Тест на определение уровня общительности. Тест на выявление кoммуникативных спoсoбнoстей

«Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
  30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по кажд разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле: К = 0,05 . С, где К - величина оценочного коэффициента С – кол-во совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1 , характеризуются низким уровнем проявления КОС.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в обществ д-сти крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средн уровень проявления КОС. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг св знакомств, отстаивают св мнение, планируют св работу, однако потенциал их склонностей не отличается выс устойчивостью. КОС необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг св знакомых, занимаются обществ д-стью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5 , обладают очень высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в д-сти, кот их привлекает. Они сами ищут такие дела, кот бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организ деятельности.

Тест коммуникативных умений Михельсона Автор : Л. Михельсон.
Цель : Определение уровня коммуник компетентности и качества сформированности осн коммуник умений.
Инструкция : Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

Тестовый материал:

1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечател человек". Вы обычно в подобных ситуациях:

А) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".

Б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".

В) Говорите: "Спасибо".

Г) Ничего не говорите и при этом краснеете.

Д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

А) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечат, и при этом говорите: "Нормально!"

Б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".

В) Ничего не говорите.

Г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".

Д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:

А) Говорите: "Вы - болван!"

Б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".

В) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.

Г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".

Д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:

А) Говорите: "Во вяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"

Б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".

В) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".

Г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю так оценки только за то, что забыл что-то".

Д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

А) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".

Б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".

В) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".

Г) Ничего не говорите этому человеку.

Д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

А) Никого ни о чем не просите.

Б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".

В) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.

Г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

Д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

А) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"

Б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

В) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"

Г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

Д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:

А) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

Б) Говорите: "Это не Ваше дело!"

В) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".

Г) Говорите: "Пустяки".

Д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

А) Говорите: "Вы с ума сошли!"

Б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".

В) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".

Г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".

Д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

А) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".

Б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

В) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".

Г) Прежде чем вып просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".

Д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

11. Кто-то говорит Вам, что по его мн, то, что Вы сделали, великолепно. В так случаях Вы обычно:

А) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".

Б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".

В) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".

Г) Говорите: "Спасибо".

Д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

А) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".

Б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".

В) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

Г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

Д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:

А) Немедленно прекращаете беседу.

Б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".

В) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.

Г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.

Д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

А) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, напр: "Некот люди ведут себя очень нервно".

Б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"

В) Ничего не говорите этому типу.

Г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"

Д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

А) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"

Б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".

В) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

Г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".

Д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

А) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

Б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

В) Отбираете эту вещь.

Г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться дан пр-том, и затем просите его у него.

Д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

А) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; м б когда-нибудь потом".

Б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".

В) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"

Г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

Д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

18. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

А) Не говорите ничего.

Б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

В) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

Г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

Д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы длаете?" Обычно Вы:

А) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".

Б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"

В) Продолжаете молча работать.

Г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".

Д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

А) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"

Б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"

В) Спрашиваете: "Что случилось?"

Г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".

Д) Никак не реагируете на это событие.

21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:

А) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"

Б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

В) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"

Г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".

Д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о"кей".

22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо др. Обычно в таких случаях Вы:

А) Не говорите ничего.

Б) Говорите: "Это их ошибка!"

В) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".

Г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".

Д) Говорите: "Это их горькая доля".

23. Вы чувствуете себя оскорбл словами, сказанными кем-л в Ваш адрес. В так случаях Вы обычно:

А) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

Б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

В) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

Г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

Д) Заявляете этому ч-ку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не д-н этого делать снова.

24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

А) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".

Б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"

В) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

Г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

Д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

25. Кто-л просит Вас сделать что-л, что помешало бы Вам осуществить св планы. В этих усл-ях Вы обычно:

А) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

Б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".

В) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".

Г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".

Д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В эт ситуации Вы обычно:

А) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

Б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

В) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

Г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

Д) Ничего не говорите этому человеку.

27. Кто-л, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:

А) Говорите: "Что Вам угодно?"

Б) Не говорите ничего

В) Говорите: "Оставьте меня в покое".

Г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите эт ч-ка представиться в свою очередь.

Д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов : Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (компл-нты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

4. Реагирование на задевающее, провоцир повед-е со стороны собеседника – в-ы 5, 14, 15, 23, 24.

