Тоффлер биография. Элвин Тоффлер

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Кубанский Государственный Аграрный Университет.

Кафедра социологии и культурологи.

Реферат по культурологи на тему: «Э. Тоффлер о цивилизации будущего”

Выполнила студентка УФ-1009

Бублик Наталья Владимировна

Проверила Сабирова А.М.

Краснодар 2010

1.Введение

2.Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

3."Шок будущего"

4."Третья волна"

5.Проблема власти и ее преображения.

7. Заключение

8. Список использованной литературы

Введение:

Тоффлер (родился 3 октября 1928) - американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру. Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, - «Шок будущего», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».

По словам Тоффлера, точность его прогнозов обусловлена не неким даром предвидения, но тщательным анализом имеющейся информации.

Так в какой же мере оправдались прогнозы Тоффлера? Что изменилось за последнее десятилетие в сознании человечества? Каковы иные культур-цивилизационные проекты людей?

Основные направления в научных концепций Э. Тоффлера

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются - потребитель может сам удовлетворить все свои потребности.

Рассматривая историю как непрерывное волновое движение, Тоффлер анализирует особенности грядущего мира, экономическим костяком которого станут, по его мнению, электроника и ЭВМ, космическое производство, использование глубин океана и биоиндустрия. Это и есть Третья волна, которая завершает аграрную (Первая волна) и промышленную (Вторая волна) революции.

"Шок будущего"

В первой книге трилогии "Шок будущего" (1970) Тоффлер предупреждал человечество о той опасности, которая связана со стремительными переменами в жизни людей. Не все исследователи приняли эту точку зрения. Так, выдающийся американский социолог Д. Белл считал эту мысль обманчивой. По его мнению, в повседневной жизни землян больше изменений произошло между 1850 и 1940 годами, когда в обиход вошли железные дороги, пароходы, телеграф, электричество, телефон, автомобиль, кинематограф, радио и самолеты, - чем в последующий период, якобы характеризующийся ускорением. Белл считал, что практически, кроме перечисленных им новшеств, в повседневной жизни людей, кроме телевидения, не появилось ничего нового.

Однако идея Тоффлера о трудностях психологической адаптации людей к ускорению социальных изменений укоренилась в футурологической литературе. Тоффлер пишет о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнется человечество на рубеже двух столетий. Основные книги Тоффлера - "Шок будущего", "Столкновение с будущим" (1972); "Доклад об экоспазме" (1975); "Третья волна" (1980); "Метаморфозы власти" (1990) и др.

Идея новой цивилизации сохранила свою ценность. Американский социолог 3. Бжезинский писал о "технотронной эре", французский исследователь Ж. Эллюль назвал представляемое им общество "технологическим", Д. Белл пользовался понятием "постиндустриального общества", Тоффлер же, поразмыслив над терминами "трансиндустриальное" и "постэкономическое", остановился на понятии "супериндустриальное общество". Под ним подразумевается, как он пишет в "Шоке будущего", "сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериалистической системе ценностей". Д. Белл иронизировал: на определениях Э. Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом "пост-", исчерпались.

Масштабные и интенсивные преобразования касаются теперь не только сферы хозяйства, экономики, политики и культуры. Меняются и фундаментальные основы воспроизводства человека как биологического и антропологического типа. Иной становится практика образования и мышления. Действительно начинается новая эпоха. Существующие сегодня социокультурные институты и технологии управления должны быть радикально реконструированы. Таков общий смысл последней работы Э. Тоффлера.

Мы осознаем сегодня, что мировое развитие осуществляется неравномерно. Вот почему мышление о будущем должно быть системным, ибо различные рассогласования между процессами мирового потребления и инфраструктурами управления, между производительными элементами мирового хозяйства и трансрегиональными потоками ресурсов, товаров и услуг оказываются все более значительными. Тоффлер задумывается над интенсивными формами развития в противовес характерным для прежнего социального мышления экстенсивным моделям социальной динамики.

Меняются масштабы нашей жизни. На наших глазах рождается эпоха глобальной конкуренции. Обозначается новый виток межэтнических и геополитических столкновений. Э. Тоффлер убежден в том, что важно как можно быстрее адаптироваться к стремительным переменам. Это в первую очередь касается "золотого миллиарда" людей, то есть тех, кто живет в развитом экономическом мире. Но как достичь устойчивого развития?

"Третья волна"

Нынешняя "Третья волна", по Тоффлеру, - это "информационное общество". Она вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, гибких технологий. В информационном обществе складываются новые виды семьи, стили работы, жизни, новые формы политики, экономики и сознания. Мир перестает казаться машиной, заполняется нововведениями, для восприятия которых необходимо постоянное развитие познавательных способностей. Символы "Третьей волны" - целостность, индивидуальность и чистая, человечная технология. Ведущую роль в таком обществе приобретают сфера услуг, наука и образование. Корпорации должны уступить место университетам, а бизнесмены - ученым...

В доиндустриальном обществе, по мнению Белла, жизнь была игрой между человеком и природой, в которой люди взаимодействовали с естественной средой - землей, водами, лесами, - работая малыми группами. В индустриальном обществе работа - это игра между человеком и искусственной средой, где люди заслонены машинами, производящими товары. В "информационном обществе" работа становится прежде всего игрой человека с человеком (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учеником). Таким образом, природа устраняется из рамок трудовой и обыденной жизни. Люди учатся жить друг с другом. В истории общества это, по мнению Белла, новое и не имеющее параллелей положение вещей.

