Значение слова анафора в словаре литературоведческих терминов. Анафора - это фигура речи Анафора в прозе

В русской поэзии в целях усиления воздействия выражений используются разного вида риторические и стилистические фигуры ( , эпитеты , аллегории, тропы и др.).

Одной из таких фигур является анафора. Попробуем разобраться в том, что именно она собой представляет и как применяется в русском языке и литературе.

Вконтакте

Одноклассники

Анафора: значение

Анафора означает единоначатие или иными словами одновременное начинание и повтор звуков, слогов, одного слова или нескольких в начинающихся фразах или строфах стихотворения или прозаического отрывка. Возьмем в пример знаменитые строчки А. С. Пушкина :

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю … стройный вид…

Повторение слова «люблю» в этом случае и есть загадочный стилистический ход, который служит скреплением речевых отрезков и придает стихотворению яркость и выразительность.

Термин произошел от слова, которое в переводе с древнегреческого на русский язык означает «вынесение вверх». К примеру, в стихотворении А. С. Пушкина «Осень» используется анафора «уж», она повторяется в первых двух строфах, тем самым усиливает приближающейся осени. При прочтении этого стихотворения возникает чувство тоски, ведь напоминает нам о приближении холодной и сырой поры года.

Анафора: википедия

Ана́фора (в переводе с древне-греческого ἀναφορά – восхождение) – стилистическая фигура, которая состоит из повторения сродных звуков, одного слова или группы слов, находящихся в начале каждого ряда параллельно друг другу, т.е. в повторении начинающихся частей двух и более самостоятельных отрезков речи (стихов, полустиший, прозаических отрывков или строф).

Значение и примеры анафоры в литературе

Анафора в литературе – это фигура художественной речи, литературный прием, в основе которого лежит похожесть слов в прозаических отрывках и стихах, повторяющихся в словах, словосочетаниях, звуках, синтаксических построениях и морфемах в начале частей сложных предложений, строф, фраз, абзацев и периодов.

Примеры:

В произведениях такого рода стилистический прием используется с целью эмоционально воздействия на читателя, часто это выражается в возвышении тона, а также путем логического и смыслового выделения важных мыслей, которые объединяют в одно целое различные по строению и синтаксическому уровню подобранных конструкций.

Также стилистическая фигура рассматривается как вид слитного предложения . В старо-германской поэзии этот оборот речи встречается в качестве формы связи некоторых предложений или частей предложения и образует так называемый «анафорический трёхсложник». Также существует связь анафоры с такой риторической фигурой, как градация; в данном случае в литературных приемах отмечается постепенное повышение эмоционального характера речи (например: «умирает скотина, умирает друг, умирает и человек» ).

В прозаической речи она тесно связана с формами прощания и приветствия. Поэты и прозаики эти формы называют анафорическими; часто они проявляются в подражании народного значения и в произведениях писателей нового времени.

Стоит отметить и историко-культурную основу данного литературного приема. Важным оборотом речи издавна считалось похожее обращение к властителям, богам или заседающим вместе ; ко всем обращались одинаково, чтобы никого не разгневать (например, на собрании, на званом пиру или на суде говорили: «достопочтеннейшие, уважаемые, высокоучёные, благомудрые господа бургомистры и ратманы »; «почтеннейшие, именитые и предусмотрительные господа эльтерманы и старики » и т.п.).

Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Особенно ярко анафоры построения выступают на примере амебейной композиции* . Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

* Амебейная композиция – широко распространенный (особенно в народной поэзии) прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение, в котором применена амебейная композиция, имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны, например:
"А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, дид ладо, сеяли, сеяли.
А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, дид ладо, вытопчем, вытопчем".

Параллельная связь предложений в тексте может быть особо подчеркнута, усилена одинаковым началом их (анафора).

Фрагмент из поэмы И.Исаева "Суд памяти":

АНАФОРА

- (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см. параллелизм).

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

А.С. Пушкин

См. также повтор

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАФОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНАФОРА в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. возношение) особая молитва (канон), являющаяся основной частью литургии (см.) и начинающаяся после чтения Символа Веры. Центральный момент анафоры возношение …
  • АНАФОРА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    "вынесение наверх" - повторение одних и тех же слов в начале предложений или отд. частей одного и того же предложения: …
  • АНАФОРА в Литературной энциклопедии:
    [греч. ??????? — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф). …
  • АНАФОРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. anaphora букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА
    [от древнегреческого anaphora вынесение наверх] поэтический прием, состощий в повторении в начале двух или нескольких отрезков речи (стихов, фраз) одного …
  • АНАФОРА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. 1. лит. Стилистическая фигура: тождество звуко- или словосочетаний, ритмических конструкций в начале следующих друг за другом фраз или …
  • АНАФОРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АН́АФОРА (греч. anaphora, букв.- вынесение), стилистич. фигура; повторение нач. частей (звуков, слов, синтаксич. или ритмич. построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) ? риторическая фигура, состоящая в повторении с особым ударением какого-нибудь слова или даже нескольких слов в начале непосредственно следующих …
  • АНАФОРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ана"фора, ана"форы, ана"форы, ана"фор, ана"форе, ана"форам, ана"фору, ана"форы, ана"форой, ана"форою, ана"форами, ана"форе, …
  • АНАФОРА
    (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного …
  • АНАФОРА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. anaphora ana... вновь + phoros несущий) единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных …
  • АНАФОРА в Словаре иностранных выражений:
    [гр. anaphora единоначатие, повторение - звуков, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк, напр.: …
  • АНАФОРА в словаре Синонимов русского языка:
    единоначатие, …
  • АНАФОРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • АНАФОРА в Словаре русского языка Лопатина:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    анафора, …
  • АНАФОРА в Орфографическом словаре:
    ан`афора, …
  • АНАФОРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, …
  • АНАФОРА в Толковом словаре Ефремовой:
    анафора ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в …
  • АНАФОРА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Стилистический прием в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений и т.п. в начале …
  • АНАФОРА СИНТАКСИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль …
  • АНАФОРА МОРФЕМНАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов. ..Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов.) Анафора лексическая. Повторение одних и …

