Югославия - история, распад, война. На какие государства распалась югославия, или славяне помнят

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) образовалась в 1945 году в результате победы Советского Союза над фашистской Германией. Большой вклад в это на своей земле совершили партизаны многих национальностей, народов, позднее вошедших в состав нового государства. Стоит напомнить, что беспощадная к фашистам освободительная армия под руководством единственного маршала (1943 г.) Иосипа Броз Тито, бессменного лидера Югославии до смерти в 1980 году, кардинально отличалась от французского Сопротивления, значимость которого сильно преувеличена, в том числе для того, чтобы вкусно кормившая, всячески ублажавшая немецких оккупантов Франция по окончании Второй мировой вдруг чудесным, непостижимым образом вошла в тесный круг стран-победителей, став постоянным членом Совета Безопасности ООН с правом вето (!) наравне со странами антигитлеровской коалиции – , Великобританией, США, действительно, серьезно, тяжело воевавшим с Японской империей, Китаем. На какие государства распалась Югославия? Часть ответов на этот непростой вопрос можно найти, если вспомнить, как она создавалась.

Слова из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» в полной мере отражают, что представляла из себя социалистическая Югославия, созданная, направляемая и «мудро» руководимая коммунистической партией страны.

Слишком разными были народы, национальности, вошедшие в ее состав, – сербы, родственные им черногорцы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, албанцы, а также словаки, венгры, румыны, турки. Одни были православными христианами, другие – католиками, третьи исповедовали ислам, четвертые не верили ни во что и ни в кого. Для большинства родным языком была кириллица, а для остальных – латиница.

В состав СФРЮ входили шесть социалистических республик:

  • Сербия. Лидер объединенной Югославии, в том числе потому, что 40% населения нового государства составляли этнические сербы. Другим членам Федерации к концу существования страны в 1991 году, это уже очень сильно не нравилось. В стране начались конфликты и распри по любому, хоть немного значимому поводу.
  • Хорватия.
  • Словения.
  • Черногория.
  • Македония.
  • Босния и Герцеговина.
  • А также два автономных края – Косово и Воеводина, где в первом, в основном, проживали албанцы, а во втором – венгры.

За годы существования Югославии (1945–1991 гг.) ее население выросло с 15,77 до 23,53 млн человек. Надо сказать, что этническая, религиозная рознь стала одной из главных причин распада единой страны на отдельные, независимые государства. Наглядный пример: в основном, только дети от смешанных браков, что составляли на 1981 год 5,4% от всего населения СФРЮ, официально признавали, определяли себя как югославы, в отличие от остальных 94,6% граждан.

Долгие годы СФРЮ была наравне с ГДР лидером социалистической части Европы, часто называемой Восточной, как географически, так и в переносном смысле, противопоставляемой Западной во главе с ФРГ, другими сателлитами США. Экономика, уровень жизни в Югославии и ГДР выгодно отличались от большинства стран, входивших в социалистический «Евросоюз», объединяемый в составе Совета экономической взаимопомощи и военного Варшавского договора. Армия Югославии была хорошо вооруженной, обученной грозной силой, максимально достигавшей в годы существования страны 600 тыс. солдат и офицеров.

Общий экономический, идеологический упадок, позднее названный застоем, поразивший Советский Союз и другие страны социалистического лагеря, не могли обойти Югославию стороной. Все удерживаемые под спудом жесткого государства проблемы (межэтнические, экономические, идеологические) вырвались на волю в 1990 году, когда к власти в результате проведения местных выборов по всей стране пришли националисты. Центробежные силы, разрушающие государственные, идеологические устои, успешно подогреваемые Западом, стали стремительно набирать обороты.

Это многонациональное, многоконфессиональное государство (православные, католики, мусульмане) не смогло удержаться от распада в 1991 году. Впрочем, к огромному сожалению, одновременно со «старшим братом» – Советским Союзом. Сбылись самые смелые, такие долгожданные чаяния врагов славянского мира. К счастью, участь СФРЮ не постигла РСФСР, из которой возродилась современная Россия, достойная преемница мощи СССР и Российской империи.

Из одной СФРЮ вначале получилось шесть независимых государств:

С выходом в начале 2006 года Черногории из состава Малой Югославии, союзного государства – наследницы, последнего территориального остатка СФРЮ, бывшая Югославия окончательно прекратила свое существование.

Позднее в 2008 году, после растянувшегося на годы вооруженного конфликта между сербами и этническими албанцами, отделилось Косово, бывшее автономным краем в составе Сербии. Это стало во многом возможным в результате наглого, беспринципного давления на Сербию, начиная с 1999 года во время войны в Косово, сопровождавшейся «высокоточными» бомбардировками Югославии, включая Белград, со стороны НАТО во главе с США, первыми признавшими абсолютно не легитимно созданное государственное образование наравне с чрезвычайно демократическим, но двуличным Евросоюзом.

Этот пример, как и ситуация с вооруженным профашистским захватом власти на Украине, инспирированным , дружное непризнание Крыма в составе Российской Федерации, введение экономических санкций против нашей страны четко показали остальному миру, как удобно быть, во всех смыслах, толерантным «общим» европейцем или североамериканцем, с внешне настраиваемым, избирательным мировоззрением.

Ответ на вопрос "На какие государства распалась Югославия?" прост и сложен одновременно. Ведь за ним стоят судьбы миллионов братьев-славян, которым Россия, раздираемая собственными проблемами, не смогла помочь в свое время.

Сербы и россияне в период распада СФРЮ и СССР: так ли случайны несовпадения?

История распада Югославии актуальна тем, что трактуется лишь политологами, а не экономистами-инвесторами , мало того, господствующей стала лишь одна, про-западная трактовка событий, обвиняющая во всех бедах и проблемах СФРЮ исключительно сербов, возлагающая на них всю политическую и уголовную ответственность за развал Югославии, за многочисленные преступления и кровавые зверства, сопутствовавшие этой драме, в т.ч. за разрушения и потери инвесторов в этой стране. Для западноевропейских политиков и простых граждан они давно стали воплощением зла, настоящими преступниками и неисправимыми негодяями. А потому в тюрьме Международного трибунала по бывшей Югославии в Гааге в качестве главных военных преступников той трагедии оказались в основном сербы - Слободан Милошевич, Радован Караджич, Ратко Младич и др. (все они в западной прессе тут же объявлялись очередным «Сербским Мясником»). В нынешнем году исполняется 20 лет не только с момента распада , но и Югославии. Распад государства - это форс-мажор для инвесторов. Какие уроки можно извлечь из 20-летней истории, чтобы не повторить чужие ошибки при инвестициях в ту или иную страну, которая вдруг будет втянута в гражданскую войну, а затем распадется?

