Все школьные сочинения по литературе. Жанр поэмы в творчестве Н.А

Использование поэтом художественности народного сознания, в образе Дарьи многое объясняет и в тех главах, где появляется Мороз-воевода. Олицетворенный образ Мороза, без сомнения, навеян фольклором. Это ясно уже из названия поэмы, представляющего собой народное присловье. Особенно тесно связана поэма со сказкой «Морозко». Сопоставление поэмы и сказки «Морозко» помогает нам сделать несколько наблюдений. Существенно, что поэт помнит и любит народную сказку, иначе не появился бы в поэме сказочный образ Мороза. Мороз в поэме, конечно, похож на Морозко из сказки: он веселый, удалой, могущественный. Кстати, заметим, что, переходя к изображению Мороза, поэт меняет ритм стиха. Но сказка и поэма - разные произведения, они по-разному изображают жизнь. Например, чудеса в сказке истинно волшебные: Морозко награждает падчерицу золотом, богатыми одеждами. Так не бывает в жизни, но так выражается мечта о лучшей жизни, о победе добра и справедливости. Мороз в поэме строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Это тоже чудеса, но такие, которые каждый из нас может видеть: причудливые нагромождения льдов в горах и на море, надежный лед на реках, по которому идут пешеходы, обозы с товаром. Сказочный Морозко стал другим в поэме и потому, что Дарья, к чей сон пришла старая сказка, слышанная в детстве, измучена и придавлена невыносимым горем. Потому-то в хвастливой песне Мороза появляются слова грозные, страшные для человека («Люблю я в глубоких могилах…»). Нам понятно, почему возникает в песне этот леденящий душу образ: Дарья непрестанно думает о Прокле, зарытом в промерзшей земле. Правда, Мороз и здесь не выглядит губителем: покой-пику ведь уже ничего не страшно. В сознании Дарьи Мороз вообще нигде не выступает как злодей: с живыми он только играет, шутит, гонит домой бабенок, пугает «недоброго вора», дурачит пьяных. А Дарье он хочет понравиться, он шепчет ей ласковые слова, он вдруг обращается в милого Проклушку и целует ее. И сон, который видит Дарья, замерзая,- сон счастливый, прекрасный. В нем отразилось лучшее, что было в ее жизни,- радость труда, любовь и согласие в семье, мечты о будущем. Последнее, что видит Дарья, умирая,- родные лица мужа, сына, дочери, воз с золотыми снопами - обещание сытости и достатка; последнее, что она слышит,- счастливая, «утоляющая сердце» песня, какую можно услышать только в самом светлом сне: * В ней кроткая ласка участья, * Обеты любви без конца… * Улыбка довольства и счастья * У Дарьи не сходит с лица. Героиня Некрасова как бы «уходит в сказку». Но почему Некрасов именно так закончил поэму, отбросив другой, благополучный финал? Здесь не может быть однозначного ответа. Подумаем вместе с учениками. Смерть кормильца в крестьянской семье была таким страшным событием, что только в порядке редчайшего исключения овдовевшей жене, осиротевшим детям могло что-нибудь помочь, А обычной и всем известной была одна судьба: голод, нищета, унижения, ранняя смерть. Как бы ни была богата поэма сказочными образами, это не сказка, а реалистическое произведение. Некоторые критики--современники Некрасова упрекали его в жестокости, в равнодушии к судьбе вдовы. Мы понимаем, как это несправедливо. Мы ведь чувствуем, что у поэта поистине сердце разрывается от горя. Некрасов воспел красоту своей героини, ее духовное богатство, он и в смерти показал ее прекрасной, но жизненная правда не позволила поэту изображать благополучие там, где надо было пробудить сочувствие, тревогу, гнев. В главе XXXV изображение сна Дарьи переходит в раздумья поэта о самом себе. Песня, которую слышит умирающая крестьянка, «утоляет» и сердце поэта, измученное тяжкими впечатлениями жизни. Зимний лес с его тишиной влечет к себе поэта: * Нигде так глубоко и вольно * Не дышит усталая грудь, * И ежели жить нам довольно, * Нам слаще нигде не уснуть! Глава IV - это рассказ поэта не о какой-то определенной женщине, а о «типе величавой славянки», о тех ее чертах, которые встречаются у многих и которые особенно дороги поэту. Однако в пределах этого общего настроения надо найти многочисленные оттенки: гордости, восхищения, радости, уважения и т. д. В главе XXXIII идет рассказ о судьбе Дарьи. Поэт передает ее сон. Здесь возникает противоречивое сочетание двух настроений. Чтец (как и поэт) не может забыть, что это предсмертный сон замерзающей крестьянки. А в самом сие передаются наиболее светлые стороны крестьянской жизни, мечты о счастливом, радостном труде. В рассказе соединяются печаль и радость. Но это сочетание неравномерно на всем протяжении отрывка. Скорбные и сочувственные ноты звучат вначале («В сверкающий иней одета…»), потом они гаснут в рассказе о Дарье, ее свекрови, муже, детях. Здесь передаются разговоры, забавные эпизоды. Чтец словно бы отодвигает па некоторое время печальные мысли. Но они снова возникают в конце главы XXXIV, где говорится о песне, которую слышит Дарья. Эта печаль не угрюмая, не безнадежная, но светлая, согретая мечтой о народном счастье.