Средства выразительности - это приемы, которые делают литературу эмоциональнее, а устную речь богаче и красочнее. Эти художественные тропы изучают еще в школе, но программа не дает полного понимания того, для чего они нужны и как работают. В число самых известных и легко запоминающихся средств входит анафора. Это классический стилистический прием, который чаще всего встречается в лирических литературных произведениях и в поэзии.

Что такое анафора

По другому это средство художественной выразительности называют единоначатием. Заключается оно в разного рода повторениях в начале частей произведения, обычно полустиший, стихов или абзацев.

Определение, что такое анафора в литературе, данное в Словаре литературоведческих терминов Н. И. Рябковой, звучит так:

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи.

Функции анафоры

Обычно примеры анафоры из художественной литературы можно встретить в стихотворениях, частушках, поэмах, песнях и других произведениях. Именно этому литературному роду - поэзии - свойственны экспрессия, акцент на чувствах и переживаниях лирического героя. Изображение внутреннего мира происходит через языковые средства. Анафора в литературе служит для усиления эмоциональной составляющей повествования и вносит в него элемент живости и энергичности. Например, в стихотворении А. С. Пушкина "Туча":

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В этом произведении интонационное и контекстное ударение падает на слово "одна" за счет его повторения, которое указывает на состояние внутреннего мира лирического героя. В данном стихотворении смысловой упор делается на то, что туча - единственный негативный фактор, что придает стиху экспрессивно-обвинительный окрас.

Примеры анафоры из литературы и не только

Анафора - это средство художественной выразительности, так что в научно-популярной литературе или официальных документах встречается она значительно реже, как и любое другой средство выразительности. Более того, этот прием имеет слишком сильную эмоциональную окраску, неприемлемую для некоторых стилей. Можно почерпнуть примеры анафоры из литературы,включая как поэзию, так и прозу, или из публичных речей или писем.

Например анафора использовалась в речи В. В. Путина для придания торжественности, убедительности и проникновенности его словам:

Нужно вместе с вами продолжить начатые преобразования. Чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему.

Чтобы понаблюдать как меняется эмоциональная окраска, можно убрать ее из данного отрывка: "...в каждом городе, селе, на улице, в доме и в жизни российского человека происходили перемены к лучшему". Без лексического повтора это перечисление теряет свой экспрессивный "вес" и акцент.

Пример анафоры в прозе присутствует, например, в статье академика Д. С. Лихачева:

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.

Здесь тоже идет усиление перечисления, акцент на важности каждого отдельно взятого примера, рассматриваемого в отрывке. Таким образом ситуации, которые упоминает автор, становятся не частью одной смысловой конструкции, а разными отрывками со своей собственной контекстной энергией, что заставляет читателя обращать отдельное внимание на каждую из них, а не на все вместе разом.

Самое обширное количество примеров единоначатия содержит поэзия. Именно в лирике экспрессия приходится к месту чаще, чем в других литературных родах. Пример анафоры в стихотворении А.С. Пушкина:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой...

В конкретном примере анафора выражена глаголом "клянусь". Сам по себе он несет торжественную коннотацию, повтор же усиливает ее.

Виды анафоры

Анафора бывает:

  • звуковой;
  • лексической;
  • синтаксической;
  • морфемной;
  • ритмической.

Звуковая анафора в литературе представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение, например в произведении Александра Блока "О, весна! без конца и без краю...":

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Повторяются парные звуки [з] - [с], ассоциирующиеся с легким весенним бризом, что соответствует идее и контексту стихотворения.

Лексическая анафора - это повторение лексической единицы, целого слова или частицы. Этот вид самый распространенные и легче всего узнается читателем. Например, в стихотворении Сергея Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза...

Синтаксическая - это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения, как в стихотворении Афанасия Фета:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова - морфемы, например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня...

В данном случае повторяется корень "черно-", объединяя "девицу" и "коня" в чертах.

