Бабушка Метелица. Немецкая народная сказка

Метелица / Немецкая народная сказка Было у одной вдовы две дочери; одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая. Но мать больше...

Метелица / Немецкая народная

Было у одной вдовы две дочери; одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая. Но мать больше любила уродливую и ленивую, а другой приходилось исполнять всякую работу и быть в доме золушкой. Бедная девушка должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах.

И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду. Она заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей про свое горе.

Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:

Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.

Вернулась девушка к колодцу и не знала, что ей теперь и делать; и вот прыгнула она с перепугу в колодец, чтоб достать веретено. И стало ей дурно, но когда она опять очнулась, то увидела, что находится на прекрасном лугу, и светит над ним солнце, и растут на нем тысячи разных цветов. Она пошла по лугу дальше и пришла к печи, и было в ней полным-полно хлеба, и хлеб кричал:

Ах, вытащи меня, вытащи, а не то я сгорю,- я давно уж испекся!

Тогда она подошла и вытащила лопатой хлебы один за другим.

Она начала трясти дерево, и посыпались, словно дождь, яблоки наземь, и она трясла яблоню до тех пор, пока не осталось на ней ни одного яблока. Сложила она яблоки в кучу и пошла дальше.

Пришла она к избушке и увидела в окошке старуху, и были у той такие большие зубы, что стало ей страшно, и она хотела было убежать. Но старуха крикнула ей вслед:

Милое дитятко, ты чего боишься! Оставайся у меня. Если ты будешь хорошо исполнять у меня в доме всякую работу, тебе будет хорошо. Только смотри, стели как следует мне постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали, и будет тогда во всем свете идти снег; я - госпожа Метелица.

Так как старуха обошлась с нею ласково, то на сердце у девушки стало легче, и она согласилась остаться и поступить к госпоже Метелице в работницы. Она старалась во всем угождать старухе и всякий раз так сильно взбивала ей перину, что перья взлетали кругом, словно снежинки; и потому девушке жилось у нее хорошо, и она никогда не слыхала от нее дурного слова, а вареного и жареного каждый день было у ней вдосталь.

Так прожила она некоторое время у госпожи Метелицы, да вдруг запечалилась и поначалу сама не знала, чего ей не хватает; но наконец она поняла, что тоскует по родному дому, и, хотя ей было здесь в тысячу раз лучше, чем там, все же она стремилась домой. Наконец она сказала старухе:

Я истосковалась по родимому дому, и хотя мне так хорошо здесь под землей, но дольше оставаться я не могу, мне хочется вернуться наверх - к своим.

Госпожа Метелица сказала:

Мне нравится, что тебя тянет домой, и так как ты мне хорошо и прилежно служила, то я сама провожу тебя туда.- Она взяла ее за руку и привела к большим воротам.

Открылись ворота, и, когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.

Это тебе за то, что ты так прилежно работала,- сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец.

Вот закрылись за ней ворота, и очутилась девушка опять наверху, на земле, и совсем недалеко от дома своей мачехи. И только она вошла во двор, запел петух, он как раз сидел на колодце:

Ку-ка-ре-ку!

Наша девица златая тут как тут.

И вошла она прямо в дом к мачехе; и, оттого что была она вся золотом покрыта, ее приняли и мачеха и сводная сестра ласково.

Рассказала девушка все, что с ней приключилось. Как услыхала мачеха о том, как достигла она такого большого богатства, захотелось ей добыть такого же счастья и для своей уродливой, ленивой дочери.

И она посадила ее у колодца прясть пряжу; а чтоб веретено было у ней тоже в крови, девушка уколола себе палец, сунув руку в густой терновник, а потом кинула веретено в колодец, а сама прыгнула вслед за ним.

Попала она, как и ее сестра, на прекрасный луг и пошла той же тропинкой дальше. Подошла она к печи, а хлеб опять как закричит:

Ах, вытащи меня, вытащи, а не то я сгорю, - я давно уж испекся!

