Тесты для определения межличностных отношений. Оценка отношений подростка с классом тест по психологии (10 класс) на тему

Данные тесты помогут узнать, какая атмосфера царит в вашем коллективе и что необходимо сделать для того, чтобы улучшить ее. Если результат тестирования окажется отрицательным, вы вправе приукрасить его, чтобы не портить атмосферу праздника, а на досуге проанализировать ответы и предложить коллегам найти выход из сложившейся ситуации.

Тест «Коллеги или друзья?»

Анкеты с вопросами раздайте своим коллегам перед корпоративным праздником, затем подсчитайте полученные результаты и перед собравшимися сделайте вывод об отношениях в коллективе. Тест очень короткий, поэтому вы можете провести его и во время вечеринки прямо за праздничным столом.

1. Знают ли коллеги о ваших внепрофессиональных увлечениях?

A. Нет, коллегам необязательно знать обо мне то, что не относится к работе.

Б. Возможно, поскольку я мог упомянуть об этом в неформальной беседе.

B. Да, конечно, мы периодически делимся друг с другом такой информацией.

2. Насколько непринужденно и свободно вы способны вести себя на корпоративном празднике?

A. По возможности стараюсь вести себя сдержанно, чтобы не было повода для сплетен и пересудов, а также упреков начальства.

Б. В неофициальной обстановке вполне можно позволить себе расслабиться и отдохнуть как следует.

B. Я и в рабочее время веду себя раскованно, а уж на корпоративном празднике и подавно.

3. Один из ваших коллег просил начальство повысить ему зарплату по причине материальных проблем в семье. Правильно ли он поступил?

A. Нет, уровень зарплаты должен зависеть не от финансовых проблем работника, а от качества выполняемой им работы.

Б. Конечно, его можно понять, но причина повышения зарплаты должна быть более убедительной.

B. Безусловно, коллега прав, а начальству следовало бы прислушаться к просьбе подчиненного и пойти ему навстречу.

4. Утром, перед работой, вы почувствовали недомогание. Как вы поступите?

A. Плохое самочувствие – не повод отказываться от работы, тем более что начальство не приветствует прогульщиков, даже если причина уважительная.

Б. Пойду ли я на работу или останусь дома, зависит от степени недомогания.

B. Конечно, останусь дома на денек-другой, а потом наверстаю упущенное.

5. Ваш коллега накануне явно выпил лишнего, и сегодня работа у него не клеится. Как мысли по этому поводу?

A. Ему нужно было думать раньше о том, в каком состоянии он придет на работу, а теперь нечего болеть, нужно работать.

Б. Мне безразлично как себя чувствует мой коллега и как он работает, ко мне это не имеет никакого отношения.

B. Такое с каждым может случиться, нужно спросить коллегу, не могу ли я чем-нибудь помочь ему.

6. Что вы знаете о личной жизни своих коллег?

A. Очень немногое – семейное положение и наличие или отсутствие детей.

Б. Только то, что они сами о себе считают нужным рассказать.

B. Практически все, ведь коллектив – одна большая семья, в которой ничего не утаишь.

7. Можете ли вы дать взаймы своему коллеге некоторую сумму денег?

A. У нас в коллективе не принято давать или брать взаймы, поэтому меня вряд ли об этом попросят.

Б. Все зависит от того, кто просит и какую именно сумму.

B. Если у меня найдется такая сумма, я обязательно выручу своего коллегу, ведь в подобной ситуации могу оказаться и я.

8. В результате небрежности одного из сотрудников результаты общей работы оказались невысокими. Посчитаете ли вы своим долгом доложить об этом начальству?

A. Конечно, у нас начальство строго следит за качеством работы и всегда наказывает виновных.

Б. Нет, если подобное является исключением из правил, а не нормой, мы все строго поговорим с коллегой и постараемся исправить положение общими усилиями.

B. Нет, ведь мы коллеги, а не доносчики.

Результаты

Большинство ответов А.

