Выступление на заседании районной птг "причины трудностей обучения школьников в начальной школе". Что делать, если ребенка обижают одноклассники

Школьная пора – самое тяжелое время у детей. Появляется очень много проблем и забот, начиная от успеваемости и заканчивая неподходящей компанией для вашего ребенка. В этот период особое внимание нужно уделять подросткам переходного возраста и направлять их в нужное русло, показывая будущие и помогая определиться с профессией. Начинать заниматься нужно с начальной школы, чтобы потом ребенку не было странно, почему вдруг родители им сильно заинтересовались. Хотите, чтобы сын или дочь получали хорошие отметки? Проявляйте внимание и участие!

Будьте рядом

Похвалите!

Даже если у вашего ребенка что-то не получается, не позволяйте ему думать о себе плохо. Объясните ребенку, что уверенность в себе и стремление к знаниям важнее его отметок. Поощряйте даже маленькие победы, например, что вышел отвечать у доски или сделал в диктанте 2 ошибки. Все успехи начинаются с малых, главное, направлять ребенка на совершение этих побед и достижения сами начнут расти.

Правильная мотивация

Ребенок должен знать и осознавать к чему он стремится и для чего все изучает. Ставьте перед чадом для начала небольшие цели и мотивируйте его на их достижение. Например, нужно исправить «3» по физике, чтобы закончить год без «3». В течение школьного времени цели будут расти до поступления в университет. Ребенок будет знать, зачем ему получать хорошие отметки, и сам себя будет мотивировать этой целью.

Любимые науки

Надо понимать, что учиться по всем предметам на «5» дано не каждому ребенку. Определите, к каким предметам склонность у вашего школьника. Не надо от него требовать «5» по химии, если ребенок любит английский язык или литературу. К этим предметам и проявляйте наибольшее внимание. Возможно, именно эти дисциплины сформируют в вашем чаде сильную и уверенную в себе личность, помогут определиться с будущей профессией. Что касается остальных предметов, то просто следите, чтобы ребенок их не запускал.

Составьте распорядок дня и четко пропишите в нем время для выполнения домашнего задания:

1-3 класс - 1,5 часа;

4-8 класс - 2-2,5 часа;

9-11 класс - примерно 3,5 часа.

Ограничение времени заставит ребенка сосредоточиться и не тянуть с уроками до позднего вечера.

Если же все-таки возникли проблемы в школе, и вас вызвали к классному руководителю или даже к директору, то в первую очередь поговорите с ребенком! Попытайтесь выяснить, что произошло (драка, неуспеваемость и др.), поговорите о причинах такого поведения. Выслушайте сначала точку зрения «виновника» о случившимся. Плохая успеваемость? Узнайте причину ее снижения (трудная тема, большая загруженность или личная драма). Если вы будете знать, о чем пойдет речь, разговор получится намного разумнее и полезнее. Ваше чадо молчит, а вы и не догадываетесь, о чем пойдет речь? В этом случае продумайте вопросы к учителю, которые волнуют вас.

При встрече с преподавателем настройте разговор на дружелюбное начало. Поблагодарите педагога за готовность встретиться и обсудить проблему. Выразите сожаления, о случившимся инциденте. Если есть проблемы в семье, не скрывайте их, в этом случае педагогу будет проще скорректировать разговор с учеником, учитывая возможные проблемы.

Услышали неприятные вещи о сыне или дочери? Не грубите! Подождите, пока поток обвинений закончится, а затем вернитесь к исходной позиции и своей точки зрения.

В процессе беседы убедитесь, что ребенок действительно вел себя неподобающе. Убедите учителя, что такого больше не повторится. Если у ребенка проблемы с успеваемостью, попросите педагога помочь или посоветовать хорошего репетитора.

Если вам не удается найти общий язык с преподавателем и вы не согласны с его точкой зрения, можно поговорить с завучем или директором. Кроме вас вашего ребенка защищать никто не будет!

Проблемы с компанией ребенка

В детском возрасте неподходящие друзья появляются у робких ребятишек. Хулиганы привлекают к себе внимание уверенностью и напористостью. Чтобы повысить самооценку своему ребенку и сделать его более уверенным в себе, подберите подходящее занятие. Сына запишите на хоккей, а дочку – на танцы. Занимаясь в этих секциях, ребенок сможет найти новых друзей с общими интересами. А общение с трудными детьми само собой сойдет на нет.