Но ленивица на это ответила:

Да что мне за охота пачкаться! - И пошла дальше.

Подошла она вскоре к яблоне, и заговорила яблоня:

Ах, отряхни меня, отряхни, мои яблоки давно уж поспели!

Но ответила она яблоне:

Еще чего захотела, ведь яблоко может упасть мне на голову! - И двинулась дальше.

Когда она подошла к дому госпожи Метелицы, не было у ней никакого страха - она ведь уже слыхала про ее большие зубы,- и тотчас нанялась к ней в работницы. В первый день она старалась, была в работе прилежная и слушалась госпожу Метелицу, когда та ей что поручала,- ленивица все думала о золоте, которое та ей подарит. Но на второй день стала она полениваться, на третий и того больше, а потом и вовсе не захотела вставать рано утром. Она не стлала госпоже Метелице постель как следует и не взбивала ей перины так, чтобы перья взлетали вверх. Это наконец госпоже Метелице надоело, и она отказала ей в работе.

Ленивица очень этому обрадовалась, думая, что теперь-то и посыплется на нее золотой дождь.

Госпожа Метелица повела ее тоже к воротам, но когда она стояла под ними, то вместо золота опрокинулся на нее полный котел смолы.

Это тебе в награду за твою работу,- сказала госпожа Метелица и закрыла за ней ворота.

Вернулась ленивица домой вся в смоле; и как увидел ее петух, сидевший на колодце, так и запел:

Ку-ка-ре-ку!

Наша девушка грязнуха тут как тут.

А смола на ней так на всю жизнь и осталась, и не смыть ее было до самой смерти.

Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с народными сказками

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с народными сказками; способствовать развитию памяти, кругозора, наблюдательности; содействовать воспитанию любви к устному народному творчеству, доброты.

Планируемые результаты:

  • Предметные: отличают авторскую сказку от народной
  • Метапредметные:
    • познавательные: овладевают приёмами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения; производят сравнение и классификацию сказок;
    • коммуникативные формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания;
    • регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель своей дальнейшей работы; формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
    • личностные: формируют учебно-познавательные мотивы и учебно-познавательный интерес к материалу; знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект произведения; эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Организаций №1, 2. М.: Вентана-Граф, 2016;
  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016; 4) иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? - Какое настроение вызывает у вас такая погода?

Ребята! Давайте создадим в классе хорошее настроение и улыбнемся друг другу.

Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие. Нашими верными помощниками будут учебные принадлежности: учебник, тетради, ручки и карандаши. Проверьте, все ли готовы отправиться в путь?

Рассаживаются за парты.

Отвечают на вопросы учителя.

Какие качества настоящего ученика нам будут необходимы на уроке? Дети проверяют свою готовность к уроку.
Какие из этих качеств у вас развиты хорошо, а над какими надо работать? Ответы учеников

(Регулятивные, личностные, коммуникативные УУД)

II. Подготовка к работе на основном этапе 1. Речевая разминка

С чего обычно начинаем урок литературного чтения?

А для чего необходимо проводить речевую разминку? На – на – на – в горах растет сосна;

Но – но – но – снега выпало полно;

Су – су – су – было холодно в лесу;

Ка – ку – ко – нам идти далеко?

(Познавательные, личностные, коммуникативные УУД)
2. Актуализация знаний . Рассмотрите иллюстрации, вспомните произведения.

Иллюстрации к сказкам “Лисичка-сестричка и волк”, “Гуси-лебеди”.

Как называются эти произведения?

Что общего между ними?

Какие сказки бывают?

– В чём отличие?

– А сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой – “Дети Деда Мороза”.

Работают с иллюстрациями

Отвечают на вопросы учителя

– Какие дети могут быть у Деда Мороза?

– А вот о ком мы будем говорить сегодня, вам подскажут загадки.