Компьютерная революция - глубинный и разносторонний поворот в развитии человечества, который связан с ростом производительных сил, широким использованием техники и науки в производстве. Мир стоит на пороге неслыханного технологического переворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере его социальные последствия. Рождается новая цивилизация, где коммуникационная связь создает все условия для полного жизнеобеспечения человека...

Свою преобразующую роль современным средствам коммуникации еще предстоит сыграть в будущем веке. Достаточно заметить, что новые информационные технологии уже успели изменить традиционно господствовавшие понятия о собственности. Информация при переходе от продавца к покупателю не перестает принадлежать продавцу. А это не просто какой-то иной вариант поведения товара на рынке. Это нечто большее.

Веками и тысячелетиями главными ресурсами народов были пространство и золото. Сверхновейшее время вызвало к жизни новый ресурс - информацию. В грядущем веке этот ресурс станет определяющим. За три десятилетия своего существования информационная система фактически превратилась в фактор эволюции. В конце ушедшего столетия понятие "сеть" стало универсальной метафорой. Заговорили о сетевой экономике, сетевой логике, нейронной сети, сетевом интеллекте, сетевом графике...

Сегодня общество, которое стремится сохранить себя как самостоятельное государство, не может не быть тотально компьютеризованным. Американская, западноевропейская экономика и экономика азиатских стран, таких как Сингапур, Япония, Гонконг, наглядно подтверждает эту истину. Однако этот процесс развивается по-разному. Несмотря на впечатляющие достижения в электронно-вычислительной технике и телекоммуникациях, японцы все больше и больше отстают в этой конкурентной гонке. Они отстают не только от США, но и от Западной Европы.

Понятие «работа» является анахронизмом, продуктом промышленной революции. Начать сейчас подготовку планов перехода для всех находящихся в угрожающем положении отраслей Второй волны. Фокусирование на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании детей. Постоянное обучение. Даже при всех этих мерах большое количество людей не найдёт новой работы - поэтому нужен гарантированный доход. Такие тренды начала XXI века описывал в 1986 году великий футуролог Элвин Тоффлер.



В 1986 году Элвин Тоффлер представил интересную работу о работе недалёкого будущего. Она вышла в советском научном сборнике «Новая технократическая волна на Западе» (сборник текстов, изд-во «Прогресс», 1986 год). На сайте Толкователь была опубликована часть работы Тоффлера.

«Мы, возможно, находимся на грани ещё большей экономической катастрофы. Я твержу об этом по крайней мере с 1975 года, когда я опубликовал «Экоспазм». Но сегодняшний кризис не похож на все предыдущие депрессии. Это не вновь пришедший всеобъемлющий кризис 1933 года. Он проистекает из совершенно других причин, и, если мы хотим бороться с ним, мы должны выявить его отличительные черты.

Отличительным в этoм кpизиce является то, что это радикальная реорганизация, а не крах. Это кризис переструктурирования. Мы нуждаемся в новых идеях. Мы говорим о безработице, но мы даже не знаем, какой «работа» будет в новом обществе. Ни paбота, ни безработица не являются сегодня такими, какими они были в прошлом.

Протребление - новая форма экономической активности

Я всегда мысленно делал различие между работой по найму в экономике, основывающейся на обмене, и не оплачиваемой работой, не основывающейся на обмене - деятельности, которую я называю «протребление» (Presuming). Это то, что женщины или мужчины делают, когда растят детей; когда они строят пристройку к дому; когда они выращивают свои собственные овощи, шьют себе одежду или по своей инициативе работают в больнице. Они производят блага и услуги. Они работают. Но не за плату. Протребление является ключевым фактором в новой экономике. Но для наших целей давайте сейчас будем держаться проблемы оплачиваемой работы, являющейся тем, что большинство людей имеет в виду, когда говорит о труде.


В отличие от многих людей, которые пишут об этом, я проработал много лет на самых грязных фабричных работах. Труд рабочего. Ручной труд. Работа на конвейере. Кроме того, я бывал на фабриках во всём мире. Я изучил труд на некоторых самых современных фабриках и в конторах. Всё это убеждает меня в том, что наши общие представления о труде устарели. Они восходят к Адаму Смиту и Карлу Марксу и связаны с представлениями о разделении труда и отчуждении. Более близким им источником является концепция конторского труда Райта Миллса.

Мы все знаем, насколько жалкой была и до сих пор остаётся частичная работа на фабриках в традиционной производящей отрасли. И этот фабричный стиль работы был перенесён в контору, где каждый работающий выполняет очень маленькую, без конца повторяющуюся работу, без какого-либо понимания её отношения к целому, без какой-либо надежды на своеобразие или творчество. Но именно эти виды труда, эти формы дегуманизированного труда прекращают своё существование. Что меня постоянно изумляет, так это ностальгия, которая заставляет сохранять такую работу, бытующую обычно среди тех людей, которые никогда её не выполняли.

Новые профессии

Миллионы рабочих даже в наиболее технологически развитых странах до сих пор вынуждены занимать жалкие рабочие места, предусматривающие именно такой вид работы. Но ключ к будущему труда заключается в понимании того, что рутинная, повторяющаяся, частичная работа не является более эффективной. Она уже отжила в технологически развитых странах. Поэтому такой труд будет изживать себя независимо от того, что различные компании, союзы и правительства предпринимают по этому поводу. Нам не следует плакать и стенать в связи с этим. И кое-что в этом направлении уже наличествует. Это часть реструктурирующейся экономики.

