Занятие по экологическому воспитанию «Четыре царства живой природы. Четыре царства живой природы

От издательства

Библиотека иудаики на русском языке содержит в подавляющем большинстве книги переводные. Исключения наперечет. Семьдесят лет, срок жизни трех поколений, советская власть остервенело трудилась над искоренением всего еврейского и преуспела во многом. Злодейский замысел был близок к осуществлению, Всевышний спас нас, буквально, в последнюю минуту. И по этой причине знаток Торы, владеющий русским языком, сегодня большая редкость.

Эта книга написана по-русски. Судьба ее автора проста в пересказе и чудесна по сути. Заслуги его предков и его личные заслуги послужили причиной того, что ему уже в зрелом возрасте посчастливилось познакомиться с выдающимися раввинами наших дней. Это знакомство перевернуло его жизнь и привело на скамью известной во всем мире ешивы. Лекции, которые автор читал в кругу своих друзей и которые легли в основу этой книги, явились плодом многолетней интенсивной учебы в ешиве, результатом напряженнейшей работы по осмыслению традиционной еврейской мудрости. Сегодня таких людей пока еще единицы, и потому - низкий поклон автору, как выражение нашей глубокой признательности.

Предлагаемая читателю книга содержит десять очерков, посвященных выяснению места человека в созданном Творцом мире. Место это тесным образом связано с судьбой еврейского народа, судьбой трудной, но высокой.

Идеи книги почерпнуты автором из Танаха, Талмуда, Мидрашей, произведений раби Моше Хаима Луцатто, Маараля из Праги, рава Хутнера, и для более полного их освоения необходима активная работа мысли, неспешное, многократное чтение. Следует особо отметить, что в книге приведены только те гиматрии, которые появляются в высказываниях великих еврейских мудрецов.

Человек и речь

Язык, на котором написана Тора, необычен. Каждая из двадцати двух букв еврейского алфавита имеет определенное числовое значение, и, вследствие этого, образующемуся из букв слову соответствует некоторое число, называвмое гематрией этого слова. Если гематрии двух, на первый взгляд не имеющих между собой ничего общего, слов равны, это является прямым указанием на внутреннюю связь идей, стоящих за этими словами. Рассмотрим пример. Слово אדם (адам), человек, состоит из букв מ ,ד ,א, чьи числовые значения соответственно 1, 4 и 40. Тогда гематрия слова "адам" равна 45 (1+4+40). Слово מה (что), состоящее из букв 40) מ) и 5) ה), имеет ту же гематрию: 40+5=45. Оказывается, в иврите понятие "человек" и вопрос "что" взаимосвязаны. Нас учат: человек есть тайна, нуждающаяся в раскрытии.

Определение человека, даваемое мудрецами, возможно, покоробит слух интеллигента: "אדם הוא בעל חי מדבר - человек - животное говорящее". Проанализируем это утверждение.

Все наполняющее землю можно разделить на четыре группы. Первая, наиболее примитивная, включает в себя предметы неживой природы: камни, металлы, песок и т.п. Затем идет растительный мир. Третью, более развитую группу, образуют животные. Сюда включены также рыбы и птицы. И, наконец, четвертую группу составляют самые совершенные создания - люди. Представители каждой последующей группы имеют более сложную организацию, чем представители предыдущей. В силу этого, природа входящих в четвертую группу ближе к природе тех, кто входит в группу третью, и дальше от природы представителей второй и, тем более, первой групп. Действительно, подобно животному, человек может видеть, слышать, двигаться, радоваться или сердиться. Потому определение человека и начинается со слова "животное". С другой стороны, между человеком и животным существует различие принципиальное. Человек имеет разум, свободу выбора, он наделен душой, природа которой нематериальна. Однако определение упоминает только одно - умение разговаривать. Человек - животное говорящее. Почему-то именно речи отдано предпочтение. Попробуем выяснить причину этого.

