Зачем ввели второй иностранный язык в школе. Языковое образование

Иногда, даже несколько. Самым популярным считается английский, хотя бывает, что основным иностранным языком является французский, немецкий или испанский. Но, к сожалению, истинная школьная ситуация заключается в том, что в лучшем случае ребенку покажут один язык, и тот с горем пополам, а о втором и более говорить нечего.

А что на самом деле представляет собой иностранный язык в школе? Представьте себе многочисленный класс, который состоит из абсолютно разно мотивированных детей, с разной скоростью усваивания материала и разным способом его восприятия. Даже более простые предметы в таких условиях зачастую превращаются в нечто малопонятное и плохоусваемое. А что уж говорить об иностранных языках, для лучшего овладения которыми требуется постоянная языковая практика. А, изучая иностранный язык лучшем случае дадут пятиминутную запись послушать, причем на языке, употреблявшемся лет сто назад. И не нужно говорить, что «мы учим детей классическому варианту языка». Это ведь, по сути, мертвый запас знаний, с которым в реальной жизни мы далеко не уйдем. Зачем нам нужно знание иностранного языка? Общение при поездках за рубеж, чтение оригинальной литературы - вот, пожалуй, основные причины. Но сегодняшний разговорный язык, в том числе и английский, постоянно развивается. И почти все педагоги вряд ли успевают за этими нововведениями. А сегодняшние школьники, как и пятьдесят лет назад, могут сказать, как их зовут, сколько им лет. Ну и пара общеупотребительных фраз. Так, то же самое можно выучить дома с любым простеньким курсом за пару часов. И зачем тогда изучать иностранный язык в школе, если это легко можно освоить и в домашних условиях? Даже если касаться словарного запаса, то тут либо он должен быть действительно большой, чтобы легко читать, либо минимальный, чтобы просто скопировать любой текст в программу-переводчик и ознакомиться с неплохим переводом. Первый вариант требует постоянной практики, а не примитивного перевода не менее примитивных текстов, изобилующих малоупотребительными, фактически, Зато в новых учебниках много картинок, что, видимо, призвано привлечь внимание детей к изучению предмета. Вероятно, с той же целью во многих классах развешивают плакаты с фотографиями. А в школе вообще тогда уже будет строиться на узнавании картинок. Лучшее, что могла бы сделать школа - это обеспечить хотя бы еженедельное общение учеников с живым носителем языка.

Еще, не секрет, что квалификация многих учителей иностранного языка оставляет желать лучшего. Многие из них вряд ли имели практику общения. Но даже, если с уровнем знаний все в порядке, как можно классу в двадцать и более человек подать за два урока в неделю подать материал, опросить и еще что-то объяснить. Ведь дети, конечно, легко усваивают новую информацию, но только ту, что привлекательна и интересна. А чтобы заинтересовать непонятным набором букв, определенно требуется еще и большой педагогический талант.

В некоторых продвинутых школах уже начали практиковать обучение иностранному языку в начальной школе. И это большой шаг вперед. Хотя, здесь, конечно, чем раньше, тем эффективнее. В таком возрасте при должном подходе дети могут владеть любым, даже сложным иностранным языков практически наравне с родным. Здесь было бы логично не начинать изучать иностранный язык в школе, а озаботиться этим еще в детском саду. Но и для этого нужна как постоянная практика, так и индивидуальная программа обучения.

В самом идеальном варианте, конечно, каждому ученику было бы хорошо преподавать язык индивидуально. Причем не в манере преподавателя, а тщательно проанализировав способы усвоения информации данным ребенком. Здесь и вариант восприятия (аудиал, визуал, кинистетик), и тип памяти и скорости запоминания и еще множество факторов. Казалось бы, это очевидно, но группировать в небольшие группы по 5-7 человек с подобными характеристиками и преподавать им язык таким образов догадались только немногие элитные заведения. Или даже группировка по уровню знаний и умений. К несчастью, в наших школах всегда равняются даже не на среднего ученика, а на слабого, т.е. мотивируют детей не тянуться к лидеру, а расхлябываться, ведь такой уровень считается вполне приемлемым. Вот так и остается на ничтожно низком уровне.

В 2010 году Министерство образования совместно с правительством Российской Федерации разработало законопроект о введении обязательного изучения второго иностранного языка в школах. Одновременно принято решение отложить вступление в силу этого норматива на 5 лет, чтобы учебные заведения подготовились к изменениям в школьной программе. В последующем было решено сдвинуть сроки начала действия поправок к закону и сделать обязательным изучение второго иностранного языка в школах в 2017/2018 году.

