Анализ стихотворения детство И.Бунина. Природа в стихах И

Анализ стихотворения "Детство"

Иван Бунин в своем стихотворении «Детство» описывает летний жаркий день в сосновом бору. Однако это не является главной идей произведения. Даже если обратиться к названию стихотворения, то можно понять, что главной идеей все же является способность природы переносить человека во времени. Что может быть чудеснее такого путешествия?«Прильнув к сосне», автор тут же переносится в те времена, когда он был ребенком, когда ему было всего «десять лет». Когда он, возможно, также прильнув к огромному «стволу-гиганту», ощущал мощь и красоту природы, чувствовал себя одновременно частью этого огромного мира, в то же время чувствовал беспомощность, что он – только маленькая и незначимая частичка этого огромного мира. «Морщинистая кора» огромного дерева за все время своего существования видела и впитала очень много информации, которая записана на ней как на носитель. Ее «морщины» говорят о ее преклонном возрасте, мудрости. Но если прильнуть к ней, то можно почувствовать такое родное и обволакивающее тепло, будто прильнул к родному человеку. Запах этой сосны навсегда отпечатался в памяти автора и ассоциируется с солнечным и жарким летом. Бунин хотел передать в своем стихотворении, насколько приятно оказаться в сосновом лесу в жаркую летнюю погоду. Деревья впитывают солнечные лучи, а затем прогревают и воздух в лесу. Воздух в бору настолько свеж, но в то же время пропитан «смолистым ароматом» сосен. Самое приятное времяпровождение же относится к утру. Именно утром здесь еще не очень жарко, но уже тепло от первых солнечных лучей. Деревья проснулись от ночного сна, и источают приятнейшие ароматы. И весело было автору находиться в этих местах, весело потому, что он был ребенком, потому, что был беззаботным, потому, что для детей лето – самая лучшая пора.

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: «И.А.Бунин. «Детство»

Цели урока:

1. Раскрыть идею и смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».

2. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.

3. Продолжать формировать навыки выразительного чтения.

4. Прививать любовь к русской поэзии.

Образовательные задачи:

Формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;

Развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Ход урока.

I .Орг. момент. Мотивация.

Знаете ли вы, что такое айсберг?

Выясняем, что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.

Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ними и его героями.

II . Цели учебной деятельности.

Кажется, тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания, мысли, душа.

Но для начала представьте, что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?

III . Усвоение содержания учебного материала.

1) первичное восприятие текста

Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки»)

Понравилось?

2) вторичное восприятие текста

(Чтение детьми текста «про себя»)

3) словарная работа

Какие непонятные слова вы встретили?

Ароматом.

Палатам. Зной.

(вывешиваются карточки на доске)

Ребята, у вас на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов

4) работа с толковым словариком.

Аромат. Это приятный запах.

Зной. Это очень жарко, когда трудно дышать.

Бор. Это лес, в котором растут сосны.

Палаты. Это помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые, расписные, светлые.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие.

Прильнуть – прислониться.

IV . Обеспечение осознанности формируемых знаний.

О чем это стихотворение?

Чтение стихотворение по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк…

Что необычного в этих строчках?

Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

- «Песок - как шелк…». Красивое сравнение. Необычное.

В чем его необычность? Думаем все вместе.

Шелк – мягкий, нежный.

Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок блестеть на солнце?

Обратить внимание детей на многоточие:

Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой

Подберите к этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.

В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

V . Обеспечение прочных формируемых знаний.

1)выразительное чтение

(Чтение несколькими учащимися)

VI . Контроль усвоения.

Сегодня на уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».

В этом стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.

Бунин находит в самом обыкновенном – необыкновенное.

В стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.

Тесное общение с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда воспринимается все ярче, зримее, острее.

Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

VII Рефлексия:

Итогом нашего с вами урока будет ваше настроение.

Ребята, у нас с вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только на нём чего-то не хватает.

У нас сейчас зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков, которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.

Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой- красный листочек.

Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный листочек.