С подростками все обстоит сложнее. В этом возрасте очень сильно развито чувство протеста. Когда ребенку что-либо запрещаешь, он будет еще больше к этому стремиться. Для начала определите, что конкретно не нравится вам в друге вашего чада.

Если друг вашего чада плохо воспитан, ругается матом, пытается обхитрить или выманить что-то у вашего ребенка нечестным путем, то первое возникшее чувство – «немедленно прекратить такую дружбу». НО не стоит торопиться. В благоприятной обстановке заведите с чадом разговор о его новом друге, поймите, что его привлекает в этом ребенке, как они проводят время. Если заметили в плохом поступке, приведите доказательства. Можно описать пример из своего детства и пояснить негативные последствия. Возможно, ребенок сделает правильные выводы.

Из неблагополучной семьи? Поймите сначала сами, что это значит? Вам хочется, чтобы ваш ребенок общался только с детьми из благополучных семей? Не спешите с выводами. Присмотритесь к другу вашего чада. Если по моральным качествам он заслуживает к себе внимание и доброе отношение, то не следует мешать детской дружбе, ведь и в идеальной семье может вырасти хам и подлец, а в неблагополучной – порядочный и умный человек.

Проводите как можно больше времени с вашими детьми – такой возможности больше не будет. Если в детском возрасте вы будете внимательны к ребенку, то он ответит взаимностью и никогда не забудет навестить вас, когда вырастет. Очень страшно упустить воспитательные моменты в школьные годы и не помочь ребенку в выборе правильного пути.

Причины трудностей обучения в начальной школе.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Мнение родителей часто сводится к следующему: особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования.

Учителя должны знать, что п ричины, по которым дети не успевают в начальной школе, чрезвычайно многообразны, плавно перетекают одна в другую, да еще и встречаются, как правило, не изолированно, а в совокупности. Учителей в первую очередь волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения. Очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.


Причины школьных трудностей очень условно можно разделить на биологические , социальные и эмоциональные .

Биологические:
1.
Часть детей приходит в первый класс, не достигнув уровня школьной зрелости .

Если, вопреки рекомендациям специалистов, такие дети все-таки попадают в первый класс раньше, чем достигнут уровня школьной зрелости, они просто обречены на отставание. Как правило, подержав таких детей еще год дома, внимательно занимаясь с ними, удается существенно снизить риск, а то и вовсе предотвратить их неуспеваемость в начальной школе.

2. Соматически ослабленные дети.

Их школьная зрелость несомненна, уровень интеллекта достаточно высок, календарный возраст соответствует обучению в первом классе, но они часто болеют и пропускают занятия, быстро устают и к третьему-четвертому уроку уже не способны ни на чем сосредоточиться, а следовательно, вторая половина школьного дня проходит для них впустую. Такие дети, разумеется, должны посещать школу, но нуждаются в специальном режиме и системе реабилитационно-закаливающих мероприятий.

3. Леворукостъ ребенка .

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой. Леворукость - не болезнь. Не из-за леворукости как таковой, а от того, что у этих детей есть неблагоприятные факторы в развитии, которые могут определять повышенную возбудимость, трудности концентрации внимания, более позднее созревание познавательных функций (речи, моторики, восприятия, мышления, памяти). Все эти особенности проявляются и у праворуких детей, имеющих факторы риска в развитии.

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих поблеем?

Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, недописывания, а осложняет ситуацию волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).

Итак, леворукость ни при чем, точно такие же проблемы могли бы при тех же условиях возникнуть и у праворукого ребенка.

4. Н еврологический диагноз .

Задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, гипер- или гиподинамический синдром, последствия ММД. Здесь все коррекционные и лечебные мероприятия производятся в тесном контакте с лечащим специалистом, а ребенку по мере возможности внушают уверенность в том, что его проблемы решаемы, а отставание - преодолимо. Как правило, так оно и есть.

Социальные и эмоциональные:
1.
Педагогическая запущенность ребенка .

