства людей, родившихся в определенные годы. Поскольку внешние планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в течение месяцев или даже одного-двух лет, и проявляются в картах рождения людей родившихся в эти периоды. Они определяют вопросы общие для многих людей, но они становятся особенно ясными, когда рассматриваемые натальные аспекты активируются транзитами внешних планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные циклы, поскольку они включают комбинацию символизма двух или более планет. Информация, получаемая от этой категории, не является универсально применимой, но дает возможность понимания людей, родившихся в данный период.

Третья, категория включает аспекты транзитных внешних планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта категория основана на транзитах к индивидуальной натальной карте и должна быть скомбинирована с транзитами других категорий.

С первой категорией должны иметь дело психиатры и социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось много исследований, посвященных стадиям взросления или жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень близко связаны с комбинацией циклов внешних планет, особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается об астрологии, информация, полученная в них, может быть очень ценной для астролога.

Особый интерес представляет исследование, проведенное в Yale, описанное в книге "Периоды человеческой жизни" Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными стадиями, аккуратно описанными астрологическими аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но в ней также приведены годы рождения участников, так что аспекты, описанные для каждого периода, могут быть обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон), данные определения будут применимы для любого человека конкретного возраста. Например, Переходный Период Ранней Зрелости начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или 23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом транзитного Сатурна к натальному Сатурну (20 - 23 года), с квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 - 23 года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода человек "...должен переместить семью с центрального места в своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к созданию нового жизненного уклада его как взрослого во взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства, как основу для зрелого развития". В астрологии "структура", которая включает "семью" и "жизненный уклад" связывается с Сатурном, "изменение" - это ключевое слово для Урана, а "развитие" связано с Юпитером.

В книге "Периоды человеческой жизни" жизнь человека делится на четыре периода: Детство и Юношество (3 - 17 лет), Ранняя Зрелость (22 - 40 лет), Средняя Зрелость (45 - 60 лет) и Поздняя Зрелость (65 - ...). Существуют также пятилетние переходные периоды, которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую. Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы упоминали выше (17 - 22 года), Переходный Период Середины Жизни (40 - 45 лет) и Переходный Период Поздней Зрелости (60 - 65 лет). Интересно отметить, что первые два переходных периода совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат Юпитера к Юпитеру. Переходный Период Поздней Зрелости не вполне укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот период на 57 - 62 года, поскольку это время второго возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану и двух аспектов Юпитера. Чтобы подтвердить это, необходимо отметить, что все участники данного исследования были в возрасте 35 - 45 лет, поэтому эмпирические доказательства для первых двух переходных периодов достаточно сильны, в то время как временные рамки третьего переходного периода практически не были охвачены. Если бы были опрошены люди в возрасте, соответствующем прохождению Переходного Периода Поздней Зрелости, этот временной отрезок мог быть сдвинут.

Книга Левинсона объясняет значение периодов в терминах, которые легко связать с соответствующими планетарными комбинациями, и описывает, что участники исследования испытывали и как они использовали эти периоды времени в своей жизни. Она дает большое количество информации, которую астролог может включить в свое исследование транзитов для практического применения. Некоторые выдержки из этой книги будут приведены при рассмотрении циклов каждой планеты в следующих главах.

