«Сестре Шуре» Сергей Есенин
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде —
Повторяешь ты юность мою.Ты — мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю — багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
Тихо воет покинутый пес.Но и все ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок,
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.
Анализ стихотворения Есенина «Я красивых таких не видел…»
Выросший в большой семье, жившей по нормам традиционного деревенского уклада, автор отразил в своих творениях образы близких родственников: деда, бабки, матери. Особая нежность и трогательная забота отличают чувства поэта к младшей сестре Шуре. Одной из причин деликатного и несколько покровительственного отношения стала солидная разница в возрасте между ними - более 15 лет. Александра была частым адресатом есенинских лирических посланий. Ей посвящены четыре стихотворных текста, датированные началом осени 1925 г.
Произведение открывается простодушным признанием: субъекта речи восхищает юная прелесть адресата, в которой он видит отражение собственной молодости. Полудетская красота сестры - источник вдохновения, и эта мысль выражена при помощи оригинальной метафоры «васильковое слово». Присутствие близкого человека успокаивает, а звуки песен, знакомых с малых лет, обладают исцеляющей силой.
В художественном тексте сильно диалогическое начало: обращения соседствуют с риторическими вопросами. Герой заинтересованно расспрашивает родственницу о деревенском житье. Новоиспеченного горожанина, стосковавшегося по малой родине, интересует все, что касается домашних дел: корова-кормилица, материнские песни, поредевшая рябина под окном.
Следующий эпизод представляет родной пейзаж, возникший в воображении лирического «я». Белый цвет и оттенки багряно-красного определяют колорит картины осеннего увядания, которую дополняет оригинальная метафора листопада, уподобленного метели. Природная зарисовка завершается пронзительным образом. В эпизоде, изображающем тихий вой «покинутого пса», мотив тоски достигает кульминационной силы. Скорбными нотами наполнен смысл другого тропа - сравнения с погибшей невестой. Пейзаж, в атмосфере которого господствуют запустение и печаль, несет философское значение: герой прощается не только с собственным прошлым, но и с патриархальной деревней - дорогой сердцу, но обреченной на исчезновение.
Финальная часть смещает акценты лирического переживания: несмотря на щемящую горечь расставания, герой убежден, что ему и сестре «возвращаться не надо», а следует продолжать собственный путь. Текст завершает изображение яркой вещной детали - деревенского платка, символизирующего вечную связь с малой родиной и сложный комплекс чувств, где перемешаны радость и печаль.
О таланте и силе поэзии Сергея Есенина написано немало. Но как бессмертные стихи поэта-имажениста не перестают радовать нас, читателей, и затрагивать за то живое, вечное, что существует внутри нас, так и мы не перестаем писать и восхищаться их красотой и глубиной. Особенно трогают его стихи родным. Читать стих «Я красивых таких не видел» Есенина можно на нашем сайте.
Не стоит излагать своими словами текст «Я красивых таких не видел», поскольку поэзию невозможно пересказать, да и не нужно. Это тонкий мир образов. В наших силах лишь увидеть и почувствовать, что хотел сказать автор.
В стихотворении «Я красивых таких не видел» Есенин делится своими сокровенными мыслями и чувствами. Он тоскует по родной сестре, которая олицетворяет собой и беззаботную юность в родной деревне, и неяркую, простую, но понятную и самую дорогую Родину. С одной стороны, они все: и сестра в красиво рязанском платке, и еще не ушедшая юность, и та деревня, и тот старый дом с «отгоревшей рябиной» под белым окном – совсем рядом. А с другой - они уже далеко. Возвратиться к ним невозможно, не нужно, о них воет «покинутый пёс». И всё-таки воспоминания о прошлом помогают поэту. Они – это его прибежище от той городской жизни, которая мучительным образом довлела над ним.
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде -
Повторяешь ты юность мою.
Ты мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Запоешь ты, а мне любимо,
Исцеляй меня детским сном.
Отгорела ли наша рябина,
Осыпаясь под белым окном?
Что поет теперь мать за куделью?
Я навеки покинул село,
Только знаю - багряной метелью
Нам листвы на крыльцо намело.
Знаю то, что о нас с тобой вместе
Вместо ласки и вместо слез
У ворот, как о сгибшей невесте,
Тихо воет покинутый пес.
Но и все ж возвращаться не надо,
Потому и достался не в срок,
Как любовь, как печаль и отрада,
Твой красивый рязанский платок.