Мир устроен таким образом, что одну и ту же вещь можно использовать на благо или во вред. Правило это распространяется, в частности, и на речь. Сказано, например: "Трое, что ели за одним столом и произносили за ним слова Торы, как бы ели со стола Вездесущего" (Авот 3:4). С другой стороны, пропитанная злословием речь - источник многих бед и предмет осуждения. Случается, однако, что и положительное высказывание о ком-то может принести тому человеку неприятность. Талмуд в трактате Бава меция учит, что на вопрос о том, как тебя принимали в гостях, можно ответить: "Не очень хорошо", даже когда это не соответствует действительности. Причина дозволенного обмана проста: среди спрашивающих могут найтись люди, склонные злоупотребить гостеприимством, и тогда положительный отзыв может привести к подрыву материального благополучия хозяев. Комментатор обращает внимание, что в другом месте, в трактате Брахот, Талмуд называет желание похвалить гостеприимство хозяев отличительной чертой хорошего гостя. Очевидное противоречие разрешается так: в первом случае порядочность и бескорыстие спрашивающих вызывают сомнение у говорящего, во втором же заведомо известно, что услышанное не будет использовано в корыстных целях. Отсюда мы видим, что иногда и положительное высказывание о человеке может обернуться для него злом. К своей речи следует относиться предельно внимательно. Если слово наносит другому ущерб (материальный или моральный), если оно просто нежелательно для того, о ком сказано, знай, что совершается запрещенное законом Торы, и название этого прегрешения "лашон ара - злой язык".

Запреты, связанные с речью, как правило, не рассматриваются людьми серьезно. Кража, телесное повреждение - это зримо, осязаемо. Ущерба же, нанесенного словом, чаще всего не измерить, потому его легче списать с себя. Но Талмуд смотрит на мир иначе. Произнесение лашон ара приравнивается к совершению трех грехов: идолопоклонства, прелюбодеяния и убийства. Странная точка зрения. Парадоксальность высказывания вынуждает задуматься. Упомянутые три греха настолько серьезны, что Тора предписывает еврею предпочесть смерть возможности спасти свою жизнь ценою совершения даже одного из них. В этом их уникальность. Все остальные запреты отступают, когда на другой чаше весов жизнь человека. (Рамбам описывает детали этого закона в пятой главе Илхот Есодей Тора.) В частности, если от человека потребуют: "Скажи лашон ара про другого или мы убьем тебя", - он имеет полное право сказать все, что от него хотят. Как же совместить это с тем, что Талмуд приравнивает лашон ара к трем самым тяжким грехам, да еще вместе взятым?

В человеке можно выделить три уровня: тело, душу и разум. Каждый из нас дышит, ест, спит - это функционирование на чисто материальном уровне, и продиктовано оно исключительно потребностями тела. Эмоциональные реакции выявляют наличие души. Добр человек или зол, щедр или жаден - эти качества также характеризуют его душу. Душа толкает человека совершать действия, требующие больших затрат внутренних сил. Например, человеку хочется занять престижное положение в обществе. Один из способов - получить соответствующее образование, затем затратить немалые усилия на то, чтобы "пробиться", получить определенную должность и т.д., и таким образом достичь цели. Что заставляет человека встать на этот нелегкий путь? Определенные свойства его души. Заметим, что речь идет о нефеш - той душе человека, которая является производной этого материального мира. Помимо нее, человеку дана и иная, высшая душа, созданная в мире нематериальном и, в силу этого, позволяющая ему выйти за рамки материальности. Животные такой душой не наделены, потому и не могут соотнести себя с миром высшим. Третий уровень в человеке - разум. Характеристика разумного поведения - контроль над потребностями тела и желаниями души. Иными словами, разум активный контролирует тело (гуф) и душу {нефеш). Разум пассивный (сэхелъ), наоборот, идет у них на поводу, и тогда человек использует всю изворотливость своего ума для того, чтобы оправдать любые свои неблаговидные поступки, - ведь ему не хочется выглядеть некрасиво в своих собственных глазах и в глазах окружающих. При этом сам он может искренне верить в справедливость придуманных им доводов.

Четыре царства живой природы

Картина преобразования растениями земного шара требует некоторых уточнений.