Распространение сферы Третьей волны предполагает совершенно отличный тип работы. Уже имеются или вскоре появятся новые профессии, начиная с техника по обслуживанию ПЭТ-сканеров в больницах, специалистов по восстановлению ресурсов, людей, способных ремонтировать аппаратуру для распознавания голоса, организовывать и координировать производство на дому, занимающихся разработкой недр океана, дизайнеров по материалам, специалистов по установлению фотовольтных панелей, подводных археологов, специалистов по волоконной оптике, архитекторов космических лабораторий до программистов непосредственного спутникового вещания, теоретиков видеообучения и консультантов по телеконференциям. Не многие из этих профессий нового типа, если вообще какие либо, могут оказаться пригодными для рутинизации и тейлоризации, как это было возможно с большинством профессий в прошлом.

Новый интеллектуальный рабочий

В отраслях Второй волны мы имеем остановки производства и снижение заработной платы, снижение прибылей, всё более и более сильное давление на рабочего. В отраслях Третьей волны речь идёт по преимуществу об участии рабочих в принятии решений; об увеличении производства и обогащении вместо увеличения дробности; о подвижном во временном отношении графика работы вместо жёсткого; о таких сопутствующих преимуществах, когда рабочему дают возможность выбора, а не ставят его перед свершившимся фактом; о том, как поощрять творчество, а не требовать слепого послушания.


Рабочий Третьей волны более независим, более изобретателен и не является больше придатком машины. Типичным является рабочий, обладающий специальностью или профессиональным знанием. Подобно ремесленнику доиндустриальной эпохи, обладавшему набором ручных инструментов, новые интеллектуальные рабочие обладают мастерством и информацией, которые и составляют их набор духовных инструментов. Новые рабочие значительно более похожи на независимых ремесленников, чем на взаимозаменяемых рабочих конвейера. Они моложе, лучше образованны. Они ненавидят рутину. Они предпочитают работать бесконтрольно для того, чтобы выполнять свою работу так, как они это считают нужным. Они хотят иметь право слова. Они привыкли к изменению, неясности ситуации, гибкой организации. Они представляют собой новую илу, и их число растёт.

По мере того как экономика совершает переход от Второй волны к Третьей волне, мы получаем наряду с новыми профессиями новый набор ценностей, а это подразумевает значительные последствия для работодателей в сфере правительственной политики, в марксистской политэкономии, для профсоюзов.

Бесприбыльные объединения

Мы, вероятно, будем наблюдать взрыв новых и разнообразных организационных форм. Вместо экономик, образуемых частными и государственными предприятиями или даже их смешением, мы сможем увидеть «электронные кооперации», религиозные и семейные производственные объединения, бесприбыльные рабочие объединения - куда больше форм, чем мы может сейчас себе представить. Среди них, без всякого сомнения, будут также и самоуправляющиеся предприятия.

В ближайшем будущем тем не менее в зависимости от страны мы будем всё ещё говорить или о государственных, или о частных компаниях. Они во всё большей степени будут испытывать давление необходимости провести реорганизацию на менее бюрократических и менее иерархических основах. Чем в большей степени экономика и общество вступают в период Третьей волны, тем менее эффективными, будут становиться традиционные формы организации.

Гарантированный доход

Промышленная цивилизация, или цивилизация Второй волны, платила за различные профессии. Цивилизация Третьей волны также будет платить за определённые свойства и способности лучше, чем за другие. Во все периоды те, у кого были плохо оплачиваемые профессии, должны были принимать менее значительную роль в обществе или должны были бороться за изменение системы вознаграждения. Я подозреваю, что такое положение сохранится и в будущем. А это возвращает меня к идее о гарантированном минимальном доходе для всех тех, кто вносит вклад в производство. Делается ли это посредством отрицательного подоходного налога, который был предложен Милтоном Фридманом, или так, как это предлагает такой экономист, как Роберт Теобальд, - все технологические общества должны будут двигаться в этом направлении. Подобные системы оплаты не должны быть стандартизированы или централизованы. Они могут охватывать и частный сектор. Мы можем проявить значительную творческую инициативу относительно метода, но, если высокотехнологические страны не будут решать эту проблему, они столкнутся со взрывными социальными конфликтами.


Восемь правил Элвина Тоффлера для начала XXI века

1. Понятие «работа» является анахронизмом, продуктом промышленной революции. Так как индустриальная эра заканчивается, понятие работы должно или со временем исчезнуть, или оно должно быть реалистически переинтерпретировано путём включения в него многих видов деятельности, которые являются производительными, но не оплачиваются. Необходимо переосмысление таких терминов, как «рабочее место», «занятость», «безработица».

2. Начать сейчас подготовку планов перехода для всех находящихся в угрожающем положении отраслей Второй волны. «Базисные» отрасли уже никогда больше опять не будут базисными.

3. Способствование росту новых базисных отраслей: телекоммуникациям, биотехнологии, океанической инженерии, программированию, информатике, электронике и и т.д.

4. Изобретение и распространение служб, являющихся новой основой и ключом к будущей занятости. Фокусирование на человеческих проблемах: старости, здоровье, одиночестве, воспитании детей. Этот сектор может быть изъят из ведения государственной бюрократии и передан децентрализованному предпринимательскому сектору, основывающемуся на небольших объединениях, обслуживающих микрорынки и состоящих из небольших предприятий, благотворительных организаций, кооперативных сообществ и общественных агентств.

5. Постоянное обучение. Обучение само по себе может быть крупным работодателем, так же как и гигантским потребителем видеооборудования, компьютеров, игр, кинофильмов и другой продукции, которая также обеспечивает работой.

6. Кардинально изменить систему массового образования. Современные школы выпускают слишком много рабочих фабричного стиля для работ, которые уже не будут существовать. Разнообразить. Индивидуализировать. Децентрализировать. Меньше местных школ. Больше образования дома. Большая вовлечённость родителей. Больше творчества, меньше зубрёжки. Именно рутинная работа исчезнет быстрее всего.

