Возмездие из глубин. Гибель немецкого транспорта «Гойя

Франциско Гойя являлся выдающимся художником XIX столетия, в его честь были названы не только улицы городов, но и целые корабли. Один из таких кораблей был выстроен в самом начале Второй мировой войны в столице Норвегии - Осло.

«Гойя» - транспортное военное судно, время спуска которого было назначено на 4 апреля 1940 года. После того, как немцы оккупировали большую часть Европы, корабль перешел в распоряжение вермахта и стал использоваться в качестве учебной цели для немецких подлодок, поскольку его впечатляющие характеристики более всего этому способствовали. Так, водоизмещение «Гойи» составляло более 5 тысяч тонн, длина корабля достигала 70 метров, ширина была свыше 17. При благоприятных погодных условиях «Гойя» была способна, работая на четырех двигателях, развить скорость до 18 узлов в час, что было по тому времени совсем немало.

Ближе к концу войны, когда немецкое командование уже не могло отрицать очевидный ее проигрыш, «Гойя» до этого участия в военных операциях не принимавший, поступил в распоряжение эвакуационного штаба, занимавшегося эвакуацией мирных жителей и военных из Данцигской бухты. За время нахождения в составе спасательного флота «Гойя» выполнил всего 5 рейсов, причем пятый оказался для него последним.

Норвежское грузовое судно «Гойя»

4 апреля 1945 года корабль стоял на погрузке в порту, причал постоянно обстреливался, ситуация была крайне опасной, но корабль продолжал принимать раненных, беженцев и солдат. Один из снарядов попал в «Гойю» не став, впрочем, причинной сильных разрушений, легко ранив нескольких матросов и самого капитана. Тем не менее, не смотря на обстрел, командование приняло решение в тот же день, не медля выйти в море. «Гойя», приняв на борт около 7 тысяч человек, в сопровождении парохода и двух тральщиков выдвинулся прочь от Данцигской бухты.

К большому сожалению, для немецких солдат и офицеров, у входа в бухту их уже поджидала советская подводная лодка Л-3 , командир которой имел четкий приказ уничтожать любые конвои, предпринимавшие попытки скрыться от наступающих войск Красной Армии. Скорость конвоя, а также постоянно менявшийся курс заставили капитана подводной лодки пуститься в длительное преследование, находясь при этом в надводном положении. В конце концов, ближе к полуночи этого же дня цель была достигнута – лодка выпустила несколько торпед по «Гойе» и все они достигли цели. Корабль вспыхнул словно спичка, и затонул спустя всего лишь 6 минут, предоставив в распоряжение морских хищников от 6 и до 7 тысяч тел.

Спасательным шлюпкам, посланным с тральщиков, удалось спасти чуть более 30-40 человек, все остальные бывшие на борту пассажиры погибли в мгновение ока, виной чему, как показало проведенное расследование, стало отсутствие у транспортного судна водонепроницаемых переборок, наличие которых обязательно для безопасной перевозки пассажиров.

Советская лодка повреждений не получила, капитан и его экипаж благополучно продолжили боевую службу до конца войны. За успешно проведенное торпедирование капитан Коновалов В.К. получил звание Героя Советского Союза, а также орден Ленина и Золотую Звезду.

Точное место гибели «Гойи» было установлено только спустя многие годы после окончания войны, имена же всех погибших остаются неизвестными до сих пор.

Когда говорят о крупнейших морских катастрофах, все сразу же вспоминают знаменитый «Титаник». Катастрофа этого пассажирского лайнера открыла XX век, унеся жизни 1496 пассажиров и членов экипажа. Однако самые крупные морские катастрофы произошли в годы Второй мировой войны и были связаны с боевыми действиями на море.

Так 7 ноября 1941 года немецкой авиацией недалеко от побережья Крыма был потоплен советский теплоход «Армения». В результате данной катастрофы погибло, по разным оценкам, от 5 до 10 тысяч человек (по современным данным). Спастись удалось лишь 8, теплоход затонул практически моментально всего за четыре минуты. Спустя практически четыре года, бумеранг возмездия вернулся назад в Германию. Война, которая была развязана нацистской Германией, теперь собирала свой кровавый урожай у немецких портов в Балтийском море.


Советские подводники потопили целый ряд немецких транспортов, количество жертв при этом, как и в случае с «Арменией», было огромным. Наиболее известна атака Александра Маринеско командира подводной лодки С-13, который 30 января 1945 года потопил нацистский 10-палубный пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф», в годы войны четыре года служивший плавучей казармой для школы подводников кригсмарине. Вместе с транспортом погибло от 5 до 9 тысяч человек. 9 февраля Маринеско потопил еще один крупный лайнер «Генерал Штойбен», переоборудованный в годы войны в госпитальное судно. Вместе с кораблем погибло около 3600 человек, при этом сам Маринеско во время атаки считал, что торпедирует немецкий легкий крейсер «Эмден», о том, что это не так, он узнал лишь вернувшись из похода.

Сухогруз «Гойя» на верфи в Осло


Именно атака Маринеско на «Вильгельм Густлофф» считается самой известной, однако по количеству жертв с ней могла бы поспорить другая атака советских подводников. Так в ночь на 16 апреля 1945 года советская подводная лодка Л-3 потопила в Балтийском море немецкий транспортный корабль «Гойя». На борту данного судна погибло около 7 тысяч человек, что также выводит эту катастрофу в число самых крупных морских катастроф в мировой . В связи с царившим в Германии хаосом и начавшимся наступлением советских войск на Берлин, данная катастрофа прошла практически незамеченной, не вызвав никакого резонанса. При этом, как и в случае с советским теплоходом «Армения» и немецким лайнером «Вильгельм Густлофф», потопленным в январе 1945 года, точное количество жертв этих катастроф установить не представляется возможным.

«Гойя» представляла собой достаточно крупный сухогруз, длина – 146 метров, ширина – 17,4 метра, водоизмещение – 7200 тонн, он мог развивать максимальную скорость в 18 узлов (до 33 км/ч). Корабль был построен в Норвегии в Осло на верфи Akers буквально за несколько дней до вторжения. Спуск судна на воду состоялся 4 апреля 1940 года, а уже 9 апреля на территорию Норвегии вторглись германские войска. После оккупации страны немцы реквизировали новый сухогруз. В годы войны он достаточно долгое время использовался ими в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок, пока в 1944 году не был переоборудован в военный транспорт, корабль был вооружен несколькими зенитными орудиями.