5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

Тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС)

Описание психодиагностической методики Для проведения теста необходимо подготовить вопросник КОС и лист для ответов. Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если Ваш ответ на вопрос положителен (Вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же Ваш ответ отрицателен (Вы не согласны) – поставьте знак минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой вопрос обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Обработка результатов Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям. Дешифратор

Коммуникативные склонности:

Положительные ответы – вопросы первого столбца

Отрицательные ответы – вопросы третьего столбца

Организаторские склонности:

Положительные – 2-й столбец

Отрицательные – 4-й столбец

Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (К) и организаторских (О) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (к) и организаторским склонностям (о) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам: К=к/20 О=о/20

Для качеств оценки результатов необходимо сопоставить получен коэффициенты со шкальными оценками:

При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуник и орг склонностей.

2. Исп-мым, получ оценку 2, КОС присущи на уровне ниже средн. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в нов компании, кол-ве, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и, выступая перед аудиторией, плохо ориентируются в незнак ситуации, не отстаивают св мнение, тяжело переживают обиды, проявл-е инициативы в обществ д-сти крайне занижено, во мног делах - они предпочитают избегать принятия самост решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается выс устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспит работе по формированию и развитию КОС.

4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг св знакомых, занимаются обществ д-стью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации обществ мер-й, способны принять самост решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку – 5, обладают очень высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуник и организат д-сти и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудн ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самост решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнак компанию, любят организовывать всякие игры, мер-я, настойчивы в д-сти, кот их привлекает. Они сами ищут такие дела, кот бы удовлетворяли их потребности в коммуникации и организ д-сти.

Тест Ряховского Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов; "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Классификатор теста 30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Ваш власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильн увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

Текст опросника

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что сущ-ет проблема "отцов и детей" и что людям разн поколений трудно понимать др др-а?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знаком, что он забыл Вам вернуть деньги, кот занял неск месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас люб длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от св намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду просьба помочь разобраться в том или ин служебн вопросе или уч теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Шкала "Техника общения" Творогова

Цель : Измерение уровня развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.
Инструкция . Оцените максимально объективно св способности и умения кажд из одногруппников, проявляемые в общении. При работе над опросником обсуждать вслух оценки не разрешается. На бланке ответов номера качеств обозначены по горизонтали, а фамилии одногруппников и ваша зашифрованы цифрами по вертикали. Сначала поставьте себе оценку по кажд из указ кач-в и обведите св номер кружком в таблице, затем оцените св товарищей. Оценки в соотв графах в 5-бал системе, где 0 обозначает полн отсутствие хар-ки, а 5 - максим ее выраженность. Десятичные дробные знач-я не доп-ются. Если Вы не можете оценить дан умение или дан человека по каким-то причинам, то в соотв графах поставьте прочерки. Список группы прилагается.

Коммуникативные умения:

1. Умение начать разговор, найти общую тему.

2. Способность длительное время поддерживать разговор.

3. Понимание чувств и намерений другого человека.

4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других.

5. Умение выслушать собеседника.

6. Умение выйти из общения, не обижая других.

7. Приветливость.

8. Хорошие манеры в общении.

9. Тактичность.

10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли.

11. Мимическая подвижность лица.

12. Соответствие жестов ситуации.

13. Соответствие мимики ситуации.

14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией.

15. Соответствие интонации речи ее смыслу.

16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.


    Вы очень коммуникабельный челове к, только сверх меры, потому что влезаете в разговоры, которые Вас не касаются, совсем не умеете слушать собеседника, да и не особо волнуетесь о том, что именно говорите сами. А всё потому, что пытаетесь рассуждать на темы, совсем незнакомые, даже приблизительно, раздаёте советы, когда об этом не просят, да и вообще, навязчивы, отчего окружающие избегают встреч с Вами. Возьмите себя в руки и учитесь терпеть, приостанавливать свои порывы поговорить. Если Вы сможете хоть немного замечать и уважать собеседника, то заметите, как постепенно изменяется жизнь, ведь тогда Вам начнут доверять более ответственную работу. А пока Вы утомляете всех своим присутствием, изучите статью .

    Обычно Вы в курсе всех событий , происходящих не только в жизни друзей и знакомых, но и в городе. Комфортно ощущаете себя в любой ситуации, даже компания незнакомых людей у Вас вызовет интерес и азарт, а не тревогу и беспокойство. Вас любят окружающие, но один минус – не очень серьёзно относятся. Может, потому, что пытаясь везде успеть, ведь надо же получать информацию, Вы бросаетесь на все задачи, толком не включившись и в одну? Или следуете обычно только за своим интересом, поэтому занимаетесь проектом, пока он не надоест? В общем, с Вами весело, но если хотите, чтобы Вас воспринимали не только как «рубаху-парня», или шута, то поработайте немного над собой, изучив, к примеру, статью .