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.

Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционнопоэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народнопоэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.

Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительноласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет.

Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.

С формальносодержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.

Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавицадевочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:

Голубчик! красавицу нашу

Весной в хороводе опять

Подхватят подруженьки Машу

И станут на ручках качать!

Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:

Чу, бубенцы говорят!

Поезд вернулся назад,

Выйди навстречу проворно –

Паваневеста, соколикжених! –

Сыпь на них хлебные зерна,

Хмелем осыпь молодых!..

Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?

Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опятьтаки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.

Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозомвоеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Морозвоевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.

Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.

Жанр поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Крестьянские поэмы. «Мороз, Красный нос», образы-персонажи, поэтика (речевая характеристика, портрет). Лирическое и трагическое в поэме. Мотив сна. Финал

Цель:

Углубить знания учащихся о жанре поэмы в творчестве Н.А. Некрасова, дать представление о поэме «Мороз, Красный нос», познакомить с ее образами-персонажами, определить идейно-тематическое своеобразие поэмы;

Развивать мышление, память, речь, эстетическое восприятие;

Воспитать гражданственность, активную жизненную позицию; формировать эстетический вкус; приобщать к искусству слова.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ…

Н.А. Некрасов

1. Беседа

Какое впечатление произвела на вас поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Что вам понравилось в этой поэме?

Что вызвало непонимание?

На какие особенности этого произведения вы обратили внимание?

Зачитайте особенно понравившиеся отрывки. Объясните, что в них привлекло ваше внимание.

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя

Развитие жанра поэмы в творчестве Н.А.Некрасова

В пореформенный период все мучительней становятся раздумья поэта о народной судьбе. Он создает целый ряд эпических полотен. Поэма «Коробейники» (1861) - это путешествие по всей русской земле с торговцами всякой всячиной. Поражает ее народный язык, насыщенный пословицами и поговорками, стилизованный иногда под народные песни: «Ой, полна, полна коробушка» и «Песня убогого странника».

В поэме «Коробейники» перед нами возникает картина распада народной жизни. Распад и разложение воцарились в крестьянском мире: целовальник, торговец спиртным, не без самодовольства восклицает: «Выше нет меня начальника, / Весь народ - работник мой». Вместо радости и праздника раздор и склоки приносят коробейники в крестьянские селенья: «Две снохи за ленту пеструю / Расцарапалися в кровь».

Богатеющих на народной доверчивости коробейников едва ли не ради шутки на глухой лесной дороге убивает «Христов охотничек», что «ростом мал и с виду слаб». Уличившие его в смертном грехе мужики, прежде чем сдать подгулявшего в кабаке убийцу в руки судьям, прикарманивают себе деньги, которые тот украл у своих жертв. И хотя народный философ Тихоныч причину бедствий народных видит в деяниях власти («Царь дурит - народу горюшко!»), это никак не снимает ответственности с самих мужиков за все с ними происходящее.

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование «Современника», пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери.

Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма «Рыцарь на час» - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда «со слезами в голосе». Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая «Рыцаря на час», «не выдержал и разрыдался».

