Битый туз Люфтваффе: действительно ли Эрих Харманн был самым результативным асом Второй мировой. Белокурая гнида рейха


Небесный рыцарь, повелитель неба, черный дьявол. Как только не называли этого белокурого молодого человека в годы войны. Эриха Хартманна называли самым талантливым и успешным летчиком Люфтваффе. Считалось, что его рекорд по количеству воздушных побед не удалось побить никому по обе линии фронта. Впрочем, этот факт вызывает сомнения. Тем не менее, военный трибунал СССР из уважения к профессионализму лётчика не вынес ему смертный приговор.

Шаг в небо

Еще в юности Эрих влюбился в небо. Наверное, это передалось генетически: его мать Элизабет обожала авиацию, и сама было инструктором авиаклуба, совершив множество полетов на планерах. Она была первой наставницей для сына и привила ему любовь к авиации.

Навыки управления самолетом Эрих получил очень рано и уже в 14 лет получил лицензию на вождение планеров. Кроме того, в семье культивировались занятия спортом, и, тренируясь вместе с братом Альфредом, мальчик добился отличных результатов. В авиаклубе парень стал несомненным лидером, а многие сверстники даже пытались ему подражать. В начале 1940-го Хартманн принимает решение посвятить жизнь военной авиации и поступает на службу в воздушные силы Германии.

Курс летной подготовки он прошел экстерном, и уже в начале следующего года лихо осваивал Мессершмитты. Здесь молодому человеку опять повезло: его наставником был летчик-чемпион страны по пилотажу. Тренер сразу разглядел в добродушном парне будущего аса и весь свой бесценный опыт и мастерство передал Эриху. Он научил молодого летчика всем премудростям маневрирования и приемам пилотирования истребителей.


Осенью 1942 года Хартманн был командирован в особую эскадрилью, где непосредственными командирами Эриха были настоящие асы и ветераны авиации, на счету которых было множество побед. К тому же они довольно лояльно относились к молодому поколению, не позволяя в руководстве суровости и жестокости. Но воинская дисциплина в полку была идеальной, и летчики-новички боготворили своих отцов-командиров. Попади Хартманн в другое подразделение, неизвестно, как бы сложилась его военная карьера.

От «Буби» до аса

За свой веселый нрав и доброе отношение к окружающим Эрих получил прозвище “Буби”, что означает “малыш”, но это не мешало ему в бою быть непревзойденным противником. Он обладал талантом схватывать все на лету: как правильно выполнять уклоняющийся маневр, ведение огня с дальней дистанции, умение оценить ситуацию на расстоянии в считанные секунды. Хартманн не бросался на врага сломя голову, а всегда пытался застать его врасплох или выбрать уязвимый момент на крутом вираже. Он просто любил свое дело и никогда не переоценивал своих способностей. Сослуживцы отзывались о нем с уважением, и те, кто видел Эриха в бою, говорили, что в пилотаже соперников у него нет.


Свой первый боевой вылет летчик запомнил навсегда. Тогда он упустил из виду ведущего, и чувство оцепенения буквально парализовало Хартманна. Советский штурмовик пошел в атаку, и Эрих, преодолев панику, оторвался от врага. Но в этот момент приборы показали, что горючее почти на нуле. Молодому летчику удалось посадить самолет далеко от базового аэродрома. Он спас себя и машину, а главное, сумел обуздать чувство страха.

Вскоре Эрих научился снайперски сбивать штурмовики Ил-2, что можно было сделать лишь на низких высотах и целясь в масляный радиатор. Первый такой опыт чуть было не закончился для Хартманна трагически. Обломки сбитого им самолета накрыли его Мессер, и он чудом смог посадить его “на брюхо”. Время показало, что в таких случаях надо сразу уходить с линии боя. Всем нюансам военных маневров летчик научился в боях. И, как оказалось, практика была далека от теории.


