Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой» Блока. Анализ стихотворения А

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. День что-то хмурится… Над пасмурной землею Повисли облака туманною грядою, Но в чутком воздухе царят теплынь и тишь: Не колыхнется лист черемухи душистой, Не вздрогнет озеро струею серебристой, Не прошуршит...
  2. И. Ж. Ты о чем звенишь, овес, На вечернем тихом поле? От твоих зеленых слез Сердце тает в сладкой боли. И слышны во все концы На последнем склоне лета Тоненький...
  3. Нищ и светел… В. И. В рубище ходишь светла, Тайну свою хороня, — Взором по жизни скользишь, В сердце — лазурная тишь… Любо, средь бедных живя, Втайне низать жемчуга; Спрятав...
  4. Вижу я, сизые с золотом тучи Загромоздили весь запад; в их щель Светит заря,- каменистые кручи, Ребра утесов, березник и ель Озарены вечереющим блеском; Ниже — безбрежное море. Из мглы...
  5. Как по Волге-матушке, по реке-кормилице, Все суда с товарами, струги да ладьи. И не надорвалася, и не притомилася — Ноша не тяжелая, корабли свои. Вниз по Волге плавая, прохожу пороги...
  6. Луна торжествовала. Полночь. Тишь. Трава спала, спал берег, спал камыш, Волна спала в ногах у камыша… И лишь бессонно маялась душа. О чем? О ком? А все о том, о...
  7. Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. Тишь на деревне. В часовне лампада Меркнет, устало...
  8. Г. Козинцеву Нетерпенье мое вдалеке, Точно рябь на забытой реке. То зеленый, то желтый мазок, А потом все песок да песок Сколько лет все песок и былье, Все иду, не...
  9. Дней моих еще весною Отчий дом покинул я; Все забыто было мною — И семейство и друзья. В ризе странника убогой, С детской в сердце простотой, Я пошел путем-дорогой —...
  10. Крылья выдумав, ушел под землю, Предал сон и погасил глаза. И, подбитая, как будто дремлет Сизо-голубая стрекоза. Света не увидеть Персефоне, Голоса сирены не унять, К солнцу ломкие, как лед,...
  11. Светлые горы тонули в тумане, Солнце горело последним огнем… Холодно было в немом океане, Плыли мы молча куда-то вдвоем. Ветер промчался больной, бесприютный, С дальнего берега песню донес. Тихое пламя...
  12. На Востоке, на Востоке Сосны низкие растут. Был там порт один далекий, И бывало в том порту Флагов пестрое ветрило, Золотое полотно. Как давно все это было, Давным-давно… И бывало,...
  13. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты в ветках все шумишь? Вольный ветер, ветер, ветер, Пред тобой дрожит камыш. Ветер, ветер, ветер, ветер, Что ты душу мне томишь? Ты вздыхаешь, полусонный,...
  14. Кто идет за тобой — человек или тень?.. Старый пес на больных подагрических лапах?.. Или это тревожит отравленный запах, ветерок от акаций, досужая лень, породившая страхи на темной аллее —...
  15. Тобой лишь ясны дни мои, Ты их любовью озарила, И духа дремлющая сила На зов откликнулась любви! О, если б я от дней тревог Переходя к надежде новой, Страницу мрачного...
Вы сейчас читаете стих Мы встречались с тобой на закате, поэта Блок Александр Александрович

«Мы встречались с тобой на закате» Александра Блока - стихотворение, наполненное нежными романтическими образами. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом «Мы встречались с тобой» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1902 г., посвящено Любови Менделеевой.

Тема стихотворения – угасание любви в мужском сердце.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ты веслом рассекала залив», «лазурная тишь».

Эпитеты «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло» .

История создания

Летом 1898 г. молодой А. Блок пребывал в родовом имении Шахматово. Здесь он увидел Любовь Менделееву. Поэт знал ее с детства, но тогда это была задиристая девчонка. Теперь же она превратилась в симпатичную, скромную барышню. Александр Александрович влюбился в девушку с первого взгляда. Менделеева не принимала его ухаживаний, относилась к юноше холодно. Поэт не отчаивался, считая, что поведение возлюбленной связано с ее возрастом.

Как-то между Блоком и Менделеевой состоялся разговор, во время которого выяснилось, что Любовь думает о кавалере на самом деле. Девушка посмеялась над ним. Разочарованный юноша решил уехать из Шахматово и постараться забыть даму сердца. Через несколько лет он признался, что в его сердце больше не пылает любовью. В этот период в 1902 г. было написано стихотворение «Мы встречались с тобой на закате». Позже Л. Менделеева станет женой поэта, но пока он был уверен, что все чувства прошли.