Польское восстание 1863 года, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала «Русское слово» стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в «Прологе» устами Волгина произнес горькие слова о «жалкой нации» - «снизу доверху все сплошь рабы». В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды, - к поэме «Мороз, Красный нос».

Поэма «Мороз, Красный нос» (1863) во многом продолжала темы и идеи «Коробейников». Трагедия, разыгравшаяся в крестьянской семье, - это для поэта символ катастрофичности народного бытия, и тем страшнее изображенное в поэме, чем значительнее выведенные в ней образы. И умерший от непосильного труда Прокл, напоминающий в описании Некрасова былинного богатыря, и замерзнувшая Дарья - из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», - но даже их духовной и физической силы недостаточно, чтобы одолеть судьбу.

2. Анализ поэмы «Мороз, Красный нос»

Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»?

Поэма посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова (с ней он сравнил свою Музу).

Что нового внес Н.А.Некрасов в развитие крестьянской темы?

Конкретность бытописания и пафос высокой поэзии органически соединились в поэме, и такое сочетание было новым для крестьянской темы в литературе. Эпическая и лирическая линии развиваются параллельно, иногда переплетаясь. В бытовое описание событий первой части вторгается высокая тема «величавой славянки», красоты и нравственной силы крестьянской женщины.

Во второй части, с появлением Мороза, в бытовой сюжет входит сказочная фантастика. В то же время здесь, в думах героини о жизни, необычайно конкретно показан деревенский быт: все виды работ - пахота, сенокос, жатва, уборка огорода и др., постоянные беды народные - гибель скота, пожары, рекрутчина, смерть кормильца.

Какое символическое значение приобретает образ Мороза в поэме? Чем он отличается от героя русской народной сказки «Морозко»?

Образ Мороза у Некрасова существенно отличается от героя русской сказки «Морозко». Он олицетворяет суровую природу, среди которой живет народ, таинственные, стихийные силы, становится символом «русской всегубящей зимы» (сравним: картины счастья в сне Дарьи - «жаркое лето»).

Но в то же время Мороз - чародей, волшебник. Он помогает Дарье отвлечься от мучительного бытия, приглашая в сказочно прекрасный мир. Он даже обращается в Проклушку, любимого мужа Дарьи, чтобы «зачаровать» ее.

Какими показаны в поэме Прокл и Дарья?

Дарья и Прокл, их родители, дети, их жизнь в труде и заботах, умение быть счастливыми, а в горе сохранять стойкость и достоинство - все это передано Некрасовым с подкупающей правдивостью как характеристика лучших черт, которые можно увидеть в народной среде. Некрасову удалось предельно достоверно передать народное представление о любви - глубокой и целомудренной, о долге, семейном счастье.

Я ли о нем не старалась?

Я ли жалела чего?

Я ему молвить боялась,

Как я любила его!

Супруги едины в делах, помыслах, в трудностях и радости. Прокл в извозе, а Дарья прядет; ее бесконечные мысли о нем - как бесконечные нити, а нити - как его «чужедальная» белая дорога в лютую стужу, в открытой зимней степи...

Веретено мое прыгает, вертится,

В пол ударяется.

Проклушка пеш идет, в рытвине крестится,

К возу на горочке сам припрягается.

Как ни трудно было Дарье, она жалела мужа, понимая, что ему еще труднее: «Летом он жил работаючи, / Зиму не видел детей...»

Какие фольклорные образы и мотивы встречаются в поэме?

Поэма насыщена фольклорными мотивами и образами. Тут песни, сказки, причитания, игры, поверья, приметы, обычаи. В поэтической речи - характерные сравнения, эпитеты («сокольим глазком», «шелковыми кудрями»), отрицательные сравнения («не ветер бушует над бором...»), параллелизмы.

Найдите в тексте поэмы моменты, в которых говорится о савраске и роли лошади в жизни крестьянской семьи.

Саврасый конь, выпестованный, взращенный из сосунка, причастен ко всем заботам семьи, всем ее радостям и бедам: он в поле на работе, с ним забавляются дети, он и в извозе с Проклом, он и гроб везет - с трудом, увязая в зимних сугробах, на нем же Дарья отправляется в лес по дрова в свой предсмертный путь... Савраска неотделим от крестьянской семьи.