Одним из самых известных асов - наставников Хартманна был прославленный Вальтер Крупинский, умница, красавец и дамский угодник. Но в небе он забывал о своих земных предпочтениях, и равных в бою ему не было. Вальтер научил Эриха тонкостям ведения ближнего боя, и именно он дал своему ученику прозвище Буби, которое тот носил до конца войны.

Лавры побед и приписки


Число побед удачливого летчика росло в геометрической прогрессии. В июле 1943-го в его послужном списке их значилось уже более ста. О нем начали складывать легенды. Одни говорили, что на борту его машины боевой было изображено красное сердце, символ любви к девушке по имени Урсула, и оно приносило летчику удачу. Другие рассказывали, что Хартманн летал на борту, фюзеляж которого был украшен изображением черного тюльпана. Поэтому во время боев на Украине его окрестили “черным дьяволом”. К июлю 1944 года жертвами аса с позывным “Карайа - 1” стали более двухсот пятидесяти русских самолетов.


Вскоре Эрих потерпел крушение над нашей территорией и попал в плен. Ему удалось бежать, после чего фюрер лично вручил Хартманну Рыцарский крест. Всего за свою военную карьеру прославленный немецкий летчик одержал 352 воздушные победы.

Справедливости ради, приписки существовали во всех армиях мира. Еще в 1939 году на Халхин-Голе развернулось крупнейшее воздушное сражение между советскими и японскими летчиками. Тогда самураи сильно потрепали наш воздушный флот. При этом командование Красной Армии объявило об уничтожении 588 машин в воздухе и 58 - на земле. В реальности было сбито всего 88 и 74 - на аэродромах. Японцы же отрапортовали о 1162 победах в воздухе и 98 - на земле. Разгром! На самом деле наших подбито всего 207 и 42 - небоевые потери. Таким образом, мы преувеличили количество побед в 4 раза, а японцы - в 6.

Часто приписки делались не по злому умыслу. Попробуй в горячке боя уследить, куда делась машина врага, которую ты зацепил! Советское командование понимало специфику отчетности и довольно скептически к ней относилось. Периодически сверху доносился грозный окрик: мол, вы, ребята, совсем заврались - и цифры в приказном порядке снижались.


У немцев и система подсчета была запутанной. Параллельно за победы начислялись баллы - за одноместный истребитель давался один бал, за четырехмоторный - четыре. Но их тоже корректировали в зависимости от вклада каждого самолета в уничтожение врага. А победителем считал себя каждый. И поди в этом разберись!

Но будем объективны. Даже учитывая все мистификации, на счету лучших немецких летчиков действительно больше побед. Значит ли это, что мастерство самого результативного нашего летчика-истребителя - Ивана Кожедуба (64 победы) в 5,5 раза ниже, чем у Хартманна? Ничего подобного.

Обратимся к фактам. За время войны «белокурый рыцарь рейха» сделал 1425 боевых вылетов. Тогда как Иван Никитич - всего 330. Выходит, в процентном отношении показатель у них примерно одинаков – 4 - 5 вылетов на одну победу. Кожедуб, к примеру, очень переживал, что ему не дали поучаствовать в боях на Курской дуге. Там бы он, без сомнения, улучшил свой показатель. Но эскадрилья Кожедуба воевала на другом фронте, хоть и находилась неподалеку.

Горечь поражения

Весной 1945-го Хартманн в составе своей летной группы попал в руки американцев и был передан в руки советского правосудия. Десять долгих лет Эрих провел в тюрьме в СССР, а затем был отправлен в Германию.


Он женился на любимой Урсуле, которая вновь вернула его к жизни. И даже вернулся в армию. Но постоянно спорил с командирами, неряшливо разбрасывал самолетики на аэродроме; дразнил начальство, называя генералов «напыщеными петухами», хотя сам приказал размалевать самолетики эскадры своими любимыми «черными тюльпанами» и устроил бар на базе эскадры. Командованию это не понравилось и в Эриха сняли с командования эскадрой и отправили на штабную работу.