Только совсем недавно начали раздаваться призывы (к примеру, Тэд Гален Карпентер в статье «Хватит демонизировать сербов», опубликованной в весьма влиятельном американском журнале "The National Interest") уйти от упрощенной мифологии тех драматических событий, обеспечить сбалансированный подход к освещению гражданской войны в бывшей Югославии и т.д., чтобы через 20 лет спокойно разобраться и извлечь уроки.

Действительно, зачем сегодня нужны мифы, когда страна уже стерта с лица земли, в том числе и натовскими бомбардировками . А если серьезно то, как пояснили эксперты Академии и биржевой торговли Masterforex-V, тогдашнему, мягко говоря, негибкому поведению сербов и их руководства можно найти вполне рациональные объяснения. Заметьте, не оправдание, а объяснение. Лучше всего провести этот анализ на сопоставлении их действий с поведением русских и руководства РСФСР, избежавших кровавого сценария при распаде СССР. Тем более, что в те времена только ленивый не проводил подобные параллели и не ставил сербам в пример . Начнем с констатации очевидного: действия этих двух народов в те драматические для судеб СФРЮ и СССР дни существенно различались, но дело, разумеется, не в «хороших русских» и «плохих сербах», а в существенных исторических, географических, демографических, экономических, внешнеполитических различиях двух народов.

Чем распад СФРЮ отличается от развала СССР? "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"

Главное отличие заключается в том, что в СССР в большинстве случаев отсутствовали глобальные национальные противоречия , вызываемые «наследием крови» во взаимоотношениях между народами. Конечно, и в СССР было всякое (как, впрочем, в большинстве многонациональных государств) - чего стоят хотя бы те же сталинские массовые депортации 1944 года (2,7 миллионов человек - карачаевцы, немцы, чеченцы, ингуши, калмыки, крымские татары, болгары, немцы и др.). Были застарелые антагонизмы, годами, десятилетиями накапливались обиды и недоразумения, но все же в СССР народы достаточно мирно уживались друг с другом. Так, по данным КГБ, за 1957-1986 годы из 24 конфликтов, произошедших на территории СССР, только 5 (по другим данным, 12) носили этнический характер. Заметьте, это за 30 лет. Волна национально-этнических конфликтов началась с перестройкой.

Существование же Югославии было буквально отягощено недоброй исторической памятью. Подобное наследие прошлого можно объяснить несколькими факторами:

- географический. Балканы - это ворота Европы или, если хотите, мост между Западом и Востоком, Европой, Азией и Африкой;

- цивилизационный. Именно через Балканы наступал на Европу ислам, именно здесь он и был остановлен. Из-за этого в бывшей Югославии причудливым образом переплелись народы, культуры, религии, традиции, в общем, возник уникальный исторический стык трех цивилизаций - католической, православной и исламской;

- исторический. Долгие столетия разные части Югославии входили в состав разных же государств - Византии, Османской империи, Австро-Венгрии, Болгарии, Греции, то есть на протяжении многих веков ее народы жили раздельно, не имея почти ничего общего между собой. Не случайно же термин «балканизация» стал синонимом многократной перекройки территории: их постоянно кто-то захватывал, присоединял, отсоединял и делил. В общем, за плечами народов бывшей Югославии было целое тысячелетие совершенно иного исторического опыта. Пожалуй, только здесь могла родиться поговорка: «Лучший друг - это сосед моего соседа».

Когда же в 1918 году по воле победившей в войне Антанты вокруг Сербии объединили «осколки» разбитой Австро-Венгрии и создали новое государство - Королевство сербов, хорватов, словенцев (с 1929 года - Югославия), ее правящей династией стала сербская династия Карагеоргиевичей. Практически до II мировой войны страна была унитарной, централизованной (губернаторы, полиция, командные посты в армии в основном занимали сербы), в ней жестко подавлялся любой сепаратизм, прежде всего, хорватский.

Во II мировой войне хорватские усташи («восставшие» - хорватские националисты) отыгрались на сербах более чем сполна. В образованном в 1941 году вассальном «независимом» хорватском государстве они быстро объявили всех «граждан-неарийцев» - сербов, цыган, евреев (хорваты, разумеется, были приравнены к арийцам) вне закона, в целях «защиты арийской крови и чести хорватского народа» запретили межнациональные браки, под запрет попала кириллица, строили концлагеря, расстреливали, заживо сжигали, зарывали живьем в землю и резали на части сербов. Усташи даже изобрели специальный нож для вспарывания горла, который называли «серборезом». Даже немцев и итальянцев, оккупировавших Югославию, смущала подобная нечеловеческая жестокость усташей. Естественно, все это вызвало ответную волну среди сербов, так возникли знаменитые чётники - участники националистического партизанского движения. Вскоре II мировая война в Югославии приобрела черты национально-религиозной: католиков, православных и мусульман, чётников, усташей и мусульманских дивизий СС. Это трудно представить, но из 1 миллиона 700 тысяч погибших тогда югославов подавляющее большинство было убито не оккупантами, а соотечественниками (на полях сражений погибло 305 тыс. чел.). Есть показательный исторический анекдот. Когда у бывшего короля Югославии спросили, как он относится к Броз Тито, тот ответил, что очень ему сочувствует: «Я один знаю, как руководить всеми этими народами, которые ненавидят друг друга». Тито после войны запретил даже упоминать слова «чётники», «усташи», но все это память сохранила, стимулировав в 1991 году этническую ненависть.

Нужно ли об этом знать инвесторам? Да, чтобы понимать то о чем не рассказывают новостные СМИ и инвестиционные фонды, предлагающие инвесторам разместить свои капиталы в таком взрывоопасном регионе, где память и месть передаются веками от поколения к поколению.

Почему для сербов распад Югославии болезненнее, чем для россиян конец СССР? «Болячка мала, да болезнь велика»


Для сербов распад Югославии оказался более болезненным, чем для россиян. Дело в том, что у россиян и после распада СССР оставалось достаточно жизненного пространства:

- в РСФСР проживало почти 50% населения СССР ;

- Россия и без 14-ти остальных союзных республик осталась 1-й в мире по территории (76% площади СССР);

- имела колоссальные природные ресурсы. На долю РСФСР приходилось около 2/3 электроэнергии всего СССР, свыше 4/5 добычи нефти, около 2/5 - газа, более 1/2 - угля, свыше 9/10 - древесины и т.д. Не будем утомлять нашего читателя продолжением этого перечня;

- доминирующее экономическое положение в СССР. Россия обладала 60% национального богатства, производила более 66% промышленной и свыше 46% сельхозпродукции Советского Союза. Обратим внимание на самодостаточность российской экономики, почти все отрасли промышленности (кроме текстильной) развивались на местной ресурсной базе.