Причем надо отметить, что вовсе не обязательно речь здесь идет об опустившихся родителях-алкоголиках или детях, выросших в наркоманских притонах (случается, к сожалению, и такое, но эти дети, как правило, вообще не посещают школу. Их судьба - наша общая боль и тревога, но сейчас мы говорим не о них.). Педагогически запущенные дети встречаются в совершенно нормальных, очень приличных и даже в очень обеспеченных семьях.
2.
Конфликт между педагогом и родителями.

3. Конфликты ребенка с одноклассниками.

4. Личный конфликт или просто непонимание между учителем и учеником .

Нарушения успеваемости, вызываемые перечисленными причинами, мы сегодня рассматривать не будем. Они могут выглядеть как угодно, от (якобы) снижения памяти ребенка до категорического отказа идти в школу. Каждый такой случай должен быть рассмотрен индивидуально с участием родителей, школьного психолога и педагога, который непосредственно учит ребенка.

Рассмотрим специфические расстройства развития школьных навыков (СРРШН), с которыми чаще всего мы встречаемся, т.к. эта группа расстройств проявляет себя специфической и значительной недостаточностью в обучении школьным навыкам. Хотя они часто наблюдается в сочетании с другими клиническими синдромами, такими как расстройство внимания или расстройство поведения или другими расстройствами развития, такими как расстройство развития моторных функций или специфические расстройства развития речи.

Среди расстройств группы СРРШН выделяют: 1. Дислексия - специфическое нарушение навыков чтения. Основной признак этого расстройства - специфическое и значительное нарушение в развитии навыков чтения, которое нельзя объяснить исключительно умственным возрастом, проблемами остроты зрения или неадекватного обучения в школе. Могут быть нарушены навыки понимания текста, техники чтения или выполнения заданий, требующих чтения. С трудностями в чтении часто сочетаются трудности в приобретении навыков правильного письма. При чтении наблюдаются: - медленный темп чтения; - пропуски, замены, искажения или дополнения слов или частей слова; - попытки начать чтение заново, длительные запинки или "потеря места" в тексте и неточности в выражениях; - перестановка слов в предложении или букв в словах. Может быть также недостаточность в понимании читаемого, выражающаяся: - в неспособности вспомнить факты из прочитанного; - в неспособности сделать заключение или выводы из сущности прочитанного; - в том, что для ответов на вопросы о прочитанной истории используются скорее общие знания, чем информация из конкретного рассказа. 2. Дисграфия - специфическое нарушение навыков письма. При этом расстройстве нарушается как способность устно произносить слова по буквам, так и писать слова правильно. Наблюдается замена букв, пропуск букв и слогов. Очень часто сочетается с нарушениями навыков чтения или следует за ними, то есть навыки чтения постепенно становятся удовлетворительными или даже хорошими, а в тетрадках по-прежнему "полный бардак". 3. Акалькулия - специфическое нарушение арифметических навыков. Здесь дефект касается основных вычислительных навыков сложения, вычитания, умножения и деления или решения задач. Трудности, которые отмечаются в этом случае, могут включать недостаточность в понимании понятий, лежащих в основе арифметических операций, отсутствие понимания математических терминов или знаков, нераспознавание числовых знаков, трудность в усвоении порядкового выстраивания чисел или в усвоении десятичных дробей или знаков во время вычислений, плохая пространственная организация арифметических вычислений. 4. Смешанное расстройство школьных навыков. Здесь отмечается сочетание действия двух или трех вышеописанных расстройств, часто сочетающееся с нарушениями внимания, памяти и низкой умственной работоспособностью.

Особенно часто специфические расстройства щкольных навыков наблюдается у детей с той или иной степенью выраженности гипердинамического синдрома.

Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике.

Другая категория детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Основные принципы помощи детям, имеющим трудности в обучении:

1) любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

2) для коррекции комплексных трудностей необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

3) помощь детям со школьными проблемами - это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

4) системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

5) организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Условия эффективной коррекции школьных трудностей

    ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей.

    ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи.

    ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.

    ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.

    ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.

Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.

Два аспекта значения технологии индивидуального образовательного маршрута:

1) учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;

2) оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных психологических ресурсов.

Этапы конструирования
индивидуальных образовательных маршрутов

1. Этап наблюдения

Цель этапа: выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении.