В 1945 году корабль принял участие в крупной морской операции «Ганнибал», которая была организована нацистским командованием. Это была операция по эвакуации с территории Восточной Пруссии немецкого населения и войск, ввиду наступления Красной Армии, которое продолжалось с 13 января по 25 апреля 1945 года. Операция была разработана по инициативе командующего ВМС нацистской Германии гросс-адмирала Карла Дёница и началась 21 января 1945 года. Считается, что в рамках данной операции в течение четырех месяцев в западные районы Германии были эвакуированы Балтийским морем более двух миллионов человек. По количеству перевезенного населения и войск операция «Ганнибал» считается крупнейшей в мире эвакуацией морем.

К середине апреля 1945 года транспорт «Гойя» успел принять участие уже в четырех походах, эвакуировав из Восточной Пруссии 19 785 человек. В среднем корабль перевозил по 5 тысяч человек, однако в свой пятых поход он взял на борт гораздо больше людей. Корабль встал на якорь в Данцигской бухте у Готенхафена (сегодня Гдыня) в апреле 1945 года, считается, что на борт бывшего сухогруза могло погрузиться более 7 тысяч человек, которые бежали из Восточной Пруссии. В сложившейся обстановке никто не вел точный подсчет принятых на борт людей. Немецкие части еле удерживали свои позиции, всю территорию Восточной Пруссии вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи о том, что «Гойя» будет последним крупным кораблем, участвующим в эвакуации, поэтому на его борт хотело попасть как можно больше людей, что только усиливало эффект паники при погрузке.

Транспорт «Гойя» в камуфляжной раскраске


Кроме гражданского населения и раненых военнослужащих на борту корабля находилось 200 солдат из состава 25-го танкового полка 7-й танковой дивизии вермахта, всего более 7 тысяч человек. При этом военный транспорт «Гойя» был одним из самых неприспособленных для эвакуации людей судов, сказывалось его прошлое, корабль был построен как сухогруз и предназначался исключительно для перевозки морем различных грузов. Требования к безопасности и непотопляемости у него были гораздо ниже, чем у пассажирских судов, которые также массово применялись для эвакуации, всего в операции «Ганнибал» принимало участие около 1000 различных кораблей.

Людей на борту было так много, что они занимали буквальной каждый метр свободной площади, они сидели в коридорах и на лестницах. Более тысячи человек, которым не нашлось места во внутренних помещениях транспорта, толпились на его верхней палубе под холодным дождем. На каждой свободной койке размещалось по 2-3 человека. Даже капитан корабля вынужден был уступить свою каюту беженцам. Раненые помещались в основном в трюмах, которые никак не были приспособлены для экстренной эвакуации. При этом на борту не хватало лекарств, питья, еды и перевязочных материалов. Спасательного снаряжения также хватало далеко не для всех.

Через четыре часа после выхода из порта у южной оконечности полуострова Хель «Гойя» была атакована советской авиацией. Во время бомбардировки в корабль попала как минимум одна бомба, она пробила палубу и разорвалась в носовой части, ранив несколько матросов из расчета зенитного орудия. Разрушения при этом были минимальными и серьезных повреждений корабль не получил. При этом транспорт «Гойя» шел в составе конвоя, в который входили также два небольших теплохода «Кроненфельс» и «Эгир», а также два минных тральщика «M-256» и «M-328».

Уже в сумерках 16 апреля 1945 года данный конвой обнаружил капитан советской подводной лодки Л-3 «Фрунзовец» Владимир Коновалов. Лодка вошла в состав Балтийского флота еще до войны – 5 ноября 1933 года. Это была советская дизель-электрическая минно-торпедная подводная лодка, третий корабль серии II типа «Ленинец». В годы Великой Отечественной войны лодка совершила 8 походов (7 боевых), произвела 16 торпедных атак и сделала до 12 минных постановок. В результате торпедных атак было достоверно уничтожено два корабля, результаты еще двух атак нуждаются в уточнении. В то же время на выставленных лодкой минных заграждениях было потоплено 9 кораблей и повреждено как минимум еще одно судно.


К 16 апреля Л-3 уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая встретить здесь немецкие транспорты. Лодка обнаружила конвой противника в составе трех транспортов и двух кораблей охранения севернее маяка Риксгафт. Целью атаки Владимир Коновалов выбрал самый крупный корабль противника. Для атаки корабля подводной лодке пришлось всплыть на поверхность, так как преследовать конвой в подводном положении лодка не могла, скорость хода тогда была бы недостаточной. Хотя конвой также двигался достаточно медленно, выдерживая скорость около 9 узлов, что соответствовало скорости самого тихоходного судна – теплохода «Кроненфельс». При этом конвой соблюдал светомаскировку и был затемнен.

Атаку упростил тот факт, что в 22:30 теплоход «Кроненфельс» встал в дрейф из-за поломки в машинном отделении, все корабли конвоя вынуждены были остановиться. Команда теплохода лихорадочно работала над исправлением поломки, в это время два тральщика кружили рядом с неисправным судном. Конвой двинулся дальше только через час, он начал движение в 23:30. За это время Владимир Коновалов совершил все необходимые маневры и вывел свою лодку Л-3 на атаку самой главной цели в составе обнаруженного им конвоя.

Он выпустил по кораблю две или четыре торпеды (информация на этот счет разнится). Достоверно известно, что в транспорт попало две торпеды. Немцы зафиксировали взрывы в 23:52. Одна торпеда попала в машинное отделение «Гойи», вторая взорвалась в носовой части. Взрывы были такой силы, что мачты корабля обрушились на палубу, в небо поднялись столбы огня и дыма. Через несколько минут – уже к полуночи – корабль полностью затонул, разломившись до этого на две части. После атаки корабли охранения некоторое время преследовали советскую подлодку, но Владимиру Коновалову удалось уйти от погони.