Ритмическая анафора - это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок. Яркий тому пример в произведении Николая Гумилева:

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Данный вид анафоры используется только в поэзии, так как в прозе отсутствует ритм.

Анафора в английском языке

Единоначатие - универсальный стилистический прием и используется не только в России. Анафора в литературе на других языках также часто встречается, особенно в песнях, и носит те же функции, что и в русском.

My heart’s in the Highlands,

My heart is not here,

My heart’s in theHighlands,

А chasing the dear.

В данном отрывке используется лексический вид.

Этим приемом не пренебрегал и сам Уинстон Черчилль, активно используя его в своих речах и выступлениях. Также его применял и Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи "У меня есть мечта".

Анафора это единоначатие; стилистический приём, который заключается в преднамеренном повторе звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в начале двух или больше смежных речевых отрезков (слов, фраз, предложений, строк, строф). Анафора в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Анафора – древний литературный приём, истоки которого лежат в библейских псалмах. Ранние религиозные тексты содержат изобилие звуковых, лексических, синтаксических повторов, которые подчёркивают отдельные слова, фразы и предложения («Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное…»; Библия).

Писатели Елизаветинской эпохи и периода романтизма воплотили стилистический приём анафоры в прозе и в поэзии («Безумный мир! Безумные короли! Безумен их союз!»; Шекспир, «Король Иоанн»).

Поскольку анафора использует избыточность слов для создания драматического эффекта, этот приём не распространен в академических и публицистических текстах. Таким образом, анафора не характерна для формальных стилей письма и главным образом используется для создания ритма и акцента в поэтической манере.

Виды анафоры

В зависимости от повторяющихся элементов в речевых отрезках, различают следующие виды анафоры:

  • звуковая (фоническая) анафора – повтор звуков в словах, расположенных в начале смежных речевых отрезков. Звуковая анафора свойственна аллитерационному стиху;
  • морфемная анафора – повтор морфем, т. е. частей слов, в начале соседних отрезков речи;
  • лексическая (словесная) анафора – повтор слов в начале параллельных речевых отрезков. Это наиболее распространённый вид анафоры;
  • синтаксическая анафора – повтор синтаксических структур в начале смежных речевых отрезков;
  • строфическая анафора – повтор речевых элементов в начале параллельных строф стиха;
  • ритмическая анафора – повтор ритмических единиц (стоп) в соседних стихотворных строках.

Анафора в поэзии

Анафора в поэзии размещается в начале полустиший, стихотворных строк, строф или же на протяжении всего произведения («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова, «Это утро, радость эта…» А. А. Фета), составляя принцип его композиции.

Термин «анафора» используется также для обозначения стихотворения, в котором все слова начинаются с одного и того же звука.

Стилистический приём анафоры применяли знаменитые русские писатели А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. А. Блок, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, К. Д. Бальмонт и др.

Примеры анафоры:

Город пышный, город бедный…
(А. С. Пушкин)

Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С. А. Есенин)

Анафора в риторике

Ораторы, в том числе политические деятели, используют анафору как риторический приём в своих выступлениях, чтобы подчеркнуть идеи, которые они хотят передать, и вызвать эмоции у аудитории. В устной речи анафора, как правило, реализуется в повторе одного слова или целой фразы.

Анафору применял политик и оратор Уинстон Черчилль. Его утверждающая речь «Мы будем сражаться на пляжах» (1940 г.), произнесённая во время Второй мировой войны, полна анафорических примеров. У. Черчилль неоднократно повторил слово «мы», ссылаясь на множественную форму, которую он применил ко всей нации, вызывая патриотические настроения среди народа.

Функции анафоры

Анафора как стилистический приём в литературе выполняет следующие функции:

  • усиление образности и выразительности художественной речи;
  • смысловое и логическое выделение значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи;
  • установление связи между отрезками речи на основе параллелизма;
  • выражение контраста между параллельными речевыми рядами посредством антитез;
  • добавление ритма в текст, что усиливает его интонационную и смысловую структуру, делает его более лёгким для чтения и запоминания;
  • поддержание мелодического воздействия поэтической речи звуковым, лексическим или синтаксическим повтором;
  • композиционное построение в лирическом сюжете.

Анафора как риторический приём используется для привлечения внимания аудитории, для вызова эмоций у слушателей, с целью убеждать, мотивировать и побуждать их.

Анафора и эпифора

Анафора и эпифора (эпистрофа) – близкие понятия в том отношении, что оба представляют собой стилистические приёмы, основанные на повторе элементов речи. Однако в анафоре повторяющиеся единицы размещаются в начале смежных отрывков текста, в эпифоре – в конце. Если эти две фигуры используются одновременно, они образуют симплоку – соединение анафоры и эпифоры.

Анафора также вступает в сочетание с другими видами повтора: многосоюзием (полисиндетоном); градацией – фигурой, состоящей в перечислении элементов речи с нарастающей интонацией, например: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С. А. Есенин).

В современном искусстве анафора проявляется в разных контекстах, включая песни, кинофильмы, телевидение, политические речи, поэзию и прозу.

Слово анафора произошло от греческого anaphora, что в переводе означает вынесение, повторение.