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает тему - угасания любви к женщине. Фоном для раскрытия любовных мотивов Александр Александрович выбрал природу. Молодые люди встречаются у залива вечером. Место и время встреч придают описываем событиям загадочности и романтики. В центре стихотворения лирический герой и его возлюбленная. Трудно понять, знакомы молодые люди или герой был влюблен в незнакомку.

В первых строфах лирический герой рассказывает о встречах с девушкой в белом платье. Интересно, что платье - единственная деталь портрета, о которой упоминает автор. Он не описывает ни лицо, ни фигуру героини. Белый цвет ее наряда символизирует чистоту, непорочность юность. Лирический герой признается, что на какое-то время забыл, что в человеке главное - душа и влюбился в прекрасную оболочку: «я любил твое белое платье, утонченность мечты разлюбив» .

Влюбленный искренне удивляется тому, что во время встреч и он, и девушка молчали. Видимо, он не осмеливался взглянуть в глаза любимой, ведь замечал « вечерние свечи », камыш у берега. Молодым людям не суждено было быть вместе, лирический герой объясняет это просто: «приближений, сближений, сгораний - не приемлет лазурная тишь…» . Чувства молодого человека сгорели в молчании.

Последние стихи - откровение лирического героя. Он признается, что его сердце опустело. Заметно, что он не радуется таким переменам, ведь описывает свое внутреннее состояние с нескрываемой печалью: «все померкло, прошло, отошло…» . Кажется, он вступает в конфликт с самим собой. Напевы девушки кажутся теперь ему панихидой по любви.

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества А. Блока, но благодаря оригинальным образам оно заняло заметное место в русской литературе.

Композиция

Композиция произведения проста. Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который делится на две смысловые части: воспоминания героя о встречах с девушкой в белом платье, признание о том, что чувства прошли.

Формально произведение состоит из четырех катренов. Три первых воспроизводят воспоминания героя, а последний описывает его «нынешнее» внутреннее состояние.

Жанр

Жанр произведения - любовная лирика: в стихотворении преобладают грустные воспоминания, а в конце видим разочарование от того, что любовь прошла. Написаны строки произведения трехстопным анапестом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы А. Блок использовал художественные средства. Кроме того, они являются инструментом для воспроизведения чувств лирического героя. В тексте есть метафоры : «ты веслом рассекала залив», «лазурная тишь» и эпитеты - «безмолвные встречи», «вечерние свечи», «бледная краса», «белый стан», «золотое весло» . В наборе языковых средств нет сравнений, зато опустевшую душу некогда влюбленного молодого человека автор описал при помощи гиперболы : «ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло, прошло, отошло» .


Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло..

И твое золотое весло.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В стихотворениях начала 1900-х годов отразились отношения поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика.

Место стихотворения в творчестве поэта

Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этот период центральным в поэзии Блока был образ «Величавой Вечной Жены».

Главная тема стихотворения

Тема любви

Лирический сюжет

Лирический герой вспоминает о своих встречах с возлюбленной и горько сожалеет о том, что все прекратилось.

Проблема стихотворения

Невозможность соединения реального с идеальным.

Композиция стихотворения

Композиция кольцевая. В последней строфе автор снова возвращается к образам первой, на этот раз окончательно стирая контуры реальности.

Лирический герой

В лирическом герое происходит раздвоение. Он существует в двух мирах.

Преобладающее настроение, его изменение

Минорные мотивы. Легкая грусть постепенно перерастает в отчаянье.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Любовная лирика

4 строфы четверостишия

Основные образы

Образ героини двойственный. В нем видны черты реальные «белое платье», «веслом рассекала залив», противопоставленные «утонченности мечты».

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).

Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.

Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».

Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания: « …приближений, сближений, сгораний – не приемлет лазурная тишь …» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.

Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота: «… ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло,прошло, отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Лексика стихотворения

Нет специальных слов и неологизмов. Использовано устаревшее «панихида».

Поэтический синтаксис

в стихотворении использовано очень много эпитетов («золотое весло», «бледная краса») и метафор («утонченность мечты», «голоса панихиды», «лазурная тишь»)

Изобразительные средства иносказания

Использованы эллипсис («приближений, сближений, сгораний») и инверсии («были странны вечерние встречи»).

Звукопись

аллитерация – [ж/г]

Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.

Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.

Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием.

Трехстопный анапест создает впечатление накатывающих на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», «вечерний туман».