Корабли конвоя смогли спасти живыми только 185 человек, из них 9 погибли после спасения от полученных травм и переохлаждения. Остальным спастись не удалось, судно затонуло слишком быстро, так как изначально не могло обеспечить того уровня безопасности и плавучести, который был характерен для пассажирских и военных кораблей, да и полученные повреждения оказались слишком серьезными. При этом вода в это время года была еще очень холодной, особенно ночью. Оставшиеся на воде люди достаточно быстро замерзали и лишались сил. Большинство из них было одето достаточно легко, так как на судне, особенно во внутренних помещениях стояла страшная духота, корабль был переполнен людьми. Около 7 тысяч человек ушли на дно вместе с судном. До конца войны оставались считанные недели.

Капитан 3-го ранга Коновалов возле своей лодки. Снимок лета 1945 года.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Во многом это награждение было связано и с успешной атакой на транспорт «Гойя» в самом конце войны.

Подводная лодка Л-3 «Фрунзенец» оставалась на службе вплоть до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. При этом рубка лодки Л-3 вместе с 45-мм орудием с нее в настоящее время находится в Москве, она установлена в парке Победы на Поклонной горе и входит в экспозицию Центрального музея Великой Отечественной войны.

Источники информации:
http://maxpark.com/community/14/content/2674423
https://vladimir-shak.livejournal.com/4487.html
https://vikond65.livejournal.com/743491.html
Материалы из открытых источников

Война близилась к концу. Немецкие пассажирские суда активно вывозили военных, раненых и гражданское население из Восточной Пруссии. Для эвакуации властями нацистской Германии была развернута операция «Ганнибал», в ходе которой, по некоторым оценкам, было эвакуировано около 2 млн человек.

Несколько судов во время этой операции были атакованы советскими подводными лодками. Так, 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско был потоплен немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда погибло около 5,3 тыс. человек. 10 февраля жертвой подводной лодки Маринеско стал еще один немецкий пассажирский лайнер — «Генерал Штойбен». Эта катастрофа унесла жизни около 3,6 тыс. человек.

16 апреля из Данцигской бухты должно было выйти еще одно судно. Это был немецкий транспорт «Гойя». Построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло в 1940 году, судно предназначалось для перевозки грузов. 4 апреля того же года оно было спущено на воду. Однако после того, как Норвегия была оккупирована фашистами, «Гойю» реквизировали. Его использовали в качестве мишени для подводных лодок, а во время проведения операции «Ганнибал» наспех переоборудовали для эвакуации военных и гражданского населения. Для перевозки пассажиров оно плохо подходило. Судно также не имело разделенных отсеков, что делало его уязвимым. В случае попадания торпеды оно могло быстро уйти на дно.

К середине апреля «Гойя» успел совершить уже четыре похода, перевезя в общей сложности около 20 тыс. человек. В этот раз эвакуация проходила как никогда неспокойно. Приближение Красной армии заставляло торопиться. Как только 16 апреля 1945 года судно стало на якорь в Данцигской бухте недалеко от косы Хель, началась посадка. «Гойя» должен был принять около 1,5 тыс. немецких солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, около 400 раненых и 5 тыс. беженцев. Людей было больше, чем обычно. Территорию вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи, что этот транспорт будет последним. Люди заняли все проходы и лестницы судна. Посадка сопровождалась налетами советской авиации. Одна из бомб попала в носовую часть судна, но к повреждениям, из-за которых «Гойя» не мог бы выйти в море, это не привело.

Первоначально судно должно было следовать в город Свинемюнде на западе Польши, но, поскольку все порты в этом районе были заполнены беженцами, было решено направляться в Копенгаген. В восьмом часу вечера «Гойя» и еще два судна (небольшие теплоходы «Кроненфельс» и «Эгир») вышли из Данцигской бухты. Конвой составляли два минных тральщика — М-256 и М-238. Перегруженные транспорты двигались медленно, около 9 миль в час (14,5 км/ч).

Погода стояла ветреная. Уже стемнело. Конвой обогнул полуостров Хель, но здесь его встретила советская подводная лодка Л-3, которой командовал В.К. Коновалов. Она уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая немецкие транспорты.

Подводная лодка Л-3 («Фрунзевец») относилась к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец». Она была заложена 6 сентября 1929 года, а спущена на воду 8 июля 1931 года. По тем временам Л-3 была одной из лучших в своем классе. К 1945 году это была уже гвардейская подводная лодка. Она успела совершить несколько успешных операций. К тому времени Л-3 потопила торпедами и поставленными минами около 18 вражеских судов общим тоннажем около 52 тыс. тонн и семь боевых кораблей. Это была одна из самых успешных советских субмарин Великой Отечественной войны. Не раз подводная лодка подрывалась на минах, а один раз попала под таран немецкого транспорта. Получив повреждения, она чудесным образом возвращалась на базу. Поздно ночью 16 апреля подводная лодка Л-3 находилась севернее маяка Риксгафт. Обнаружив вражеский конвой, советские подводники выбрали для атаки самое большое судно. Им оказался «Гойя».

Из-за темноты советскую подлодку немцы заметили не сразу. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. Согласно записям советских подводников, конвой был обнаружен в 00:42. Согласно немецким данным, взрыв произошел в 23:52.

Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч.

Корабли сопровождения устремились за подводной лодкой. Два с половиной часа они охотились за Л-3, сбросив пять глубинных бомб. Они разорвались рядом с советской субмариной, однако уничтожить ее так и не смогли. Вернувшись назад, корабли конвоя подобрали оставшихся в живых. Некоторые спаслись на плотах, но их было мало. Многие погибли от переохлаждения. Гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой по числу жертв за всю историю.

За атаку на транспорт «Гойя» В.К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду он получил одним из последних среди военных моряков — 8 июля 1945 года.

Подводная лодка Л-3 находилась на службе до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. Рубка Л-3 и 45-миллиметровое орудие сейчас находятся в парке Победы на Поклонной горе в Москве.