На этом этапе учитель проводит наблюдение за учебной деятельностью учащихся, попавших в группу неготовых или условно готовых к обучению в школе (диагностика по уровню готовности учащихся к обучению) или это младшие школьники, испытывающие трудности в обучении по результатам педагогических диагностик.

2. Диагностический этап

На данном этапе проводится ряд диагностик.

Цель данного этапа - выявление причин трудностей в обучении ребёнка.

Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника.

Анкеты, тесты

Критерии выявления гиперактивного ребёнка

Утверждение

Да

Нет

Высокая

двигательная

активность

Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

Ёрзает на месте.

Находится в постоянном движении.

Очень говорлив.

Спит намного меньше.

Дефицит активного

внимания

Непоследователен в поведении.

Имеет трудности в организации.

Имеет много незаконченных проектов.

Не слышит, когда к нему обращаются.

С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его.

Теряет вещи.

Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий.

Часто бывает забывчив.

Импульсивность

Не может регулировать свои действия.

Не умеет подчиняться правилам.

Отвечает до того, как его спросят.

Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях.

Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего.

Плохо сосредотачивает внимание.

Не может отложить вознаграждение.

Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребёнок, является гиперактивным.

Скорость действий у медлительных детей в 1,5-2 раза ниже обычной.

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилетки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.

Определение ведущей руки, глаза – поза Наполеона, скрещенные пальцы и др.

3. Этап построения

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин.

Таблица, составленная по информации из книги А.Ф. Ануфриева, С.Н. Костроминой «Как преодолеть трудности в обучении детей».

Типичные трудности в обучении младшего школьника: виды, причины, рекомендации

Виды трудностей

Возможные причины

В письменных работах пропускает буквы

1. Низкий уровень фонематического слуха

Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа

3.Несформированность приемов самоконтроля

Упражнения для развития самоконтроля

Неразвитость орфографической зоркости

2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроль, умение действовать по правилу)

3.Низкий уровень объема и распределения внимания

Упражнения для развития объема и распределения внимания

4.Низкий уровень развития кратковременной памяти

5. Слабое развитие фонематического слуха

Упражнения для развития звуко-буквенного анализа

Невнимателен и рассеян

1. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

2. Низкий уровень объема внимания

4. Преобладающая мотивация учения - игровая

Испытывает трудности при решении математических задач

1. Низкий уровень развития общего интеллекта

Необходимо дополнительное обследование у психоневролога

2. Слабое понимание грамматических конструкций

Упражнения для осмысления на основе слухового восприятия

3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков

Упражнения для развития умения ориентироваться на систему знаков

4. Низкий уровень образного мышления

Упражнения для развития образного внимания

Испытывает трудности при пересказывании текста

1. Несформированность умения планировать свои действия

Упражнения для развития умения планировать свои действия

2. Слабое развитие логического запоминания

Упражнения для развития логического запоминания

3. Низкий уровень речевого развития

Упражнения для развития речи

4. Низкий уровень развития образного мышления

Упражнения для развития образного мышления

5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации)

Упражнения для развития операций мышления

6. Заниженная самооценка

Неусидчив

1.Низвий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

2. Индивидуальные типологические особенности личности

Щадящий режим, учет при обучении индивидуальных особенностей

3. Низкий уровень развития волевой сферы

Упражнения для развития волевой сферы

Трудно понимает объяснения с первого раза (12,7%)

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

2. Слабая концентрация внимания

Упражнения для развития концентрации внимания

3. Низкий уровень развития восприятия

Упражнения для развития восприятия

Упражнения для развития произвольности

5. Низкий уровень развития общего интеллекта

Постоянная небрежность в тетрадях (11,5%)

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев руки

Упражнения для развития тонкой моторики руки

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

3. Недостаточный объем внимания

Упражнения для развития объема внимания

4. Низкий уровень развития кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Плохое знание таблицы сложения(умножения) (10,2)

1. Низкий уровень развития механической памяти

Упражнения для развития механической памяти

2.Низкий уровень развития долговременной памяти

Упражнения для развития долговременной памяти

3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы

Обследование психоневролога

4. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

5. Слабая концентрация внимания

Упражнения для развития концентрации внимания

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы (9,6%)

1. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Упражнения для развития произвольности

Постоянно забывает дома учебные принадлежности (9,5%)

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

Плохо списывает с доски (8,7%)

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Недостаточный объем внимания

Упражнения для развития объема внимания

5. Низкий уровень развития кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Домашнее задание выполняет качественно, а в классе справляется плохо (8,5%)

1. Низкая скорость протекания психических процессов

Учет при обучении индивидуально-типологических особенностей

2. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Упражнения для развития произвольности

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять (6,9%)

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Несформированность умения выполнять задание по устной инструкции взрослого

Упражнения для развития умения действовать по инструкции

4. Несформированность предпосылок учебной деятельности

Упражнения для развития приемов учебной деятельности

Постоянно переспрашивает учителя (6,4%)

1. Низкий уровень объема внимания

Упражнения для развития объема внимания

2. Слабая концентрация и устойчивость внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень переключения внимания

Упражнения для развития переключения внимания

4. Низкий уровень кратковременной памяти

Упражнения для развития кратковременной памяти

Упражнения для развития произвольности

6. Несформированность умения принять учебную задачу

Упражнения для формирования умения принимать учебную задачу

Плохо ориентируется в тетради (5,5%)

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве

Упражнения для развития внимания и ориентировки в пространстве

2. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук

Упражнения для развития мелкой моторики

Поднимает руку, а при ответе молчит (4,9%)

Стимуляция познавательной активности

2. Заниженная самооценка

Коррекция личностно-мотивационной сферы

Упражнения для развития произвольности

Опаздывает на уроки (4,8%)

1. Несформированность приемов самоконтроля

Упражнения для формирования приемов самоконтроля

2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития концентрации и устойчивости внимания

3. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Возможные трудности в семье

Изучение межличностных отношений в семье, работа с родителями

5. Причины вторичной выгоды

Коррекция межличностных отношений

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест (4,7%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

Стимуляция познавательной активности

2. Преобладание мотивации учения - игровая

Коррекция личностно-мотивационной сферы

3. Индивидуально-типологические особенности личности

Учет индивидуальных особенностей

4. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

Упражнения для развития устойчивости и концентрации внимания

5. Низкий уровень развития произвольности

Упражнения для развития произвольности

6. Несформированность приемов учебной деятельности

Испытывает страх перед опросом учителя (4,7%)

1. Заниженная самооценка

Коррекция личностно-мотивационной сферы

2. Возможные трудности в семье

Работа с родителями

3. Внутренне стрессовое состояние

4. Индивидуальные типологические особенности личности

Учет индивидуальных особенностей в учебной работе

При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует (2,6%)

1. Несформированность отношения к себе как к школьнику

2. Преобладающая мотивация учения - игровая

Стимуляция познавательной активности

3. Низкий уровень произвольности

Упражнения для развития произвольности

4. Несформированность приемов учебной деятельности

Упражнения для формирования приемов учебной деятельности

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время (1,0%)

1.Отсутствует учебная мотивация

Стимуляция познавательной активности

2.Несформированность отношения к себе как к школьнику

Коррекция личностной направленности

3. Заниженная самооценка

Снятие тревожных состояний через терапевтическое воздействие

4. Внутреннее стрессовое состояние

Необходимо дополнительное обследование психоневролога

5.Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР

Необходимо дополнительное обследование психоневролога

1. Введение

2. Понятие «Школьные трудности»

3. Причины школьных трудностей

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематическо­го обучения привело к росту числа детей, не способных без особого на­пряжения адаптироваться к учеб­ным нагрузкам. По данным Инсти­тута возрастной физиологии РАО трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников.

В качестве причин нарушения про­цесса адаптации и появления школь­ных проблем выделяют две группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

К экзогенным факторам принято относить социокультурные условия, в которых растет и развивается ре­бенок, экологические, внешнесредовые и педагогические факторы. Неблагоприятные социальные и экономические условия также являют­ся факторами, отрицательно влияю­щими на рост, развитие и здоровье ребенка.