Ну, трогай, саврасушка! трогай!

Натягивай крепче гужи!

Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..

Какое символическое значение имеют сны Дарьи?

Картина счастья, которая рисуется крестьянке Дарье в предсмертном сне, заключает в себе много общечеловеческого. Здесь главные основы человеческого счастья: любимый труд, доставляющий духовное удовлетворение и материальный достаток, гармоническое общение с природой, здоровые родители, любовь и согласие в семье, дети.

Предсмертные видения Дарьи - это ее сон счастья, но это и успокоение от жизни, как обычно понималась смерть в крестьянской среде.

В меркнущем сознании Дарьи возникает видение семейного счастья, и невозможность воплощения этого крестьянского идеала в действительности становится в поэме Некрасова нравственным приговором половинчатой крестьянской реформе. Но сон Дарьи - это и мечта о лучшем будущем народа, мечта, в которую так хотелось верить поэту.

На заработках в извозе Прокл простудился, и болезнь оказалась смертельной. Осиротели дети и старики-родители, овдовела молодая красивая женщина - авторское горестное сочувствие ощущается в каждой строке, в каждой детали. На протяжении всего повествования авторский голос сливается с голосами персонажей: или это Дарья вспоминает все, что было, или это кто-то из деревенских сочувственно рассказывает скорбную повесть, и временами мы не различаем, кто говорит.

Как показана смерть Дарьи?

Жалея свою героиню, автор дает ей успокоительную смерть посреди тихого, волшебно прекрасного леса, освещенного ярким зимним солнцем. Смерть Дарьи психологически очень достоверна, мотивирована вполне реально. Измученная уходом за больным, похоронами, убитая горем, Дарья все последние дни была на пределе сил, почти не спала, крепилась перед родителями, детьми, односельчанами. И вот теперь одна в лесу, нарубив целый воз дров, выплакавшись вволю, ослабевшая, она прислонилась к сосне, и ее сморил смертельный сон. Одновременно и реальный, и сказочный образ в конце - белка, роняющая на Дарью ком снега с вершины сосны.

3. Выразительное чтение отрывков из поэмы. Анализ особенностей поэтического текста

Определите стихотворный размер выбранного вами отрывка.

Назовите средства художественной выразительности, используемые поэтом.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа

Письменные ответы учащихся на вопросы учебника (стр. 56).

V . Этап информации о домашнем задании

2. Индивидуальные задания учащимся.

VI . Этап рефлексии

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.

Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно‑поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно‑поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.

Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно‑ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет.

Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.

С формально‑содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.

Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица‑девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:

Голубчик! красавицу нашу

Весной в хороводе опять

Подхватят подруженьки Машу

И станут на ручках качать!

Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:

Чу, бубенцы говорят!

Поезд вернулся назад,

Выйди навстречу проворно –

Пава‑невеста, соколик‑жених! –

Сыпь на них хлебные зерна,

Хмелем осыпь молодых!..

Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?

Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять‑таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.

Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом‑воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз‑воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.

Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.

Другие работы по теме:

Н. А. Некрасов многосторонне изучал глубины народной жизни. В своей поэме «Мороз, Красный нос» поэт на примере эпизода из жизни бедной крестьянской семьи смог показать нам судьбу всего русского народа после отмены крепостного права. Ведь жизнь бедняков по-прежнему тяжела, полна скорби и лишений. Рассказ в поэме начинается с того, что у главной героини Дарьи умирает муж.

Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве. Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской величавой славянки во внешнем облике которой воплотились.

Поэму Кому на Руси жить хорошо. Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго в течение многих лет он копил и собирал по словечку материал изучал жизнь и быт простого народа.

После реформы года многих волновали такие вопросы как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону стал ли он счастлив. Ответом на эти вопросы стала поэма. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Некрасов посвятил этой поэме лет своей жизни наИди куда зовут.

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии для которой нет запретных тем. В своем творчестве. Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта.

Некрасов в своей поэме рисует образ женщины. Матрены Тимофеевны. На примере жизни. Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек раскрывает черты характера описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный.

Центральное место в произведениях. Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин его быт его судьба. И поэма. Кому на Руси жить хорошо это крестьянская эпопея.