Хартманн сначала очень переживал, но потом как-то успокоился. Послужил при штабе, выслужил хорошую пенсию и ушел в отставку. А там подтянулись американские журналисты. Хартманн дал несколько интервью и прекрасно заработал.

На семейном фронте также было все хорошо. Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость? И жили они долго и счастливо...
Умер лётчик-асс 20 сентября 1993.

А вот какова подлинная история "настоящего человека. Специально для наших читателей .

Так называла будущего германского аса его мать, которая сама была опытной летчицей-спортсменкой. Именно она дала Хартманну первые уроки пилотажа. Эрих проходил обучение в летной школе в предместьях Берлина. В 20-летнем возрасте начал военную карьеру в составе соединения люфтваффе на Северном Кавказе. В одном из первых своих воздушных боев он по неопытности угробил самолет. С весны 1943 года Эрих Хартманн начал отсчет своим победам в небе, разработав специальную тактику поражения противника в воздухе – он расстреливал самолет противника только тогда, когда истребитель находился на максимально близком расстоянии. Перенявшие этот метод сослуживцы немецкого летчика зачастую погибали, а Хартманн обладал дьявольской интуицией, позволявшей ему выходить победителем в воздушных схватках. Летчик также предпочитал атаковать из засады. Как он сам утверждал, в подавляющем большинстве случаев пораженный им противник не успевал сообразить, что произошло. Хартманна сбивали 14 раз, однажды он попал в советский плен, но сбежал. Это случилось летом 43-го, когда его «Мессершмит» был подбит, и Хартманну пришлось совершить вынужденную посадку за линией фронта. Когда немецкий летчик увидел приближающихся к самолету русских солдат, он притворился раненым. Германского аса погрузили на носилках на грузовик и повезли в штаб. Улучшив момент, Хартманн ударил охранника и, спрыгнув с грузовика, скрылся в поле, где росли подсолнухи. Вдогонкустреляли, но его не задело. Зато летчика едва не пристрелили свои, когда тот перешел линию фронта – Хартманна чуть не убил немецкий часовой

Эрих Хартман родился в 1922 году, 19 апреля, в Вейсзахе в Вюртенберге. Детство вместе с младшим братом провел в Китае, где в то время работали его родители. В 1929 году, напуганные революционными событиями в Китае, Хартманы вернулись на родину.

С 1936 года Э.Хартман начал летать на планерах в авиаклубе под непосредственным руководством его матери - известной спортсменки-летчицы. В 14 лет получил диплом пилота планера. С 16 лет начал пилотировать самолеты.

С 1940 года обучался в учебном полку в Нойкурне невдалеке от Кенигсберга, потом в летной школе в пригороде Берлина Гатов. После успешного окончания авиашколы, Хартман был направлен в Цербст - во 2-ю истребительную авиашколу.

В ноябре 1941 года Хартман впервые поднялся в воздух на 109-м "Мессершмитте", истребителе, с которым он совершил свою летную карьеру.

Боевую работу Э.Хартман начал в августе 1942 года в составе эскадрильи, воевавшей на Кавказе.

Хартману повезло. 52-я была лучшей немецкой эскадрильей на Восточном фронте. В ее составе воевали лучшие немецкие летчики - Храбак и фон Бонин, Граф и Крупински, Барк-хорн.

Эрих Хартман был человеком среднего роста, со светлой шевелюрой и синими глазами. Его характер - веселый и неискательный, с хорошим чувством юмора, очевидное летное мастерство, высочайшее искусство воздушной стрельбы, упорство, личная отвага и благородство импонировали новым товарищам.

В 1942 году, 14 октября, Эрих Хартман отправился в первый в своей жизни самостоятельный вылет во время войны в район Грозного. В ходе этого вылета Хартман совершил почти все ошибки, которые может совершить молодой боевой летчик: оторвался от ведомого и не смог выполнить его приказ, открыл огонь по своим самолетам, сам попал в зону огня, потерял ориентировку и приземлился "на брюхо" в 30 км от своего аэродрома.