А теперь покажите своё настроение.

– А закончить урок я хочу словами писателя Александра Блока.

«Так знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…»

И я очень надеюсь,что и мы с вами этому научились.

VIII . Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.

    Выучить наизусть.

    Нарисовать рисунок к стихотворению и подтвердить его словами из текста.

Для большинства людей детство является весьма интересным периодом жизни, когда самому не нужно практически ни о чем беспокоиться. Все решается взрослыми, и чаще всего в пользу ребёнка. Именно поэтому многие люди регулярно возвращаются в мыслях к этому периоду жизни. Действительно, в детстве и отрочестве мы не заботимся практически ни о чем. Можно учиться, играть, отдыхать – вот и все, что нужно. Со временем приходят хлопоты, ответственность, заботы и, естественно, все это далеко не всегда носит приятный характер. Но всё это будет позже, а пока маленький человек растёт он может рассчитывать на снисхождение, поддержку и любовь взрослых.

Бунин Иван Алексеевич

Иван Бунин вспоминает начальный период своей жизни в собственном произведении «Детство». Собственно, мало кто знает, с чего именно начинался творческий путь писателя. До того момента, как Бунин стал переводчиком и писателем, он занимался тем, что писал стихи, именно с поэзии начался его длинный путь. Впоследствии, конечно, он не забывал про это увлечение и продолжал писать стихи, хотя большую часть времени у него отнимала проза. Большинство его произведений носят сугубо лирический характер, часто это воспоминания о прошлом.

До одиннадцати лет писатель воспитывался дома в Орловской губернии в поместье Озерки. Окружающий мир вокруг ребёнка действительно был изумительной красоты, о чем в будущем автор будет говорить в собственных произведениях – русская природа, такая манящая и удивительная, способная подарить восхитительное и непередаваемое ощущение спокойствия. Бунин в детстве любил проводить время в лесу или в поле, наслаждаясь окружающей природой. Это ему давало какие-то особенные ощущения и развивало чувства прекрасного. Как только у него появлялась возможность улизнуть из дома, то он непременно ей пользовался. Мальчик так «сдружился» с природой, что в дальнейшем, во взрослой жизни, работая над своими произведениями, практически в каждой работе автора, можно найти качественное описание природных явлений, которые помогают лучше воспринимать смысловую нагрузку.


Например, очень часто можно заметить упоминания о чувствах людей друг к другу или о любви человека к самой природе. Тем не менее он говорит о том, что любовь к природе – гораздо сильнее, чем ее испытывают люди, так как для человека чувство любви лишь вспышка, яркий огонек, способный осветить ненадолго человеческую жизнь, не более. Как ярко он разгорается, так же быстро потухает, хотя это действительно священное и по-своему уникальное чувство. Зато любовь к природе – она может быть бесконечной, вечной, вне зависимости от обстоятельств, о чем, собственно, можно узнать в произведении Бунина «Детство».

Произведение «Детство»


Вся красота окружающего мира писателя действительно глубоко запала ему в душу. Этот период жизни он очень любит вспоминать, и регулярно мысленно возвращается к тем событиям, которые происходили с ним в детстве.

В 1895 году выходит стихотворение Бунина «Детство», в котором писатель пытается передать все те чувства, которые он испытывал раньше. Он делится своими ощущениями и будто переносится на пятнадцать лет назад, увлекая за собой читателя. В этом произведении очень сокровенный, можно сказать, интимный смысл.

Поэт отмечает, что в детстве мы все были беззаботными, могли получать удовольствие и неподдельное наслаждение от разных мелочей: теплоты летнего солнца, запаха смолы на соснах, от окружающей природы. Читателю становится ясно, что Бунин делиться собственною любовь не только к своему прошлому счастливому детству, но и устойчивому настоящему, когда можно спокойно погружаться в собственные воспоминания.