Дело в том, что настоящие растения включились в процесс фотосинтеза довольно поздно: лишь два миллиарда лет назад (это меньше половины всей истории Земли). До них только наделенные хлорофиллом бактерии и сине-зеленые водоросли занимались фотосинтезом (однако бактерии при этом молекулярный кислород в окружающую среду не выделяли). Только они, бактерии и сине-зеленые водоросли, тогда и существовали на Земле. Никаких иных растений и животных еще не было. Теперь бактерии и сине-зеленые водоросли и растениями-то не считают! В особое царство и даже надцарство определили - доядерных организмов. У сине-зеленых водорослей и бактерий нет ядра. Нуклеиновая кислота (ДНК) рассеяна по всей клетке. А у прочих живых существ ДНК собрана в отделенном от цитоплазмы клетки мембраной ядре. Здесь помещается она в хромосомах - микроскопических тельцах, несущих наследственную информацию.

Биологами разработана новая система живого мира - не с двумя царствами, как прежде (животные и растения), а с четырьмя: дробянки (сине-зеленые водоросли и бактерии), животные, грибы и растения. В каждом царстве по два подцарства. У животных - простейшие (одноклеточные) и многоклеточные. У дробянок - бактерии и сине-зеленые водоросли. У грибов и растений - высшие и низшие грибы и растения.

К подцарству бактерий относят и такие микроорганизмы, как актиномицеты, спирохеты, микоплазмы, риккетсии и вирусы (последних определили сюда не без сомнений, условно, впредь до более полного их исследования).

Интересно вот еще что: грибы, неподвижные, питающиеся прахом земли создания, по новой системе, оказывается, более близкие родичи животных, чем растений! Вернемся на некоторое время к бактериям, чтобы рассказать о них подробнее. Ведь роль бактерий в существовании всего живого на Земле как прежде, так и теперь особенно велика.

У бактерий дурная слава. Всем известно, что они виновники опасных болезней: туберкулеза, брюшного тифа, дизентерии, холеры, проказы. Но многие ли знают, что есть и полезные бактерии? Мало даже сказать полезные, просто необходимые нам! Жизнь на Земле бы бы невозможна без бактерий.

Бактерии насыщают почву азотом, повышая ее плодородие, образуют и саму почву, помогают людям заквашивать огурцы, капусту и силос для скота, приготавливать сыры, простоквашу, уксусы, льняные ткани. Поселяясь в кишечнике, они переваривают за нас неудобоваримую пищу. Они уже освещают мрачную бездну моря призрачным сиянием живых огней, преобразуя в свет особые вещества, которые находят в «карманных фонариках» глубоководных рыб и кальмаров.

Форма клетки у бактерий бывает трех типов: круглая, спиральная и палочковидная.

Круглых бактерий называют кокками: монококками, когда это одиночные шарики; диплококками, когда они двойные; тетракокками, когда соединены четыре шарика вместе; сарцинами - если шариков восемь или больше; стрептококками, когда круглые бактерии образуют цепочку, словно нанизанные на нитку бусинки, и стафилококками, если они громоздятся беспорядочной кучей.

Спиральные бактерии - это вибрионы (тело их лишь слегка изогнуто), спириллы закручены в один или несколько витков, а спирохеты - в тонкие и мелкозавитые спирали.

Бактерии-палочки образуют две группы: обычных бактерий и бацилл. У первых не бывает спор. Вторые, когда внешние условия неблагоприятны, отделяют внутри своего тела от наполняющей клетку протоплазмы маленький, овальный и блестящий комочек живого белка - спору. (После этого бацилла распадается.)

Спора окружена плотной оболочкой, максимально обезвожена и может без вреда для заключенной в ней искорки жизни переносить сокрушительные удары враждебных стихий. Например, давление в 20 тысяч атмосфер! Или космический холод в 253 градуса! Нагревание до 90, а некоторые споры - и до 140 градусов!

Годами лежит в летаргическом покое этот законсервированный квант жизни, чтобы когда-нибудь потом, попав в условия более благоприятные, пробудиться. Плодиться, плодиться, без счета, без меры - единственная забота вновь возрожденной бациллы.