7. Даже при всех этих мерах большое количество людей не найдёт новой работы. Но они могут быть производящими, если мы поможем им производить необходимые ценные блага и услуги вне рамок рынка труда. Это означает проектирование новых изделий, материалов, инструментов, даже новых сельскохозяйственных культур, которые они могут производить для себя при наличии инструкций и служб поддержки. «Протребители», или сектор самообслуживания, могут облегчить нагрузку сектора обмена, одновременно с этим делая возможным приличную жизнь для миллионов.


8. И наконец, минимальный гарантированный доход. Даже протребители нуждаются в некотором денежном доходе. Перевод выплат не может осуществляться по обычным каналам. Они должны быть организованы как негативные подоходные налоги, или они могут распространяться децентрализованным приватизированным образом через семьи, церкви, школы, бизнес, местные управления и сотни других каналов - так, чтобы уменьшить роль централизационной бюрократии и сосредоточение власти. Только если мы соединим более традиционные способы действия удачным образом в одно совместное усилие, мы сможем начать преодолевать кризис безработицы. Как только мы откажемся от старого, узкого понятия производства и поймём, что миллионы участвуют в этом преодолении, чтобы сделать его возможным - даже если они сами не имеют формальной работы, - мы заложим моральную основу для полностью новой, гуманной системы вознаграждений, которая соответствует новым перспективам новой экономики Третьей волны.

Иллюстрации: «Здравствуйте, я - робот!», Эрик Беньяминсон, 1989 год

И у каждой цивилизации есть собственная сверхидеология - культурно обусловленная система взглядов, структурирующая отношение к реальности и узаконивающая определенный способ существования цивилизации. Как становится ясно, Третья волна несет революционные и взаимоусиливающие изменения на всех этих различимых уровнях. Следствием этого является не только дезинтеграция старого общества, но и создание основы нового.

Когда общественные институты рушатся у нас на глазах, когда растет преступность, распадается семья, когда некогда надежная бюрократическая машина дает сбои, система здравоохранения перестает действовать, а экономика трещит по швам, мы видим в этом только упадок и разрушение. И все же разлагающееся общество - это почва, на которой взрастает новая цивилизация. В процессах, происходящих в экономике, технологии, культуре, семье и многих других сферах человеческой деятельности, закладываются основы, которые будут определять основные черты новой цивилизации.

Фактически уже сейчас мы можем видеть эти основные черты и в некоторых случаях даже их взаимосвязь. Обнадеживает то, что находящаяся пока в зачаточном состоянии цивилизация Третьей волны не только жизнеспособна в экономическом и экологическом отношениях, но она может быть - если мы приложим к этому усилия - более благоприятной для человека и демократичной, чем наша. Ни в коем случае речь не идет о неизбежности этого. Переходный период будет отмечен величайшими социальными потрясениями, мощными сдвигами в экономике, технологическими провалами и катастрофами, политической нестабильностью, насилием, войнами и угрозой войн.

В атмосфере разрушения общественных институтов и системы ценностей авторитарные демагоги и движения станут пытаться захватить власть, и, может быть, эти попытки будут успешными. Ни один разумный человек не может с уверенностью предсказывать исход этих процессов. Столкновение двух цивилизаций несет в себе грандиозную опасность. И в то же время мы рассчитываем на выживание. И потому важно знать, куда ведет нас путь этих изменений".

В центре футурологической концепции Тоффлера - проблема соотношения скорости перемен в социальной и культурной жизни и степени адаптации к ним человека. Несоответствие между масштабами социальных перемен и возможностью человека приспособиться к ним влечет за собой "футурошок", или шок от встречи с будущим. Беспокойство, растерянность, разрушение привычных форм поведения, неправильное истолкование реальности и как результат - утрата способности к адаптации - все эти проблемы в масштабах общества приобретают масштаб всеобщей дезориентации и страха перед будущим.

Для нового этапа цивилизации технология является главным средством перемен. Известны три стадии развития технологии: рождение идеи, реализация в виде эксперимента, распространение. Сегодня радикально сократилось время между первым и третьим этапами цикла. Ускорение внедрения новшеств оказывает существенное влияние на психологическое состояние человека.

Тоффлер вводит понятие трансенция (или быстротечность) для измерения скорости потока перемен. Отношения в социуме становятся крайне нестабильными, формируется тип "общества одноразовых стаканов", где торжествует идея однократного и краткосрочного использования предметов, а стратегия "выбрасывания", расставания с культурными образцами замещает прежние механизмы памяти, прочно связывавшие дух эпохи с ее материальными артефактами.

Опосредовано это вызывает легкость к перемене мест и социальных ролей. Тоффлер говорит о "новых кочевниках" с ослабленными социокультурными связями, с более поверхностным отношением к миру и окружающим. Увеличение оборота отношений внутри социума способствует развитию стрессов, депрессий, чувства одиночества. Коэффициент новизны может достичь предельного уровня, вызывая психологическое утомление. Одним из вариантов реагирования на избыток перемен становится отрицание всего нового, ностальгия по прошлому. Опасен также уход в мир иллюзий: наркомания, алкоголизм, мистицизм.

Философ настаивает на необходимости выработки новой общественной стратегии, направленной на восстановление природной среды, социальную защиту людей, развитие образования и духовности. Особая тема - личная жизнь индивида. Пессимисты полагают, что семья как общественный институт обречена на исчезновение, оптимисты же видят именно в ней залог защиты от потрясений, связанных с прогрессом. Уже сегодня мы видим ряд новшеств, вторгшихся в "технологию рождения": установление пола ребенка, экстракорпоральное оплодотворение, клонирование.