Предполагают.

Отгадывают загадки.

1) Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.

Ответ: лёд.

2) По ночам, в морозной мгле,
Я рисую на стекле.
Утром виден из-за штор
Мой затейливый узор.
И деревья, и кусты
Небывалой красоты.

Ответ: иней.

3) Видел зимнюю картинку?
Там присутствую всегда!
Как моя сестрица Льдинка,
Я – замёрзшая вода.
Посмотрите, я резная,
Как салфетка кружевная.

Ответ: снежинка.

4) Без рук, без ног,
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле траву приклоняет.

Ответ: ветер.

Как вы думаете, почему эти герои собрались вместе? Предположения детей
III. Работа на основном этапе - Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения.

– Верны ли ваши предположения?

Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте ответ в тексте.

Слушают произведение. (Познавательные, личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?

– Скажите, как называется произведение, которое прослушали? Выполняют задания (Коммуникативные УУД) “Дети Деда Мороза”
– Назовите жанр этого произведения.

– Докажите.

Жанр этого произведения – сказка. Явления природы представлены живыми существами.
– Что можете сказать об авторе? Народная сказка.
– Сколько детей было у Деда Мороза? Три сына и одна дочь.
Найдите в тексте имена детей и запишите в тетрадь на печатной основе. с. 62 № 2 Читают сказку, находят имена детей.
– Что сделал Ветер?

– Что сделал Лёд? Подтвердите ответ словами из текста.

– Какую работу выполнил Иней? Найдите ответ в тексте

– А какую работу сделала Снежинка? Прочитайте.

– Почему отец похвалил Снежинку?

– Почему она пожалела землю?

– Посмотрите, как художник изобразил это на иллюстрации.

– Какая Снежинка? Охарактеризуйте её.

– Что больше всего волновало Деда Мороза?

– Волнения Деда Мороза напрасны? Докажите словами из текста.

– Докажите, что Дед Мороз вырастил хороших детей.

Работают в печатных тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Потому что она пожалела землю, людей.

Чтобы посевы не вымерзли, растения не погибли.

Она добрая, заботливая, сочувствующая, отзывчивая.

IV. Релаксация для глаз. 1.Вглядывайтесь внимательно в какой-нибудь отдаленный предмет, затем быстро переведите взгляд на предмет, находящийся вблизи. Повторите это упражнение несколько раз. 2. Закройте плотно глаза, сосчитайте до трех, широко раскройте глаза, сосчитайте до трех, вновь закройте глаза. 3. Поморгайте. Дети выполняют упражнения.
V. Работа с другими произведениями о зиме - Сейчас мы читали русскую народную сказку “Дети Деда Мороза”. А в других странах тоже активно развит фольклор. Сегодня мы с вами прочитаем немецкую народную сказку “Бабушка Метелица” (учебная хрестоматия (Ч. 2) на страницах 52-58). Поскольку сказка объемная, я сама вам ее почитаю. (Познавательные, личностные УУД)
- Знакомы ли вы уже с этой сказкой? Читали вам ее раньше родители, или вы смотрели фильм?

Какое еще название этой сказки вы встречали?

Самостоятельные рассуждения учеников. Ответы на вопросы учителя

(Коммуникативные УУД)

“Госпожа Метелица”.

- Почему одна сказка имеет столько названий? Потому что эта сказка народная. Передается из уст в уста, и при каждом пересказе в ней что-то меняется.
- Кто такая падчерица? Дочь одного из супругов по отношению к другому, для него неродному.
- Какие русские народные сказки напоминает эта немецкая сказка? “Морозко”.
Работа в печатных тетрадях в парах. Работают в парах.

“Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица - хорошая и прилежная”.

Неродная дочь.

VI. Итог урока. Рефлексия - С какими произведениями познакомились сегодня?

Что особенно понравилось на уроке?

С каким настроением покидаете урок?

