Анализ пастернака нежность коротко. Анализ стихотворения Нежность (Пастернак Б

«Нежность» Борис Пастернак

Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.
Люди — манекены,
Только страсть с тоской
Водит по Вселенной
Шарящей рукой.
Сердце под ладонью
Дрожью выдает
Бегство и погоню,
Трепет и полет.
Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке.

Анализ стихотворения Пастернака «Нежность»

Брачный союз Бориса Пастернака и Евгении Лурье было довольно странным и непредсказуемым. Трудно представить, что могло в течение почти 10 лет связывать таких разных людей. Тем не менее, поэт вспоминает эти годы жизни как одни из самых светлых и счастливых. И это несмотря на то, что его супруга оказалась далеко не самой идеальной хозяйкой, взвалив на своего избранника все вопросы, связанные с ведением домашнего хозяйства. Евгения Лурье была художницей, импульсивной, очень талантливой и при этом непредсказуемой. Она не отличалась устойчивой психикой, постоянно устраивала скандалы и совершенно не интересовалась воспитанием единственного сына, который вырос фактически на руках у отца. Но именно этой капризной и глубоко несчастной в душе женщине Борис Пастернак посвятил стихотворение «Нежность», написанное в 1928 году.

Умение поэта органично сочетать простые бытовые вещи и возвышенные чувства нашла отражение во многих его произведениях. Именно по этой причине антураж, в котором развиваются события данного стихотворения, может подойти и для любой современной квартиры. Но с условием, что в ней царит особая атмосфера любви, благодаря чему даже обычные занавески становятся грозным оружием, надежно защищая домашний очаг от подступающей тьмы. Тепло, уют, особая атмосфера покоя и умиротворения – все это создает удивительный контраст с тем, что происходит на улице. Там, по определению поэта, снуют «люди – манекены», у которых в душе перемешаны такие противоречивые чувства, как «страсть с тоской». Бросаясь из одной крайности в другую, они не могут понять, что же происходит на самом деле. И это вызывает в душе поэта чувство сострадания. Ведь сам автор знает, что от страсти до тоски – один шаг, но при этом он умело балансирует на грани столь противоречивых чувств . Ему хорошо знакомы «бегство и погоня, трепет и полет», однако все это тонет во всепоглощающей нежности, которую поэт испытывает к своей избраннице. И это чувство для него является настолько естественным и простым, что не требует какого-либо объяснения. Свою нежность пастернак сравнивает с необузданной страстью, «точно рвет поводья лошадь в мундштуке». Но это нисколько не пугает автора, который убежден, что не нужно сдерживать свои эмоции, если они носят позитивную окраску. Пастернак еще не догадывается о том, что в брачном союзе один человек всегда любит сильнее, чем другой, и ждет ответных чувств от супруги, не предполагая, что творчество интересует ее гораздо сильнее, чем семья.


Стихотворение "Нежность" посвящено Евгении Лурье.

Лирический герой в стихотворении предугадывает наступление истинных чувств с наступлением ночи, описывая закат таким образом: "Ослепляя блеском (а ведь известно, что закат всегда блестит в облаках и окнах), вечерело в семь".

Другие люди для лирического героя - манекены, он видит не их, а себя и образ своей возлюбленной. Герой чувствует наступление страсти, он говорит о Вселенной, потому что его чувства соразмерны только с ней. Он, как и сам поэт, знает, что от тоски до страсти один шаг: "...Только страсть с тоской водит по Вселенной шарящей рукой".

К концу стихотворения герой уже не в силах удержать настоящие чувства, он делает последние попытки их скрыть, но у него не получается: "Сердце под ладонью дрожью выдаёт бегство и погоню, трепет и полёт".

В самой последней строфе герой уже не хочет держать чувств, он понимает, что свобода - это самое лучшее для них:"Чувству на свободе вольно налегке, точно рвёт поводья лошадь в мундштуке".

В стихотворении применяется много олицетворений, например "подступала тень", "страсть водит рукой", "сердце выдаёт", "чувству вольно на свободе".