Все это меняет ментальность общества в отношении семьи, института материнства, деформирует ценностный фон развития культуры. Тоффлер предсказывает внедрение новых форм семьи: на смену нуклеарной семье (мама, папа, ребенок) может прийти корпоративный тип, где несколько брачных пар объединяются исходя из социальных, экономических, религиозных и прочих соображений. Коммуны как принцип организации социальности на субкультурных основаниях видятся Тоффлеру как реальный способ совместного выживания индивидов.

Человек может оказаться жертвой новой дилеммы - сверхвыбора. Во всех сферах жизни ему предлагается широкий спектр вещей, занятий, услуг. Тоффлер прогнозирует рост альтернативных направлений в искусстве, образовании. На этом фоне возникнет множество жизненных стратегий, субкультурных образований, расширится поле для проявления индивидуальности. Вообще исследователь предсказывает распад единой системы ценностей, ее перманентную изменчивость.

В связи с вышеописанными перспективами Тоффлер отмечает, что культура должна создать такие механизмы, которые помогут человеку не утратить чувства новизны и стремления к обновлению и вместе с тем не потерять собственной идентичности и индивидуальности. Если тенденции к самообновлению общества неизбежны, то встает задача приспособления к ним человека с сохранением его интеллектуального и нравственного потенциала. Последняя глава "Футурошока " "Стратегии выживания" посвящена поиску выхода из прогнозируемой ситуации. В самом общем виде задачу можно сформулировать как создание "нового персонала и новых социальных регуляторов".

Необходимо разработать новые принципы планирования собственной жизни, стратегии использования новшеств, технологи повышения адаптивной способности, создания новых социальных институтов, выполняющих функцию амортизаторов. Один из способов разрешения проблемы - кардинальная перестройка системы образования. До сих пор оно ориентировано на прошлое и воспроизводит модель индустриальной эры. Строгая регламентация жизни, стандартные программы обучения, пренебрежение индивидуальностью, массовидность - все это является анахронизмом.

Поскольку знания быстро устаревают, сама система образования должна стать мобильной и фактически непрерывной, а целью должна стать подготовка человека к будущему, развитие навыков самостоятельного мышления и оперирования опережающей информацией. Однако общие контуры образования, формирующие ценностный мир молодого поколения, должны сохраняться.

Вступление общества в новый виток цивилизации требует разработки стратегии социального футуризма, ориентированной на гуманистические принципы и ценности. Нужно владеть инструментами предвидения, предупреждая враждебные человеку проявления цивилизации. Человечество располагает огромными возможностями для преодоления кризиса, это должно стать центральным направлением культурной деятельности.

Элвин Тоффлер/ Alvin Toffler

Тоффлер (родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации». В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции. То есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер входит в число известных и влиятельных футурологов мира. Им были предсказаны многие технические достижения, такие как появление Интернета и цифровой техники, клонирование животных, а также влияние этих достижений на экономику и культуру. Наиболее известные книги, созданные Э. Тоффлером в соавторстве с его супругой Хайди Тоффлер, — «Футурошок», «Метаморфозы будущего», «Третья волна».

По словам Тоффлера, точность его прогнозов обусловлена не неким даром предвидения, но тщательным анализом имеющейся информации.

Новая экономика требует изменений во многих сферах. Тоффлер критикует американскую систему образования, направленную на подготовку специалистов для массового производства, инерционное, не соответствующее быстрым изменениям чиновничество. Все это может привести к тому, что другие страны, а не Америка, станут мировыми лидерами, используя американскую систему ценностей. Однако общий вектор человечества, по мнению Тоффлера, — постоянное развитие: «Мы переживаем интереснейший период в истории человечества и несемся вперед на фантастической скорости к новым переменам. Это создаст новый образ жизни, новое общество. И мы должны понимать, куда мы идем».

Элвин Тоффлер на «волне перемен»

Элвин Тоффлер родился в 1928 году в Нью-Йорке накануне эпохи Великой депрессии, и опыт восприятия экономической стагнации и порождаемых ею случаев неравенства оказал на него сильнейшее воздействие. Поэтому в годы студенчества Элвин был одним из активистов левого движения.

После окончания университета в 1949 г. Элвин и его жена Хейди работали на фабрике, на производственной конвейерной линии. По-видимому, их интерес к профсоюзной деятельности стимулировался не только левыми убеждениями, но также и желанием познакомиться с промышленными технологиями и их влиянием на повседневную жизнь людей.