Первую победу 20-летний Эрих Хартман одержал в 1942 году, 5 ноября, сбив одноместный Ил-2. При атаке советского штурмовика истребитель Хартмана получил тяжелые повреждения, но летчик вновь сумел приземлить поврежденную машину в степи. Самолет восстановлению не подлежал и был списан. Сам Хартман тут же "заболел лихорадкой" и попал в госпиталь.

Следующую победу Хартману записали только в 1943 году, 27 января. Победа была записана над МиГ-1. Едва ли это был МиГ-1, которые были произведены и поставлены в войска еще перед войной малой серией в 77 машин, но подобных "передержек" в немецких документах предостаточно.

Эрих Хартман летает ведомым с Даммерсом, Гриславски, Цвернеманом. От каждого из этих сильных летчиков он берет новое, пополняя свой тактический и летный потенциал. По просьбе фельдфебеля Россманна Хартман становится ведомым В. Крупински - выдающегося аса Люфтваффе (197 "побед", 15-й по счету лучших).

Именно Крупински прозвал Эриха Хартмана Буби, по-английски "Бэби" - детка, кличка, оставшаяся за ним навсегда.

Хартман совершил во время войны 1525 вылетов, был участником 825 воздушных боев на протяжении своей карьеры. Имеющиеся 352 его победы включают в себя много вылетов, когда в один день им сбивалось несколько самолетов противника. В 1944 году, 24 августа, он сбил свой 300 самолет и первый в истории человечества - достиг такого количества воздушных побед.

Хартман воевал в небе не только против советских самолетов. В небе Румынии он встречался неоднократно и с американскими летчиками.

Наибольшее количество, сбитых непосредственно Хартманом самолетов, приходятся на 1943-1944 года. В 1944 году, 28 августа, он "сбил" 11 "Аэрокобр" за один день. Это его дневной рекорд.

После десятка "побед", одержанных в 1944 году, в начале марта, Э.Хартман, а с ним В.Крупински, Й.Визе и Г.Баркхорн были вызваны в Бергхоф к фюреру для вручения наград. Лейтенант Э.Хартман, записавший тогда на свой счет 202 "сбитых" советских самолета, был награжден Рыцарском крестом с Дубовыми листьями.

Хартман сам был сбит более 10 раз. В основном он "сталкивался с обломками сбитых им советских самолетов" (любимая трактовка собственных потерь в Люфтваффе).

20 августа он, "пролетая над горящим Ил-2", вновь был сбит и совершил очередную вынужденную посадку в районе реки Донец и попал в руки к "азиатам" - советским солдатам. Искусно симулируя травму и усыпив бдительность беспечных солдат, Хартман бежал, выскочив из кузова везшей его полуторки, и в тот же день вернулся к своим.

Немецкие газеты называли его "Черным дьяволом Украины" (прозвище придумали сами немцы) и с удовольствием или с раздражением (на фоне отступления немецкой армии) читали о все новых подвигах этого летчика.

Всего Хартману из засчитанных 352 побед, 345 - приходится на советские самолеты: 280 - истребители, 15 - штурмовики Ил-2, 10 - двухмоторные бомбардировщики, остальные - У-2 и Р-5.

Как следует из множества источников и оценкам некоторых экспертов по истории военной авиации, такое большое количество сбитых немецкими асами самолетов противника, объясняется возможными приписками, в угоду геббельсовской пропаганде.

Кроме того, ими же, предлагается оценивать качества каждого летчика-истребителя, исходя не из количества сбитых самолетов, а по коэффициенту, равняющемуся отношению числа всех сбитых одним летчиком самолетов - к количеству проведенных им боев.

В таком случае, у Хартмана данный коэффициент будет равняться 0,43.