И хотя размножается она самым примитивным образом: разрывается пополам, число ее потомков вскоре достигает астрономической величины. Ведь каждая половинка уже через 20–30 минут снова делится, и так без конца.

Допустим, к примеру, что они делятся каждые полчаса. Через час из одной бактерии образуется четыре. К концу второго часа их будет 16, к концу третьего - 64. Дальше число их, увеличиваясь в геометрической прогрессии, быстро достигает цифр, которыми помечены столбовые вехи в космосе. Через 15 часов бактерий будет около 1 000 000 000, а через сутки с небольшим - 1 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000.

И если даже каждая из них занимает в пространстве не больше одного кубического микрона, то октильон бактерий (а приведенная выше цифра и есть октильон) с трудом удастся упаковать в баке высотой, шириной и длиной в километр. Чтобы перевезти такую гору бактерий, потребуется состав в 20 миллионов вагонов!

Конечно, производя эти вычисления, мы предполагали, что ни одна из новорожденных бактерий не умирает, по крайней мере, в течение двух первых суток. Но, к счастью, этого никогда не случается: большинство из них погибает. Да и темп деления мы выбрали оптимальный; далеко не все бактерии размножаются так быстро. Туберкулезные бактерии, например, делятся лишь раз в полтора дня.

Много среди бактерий сапробов, которые вызывают гниение белков и других органических веществ, разлагают их на более простые составные части - снова на углекислый газ, например, и аммиак.

Эти бактерии очень полезны. Горы мертвых тел лежали бы повсюду, если бы не бактерии. Они освобождают планету от растений и животных, в которых уже угасла жизнь. Сгнивая с помощью бактерий, прах трупов возвращается в землю.

Есть и бактерии - автотрофы, то есть сами себя питающие. Эти из неорганических веществ (аммиака, например, углекислого газа и различных солей) создают органические (белки, крахмал) и строят из них свое тело. Энергию, необходимую для преобразований простых веществ в сложные, они извлекают из солнечных лучей. Хемотрофные бактерии питаются тоже углекислым газом и аммиаком, но энергию для изготовления белка, добывают, окисляя железо, марганец либо молибден, серу и кремний («грызут», так сказать, камень и металл!).

Из книги Экспериментальные исследования способностей животных к количественным оценкам предметного мира автора Резникова Жанна Ильинична

Четыре ноги Он, казалось, был чем-то удивлен. Глаза его возвращались к моим рукам. Он вытянул свою руку и стал медленно считать свои пальцы. Герберт Уэллс «Остров доктора Моро». Первые опыты, выявляющие способность к счету у четвероногих, были проведены на макаках резусах

Из книги Как произошла жизнь на земле автора Келлер Борис Александрович

Происхождение растений и животных Три мира живой природы Первые самые простые существа, или живые белки, которые образовались на земле, ещё нельзя было отнести ни к растениям, ни к животным. Эти живые белки возникали из более простых неживых белков, и за их же счёт

Из книги Жизнь животных Том I Млекопитающие автора Брэм Альфред Эдмунд

Общий очерк царства животных

Из книги С утра до вечера автора Акимушкин Игорь Иванович

Амазонки пернатого царства В тундру, раскинувшую свои заболоченные равнины по северным окраинам Старого и Нового Света, прилетают весной стайки маленьких куличков. Тихие заводи, моховые болота, просто лужи, укрытые зарослями осоки и хвоща, - это дорогой их сердцу мир, их

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Из книги Тайны мира насекомых автора Гребенников Виктор Степанович

Из книги Учение Чарлза Дарвина о развитии живой природы автора Шмидт Г. А.