Если все получилось, покажите зелёный кружок, если были небольшие затруднения – желтый, было сложно-красный.

(Личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД)

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников.

Домашнее задание С. 140-141 пересказ.

Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание, задают вопросы

Литература.

  1. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ авт. – сост. Л.А. Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2012 ;
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. Организаций №1, 2. М.: Вентана-Граф, 2016
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2016.
  4. Программа “Литературное чтение” – концепция УМК “Начальная школа XXI века”, руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (авторы. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова М.: Вентана-Граф, 2012)

У одной вдовы было две дочери: родная дочка и падчерица. Родная дочка была ленивая да привередливая, а падчерица — хорошая и прилежная. Но мачеха не любила падчерицу и заставляла её делать всю тяжёлую работу.

Бедняжка целыми днями сидела на улице у колодца и пряла. Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

Вот как-то раз девочка заметила, что её веретено испачкано кровью. Она хотела его обмыть и наклонилась над колодцем. Но веретено выскользнуло у неё из рук и упало в воду. Девочка горько заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей о своей беде.

— Ну что ж, сумела уронить — сумей и достать, — ответила мачеха.

Девочка не знала, что ей делать, как достать веретено. Она пошла обратно к колодцу да с горя и прыгнула в него. У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха. А когда снова открыла глаза, то увидела, что стоит на прекрасном зелёном лугу, а вокруг много-много цветов и светит яркое солнышко.

Пошла девочка по этому лугу и видит — стоит печка, полная хлебов.

— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим! — закричали ей хлебы.

Девочка подошла к печке, взяла лопату и вынула один за другим все хлебы.

— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы уже давно созрели! — закричали ей яблоки.

Девочка подошла к яблоне и так стала трясти её, что яблоки дождём посыпались на землю. Она трясла до тех пор, пока на ветках ни одного яблочка не осталось. Потом собрала все яблоки в кучу и пошла дальше.

И вот пришла она к маленькому домику, и вышла из этого домика к ней навстречу старушка. У старушки были такие огромные зубы, что девочка испугалась. Она хотела убежать, но старушка крикнула ей:

— Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.

Услыхала девочка, как приветливо говорит с ней старушка, и осталась жить у неё. Она старалась угодить Метелице, и, когда взбивала перину, пух так и летел вокруг, будто снежные хлопья. Старушка полюбила прилежную девочку, всегда была с ней ласкова, и девочке жилось у Метелицы гораздо лучше, чем дома. Но вот пожила она сколько-то времени и стала тосковать. Сначала она и сама не знала, почему тоскует. А потом поняла, что соскучилась по родному дому.

Пошла она тогда к Метелице и сказала:

— Мне очень хорошо у вас, бабушка, но я так соскучилась по своим! Можно мне пойти домой?

— Это хорошо, что ты соскучилась по дому:

значит, у тебя доброе сердце, — сказала Метелица. — А за то, что ты мне так прилежно помогала, я сама провожу тебя наверх.

Она взяла девочку за руку и привела её к большим воротам.

Ворота широко распахнулись, и, когда девочка проходила под ними, на неё полил золотой дождь, и она вся покрылась золотом.

— Это тебе за твою прилежную работу, — сказала бабушка Метелица; потом она подала девочке её веретено.

Ворота закрылись, и девочка очутилась на земле возле своего дома.

На воротах дома сидел петух. Увидел он девочку и закричал:

— Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Наша девочка вся в золоте идёт! Увидели и мачеха с дочкой, что девочка вся в золоте, и встретили её ласково, начали расспрашивать. Девочка рассказала им обо всём, что с ней случилось.

Вот мачеха и захотела, чтобы её родная дочка, ленивица, тоже разбогатела. Она дала ленивице веретено и послала её к колодцу. Ленивица уколола себе нарочно палец о колючки шиповника, измазала веретено кровью и бросила его в колодец. А потом и сама туда прыгнула. Она тоже, как её сестра, попала на зелёный луг и пошла по дорожке. Дошла она до печки, хлебы и ей закричали:

— Девочка, девочка, вынь нас из печки, а то мы сгорим!