Вторая категория транзитов привлекла мое внимание в начале 1970-х годов, когда в течение двух недель мой муж и я отвечали на восемь безумных телефонных звонков. Это звонили родители, чьи дети, тем или иным способом, круто изменили или обдумывали изменение своего жизненного уклада к ужасу своих родителей. Явное проявление было различным, но общий тон был одинаков. Мы построили карты для этих людей, которые все родились в 1952 или 1953 году, и выяснили, что во всех гороскопах отмечается соединение Нептуна с Сатурном (потенциально растворяющаяся структура). В транзитном движении Уран формировал соединение с соединением Нептуна с Сатурном, следовательно, мы имеем внезапное (Уран) растворение (Нептун) структуры (Сатурн). Мы встретились с большинством из этих людей и выяснили, что они, по крайней мере, рассматривали и обдумывали конкретные изменения, хотя все они не предприняли окончательного действия. Эти аспекты в натальной карте являются частью жизненной модели, а когда они активируются транзитами внешних планет, эти вопросы выходят на передний план. Если вы являетесь консультирующим астрологом, то вы заметите, что в определенный период приходят на консультацию ряд людей одинакового года рождения и со сходными планетарными конфигурациями. И это происходит во время действия определенных транзитов внешних планет. Если вы выслушаете внимательно несколько первых клиентов, пришедших на консультацию, вы узнаете сообщение транзитов, и даже после первого клиента начнете определять, как себя вести с большинством планетарных тем.

Другой способ получения полезной информации об аспектах, общих для определенных лет, заключается в изучении того, что произошло в мире во время рождения этих людей, а потом применении принципов к данному индивидууму. Карта рождения, конечно, является также и мунданной картой для этого момента времени в истории, и мировая политическая атмосфера будет отражаться на моделях поведения уроженца. Разберем пример соединения Плутон-Сатурн в 1946- 1948 годах. Это соединение пришлось на знак Льва, открытый знак. Исторически этот период отмечает конец Второй Мировой войны, период преобразования мира, когда главным вопросом была власть. Одним из способов проявления этого было разделение Германии. Страна была разделена силами союзников - державами, которые выиграли войну. Правила и регулирование (Сатурн) были навязаны (Сатурн и Плутон), и Германия была трансформирована (Плутон). Для людей, родившихся в 1946 - 1948 годы при таком соединении, сила и/или преобразование будут играть важную роль в жизни и будут особенно заметны, когда соединение Сатурн-Плутон будет активироваться транзитами. Поскольку это соединение было во Льве, вопрос силы или власти в жизни индивидуумов, родившихся в этот период, будет вероятно явным и будет открыто проявляться.

Можно провести сравнение с соединением Сатурна-Плутона в 1981 - 1983 годах в Весах, хотя проявлялись те же самые планетарные энергии, способ выражения в Весах был совершенно иным, чем во Льве. Знак Весов говорит о мире и гармонии, и вопрос силы (власти) в этот период был менее определенным, чем в сороковых годах. Исторически, протесты против властей в начале восьмидесятых годов приняли форму людских цепей, в противоположность силовым воздействиям. Люди с соединением Сатурн-Плутон в Весах будут, возможно, более тонко обращаться с вопросами силы и преобразования в их жизни.

Прямой противоположностью этим соединениям была середина шестидесятых годов, когда Уран, а не Сатурн, формировал соединение с Плутоном. Эти годы были отмечены внезапными бунтами в наших городах. Контроль и порядок Сатурна был заменен на странные и революционные тенденции Урана. В то время как соединение Сатурн-Плутон в любом знаке указывает на медленное и непрерывное движение в одном направлении, и это присуще людям, родившимся при таком аспекте, люди с соединением Уран-Плутон будут более склонны к спонтанным проявлениям силы или внезапным преобразованиям. Конечно, можно привести множество подобных примеров, которые могут составить отдельную книгу. Здесь же вполне достаточно еще раз сказать, что изучение состояния мировых условий во время рождения клиента дает возможность понимания основного характера этого индивидуума. А это в свою очередь может расширить понимание того, что человек хочет и что он испытывает во время действия определенных транзитов.