Из книги Антропология и концепции биологии автора

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Бионты-колонии в «третьем мире» животного царства Когда в начале XVIII века натуралисты впервые заглянули в морские глубины, они обнаружили в этой чуждой человеку среде удивительные по тем временам вещи. Например, французский судовой врач Пейсоннель установил в 1723 году,

Из книги автора

ЖИТЕЛИ ТЕМНОГО ЦАРСТВА Всюду жизнь Солнечный кусочек летнего многоцветного мира, что я вижу из комнаты, переплетом окна расчерчен на несколько прямоугольников. Нижние загорожены густой зеленью разросшихся за лето под окном молодых кленов, верхние - словно голубые

Из книги автора

1. Дарвинизм - общее учение о развитии живой природы и действенное орудие ее переделки Великий английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин (1809–1882) был одним из тех мужественных людей науки, которые «умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препятствия,

Из книги автора

6.2. Система живой природы Систематика – это важнейший раздел биологии, без которого все остальные разделы оставались бы лишь описательными дисциплинами. Знания о строении, функциях и развитии живых организмов имеют прогностическую ценность только тогда, когда они

Из книги автора

Положение вирусов в системе живой природы Спорным на протяжении истории биологии является положение в мегасистеме вирусов. Одни авторы считают вирусы особой «неклеточной» формой жизни, другие – что их нельзя относить к живым организмам в полном понимании этого слова,

Из книги автора

Глава 7. Место человека в системе живой природы Положение человека в системе живой природы отражает его долгий путь эволюции. Это положение мы начнем рассматривать с характеристики класса млекопитающих, к которому принадлежит

Из книги автора

2.6. Место человека в системе живой природы Человек, естественно, имеет свою «прописку» в филогенетическом древе живой природы, где он относится к отряду приматов (Primates) класса млекопитающих (Mammalia). Чтобы понять систематическое положение человека, необходимо представлять

Четыре царства жизни.

Микробиология- это раздел биологии, изучающий закономерности жизни и развития микроорганизмов в единстве с окружающей средой.

Эта наука изучает свойства микроорганизмов и процессы, которые они вызывают в макроорганизме.

Микробиология подразделяется на разделы: Общую и медицинскую. Медицинская на общую, частную, и санитарную.

Общая микробиология - изучает строение и жизнедеятельность микроорганизмов, наследственность, изменчивость, физиологию, циклы развития.

Медицинская микробиология - изучает патогенных микроорганизмов, вызывающих заболевания у человека.

Микроорганизмы не вызывающие заболевания называются – сапрофиты. Существуют заболевания, вызванные условно-патогенной микрофлорой, заболевания развиваются при попадании микроорганизмов, в определённую не свойственную для них, среду обитания.

Частная микробиология - изучает конкретных возбудителей заболеваний и методы диагностики.

Медицинская микробиология связана с другими медицинскими дисциплинами, такими как инфекционные болезни, эпидемиология, общая гигиена, генетика, анатомия и физиология человека, основы сестринского дела, латинский язык и другими.

Четыре царства жизни.

Мир микроорганизмов разнообразен. По мере их открытия и изучения микроорганизмы были распределены на группы:

1. Бактерии

2. Лучистые грибы

3. Нитчатые грибы

4. Дрожжевые грибы

5. Сине-зелёные водоросли

6. Спирохеты

7. Простейшие

8. Риккетсии

9. Микоплазмы

10. Вирусы

11. Плазмиды

Единственное, что их объединяет, - микроскопические размеры. Эти организмы отличаются друг от друга по многим признакам: по уровню организации геномов, наличию и составу белоксинтезирующих систем и клеточной стенки.

Согласно этим признакам все живые существа делятся на 4 царства: эукариоты, прокариоты, вирусы и плазмиды. К прокариотам относят бактерии, сине-зелёные водоросли, спирохеты, актиномицеты, риккетсии, микоплазмы. Простейшие, нитчатые грибы и дрожжи- эукариоты.

Отличительные особенности перечисленных царств жизни следующие:

Прокариоты - это организмы у которых нет оформленного ядра, а есть лишь предшественник – нуклеоид. Он представлен 1 или несколькими хромосомами, которые состоят из ДНК и свободно располагаются в цитоплазме не отграниченные от неё никакой мембраной. Прокариоты не имеют аппарата митоза, ядрышка, митохондрий. Обладают рибосомами клеточной стенкой с пептидогликаном. По типу дыхания- аэробы и анаэробы. Двигаются с помощью жгутиков, построенных у прокариот из белка флагеллина и не содержат микротрубочек.