В жизни писателя обстоятельства сложились таким образом, что он просто не мог оставаться жить на Родине, и эмигрировал во Францию, в Париж. Расставание и Родиной тяжело давалось писателю. По этой причине он в каждом своем произведении вспоминает Россию, ее богатую, удивительную и интересную природу, её людей, культуру, обычаи. До самого своего последнего вздоха писатель помнит Россию. Её величественные, могучие леса, бесконечные поля, деревья – все то, что так или иначе у него ассоциируется с самым счастливым периодом в жизни, детством. Писатель постоянно намекает читателю, подводит его к мысли о том, что родные края нужно любить и относится к ним с трепетом.

«Чем жарче день, тем сладостней в бору», - это, пожалуй, ярчайшее воспоминание Ивана Алексеевича, которым он делится с читателями в своем произведении. Пытаясь укрыться в лесу от солнечных лучей в тени сосен-великанов, наблюдать за пробуждением густой чащи леса – излюбленное занятие поэта в детстве. Он вспоминает о том, как ему было радостно «бродить по этим солнечным палатам», что говорит о том, что мелочи могут радовать человека до глубины его души.

Поэт говорит читателям о том, что детство является по-настоящему золотой порой жизни, когда взрослый человек может буквально прикоснуться к своему прошлому, затронув тонкие струны своей памяти и вспомнить, как он был тогда счастлив.

Это стихотворение о природе имеет более глубокий смысл, чем может показаться изначально. Возможность вернуться в детство в собственных воспоминаниях - вот философия безграничных возможностей человеческих мыслей. Там в собственном детстве остались многочисленные радости жизни, возможность беззаботно играть и открыто смотреть каждому дню в лицо, ничего не бояться, не лукавить. Природа сама протягивает руки, создавая целый мир из звуковых и визуальных впечатлений, которые дарят счастье даже по прошествии многих лет жизни. Все, чего бы ни происходило в детстве непременно связано с радостным, веселым настроением, даже солнца жар или сухой смолистый аромат.

Характеристика произведения


Немаловажной особенностью самого произведения является уникальное сочетание сонорных звуков [л] и [л’]. Именно такое сочетание позволяет намного глубже прочувствовать само произведение, узнать об ощущениях, о которых нам рассказывает Бунин, понять их. Таким образом, он буквально на листке тетради передает нам звуки «льющегося солнца», «шелкового песка под ногами» и множество другого.

Кроме благоприятного и интересного сочетания звуков, нельзя не обратить внимания на цветовую гамму, которую предлагает поэт. Это разноцветье прямо говорит, что детская пора – сама по себе золотая, ею следует дорожить так же, как вы бы дорожили случайно найденным слитком золота. Также нельзя не отметить наличие красных «оттенков». Безусловно, такой цвет ассоциируется с кровью и огнем, следовательно, наличием родства между многими-многими поколениями. Таким образом, писатель буквально олицетворяет кровное и духовное родство, которое проявляется в единении с самой природой.

Как уже было сказано выше, в произведениях Бунина чаще всего присутствуют лирические герои. Это стихотворение не исключение. Действительно, несмотря на то, что он рассказывает о герое, как о взрослом человеке, но тот перед мощью самой природы, ее величием, сравнивая ничтожного человека с могучими столетними огромными соснами, буквально возвращает его в детство, создавая из взрослого человека ребенка. Ощущения лирического героя писатель довольно умело передает посредством применения самых различных эпитетов, например:

Смолистый аромат;

Шелковый песок;

Льющегося солнца.


Здесь присутствует огромное количество цветовых эпитетов, которые еще больше указывают нам на важность детского периода жизни в судьбе каждого человека.

Как во многих своих произведения, в стихотворении «Детстве» Бунин снова рассказывает читателям о любви, только не той приземленной, подобной яркой вспышке между двумя людьми, а о любви человека и природы. Он рассказывает нам о детстве, которое, действительно, проходит очень быстро и всё, что человеку посчастливилось запомнить, следует хранить в своей памяти как бесценный дар. В этом и состоит счастье в единении с природой и с самим собой.