Однако, именно третья категория транзитов имеет наибольшую важность для индивидуума, поскольку она включает две первые категории и комбинирует их с персональными планетами и точками. Эти транзиты нельзя приписать определенному возрасту или году рождения, они уникальны для индивидуума. У вас может быть общий аспект квадрата транзитного Урана к натальному Урану с рядом людей, которые родились в интервале двух лет от вашей даты рождения. Если ваш натальный Уран находится в соединении с Юпитером, то у вас квадрат транзитного Урана к натальному Юпитеру также будет общим с людьми, родившимися в интервале нескольких месяцев от вашей даты рождения. Если натальное соединение Уран-Юпитер формирует оппозицию к вашему Солнцу или Венере, то добавление этого измерения сокращает интервал до нескольких дней от вашей даты рождения. Мы еще сузим этот интервал в дальнейшем, когда введем в рассмотрение дома.

Каждый транзит символизирует общие свойства, которые можно применить к любой жизни; это знание является полезным, но только через натальные указания транзиты могут быть применены к конкретному индивидууму. При интерпретации натального гороскопа можно определить сущность и образ действия (modus operandi) человека, чтобы более эффективно и успешно использовать информацию, предлагаемую транзитами. Например, вам не следует советовать людям с сильной "воздушной" эмфазой двигаться быстро вперед без планирующей стратегии. Возможно, они вообще не предпримут действия, а даже если и сделают это, то результаты могут быть менее, чем удовлетворительные. Помимо понимания индивидуума, чем больше вы знаете о жизненных обстоятельствах конкретного периода, который вы изучаете, тем более определенным становится выбор и направление. Даже обладая всей описанной выше информацией, необходимо осознавать, что существуют потенциально позитивные и негативные проявления транзитов. Причина этого заключается в том, что негативное проявление может произойти до того, как у вас появится возможность развить позитивное направление или некоторая неприятная ситуация может возникнуть в то время, когда вам кажется, что вы двигаетесь в правильном направлении. Ни один из этих случаев не является безнадежным. Внимательно изучив заново ваше положение, вы можете обнаружить, что необходима лишь небольшая корректировка. Запомните, транзиты описывают условия, а не результат, они символизируют силу, которую следует использовать для правильного движения к желаемой цели.

Невозможно в одной книге приспособить транзиты к каждому индивидуальному гороскопу. Поэтому натальные указания и конкретное использование транзитов мы оставляем читателю. В этой книге будут рассмотрены общие значения и смысл транзитов на различных уровнях; возможное применение их тем для выявления позитивных свойств; и другая информация, которая расширит ваше понимание транзитов и облегчит их использование.


Широкую известность приобрел подход Д. Левинсона к анализу процесса жизни взрослых людей. Левинсон исследовал группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с каждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнаружить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрослости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить определенные задачи и создать новые структуры жизни. В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет. В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни, реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все задачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для большинства мужчин центральное место занимают отношения на работе и в семье. Левинсон выделил переходы: - к ранней взрослости - 17 - 22 года; - переход 30-летия - 28 - 33 года; - к средней взрослости - 40-45 лет; - переход 50-летия - 50-55 лет; - переход к поздней взрослости - 60-"65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное отсутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с особенной женщиной (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его зависимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке.

У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе. В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни. О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.



Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами.

У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, со-гласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (при-мерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае воз-никновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карье-ру; 4) установить близкие отношения.

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Οʜᴎ изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определœения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три базовых этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определœенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Далее они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не ʼʼвырастаетʼʼ из нее и не начинает данный процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в данном возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии ʼʼновичкаʼʼ, продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединœенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, крайне важно решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

590 Часть IV, Взрослость

Рис. 13.6. Этапы жизни по Левинсону

лость и что крайне важно для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.

Определœение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Пулитцеровской премии 1 , грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателœем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Ежегодные награды за выдающиеся достижения в драме, литературе, музыке и журналистике, учрежденные по завещанию Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer), издателя New York World. - Примеч. перев.

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 591

Знаки успешного карьерного роста

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителœей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объём затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. При этом сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, всœе элементы своей мечты.

Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителœей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается ʼʼзнаковымиʼʼ событиями заключения брака

592 Часть IV. Взрослость

и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему крайне важно оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник-ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого крайне важно. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщинœе-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.