После завершения своих фабричных приключений Э. Тоффлер решил заняться журналистикой. В конце 1950-х гг. он был вашингтонским корреспондентом нескольких газет, а с 1959 по 1961 г. занимал пост заместителя редактора журнала «Fortune». В течение этого периода интенсивной журналистской деятельности Э. и X. Тоффлеры писали статьи для самых разных изданий — от «Fortune» до «Playboy», а также для «Annals of the American Academy of Science». После занятий журналистикой Э. Тоффлер решил посвятить себя науке и с 1965 по 1970 г. работал преподавателем в различных университетах.
Представления Э. Тоффлера о взаимосвязях технологии и социально-экономических изменений сформировались в 1960-е гг., когда компания IBM заказала ему статью о долгосрочных социальных и организационных последствиях внедрения компьютеров. Именно в этот период зародились некоторые из фундаментальных идей последующих работ ученого. Впервые некоторые темы его исследований были намечены в статье «The future as a way of life» («Будущее как образ жизни»). Главными в ней были мысли Э. Тоффлера о том, что в будущем скорость изменений, по-видимому, должна нарастать и что результатом этого процесса станет глубокая дезориентация людей, не подготовленных к наступлению грядущих событий. Для того чтобы описать ощущение страха, которое будут испытывать «застрявшие» в прошлом общества, Э, и X. Тоффлеры ввели специальное понятие «шока будущего». Книга Элвина Тоффлера «Future Shock» («Шок будущего») сразу стала международным бестселлером и с тех пор продолжает вызывать интерес многих читателей. В ней Э. Тоффлер показал себя не только одним из выдающихся футурологов нашего времени, но и блестящим популяризатором идей об информационном обществе. Его научные заслуги были признаны во всем мире, а его сочинения получили многочисленные премии в таких странах, как Китай, Франция, Италия и США.
Основной научный вклад Э. Тоффлера заключается в том, что он наглядно продемонстрировал широкому кругу читателей результаты процесса технологических изменений. Возможно, в большей степени, чем кто-либо другой, он преуспел в информировании деловых кругов о глубоком скрытом значении происходящих в последней трети XX в. непрерывных изменений. Именно его интуитивное понимание преобразующего влияния отрасли по производству знаний позволило на сравнительно раннем этапе выявить то, что впоследствии стало одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи. Еще в середине 1960-х г. Э. Тоффлер утверждал, что в экономике будущего главенствующая роль будет принадлежать информационным технологиям. Основываясь на своих догадках, он сделал вывод о том, что отныне технологические изменения будут происходить с качкачественно большей скоростью, чем в прошлом.
Концепция, высказанная Э. Тоффлером в «Future Shock», выражала его видение общества, которое все более и более разрывалось на части преждевременно наступающим будущим. Его тезис о том, что темпы изменений оказываются слишком быстрыми для восприятия их обществом, отражал существовавшие в 1960-х гг. настроения. Ведь это было время, когда количество считавшихся само собой разумеющимися понятий постоянно уменьшалось. Э. Тоффлер доказывал, что связанные с индустриальной цивилизацией институты и системы ценностей становились объектами воздействия непреодолимых, обусловленных увеличением объема знаний сил изменений. Информационный взрыв создал внешнюю среду, в которой будущее становится практически неразличимым в настоящем. Быстротечность стала основной приметой нашей жизни и привела к коренному изменению всех ее сфер — от экономической до сугубо личной. По мнению Э. Тоффлера, правительства и представители бизнеса должны были быть готовыми ко всему и не ожидать в будущем ничего похожего на то, что было в прошлом. В наши дни эта точка зрения оказывает значительное влияние на теорию менеджмента, однако в начале 1970-х гг. представление Э. Тоффлера о необратимости изменений рассматривалось как странное и эксцентричное.
В книге «The Third Wave» («Третья волна») Э. Тоффлер пытался разработать всеобъемлющую схему осознания нацеленных на создание того, что он называл новой постиндустриальной цивилизацией изменений. Согласно Э. Тоффлеру, Первая волна изменений совпала с сельскохозяйственной революцией, начавшейся еще десять тысяч лет тому назад. Но прежде чем она пошла на убыль, в Европе началась промышленная революция, породившая Вторую волну, быстро захлестнувшую большую часть мира (хотя сельскохозяйственное и промышленное производство продолжают сосуществовать и конкурировать друг с другом во многих частях света). Вторая волна изменений преобразила мир и модернизировала экономические и общественные институты. Ее последствия по-прежнему ощущаются во всем мире. «Третья волна» создает реальную угрозу индустриальной цивилизации, грозит уничтожить ее институты, методы и ценности. Э. Тоффлер утверждает, что именно анализ динамики, порождаемой противодействием движущих сил Второй и Третьей волн, поможет объяснить наиболее важные тенденции развития современного общества.

Будучи одним из ведущих мировых авторитетов в области изменений, Элвин Тоффлер старательно избегал в своих печатных трудах таких слов, как «тенденция» или «предсказание», и настаивает, что никто в мире не способен даже относительно точно сказать, что ждет нас в будущем.

Его же особый дар заключается в способности понять последствия уже произошедших и сейчас происходящих изменений. Это достигается благодаря всестороннему знанию наук, технологий и искусства, а также благодаря способности определить, что может случиться, когда сложные технологические и социальные изменения начнут сказываться на укоренившихся установках и кровных интересах людей.

Биография. Элвин Тоффлер родился в 1928 году. Он много путешествовал по свету, но учился и набирался рабочего опыта только в США. Был приглашенным профессором Корнельского университета и членом Новой школы социальных исследований, работал корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

Элвин Тоффлер был почетным доктором литературы, права, естественных наук и менеджмента, членом Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки. Он и его супруга были заслуженными адъюнкт-профессорами Университета национальной обороны в Вашингтоне.

Жена Хейди принимала в жизни Элвина Тоффлера самое активное участие и помогала ему во всем, о чем ученый не уставал повсюду заявлять. Это долгосрочное партнерство: они оба изучали английский язык и литературу в Нью-Йоркском университете, затем вместе вступили в безрассудный богемный мир послевоенного нью-йоркского района Гринвич-виллидж. В те далекие времена они оба увлекались поэзией и мечтали стать писателями.

И хотя Элвин Тоффлер никогда не имел особой склонности к точным наукам, еще в ранней молодости понял, какую важную роль наука и техника играют в современном мире и прошел курс по истории технологий.

В течение нескольких лет Тоффлеры работали журналистами; они писали статьи для самых разных изданий, начиная с Fortune и заканчивая Playboy; их репортажи печатались в экономической, научной и политической периодике того времени.

В 1960 году они получили от IBM предложение написать книгу о влиянии компьютера на общество, и в частности на организацию. Это обеспечило чете прекрасную возможность из первых уст узнать о высоких технологиях, и этот опыт со временем перерос во всепоглощающий интерес к теме изменений - теме, которая впоследствии прославила Тоффлеров во всем мире.