Адмирал из запорожской глубинки, Герой Советского Союза Владимир Коновалов причастен к самой крупной в истории человечества морской катастрофе

Когда разговор заходит о кораблекрушениях – в мирное ли время произошедших или в военное, в памяти сразу трагедия с «Титаником» всплывает. Хотя в десятке крупнейших морских катастроф столкнувшийся с айсбергом «Титаник» [с 1503 погибшими] находится на… десятом месте. Далеко опережает его по количеству жертв советский санитарный теплоход «Армения». Потопленный 7 ноября 1941 года немецким самолетом-торпедоносцем, он унес с собой на дно Черного моря более пяти тысяч человеческих жизней. Причем на борту «Армении» не сплошь военные люди находились.
Не менее 5300 человек пытался эвакуировать в Германию транспорт «Вильгельм Густлофф», торпедированный 30 января 1945 года подводной лодкой «С-13», командовал которой одессит Александр Маринеско. Но и это не предел!
Гибелью более семи тысяч человек закончилась торпедная атака еще одного немецкого транспорта – «Гойя». Торпеды по нему в ночь на 17 апреля 1945 года выпустил подводный минный заградитель «Л-3», который в Данцигскую бухту [Восточная Пруссия], где и был атакован транспорт, привел запорожец, гвардии капитан третьего ранга Владимир Коновалов [адмиральское звание ему будет присвоено за полтора года до смерти, в мае 1966-го]. За что и был удостоен вскоре звания Героя Советского Союза.

Владимир Коновалов (послевоенное фото)

Человек без национальности
В биографии Владимира Константиновича до сих пор много неясностей. Возьмем, допустим, место его рождения. Известно, что будущий Герой родился в селе Надежное. А вот районов, к которым село это относится, сразу три указывается: и Гуляйпольский, и Куйбышевский, и Розовский. В двух последних установлены памятники Владимиру Коновалову. Причем куйбышевцы своего именитого земляка даже в звании повысили, выбив на постаменте его памятника не существующее в природе – и на флоте, естественно, слово «вицеадмирал» [Владимир Константинович был контр-адмиралом].
С национальным происхождением подводника из запорожской глубинки, боевые достижения которого отмечены в энциклопедической «Истории Великой Отечественной войны» [в пятом томе издания названа подлодка, утопившая «Гойю», и обозначено место гибели транспорта], тоже какие-то странные вещи творились. В 1985 году издательство Министерства обороны СССР выпустило комплект открыток «Герои Великой Отечественной» с указанием национальностей всех обладателей Золотой Звезды. Напротив фамилии Коновалова почему-то стоял прочерк.
Непонятно мне было также, почему герой войны, имевший, кроме Золотой Звезды, еще восемь (!) боевых орденов, в 1958 году был отстранен от командования дивизионом подводных лодок – на Балтике, и следующую серьезную должность получил лишь в 1963 году, на Северном флоте.
Да и главная атака Владимира Константиновича как-то невнятно прописана в военной литературе: обнаружив, мол, немецкий транспорт, догнал его и, выйдя на рубеж атаки, торпедировал, уничтожив при этом целую фашистскую дивизию. Переждав ответную атаку кораблей сопровождения, вернулся на базу. И все! А что за дивизия, условно говоря, на борту «Гойи» находилась – вояки каких родов войск? Вопрос такой у меня не случайно возник: не только фашисты-армейцы, подозревал я, за пару недель до окончания войны драпали из Восточной Пруссии. Так, может быть, на борту потопленного капитаном-гвардейцем немецкого транспорта тоже мирные люди находились – как на той же санитарной «Армении»?
Чтобы рассеять все неясности, я решил собрать воедино все написанное и сказанное о нашем земляке-подводнике. А когда фактажа набралось изрядно [в том числе и из немецких источников добытого, и из документов, которые передал мне бывший глава Розовской райгосадминистрации Владимир Марюха, за что ему превеликое спасибо], взял я чистый лист бумажный и скоро – пишу потому что быстро, вывел заголовок будущей публикации: “Гибель транспорта «Гойя»”.
Решив сконцентрировать внимание на событиях в Данцигской бухте ночью 17 апреля 1945 года, я вознамерился взглянуть на происшедшее не только из перископа подлодки «Л-3», но и с палубы торпедированного ею транспорта. Однако сразу предупреждаю: до апрельского дня того нам путь неблизкий предстоит одолеть, начало которому было положено 5 декабря 1911 года в еврейской земледельческой колонии №13 Екатеринославской, в которую входил тогда наш Александровский уезд, губернии. Именно в тот декабрьский день в колонии №13 родился Владимир Константинович [Вульф Калманович] Коновалов.

Дрейфующее село
Между прочим, с 1845-го по 1860-й в Александровском и Мариупольском уездах – между Гуляйполем и Пологами [на западе] и Волновахой [на востоке], было основано 17 таких национальных формирований [при советской власти часть из них будет объединена в Новозлатопольский еврейский автономный район]. Народное название колонии №13 – Вильнер [Виленская]. Ее первопоселенцы, похоже, из Вильно [Вильнюса] в наши таврические степи прибыли. Официальное же название родной Владимиру Коновалову колонии – Надежная. Наверное, народ там подобрался такой: крепкий и надежный. Впрочем, в те времена земледелец [а Надежная – земледельческая колония!] не мог быть иным – не крепким и не надежным.
Когда Новозлатопольскую автономию упразднили, часть ее сел, включая Надежное, передали Куйбышевскому району. А после очередного [третьего по счету] выделения из него – в 1992 году – Розовского района, малую родину нашего героя-адмирала переподчинили Розовке. Вот по какой причине село Надежное дрейфовало неспешно по территории будущей Запорожской области – по трем ее районам.