Эукариоты - имеют ядро отграниченное от цитоплазмы ядерной мембраной, аппарат митоза и ядрышко, рибосомы, митохондрии, не содержат пептидогликана, все аэробы. Подвижность обеспечивают жгутики и состоят из белка тубулина, представляют систему микротрубочек.

Геном – полный набор генетической информации.

Для того чтобы обозначить определение понятия «микроорганизм» необходимо определить главный критерий который бы отличал живое от неживого. Ген является единственным носителем и хранителем жизни. Отличие живого от неживого наличие собственной генетической системы. Все кто имеют свою генетическую систему рассматриваются как организмы.

Микроорганизмы - это невидимые простым глазом представители всех царств жизни, занимающие низшие ступени эволюции, но играющие важную роль в круговороте веществ в природе, патологии растений, животных и человека.

Приветствую вас друзья природы. Сегодня я хочу вам рассказать какие царства живой природы и их представители существуют и властвуют на нашей земле. Заинтересовали они меня своим богатым разнообразием, так как природа создавала все свое разнообразие многие миллионы лет.

Оказывается это не одно царство, а несколько и друг без друга им никак не прожить, ведь в природе все взаимосвязано. Известно ли вам представителях царства живой природы?

Как же прекрасна наша земля в любое время года, на которой все так рационально устроено, что все живые организмы на ней, в той или иной степени зависят друг от друга.

Порой мы даже не задумываемся об этом и не обращаем внимания. О том, какие существуют царства природы, как называются и сколько их, я постараюсь вам рассказать.

Эти мельчайшие микроорганизмы — микробы и бактерии существуют везде, куда бы вы не взглянули. Но увидеть их можно только под микроскопом из-за их малых размеров. И так, заглянув в линзу микроскопа можно обнаружить разные по строению бактерии.

Есть в виде шара, а есть и прямые бактерии — как палочка, некоторые изогнутые, а другие имеют причудливые формы. Их разнообразие столь богато, что все их здесь перечислить будет непросто.

Говоря о бактериях, все их можно условно поделить на:

  1. Полезные, которые есть в каждом живом существе и помогают не только правильно переваривать пищу, но и защищают от разных болезней.
  2. Вредные, которые вызывают различные отравления и расстройства системы пищеварения и других органов.

Кроме того, в этом царстве еще существуют бактерии и микробы, первые из которых, как я уже говорила выше, могут быть как полезными, так и вредными. А вот микробы – только вредные.


Вот так вкратце устроено это царство из плохих и хороших микроорганизмов.

Царство вирусов

Так, к примеру, вирус гепатита может жить в теле человека, не повреждая клетки печени многие годы. В настоящий момент известны:

Прочитав это название царства, вы наверно подумали про лесные грибы? Конечно же, вы правильно подумали, но еще очень много есть на свете грибов, растущих не только в лесу на поляне, но и речном и морском дне.

Более 100 тысяч видов грибов сегодня известны нашей науке. Оказывается, что и самые обычные дрожжи — это . А всем известные лесные грибы есть съедобные и несъедобные.

Плесневые грибы также распространены повсеместно и от них порой трудно избавиться.

Бывают они очень вредны, так как приводят к потерям урожая, болезням людей и животных. Но есть среди них и полезные грибы, как например — пеницилл. Не правда ли – знакомое название, видимо вы догадались, что из него получают антибиотик пенициллин.

У всех практически, кто имеет свой приусадебный участок, растут кусты смородины или крыжовника. И все стремятся весной обработать их от мучнистой росы. Эту болезнь растения вызывают грибы мучнисто-росяные.

Ну, кто же не знает это сказочное царство, которое так богато и разнообразно?

Радуют нас их представители и дома, и на улице. Каждую весну распускаются и цветут различные растения, даря нам с вами цветы, источающие нежный аромат .

Около 400 тысяч видов на нашей планете растений. Приведенная ниже таблица объясняет, на какие виды поделено царство растений.

А я бы еще к ним добавила лекарственные и ядовитые растения. Надеюсь, вы не против этого?