    Вы с удовольствием знакомитесь с новыми людьми , любите узнавать что-то новое и предпочитаете иметь хотя бы поверхностные знания о разных сферах жизни. Вы очень любопытный человек, на месте не сидите, и если в течение дня не пообщаетесь с необходимым количеством людей – то чувствуете себя не очень хорошо. При возникновении сложностей и конфликтов Вам не хватает отваги и смелости высказать всё, что думаете, так как боитесь потерять расположение близких и знакомых, или показаться неуместным. Будьте внимательны к себе, не стоит что-то терпеть из-за страха отвержения. Рекомендую посмотреть статью .

    Средний уровень коммуникабельности , вполне можно сказать о том, что Вы гармоничная личность. Способны поддержать практически любой разговор, по крайней мере, с Вами интересно и приятно общаться. Не навязчивы, всегда замечаете, что собеседник не хочет продолжать разговор, а также, что пора менять тему. Можете постоять за себя, причём, не прибегая к насилию и не теряя контроль над эмоциями. Вас раздражает чрезмерная болтливость и пустые разговоры «ни о чём», а ещё экстравагантные выходки ради привлечения внимания. Больше предпочитаете камерную обстановку, веселье в шумных компаниях Вас утомляет. Чтобы усовершенствовать свои коммуникационные навыки, рекомендую ознакомиться со статьей .

    К новым знакомствам относитесь слегка настороженно , предпочитая сначала присмотреться к человеку, а потом уже открывать какие-то подробности из своей жизни. Когда кто-то Вам не нравится, или раздражает, Вы не говорите ему об этом прямо, предпочитая выражать агрессию косвенно, с помощью сарказма. Порой Вы чрезмерны в своих саркастических замечаниях, хоть они и показывают остроту ума, это всё равно немного отталкивает окружающих. Хотя Вы достаточно общительный человек и не боитесь оказаться в незнакомой обстановке, по крайней мере, не испытываете растерянности и смущения. Можете, на всякий случай, ознакомиться со статьей , возможно, в некоторых ситуациях Вы тогда сможете обходиться без едких замечаний, говоря прямо о своих чувствах, но и не оскорбляя собеседника.

    У Вас мало друзей , но, по крайней мере, они очень близкие и верные, проверенные годами и всякими трудностями, с которыми Вы справлялись вместе. Знакомство с новым человеком вызывает у Вас тревогу и беспокойство, но если собеседнику удастся Вас увлечь, Вы преображаетесь прямо на глазах, что и не скажешь о том, что некоторое время назад Вы смущались и нервничали, не зная, что сказать. Предпочитаете одиночество, именно наедине с собой вы расслабляетесь и отдыхаете. Не требуйте от себя изменений, может, Вы просто интроверт, поэтому не настолько активны и общительны, как другие Ваши знакомые и коллеги? Посмотрите статью , вдруг вы узнаете себя.

    Вам приходится очень сложно , ведь каждый разговор с кем-либо даётся с огромными усилиями. К тому же, Вы склонны прокручивать в голове все неудавшиеся, по Вашему мнению, моменты, занимаясь самобичеванием, отчего напряжение растёт, а вместе с ним и сопротивление повторять предыдущий опыт. Но страдаете от своей необщительности и тревожности не только Вы, но и Ваши близкие, которых Вы также стараетесь избегать. Они переживают и не понимают, что творится у вас на душе, ведь Вы не говорите с ними о своих чувствах, мыслях и желаниях. Вам следует немного поверить в себя, в то, что Вы на что-то способны и имеете право жить свободно и счастливо. Сделайте первый шаг, полюбите себя, и постепенно сможете наладить свою жизнь. А статья будет Вам в помощь.

Можно считать себя веселым и раскованным в общении человеком, но это может оказаться не так, если люди в вашем присутствии ведут себя сдержанно. Пройдите тест, чтобы узнать какая же вы есть на самом деле. Итак, тест на общительность

1. Во время разговора, как правило, вы:

а) больше молчите (1 балл);

б) больше говорите (3 балла);

в) ведете диалог (2 балла).

2. Если возле магазина соберется огромная толпа, будет ли вам любопытно, и что вы сделаете?

а) протолкнетесь в самый центр событий, желая увидеть, что произошло (3 балла);

б) вежливо поинтересуетесь у зевак, что случилось (2 балла);

3. Попав в незнакомую компанию, вы:

а) за 30 минут перезнакомитесь со всеми присутствующими (3 балла);

б) весь вечер проведете, не отходя от того, с кем пришли в эту компанию (1 балл);

в) постараетесь “прибиться” к какой-нибудь небольшой компании (2 балла)

4. Во время разговора вы часто слышите от знакомых:

а) “Что ты думаешь по этому поводу?” (1 балл);

б) “Постарайся слушать, а не перебивать меня!” (2 балла);

в) “Подожди! До конца-то дослушай…!” (3 балла).