Атака со дна моря
Подводную лодку «Л-3», которая, кроме торпед, несла на борту мины, отчего и величалась официально подводным минным заградителем [от ее торпед, кстати, погибли два корабля противника, а от мин – девять], Владимир Коновалов принял под свое начало
9 марта 1943 года, сменив опытного подводника Петра Грищенко. А 22 марта командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Трибуц вручил капитану третьего ранга Коновалову гвардейский военно-морской флаг. Почетного гвардейского звания подводники удостоены были за боевые походы 1941-42 годов [наш земляк в них участвовал сначала в качестве штурмана – это была его основная военно-морская профессия, а затем – помощника командира].
Каким сам Владимир Константинович был командиром? Блестящим, коль спустя годы после войны курсанты-подводники детально разбирали одну из атак «Л-3».
В начале февраля 1945 года фланг войск 3-го Белорусского фронта на Земландском полуострове начал обстреливать немецкий линкор «Адмирал Шеер», подошедший к полуострову в сопровождении двух эсминцев. Уверенные в безнаказанности – береговая артиллерия не доставала линкор, фашисты остервенело били по нашим войскам из орудий всех калибров. «Л-3» находилась поблизости и, связавшись с ней по радио, лодку вызвали в этот район. Обнаружив вскоре корабли, она, тем не менее, не смогла подойти к ним на дистанцию торпедного залпа: линкор и эсминцы заняли позицию в полосе малых глубин. А на ночь укрылись в Пилау [нынешний Балтийск]. И тогда командир подлодки решил атаковать противника в зоне прибрежной отмели.
Как потом вспоминал Владимир Константинович, подводники стали эхолотом проверять глубины и обнаружили не отмеченную на карте довольно удобную подводную ложбинку. В ней и легли до утра на грунт.
Линкор и эсминцы появились с рассветом и, не доходя до берега миль десять, открыли огонь. Утро выдалось ясным, на море был штиль, но перископ лодки, как и рассчитывал командир, оказался для немцев на солнечной дорожке – они не видели его.
Выходя на атаку, лодка использовала найденную накануне ложбинку. Однако ее не хватило!
– Под килем семь метров! – тревожно доложил штурман. Это уже было меньше допускаемого инструкцией минимума. – Под килем пять метров… Три метра! – едва не перешел на крик офицер, подумавший, что командир его не слышит.
А командир смотрел в перископ и молчал. Он видел корабли врага, обстреливающие войска на берегу, и не считал возможным прерывать атаку.
Когда Владимир Константинович коротко бросил: “Пли!” – под килем оставалось всего ничего. Лодка почти ползла по дну на брюхе. Но торпеды выпустила. Правда, не по линкору: попасть в него было невозможно, а по одному из эсминцев.
Чтобы торпеды не зарылись в ил, пришлось приподнять нос лодки, а чтобы ее не выбросило наверх после залпа, трюмные стремительно приняли добавочный балласт. Отлично сработал горизонтальными рулями боцман. И «Л-3» удержалась под водой! Развернувшись, она замерла на грунте – не стала уходить по мелководью. Расчет командира оправдался: второй эсминец, кинувшийся искать лодку, бомбил наугад. Линкор же немедленно прекратил обстрел берега и убрался восвояси. К сожалению, торпедированный эсминец команде
«Л-3» не засчитали: подорваться-то он подорвался, но затонул не совсем: по-видимому, выбросился на мель.
Однако ни в какое сравнение с эсминцем не идет главная атака Владимира Коновалова, после которой он станет причастным к самой крупной в истории человечества катастрофе на море.

Операция «Ганнибал»
В свой последний боевой поход, принесший славу и звание Героя Советского Союза, Владимир Коновалов ушел 23 марта 1945 года. Через пять дней, 28 марта, в районе песчаной Хельской косы, отделяющей Гданьскую бухту от Балтийского моря, лодка произвела минную постановку [«Л-3», напомню, кроме торпед, имела на борту и мины – она же была подводным минным заградителем]. Однако достоверных данных о результатах этой постановки [две банки по десять мин] нет.
Вечером же 28 марта лодка перешла к маяку Хоборг [южная оконечность острова Готлонда, расположенного примерно в ста километрах от материковой Швеции], где команда занялась починкой вышедших из строя гидроакустической станции и гидрокомпаса. Через неделю, 5 апреля, «Л-3» начала движение, и на следующий день Владимир Коновалов привел ее в Данциг-скую бухту. Целей там было пре-достаточно. Но прежде чем мы вместе с командиром лодки выберем транспорт для торпедной атаки, я предлагаю вернуться на два с половиной месяца назад, чтобы разобраться в происходящем как в Данцигской бухте, так и в Восточной Пруссии в целом.
От остальной Германии эту территорию Третьего рейха русские танки отрезали 23 января 1945 года. А двумя днями ранее командующий военно-морскими силами Германии гросс-адмирал Карл Дениц подписал приказ о начале операции «Ганнибал». Согласно ему, все крупнотоннажные морские суда следовало использовать для эвакуации из Восточной Пруссии войск и гражданских лиц. Ну а в связи же с тем, что порт Пиллау [Балтийск] не был приспособлен для швартовки крупных судов, главным пунктом эвакуации стал Гетенхафен [Гдыня], расположенный на балтийском побережье немного севернее Данцига [Гданьска]. В город, кроме военных [в первую очередь, раненых], стекались тысячи и тысячи беженцев. Всем им геббельсовская пропаганда основательно вбила в сознание, что русские живут по рекомендации лауреата двух Сталинских премий писателя Ильи Эренбурга: “Увидел немца – убей его!” До полусмерти напуганные гулом приближающихся советских танков, беженцы готовы были плыть в Германию хоть на досках, хоть на бревнах.
Надо отдать должное немцам: исполняя приказ Деница, эвакуировать из Восточной Пруссии они намеривались всех, включая военных, гражданских и всевозможную сволочь из полицаев и предателей.