Сербские же возможности после распада Югославии существенно сузились, они де факто перестали быть "великой нацией", имеющей государство с которым считалась и Европа и мир :

- этничность. Этнические пропорции в СФРЮ были иными, чем в СССР. Так, сербы составляли 38% населения страны, а если еще учесть, что Сербия является одним из наиболее пестрых по этническому составу государств на Балканах (в Воеводине несербское меньшинство - венгры, хорваты, словаки, румыны и пр. - составляет почти половину населения, около 90% населения Косово является албанским), то эти пропорции становятся просто критическими;

- территория. Территория Сербии лишь на треть превышала по размерам Хорватию или Боснию и Герцеговину;

- экономика. Экономический потенциал Сербии в Югославии был значительно скромнее российского в СССР. Наиболее индустриально развитой в СФРЮ была Словения, вслед за ней шла Хорватия. Сербия же давала около 2/5 национального дохода и 1/3 промышленной продукции Югославии. Да чего там, достаточно сказать, что у сербов после провозглашения независимости Черногорией просто не осталось выхода к Адриатике;

- сербы оказались самым «разбросанным» народом в Югославии , 1/3 всех этнических сербов тогда проживала за пределами Сербии (впрочем, за пределами РСФСР оказалось 25 миллионов русских). Дело в том, что Броз Тито, сын хорвата и словенки (кстати, для него самого его этническое происхождение не имело никакого значения, он чувствовал себя вождем всех народов Югославии, но для сербов это было чувствительным), жестко расправлялся с любым национализмом. Наиболее опасным для единства страны он считал национализм доминирующей нации, то есть сербский (как- никак, но наибольший этнос, самая крупная республика, столица страны находилась в сербском Белграде), поэтому последовательно проводил в жизнь принцип «слабая Сербия - сильная Югославия». В связи с этим при создании югославской федерации некоторые сербские земли отошли к другим республикам, ей единственной буквально навязали 2 автономных края - Воеводина и Косово (при этом почему-то не создали албанскую автономию в Черногории или Македонии, где албанцев было тоже достаточно), позже их фактически приравняли к союзным республикам, то есть вывели их за рамки Сербии и т.д.

Отсюда, когда стало ясно, что распада Югославии не миновать, сербское руководство попыталось воплотить в жизнь проект «Великой Сербии» - все сербы должны жить в одном государстве. Слободан Милошевич легко распрощался со Словенией и Македонией, где сербского населения и сербских земель практически не было, но отпускать Хорватию, Боснию и Герцеговину и Косово, где было немало сербов, не захотел.

В чем разница между российской и сербской элитой? "Не у всякого болезнь - к смерти"

Буквально бросается в глаза разное поведение политических классов Сербии и РСФСР при развале союзных государств. Объясняется это тем, что российская элита достаточно много приобретала с распадом СССР, а сербская столько же теряла.

Проблема заключалась в том, что самая крупная советская республика в силу именно этого была практически начисто лишена экономической и политической самостоятельности , в РСФСР были наименее развитые республиканские госинституты: она единственная до 1990 года не имела своей Компартии, КГБ, Академии Наук, Совмин РСФСР управлял только 7% экономических ресурсов, остальные находились в союзном управлении, только ее территория уменьшалась в пользу соседних союзных республик (за время существования СССР она уменьшилась примерно на треть). Отсюда, кстати, и знаменитое «Ленинградское дело» конца 1940-х - начала 1950-х годов, тогда ленинградское руководство обвинили, в том числе, в попытке перенести столицу РСФСР в Ленинград, желании создать Компартию РСФСР, то есть в формировании параллельного центра власти в стране. Для нашего же рассказа все это означало, что РСФСР не имела своей этнической элиты. Правящее же сословие в СССР было полиэтничным, интернациональным, надреспубликанским. Это была целиком и полностью советская политическая элита. Российский же правящий класс возникнет в конце перестройки, а появившись, естественно, станет рассматривать национальные движения в других советских республиках как своих союзников в борьбе с центром и Михаилом Горбачевым. К примеру, в мемуарной литературе можно прочитать о якобы существовавшей договоренности между Борисом Ельциным и председателем Верховного Совета Литвы Витаутасом Ландсбергисом о том, что в обмен на поддержку последний максимально обострит взаимоотношения Литвы с Кремлем и не пойдет на серьезные переговоры с Горбачевым. Отсюда, в том числе, благожелательное отношение Ельцина, российского руководства к провозглашению республиками своей государственности. Как известно, Ельцин уже 24 августа 1991 года в обход полномочий президента СССР Горбачева, заявит о признании независимости прибалтийских стран.

Сербия же в Югославии обладала, как и все остальные республики, собственной элитой (к примеру, существовал Союз коммунистов Сербии, Сербская академия наук и искусств), занимавшей к тому же в стране центральное положение, поэтому она многое теряла с распадом СФРЮ. В том числе и поэтому она активно сопротивлялась разрушению федерации.

К тому же в СССР представители республик в Беловежской Пуще 8 декабря 1991 года договорились, пусть и в общих чертах, о границах национальных меньшинств , что однозначно сняло остроту со многих проблем, которые стали причиной кровопролитных конфликтов в Югославии. А что было в СФРЮ? Было одностороннее и бескомпромиссное провозглашение независимости этнократическим руководством Словении и Хорватии, без малейших попыток наладить сотрудничество между бывшими республиками СФРЮ по типу СНГ. А распад без предварительной договоренности, как известно, чреват тяжелыми конфликтами и нескончаемыми войнами.

Поведение сербских общин в национальных республиках при распаде СФРЮ. "Не спрашивай у больного здоровья"

Серьезно отличалось поведение сербов в Хорватии , Боснии и Герцеговине, Косово и русских в республиках СССР . Как уже отмечалось, в Советском Союзе в течение долгих десятилетий не было серьезных этнических столкновений в республиках, где проживали русские, поэтому они в своей основной массе поддержали независимость республик. Хотя скептики полагают, что русские, проживавшие за пределами РСФСР, просто прекрасно понимали, что не будут поддержаны ельциновской Россией.

В Югославии же все было по-другому. Сербы в Боснии и Герцеговине, Хорватии создали свои автономии
, а сербское руководство активно помогало боснийским и хорватским сербам. Возьмем Хорватию. Хорватское руководство, опасаясь своих сербов, не придумало ничего лучшего, как отказать им даже в культурной автономии, началась кампания по проверке сербов на лояльность новой республике, за этим последовали их массовые увольнения из государственных учреждений, обвинения во всех смертных грехах, обыски и избиения. Сегодня, кстати, уже многие признают, что хорваты открыто дискриминировали сербов, откровенно желая выжить их из республики. В общем, когда в Хорватии в 1991 году решили провести референдум о независимости, местные сербы его бойкотировали, в анклаве Сербская Краина (1/4 территории Хорватии) провозгласили свою республику, заявили об отделении от Хорватии и присоединении к Сербии. Летом 1991 года начнется полномасштабная война, жертвами которой с обеих сторон станет более 26 тысяч человек. В 1995 году хорваты таки раздавили Сербскую Краину, выгнав почти 250 тысяч сербов. Так Хорватия решила свою историческую задачу - очистить страну от сербов.