Детство Иван Бунин провел в родовом поместье Озерки среди роскошной природы. Мальчик любил убегать в лес или поле, наслаждаясь необъятными просторами. Этот счастливый период своей жизни поэт воспроизвел в стихотворении «Детство», написанном в 1895 году. «Детство» относится к автобиографической лирике, автор говорит о том, что воспоминания возвращают его в десятилетний возраст.

Тема произведения – счастливое детство среди природы. Поэт показывает, как воспоминания о детстве могут согреть сердце взрослого человека, сделать его хоть на некоторое время чуточку счастливее.

Единственный образ в стихотворении «Детство» - лирический герой, но он не так прост, как может показаться с первого взгляда. Лирический герой представлен в двух ипостасях – взрослого мужчины и десятилетнего мальчишки. За взрослым Буниным мы можем понаблюдать в первой строфе, а мальчишка появляется во второй. Оба образа существуют неотрывно от природы, более того природа – это то, что «сцепляет» в единое целое содержание и композицию произведения.

Пейзажи – сильная сторона Бунина-поэта, но этот кажется особенным. Автор наполняет каждую строку любовью к родной природе. Уже в начале «Детства» поэт начинает рассказ о прелестях утреннего бора, который купается в лучиках солнца, напоминая «солнечные палаты». Именно приветливый бор и корявая сосна подталкивают лирического героя к приятным воспоминаниям, заставляет почувствовать себя десятилетним мальчишкой. В этот момент он чувствует, насколько человек мал в сравнении с природой: «И чувствую: мне только десять лет, // а ствол – гигант, тяжелый, величавый». В третьей строфе образ мальчишки тесно сплетается с образом мужчины и уже сложно определить от чьего имени продолжается рассказ.

Образ сосны, который занимает центральное место в пейзаже, является символическим. В русской культуре он воспринимается как символ жизненной силы, бессмертия. Символическое значение усиливает идейное звучание произведения, ведь детство – период, когда человек полон сил для познания окружающего мира.

Для того чтобы передать свое отношение к природе и детству И Бунин в каждую строфу добавляет яркое художественное средство: метафору («солнечные палаты», «…пахнет… сухость солнечного лета»), сравнение («песок, как шелк»), эпитеты («кора груба, морщиниста, красна). Особую роль в произведении играют цвета и ароматы. Цветовая гамма солнечная, яркая, блестящая, запахи смолистые, сухие, знойные, характерные для летнего бора. Бунину удается передать и тактильные ощущения (грубая, морщинистая, теплая кора сосны). Автор делает все, чтобы читатель тоже смог испытать те же приятные ощущения, что и маленький мальчик.

Произведение «Детство» состоит из трех катренов с перекрестной рифмой, стихотворный размер – пятистопный ямб с пиррихием, строки равностопные (по 5 стоп в каждой). Чтобы передать детский восторг автор позволяет себе разбавлять спокойный ритм рассказа короткими восклицательными предложениями. Простое, правильное строение обеспечивает плавность ритма, выражая наслаждение, с которым автор предается воспоминанием.

Урок литературного чтения

по программе (Планета знаний)

Учебник: Э.Э.Кац. 4 класс

Тема урока: И.А. Бунин. "Детство"

Цель урока : познакомить учащихся со стихотворением

Задачи:

Продолжить работу над выразительным чтением стихотворного произведения;

Над развитием умения своим чтением передавать настроение и чувства автора, над формированием личностного отношения к природе на основе художественного анализа произведения;

Воспитывать любовь к природе, к чтению.

Оборудование: портрет И.А.Бунина; учебник Э.Э. Кац

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Посмотрите, все ли готово к уроку.

II. Проверка домашнего задания

Ещё не знаю, что будет

III. Сообщение темы урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством И.А. Бунина.

IV Биография И.А.Бунина

Начнём, урок с того, что рассмотрим портрет Ивана Алексеевича.

Какие у него черты лица?

Как бы вы его описали?

Мы сегодня не будем останавливаться на биографии поэта, я лишь приведу некоторые интересные факты из его биографии.