«Л-3» выходит на цель
Первым крупный немецкий транспорт, следовавший из Восточной Пруссии в Германию, отправил на дно Балтий-ского моря командир совет- ской подводной лодки «С-13» Александр Маринеско. Более 5300 фашистов [глав-ным образом, эсэсовцев и подводников] уничтожил торпедный залп лодки Маринеско. Следующей жертвой торпедной атаки из-под воды стал, пожалуй, самый не- приспособленный для перевозки людей немецкий транспорт – «Гойя».
На воду 131-метровый транспорт «Гойя» был спущен в 1940 году в норвежской столице Осло – за четыре дня до немецкого вторжения в Норвегию. После оккупации Норвегии немцы, естественно, его реквизировали. С началом операции «Ганнибал» транспорт на скорую руку переоборудовали, и 16 апреля 1945 года он стал на якорь в Данцигской бухте у косы Хель. Буквально сразу же началась посадка на транспорт. Предполагалось, что на борт «Гойя» примет полторы тысячи солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих и более пяти тысяч беженцев.
Посадка проходила нервно, даже видимости порядка не наблюдалось ни на берегу, ни на борту. Усугубил ситуацию пущенный кем-то слух, что «Гойя» – последний транспорт, на котором будут эвакуировать раненых и беженцев. Бои-то шли непосредственно на косе Хель! А тут на порт еще и советские бомбардировщики налетели. Орудия противовоздушной обороны «Гойи» яростно отбивались, но при четвертом заходе бомбардировщикам удалось-таки сбросить авиабомбу на носовую часть транспорта. Бомба пробила палубу, ранив несколько матросов-артиллеристов. Однако, несмотря на пробоину, «Гойя» оставался на плаву и продолжал принимать на борт беженцев и солдат.
До 19.00 шло оглашение судовых списков, но они оказались неполными, поскольку на транспорт постоянно пробирались все новые и новые люди. Согласно немецким источникам, на момент выхода «Гойи» в море, он имел на борту около 7200 человек [военных, включая раненых – менее двух тысяч].
Поскольку немецкие порты на Балтике были забиты беженцами, капитану транспорта был отдан четкий приказ: в составе конвоя из трех транспортов двигаться на столицу Дании – на Копенгаген. Сопровождали корабли два минных тральщика – «М-256» и «М-238». Шли они – чтобы за ними поспевали теплоходы с людьми, со скоростью девять миль в час.
Вскоре после того, как в сгустившихся над морем, соленых сумерках конвой обогнул полу- остров Хель, его заметили с лодки «Л-3». Подчиняясь распоряжению командира, она начинает маневрировать, выходя на позицию атаки. Ни с транспортов, ни с тральщиков эти маневры не заметили. И, согласно немецким [не точным] данным, в 23.52 «Гойя» получает две торпеды в левый борт.

Семь тысяч пропавших без вести
Согласно же записям штурмана «Л-3» гвардии лейтенанта Ивана Павлова, поминутно фиксировавшего все происходившее на борту подлодки, транспорт подводники Владимира Коновалова обнаружили в 0.42. И далее вот что – дословно – зафиксировала записная книжка штурмана: “Вышли в торп. атаку. Двумя торпедами потопили трансп. пр-ка водоизм. 12 тыс. т. Подверглись преследованию сторожевыми кораблями, которые в продолж. 2,5 часа стопорили ход, выслушивая нас. Сбросили две глубинные бомбы, которые взорвались вблизи нас. В 4.00 всплыли в надв. полож. Провентилировали отсеки, в 05.00 снова погрузились на глуб. 20 м.”
А теперь обратимся к воспоминаниям бывшего начальника связи 4-й немецкой танковой дивизии Ханса Шойфлера [солдаты этой дивизии, напомню, были единственным воинским подразделением на борту «Гойи»]: “От двух могучих взрывов теплоход сильно качнуло, рывком бросило вперед, а потом корма резко осела вниз. В тот же момент погасло освещение. Было слышно, как через пробоину внутрь корабля с шумом устремился поток воды. Люди метались по палубе, некоторые прыгали за борт.
На борту вспыхнула неописуемая паника. Несколько сотен человек были тяжело ранены. Из трюмов и нижней палубы люди пытались добраться до трапов, чтобы оказаться наверху. Многие, прежде всего дети, были сбиты с ног и смяты напиравшей сзади толпой. Судно все больше кренилось назад, корма уже частично была залита водой. Прежде, чем были готовы спасательные шлюпки, «Гойя» разломился на две части и очень быстро начал погружаться на дно.
Столб пламени высотой с дом вырвался из смертельно раненного транспорта. Вслед за этим в трюме тонущего корабля прогремел взрыв. Затем все произошло с невероятной быстротой. За считанные минуты обе половины теплохода скрылись под водой. Немногие оставшиеся на поверхности пассажиры «Гойи» на какое-то время различили мрачный силуэт подводной лодки”.
И, подводя итог катастрофе, немецкий офицер-танкист замечает: “Только 183 человека остались в живых; среди них было семь наших сослуживцев. Остальные семь тысяч навсегда остались в страшном списке жертв войны как пропавшие без вести”. Честно признаюсь, меня озноб пробирал, когда я читал эти записки.
А тем временем вернувшийся в базу командир «Л-3» Владимир Коновалов был представлен к званию Героя Советского Союза и получил его – последним из военных моряков – 8 июля 1945 года.

После войны Владимир Константинович окончил военно-морскую академию, служил начальником кафедры 2-го Балтийского военно-морского училища, потом – был начальником штаба, а с ноября 1955-го – командиром дивизиона подводных лодок Балтийского флота. А в марте 1958 года новобранец из его дивизиона на ночном дежурстве расстрелял из автомата своих шестерых товарищей-подводников и попытался сбежать на иностранное судно. Владимира Константиновича отстранили от командования – и на пять долгих лет он остался в стороне от серьезных флотских дел. Только в 1963 году ему предлагают штабную должность на Севере. Неожиданно для себя он оказывается рядом с сыновьями Евгением и Марком, которые тоже избрали нелегкую профессию офицеров-подводников. Став за службу капитанами первого ранга, оба они уже давно в отставке. Нынче на подводной лодке служит уже внук адмирала из запорожской глубинки Владимира Коновалова, непосредственно причастного к самой крупной морской катастрофе за всю историю человечества.
Умер Владимир Константинович от сердечного приступа в Ленинграде 29 ноября 1967 года. В городе на Неве он и похоронен. Рубка же его удачливой лодки «Л-3» попервости была установлена у штаба бригады подплава в Лиепае, а после того, как части Советской Армии и Военно-Морского флота покинули Прибалтику, ее эвакуировали в Россию и в 1995 году установили в Москве, на мемориале Победы на Поклонной горе.
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]


Рубка Л-3 (на Поклонной горе)


Бюст адмирала Владимира Коновалова в поселке Куйбышево (Запорожская область)

Десять крупнейших побед советских моряков-подводников имеют довольно мрачный оттенок:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибли около 7 тыс. беженцев из Восточной Пруссии, курсантов и раненых военнослужащих);

3. «Генерал фон Штойбен» (9 февраля 1945, погибли 3608 раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

7. «Струма» (24 февраля 1942, погибли 768 беженцев из стран Юго-Восточной Европы в Палестину);

Как видно из списка, одиозный «Вильгельм Густлофф», споры о котором ведутся на протяжении десятков лет, был не первым и далеко не последним кораблем в истории величайших катастроф на море. В десятку помещаются ровно 10 мест, но список можно продолжать и далее: например, «почетное» 11 место занимает немецкий транспорт «Зонневейк» - 8 октября 1944 года торпедный залп с подлодки Щ-310 унес жизни 448 человек (преимущественно эвакуируемое население Восточной Пруссии). 12 место - транспорт «Геттинген» (потоплен 23 февраля 1945 года, снова несколько сотен погибших беженцев)…
Что и говорить, успехи просто ужасны. Как классифицировать эти «зверства советских подводников»? Это военные преступления или трагические ошибки, неизбежные на любой войне?