Аналогичная ситуация с Хорватией была в Боснии и Герцеговине. После того как местная сербская община (1/3 населения) не пожелала подчиняться мусульманской власти в Сараево, взявшей курс на выход из Югославии, бойкотировала референдум о независимости (1992) и провозгласила создание Республики Сербской как составной части Югославии, началась кровавая война, которая унесла жизни 100 тысяч человек.

В Косово, к тому времени албанизированному на 90% , уже сербы, откликаясь на массовые беспорядки албанцев, в 1991 году лишили его статуса автономного края (заменили автономным округом, впрочем, таковой же была и судьба Воеводины), запретили использовать албанский язык в официальных документах, арестовали руководство Косово и пр. Через время, в 1998 году Освободительная Армия Косово начнет охоту на сербов. А с другой стороны, как должна была реагировать центральная власть на односторонние декларации о независимости своих составных частей? Неужели у нее нет права на защиту своей территориальной целостности? Помнится «блистательная» война Британии с Аргентиной (1982 год) за Фолклендские острова, крошечный архипелаг овцеводов, находящийся от Великобритании на расстоянии 1/3 земного шара, на котором из живых существ тогда постоянно проживало около 2 тысяч человек, 750 тысяч овец и несколько миллионов пингвинов. Но когда на острове высадились аргентинцы, Тэтчер начала войну за это гнилое болото и дикое пастбище. Хорхе Луис Борхес назовет ее дракой двух лысых из-за расчески. Погибнет около тысячи человек с обеих сторон, но Тэтчер не пойдет ни на какие уступки, а победу в Лондоне встретят бурными патриотическими рукоплесканиями и распеваниями на улицах «Правь, Британия».

Вывод для инвесторов: "Что позволено Юпитеру, не позволено быку" , - говорили древние. Одинаковая логика поведения разных "по весу" и влиянию в мире государств, приводит к диаметрально противоположным последствиям для инвесторов этих стран.

Вмешательство третьих сил в распад СФРЮ и СССР. "Других лечить беремся, а сами больны"

Пришло время поговорить о вмешательстве в югославский конфликт извне. Это еще одно несовпадение в истории распада СССР и СФРЮ. В Советском Союзе не было и не могло быть прямого военного вмешательства зарубежных стран.

Во-первых , никто не рискнет без приглашения полезть в страну с 30 тысячами ядерных боеголовок. А главное, зачем? Как известно, после подписания Беловежского соглашения о роспуске СССР Ельцин первым делом позвонил президенту США Дж. Бушу. Как рассказывал на пресс-конференции тогдашний министр иностранных дел РСФСР Андрей Козырев, в ответ были «положительные высказывания из госдепартамента... Соединенные Штаты обнадежены и обрадованы». Так что, как говорит Михаил Задорнов, американцы долго пытались развалить нашу страну, а мы их перехитрили и развалили СССР сами.

Что же касается вмешательства извне в дела Югославии , то эксперты Академии Masterforex-V полагают, что речь должна идти не только о прямолинейной злонамеренности западных стран, но и об их неумелом вмешательстве в гражданскую войну, продиктованном желанием остановить кровавые этнические чистки, о той самой простоте, которая, как известно, хуже воровства.

Начнем с того, что с окончанием холодной войны исчезла прежняя блоковая система государств. Для Югославии это означало потерю уникального статуса - своеобразной «серой» нейтральной зоны между НАТО и ОВД (все эти годы она, будучи социалистической, не входила в ОВД, более того, в противовес ей создала Движение неприсоединения, была всего лишь ассоциированным членом СЭВ, зато исправно получала денежные кредиты западных стран, которые достигали порой половины годового бюджета, по югославскому паспорту можно было свободно посещать развитые страны (из-за этого его называли «вездеходом») и пр.). Не случайно США отводили СФРЮ роль ледокола социалистического блока. В общем, в ее стабильности так или иначе были заинтересованы все стороны. Не случайно на похороны Броз Тито в 1980 году прибыло 208 делегаций из 126 стран, съехались даже те политические деятели, которым на дух не переносили друг друга (к примеру, Леонид Брежнев и Маргарет Тэтчер).

С окончанием холодной войны, как справедливо отмечается историками , Югославия уже не нужна была для равновесия между Западом и Востоком и ее бросили на распадение. Чем же руководствовались сильные мира сего, вмешиваясь в этнический конфликт на территории суверенного государства? Как так получилось, что Югославия и югославы стали пешкой, разменной монетой в руках могущественных игроков на «большой шахматной доске»?

Европейский Союз, вмешиваясь в дела Югославии, помимо предотвращения дальнейшего кровопролития, решал одновременно несколько важных задач:

- демонстрировал себя в качестве нового центра мировой силы ;

- добивался немедленного замирения на Балканах , так необходимого для дальнейшего расширения ЕС;

- брал под свой контроль транспортные артерии. Контролировать их, как известно, легче через систему протекторатов, которые и были вскоре созданы на постюгославском пространстве;

- завершал уничтожение «мировой красной опасности» , в этой связи Сербия воспринималась как «последний оплот коммунизма в Европе». Так красная Сербия получила статус «черной овцы». ЕС встал на сторону «своих» католических Хорватии и Словении, долгое время находившихся в составе Австрийской империи, объективно тяготевших к Австрии, Германии, Италии, «некоммунистических республик» Югославии;

- признав православных сербов , исторически выступавших союзником России на Балканах «чужими», косвенно ослаблял и без того ослабленную Россию.

Германия. Новая, заметим, объединенная , первой в декабре 1991 года признала независимость Хорватии и Словении, что немедленно привело к разделению Югославии на 6 частей. Так всему миру была продемонстрирована ее готовность к самостоятельной внешней политике. Мир впервые ощутил вес новой Германии. Кроме того, не будем забывать, она всегда имела особые интересы в этом регионе - выход к теплым Средиземному и Черному морям.

Что же касается заявленного сравнения сербов и россиян , то, несмотря на все существенные различия их поведения, самое главное состоит в том, что распались как Югославия, так и СССР. Так что по большому счету, какая разница, помер Данила или болячка его задавила, а крови хватило и на постсоветском пространстве.