— Очень надо мне руки пачкать! — ответила им ленивица и пошла дальше.

Когда проходила она мимо яблони, яблоки крикнули:

— Девочка, девочка, стряхни нас с дерева, мы давно созрели!

— Нет, не стряхну! А то упадёте ещё мне на голову, ушибете, — ответила ленивица и пошла дальше.

Пришла ленивая девочка к Метелице и ничуть не испугалась её длинных зубов. Ведь сестра уже рассказала ей, что старушка совсем не злая. Вот и стала ленивица жить у бабушки Метелицы. В первый день она кое-как скрывала свою лень и делала, что ей велела старушка. Уж очень хотелось ей получить награду! Но на второй день начала лениться, а на третий не захотела даже встать утром с постели. Она совсем не заботилась о перине Метелицы и взбивала её так плохо, что из неё не вылетало ни одного перышка. Бабушке Метелице очень не понравилась ленивая девочка.

— Пойдём, я отведу тебя домой, — сказала она через несколько дней ленивице.

Ленивица обрадовалась и подумала: “Наконец-то и на меня золотой дождь польётся!”

Привела её Метелица к большим воротам, но когда ленивица проходила под ними, на неё не золото посыпалось, а вылился целый котёл чёрной смолы.

— Вот, получай за свою работу! — сказала Метелица, и ворота закрылись.

Когда подошла ленивица к дому, увидел петух, какая она стала чумазая, взлетел на колодец и закричал:

— Ку-ка-ре-ку! Смотри, народ:

Вот замарашка к нам идёт! Мылась, мылась ленивица — никак не могла отмыть смолу. Так и осталась замарашкой.

Какая чудесная эта Метелица! И совсем не страшная, а очень-очень мудрая. Иначе как бы она научила одну девочку – трудиться, а другую – одарила за усердие? Сказка братьев Гримм «Бабушка Метелица» – хоть и поучительная, но такая увлекательная! О добре и зле, о лени и трудолюбии, о честности и сострадании, и – … о чудесах. Ваш ребёнок почувствует разницу между потребительским отношением к жизни и участием в ней, узнает, чем опасна лень, и почему трудолюбие помогает в жизни. А, что ещё немаловажно, ему только больше захочется проявлять милосердие в отношении тех, кому нужна помощь.

У одной вдовицы были две дочери-девицы; одна-то была и красива, и прилежна; а другая и лицом некрасивая, и ленивая. Но эта некрасивая да ленивая была вдовице дочь родимая, а к тому же она ее и любила, а на другую всю черную работу валила, и была у ней та в доме замарашкой. Бедняжка должна была каждый день выходить на большую дорогу, садиться у колодца и прясть до того много, что кровь выступала у нее из-под ногтей.

Вот и случилось однажды, что веретено у ней было все перепачкано кровью; девушка наклонилась к воде и хотела веретено обмыть, а веретено-то у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. Бедняжка заплакала, бросилась к мачехе и рассказала ей о своей невзгоде. Та ее так стала бранить и такою выказала себя безжалостною, что сказала: «Умела веретено туда уронить, сумей и достать его оттуда!»

Пришла девушка обратно к колодцу и не знала, что ей делать, да с перепугу-то прыгнула она в колодец — задумала сама оттуда веретено добыть. Она тотчас потеряла сознание и, когда очнулась и снова пришла в себя, то увидела, что лежит на прекрасной лужайке, что на нее и солнышко весело светит, и цветов кругом многое множество.

Пошла девушка по этой лужайке и пришла к печке, которая была полнешенька хлебами насажена. Хлебы ей крикнули: «Вынь ты нас, вынь скорее, не то сгорим: мы давно уже испеклись и готовы». Она подошла и лопатой повынимала их из печи.