Вариантов ответов обычно несколько.

Второе мнение более тактично: погибшие были немцами? Так им и надо!

Конечно, у советского народа много поводов для смертельной обиды - в каждой семье есть родственник, павший на фронте или замученный в немецком плену. Но возникает вопрос: чем тогда «мы» будем отличаться от «них»? «Око за око - ослепит весь мир» (Махатма Ганди).

Третье, мазохистско-демократическое мнение звучит просто: Каемся! Каемся! Каемся! Советские моряки-подводники совершили непоправимую ошибку, и нет им прощения.

Кто-то скажет, что истина всегда лежит посередине. Но это очень наивное и примитивное представление об истине! Она может быть сдвинута как в одну, так и в другую сторону, именно поэтому истину всегда так сложно найти.

200-метровый, десятипалубный лайнер "Вильгельм Густлофф"


Жизнь уже давно вынесла справедливый вердикт каждой из морских трагедий Второй мировой. Некоторые из обстоятельств можно поставить в вину подводникам, в некоторых случаях есть все основания возложить вину на самих пострадавших (не тех невинных жертв войны, кто, прижимая к груди детей, уходил в морскую пучину, а тех, кто предательски бездарно спланировал операцию по эвакуации беженцев). Безусловно, одно - все это ТРАГИЧЕСКОЕ СТЕЧЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. Неизбежность. Страшные издержки любой войны.

А если так, то нужно рассматривать проблему в более широком смысле. Приведенный внизу список не являет своей целью «похвалить» советских подводников, равно как и «облить грязью» зарубежных моряков. Всего лишь статистические данные, прямо подтверждающие мой тезис о неизбежных трагедиях на любой войне.

Крупнейшие по числу жертв морские катастрофы Второй мировой:

1. «Гойя» (17 апреля 1945, погибло 7000 раненых немецких военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии);

2. «Дзунъё-Мару» (18 сентября 1944, погибло 1500 американских, британских и голландских военнопленных и 4200 яванских рабочих в бамбуковых клетках. «Дзунъё-Мару» - страшный трофей британской подлодки «Трейдвинд»);

3. «Тояма-Мару» (29 июня 1944 года, ≈5,5 тыс. жертв. В тот раз «отличилась» демократичная американская субмарина «Стеджэн»);

4. «Кап Аркона» (3 мая 1945 года, среди погибших ≈5,5 тыс. узников концлагерей. В бою отличились Королевские ВВС Великобритании);

…немецкие суда «Генерал фон Штойбен», «Зальцбург», японский транспорт «Тайтё-Мару», болгарско-румыно-панамский шлюп «Струма», британский лайнер «Ланкастрия» (потоплен немецкой авиацией в 1940 году, число жертв превысило потери «Титаника» и «Лузитании» вместе взятые) …

Госпитальное судно "Генерал фон Штойбен". Второй "трофей" Александра Маринеско


Ошибались все и всегда. Кто-нибудь ехидно заметит, что на первом месте по-прежнему стоит «Гойя», потопленный советской подлодкой Л-3. Что здесь можно возразить? Советские свершения были велики, советские ошибки были чудовищны. Иначе мы жить не умеем.

Список морских катастроф Второй мировой не является «истиной в последней инстанции». Единственное, что нам известно точно - названия кораблей и дата их потопления. Изредка - точные координаты места потопления. Все. Приведенные данные о количестве жертв разнятся от источника к источнику и, в лучшем случае, отражают официальные цифры, которые весьма далеки от реальности.
Так, некоторые исследователи, по числу жертв, ставят на первое место «Вильгельм Густлофф» - по воспоминаниям спасшихся, на его борту могло находиться более 10 тысяч человек, при этом, по разным данным, удалось спастись всего от 1,5 до 2,5 тысяч!

Величайшая из морских трагедий - потопление транспорта «Гойя» - вообще осталась за рамками официальной истории. Это легко объяснимо: в отличие от «Атаки века», в которой был потоплен десятипалубный красавец-лайнер «Вильгельм Густлофф», в случае с «Гойей», советская подлодка уничтожила обычный сухогруз, битком набитый людьми. Среди пассажиров - раненные военнослужащие, солдаты Вермахта, но основная часть - беженцы из Восточной Пруссии. Эскорт - 2 тральщика, еще один пароход и буксир. «Гойя» не являлась госпитальным судном и не несла соответствующей раскраски. Ночью, на выходе из Данцигской бухты, судно было торпедировано советской подлодкой Л-3 и спустя всего 7 минут затонуло.

Рубка подводной лодки Л-3, потопившей немецкий транспорт "Гойя". Экспозиция на Поклонной горе, Москва


Кто виноват? По сути - никто! Л-3 имела приказ топить немецкие корабли, покидающие Данциг. Никаких средств обнаружения, кроме примитивного перископа и гидроакустического поста у советских подводников не было. Определить с их помощью характер груза и назначения судна было невозможно. Есть в этой истории и немецкий просчет - эвакуировать тысячи людей на сухогрузе в военном камуфляже, зная о том, что пару месяцев назад, при аналогичных обстоятельствах, погибли «Вильгельм Густлофф» и «Генерал фон Штойбен» - решение довольно сомнительное.