Девятнадцатый век дал плеяду блестящих поэтов не только российского, но и мирового значения. Вспомним Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и других. Но и среди созвездия таких ярких имен имя Некрасова не теряет своей яркости.

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер.

Каждый писатель вырабатывает своеобразный стиль исходя из своих художественных задач. В зависимости от темы и идеи произведения ведется отбор средств выразительности. В поэме «Мороз, Красный нос» очень большую роль играет народно‑поэтический пласт. Поэма посвящена описанию жизни крестьян, их быту, воссозданию народного духа.

Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями.

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины") «Величавая славянка" стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на судьбе которой отразились все социальные противоречия страны.

Автор: Некрасов Н.А. В стихотворениях Некрасова проявляется идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к родине и способен отдать жизнь во имя ее. Примером может служить стихотворение «Памяти Добролюбова», написанное в 1864 году. В поэтических раздумьях поэта о его друзьях запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени, неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

Мой ответ на вопрос некрасовских странников. Автор: Некрасов Н.А. Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэт описал жизнь крестьян после отмены крепостного прав. Любовь к родному краю всегда томила, мучила и жгла Некрасова. Поэт понимает, что в жизни надо бороться за то, что тебе дорого, и никогда не сдаваться.

В его стихотворениях уже не просто скорбь о тяжелой судьбе русского народа, в них - голос самого народа, воплощение его мыслей и чувств. Поэт настолько слился с народом, с его представлениями и идеалами, что его авторским «я» стал сам человек из народа - бедняк, крепостной мужик, женщина-крестьянка. Их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем и в поэме «Мороз, Красный нос»; это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви и ненависти...

Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года.

Смысл счастья в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Автор: Некрасов Н.А. Что такое счастье? На этот вопрос пытались ответить многие философы древних и современных лет. Позже счастье пыталась объяснить психология и искусство. Так и Н.А.Некрасов в своей поэме "Кому на Руси жить хорошо" попытался раскрыть нам этот загадочный термин.

В поэме "Кому на Руси жить хорошо " Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа, его забитость, темноту.

Разгадка - в отношении поэта к Родине, в любви к своему народу, в прогрессивных взглядах на настоящее и будущее России.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" - произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме мимо тех, кто самоотверженно боролся за свободу народа.

Многостороннее творческое исследование глубин народной жизни привело Николая Алексеевича Некрасова к созданию, может быть, самого изумительного произведения - «Мороз, Красный нос».

Некрасова часто называют народным поэтом, и это действительно так. Он как никто часто обращался к теме русского народа. Некрасов жил еще при крепостном праве и воочию мог наблюдать картины жизни порабощенных, не смеющих поднять головы людей.

Княгиня Е. И. Трубецкая (по поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины") Автор: Некрасов Н.А. Почему – то, когда речь в России заходит о женском подвиге ради любви, сразу же вспоминают жен декабристов, последовавших за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народника, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. Но крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.

Автор: Некрасов Н.А. Во многих своих произведениях размышляет Некрасов над судьбой русской крестьянки: в поэме “Мороз, Красный нос”, стихотворениях “Тройка”, “В полном разгаре страда деревенская...”, “Орина, мать солдатская” и во многих других. В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны Корчагиной - героини поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

Некрасов – прежде всего народный поэт и не только потому, что он говорит о народе, но потому, что им говорил народ. Само название поэмы говорит нем о том, что в ней показана жизнь русского народа.

"" (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счаcтья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне- не странники-богомольцы.

Центральный герой произведений Некрасова - народ. Его он изображает очень ярко и с большой любовью. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт изображает и тяжелый быт деревни, и нищету городских бедняков.

Творчество Некрасова совпало с расцветом отечественной фольклористики. Поэт часто бывал в русских избах, на практике изучил простонародный язык, речь солдат, крестьян. Она стала его речью. Народные образы в его произведениях не сводятся к простому заимствованию, Некрасов использовал фольклор свободно, переосмыслял его, творчески подчиняя собственным художественным задачам, своему стилю.