Стопа трехсложная с ударением на третий слог.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Рифма перекрестная

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний —
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Анализ стихотворения «Мы встречались с тобой на закате» Блока

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате…» (1902 г.) занимает особое место в творчестве Блока. В то время он испытывал огромную боль от отказа Л. Менделеевой стать его женой. До решительного объяснения произведения поэта были насыщены мистицизмом и загадочными образами. По сути, в них он признавался в любви не живой девушке, а идеальному образу Вечной Женственности, который возник в его сознании под влиянием философских идей В. Соловьева. Отказ Менделеевой на какое-то время отрезвил поэта, обратил его внимание на реальную жизнь. Немаловажную роль сыграло и то, что девушка жестоко высмеяла Блока вместе с его туманными и загадочными стихотворениями. В произведении «Мы встречались с тобой на закате…» поэт проявил лучшую сторону своего таланта, не отягощенного символизмом.

Поэт с грустью вспоминает счастливые летние дни, которые он проводил вместе с возлюбленной: катание на лодке, прогулки и робкие встречи. Блок обращает внимание на облик своей любимой («белое платье»), чему раньше не придавал никакого значения. Теперь он понимает, насколько прекрасен был окружающий реальный, а не воображаемый, мир («на песчаной косе», «рябь и камыш»). Поэт признает, что в тот момент любил именно физическое воплощение своего идеала.

Блок наконец-то понял, что вел себя странно. Девушка ждала от него признания, а он или молчал, или начинал читать свои непонятные стихи о вечном служении и поклонении . Менделеева впоследствии признавалась, что главной причиной отказа была «заумь» Блока, его оторванность от действительности. В стихотворении это тоже проявляется. Поэт не осмеливался, а вернее, не считал нужным даже поцеловать руку возлюбленной. Он считал, что духовная близость намного важнее и не допускает «приближений, сближений, сгораний».

В финале Блок утверждает, что сумел стереть из памяти все воспоминания и теперь не чувствует «ни тоски, ни любви, ни обиды». Прошло около года, и поэт, угрожая самоубийством, все-таки добился руки Менделеевой. Девушка практически сразу испытала страшное разочарование. Блок вновь с головой погрузился в символизм и воспринимал молодую жену только как воплотившийся в жизни свой идеальный образ.

«Мы встречались с тобой на закате…» — один из шедевров любовной лирики Блока, свободной от символизма. Поэт обладал огромным талантом, но в полную силу проявлял его лишь при сильных жизненных потрясениях, когда не мог уйти в свой воображаемый мир.

Данный стих был тесно сплетен с влюбленностью писателя к Менделеевой. В летний период 1898 года он гостит в потомственном поместье под Санкт-Петербургом. В то время у него начинается любовь с соседской дочкой Менделеевой. Но роман этот не приобрел дальнейшей продолжительности: молодая девушка не испытывала чувств к Блоку. В 1902 году он написал это произведение, которое потом представил барышне.

История создания

С целью оторваться от угрюмых размышлений и отыскать объяснение своему поражению, поэт сознается, что облик возлюбленной в определенный период был для него более существенным мерилом, нежели ее внутренние качества. Тем временем, он замечал, что его любимая ведет себя с ним крайне неотзывчиво и равнодушно. Однако, Блок не придавал этому значения, сваливая такие действия на естественную скромность и незрелость барышни. В результате, он был воистину поражен, когда понял, что конкретно думает о нем его возлюбленная.

Она просто-напросто осмеяла молодого поэта вместе с его вздорными чувствами и произведениями, после чего у него не было выбора, кроме как отбыть из поместья, поклявшись никогда в жизни не гостить здесь. Только через три года Блок сумел поведать о том, что чувствует к своей возлюбленной, сознавшись, что у него внутри не осталось ничего. Однако рок - вещь крайне лукавая и непостоянная, и непредвиденная встреча поэта с Менделеевой в Санкт-Петербурге 1903 года станет фатальной, основой буйного и чрезвычайно особенного романа с очень грустным, хотя и совершенно ожидаемым, концом.

Анализ "Мы встречались с тобой на закате..." Блока

Произведение причисляется к романтической поэзии, слог его — возвышенный.

Стихотворение «Мы встречались с тобой на закате … », анализ которого мы проведем, имеет отношение к сборнику «Стихи О Прекрасной Даме». В нём присутствуют две темы: тема свидания, проявляющаяся в первых трёх четверостишиях, и тема разлуки пары в последнем четверостишии.