Как и все страны социалистического лагеря, Югославию в конце 80-х годов сотрясали внутренние противоречия, обусловленные переосмыслением социализма. В 1990 г., впервые за послевоенный период, в республиках СФРЮ прошли свободные парламентские выборы на многопартийной основе. В Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Македонии коммунисты потерпели поражение. Они победили лишь в Сербии и Черногории. Но победа антикоммунистических сил не только не смягчила межреспубликанские противоречия, но и окрасила их в национал-сепаратистские тона. Как и в ситуации с распадом СССР, югославы оказались застигнуты врасплох внезапностью неуправляемого распада федеративного государства. Если роль «национального» катализатора в СССР сыграли страны Прибалтики, то в Югославии эту роль на себя взяли Словения и Хорватия. Провал выступления ГКЧП и победа демократии обусловили бескровное формирование бывшими республиками своих госструктур в ходе распада СССР.

Распад Югославии в отличие от СССР, происходил по самому зловещему сценарию. Нарождавшимся здесь демократическим силам (прежде всего Сербии) не удалось упредить трагедию, что и привело к тяжелым последствиям. Как и в СССР национальные меньшинства, почувствовав уменьшение давления со стороны югославских властей (все чаще шедших на различного рода уступки), тут же запросили независимости и, получив отказ со стороны Белграда, взялись за оружие, дальнейшие события и привели к полному распаду Югославии.

И. Тито, хорват по национальности, создавая федерацию югославских народов, стремился уберечь ее от сербского национализма. Босния и Герцеговина, долго служившая предметом споров между сербами и хорватами, получила компромиссный статус государства сначала двух, а затем трех народов - сербов, хорватов и этнических мусульман. В рамках федеративного устройства Югославии македонцы и черногорцы получили собственные национальные государства. Конституция 1974 года предусмотрела создание на территории Сербии двух автономных краев - Косово и Воеводины. Благодаря этому вопрос статуса национальных меньшинств (албанцы - в Косово, венгры и свыше 20 этнических групп - в Воеводине) на территории Сербии был урегулирован. Хотя сербы, проживающие на территории Хорватии, не получили автономии, но согласно Конституции они имели статус государствообразующей нации в Хорватии. Тито боялся, что созданная им система государства после его смерти рухнет и не ошибся. Серб С. Милошевич благодаря своей разрушительной политике, козырной картой которой была игра на национальных чувствах сербов, разрушил созданное «стариком Тито» государство.

Не надо забывать, что первый вызов политическому балансу Югославии бросили албанцы в автономном крае Косово на юге Сербии. Население края к тому времени практически на 90% состояло из албанцев и на 10% из сербов, черногорцев и других. В апреле 1981 года большинство албанцев приняло участие в демонстрациях, митингах, требуя статуса республики для края. В ответ Белград направил в Косово войска, введя там чрезвычайное положение. Усугубил положение и белградский «план реколонизации», который гарантировал сербам, переселяющимся в край, работу и жилье. Белград стремился искусственным путем увеличить число сербов в крае, чтобы аннулировать автономное образование. В ответ албанцы стали выходить из компартии и учинять репрессии против сербов и черногорцев. К осени 1989 года демонстрации и беспорядки в Косово были безжалостно подавлены сербскими военными властями. К весне 1990 г. сербское национальное собрание объявило о роспуске правительства и народного собрания Косово и ввело цензуру. Проблема Косово имела отчетливый геополитический аспект для Сербии, озабоченной планами Тираны создать «Великую Албанию», а это подразумевало включение таких территорий, населенных этническими албанцами, как Косово и части Македонии и Черногории. Действия Сербии в Косово создали ей очень дурную репутацию в глазах мирового сообщества, но парадоксально, что то же самое сообщество ничего не сказало, когда в августе 1990 г. подобный же инцидент произошел в Хорватии. Сербское меньшинство в городе Книне в Сербской Крайне решило провести референдум по вопросу о культурной автономии. Как и в Косово, это обернулось беспорядками, подавленными хорватским руководством, которое отвергло референдум как неконституционный.

Таким образом, в Югославии к концу 80-х - началу 90х годов создались все предпосылки для вступления национальных меньшинств в борьбу за свою независимость. Ни югославское руководство, ни мировое сообщество не могли воспрепятствовать этому кроме как вооруженным путем. Поэтому неудивительно, что события в Югославии развернулись с такой стремительностью.

Первой на официальный шаг разрыва отношений с Белградом и определение своей самостоятельности решилась Словения. Напряженность между «сербским» и «славянско-хорватским» блоками в рядах Союза коммунистов Югославии достигла своей кульминации в феврале 1990 года на XIV съезде, когда словенская делегация покинула заседание. На тот момент существовало три плана государственного переустройства страны: конфедеративное переустройство, выдвинутое Президиумами Словении и Хорватии; федеративное переустройство - союзного Президиума; «Платформа о будущем югославского государства» - Македонии и Боснии и Герцеговины. Но встречи республиканских лидеров показали, что основной целью многопартийных выборов и референдума была не демократическая трансформация югославского сообщества, а узаконение программ будущего переустройства страны, выдвинутых лидерами республик.

Словенское общественное мнение с 1990 года стало искать решение в выходе Словении из Югославии. Избранный на многопартийной основе парламент 2 июля 1990 года принял Декларацию о суверенитете республики, а 25 июня 1991 года Словения провозгласила свою независимость. Сербия уже в 1991 году согласилась с выходом Словении из Югославии. Однако Словения стремилась стать правопреемником единого государства в результате «разъединения», а не выхода из состава Югославии.

Во второй половине 1991 года эта республика предпринимала решительные шаги к достижению независимости, определяя тем самым в значительной степени темпы развития югославского кризиса и характер поведения других республик. В первую очередь Хорватии, которая опасалась, что с выходом Словении из Югославии баланс сил в стране будет нарушен ей в ущерб. Неудачное окончание межреспубликанских переговоров, нараставшее взаимное недоверие между национальными лидерами, а также между югославскими народами, вооружение населения на национальной основе, создание первых военизированных формирований - все это способствовало созданию взрывоопасной обстановки, приведшей к вооруженным конфликтам.

Кульминация политического кризиса наступила в мае - июне в результате провозглашения независимости Словении и Хорватии 25 июня 1991 года. Словения сопроводила этот акт захватом контрольных пограничных пунктов, где были установлены знаки государственного отличия республики. Правительство СФРЮ во главе с А. Марковичем признало это незаконным и Югославская народная армия (ЮНА) взяла под охрану внешние границы Словении. В результате с 27 июня по 2 июля здесь происходили бои с хорошо организованными отрядами республиканской территориальной обороны Словении. Шестидневная война в Словении была для ЮНА короткой и бесславной. Армия не достигла ни одной своей цели, потеряв сорок солдат и офицеров. Немного по сравнению с будущими тысячами жертв, но доказательство того, что никто не отдаст свою независимость просто так, даже если она еще не признана.

В Хорватии же война приобрела характер столкновения между желавшим остаться в составе Югославии сербским населением, на стороне которого были солдаты ЮНА, и хорватскими вооруженными частями, стремившимся воспрепятствовать отделению части территории республики.