Не менее ужасные события произошли в Черном море 7 ноября 1941 года - немецкий торпедоносец Хе-111 потопил теплоход «Армения». На борту советского судна находился персонал и пациенты 23 эвакуируемых госпиталей, персонал лагеря «Артек», члены семей партийного руководства Крыма - тысячи гражданских лиц и военнослужащих. Таких трагедий морская история еще не знала: количество погибших в 5 раз превысило число жертв катастрофы «Титаника»! По официальным данным, из 5 тысяч человек, находивших на борту «Армении», удалось спастись лишь восьмерым. Современные историки склоняются к мнению, что официальные данные были в 1,5-2 раза занижены - «Армения» вполне может претендовать на «первое место» в списке самых ужасных морских катастроф. Точное место потопления теплохода неизвестно до сих пор.

«Армения», «Густлофф», «фон Штойбен» - с официальной точки зрения, все они являлись законными трофеями. Они не несли опознавательных знаков «госпитальных судов», зато несли зенитную артиллерию. На их борту были военные специалисты и солдаты. На борту «Вильгельма Густлоффа» находилось 918 курсантов 2-го учебного дивизиона подводных лодок (2. U-Boot-Lehrdivision).

Историки и журналисты до сих пор спорят о количестве зениток на борту «фон Штойбена» или «Армении», не утихают диспуты по поводу «десятков подготовленных экипажей подлодок» на борту «Густлоффа». Но вывод кажется простым: Александру Маринеско, как и экипажу немецкого торпедоносца Хе-111, не было дела до таких мелочей. Они не видели никаких явных свидетельств «госпитального судна» - ни специальной белой окраски, ни трех красных крестов на борту. Они видели ЦЕЛЬ. Они имели приказ уничтожать вражеские корабли и суда - и свой долг они выполнили до конца. Лучше бы они этого не делали, но… кто мог знать! Как уже было сказано, у моряков и летчиков не было никаких средств для определения характера груза. Трагическое стечение обстоятельств, не более того.

Подводная лодка Щ-213, Черноморский флот. Одна из главных подозреваемых в потоплении шлюпа "Струма"


Советские моряки не были кровожадными убийцами - после потопления парусно-моторного шлюпа «Струма» командир подлодки Щ-213 лейтенант Дмитрий Денежко находился в подавленном состоянии. По воспоминаниям старшины Носова, Денежко ночи напролет изучал морские карты и сверял данные - пытался убедить себя, что это не его торпеда оборвала жизнь 768 еврейским беженцам. Примечательно, что останки «Струмы» в указанном месте обнаружены не были - существует определенная вероятность, что советские моряки в тот раз действительно были ни при чем - «Струма» подорвалась на минах…

Что касается случайного потопления японских «кораблей ада» - «Дзуньё-Мару» и «Тояма-Мару», то здесь все предельно ясно. Мерзавцы из японского Генштаба использовали обычные сухогрузы для перевозки тысяч военнопленных и населения с оккупированных территорий. Никаких мер безопасности не предпринималось. Людей часто везли в бамбуковых клетках, везли на верную смерть - строительство стратегических объектов на островах Тихого океана. Спецтранспорты ничем не отличались от обычных военных транспортных кораблей - неудивительно, что они периодически становились добычей для американских и британских подводников.

Японский транспорт Кинай-Мару перед потоплением


При аналогичных обстоятельствах советская подлодка М-118 потопила транспорт «Зальцбург», перевозивший из Одессы в Констанцу более 2 тысяч советских военнопленных. Вина за эти события целиком лежит на японских и немецких военных преступниках - тех, кто бездарно спланировал перевозку военнопленных и сделал все, чтобы погубить людей.

Иногда звучит вопрос: какой смысл в потоплении трех японских транспортов, перегруженных беженцами с Южного Сахалина, - трагедия произошла 22 августа 1945 года и унесла жизни почти 1700 человек. Советская подлодка Л-19 расстреляла торпедами «Тайтё-Мару» и «Шинке Мару» прямо в порту Румой на о. Хоккайдо. При том, что до официального окончания войны оставалось 10 дней, а уже с 20 августа шел процесс капитуляции японских войск. Зачем понадобилось бессмысленное кровопролитие? Ответ только один - такова кровавая суть войны. Искренне сочувствую японцам, но судить некого - подводный минный заградитель Л-19 не вернулся из боевого похода.

Но самым ужасным было потопление лайнера «Кап Аркона». 3 мая 1945 года судно, перегруженное тысячами узников концлагерей, было уничтожено доблестной британской авиацией в порту Любека. Согласно рапортам летчиков, они отчетливо видели белые флаги на мачтах «Кап Аркона» и живую массу людей в полосатых лагерных робах, в отчаянии мечущихся по палубе, но … продолжали хладнокровно расстреливать пылающий корабль. Почему? У них был приказ уничтожать корабли в гавани Любека. Они привыкли стрелять по врагу. Бездушный механизм войны было не остановить.

Памятник жертвам трагедии "Кап Аркона"


Вывод из всей этой истории прост: трагические стечения обстоятельств случались повсюду, но военно-морской истории других стран подобные случаи маскируются на фоне многочисленных ярких побед.
Немцы предпочитают не вспоминать ужасы «Армении» и «Ланкастрии», героические страницы истории Кригсмарине связаны с совершенно другими событиями - рейдом на Скапа-Флоу, потоплением линкоров «Худ», «Бархэм» и «Рома», уничтожением британских авианосцев «Корейджес», «Игл» и «Арк Ройал»… Трагические ошибки ВМС США теряются на фоне ночных артиллерийских дуэлей, потопления «Ямато», суперавианосца «Синано» или «Тайхо». В активе у британских моряков - потопление «Бисмарка», «Шарнхорста», атака ВМБ Таранто, уничтожения тяжелых итальянских крейсеров, выигранная «Битва за Атлантику».

Увы, ВМФ СССР стал заложником собственной пропаганды - выбрав потопление лайнера «Вильгельм Густлофф» в качестве «Атаки века», политтехнологи, сами того не ведая, открыли «ящик пандоры». Спору нет, ночная торпедная атака Маринеско с технической стороны достойна всяческих похвал. Но, при всей своей сложности, она на военный подвиг не тянет. Не в чем упрекнуть храброго моряка, но и восхищаться здесь тоже не чем. Все лишь трагическое стечение обстоятельств.