Основные изменения новой школьной программы

Изначально планировалось, что с сентября 2015/2016 года изучение в школах второго иностранного языка станет обязательным, однако из-за сложностей с реализацией новой школьной программы было принято решение перенести на несколько лет данное нововведение. Одновременно с ним школы перейдут на новую современную программу, которая, по мнению чиновников из Минобрнауки, позволит повысить качество обучения российских детей, и в последующем уровень знаний у школьников будет полностью соответствовать требованиям времени.

В Министерстве образования отмечают, что современные реалии таковы, что без знаний языков образование не может считаться полным и качественным. Именно поэтому чиновники подготовили соответствующие поправки в законопроект, которые закрепили на федеральном уровне обязанности по изучению в школах сразу двух иностранных языков.

Выбор второго языка преподавания будет зависеть от возможностей конкретного учебного заведения, решения самих учеников и их родителей. В соответствии с принятой школьной программой первый иностранный язык начинают преподавать со второго класса, а пятиклассники получают дополнительные уроки уже по второму языку. В Минобрнауки подчеркивают, что вводить дополнительно второй иностранный язык в старших классах не планируется.


Большинство российских учебных заведений выбрали классическое сочетание английского и немецкого. В то же время в последние годы большой популярностью стали пользоваться французский, испанский и итальянский языки. В столице и больших городах функционируют гимназии, где школьники могут изучать китайский и другие популярные языки.

Сложности реализации изменений школьной программы

Воплотить в жизнь новую школьную программу оказалось сложнее, чем рассчитывали в Минобрнауки. В крупных городах многие школы и гимназии еще до введения второго иностранного языка уже использовали современную программу обучения, которая подразумевала изучение дополнительных языков. А вот школы в небольших городах и сельской местности столкнулись с определенными сложностями. Имеющийся дефицит учительского состава по профильным предметам делал проблемным изучение даже одного иностранного языка, не говоря уже о сразу двух.

В Министерстве образования и науки утверждают, что знают о проблеме и в ближайшее время финансирование школ будет увеличено, что и позволит полностью решить проблемы с нехваткой материальной базы и дефицитом учительского состава. Решить все планировалось в переходный период, на который отводилось 5 лет. Однако по причине недостаточного финансирования устранить все сложности к назначенному времени не удалось.

Второй иностранный язык в школе: вопросы, проблемы, перспективы.

Подготовила:

Сагайдакова Н.Л.

МКОУ «Новоивановская ООШ»

E-mail: [email protected]

«Один язык приводит вас в коридор жизни.

Два языка открывают все двери на этом пути»

(Фрэнк Смит)

Изменения в политической, социально-экономической и культурной жизни России, которые происходят в стране за последние 20 лет, безусловно, отражаются и на языковой политике, языковом образовании в нашей стране. Популярным стало раннее изучение иностранных языков, всё большее распространение получает тенденция овладения несколькими иностранными языками. Первым иностранным языком, в большинстве случаев, является английский язык, на базе которого дети начинают изучение другого европейского языка.

Общая цель преподавания иностранного языка, в том числе и второго иностранного языка, как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одного из базовых документов ФГОС нового поколения. Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка».

В новом учебном году (с1сентября 2015г) второй иностранный язык станет обязательным предметом школьного образования, сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов. Глава Минобрнауки подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка", - отметил он. С 1 сентября в России вступает в силу первый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для 5-9 классов. В нем впервые определен статус второго иностранного языка - он включен в перечень обязательных предметов в предметной области "филология".

Мы активно интегрируемся в мировое сообщество, мировую систему образования. В Европе все знают по нескольку языков, вот и наши дети должны овладеть хотя бы двумя. Правда, для этого придется разгрузить школьную программу: основной упор сделать на изучение русского языка, литературы, истории, математики и иностранных языков, а программу по остальным предметам сделать более компактной.

Чтобы ввести второй иностранный язык для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным. Начало изучения второго иностранного языка зависит от вида школы: при раннем изучении первого иностранного языка распространена практика изучения второго - с 5 класса, в общеобразовательных школах при изучении первого иностранного языка с 5 класса второй вводится обычно с 7 класса, хотя есть случаи более позднего введения второго языка, например с 8, 10 класса при значительном увеличении часов на его изучение (до 4 часов в неделю). Второму языку в школах отводится час или два в неделю; это может быть как обязательный, так и факультативный предмет.