Обновлено: 2017-09-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

всем привет нужен срочно анализ стиха Нежность (БЛ Пастернак) помогите плиз. и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
Среди русских поэтов серебряного века Б. Пастернак занимает особое место. Его произведения отличаются философским настроем независимо от того, писал ли он о природе, или о состоянии собственной души, или о сложных человеческих взаимоотношениях.
Склонность к философскому осмыслению жизни характеризует все творчество Б. Пастернака. Он - поэт-мыслитель, и с самых ранних своих стихов задумывается о сущности мира. Центральная категория поэтической философии Б. Пастернака - «живая жизнь» . Она - мощная всеобъемлющая стихия, объединяющая человеческую личность и ее окружение.
Стихотворение писалось для романа "Доктор Живаго", но не было включено в число "стихов из романа".
Синявский: «Пастернака увлекала задача - в пределах стихотворения воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия, передать владеющее поэтом «чувство короткости со вселенной» . В его стихах лирическое повествование не развивается последовательно, от явления к явлению, но скачет «поверх барьеров» , тяготея к широкой эскизности, к размашистому живописанию целого. С помощью иносказаний, переносных значений, вещи сдвигаются со своих насиженных мест и приходят в бурное хаотическое движение, призванное запечатлеть действительность в ее естественном беспорядке.
«Он [Пастернак] развертывает стихотворную фразу во всей сложности соподчинений, перебивает себя, опускает, как это случается в обиходе, некоторые связующие звенья, а главное - стремится к свободной, раскованной поэтической речи, обладающей широким дыханием и построенной на развитии больших и целостных интонационных периодов. Способность мыслить и говорить в стихах не отдельными строчками, а строфами, периодами, оборотами... »
Второй род сложности - это сложность поэтического изъяснения. И вытекающая из нее для читателя затруднённость внешнего восприятия стихов. При этом само собой затрудняется или даже исключается понимание сути стиха, то есть поэзии. То есть лексико-словесный материал стихов: фразеология, синтаксис, ритмика, строфика и другие элементы языка сами по себе могут быть сложны. Кроме того, есть элементы собственно стиха, специальные литературные приемы, которые называют тропами, как, например, метафора. Такая вот сложность, вторая, сама по себе не является ни достоинством, ни недостатком. Это своеобразие стиля, художественной манеры.
У раннего Пастернака такая сложность была оправдана блистательной поэзией и неотделима от нее. Ибо стиль, в конечном счете, не есть совокупность технических приемов и не есть нечто субъективно-преднамеренное, а есть нечто объективное. Выражение, отпечаток индивидуальности художника.
Поздний же Пастернак стремится писать о самом главном: о сущности мира, о смысле жизни, о месте и назначении человека в потоке всеобщего бытия. Даже время и пространство, данные раннему Пастернаку в ощущении, как земля и воздух, теперь становятся для него объектом интенсивности поэтического осмысления.
Звуковые повторы и совпадения - все служит одной цели: усилить ощущение таинственности, волшебности свершающегося. Весь звуковой рисунок выражает сокровенность, необычайность происходящего.
Художник - уполномоченный вечности, глашатай высших начал, и его деятельность - это непрерывно, неустанно творимый подвиг.
В данном стихотворении название абсолютно не соответствует содержанию. Нежность в данном случае – это состояние души автора, когда он описывает свои чувства в вечерние часы.

    любовная лирика.. послание

    Бляха, стих - один из самых популярных у Блока. Про него полный интернет материалов.
    И что значит помогите? Типа "сделайте за меня"? Одно дело помочь, другое - за кого-то просто так что-то делать... Хоть написала бы, какой анализ нужен...

    План анализа стихотворения
    1. Элементы комментария к стихотворению:
    - Время (место) написания, история создания;
    - Жанровое своеобразие;
    - Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);
    - Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.
    2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.
    3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.
    4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:
    - Композиционные решения;
    - Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;
    - Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;
    - Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;
    - Мотивированность и точность использования выразительных средств.
    4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).
    5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.
    6. Дополнительные (свободные) размышления.

    на сколько я помн у меня анализ 1 стиха был на 2 А4 листа

    А разве гугл больше не помогает людям?

Ослепляя блеском,
Вечерело в семь.
С улиц к занавескам
Подступала темь.
Люди — манекены,
Только страсть с тоской
Водит по Вселенной
Шарящей рукой.
Сердце под ладонью
Дрожью выдает
Бегство и погоню,
Трепет и полет.
Чувству на свободе
Вольно налегке,
Точно рвет поводья
Лошадь в мундштуке.

Анализ стихотворения «Нежность» Пастернака

Любовная лирика Бориса Леонидовича Пастернака многозначна и метафорична. «Нежность» посвящена его первой жене.

Стихотворение написано в 1928 году. Его автору — 38 лет, и это короткое время, когда советская власть принимает его творчество снисходительно, почти благосклонно. Он женат на художнице Евгении Лурье, в семье растет сын. Колкая на словах, сторонница совместного ведения хозяйства без каких-либо исключений, чуть ревнивая к его успеху, жена невольно создавала напряжение в их отношениях. Бытовая неустроенность делала обстановку еще нервознее. Оставалось всего несколько лет до того момента, как этот брак будет разрушен. И сделает это сам Б. Пастернак. Он ждал от нее не только само собой разумеющейся верности, но и веры — в него, в его искусство. Естественность и взаимопонимание — вот что казалось ему основой доверительных отношений. Образ первой встречи, бережно хранимый поэтом, берег этот брак. Впрочем, после разрыва они продолжали вести переписку друг с другом, и в одном из писем Е. Лурье признавалась, сколь дорога ей жизнь и судьба Б. Пастернака.

Безличные синтаксические конструкции акцентируют внимание читателя не на действии, а на состоянии, которое они вызывают: ослепляя, вечерело. «Свободе вольно», по сути, тавтология. «Чувству на свободе» — лирический герой свободен не внешне, а внутренне. Возможно, есть тут и некая горькая ирония, герой знает, что и за движениями его души идет своеобразная слежка, идет незримое противостояние двух воль: его и ее. «Страсть с тоскою» ищет себе новых жертв, вся Вселенная, по мысли поэта, в ее невидимых сетях. Бытовая зарисовка несколькими штрихами рисует город: с улиц к занавескам, вечерело в семь.

Мундштук — часть конской упряжи. Эта деталь весьма болезненна для лошади, учит ее безусловной покорности через боль. А в неопытных руках и вовсе становится пыткой. «Рвет поводья»: понукаемая властным всадником, вне себя от боли, лошадь пытается его сбросить, встает на дыбы, но избавиться не может. Олицетворения: подступала темь, страсть водит рукой. Сравнения: люди — манекены, чувство, точно лошадь. Ритм задыхающийся. «Бегство, погоня, трепет, полет» — пожалуй, квинтэссенция ощущений поэта от этих отношений.

Творчество Б. Пастернака — явление в отечественной поэзии первой половина XX века. Умение сочетать экспрессию с выверенной формой, глубину содержания и психологизм характерно и для стихотворения 1928 года «Нежность».