Ваша жизнь четко делится на работу и все, что ее не касается. С коллегами вы предпочитаете сохранять исключительно деловые отношения, не выходящие за рамки работы. Из-за этого вас часто за спиной называют сухарем и человеком-машиной.

Возможно, вы не видите в этом ничего страшного, однако немного теплоты и участия в общении с коллегами вам совсем не помешает. Ведь куда приятнее работать в благожелательной и дружеской атмосфере.

Большинство ответов Б.

В своей жизни вы стараетесь разделять личное и профессиональное, и это у вас неплохо получается. Вы стремитесь не заводить друзей на работе, потому что это может помешать вашим амбициозным планам.

Кроме того, формальные отношения с коллегами позволят избежать многих недоразумений. В чем-то вы, безусловно, правы, однако подобная линия поведения не способствует появлению душевного комфорта и тепла. А ведь иногда участие коллег и их моральная поддержка бывают так необходимы.

Большинство ответов В.

Ваши отношения с коллегами правильнее назвать

дружескими, чем профессиональными. Ваш коллектив славен тем, что каждый придет на выручку другому, даст нужный совет, выслушает и поддержит. Ваш девиз: «Один за всех и все за одного!».

Тест «Отношения с коллегами»

Взаимоотношения с коллегами – важный момент в жизни человека, ведь на работе мы проводим большую часть своего времени. В связи с этим желательно, чтобы и в рабочие дни нас окружала дружеская и теплая атмосфера. Тогда и дело будет спориться, и настроение всегда прекрасным, и здоровье не пострадает из-за переживаний по поводу конфликтов и недоразумений.

Раздайте своим коллегам анкеты с вопросами и предложите искренне на них ответить. После того как все справятся с заданием, соберите листочки, подсчитайте результаты (за каждый положительный ответ начисляйте 1 балл) и озвучьте их.

1. Критикуя своего коллегу, хотели ли вы образумить его, чтобы впредь он не совершал подобных ошибок?

2. Хотелось ли вам, чтобы все мероприятия, проводимые в вашей организации, получали бы ваше «добро»?

3. Хотели ли вы, чтобы деятельность организации, в которой вы работаете, была бы полностью под вашим контролем?

4. Не считаете ли вы свои выступления перед коллегами слишком длинными?

5. Замечали ли вы за собой привычку «задавить» противников в споре, не давая им вставить хотя бы слово в защиту своей позиции?

6. Любите ли вы вступать в споры с разными людьми?

7. Быстро ли вы превращаете любую дискуссию в жаркий спор?

8. Замечали ли вы, что ваши коллеги, общаясь с вами, как правило, ведут разговор в оборонительном ключе?

9. Обращали ли вы внимание на то, что коллеги избегают обсуждать с вами свои рабочие планы?

10. Являются ли внешние атрибуты власти и высокого положения очень важными для вас?

11. Способны ли вы нести ответственность за собственные промахи и ошибки?

12. Рассказывая о сути своей работы, не слишком ли часто вы употребляете местоимение «я»?

13. Охотно ли вы делитесь с коллегой привилегиями или властью, которыми обладаете сами?

14. Восхищаются ли коллеги вашей решительностью и профессиональными качествами?

15. Ощущаете ли вы сдержанность и холодность в отношениях со стороны коллег, в то время как ждете от них радушия и признания?

16. Считаете ли вы, что ваши коллеги куда менее компетентны и не обладают теми профессиональными качествами, которые, бесспорно, есть у вас?

Результаты

Менее 6 баллов. Ваши отношения с коллегами не всегда гладкие. Скорее всего, причиной этого являетесь вы сами, точнее некоторые «шершавые» черты вашего характера. Постарайтесь контролировать свои эмоции и слова, и тогда общение с коллегами будет менее болезненным как для вас, так и для них.