Что касается средств обучения, то в настоящее время созданы специальные учебно-методические комплекты по немецкому языку как второму иностранному языку, а именно серия УМК Н.Д. Гальсковой, Л.Н. Яковлевой,

М. Гербер "Итак, немецкий!" для 7 - 8, 9 - 10 классов (издательство "Просвещение") и серия УМК И.Л. Бим, Л.В. Садомовой, Т.А. Гавриловой "Мосты. Немецкий после английского" (с опорой на английский язык как первый иностранный язык) для 7 - 8 и 9 - 10 классов (издательство "Март"). Ведется работа над третьей частью этой серии. В основу разработки серии УМК "Мосты. Немецкий после английского" положена "Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному (на базе английского)" И.Л. Бим (М., Вентана-Граф, 1997).Линия УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. Немецкий язык как второй иностранный. 5–9 классы.

По французскому языку как второму иностранному рекомендуется использовать интенсивный курс И.Б. Ворожцовой "В добрый путь!" (издательство "Просвещение").

Для изучения испанского языка как второго может быть использована действующая серия УМК по испанскому языку как первому иностранному языку Э.И. Соловцовой, В.А. Белоусовой (издательство "Просвещение").

Английский язык как второй можно начать изучать по интенсивному курсу В.Н. Филиппова "Английский язык" для 5, 6 классов (издательство "Просвещение").

Многие родители уже слышали о том, что в школах вводится второй обязательный иностранный язык. Причем, представители образования, да и некоторые родители считают это нормой. Однако, даже мнения экспертов разделились - большая половина уверенная, что внедрение обязательного второго иностранного повлечет лишь ослабление нашего родного, русского языка. А между тем, Министерство образования даже снижает баллы по ЕГЭ, чтобы выдать детям аттестат о среднем образовании, так как почти треть школьников просто не дотягивает до нормального уровня знания русского.

С 2020 года вводится третий обязательный ЕГЭ - по иностранным языкам. Хорошо подготовиться к экзаменам можно лишь, обратившись к услугам репетиторов. Так как же вводить второй иностранный язык, если не решен вопрос и с первым?! И кто будет его вести?

Давайте разберемся, с какими проблемами сопряжено изучение второго иностранного языка в школе.

Отсутствие практического применения (Некоторые дети прямым текстом говорят родителям: «Я не хочу учить (иностранный) английский/немецкий, мне он нигде в жизни не пригодится). Мы привыкли восхищаться европейцами, многие из которых говорят на нескольких иностранных языках. Однако жизнь в России разительно отличается от европейских реалий. Европейцы живут в условиях тесной экономической и культурной интеграции, а также активной трудовой и студенческой мобильности. Что касается большинства граждан России, то для нас такое положение вещей - скорее исключение, чем правило. Конечно, есть примеры людей из России, которые так же уезжают учиться или работать за рубеж, но на фоне основной массы населения - это единицы.

Нехватка преподавателей (Во многих «обычных» школах часть детей вынуждена изучать иностранный язык исключительно по принципу наличия педагога. Отсюда сразу же возникает поток вопросов. Где школы найдут новых учителей? Какие именно языки они будут преподавать? Как это повлияет на количество часов, отведенных другим предметам (в том числе русскому языку)? Вопросы, вопросы, вопросы, на которые пока никто не дал вразумительного ответа.))

Низкая эффективность обучения (Но что волнует родителей больше всего - так это качество обучения. Конечно, можно во всем винить текучку кадров, непрофессионализм преподавателей или, мягко говоря, «странные» учебники, одобренные Министерством образования… Но, по большому счету, школьные уроки вообще малопригодны для изучения языка. Только представьте: класс из 30 человек делят на 2 группы. Урок длится 45 минут, в расчете на 1 ученика остается всего 3 минуты. А ведь еще нужно уделить время организационным вопросам, объяснить новую тему и проверить домашнее задание. Фактически, каждый ученик говорит на уроке не более одной минуты. Стоит ли удивляться плачевным результатам? В общем, как ни крути, опасения родителей нельзя назвать безосновательными. Многие уже сейчас вынуждены прибегать к услугам репетиторов, так как разобраться самостоятельно у ребенка не получается, а родители не могут ему помочь (например, потому что сами в школе учили немецкий, или просто-напросто уже все позабыли). В этом свете перспектива платить еще и за второго репетитора выглядит пугающей. Но двойки-тройки в школьном журнале - это еще не самое страшное. Печальнее всего то, что после такого «обучения» дети выходят из школы с твердой уверенностью в своей «неспособности» и ярой неприязнью к языкам.)