Затем пошла она дальше и пришла к яблоне, и стояла та яблоня полнешенька яблок, и крикнула девушке: «Обтряси ты меня, обтряси, яблоки на мне давно уж созрели». Стала она трясти яблоню, так что яблоки с нее дождем посыпались, и трясла до тех пор, пока на ней ни одного яблочка не осталось; сложила их в кучку и пошла дальше.

Наконец подошла она к избушке и увидала в окошке старуху; а у старухи зубы большие-пребольшие, и напал на девушку страх, и задумала она бежать. Но старуха крикнула ей вслед: «Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. Ведь я не кто иная, как сама госпожа Метелица».

Речь старухи поуспокоила девушку и придала ей настолько мужества, что она согласилась поступить к ней в услужение. Она старалась угодить старухе во всем и перину ей взбивала так, что перья, словно снежные хлопья, летели во все стороны; зато и жилось ей у старухи хорошо, и бранного слова она от нее не слышала, и за столом у ней было всего вдоволь.

Прожив некоторое время у госпожи Метелицы, девушка вдруг загрустила и сначала сама не знала, чего ей недостает, наконец догадалась, что просто истосковалась по дому; как ей тут ни было хорошо, а все же домой ее тянуло и позывало.

Наконец она созналась старухе: «Я по дому соскучилась, и как мне ни хорошо здесь у тебя под землею, а все же не хотелось бы мне долее здесь оставаться и тянет меня вернуться туда — со своими повидаться».

Госпожа Метелица сказала: «Мне это любо, что тебе опять к себе домой захотелось, а так как ты мне служила хорошо и верно, то я сама тебе укажу дорогу на землю».

Тут взяла она ее за руку и подвела к большим воротам. Ворота распахнулись, и когда девица очутилась под сводом их, просыпалось на нее дождем из-под свода золото да так облепило ее, что она вся была золотом сплошь покрыта. «Вот это тебе награда за твое старание», — сказала госпожа Метелица да, кстати, вернула ей и веретено, упавшее в колодец.

Затем ворота захлопнулись, и красная девица очутилась опять на белом свете, невдалеке от мачехина дома; и когда она вступила во двор его, петушок сидел на колодце и распевал:

Ку-ка-ре-ку! Вот чудеса!
Наша-то девица в золоте вся!

Тогда вошла она к мачехе в дом, и так как на ней было очень много золота, то и мачеха, и сестра приняли ее весьма ласково.

Рассказала им девица все, что с нею приключилось, и когда мачеха услыхала, как она добыла себе такое богатство, то задумала и другой своей дочке, злой и некрасивой, добыть такое же счастье.

Она свою дочку усадила прясть у того же колодца; а чтобы на веретене у дочки кровь была, та должна была уколоть себе палец и расцарапать руку в колючем терновнике. Затем та бросила веретено в колодец и сама за ним туда же спрыгнула.

И очутилась она точно так же, как прежде сестра ее, на прекрасной лужайке, и пошла той же тропинкой далее.

Пришла к печке, и закричали ей хлебы: «Вынь ты нас, вынь скорее, не то сгорим: мы давно уж совсем испеклись». А лентяйка им отвечала: «Вот еще! Стану ли я из-за вас пачкаться!» — и пошла далее.

Вскоре пришла она и к яблоне, которая крикнула ей: «Обтряси ты меня, обтряси поскорее! Яблоки на мне давно уж созрели!» Но лентяйка отвечала: «Очень мне надо! Пожалуй, еще которое-нибудь яблоко мне на голову грохнется», — и пошла своей дорогою.

Придя к дому госпожи Метелицы, она ее не испугалась, потому уж слыхала от сестры о ее больших зубах, и тотчас поступила к ней на службу.