Исходя из этого, если бы советский воздушный ас - Иван Кожедуб провел столько же боев, сколько их было у Хартмана с такой результативностью, то у него числилось бы 429 сбитых неприятельских самолетов.

А если у Эриха Хартмана было боев не 825, а - 120 (как у Кожедуба), то общее число его побед было бы равным - 51 сбитому самолету.

Если сравнить по такому принципу подсчета немецких и советских пилотов, то оказывается - что их класс примерно одинаков.

Только у одного Ивана Кожедуба, в таком случае, наблюдается существенное превосходство над всеми остальными асами воздушного боя - и над советскими, и над немецкими.

Трижды Хартман был легко ранен.

Будучи командиром эскадрильи, базировавшейся на небольшом аэродроме невдалеке от Страковниц в Чехословакии в конце войны, Хартман знал (видел, поднимаясь в небо, наступающие советские части), что Красной Армией вот-вот будет захвачен и этот аэродром.

Он отдал приказ об уничтожении оставшихся самолетов и со всем своим персоналом направился на запад, чтобы сдаться армии США. Однако, в то время действовало союзническое соглашение, в соответствии с которым, все немцы, ушедшие от русских, должны обязательно передаваться назад.

В 1945 году, в мае, майор Хартман был передан в руки советских оккупационных властей.

На суде Хартман настаивал на своих 352 победах, с подчеркнутым уважением, с вызовом вспоминал своих боевых товарищей и фюрера.

О ходе этого судебного процесса было доложено Сталину, который с сатирическим презрением отозвался о немецком летчике.

Самоуверенная позиция Хартмана, конечно же, раздражала советских судей (шел 1945 год), и ему присудили 25 лет лагерей. Позже, приговор был смягчен, и Хартману назначили десять с половиной лет заключения в лагерях для немецких военнопленных. Окончательно его освободили в 1955 году.

Возвратившись в Западную Германию, он сразу вернулся в авиацию. Успешно и быстро прошел обучение на реактивных самолетах, его уже обучали инструкторы-американцы.

Хартман летал на реактивных "Сейбрах" Ф-86 и "Старфайтер" Ф-104. Последняя машина при активной эксплуатации в Германии оказалась крайне неудачной и принесла гибель в мирное время 115 немецким летчикам!

Хартман неодобрительно и резко отзывался об этом реактивном истребителе (что было совершенно справедливо), препятствовал его принятию на вооружение Германией и расстроил свои отношения, как с командованием Бундес-Люфтваффе, так и с американскими военными. В 1970 году он был уволен в запас, дослужившись до звания полковника.

После ухода в запас он работал летчиком-инструктором в Хангеларе, под Бонном, выступал в аэробатической команде Адольфа Галланда "Дольфо". В 1980 году тяжело заболел, и с авиацией пришлось расстаться.

Немецкий лётчик-ас, считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации. По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он сбил 352 самолёта противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях.

Летчик-истребитель

Хартманн окончил летное училище в 1941 году и в октябре 1942 года получил назначение в 52-ю истребительную эскадру на Восточном фронте. Его первым командиром и наставником стал известный эксперт Люфтваффе Вальтер Крупинский.

ода (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал свое лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолё

тов, а к концу августа 1943 года имел на своём счету уже 50 сбитых самолётов.

В 19 августа 1943, при атаке очередного Ила, самолет Хартманна получил повреждения, пилот совершил вынужденную посадку за линией фронта и был взят в плен. Однако при перевозке в штаб ему удалось бежать и, пробравшись ночь

ю через линию фронта, вернуться в часть.

К 24 августа 1944 года личный счет Хатманна достиг 300 (лишь за один этот день он сбил 11 самолетов). За это достижение он был награжден Бриллиантами к своему Рыцарскому кресту. Лишь 27 человек в Германских вооруженных силах имели подобное отличие. Бриллиа

нты по традиции вручал сам Гитлер. После неудавшегося путча 20 июля 1944 охрана Гитлера требовала от военных сдавать личное оружие перед аудиенцией. Легенда гласит, что Хартманн наотрез отказался сдать пистолет и заявил, что в таком случае он отказывается от получения награды. В результате он был до

пущен на аудиенцию с оружием.