Более 7 баллов. Если у вас все еще сохраняются какие-либо отношения с коллегами, это просто удивительно. Не исключено, что они стараются обходить вас стороной, чтобы не нарваться на скандал. Напряжения в отношениях можно избежать только в том случае, если вы научитесь видеть в сотрудниках не просто работников, с которыми вы вынуждены проводить по нескольку часов в день, но и простых людей с их настроением, слабостями и эмоциями.

Приложение

1. Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе .

Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.

Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

а) Чувствую себя членом группы

б) Участвую в делах группы

в) Не чувствую себя членом группы

г) Предпочитаю работать отдельно от других членов группы

Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по учёбе?

а) Полностью удовлетворён(на)

б) Удовлетворён(на)

в) Недостаточно удовлетворен(на)

г) Совершенно неудовлетворен(на)

Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы учиться в другую группу?

а) Однозначно нет

б) Скорее всего, остался (сь) бы в этой группе

в) Скорее, перешёл (ла) бы, чем остался (сь)

г) Охотно перешёл(ла) бы учится в другую группу

Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?

а) Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажется

б) Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп

в) Хуже, чем в других группах

г) Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп

как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а) Однозначно да

б) Скорее да, чем нет

в) Скорее нет, чем да

г) Однозначно нет

Обработка данных.

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наоборот.

Диаграмма взаимоотношений в группе № 14.

70% обучающихся - имеют дружеские отношения со всеми членами группы;

20% - поддерживают хорошие отношения, но предпочитают свой круг общения;

8% - общаются с одногруппниками, т. к. это является необходимостью, связанной с учёбой;

2% обучающихся не нашли общий язык с группой.

2. Определение психологического климата класса.

Для общей оценки основных проявлений психологического климата в группе можно воспользоваться картой-схемой. В ней в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до - 3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком “+” отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине. При этом надо иметь в виду, что оценки означают:

3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

1 -достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

3 - свойство проявляется всегда.

Положительные особенности

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность , антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу “один за всех, все за одного”

В трудных случаях коллектив “раскисает”, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на “привилегированных” и “пренебрегаемых”, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

3. Индивидуальный тренинг.

Подобная форма тренинга представляет собой своеобразную.

Чужая компания.

Предложите учащимся понаблюдать за учениками незнакомого (или малознакомого) им класса (и вообще любой организованной группы людей) и постараться ответить на следующие вопросы:

а) Кто из группы пользуется наибольшей популярностью и уважением?

б) Почему (его личностные, деловые или иные качества)?

в) Кто пользуется наименьшей популярностью?

г) Почему?

д) Кто входит в негласный актив класса?

е) Кто есть кто в этом активе (организатор, деловой и эмоциональный лидер, умельцы и т. п.)?

ж) Кто является наибольшим индивидуалистом?

з) Какие группы людей связаны более близкими отношениями?

и) Что их может связывать?

Правильность своих выводов учащиеся могут проверить, войдя в контакт с членами исследуемой группы, что уже само по себе представляет новый уровень освоения навыков общения.

4. Групповой тренинг.

Данный тренинг позволяет раскрыть и выявить механизмы взаимоотношении в группах. Упражнения эти рекомендованы психологом.

Скверная компания .

В игре участвуют двенадцать человек: Главарь, Авторитет, Приближенные (два человека). Подхалим, Шут, Марионетки (два человека), Недовольные (два человека) и Забитые (два человека). Первоначально исполнителей этих ролей должен подбирать сам ведущий, но обязательно из числа добровольцев, однако в дальнейшем на ту или иную роль необходимо обязательно приглашать зрителей и вообще менять роль внутри самой “удачной”, примитивной группы, дабы каждый побывал “в шкуре” каждого.

Наиболее важным элементом игры являются правила взаимодействия ее участников, за выполнением которых должен внимательно следить ведущий и в дополнение к нему кто-то из неиграющих. Правила эти таковы:

Главарь вправе обрывать любого. Авторитет - любого, кроме Главаря. Приближенный - любого, кроме Главаря и Авторитета. Подхалим - любого, кроме Приближенного, Авторитета и Главаря. Шут - всех, кроме Главаря. Марионетка - только Недовольных и Главаря. Недовольные - всех, кроме Главаря и Авторитета Забитого обрывает любой, он же - никого.

Игрок, нарушивший эти правила, переводится в Забитые, ну а если их нарушил сам Забитый, то его могут не только дружно осудить, но и попросту изгнать.

Однако помимо четкого выполнения правил эта игра нуждается в достаточно высокой театрализации за счет масок, накладных бород, символики и т. п. (для начала как минимум необходимо, чтобы у каждого была табличка с наименованием роли). Автор игры предлагает проводить ее в двух вариантах - обыденном и театральном, однако по целому ряду причин, которые здесь просто невозможно привести, мы рекомендуем использовать именно театральный вариант. Форм подобной театрализации достаточно много - шайка гангстеров, пиратский корабль, первобытное племя, стая волков и т. п., но главным здесь, пожалуй, является то, что, несмотря на своеобразное “сюжетное” провоцирование агрессивности участников, театральный вариант позволяет их действительно проиграть, вскрыв одновременно многие насущные болячки юношеских взаимоотношений.

После окончания игры целесообразно провести ее обсуждение, где главным должна быть окончательная дискредитация “скверной компании” и призыв к созданию подлинного коллектива.

5. Анатомия общения.

Единственная роскошь, дарованная человеку - это общение. Без и вне общения невозможно существование человеческого сообщества. И не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и психологическим климатом в группе существует прямая и сильная связь. Чтобы разобраться в том, каким образом подросток строит своё общение, можно провести следующий тест.

Тест В. Ряховского

Этот тест даёт возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на его вопросы следует, использую три варианта ответов – “да”, “иногда” и “нет”.
Вопросы

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? Да; Иногда; Нет. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже совсем невмоготу? Да; Иногда; Нет. Вызывает ли у Вас смятение или не удовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании? Да; Иногда; Нет. Вам предстоит выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? Да; Иногда; Нет. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? Да; Иногда; Нет. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратился к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-нибудь вопрос)? Да; Иногда; Нет. Верите ли вы, что существует проблема “отцов и детей”, и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? Да; Иногда; Нет. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад? Да; Иногда; Нет. В кафе или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчители ли Вы, лишь с раздражением отодвинув тарелку? Да; Иногда; Нет. Оказавшись один на один с незнакомым человеком Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? Да; Иногда; Нет. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? Да; Иногда; Нет. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации? Да; Иногда; Нет. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких “чужих” мнений Вы не приемлете. Это так? Да; Иногда; Нет. Услышав где-нибудь в “кулуарах” явно ошибочную точку зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать? Да; Иногда; Нет. Вызываете ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином сложном вопросе или учебной теме? Да; Иногда; Нет. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? Да; Иногда; Нет.

Ключ к тесту . Ответы “да” - 2 балла; “иногда” - 1 балл; “нет” - 0 баллов.

Интерпретация результатов. 30 – 32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всего Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко! На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 – 29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством: в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает так, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы “вдруг” приобретаете полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 – 24 балла. Вы в известной степени общительны и в знакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают и все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете не охотно В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки устранимы.

14 – 18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку без запальчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывает у Вас раздражение.

9 – 13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете ее выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

4 – 8 баллов. Вы, должно быть, “рубаха-парень”. Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководитель и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов. Вам необходимо заняться самовоспитанием.

6. Конфликт.

Тест Томаса

С помощью данного теста оказывается возможным определить собственный стиль поведения в ситуации разногласий. Для того чтобы определить, к какому способу поведения склоняется человек, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний а) и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как он обычно поступает и действует.

Высказывания

a. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

b. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

b. Я пытаюсь уладить дело о учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

b. Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.

a. Я стараюсь найти компромиссное решение.

b. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

a. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.

b. Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности

a. Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

b. Я стараюсь добиться своего.

a. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

b. Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

a. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

b. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

a. Я твердо стремлюсь добиться своего.

b. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

a. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чей состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b. Я стараюсь успокоить другого и главный образом сохранять наши отношения.

a. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

b. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

b. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

a. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

b. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряжения.

b. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезного напряжения.

a. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

b. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

a. Первым делом я стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

b. Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

a. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

b. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

a. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

b. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

a. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

b. Я отстаиваю свою позицию.

a. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

b. Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

a. Если позиция другого кажется ему важной, я стараюсь идти ему навстречу.

b. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

a. Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

b. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

a. Я обычно предлагаю среднюю позицию.

b. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

a. Зачастую стремлюсь избежать споров.

b. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

a. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

b. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

a. Я предлагаю среднюю позицию.

b. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникших разногласий.

a. Я стараюсь не задеть чувств другого.

b. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ опросника

Вопрос

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избежание

Приспособление

1

B

2

В

A

3

A

В

4

A

B

5

A

B

6

B

A

7

B

A

8

A

B

9

B

A

10

A

B

11

A

B

12

B

A

13

B

A

14

B

A

15

B

A

16

B

A

17

A

B

18

B

A

19

A

B

20

A

B

21

B

A

22

B

A

23

A

B

24

B

A

25

A

B

26

B

A

27

A

B

28

A

B

29

А

B

30

B

A

7. Создание плаката «Мы вместе».

Игровая форма проведения классного часа – игры, направленного на сплочение группы. Обычно это занятие я провожу вначале учебного года, когда дети ещё мало знакомы друг с другом.

Вначале занятия проводится беседа о значимости дружбы и сплочённости группы.

Каждому члену группы раздаются шаблоны различных предметов (цветок, солнце, тучка, бабочка, дерево и т. д.), цветная бумага, фломастеры, ножницы. Обучающимся предлагается выбрать шаблон, перевести его на цветную бумагу, вырезать и подписать своё имя. После этого каждый наклеивает свой «рисунок» на большой ватман. В процессе оформления плаката идёт обсуждение: что, куда приклеить. Когда работа будет закончена происходит обсуждение полученного плаката.

8. Безопасность.

Анкета – опрос «Определение уровня безопасности подростка в группе».

Обучающиеся предупреждаются, что ответы не станут известны одногруппникам.

Анкета

1. Я боюсь, что мои одногруппники будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).

4. В моей группе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).

5. Я знаю, что в моей группе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой преподаватель (классный руководитель , мастер) будет уважать меня, даже если я сделаю какую – то ошибку (да, нет).

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в нашем учебном заведении. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).

8. Я боюсь, что мои одногруппники будут насмехаться надо мной из - за моей внешности (да, нет).

Ответы на поставленные вопросы позволяют мне создать картину, о том как подросток чувствует себя в училище, группе. С учётом полученной информации я строю своё взаимодействие с каждым членом группы.

Методика ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА (Рене Жиля)

Методика Р. Жиля предназначена для исследования структуры кон- кретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. Проективная методика «Фильм-тест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка . Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и получила дальнейшее распространение как полупроективная визуально-вербальная методика «Фильм- тест» Р. Жиля. Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

    принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или косвенно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;

    принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

Описание теста
Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 14 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми :
1. отношение к матери;
2. отношение к отцу;
3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
4. отношение к братьям и сестрам;
5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
6. отношение к другу (подруге);
7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка :
8. любознательность;
9. стремление к общению в больших группах детей;
10. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
11. конфликтность, агрессивность;
12. реакция на фрустрацию;
13. стремление к уединению
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Методика Р. Жиля позволяет описать достаточно широкий круг социально-психологических характеристик ребенка.

    Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими 14 родственниками, другом (подругой), учителем (воспитателем или другими авторитетами для ребенка взрослыми).

    Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его взаимоотношениях: степень любознательности ребенка, стремление к общению в больших группах детей, стремление к доминированию (лидерству) в группе, конфликтность, агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от других, а также особенности поведенческого реагирования на фрустрацию в ситуациях взаимодействия*.

* Из различных реакций на фрустрацию авторы методики рекомендуют дифференцировать три: активно-агрессивную (кричать, обзывать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, бить и т. п.), пассивно-страдательную (плакать, обидеться, «надуться») и нейтральную, индифферентную – наиболее адекватную, свидетельствующую об отсутствии переживания фрустрации (не сказать ничего, не сделать ничего, пожать плечами, продолжать играть дальше, сделать замечание) .

Правила пользования методикой

Кроме 42 карточек к методике прилагаются ключ для интерпретации шкал и регистрационный лист. С их помощью выстраивается профиль доминирующих личностных тенденций в системе отношений ребенка с его ближайшим окружением и поведенческих характеристик. Полученные при подсчете количественные показатели соот­носятся с числовыми значениями в процентах. Для этой цели используются две крайние графы вверху и внизу на регист­рационном листе. Они представляют собой шкалу перевода сырых оценок в проценты. В крайней левой колонке выво­дится итоговый процентный показатель по каждой шкале. Для удобства анализа полученных данных мы предлагаем ранжировать процентные показатели по трем уровням:

Низкий уровень сформированности отношений или личностных черт - 0-30%;
- средний уровень сформированности отношений или личностных черт - 30-60%;
- высокий уровень сформированности отношений или личностных черт - 60-100%.

В дополнение к инструкциям в каждом задании реко­мендуется после выбора, сделанного ребенком, спросить его, кто другие люди, нарисованные, но не обозначенные на картинках (например, на картинке 1). Важно записать порядок, в котором их называет и показывает испытуе­мый, а в тех картинках, где он показывает свое место ря­дом с необозначенными персонажами (например, на кар­тинках 1, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 30 и некоторых дру­гих) спросить, кто эти, находящиеся с ним рядом люди.

Это относится также и к картинкам 4, 8, 17, 40, где никто не нарисован, а испытуемому предлагается самому нарисовать или как-то обозначить (например, крестика­ми) кого он сам хочет и себя.

Однако выборы этих, названных испытуемым, но не обозначенных на картинках персонажей, если они не уч­тены по данной картинке в соответствующей шкале таб­лицы 1, на основе которой исчисляются проценты, коли­чественно не оцениваются и в «профиль» (регистрацион­ный лист) не вносятся. Они учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне.

Тест

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).


5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?


6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.


8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.


9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.


16. Где ты на этот раз?


17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.


18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.


21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.


23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.


24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.


25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.


27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.


29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.


30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.


31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.


32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.


33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Оценка отношений подростка с классом

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции и т.д. В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида в группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процессов.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы (а именно - учебной группы). При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня социально-психологического развития коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения иностранным языкам, но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

АНКЕТА

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто. А - знает больше, чем я;

Б - все вопросы стремится решать сообща;

В - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - используют индивидуальный подход;

Б - создают условия для помощи со стороны других;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А - некому помогать;

Б-не мешают при выполнении задачи;

В - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А-я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б - мои усилия достаточно вознаграждены, В - есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А - создают дух соперничества между учениками,

Б-не уделяют им достаточного внимания,

В - не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б - возможность получения новой информации от других людей;

В - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б-в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В - в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б - чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б - работать индивидуально с преподавателем, В - работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: «Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ».

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

a И + b П + c К,

где a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, b - «прагматическому», c - «коллективистическому», например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты


Личностные опросники, направленные на изучение особенностей межличностного взаимодействия. Оценка агрессивности в отношениях. Оценка психологического климата. Оценка уровня общительности. Диагностика установок в межличностных отношениях. Коммуникативные склонности. Уровень аффилиации. Стили руководства. Анкета предназначена для заполнения людьми, длительное время наблюдающими поведение конкретного взрослого человека. Анкета включает в себя семнадцать признаков антисоциального поведения. Наличие пяти и более признаков позволяет отнести их носителя к Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими ребёнка. Анкета включает в себя восемь признаков антисоциального поведения. Наличие трех и более признаков позволяет отнести их носителя к ка Анкета предназначена для заполнения родителями (желательно обоими) или людьми, длительное время наблюдающими подростка (юношу/девушку). Анкета включает в себя двенадцать признаков антисоциального поведения. Наличие четырех и более признаков позволяет Предлагаемая ниже методика используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными. Цель методики - изучение и оценка межличностных отно­шений в группе детей дошкольного возраста. Методика является одним из детских вариантов социометрической мето­дики. Процедура её проведения следующая. Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере - в детском коллективе. Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Следующий опросник оценивает не лидерские качества человека, а его возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эф­фективности. Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики: дистимия, депрессия, апатия, гипотимия, растерянность, тревога, страх, бредовое настроение. Уровень субъективного ощущения одиночества. Направлена на изучение отношения родителей к разным сторонам семейной жизни. Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. ... Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы Описание психологического теста Басса-Дарки на выявление агрессии. Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Опросник предназначен для выявления основных жизненных позиций испытуемого. Под жизненной позицией здесь подразумевается элемент жизненной стратегии человека, сознаваемый или неосознаваемый, определяющий базовое поведение в межличностном общении чело Предполагается, что у человека существуют три межличностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим потребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явлений. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому челове­ку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в ко­торую входит испытуемый. Об уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствует то, что Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. Индивидуальность другого это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. Отношения с друзьями очень важны. А какие они у Вас? Некоторым людям очень сложно посмотреть на себя со стороны. Многим кажется, что они - "душки", в общении приятны, собеседникам приятно пообщаться. На самом же деле часто бывает, что мы недооцениваем чувств ближнего, грубим и оскорбляем, сами того не замечая. Данный тест (так называемый опросник Лири) очень популярен среди профессиональных психологов из-за удобства проведения и информативности. Попробуйте испытать его и на себе. Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? Какая доминанта у организации, в которой вы работаете, мужская или женская? Чтобы это узнать достаточно ответить на ряд вопросов. Застенчивость. Какой у Вас стиль управления: директивный, коллегиальный или попустительский. Коммуникативные склонности. Организаторские склонности. Тест для женщин. Контактные люди чувствуют себя свободно в любой компании. Они легко знакомятся с незнакомыми мужчинами. Уровень конфликтности. Методика предназначена исключительно для личного пользования. Поможет выявить в своем окружении людей, склонных к мошенничеству. Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать. Или же Вы сама терпимость. Большинство людей проводит на работе около 8 часов в день и общаются со своими коллегами не меньше, чем с родными. Поэтому отношения с коллегами - важный элемент жизни человека. Плохие отношения с коллегами могут не только повредить карьере, делу, но и очень надолго вывести любого челоека из равновесия. Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приянты в общении. Иногда полезно быть жестким руководителем. Здесь однако необходима трезвая оценка особенностей стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь вам в такой самооценке, американскими специалистами по управлению был разработан несложный, но полезный тест. В его основе тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами. Вы непреклонны и, простите, упрямы? Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума? Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Развито ли у Вас умение слушать? Попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая "да" или "нет" на предлагаемые ниже суждения и ситуации. Готовы ли вы оказать помощь соседям и отзываетесь на любую их просьбу? Предлагаете ли свою помощь, когда ее никто не требует? Эмпатия - способность сопереживать. Рациональный канал эмпатии. Эмоциональный канал эмпатии. Интуитивный канал эмпатии. Установки, способствующие эмпатии. Проникающая способность в эмпатии. Идентификация в эмпатии. Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым. Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Ассертивность – способность не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяя «вить из себя веревки».