Но не все школы готовы к введению второго иностранного языка. Каждая конкретная школа имеет свою образовательную ситуацию: наличие или отсутствие квалифицированных кадров по тому или иному иностранному языку, свои традиции обучения этому учебному предмету. Родители и учащиеся выбирают изучаемый язык исходя из своих интересов и потребностей .

А ведь на самом деле владение иностранным языком - это очень полезный практический навык. Языки открывают новые возможности для путешествий и карьерного продвижения, для расширения кругозора и обретения друзей по всему миру.

В то же время эксперты замечают, что два иностранных учить гораздо проще, чем один, и чем раньше ребенок освоит это, тем для него будет проще в дальнейшей жизни. Второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры.

Занятия иностранным языком имеют не только обучающую цель, но и развивающую – тренируют память, расширяют кругозор, знакомят с иной культурой. Поэтому даже если этот язык ребенок не будет использовать в будущем, уроки второго языка не окажутся бесполезными.

Но, конечно, не стоит возлагать на него такие же надежды, как на основной иностранный язык.

«Для изучение языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость». Аврелий Августин

Список литературы

Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - Тверь, Титул, 2001. - 36 с.

Денисова Л.Г. Соловцова Э.И. Второй иностранный язык в средней школе. И.Я.Ш. – 1995 – №3

Второй иностранный в школах, лицеях и гимназиях России был введен в начале 2015-2016 учебного года. Поскольку решение Минобрзауки носило рекомендательный характер, каждое учебное заведение получило возможность принять решение о введении еще одного языка в качестве обязательного на собственное усмотрение, что стало причиной недовольства многих родителей.

Некоторые школы, работающие в режиме реализации ФГОС в опережающем режиме, поставили второй язык в обязательную программу, не посоветовавшись с родителями. Но нашлись и те, кто остался недоволен тем, что их дети не получили возможности изучать дополнительный язык бесплатно в рамках основной программы обучения.

Что дальше? Какой язык будут изучать школьники в 2018-2019 учебном году как второй иностранный и можно ли будет отказаться от такой нагрузки в школе, где профильными являются не гуманитарные предметы? Давайте разбираться.

Обязательный второй иностранный или нет?

Хотя речь о том, что в школе обязательно должен преподаваться второй иностранный язык ведется еще с 2010 года, термины введения этой нормы постоянно отодвигались, вплоть до грядущего 2018-2019 года. Хотя идея на первый взгляд казалась вполне выполнимой, ее реализация столкнулась с рядом серьезных проблем, в числе которых:

  1. отсутствие свободных часов в расписании профильных классов;
  2. нехватка педагогических кадров;
  3. неготовность детей и родителей к повышенным нагрузкам и новым требованиям.

Именно поэтому в 2017-2018 году второй иностранный был рекомендован к изучению, но еще не был обязательным. Более того, каждая школа получила возможность самостоятельно выбрать язык, который будут изучать старшеклассники исходя из желания детей и родителей или наличия соответствующего квалифицированного специалиста.

Таким образом, сегодня второй иностранный является обязательным только для классов с филологическим уклоном. Но, уже в 2018-2019 учебном году все может измениться.

Выбор второго языка

В большинстве случаев, решение о том, каким будет второй иностранный, принимается администрацией учебного заведения. На сегодняшний день в разных школах, лицеях и гимназиях РФ помимо английского изучают:

  • немецкий;
  • французский;
  • испанский;
  • китайский.

Благодаря проекту «Немецкий – первый второй иностранный», многие школы отдали предпочтение именно языку Гете.

С какого класса могут ввести два иностранных?

Не стоит пугаться, что первоклассников заставят одновременно знакомиться с несколькими языками. Изучение иностранного будет поэтапным. С 1-го класса дети будут изучать основной язык (для большинства это будет английский), а уже с 5-го в программе появится второй предмет. Такой подход позволит детям легко освоить базовые понятия.

Таким образом, если в новом учебном году второй иностранный станет обязательным для всех школ, независимо от профиля, то переживать стоит только ученикам «стартовых классов». К примеру, если стандартная программа рассчитана на изучение предмета с 5 по 11 класс, вводить его можно только для 5-тиклассников! Ученики 6-11 классов в таком случае должны продолжать обучение по старому стандарту (без второго иностранного, если его не было в планах учебного заведения ранее).

При введении второго языка допускается дифференцированный подход. Это значит, что каждый регион сможет сам решать, в каком классе и в каком объеме дети будут изучать дополнительный предмет.