Это многочисленное царство выполняет огромную роль на нашей земле, так как обогащает воздух кислородом, являются пищей многим животных. И мы с вами выращиваем у себя на даче их представителей:

  1. плоды и ягоды,
  2. фрукты и овощи,
  3. цветы и розы,
  4. деревья и кустарники.

Деревья дарят нам прохладную тень в жаркое время, а в холодное – согревают наши дома. Без жизнь на земле перестанет существовать.

Царство животных

Микроскопическая амеба и огромный синий кит, что в них общего — спросите вы? Один большой, а другая совсем кроха. И все же они находятся в одном этом царстве. А почему? Да потому, что они питаются, размножаются и дышат самостоятельно.

Приблизительно 2 миллиона вида в животном царстве живут на нашей планете. Одноклеточные или многоклеточные живые организмы все они существуют и эволюционируют уже не один миллион лет.

Представители всех этих 5 царств живут и процветают, взаимно дополняя друг друга.

Нельзя представить хищника волка пасущегося на поляне и жующего траву. Или кучерявого барашка, охотящегося на длинноухого зайца. Ведь это невозможно в природе. Так все царства живого мира не могут существовать друг без друга.

Живые организмы, умирая, перерабатываются бактериями. Вирусы, убивая хозяина, дают питание бактериям. Бактерии в свою очередь дают питание растениям. Растения производят кислород и кормят животных. Круговорот живых существ в природе — это бесспорное доказательство их взаимосвязи.

Взгляните на все это разнообразие царства природы, которые представлены здесь как небольшая, но наглядная схема и вам все станет ясно.

Надеюсь, вам понравился мой небольшой обзор царств живой природы и их представителей, и вы узнали из него, много полезного для себя. Напишите об этом в ваших комментариях, мне будет интересно об этом узнать. А на сегодня это все. Разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. А также вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Тип урока: урок новых знаний

Тема урока: Четыре царства живой природы.

Цели урока:

Познакомить учащихся с основными царствами живой природы: растения, грибы, бактерии, животные.

Раскрыть основные отличия этих царств: растения-грибы, грибы-бактерии, бактерии-животные.

Уточнить знания учащихся об основных качествах живых существ (дышат, растут, двигаются, размножаются, умирают.)

Расширить кругозор

Методические приемы, используемые на уроке:

ПК, мультимедиапроектор;

Дидактическая игра “Найди свою группу”;

Работа в парах с рисунками-схемами в рабочей тетради “ Решение кроссворда.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Любите ли вы путешествовать? (+) Наше путешествие не сказочное. Мы с вами отправляемся на планету Живых существ. А кого мы называем живыми существами? На этой планете есть четыре царства – государства. (Учитель демонстрирует ученикам карту планеты. Вся поверхность планеты покрыта тучами). Но что я вижу? Плотный туман окутал всю планету – ничего не видно. Но есть способ рассеять туман. Выручит нас игра “Найди свою группу”.

Цель игры: опытно игровым путем ученики распределяют таблички с названиями и рисунками живых организмов на четыре группы.

При допуске ошибок учитель не спешит исправлять учеников сам. Опыт показывает, что ребята справляются сами или с помощью одноклассников. (Ребята могут спутать грибы с растениями).

Учитель: Молодцы, ребята! Теперь, кажется, и туман исчезает (с карты “Планеты - живые существа” убираются тучки).

Ребята видят названия царств.

3. Новый материал.

СЛАЙД “Четыре царства природы” (слайд 2)

По щелчку мыши на слайде появляются названия каждого царства.

Задается вопрос: Кто населяет эти царства? Как живется их обитателям? Если не могут ответить на этот вопрос, то учитель отвечает: Сейчас мы это узнаем!

Учитель: В какое царство мы отправимся сейчас?

Дети делают выбор, например – растения. По гиперссылке “растения” происходит переход на СЛАЙД “Многообразие растений”.

Ученик читает стихи, появляющиеся на экране.

Учитель: Как здесь красиво! Какой нарядный лес! Что мы в нем видим?