Книгу «Шок будущего», первую из знаменитой трилогии Тоффлера, посвященной изменениям, Элвин начал писать вскоре после завершения исследования для IBM.

Элвин Тоффлер — один из самых известных футурологов

Основные идеи. Элвин Тоффлер написал и опубликовал несколько книг и бесчисленное множество статей. Его философия и большинство ключевых идей относительно изменений излагаются в трех бестселлерах: «Шок будущего» (1970), «Третья волна» (1980) и «Метаморфозы власти» (1990).

Каждое из этих изданий представляет собой отдельное, посвященное определенной теме исследование, но вместе они составляют трилогию, которая объединяет идеи Элвина Тоффлера, касающиеся изменений, и представляет собой не­прерывный диалог с читателем.

Элвин Тоффлер утверждает, что два первых тома - предисловие к третьему, «Метаморфозы власти»: «…центральной темой трилогии являются изменения - что происходит с людьми, когда все общество вдруг резко трансформируется в нечто совершенно новое для них и неожиданное. В «Шоке будущего» рассматривается процесс перемен как таковой - то, как изменения влияют на людей и организации. В «Третьей волне» речь идет о направлении изменений - куда ведут нас перемены, свидетелями которых мы сегодня являемся. Наконец, «Метаморфозы власти» посвящены теме контроля над будущими изменениями - кто будет определять их и каким образом».

Несмотря на тщательный, подробнейший анализ изменений, различных проблем и задач, обычно им сопутствующих, трилогия Тоффлера представляет собой произведение, полное оптимизма и надежд.

В ней весьма убедительно доказывается, что стремительные перемены, происходящие вокруг нас, вовсе не так хаотичны и произвольны, как кажется на первый взгляд; что в этих событиях можно различить довольно четкие закономерности и выявить стоящие за ними силы.

Научившись понимать и различать их, мы научимся справляться с проблемами, связанными с изменениями, на «стратегическом» уровне, а следовательно, избегать неприятных последствий тех или иных событий.

Трилогия: «Шок будущего». Предложенный Элвином Тоффлером термин «шок будущего» настолько точно описывает влияние слишком частых и быстрых перемен на человека, что он быстро и прочно вошел в словарный запас многих языков мира.

Сегодня термин широко используют для определения чувства дезориентации, растерянности и ухудшения способности принимать решения, возникающих, когда индивиды, группы и общества в целом сталкиваются с резкими и продолжительными переменами.

В предисловии к «Метаморфозам власти» Элвин Тоффлер рассуждает о том, что «…ускорение хода истории само по себе имеет последствия, независимо от направления преобразований. Просто ускорение темпа событий и времени реакции на них вызывают определенные последствия, независимо от того, как воспринимаются изменения - плохо или хорошо».

Книга «Шок будущего» была написана свыше 30 лет назад; это истинный плод дара предвидения ее автора. Сегодня мы являемся свидетелями того, что он действительно сумел предсказать очень многое: распад «семьи» стран - владельцев ядерного оружия, революцию в генетике, возврат к повышенному вниманию к образованию, рост роли знаний в современном обществе и многое-многое другое.

«Третья волна». В этой книге описывается, наверное, самая элегантная теория Элвина Тоффлера, согласно которой к двум великим и всеми признанным всплескам в истории развития человеческой цивилизации добавляется еще одна, третья.

Первая волна поднялась в связи с появлением сельского хозяйства и революционным переходом человечества со стадии собирательства и охоты на стадию оседлого фермерства. Она стала результатом постоянной борьбы людей за выживание, поскольку это обеспечивало их стабильностью и защитой, необходимыми для развития искусств и технологий, которые и послужили впоследствии основой для развития цивилизации в том виде, в каком мы видим и знаем ее теперь.

Второй волной стала промышленная революция - резкий скачок общества вперед во всем, что касается методов производства и организации труда, со временем приведший к развитию индустриализации. Добыча и использование сырья, массовое производство и все более активное применение сложных технологий существенно повысили уровень благосостояния и комфорта народов тех стран, которые сумели тогда понять важность и серьезность такого рода изменений.

Третья волна, по Элвину Тоффлеру, — это постиндустриальная, базирующаяся на информации революция, которая началась в 1950-е годы с ряда крупных изменений как в технологиях, так и в обществе.

В книге «Третья волна» Тоффлер с удивительной прозорливостью предсказывает как мощное влияние информационных технологий и биотехнологий на дальнейшее экономическое развитие общества, так и грядущие изменения в производственных методиках, маркетинге и рабочих шаблонах, свидетелями которых мы сегодня являемся.

Особенно ярко его дар предвидения проявился в том, как точно он спрогнозировал зарождение и развитие нишевого маркетинга и усиление власти потребителей. Он даже ввел термин «просьюмер» (prosumer = producer + consumer) - тот, кто потребляет блага, произведенные им самим.

В предисловии к этой книге Элвин Тоффлер вспоминает о хаотичных, на первый взгляд, переменах 1960-х годов, которые привели к появлению культуры « …воюющих друг с другом узких специалистов, погруженных в пучину фрагментарных данных и тщательного, ничего не упускающего анализа» и климата, в котором «…синтез не просто полезен - на самом деле ему принадлежит решающая роль».

«Третья волна» посвящена именно этой теме - потребности в синтезе. По словам автора, книга сама по себе является «произ­ ведением широкомасштабного синтеза. Она описывает старую цивилизацию, в которой выросли многие из нас, и дает точную и всеобъемлющую картину новой, рождающейся цивилизации. И эта новая цивилизация столь глубоко революционна, что бросает вызов всем нашим старым исходным установкам».