Так, для центральных регионов, где русский является родным, нововведение не является проблемой, тогда как для некоторых школ из глубинки, где детям необходимо сначала освоить в нужном объеме русский и английский, введение еще одного нового предмета филологического профиля может стать проблемой.

Мнение министра образования

27.09.2017 года в рамках интервью для телеканала RT Ольга Васильева заявила, что является противницей второго иностранного языка в непрофильных школах.

«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо» — пояснила глава Минобрнауки.

Естественно, что такое заявление не могло не вызвать массу вопросов об отмене второго иностранного языка в школьной программе уже к 2020 году.

Что ожидать ученикам и родителям? На сегодняшний момент нет официальных документов, говорящих о грядущей отмене нововведения, дискуссия о целесообразности которого не смолкает уже много лет. Наиболее очевидной является перспектива предоставления учебным заведениям права вводить или не вводить для своих учащихся второй иностранный. Но, кто и как должен принимать это решение? Администрация школы или родители? На эти вопросы еще предстоит найти ответы.

Зарубежная практика

Знание иностранных языков – одно из базовых требований, предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни. В некоторых странах знакомство с чужими языками начинается только в средней школе. При этом во многих странах на изучение второго языка отводится 2-4 часа в неделю, а старшеклассники овладевают и третьим языком, что не вызывает каких-либо нареканий со стороны родителей.

В школах Украины практика давно работает, но официально с 01.09.2018 дети будут обязательно изучать 2 иностранных языка (основной – с 1-го класса, и второй – с 5-го). Спектр предлагаемых языков будет включать: немецкий, испанский, французский, польский, русский, а также языки нацменьшинств, которые дети смогут изучать в качестве второго иностранного по желанию родителей.

  • Это не моя статья, это - произведение моего коллеги с сайта газеты Для тех, кто хочет просто понять, о чём и зачем, публикую тут пару абзацев. Речь зашла о втором обязательном иностранном языке в нашей многострадальной-общеобразовательной. Итак, автор Денис Сухоруков пишет:

    «В новом учебном году второй иностранный язык станет обязательным предметом школьного образования, сообщил глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов в интервью "Российской газете". "С 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы", - заявил он. Ливанов добавил, что не все школы пока готовы к новому стандарту обучения, поэтому им дается переходный период для адаптации. Глава Минобрнауки подчеркнул важность изучения иностранных языков в школе. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка" , - отметил он.

    Эта новая инициатива министра кажется на первый взгляд безобидной и даже достойной одобрения. Действительно, знание двух языков соответствует европейским стандартам. И то, что изучение языка развивает интеллект и кругозор человека, - факт неоспоримый. Однако в этой инициативе есть нечто, о чём хотелось бы поговорить. Сразу хочется оговориться, что у нас в стране давно существуют гимназии и школы, где дети добровольно изучают два и даже три иностранных языка, и это нормально. Но сейчас речь идёт именно об обязательном и повсеместном изучении двух языков, а это уже совсем другой оборот».

    На сегодняшний день качество преподавания языков в школах такое, что пора отменять первый иностранный, а не вводить второй. Вообще, изучать иностранный язык имеет смысл только при условии хорошего владения своим родным. А хорошо ли преподаётся русский язык в наших школах, даже в крупных городах? Как отец двух школьников могу утверждать, что языки – будь то русский, будь то иностранный – в наших столичных школах преподаются формально и поверхностно. Далеко не все ученики имеют способности для изучения языков, и учителю приходится тратить всё время на то, чтобы подтягивать отстающих до средненького уровня, вместо того чтобы развивать талантливых.

    Из числа закончивших школу выпускников лишь единицы овладевают иностранным языком в достаточной степени для того, чтобы более или менее свободно им пользоваться. Если ввести в обязательном порядке второй иностранный, тогда мучений для ученика будет вдвое больше, чем прежде. И опять-таки часы: введение дополнительных часов для нового предмета неизбежно приводит к сокращению часов для изучения старого. И на чём мы собираемся экономить на этот раз: на истории, на географии или на математике?»...

    В общем, у меня такой вопрос: нужен ли человеку второй-иностранный? На мой взгляд, нет. Но сие частное мнение классического не_гуманитария. А Вы что думаете по этому поводу?

  • Сохранено

    Это не моя статья, это - произведение моего коллеги с сайта газеты "ЗАВТРА". В общем, текст тут. Для тех, кто хочет просто понять, о чём и зачем, публикую тут пару абзацев. Речь зашла о втором обязательном иностранном языке в нашей многострадальной-общеобразовательной. Итак, автор Дени...

    "/>