На выборах в парламент Хорватии в 1990 г. победило Хорватское демократическое сообщество. В августе - сентябре 1990 г. здесь начались вооруженные столкновения местных сербов с хорватской полицией и гвардией в Клинской Крайне. В декабре того же года Собор Хорватии принял новую Конституцию, объявив республику «унитарной и неделимой».

Смириться с этим союзное руководство не могло, поскольку Белград имел свои планы о будущем и сербских анклавов в Хорватии, в которых проживало крупная община сербских экспатриантов. На новую Конституцию местные сербы ответили созданием в феврале 1991 г. Сербской автономной области.

25 июня 1991 г. Хорватия провозгласила свою независимость. Как и в случае со Словенией, правительство СФРЮ признало это решение незаконным, заявив о претензиях на часть Хорватии, а именно на Сербскую Краину. На этой почве между сербами и хорватами произошли ожесточенные вооруженные столкновения с участием подразделений ЮНА. В хорватской войне уже были не мелкие стычки, как в Словении, а настоящие бои с применением различного вида оружия. И потери в этих боях с обеих сторон были огромны: около 10 тысяч убитыми, в том числе несколько тысяч гражданского населения, более 700 тысяч беженцев перешли в соседние страны.

В конце 1991 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию о направлении в Югославию миротворческих сил, а Совет Министров ЕС ввел санкции против Сербии и Черногории. В феврале-марте 1992 года на основании резолюции в Хорватию прибыл контингент сил ООН по поддержанию мира. В его составе находился и российский батальон. С помощью международных сил военные действия удавалось каким-то образом сдерживать, но чрезмерная жестокость воюющих сторон, особенно по отношению к мирному населению, толкала их к взаимному мщению, что приводило к новым столкновениям.

По инициативе России 4 мая 1995 г. на срочно созванном совещании СБ ООН было осуждено вторжение хорватских войск в зону разъединения. Одновременно СБ осудил сербские обстрелы Загреба и других центров сосредоточения гражданского населения. В августе 1995 после карательных операций хорватских войск около 500 тысяч краинских сербов вынуждены были бежать со своих земель, а точное число жертв этой операции неизвестно до сих пор. Так Загреб решил проблему национального меньшинства на своей территории, Запад же закрыл глаза на действия Хорватии, ограничившись призывами к прекращению кровопролития.

Центр сербско-хорватского конфликта был перенесен на спорную с самого начала территорию - в Боснию и Герцеговину. Здесь сербы и хорваты стали требовать разделения территории Боснии и Герцеговины либо ее переустройства на конфедеративной основе путем создания этнических кантонов. С таким требованием не согласилась Партия демократической акции мусульман во главе с А. Изетбеговичем, выступавшая за унитарную гражданскую республику Боснию и Герцеговину. В свою очередь это вызвало подозрение сербской стороны, считавшей, что речь идет о создании «исламской фундаменталистической республики», 40% населения которой являлись мусульманами.

Все попытки мирного урегулирования по разным причинам не привели к должному результату. В октябре 1991 г. мусульманские и хорватские депутаты Скупщины приняли меморандум о суверенитете республики. Сербы же сочли неприемлемым для себя оставаться со статусом меньшинства за пределами Югославии, в государстве, где преобладает мусульмано-хорватская коалиция.

В январе 1992 г. республика обратилась к Европейскому сообществу о признании ее независимости, депутаты-сербы покинули парламент, бойкотировали его дальнейшую работу и отказались от участия в референдуме, на котором большинство населения высказалось за создание суверенного государства. В ответ местные сербы создали свою Скупщину, а когда независимость Боснии и Герцеговины признали страны ЕС, США, Россия, сербская община объявила о создании Сербской республики в Боснии. Противостояние переросло в вооруженный конфликт, с участием различных вооруженных формирований, начиная от мелких вооруженных групп и заканчивая ЮНА. Босния и Герцеговина на своей территории имела огромное количество техники, вооружения и боеприпасов, которые находились там на хранении или были оставлены покинувшей республику ЮНА. Все это стало прекрасным горючим для разгоревшегося вооруженного конфликта.

В своей статье бывший премьер-министр Великобритании М. Тэтчер писала: «В Боснии происходят страшные вещи, и, похоже, будет еще страшней. Сараево подвергается непрерывному обстрелу. Горажде осаждено и вот-вот будет занято сербами. Там, вероятно, начнется массовая резня… Такова сербская политика «этнической чистки» то есть изгнания из Боснии несербского населения…

С самого начала якобы независимые сербские военные формирования в Боснии действуют в тесном контакте с главным командованием сербской армии в Белграде, которое фактически содержит их и снабжает всем необходимым для ведения войны. Западу следует предъявить правительству Сербии ультиматум, потребовав, в частности, прекратить экономическую поддержку Боснии, подписать соглашение о демилитаризации Боснии, способствовать беспрепятственному возвращению в Боснию беженцев и др.»

Прошедшая в августе 1992 г. в Лондоне международная конференция привела к тому, что лидер боснийских сербов Р. Караджич обещал вывести войска с оккупированной территории, передать под контроль ООН тяжелое вооружение, закрыть лагеря, в которых содержались мусульмане и хорваты. С. Милошевич согласился допустить международных наблюдателей в подразделения ЮНА, находившихся в Боснии, обязался признать независимость Боснии и Герцеговины, уважать ее границы. Стороны свои обещания выполнили, хотя миротворцам еще не раз приходилось призывать враждующие стороны к прекращению столкновений и перемирию.

Очевидно, что международное сообщество должно было потребовать от Словении, Хорватии и затем Боснии и Герцеговины дать определенные гарантии национальным меньшинствам, проживающим на их территории. В декабре 1991 г., когда война шла в Хорватии, ЕС приняло критерии признания новых государств в Восточной Европе и в бывшем Советском Союзе, в частности, «гарантий прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ; уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе как мирными средствами с общего согласия». Этот критерий не очень строго соблюдался, когда речь шла о сербских меньшинствах.

Интересно, что Запад и Россия на этом этапе могли предотвратить насилие в Югославии, сформулировав четкие принципы для самоопределения и выдвинув предварительные условия признания новых государств. Юридическая база имела бы огромное значение, поскольку оказывает решающее влияние на такие серьезные вопросы, как территориальная целостность, самоопределение, право на самоопределение, права национальных меньшинств. Россия, безусловно, должна была быть заинтересована в выработке таких принципов, поскольку она сталкивалась и до сих пор сталкивается с подобными проблемами на пространстве бывшего СССР.