В первый-то день она еще кое-как старалась переломить свою лень и выказала некоторое рвение, и слушалась указаний своей госпожи, потому что у ней из головы не выходило то золото, которое ей предстояло получить в награду; на другой день она уже стала разлениваться, на третий — еще того более; а там уж и вовсе не хотела поутру вставать с постели.

И постель госпожи Метелицы она постилала не как следовало, и не вытряхивала ее так, чтобы перья летели во все стороны.

Вот она вскоре и прискучила своей хозяйке, и та отказала ей от места. Ленивица обрадовалась этому, думала: вот сейчас на нее золотой дождь просыплется!

Госпожа Метелица подвела ее к тем же воротам, но когда ленивица под ворота стала, на нее просыпалось не золото, а опрокинулся целый котел, полнешенек смолы. «Это тебе награда за твою службу», — сказала госпожа Метелица и захлопнула за нею ворота.

Пришла ленивица домой, с ног до головы смолою облеплена, и петушок на колодце, увидав ее, стал распевать:

Ку-ка-ре-ку — вот чудеса!
Залита девица смолою вся.

И эта смола так крепко к ней пристала, что во всю жизнь не сошла, не отстала.

Госпожа Метелица - сказка братьев Гримм, читать которую понравится девочкам старше 4-х лет. Классическая история о дочери и падчерице, дочь - уродлива и ленива, а падчерица - красивая и трудолюбивая девушка. Уколовшись веретеном и уронив его в глубокий колодец, она вынуждена прыгать за ним. Волшебным образом девушка попадает в дом к Госпоже Метелице и остается жить у доброй старушки. Каждый раз, взбивая перины, кругом разлетаются перья и на все белом свете идет снег. Заскучав по дому, девушка просит Метелицу отпустить её домой. Та соглашается и одаривает падчерицу за хорошую работу. Отправляет тогда мачеха свою родную дочь в колодец, однако та ленива и глупа, поэтому заслужит совсем другие дары… Прочитайте всю сказку Госпожа Метелица и вы узнаете, чем закончилась эта простая, но очень поучительная история.

Сказка Госпожа Метелица скачать:

Сказка Госпожа Метелица читать

Были у одной вдовы дочь и падчерица; падчерица была красивая и работящая, а дочь - уродливая и ленивая. Но мать больше любила дочь, а падчерице приходилось исполнять всякую работу и быть в доме золушкой.

Бедная девушка должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах.

И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду. Она заплакала, побежала к мачехе и рассказала ей про свое горе.

Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:

Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.

Вернулась девушка к колодцу и не знала, что ей теперь и делать; и вот прыгнула она с перепугу в колодец, чтоб достать веретено. И стало ей дурно, но когда она опять очнулась, то увидела, что находится на прекрасном лугу, и светит над ним солнце, и растут на нем тысячи разных цветов. Она пошла по лугу дальше и пришла к печи, и было в ней полным-полно хлеба, и хлеб кричал:

Ах, вытащи меня, вытащи, а не то я сгорю - я давно уж испекся!

Тогда она подошла и вытащила лопатой все хлебы один за другим.

Ах, отряхни меня, отряхни, мои яблоки давно уж поспели!

Она начала трясти дерево, и посыпались, словно дождь, яблоки наземь, и она трясла яблоню до тех пор, пока не осталось на ней ни одного яблока. Сложила она яблоки в кучу и пошла дальше.

Пришла она к избушке и увидела в окошке старуху, и были у той такие большие зубы, что стало ей страшно, и она хотела было убежать. Но старуха крикнула ей вслед:

Милое дитятко, ты чего боишься! Оставайся у меня. Если ты будешь хорошо исполнять у меня в доме всякую работу, тебе будет хорошо. Только смотри, стели как следует мне постель и старательно взбивай перину, чтобы перья взлетали, и будет тогда во всем свете идти снег - я госпожа Метелица.