Иван Алексеевич Бунин родился 1870 г. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В 50 лет писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции.

Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Что узнали?

IV. Изучение нового материала

Ребята, а кто из вас знает его стихотворение «Детство»?

Так вот, сегодня на уроке, мы с вами и познакомимся с этим стихотворением.

А какие произведения про детство вы уже читали?

Ребята, а что же такое детство?

Подготовка к восприятию

Сейчас услышите стихотворение «Детство».
– Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
– В нем рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?

    О нем самом, потому что он говорит о себе.

    О том, как он гулял в лесу.

    О дубовой роще.

Чтение вслух учителем

Изменились мнения у вас?

Вывод: за каждым стихотворением он сам, его переживания, его мысли.

Самостоятельная работа с текстом

А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение самостоятельно. Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте непонятные слова.
Какие непонятные слова вы встретили? Я написала, некоторые слова, которые они могут спросить. Остальные, я естественно, тоже объясню.

(В бору, ароматом, палатам, зной)
– Назовите близкое по значению слово к слову «аромат» – (запах).
– К слову «зной» – (жара)
– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне)
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)
– Слово «палаты». Что вы о нём знаете? В каких случаях употребляют в речи? (Палата бывает в больнице)
– А вот А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

Значит, что же такое «палаты»? (Большой и красивый зал)
– Подберите эпитеты, т.е. слова-признаки к слову «палаты» (Царские, огромные, красивые, расписные, светлые.)
– А у Бунина? (Солнечные палаты)

V . Работа с текстом

1) Каким настроением проникнуто это стихотворение?
2) Какие слова и образы подчеркивают радость и торжественность, владеющие лирическим героем? (Весело бродить, сладостней дышать, повтор эпитета «солнечный»)
3) Почему лирический герой чувствует себя вновь ребёнком имен­но в сосновом бору? (Лирический герой - взрослый человек, но перед мощным величи­ем природы, в сравнении со столетними огромными соснами он чувст­вует себя вновь ребенком).
4) Рисуя природу в цвете, звуке, запахе, Бунин добивается «эффекта присутствия». С помощью каких эпитетов автор передаёт ощущения лирического героя? (Смолистый аромат, кора груба, тепла). Какие цветовые эпитеты мы находим в стихотворении? (Солнечные палаты, кора красна).
VI . Выборочное чтение

Ответьте на вопросы строчками из стихотворения:
– В какой день в бору сладостнее дышать?

«Чем жарче день, тем сладостней в бору.
Дышать сухим смолистым ароматом».

В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам».

Что увидел поэт в один из таких солнечных дней?

«Повсюду блеск, повсюду – яркий свет,
Песок – как шелк».

Почему так сказал Бунин? (Песок мягкий и шелк мягкий, песок блестит и шелк блестит.)
– Запомните этот пример. Называется эта форма поэтической речи – СРАВНЕНИЕ
– Что сказано о стволе сосны? (Тяжелый, величавый, гигант)

VII. Продолжение изучения нового материала.

Работа над выразительным чтением.

Найдите рифму в I строфе (бору – поутру, ароматом – палатам).

Такая рифма называется перекрестной.

Давайте, расставим паузы и логические ударения.

Выразительное чтение I строфы.

Теперь, давайте посмотрим на II строфу.

С чем сравнивает поэт песок? Как поэт показывает величие сосны? Что почувствовал мальчик, когда прильнул к сосне?

Расстановим паузы и логические ударения.
- Выразительное чтение II строфы.

В третьей строфе, представьте себе старушку – сосну. Как ее описывает поэт? Какие чувства они вызывают? Какие ароматы чувствует поэт в лесу?

Расставьте самостоятельно паузы и логическое ударение.

Выразительное чтение III строфы.

Чтение стихотворения
– Удалось ли вам проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– Вернемся к началу урока. Почему стихотворение называется «Детство»?

VIII . Итог урока

Что нового узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?

IX. Домашнее задание

Выучить наизусть