Комплекс школьных факторов рис­ка (педагогических факторов) оказы­вает существенное влияние не только на успешность и эффективность про­цесса обучения, но и на рост, разви­тие и здоровье. К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

Стрессовая тактика педагогичес­ких воздействий;

Чрезмерная интенсификация учебного процесса;

Несоответствие методик и тех­нологий возрастным и функциональ­ным возможностям детей;

Нерациональная организация учебного процесса.

Сила отрицательного воздействия на организм ребенка школьных фак­торов риска определяется тем, что они действуют комплексно, система­тически и длительно (в течение 10-11 лет) в период интенсивного роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к любым воз­действиям.

К числу эндогенных факторов, как правило, относят: генетические влияния, нарушения в раннем пе­риоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зре­лости структурно-функциональных систем мозга и сформированности высших психических функций. В ряде случаев выделяются так на­зываемые «смешанные» факторы, сочетающие влияние и внешних, и внутренних факторов.

Особое значение в развитии школь­ных трудностей имеют уровень и осо­бенности психического развития ре­бенка, психологическая готовность к школе и т. п. Однако мы будем рас­сматривать эти вопросы только в тех случаях, когда этого требует изложе­ние материала.

Понятие «школьные трудности»

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школь­ных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом система­тического обучения и приводят к выраженному функциональному на­пряжению, отклонениям в состоя­нии здоровья, нарушению социаль­но-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

Следует разделять понятия «школьные трудности» и «неуспева­емость». Трудности обучения многих детей не приводят к неуспеваемости, наоборот, высокая успеваемость, осо­бенно на первом году обучения, до­стигается огромным напряжением и чрезвычайно высокой функцио­нальной ценой, а нередко и ценой здо­ровья. Сложность и в том, что имен­но эти дети не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов не сразу проявляется. Роди­тели же считают, что поводом ухуд­шения здоровья могут быть самые разные причины, но не школьные нагрузки, не перенапряжение, не ежед­невные микрострессы от неудач и недовольства взрослых. Неуспевае­мость - это, как правило, уже ре­зультат фактического снижения эффективности обучения и тех труд­ностей, которые вовремя не были выявлены, скомпенсированы, кото­рые не корригировались вообще или работа по коррекции проводилась неправильно. Результатом невнимания к школьным трудностям явля­ется, как правило, нарушение состо­яния здоровья и особенно нервно-психической сферы.

В школьной практике причинно-следственные связи часто просто ме­няются местами: корригируется не причина трудностей (она чаще все­го остается невыявленной), а пред­принимаются безуспешные попытки ликвидировать неудовлетворитель­ный результат обучения.

Вот простой, но достаточно пока­зательный пример. У первоклассни­ка - выраженное нарушение письма (буквы неровные, разнонаклонные, нарушена конфигурация, соотноше­ние элементов, отмечается зеркаль­ное выполнение некоторых букв, причем домашние работы, как пра­вило, выполнены лучше, чем клас­сные, диктанты практически не пишет, есть ошибки). Этот пример в качестве задачи для выбора коррекционных мер был предложен от­дельной группе учителей начальных классов и школьных психологов. По­давляющее большинство педагогов в качестве основной меры ликвидации трудностей предложили усиленную тренировку, упражнения, «может же, когда хочет» (домашние работы выполнены лучше). Психологи были солидарны - повысить мотивацию, «чтобы старался». Никто не обратил внимания на характеры нарушений, свидетельствующие о явномнаруше­нии зрительно-пространственного восприятия, требующего специаль­ной коррекции. Никто не поинтере­совался индивидуальным темпом де­ятельности ребенка и общим темпом деятельности на уроке. Анализ же показал, что именно это было глав­ной причиной, из-за которой ухуд­шилось качество классных работ, и практически не по силам был любой диктант: медленный темп, помно­женный на тревожность от ожидае­мой неудачи, всегда давал неудовлет­ворительный результат. Ситуация осложнялась и такой незначитель­ной на первый взгляд причиной - ребенок неправильно держал ручку. Это сковывало движения и в сочета­нии с трудностями зрительно-про­странственного восприятия приводи­ло к быстрому утомлению и резкому ухудшению качества письма.

Итак, нарушение письма - это следствие комплекса причин, лежа­щих в основе трудностей. На начальном этапе обучения эти трудности - еще не «неуспеваемость», но при от­сутствии адекватной помощи они действительно перерастают в неуспе­ваемость.