Но особенно поразительно то, что после кровопролития в Хорватии ЕС, а за ним США и Россия повторили ту же ошибку в Боснии, признав ее независимость без каких-либо предварительных условий и без учета позиции боснийских сербов. Необдуманное признание Боснии и Герцеговины сделало неизбежной там войну. И хотя Запад заставил боснийских хорватов и мусульман сосуществовать в одном государстве и совместно с Россией пытался оказать давление на боснийских сербов, структура этой федерации все-таки искусственна, и многие не верят, что она продержится долго.

Заставляет задуматься и предвзятое отношение ЕС именно к сербам как самым главным виновникам конфликта. В конце 1992 - начале 1993 гг. Россия несколько раз поднимала в Совете Безопасности ООН вопрос о необходимости повлиять на Хорватию. Хорваты инициировали несколько вооруженных столкновений в Сербской Крайне, сорвав встречу по проблеме Краины, организованную представителями ООН, они пытались взорвать гидроэлектростанцию на территории Сербии, - ООН и другие организации не сделали ничего, чтобы их остановить.

Та же терпимость отличала отношение международного сообщества к боснийским мусульманам. В апреле 1994 г. боснийские сербы были подвергнуты НАТО ударам с воздуха за свои атаки на Горажде, истолкованные как угроза для безопасности личного состава ООН, хотя некоторые из этих атак были спровоцированы мусульманами. Поощряемые снисходительностью международного сообщества, боснийские мусульмане прибегли к той же тактике в Брчко, Тузле и других мусульманских анклавах под защитой сил ООН. Они старались спровоцировать сербов атаками на их позиции, поскольку знали, что сербы опять будут подвергнуты налетам натовской авиации, если только попытаются предпринять ответные действия.

МИД России к концу 1995 г. находился в крайне трудном положении. Политика государства на сближение с Западом привела к тому, что практически все начинания западных стран по урегулированию конфликтов Россия поддерживала. Зависимость российской политики от очередных валютных займов вела к быстрому продвижению НАТО в роли руководящей организации. И все же попытки России по урегулированию конфликтов не пропали зря, заставляя периодически садиться противоборствующие стороны за стол переговоров. Осуществляя политическую активность в дозволенных ей западными партнерами границах, Россия перестала быть фактором, определяющим ход событии на Балканах. Россия в свое время голосовала за установление мира военным путем в Боснии и Герцеговине с применением сил НАТО. Имея на Балканах военный полигон, НАТО уже не представлял иного пути решения любой новой проблемы, кроме вооруженного. Это оказало решающую роль на разрешение косовской проблемы, наиболее драматичного из балканских конфликтов.

Одним из важных кризисов прошлого столетия стал распад Югославии. Несмотря на то, что сейчас нет особых притязаний со стороны этого государства, кризис сыграл основную роль в той внешнеполитической ситуации, которая держится и поныне.

Попробуем разобраться: каковы причины этого события, как оно развивалось, основные позиции участников кризиса, как изменилась карта мира после этой «войны»?

На сколько стран была разделена Югославия? Как повлияло вмешательство Америки на этот процесс?

Список стран бывшей Югославии и их столицы

Югославия (нынешняя столица страны – Белград) входила в состав Советского Союза как одна из республик – СФРЮ.

Информация о входящих в нее государствах и их столицах, о площадях и численности населения отображена в таблице:

Кроме того, эта территория была населена людьми разной национальности. Основное большинство составили сербы. Кроме них в числе населения присутствовали хорваты, албанцы, черногорцы, македонцы и словенцы.

Причины распада Югославии

Почему же произошел Балканский кризис?

Основные факторы, которые выделяют историки:

  • смерть первого президента (бывшего лидера) Тито;
  • распад СССР и последующее «изнашивание» социалистической системы;
  • процветание национализма во всем мире.

В качестве еще одной предпосылки к расколу многие ученые относят неправильную внутреннюю политику многонационального государства. По конституции Югославии, на тот момент власти республик могли создавать внутри своих «владений» группировки.

Начало развала

Эта история началась в то же время, что и распад СССР, в 1991 году. Датой полного распада считается 2006 год. Что же произошло?

Началась гражданская война, в ходе которой от Югославии отделились 4 суверенных части. Остались лишь Сербия и Черногория, остальные стали независимыми государствами.

Послевоенное время

Казалось бы, должно произойти прекращение конфликта, деление стран сойти на нет. Однако вспыхнули военные действия из-за внешнего фактора.

Под влиянием НАТО произошли крупные кровавые военные драмы в Сербии и Хорватии, в которых было ранено более 2 млн. человек. И только после соглашения, подписанного в 1995 году, общество признало выход 4 республик из состава Югославии.

Несмотря на все миротворческие действия ООН, в конце 20 века вспыхнули экстремистские восстания албанцев, которые повлекли за собой гибель еще 0,5 млн. людей.

«Косовский кризис» до сих пор остается неразрешенной проблемой начала 21 века.

Раздел территории в конце 20 века

К концу 20 столетия Югославия разделилась на 5 стран. А вот финансовый раздел собственности затянулся на довольно продолжительный промежуток времени.

Лишь в 2004 году было заключено соглашение, в котором указывались страны и суммы, предписанные им. Причем большая сумма досталась Сербии (около 39% от общего объема активов).

Многие наши отечественные историки считают, что такой раздел несправедлив, ведь у СССР были огромные долги перед зарубежными филиалами югославских компаний. Поэтому в 2006 году Российская Федерация выплатила эту сумму.

Карта Югославии: до и после распада

На первой картинке показана карта Югославии до того, как она поделилась на отдельные независимые государства.

На второй картинке - карта Югославии с новыми государствами.

На какие страны распалась страна

Пять государств, на которые к 2003 году распалась Югославия:

  1. Хорватия;
  2. Босния и Герцеговина;
  3. Словения;
  4. Македония;
  5. СРЮ (преемница бывшего многонационального государства):
      • Словения;
      • Черногория.

Окончательно поделенной Югославия стала при выходе Черногории из СРЮ в июне 2006 года.

Вмешательство Америки

С самого начала Балканского кризиса Америка вела активное вмешательство в этот процесс. Ее политика была направлена на силовое воздействие (на Сербию) и поддержку 2 оппозиционных сторон. Это и привело к невозможности мирного регулирования конфликта.

В 1995 году при поддержке НАТО были развязаны военные действия в Сербии и Хорватии, в ходе которых погибли свыше 1 млн. человек и были ранены около 2-х млн. человек.

В конце этого же года по инициативе американских дипломатов было подписано соглашение о выходе 4-х стран из состава Югославии и прекращение военных действий на всей территории бывшего многонационального государства.

В конце ХХ века Америка сыграла важную роль в «борьбе с экстремистами», нанеся огромный урон своими многочисленными налетами, чем и сподвигла выход Черногории из СРЮ.

Особое значение играло вмешательство НАТО в кризис Косово. До сих пор этот конфликт остается нерешенным.