5. Во время поздравлений в честь именинника за праздничным столом, как правило, вы:

а) произнесете заранее подготовленный тост в нужный момент (2 балла);

б) просто пожелаете всяческих успехов и здоровья имениннику, поскольку, тосты – не ваша стихия (1 балл);

в) вы постараетесь дополнить чужой тост, поскольку дождаться своей очереди вы не в силах (3 балла).

Подводим итоги:

Если вы набрали 11-15 баллов – вы — очаровательная болтушка: ваша проблема кроется в вашей любви “поговорить”. Но не стоит забывать, что хороший собеседник – это в первую очередь, человек, умеющий слушать, а не только говорить. Не дослушав до конца то, о чем вам говорит собеседник, вы часто перебиваете его, поспешно делая ошибочные выводы. Каким бы вы ни были общительным человеком, ваша склонность к монологам может оттолкнуть собеседников. Поэтому, следует научиться слушать!

8-10 баллов – вы – приятная собеседница: с вами легко и приятно общаться, поэтому в любой компании вы – желанный гость. Умея слушать, вы уместно задаете уточняющие вопросы собеседнику, вежливо и ненавязчиво озвучиваете свое мнение. Продолжая в том же духе, у вас в жизни будет больше друзей, нежели врагов.

5-7 баллов – вы – милая тихоня: вы редко высказываете собственное мнение, предпочитая молчать и пассивно слушать других. Возможно, вы боитесь, что сказанное вами может быть неверно истолковано собеседником и вам не хотелось бы попасть в неловкое положение. Не стоит сдаваться “без боя”, позволяя другим навязывать вам свою точку зрения! Вам стоит перестать бояться и научиться наслаждаться общением. В конце концов, все люди имеют право на свое собственное мнение!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
с. МОСКОВСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Определение общего уровня общительности обучающихся (тест В. Ф. Ряховского)

Подготовила
мастер п/о Фролова О. Н.

с. Красногвардейское

Общительность – это одно из важных коммуникативных свойств личности, которое позволяет успешнее адаптироваться в окружающей среде. Общительный человек быстрее находит себе друзей, а значит, у него меньше вероятность появления личностных проблем, общительность выступает инструментом получения новой значимой информации. Через общение человек познает себя и окружающий мир.
Общительность развивается в процессе учебной и профессиональной деятельности человека, с одной стороны, и оказывает влияние на их успешность и качество, с другой.
Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.
Возникновение психологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает как общению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни.
Тестирование проводилось среди обучающихся 2-го курса (17-19 лет, 16 юношей и 12 девушек). Обучающимся был предложен тест « Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского)».
Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Содержит 16 вопросов. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из семи категорий относятся испытуемые.
Тест классифицирует испытуемых по семи категориям, к которым относятся:
явная некоммуникабельность – неприспособленность к работе в коллективе, что указывает на низкий уровень социализации; замкнутость – неразговорчивость, предпочтительность одиночества; в известной степени общительность – в незнакомой обстановке чувствует себя вполне комфортно, но в спорах и диспутах участвует неохотно; нормальная коммуникабельность – любознательность, интерес к собеседнику, терпеливость в общении с другими, отстаивание своей точки зрения без вспыльчивости; весьма общителен (порой может быть сверх нормы) – любопытность, разговорчивость, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомится с новыми людьми; «рубаха-парень» – общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы; коммуникабельность болезненного характера – говорлив, многословен, вмешивается в дела, к которым не имеет никакого отношения, берется судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентен, часто бывает причиной разного рода конфликтов в своем окружении.
В ходе проведения тестирования получились следующие результаты:
В тесте Ряховского обучающиеся набрали приблизительно одинаковое количество баллов (9-18). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствует о примерно одинаковом уровне общительности. Если обратиться к классификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:
Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.
При подведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальной коммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.

Оценка ответов: "да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Опросник

1.Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3.Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?.

7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9.В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

12.Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.


Тест. Коммуникативные способности . (да «+», нет « - »)

    Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

    Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?

    Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.

    Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?

    Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

    Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?

    Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?

    Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

    Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?

    Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

    Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

    Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

    Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

    Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?

    Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

    Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

    Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

    Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что либо большой группе людей?

    Верно ли, что у вас много друзей?

    Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов :
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента;
Х – количество совпадающих ответов с ключом,
20- максимально возможное число совпадений

Ключ к определению коммуникативных способностей.

Шкала оценок коммуникативных способностей .

Интерпретация результатов Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию.