Продолжаем готовиться вместе к сочинению на ЕГЭ по русскому языку. Архив сообщений
.
Литературный аргумент не простой элемент в композиции сочинения. Вспомним, перечитаем некоторые произведения, указанные ниже.
Поможет нам книга Е.В. Амелиной "Пишем сочинение на ЕГЭ (часть С) /Ростов-на-Дону: Феникс, 2015/
" Проблема противостояния человека и природы, разрушения человеком окружающего природного мира, экологические проблемы
Ф.И. Тютчевстихотворения:
"Природа-сфинкс" ,
"Певучесть есть в морских волнах..." ,
.
Человек смертен, а природа вечна. Это стихия, равнодушная к людским нуждам, судьбам, делам. Она неуправляема, непознаваема, в бурях заснувших - "хаос шевелится". В этом суть вечного конфликта человека и природы. Человек, по мысли Ф.И. Тютчева, - всего лишь "мыслящий тростник".
повесть "Поездка в Полесье" ,
стихотворение в прозе "Природа" .
Человек смертен, а природа вечна. Человек - дитя природы, как и любая другая тварь. Но природе не ведомо ни добро, ни зло, разум не является для неё законом. Она не знает искусства, свободы, не терпит ничего бессмертного. Она с лёгкостью даёт жизнь и легко отнимает её у живых существ. До судеб человечества ей нет никакого дела. В этом суть конфликта.
Н.А. Заболоцкий
стихотворения:
"Я не ищу гармонии в природе..." ,
"Вчера, о смерти размышляя..." ,
"Метаморфозы"
Человек смертен, а природа вечна. В мире природы нет гармонии, нет разумности. Человек - всего лишь мысль природы, "зыбкий ум её". Человеческое сознание не в силах соединить "смерть и бытие". Человеческая жизнь преходяща, но человек может оставить себя в этом мире, явившись туда вновь "дыханием цветов", ветвями большого дуба.
В.П. Астафьев
повествование в рассказах "Царь-рыба" .
Основная тема - взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И всё это даёт ему "какое-то ещё не постигнутое умом освобождение". Игнатьичу удаётся спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В.Астафьев возвращает наше сознание к гётевскому тезису: "Природа всегда права".
Ч.Т. Айтматов
роман "Плаха" .
В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детёнышей. И волчица Акбара начинает мстить человеку, забирает его детёныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребёнок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстаёт против уничтожающего её человека.
Б.Л. Васильев
повесть "Не стреляйте в белых лебедей" .
Герой этой повести, лесник Егор Полушкин, его сын Колька противопоставлены браконьерам, людям, бездушно уничтожающим природу".
Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармонического сосуществования? Как природа воздействует на человеческую душу? и др. - в следующем тематическом сообщении.
Почему важно бережно относиться к природе?Является ли безнравственность общества главной причиной экологических проблем?Над этими вопросами заставляет задуматься текст В.Распутина.Здесь автор поднимает проблему пагубного отношения человека к природе.
В тексте автор повествует о красоте Байкала.Он говорит о том, что раньше люди жили в ладу со своими скромными потребностями, относились к Байкалу, как к некому божеству.Люди не представляли для озера и всей природы в целом никакой опасности.В современном же мире люди расточают окружающую природу, разбрасывают пищевые отходы и мусор.Людям должно быть стыдно, так как они оскверняют природу.Из-за небрежного отношения человека к природе вода Байкала загрязнена, на берегу озера много мусора.Поэтому озеро спасают международные организации.Автор приводит нас к выводу, что в современном обществе культурные ценности утратили своё значение.Безнравственность общества-главная причина экологических проблем.
Я согласна с позицией автора и убеждена в том, что в современном мире люди пагубно влияют на природу:они загрязняют окружающую их среду.Человек должен бережней относиться к окружающей среде, ведь природа является неотъемлемой частью нашей.
Проблема пагубного отношения человека к природе затронута в произведении И.С.Тургенева, Отцы и дети, .Нигилист Евгений Базаров утверждал:>.Показывая в конце романа одинокую могилу Базарова, на которой выросли две ёлочки, И.С.Тургенев показывает нам могущество природы, перед которой даже самый великий человек кажется жалкой песчинкой.
Проблема пагубного отношения человека к природе поднимается в произведении В.Астафьева, Царь-рыба, .В данном произведении ставится вопрос о жестоком отношении человека к природе.Местные браконьеры и приезжие творят разбой. Все хотят как можно больше наловить рыбы, а туристы при этом ещё и насладиться отдыхом на природе.Туристы сжигают леса, травят рыбу.Браконьеры из местного Енисейского посёлка Чуш не понимают, как, например, на птицу можно любоваться.Для них она является просто добычей.Убивая птиц и рыбу, человек не только теряет человеческий облик и ожесточается, но также оскверняет природу.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек не должен губить природу, а наоборот, он должен бережно к ней относиться.Человек-дитя природы, он является составной её частью.Без природы невозможно его существование.
Аргументы для сочинения по русскому языку.
Природа. Часть 1.
Проблема природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.
Человек царь природы или часть? Чем опасно потребительское отношение к природе? К чему может привести борьба человека с миром природы? (В.П. Астафьев «Царь-рыба»)
Астафьев рассказывает нам поучительную историю о талантливом рыбаке, который обладает природным чутьем, полезным для рыбалки. Однако этот герой также промышляет и браконьерством, истребляя рыбу без счета. Своими действиями герой наносит непоправимый урон природе. Причина этих действий отнюдь не голод. Утробин действует так из жадности.В одну из таких вылазок на крючок браконьера попадается огромная рыба. Жадность и честолюбие мешает рыбаку позвать на помощь брата, он решает вытянуть огромного осетра во что бы то ни стало. Со временем Игнатьич начинает уходить под воду вместе с рыбой. В его душе случается переломный момент, где он просит прощения за все свои грехи перед братом, перед невестой, которую обидел. Поборов жадность, рыбак зовет на помощь брата.
Игнатьич меняет свое отношению к природе, когда чувствует как рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Он понимает, что рыба жмется к нему, потому что боится смерти так же, как и он. Он перестает видеть в этом живом существе только инструмент для наживы. Когда герой осознается свои ошибки, его ожидает освобождение и очищение души от грехов.
В конце повести мы видим, что природа простила рыбака, дала ему новый шанс на искупление всех грехов.
Борьба Игнатьича и царь-рыбы - метафора сражения человека и природы, которое происходит каждый день. Разрушая природу, человек обрекает себя на исчезновение. Причиняя вред природе, человек лишает себя среды существования. Вырубая леса, уничтожая животных, человек обрекает себя на вымирание.
В этом произведении также ставится вопрос: может ли человек считать себя царем природы. И Астафьев дает ответ: нет, человек – часть природы, притом не всегда лучшая. Только забота о природе может сохранить жизненный баланс, бесчисленное истребление того, что дарует нам окружающий мир, может привести только к гибели. Гордыня человека, возомнившего себя «царем природы», ведет только к разрушению.
Нужно любить окружающий нас мир, существовать в мире и согласии с ним, уважая каждое живое существо.