Ученики: деревья, кустарники, ягоды, травы – это и есть растения, все они разные.

Учитель: А что одинаковое у всех растений?

Ученики: У них разные части. (Выводим детей на ответ с помощью наводящих вопросов.)

СЛАЙД “Части растений”

Дети называют части растений, на экране они появляются по щелчку мыши.

Учитель: Какую роль выполняют корень, стебель, лист, цветок, плод.

Ответы детей учитель уточняет.

ВЫХОДИМ НА СЛАЙД “четыре царства” по кнопке “ДОМОЙ”

Учитель: Наше путешествие продолжается, и выбираем новое царство – Грибы.

Учитель может просто попросить назвать грибы или учитель загадывает загадки, ответы на которые ученики ищут на слайде.

По щелчку мыши появляются названия представленных грибов – происходит проверка ответов учеников.

Учитель: Почему нельзя путать грибы с растениями? (Дети, как правило, на этом этапе еще не знают отличий и часто грибы путают с растениями, но можно ожидать и правильного ответа)

Учитель: Давайте посмотрим, как устроен гриб.

СЛАЙД “СТРОЕНИЕ ГРИБА”.

Учитель: а теперь сравните строение гриба и строение растения.

Дети: у гриба вместо корня грибница, у гриба нет семян и плодов, у него споры. У гриба нет листьев и стеблей, а у растений – есть. Значит, гриб – не растение.

Учитель: Почему грибы и растения – живые существа?

Дети: грибы, как и растения могут питаться,размножаться, умирать.

ВЫХОД НА СЛАЙД “ЧЕТЫРЕ ЦАРСТВА ПРИРОДЫ” по гиперссылке.

Учитель: Еще не закончено наше путешествие – следующее царство – бактерии.

ПЕРЕХОД НА СЛАЙД “Бактерии”

Ученик читает о бактериях текст на слайде.

Учитель: все вы болели: у кого был насморк, высокая температура, болел живот. Иногда причиной наших болезней могут стать вредные бактерии.

На слайде рассматриваем виды бактерий “Кокки”, “Холерный вибрион”.

Учитель: Тело бактерий хорошо защищено. Иногда, чтобы убить вредные бактерии, мы пьем специальные лекарства или кипятим воду. Но есть и полезные бактерии – кисломолочные, в йогуртах, в сметане, кефире. Почему бактерии тоже являются живыми существами?

Дети: Бактерии растут, размножаются, погибают.

Учитель: Молодцы!

ВЫХОД НА СЛАЙД “Четыре царства природы” по гиперссылке.

Учитель: В каком царстве мы еще не были? Да, это животные.

ВЫХОД НА СЛАЙД “Многообразие животных”

Учитель: Назовите этих животных. Почему мы говорим “многообразие животных”? все ли животные одинаковые, что их различает? Как передвигаются животные? (прыгают, летают, ползают, лазают, бегают, плавают) Как питаются животные? Как строят жилища и воспитывают потомство? (вьют гнезда, роют норы, устраивают логова, берлоги и т.д.) Животные – это тоже живые существа. Назовите признаки живых существ.

Молодцы, ребята! Вы завершили наше путешествие. А теперь посмотрим, что вы запомнили.

4. Самостоятельная работа в тетради “Познаем окружающий мир” №1. Работа проводится в парах (если класс к ней готов). Задание: Заполните схемы “Четыре царства природы”, “Строение гриба”, “Части растений”.

Проверка и самопроверка может проводиться в парах.

5. Самостоятельная работа “Разгадай кроссворд”

СЛАЙД “Разгадай кроссворд”

Учащиеся получают листы с полем кроссворда. Учитель загадывает загадки про бабочку 1, гриб боровик 2, икра 3, корень, 4 клен 5, спора 6.

Проверка в парах. Слайд “Реши кроссворд”. По щелчку появляются ответы.

6. Итог урока. Оценивание самых активных участников путешествия. Что узнали? Какие отличительные признаки всех живых существ вы запомнили?

7. Домашнее задание. Рассказать о царствах живой природы и живых существах, населяющих каждое царство.