После достижения 300 побед Хартманн стал живой легендой и командование Люфтваффе решило снять его с боевых вылетов во избежание ущерба для пропаганды в случае гибели. Однако, пустив в ход все свои связи, Хартманн добился возвращения на фронт и продолжал летать.

конца войны Хартманн совершил более 1400 боевых вылетов, в которых провел 825 воздушных боев. За время боевых действий из-за повреждений и вынужденных посадок он потерял 14 самолетов. Все повреждения происходили, в основном, от столкновения с обломками самолетов, сбитых с предельно-низкой дистанции

Дважды прыгал с парашютом. Не был ни разу ранен. Среди сбитых самолетов: около 200 одномоторных истребителей советского производства, более 80-ти истребителей P-39 американского производства, 15 штурмовиков Ил-2, и 10 средних двухмоторных бомбардировщиков. Сам Хартманн часто говорил, для него доро

же всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.

Тактика боя

Излюбленной тактикой Хартмана был удар из засады. По его собственному мнению, 80 % сбитых им пилотов вообще не поняли в чем дело. Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали сни

зу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приемом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (менее 50 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и

давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

Хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел - решил - атаковал - оторвался».

По

сле войны

В конце войны Хартманн вместе со своей группой сдался американским войскам, однако был передан СССР. В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях, а также в нанесении ущерба советской экономике, выразившемся в уничтожении большого количества самолетов, и провёл 10 ле

т в лагерях. В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединился со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ, командовал авиагруппой. Он также неоднократно ездил в США, где тренировал американских пилотов. В 1970 году он вышел в отставку. Уме

р Хартманн в 1993 году в возрасте 71 года.

В 1997 году Хартманн был реабилитирован российским правосудием, поскольку было обнаружено, что его осуждение было незаконным.

Советскими и российскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов

не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше. Единства в этом вопросе среди историков нет до сих пор.

Необычно высокие успехи Хартмана вызывали удивление и у командования Люфтваффе. Поэтому, начиная с 1944, все сообщения о его победах подвергались самой тщательной проверк

Страна: Германия
Даты жизни: 19.04.1922 г. - 19.09.1993 г.
Звание: Майор (Major)
Авиачасть: JG52
Боевые вылеты: 1404
Воздушные бои: 825
Воздушные победы: 352
Награды: Железный Крест 1-го класса (das Eiserne Kreuz 2 Klasse), Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten mit Brillianten)

Будущий ас Люфтваффе Эрих Хартман родился 19-го апреля 1922 г. в г. Вайсах, что в 25 км северо-восточнее Штутгарта. Уже в четырнадцать лет Эрих Хартманн получил сертификат пилота планера, а в шестнадцать совершил первый самостоятельный полет на самолете.

10.10.1940 г. он вступил в Люфтваффе и после окончания летной подготовки в звании лейтенанта 10.10.1942 г. прибыл в 7./JG52.

Первую победу Эрих Хартманн одержал 5 ноября, сбив Ил-2. Однако при этом был поврежден и его Мессершмитт Bf-109, и он совершил вынужденную посадку «на живот».

24.03.1943 г. он одержал пятую победу и был награжден Железным крестом 2-го класса. Сбив 30 апреля два ЛаГГ-3, Хартманн преодолел рубеж в 10 побед. Ранним утром 25 мая буквально через минуту после взлета его Bf-109G-4 W.N г. 14997 был атакован «ЛаГГом». Уходя из-под огня, он столкнулся с другим советским истребителем. «Мессершмитт» Хартманна получил сильные повреждения, но летчик все же смог благополучно сесть «на живот». После этого вылета ему предоставили отпуск, и на фронт Эрих вернулся в начале июля.