В научных исследованиях нет еди­ной концепции возникновения и раз­вития школьных трудностей, не существует и единых терминологи­ческих обозначений трудностей обу­чения и нарушений процессов пись­ма, чтения, счета и других видов учебной деятельности. Вероятно, это связано с тем, что происхождение, причины, механизмы и проявления трудностей обучения в начальной школе столь многообразны и комп­лексны, что порой не удается разде­лить их, выделить ведущие, опре­делить главные, четко разделить и дифференцировать трудности пись­ма, чтения, математики.

Причины школьных трудностей

В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и ана­лизируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетической предрасполо­женности до социальной депривации. Их нельзя считать ни до конца понятными, ни до конца изученны­ми, но их нельзя не знать, невозмож­но не учитывать при работе педагога с ребенком.

На разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения меняются факторы, занимающие ведущее ме­сто в структуре причин, вызывающих школьные проблемы. Так, в крити­ческие периоды (начало обучения, период полового созревания) наибо­лее значимыми являются физиоло­гические, психофизиологические, состояние здоровья. В остальные - более значимы психологические, со­циальные причины и т.п.

Особенности обучения в современной школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьные трудности

Как известно, письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причин, которые вызывают это, много. Взрослые чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

Особенности обучения в современной школе связаны со всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы. Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.

Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда. Некоторые очень быстро устают и, становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.

Школьные трудности леворуких детей

Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, – леворукие дети. Леворукие дети (как и праворукие) – разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это

В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих проблем? Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки. В результате формируется очень напряженный и очень медленный способ письма с неровными, неправильными буквами, больше похожими на каракули. Из-за постоянного напряжения и невозможности успеть за темпом работы в классе накапливаются и другие проблемы. К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, не дописывания, а это осложняет ситуацию: волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам. Естественно, это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания. А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется)

Школьные трудности медлительных детей

Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, не дописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников

Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения - совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие. Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

  1. Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  2. Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
  3. Постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
  1. Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
  2. Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
  3. Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
  4. Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
  5. Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение;
  6. Следите за правильным держанием ручки во время письма;
  7. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
  8. Будьте снисходительным к почерку.
  1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  1. Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  3. Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  4. Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  5. При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  6. Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  7. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  8. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  10. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Правила для родителей по организации помощи детям, имеющим «школьные трудности»

Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком. Они должны соблюдать основные правила:

  1. работать необходимо регулярно и ежедневно, а не по воскресеньям и на каникулах;
  2. необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  3. во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  4. начинать занятия следует с игровых упражнений;
  5. в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.

Примерно раз в неделю (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.

Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее). Отсутствие психологических трудностей влияния большого коллектива, регламентированного режима, значительных статических нагрузок, то есть всего комплекса школьных нагрузок, позволяет с большой пользой использовать довольно короткое время лишь для учебных занятий, а индивидуальная работа дает возможность учесть все особенности ребенка. Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые.


  • . Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение средняя Образовательная школа.№ 2
  • Цель: формирование у родителей представлений о причинах возникновения школьных трудностей обучения в начальной школе
  • Задачи:
  • 1.Познакомить родителей с причинами возникновения трудностей при обучении детей письму и чтению в начальной школе.
  • 2.Проанализировать школьные трудности у леворуких, медлительных и гиперактивных учеников.
  • 3.Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
  • Понятие «Школьные трудности»
  • Условия эффективного формирования навыков письма и чтения у обучающихся 1 класса
  • Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление. Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи.
  • От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
  • Виды помощи:
  • помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их;
  • системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры не специфической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций;
  • И, самое главное, - организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении.
  • Это системная работа и системное взаимодействие педагога и родителей.
  • Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.
  • Анализ школьных трудностей у леворуких детей
  • Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость.
  • Дети с генетически закрепленной леворукостью могут ничем особенным не отличаться от своих сверстников. А вот ребята с «компенсаторным» вариантом чаще всего требуют повышенного внимания родителей.
  • Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
  • В чём причина проблем леворуких детей и насколько велико значение леворукости в возникновении этих проблем?
  • Первое, на что следует обратить внимание: неправильный (очень напряженный и неэффективный) способ держания ручки.
  • К трудностям чисто технического навыка письма быстро прибавляются пропуски, замены, не дописывания, а это осложняет ситуацию: волнение, тревожность, страх неудачи, негативное отношение окружающих взрослых к леворукости – все то, что ребенок не в силах изменить сам.
  • Это приводит к ухудшению психического здоровья, что, в свою очередь, становится причиной резкого снижения работоспособности, повышенной утомляемости, нарушению концентрации внимания.
  • А результат – ухудшение почерка, ошибки, пропуски, недописывания, проблемы на контрольных (не успевает, плюс волнуется, плюс быстро утомляется).
  • Особенности учебной деятельности медлительных детей
  • Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
  • Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
  • Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке.
  • Продленка – не для медлительных детей.
  • Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению гиперактивных учеников
  • Трудности обучения наиболее часто отмечаются и у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети.
  • Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней нарушения поведения - совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками.
  • Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме и чтении. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
  • Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
  • Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий.
  • В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий леворукими детьми
  • 3. Нельзя укорять за неудачи и заставлять часами «тренироваться»;
  • 4. Не используйте в речи слова типа «опять грязно», «какие корявые буквы» и т.п.
  • 5. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 6. Требуйте от ребенка не спешить при выполнении письменных заданий или чтении;
  • 7. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 8. Перед выполнением домашнего задания поиграйте в пальчиковую игру;
  • 9. Домашнее задание можно выполнять под тихую классическую мелодию, что поможет ребенку снять напряжение;
  • 10. Следите за правильным держанием ручки во время письма;
  • 11. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня;
  • 12. Будьте снисходительным к почерку.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми
  • 1. Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2. Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3. Будьте сдержанным со своим ребенком;
  • 4. Не требуйте от ребенка быстрого темпа выполнения задания, как при письме, так и при чтении;
  • 5. Предъявляйте информацию ребенку в том темпе, который ему присущ;
  • 6. Не используйте в речи слова типа «Быстрее», «Не делай мне назло» и т.п.
  • 7. Чаще используйте в речи слова типа «Не спеши, работай спокойно»;
  • 8. Не показывайте ребенку свое раздражение за его медленный темп работы, проявляйте такт и терпение;
  • 9. Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10. Не наказывайте за медленный темп работы;
  • 11. Чаще проводите динамические паузы, на которых поиграйте в подвижную игру или игру на развитие общей моторики;
  • 12. Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 13. Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
  • 1.Создайте ситуацию комфорта и успешности;
  • 2.Не создавайте эмоциональных проблем;
  • 3.Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех;
  • 4.Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...»;
  • 5.При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради;
  • 6.Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной;
  • 7.Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен;
  • 8.Домашние задания выполняйте в определенное время, соблюдая режим дня, эффективно организовывая деятельность;
  • 9.Поощряйте любой успех ребенка, даже самый малый;
  • 10.Детально планируйте вместе с ребенком выполнение любого задания.
  • Результаты работы родителей с детьми, имеющими трудности обучения, при систематичной и целенаправленной коррекции могут быть очень эффективны. Главные условия – наличие времени, терпение и вера в успех. Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем над выполнением домашних заданий (что чаще всего бывает). Родители должны знать, как нужно организовать занятия, как взаимодействовать с ребенком.
  • Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
  • Правила для родителей по организации помощи детям,
  • имеющим «школьные трудности»
  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
    • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 20 минут (в начальной школе – с 10–15 минут);
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15-20 минут обязательно должны быть паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю
  • (в 10 дней) родители должны встречаться с учителем и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Работа родителей с ребенком, имеющим школьные проблемы, особенно эффективна в тех случаях, когда он вынужден какое-то время не ходить в школу (например, из-за болезни или после нее).
  • Помощь при школьных трудностях эффективна лишь в том случае, если школьные успехи не будут достигнуты ценой чрезмерного напряжения и ухудшения состояния здоровья, поэтому рекомендуется не реже двух раз в год проводить консультативное обследование ребенка у врача педиатра или психоневролога (особенно в тех случаях, когда отмечены неврозоподобные или невротические расстройства).
  • Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения в начальной школе – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.
  • Успех этой работы во многом зависит от того, сможет ли ребенок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.
  • Желаю успехов!