В какой момент действительность превращается в иллюзию, а грезы выливаются в настоящий мир? Граница меж явью и мечтанием у автора весьма размыта. Он повествует нам об эмоциях персонажа и передает его свидание и разлуку с восхитительной девушкой, словно через туман. Ему больше по душе мечтательность — только так он достигает избавления. Благодаря этому структура у данного произведения круговая.

Произведение служит продолжением сборника о Прекрасной Даме, однако данный образ ощутимо поменялся. Перед нами теперь не величественная супруга. Образ её неясен и туманен: представлен лишь её силуэт в белоснежном платье. Однако платье — признак обычной земной девушки.

И такие истинные черты сравниваются с ее изысканностью. Фон рассказа также убавлен. Мы оказываемся не в церкви, как раньше, а в бухте и лицезреем влюбленных на фоне залива. Если обратиться к анализу "Мы встречались с тобой на закате..." Блока и сопоставить его с иными творениями о Прекрасной Даме, то мы поймем, как переменились окраски и звуки.

Особенности

Нет сочных оттенков — все тона смягчены. Все совершается на в мареве мглы. Образ девушки преисполнен красотой. В персонаже также происходят значительные изменения, его былые восхищения ушли.

Любопытно узнать смысл знаков, которые вводит писатель в поэтическую ткань "Мы встречались с тобой на закате...", анализ которого мы проводим.

Символика

Закат, мгла, река, янтарное весло, тона — всё обладает собственным смыслом. Влюблённые встречаются на заходе солнца. Их рандеву, пускай и закутано вечерним сиянием загадочности, однако всё-таки это финал их любовных взаимоотношений.

Туман — также знак неустойчивости и хрупкости союза. Девушка молчалива и таинственна. Герой, как и прежде, обожает её образ, однако у них нет перспективы.

На девушке надето платье молочного оттенка. Белый цвет — символ кончины. Не исключено, что это двигается куда-то в лодке умершая пара? Сначала стиха весло разрезало поверхность залива, а в финале оно изображено замерзшим и неподвижным.

Роль звуков

Они вызывают унылое расположение духа, выявляют грусть персонажа и его тоску по былому. Встречи с возлюбленной молчаливые, а в небесной тиши слышатся лишь молитвы. Это и есть основная тема "Мы встречались с тобой на закате" Блока.

Описательные определения (вечерний туман, белое платье) принимают участие в изображении природы, в окружении которой проистекают события. Олицетворения выделяют мирскую, настоящую картину действительности. Рифма в стихе "Мы встречались с тобой на закате" перекрестная.

Средства художественной изобразительности

В стихотворении олицетворено классическое столкновение грез и действительности. В основании структуры стиха принцип контраста земного и Священного. Настоящая дама, облаченная в белое платье, сопоставляется с изысканными мечтаниями. Данная антитеза продолжается в течение целого произведения, присутствует она и в конце.

И мечта в результате одерживает победу. Амурная история завершается, а мечта все еще обитает в душе персонажа, в «вечернем тумане», в определенных раздумьях «о бледной красе».

Это противопоставление грез и реалий существует во всех четверостишиях. Вначале герой упоминает о своих свиданиях с дамой. И симпатия тут всесильно захватывает его душу, угнетая мечтания.

В завершении персонаж целиком избавился от захвативших его разум и сердце чувств и остался один на один с собственными грезами.

Структурно можно распределить произведение на два эпизода. Первый — это мемуары о минувшем (три четверостишия). Второй эпизод — настоящий период в бытие персонажа (последнее четверостишие).

При повторном прочтении отрывка "Мы встречались с тобой на закате", опять-таки понимаешь, насколько зыбкой бывает рубеж между грезами и явью. Мечта не динамична, недвижима, это зримо сквозь мелодичность и единство всех четверостиший, сквозь перекрестную эпифору. Действительность же ощутима, понятна, мы повинуемся ее правилам.

По этой причине поэт сотворил стих крайне отчетливо, ритмично, вследствие чего выходит антитеза формы и значения произведения, до нас доносится шум волн, разрезаемых веслом, песочный шорох, камышовый шелест. Если оторваться от реального мира, прочувствовать происходящее, рисуемое в строчках, то ощущается воздушная влажность тумана, проглядываются контуры пламени.

И мы как будто переносимся вместе с Блоком в блестящую золотом мечту. Собственно, в этом весь автор, поражающий своей уникальностью, умеющий уводить за собой в мир фантастического, завлечь. Хочется прочитать это прекрасное произведение заново, раскрывать и постигать новые секреты бытия.