В течение июля он сбил 25 самолетов, в том числе 5 и 8 июля - по четыре, а 7 июля — семь, и преодолел рубеж в 40 побед. Счет побед Хартманна стремительно рос. 3 августа он одержал 50-ю победу, 5 августа — 60-ю, 8 августа - 70-ю, а 17 августа - 80-ю.

Утром 20 августа ас Люфтваффе сбил два Ил-2 и достиг рубежа в 90 побед, но при этом был сбит и его Bf-109G-6 W.Nr.20485. Совершив вынужденную посадку в расположении советских войск в районе реки Донец, Хартманн попал в плен. Однако уже спустя несколько часов, когда его на грузовике везли в тыл, ему удалось бежать. Перейдя ночью линию фронта Эрих вернулся в эскадрилью.

2 сентября Хартманна назначили командиром 9./JG52. В сентябре Хартманн записал на счет 18 Ла-5, шесть Р-39 и Як-9, а потом 1 -20 октября - еще 22 Ла-5, девять Р-39 и два Пе-2. Общее число побед достигло 148-ми.

17 октября его сначала наградили "Германским крестом в золоте", а 29 октября - Рыцарским крестом.

Хартманн получил месячный отпуск и продолжил боевые вылеты уже в начале декабря. До конца года он сбил еще 11 самолетов. 03.01.1944 г. он одержал 160-ю победу, 17 января— 170-ю, 30 января — 180-ю, а 3 февраля— 190-ю. В трех вылетах 26 февраля Хартманн сбил десять Р-39, увеличив счет до 202-х побед, и 2 марта получил "Дубовые листья" к Рыцарскому кресту (Nr.420).

4 мая он сбил 210-й самолет, а 4 июня - уже 250-й. 1 июля Хартману присвоили звание обер-лейтенанта, в тот же день на его счету были два Ла-5. Число побед опытного аса достигло 269-ти, и на следующий день Хартман получил "Мечи" к своему Рыцарскому кресту (Nr.75). Сбив 24 августа в двух вылетах восемь Ла-5 и три Р-39, он стал первым пилотом Люфтваффе, преодолевшим рубеж в 300 побед . На следующий день его наградили Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.18),a 1 сентября присвоили звание гауптмана.

После месячного отпуска Хартманн 1 октября возглавил 7./JG52. До конца года сбил еще 14Як-9, шесть Ла-5, три Ил-2,дваЯк-3,два Як-7 и «Бостон», превысив планку в 330 побед.

01.02.1945 г. его назначили командиром 1./JG52. 6 марта он одержал 340-ю победу, а 17 апреля — 350-ю. В конце апреля Хартманн получил звание майора. Утром 8 мая в районе г. Брно, Чехия, он сбил Як-9 — это была 352-я и последняя победа одного из самых знаменитых асов Люфтваффе. Поздним вечером того же дня он с остатками группы сдался в плен к американцам.

Всего он совершил 1404 боевых вылета и провел 825 воздушных боев, в ходе которых его самого сбивали 12 раз, но он лишь однажды выпрыгнул на парашюте, а в остальных случаях совершал вынужденную посадку.

24.05.1945 г. американцы передали Хартманна советским властям и десять лет немецкий летчик провел в СССР, сначала в лагерях для военнопленных, а затем — в тюрьмах и колониях, и только 15.10.1955 г. вернулся домой.

С 1956 г. Эрих Хартманн служил в Бундеслюфтваффе ФРГ, с 09.09.1959г. по 29.05.1962 г. командовал JG71 «Рихтхофен».

30-го октября 1970 г. Хартманн вышел в отставку в звании оберста и поселился в г. Вайль-им-Шонбух, в 20 км юго-западнее Штутгарта, где и скончался 19-го сентября 1993 г.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о немецком истребителе Второй мировой войны Эрихе Хартмане (Erich Hartmann):

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!