Так как старуха обошлась с нею ласково, то на сердце у девушки стало легче, и она согласилась остаться и поступить к госпоже Метелице в работницы. Она старалась во всем угождать старухе и всякий раз так сильно взбивала ей перину, что перья взлетали кругом, словно снежинки; и потому девушке жилось у нее хорошо, и она никогда не слыхала от нее дурного слова, а вареного и жареного каждый день было у ней вдосталь.

Так прожила она некоторое время у госпожи Метелицы, да вдруг запечалилась и поначалу сама не знала, чего ей не хватает; но, наконец, она поняла, что тоскует по родному дому, и, хотя ей было здесь в тысячу раз лучше, чем там, все же она стремилась домой. Наконец она сказала старухе:

Я истосковалась по родимому дому, и, хотя мне так хорошо здесь под землей, но дольше оставаться я не могу, мне хочется вернуться наверх - к своим.

Госпожа Метелица сказала:

Мне нравится, что тебя тянет домой, и так как ты мне хорошо и прилежно служила, то я сама провожу тебя туда. - Она взяла ее за руку и привела к большим воротам.

Открылись ворота, и когда девушка оказалась под ними, вдруг пошел сильный золотой дождь, и все золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом.

Это тебе за то, что ты так прилежно работала, - сказала госпожа Метелица и вернула ей также и веретено, упавшее в колодец. Вот закрылись за ней ворота, и очутилась девушка опять наверху, на земле, и совсем недалеко от дома своей мачехи. И только она вошла во двор, запел петух, он как раз сидел на колодце:

Ку-ка-ре-ку!

Наша девица златая тут как тут.

И вошла она прямо в дом к мачехе; и оттого что была она вся золотом покрыта, ее приняли и мачеха, и сводная сестра ласково.

Рассказала девушка все, что с ней приключилось. Как услыхала мачеха о том, как достигла она такого большого богатства, захотелось ей добыть такого же счастья и для своей уродливой, ленивой дочери.

И она посадила ее у колодца прясть пряжу; а чтоб веретено было у ней тоже в крови, девушка уколола себе палец, сунув руку в густой терновник, а потом кинула веретено в колодец, а сама прыгнула вслед за ним.

Попала она, как и ее сестра, на прекрасный луг и пошла той же тропинкой дальше. Подошла она к печи, а хлеб опять как закричит:

Ах, вытащи меня, вытащи, а не то я сгорю, - я давно уж испекся!

Но ленивица на это ответила:

Да что мне за охота пачкаться! - и пошла дальше.

Подошла она вскоре к яблоне; и заговорила яблоня:

Ах, отряхни меня, отряхни, мои яблоки давно уже поспели!

Но ответила она яблоне:

Еще чего захотела, ведь яблоко может упасть мне на голову! - и двинулась дальше.

Когда она подошла к дому госпожи Метелицы, не было у ней никакого страха, - она ведь уже слыхала про ее большие зубы, - и тотчас нанялась к ней в работницы. В первый день она старалась, была в работе прилежная и слушалась госпожу Метелицу, когда та ей что поручала, - она всё думала о золоте, которое та ей подарит. Но на второй день стала она полениваться, на третий и того больше, а потом и вовсе не захотела вставать рано утром. Она не стлала госпоже Метелице постель как следует и не взбивала ей перины так, чтобы перья взлетали вверх. Это, наконец, госпоже Метелице надоело, и она отказала ей в работе. Ленивица очень этому обрадовалась, думая, что теперь-то и посыплется на нее золотой дождь.

Госпожа Метелица повела ее тоже к воротам, но когда она стояла под ними, то вместо золота опрокинулся на нее полный котел смолы.

Это тебе в награду за твою работу, - сказала госпожа Метелица и закрыла за ней ворота.

Вернулась ленивица домой вся в смоле; и как увидел ее петух, сидевший на колодце, так и запел:

Ку-ка-ре-ку!

Наша девушка грязнуха тут как тут.

А смола на ней так на всю жизнь и осталась, и не смыть ее было до самой смерти.