Далее автор пишет: «Мир, с огромной скоростью возникающий в результате столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации, требует совершенно новых идей и аналогий, классификаций и понятий. Мы не можем втиснуть этот зарождающийся, еще пребывающий в эмбриональном состоянии завтрашний мир в принятые вчера категории. Ортодоксальные социальные установки или настроения для этого нового мира тоже не подходят».

«Метаморфозы власти». В последней книге трилогии Тоффлер выводит свой анализ на принципиально новый уровень - уровень исследования того, как на индивидов, организации и целые народы повлияют неизбежные изменения в восприятии и способах использования власти. Он пишет о «новой системе власти, которая приходит на смену существовавшей в нашем индустриальном прошлом».

Термин «метаморфозы власти», вынесенный в название книги, описывает нечто совершенно отличное от того, что означает привычное нам словосочетание «смещение власти». Элвин Тоффлер пишет, что если смещение власти подразумевает ее перенос, передачу в другие руки, то «метаморфозы власти» - это глубокие изменения в самой ее природе. Речь идет не только о ее передаче, но и о трансформации.

В книге «Метаморфозы власти» нам напоминают о трех базовых источниках власти: насилии, богатстве и знаниях. Все компании работают, как это называет Тоффлер, в «поле власти», где три упомянутые инструмента власти находятся в постоянном действии.

И, как это убедительно описано во всей трилогии Элвина Тоффлера, повышение важности знаний в числе прочего привело к резкому изменению баланса этих трех сил. Автор «Метаморфоз власти» вовсе не предлагает нам быстрого решения проблем, связанных с произошедшими в мире и обществе изменениями.

Тоффлер пишет, что, по мере того как индивиды, организации и национальные экономики будут все дальше отходить от традиционных источников власти и становиться все более зависимыми от знаний, ситуация только усугубится. По его мнению, эти проблемы не будут решены даже тогда, когда конфликты власти удастся урегулировать.

Более того, он предвидит впереди большие трудности, обусловленные все более заметным расслоением мира на «быстрые» и «медленные» экономики.

Еще одна интересная идея, излагаемая в первых двух книгах трилогии, но наиболее полно раскрытая в «Метаморфозах власти», - это явление, которое Тоффлер назвал «демассификацией». В нем автор видит конец тенденции «массовых» решений, господствовавшей в конце XX века.

Он пишет о том, что массовый маркетинг уступает место «нишевему» и микромаркетингу; что на смену массовому производству при­ ходит индивидуализированный выпуск продуктов; что крупные корпорации дробятся на небольшие автономные подразделения.

По мнению Элвина Тоффлера, даже политика и концепция государственности окажутся под влиянием «демассификации» - влиянием, обусловленным повышением уровня осведомленности хорошо информированных индивидов и приведенным в действие неуклонным развитием информационных технологий.

Идеи Элвина Тоффлера: современный взгляд. Какой бы убедительной, интересной и влиятельной ни была трилогия Тоффлера, не стоит забывать, что даже последняя из трех входящих в нее книг была написана в 1990 году.

Не следует считать также, что деятельность этого исследователя-футуролога и автора началась с этого замечательного произведения или на нем закончилась. Была еще, например, опубликованная в 1985 году книга «Адаптивная корпорация» («Adaptive Corporation»), которая базировалась на данных, собранных Тоффлером в 1969 и 1970 годах, когда он работал консультантом в AT&T.

Руководство компании ее проигнорировало, но со временем, когда настала пора громких разоблачений Bell, значение этого произведения резко возросло. В нем на примере AT&T обсуждаются вопросы организационных изменений и адаптации.

После публикации трилогии Элвин Тоффлер написал ряд других книг и статей, а после выхода в свет «Метаморфоз власти» на официальном уровне была признана роль супруги Тоффлера Хейди. Хотя многие обозреватели считают вклад четы Тоффлеров в мировую политику несущественным, эти авторы, глубоко уважаемые политическими лидерами многих стран, сыграли важную роль в улучшении взаимоотношений между Востоком и Западом.

Одним из их почитателей является Михаил Горбачев, с которым супруги неоднократно встречались и на которого их идеи оказали большое влияние.

До трагических событий на площади Тяньаньмэнь Тоффлеры много раз побывали в Китае; они встречались с лидерами этой страны и позитивно повлияли на ее политику. Сегодня их книги в Китае запрещены, хотя, конечно, как всем известно, запрещенная литература зачастую оказывает на людей намного большее воздействие, нежели разрешенная.

Из крупных публикаций Тоффлеров, увидевших свет в последние десять лет, наиболее значимой считается книга «Война и антивойна». В ней говорится о войне и вооружении, высказывается мысль, что изменения в правилах ведения бизнеса сопровождаются серьезными переменами и в подходе людей к ведению войн.

Авторы пишут, что во многом эти изменения, как и в торговле и производстве, вызваны стремительным прогрессом информационных технологий. И, следует отметить, их теории уже получили подтверждение во время военных действий США в Персидском заливе.

Однако самый точный и, к сожалению, правильный на сегодняшний день прогноз Элвин Тоффлер сделал в своем интервью журналу New Science, когда высказался о неспособности вооруженных сил в привычном нам виде обеспечить достаточный контроль над действиями террористов.

Чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, он процитировал тогда слова одного бывшего высокого чина из американской военной разведки, который сказал, что будь у него в распоряжении 20 человек и миллион долларов, он мог бы потрясти всю Америку. Всего через семь лет события 11 сентября 2001 года стали страшным подтверждением истинности этих слов.