Поэма «Мороз, Красный нос» написана профессиональным писателем, и в ней есть пласт литературной и традиционно-поэтической лексики, но тема ее – сфера народной, крестьянской жизни, и пласт народно-поэтический в ней еще более заметен. Роли фольклорных элементов могут быть разными, а сами они могут относиться как к сфере формальной, так и к сфере идейной.

Если обратить внимание на язык поэмы, то мы заметим большое количество слов, характерных для народной поэзии. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ноженьки, спинушка, Саврасушка, зимушка, Дарьюшка, дубровушка, подруженьки, скотинушка:

Солнышко серп нагревает,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет.

Функция подобных слов в фольклоре не уменьшительная: ритм произведений в большинстве случаев требовал многосложных слов. Также и у Некрасова – эти слова служат воспроизведению ритма народной поэзии. Тем самым формальное средство сближает его поэзию с народным стихом, делает ее столь же напевной, передает сам дух фольклора.

С формально-содержательной стороны в поэме можно выделить такие отсылающие к фольклору моменты, как описание детской игры, свадебного обряда, плач по покойнику.

Некрасов был знаком с тяжелым патриархальным семейным бытом крестьян, прекрасно знал тяжкую долю женщины: «с рабом повенчаться», «быть матерью сына раба», «до гроба рабу покоряться». Но семья Прокла и Дарьи была иной, жену и мужа связывали и любовь, и крепкая дружба. Поэтому поэт рисует нам счастливые моменты, игры детей, размышления родителей об их будущем. Красавица-девочка Маша всегда становится маковкой в народной игре «Сеять мак»:

Голубчик! красавицу нашу

Весной в хороводе опять

Подхватят подруженьки Машу

И станут на ручках качать!

Жизнь Прокла и Дарьи, несмотря на необходимость тяжкого повседневного труда, складывалась хорошо, поэтому они мечтали о счастливой семье и для своего сына Гриши, не допускали мысли о том, что свадьба его будет нерадостной. Некрасов знал, что пышные обряды, изображавшиеся в свадебных обрядовых песнях, призваны затушевывать нищенскую жизнь крестьян и в большинстве своих произведений он развенчивал ритуал, переводил его в реалистический бытовой план, но своих героев Дарью и Прокла он не лишил светлых мечтаний:

Чу, бубенцы говорят!

Поезд вернулся назад,

Выйди навстречу проворно –

Пава-невеста, соколик-жених! –

Сыпь на них хлебные зерна,

Хмелем осыпь молодых!..

Настоящим народным плачем провожают родные Прокла в последний путь. Здесь фольклорная образность: «береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому», фольклорная структура: к Проклу обращаются: «Голубчик ты наш сизокрылый!», хвалят его за то, что был работником и хлебосолом, сравнивают с соколом, перечисляют горести, которые ждут их без него и, наконец, призывают его встать из гроба, обещают устроить пир в его честь. Все это обязательные элементы обрядового плача по покойнику. И разве можно еще более ярко выразить человеческое горе?

Следом за плачем мы видим, как везут покойника к могиле. Мать Прокла разговаривает с конем Савраской, как с человеком, членом семьи. Это тоже примета фольклорных песен, идущая опять-таки от самого уклада народной жизни. В крестьянской семье если и была лошадка, то одна, и заботились о ней не меньше, чем о детях, уважали ее, холили: она подмога, подспорье в любой работе.

Но поэт использует фольклор не только для достоверного воссоздания народной жизни, не только для иллюстрации, он и спорит с ним. Главный спор ведется на идейном уровне и отражается в эпизоде с Морозом-воеводой. Дарья ведет себя, как положено героине сказки: на вопросы Мороза она покорно отвечает, что ей тепло. Но Мороз-воевода оказывается вовсе не добрым сказочным Морозкой, который должен наделить женщину подарками за ее стойкость. Некрасов развенчивает сказку. Его Дарья не просто замерзает и в полузабытьи представляет себе Мороза, эта мистическая сила появляется, будто на самом деле, воплощая в себе всю несправедливость народной жизни, все тяготы, выпавшие на долю женщины и погубившие ее.

Так мы видим, что поэт широко использует фольклор, но не просто вставляя его элементы, а вплетая их в саму идейную структуру своего текста. Фольклор в его поэме органичен, он сообщает ей сам дух народной поэзии.