Заключение

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию, сейчас Россия ведет дипломатическую политику со странами бывшей Югославии. Кроме того, намечается технологический прогресс практически во всех сферах жизни этих независимых государств.

После Второй мировой войны Югославия хоть и вошла в социалистический лагерь, выбрала для себя несколько иной, нежели СССР и другие соцстраны, путь развития. В значительной степени это было продиктовано и амбициями харизматического лидера югославского антифашистского сопротивления – генерала Тито. В 1948 г. Югославия рассорилась со сталинским Советским Союзом, и до прихода к власти Хрущева Тито в СССР называли «кровавым палачом», «иностранным шпионом» и «фашистом».

Тито допустил элементы рынка в югославскую экономику, отказался от коллективизации. Был сделан упор на развитие самоуправления на предприятиях, значительные полномочия были предоставлены органам управления в югославских республиках: Сербии, Черногории, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговине. В результате конституционной реформы 1963 г. страна получила название СФРЮ – Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В 1980 г. Тито умер.

Достигнув явных успехов в экономике, Югославия все же не могла справиться с рядом проблем. Плановые традиции центрального руководства вступали в противоречия с рыночными элементами, получившие определенную автономию республиканские власти заботились об интересах своего края, в республиках стали все чаще проявляться сепаратистские, националистические тенденции, которые особенно усилились в конце 1980‑х годов. Наиболее развитые в промышленном плане Словения и Хорватия обеспечивали 50% экспорта СФРЮ. Именно эти республики выступили с инициативой внести в конституцию страны поправки, направленные на расширение их автономии. Сербия и Черногория внесли свои контрпредложения, усиливавшие централизацию.

После того как федеративный парламент – Союзная скупщина – фактически поддержал Сербию и Черногорию, Словения в сентябре 1989 г. провозгласила приоритет республиканских законов над федеративными и заявила о своем праве на выход из СФРЮ. Начался распад межреспубликанских экономических связей, торговля внутри СФРЮ перешла на взаиморасчеты в немецких марках, в стране действовало восемь автономных энергосистем. Началась обвальная инфляция. Попытки СКЮ (Союза коммунистов Югославии) предотвратить распад армии провалились. Союзы коммунистов всех республик изменили название, появилось и множество других партий. В 1990–1991 гг. на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, к власти пришли антикоммунистические силы.

В Словении в конце 1990 г. состоялся референдум о независимости, на котором 86% высказались «за». К власти пришел блок «Демос» («Демократическая оппозиция») во главе с М. Кучаном. Небольшая Словения стремительно двинулась к стандартам развитых капиталистических стран.

В Хорватии большинство получило «Хорватское демократическое содружество» во главе с Франьо Туджманом, бывшим генералом Югославской народной армии, комиссаром партизанского отряда, историком и диссидентом. С начала 1970‑х годов он пропагандировал идею национального возрождения Хорватии, за что подвергался преследованиям со стороны властей. Референдум, который дал власть в руки Туджмана, бойкотировало население Крайны, самопровозглашенного сербского анклава на территории Хорватии.

25 июня 1991 г. Словения и Хорватия официально провозгласили свою самостоятельность. Территории же этих республик, заселенные сербами, начали борьбу за присоединение к Сербии. В этнический конфликт втянулась Югославская народная армия. Затем после ее отвода войну в Хорватии продолжали (и довольно успешно) отряды сербской самообороны. Белград поддерживал их оружием и деньгами. Трагедия заключалась и в том, что различия между хорватами и сербами были, в общем, для постороннего наблюдателя невелики. Они говорили на едином сербо‑хорватском языке, много лет вместе боролись за независимость Югославии. Отличия были в религии (сербы – православные, хорваты и словенцы – католики). Долгое время Хорватия и Словения входили в сферу интересов Венгрии, Австрии, Германии, в то время как Сербия была покорена Турцией, затем ее поддерживала Россия. Разгоревшаяся гражданская война была на время приостановлена благодаря экстренному вмешательству миротворческого контингента ООН. Стране был присвоен особый статус.

В Македонии независимость была достигнута без военных конфликтов в сентябре 1991 г. У этой страны есть проблемы с международным признанием в связи с позицией Греции, претендующей на ряд территорий.

Сербия и Черногория, оставшись в одиночестве, провозгласили в апреле 1992 г. новую Югославию – Союзную Республику Югославию (СРЮ). Власть сосредоточилась в руках сербов под руководством Слободана Милошевича.

Наиболее кровавым было обретение независимости Боснией и Герцеговиной, где относительное большинство (примерно 40 %) составляло мусульманское население (славяне, принявшие ислам во времена господства Османской империи). 32 % составляли православные сербы, заселявшие при этом наибольшие по площади территории в республике; 18,4 % – хорваты‑католики. После выборов в октябре 1991 г. хорваты и мусульмане заключили союз и, образовав большинство, провозгласили Меморандум о независимости страны. Сербская община отказалась признать этот документ и объявила о создании сепаратной Сербской республики в Боснии. Состоявшийся в марте 1992 г. референдум боснийские сербы игнорировали. Большинство же голосовавших высказались за независимость. В апреле 1992 г. в Боснии и Герцеговине разразилась гражданская война на межэтнической и межконфессиональной почве. Уже к 1993 г. здесь погибло 160 тысяч человек. Взаимные этнические «зачистки», партизанские рейды, наполнение концлагерей, артобстрелы Сараево и других городов продолжались более трех лет. Лидер боснийских сербов Радован Караджич был обвинен в геноциде и военных преступлениях Международным трибуналом.

ООН и ЕС были наиболее серьезно настроены против СРЮ. Сербское руководство обвиняли в экспансионистской политике, вмешательстве в дела Хорватии и Боснии и Герцеговины. Против Белграда были введены экономические санкции, которые были сняты только в январе 1996 г. За это время экономике страны был причинен колоссальный ущерб. В то же время авиация НАТО наносила удары по базам боснийских сербов, склоняя их таким образом к подписанию мирных соглашений.

В ноябре 1995 г. по инициативе Англии и США Милошевичем, Туджманом и боснийским лидером Изитбеговичем в городе Дейтон (США) было подписано соглашение, погасившее пламя гражданской войны. При содействии миротворцев ООН и НАТО территория Боснии и Герцеговины была разделена на три анклава. Мусульманам была передана сербская часть Сараево, которую покинули примерно 150 тысяч человек. В целом война в Боснии унесла более 200 тысяч человеческих жизней. Из восточной части Боснии было изгнано порядка 800 тысяч мусульман, из западной и центральной частей – около 600 тысяч сербов, а из центральной – около 300 тысяч хорватов. Многие из них остались за рубежом; к 2000 г. число уехавших из страны достигало 800 тысяч человек.