Булгары неизвестная история очень известного народа. Кто такие татары? Создание болгарских государств

Территории Поволжья, где была основана Волжская Булгария была заселена тюркоязычными племенами не позднее VIII — IX вв. Тогда на земли Поволжья и Прикамья пришли тюркские племена болгар. До этого, они проживали в Причерноморье на Таманском полуострове и между реками Кубань и Дон.

Великая Болгария

Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.

До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.

В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.

Исход

Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.

Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.

Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII - IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.

Волжская Булгария

Изначально жители Волжской Булгарии исповедовали в основном язычество, но в 921 году булгарский эльтебер (правитель) Алмуш заключив союз с Багдадским халифатом, просит халифа Багдада аль-Муктадира направить в Булгарию ученого проповедника. Вскоре, в 922 году из Багдада приезжает целое посольство, при нем был и свой секретарь Ибн-Фадлан, который вел записи и подробно изложил историю этого посольства в своих записях. После официального оглашения письма арабского правителя, булгарский эльтебер Алмуш призвал свой народ принять ислам.

В 922 году официальной религией булгарского государства становится ислам. Ислам являлся крайне важным фактором для объединения различных тюркских и коренных угро-финских племен проживавших на территории Волжской Булгарии в единое государство. Именно ислам смог превратить разрозненные племена в единую нацию, благодаря опоре на мусульманские ценности.

Во многом принятие ислама было и политическим шагом, так как благодаря ему булгары получали возможность стать частью арабо-мусульманского мира не только в религиозном, но и торгово-экономическом смысле. Вместе с тем, ряд тюркских и угро-финских племен не желавших принимать новую религию, продолжал сохранять свои языческие традиции. Возможность их сохранения действительно была, так как булгарское государство отличалось веротерпимостью и поликонфессиональностью.

Религии

Если ислам в Булгарском Государстве консолидировал разные этносы в один, то есть с булгарским (тюркоязычньш) языком и булгарской культурой, то племена сохранявшие язычество в значительной степени смогли избежать ассимиляции, продолжая сохранять архаичные элементы тюркской, угро-финской культуры и свои локальные самоназвания.

Ислам смог выполнить функцию религии, которая во многом смогла консолидировать разрозненные народы и установить хорошие связи булгар с Востоком. Во второй половине 960-х годов, после победы киевского князя Святослава над Хазарским каганатом, зависимость булгар от хазар полностью прекратилась, и Волжская Булгария становится первым независимым государством Среднего Поволжья.

Первое независимое государство

Наиболее крупными городами Волжской Булгарии являлись столица государства город Булгар, крупный городской центр Биляр и такие крупные политические, экономические и культурные центры, как города Сувар, Ошель и Джукетау.

Расцветом города Булгар можно было бы назвать XI — XII вв. В это время он являлся крупнейшим купеческим центром Булгарии и столицей государства. Его выгодное расположение сделало город не только крупнейшим купеческим центром Волжской Булгарии, но и центром международной торговли. В городе проживали в основном торговцы и ремесленники. Городу Булгару противостоял другой крупный центр Волжской Булгарии и средневековой цивилизации в целом — город Биляр.

Долгое время эти два города находились в противостоянии, а в XII веке столицу Волжско-Камской Булгарии было решено перенести в город Биляр. Второй расцвет Булгара пришелся уже лишь на золотоордынское время (XII — XIV вв.). А с XII века Биляр стали именовать «Великим городом», то есть столицей всего Булгарского государства.

Хозяйство Булгарии

Основой хозяйства сельских жителей Булгарии было крупное земледелие и скотоводство. Сеяли, в основном, пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, полбу, горох и коноплю. Разводить жители Булгарии предпочитали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз, содержались у булгар и верблюды.

Ремесленная жизнь в экономике Булгарии также играла важную роль. Тщательно обработанная кожа «булгари» пользовалась популярностью за пределами страны. Одной из ведущих отраслей ремесла была металлообработка, черная и цветная металлургия. Многочисленные браслеты, перстни и украшения свидетельствуют и о высокоразвитом ювелирном мастерстве. А булгарские гончары славились своими прекрасными сосудами.

Волжская Булгария экономически и политически была тесно связана с Арабским халифатом, Средней Азией и Древней Русью. Славяне и булгары находились в сильном влиянии друг от друга, многие русские купцы приезжали в государства булгар для ведения торговли.

Но вместе с тем периодически между булгарами и славянами вспыхивали военные столкновения. Из летописи известно, что когда киевский князь Владимир принимал решение о принятии истинной веры, к нему приходили исламские проповедники из булгарских земель. Но, не желая поступаться древними русскими обычаями, князь Владимир был смущен запретом ислама о невозможности употребления алкогольных напитков, поэтому исламская религия была отклонена.

Волжская Булгария является классическим примером феодального государства. Положение человека обуславливалось количеством его владения земельной собственностью. До 965 года во главе государства стоял эльтебер — фигура формально подчинявшаяся хазарскому правителю. После же 965 года (Победа над Хазарским Каганатом князем Святославом) булгарский правитель — эмир обрел полную самостоятельность. Булгарский престол передавался от отца к сыну, и лишь в исключительных случаях к ближайшим родственникам.

Арабская культура

До принятия ислама булгары исповедовали общетюркское язычество, после же принятия ислама булгары стали больше приближаться к арабской культуре. Имевшаяся до этого тюркская руническая письменность сменилась на арабскую графику, а тюркские имена стали перемежеваться с многочисленными арабскими именами. С принятием ислама к булгарам пришли и известные труды арабских ученных. Булгарам удалось создать высокую уникальную культуру. В Булгарии появлялись свои ученые: медики, историки, философы, астрономы, математики, географы. Булгарские города были прекрасными образцами качественного архитектурного творчества. В крупнейших булгарских городах были свои водопроводы, высотные здания, сады.

После образования в конце XII — начале XIII века державы Чингисхана, монголами были покорены многочисленные земли Средней Азии и Восточной Европы. Булгары понимали, что и захват их земель также может стать неизбежной реальностью, поэтому пытались всячески противостоять монголам, в том числе входя в союз с русскими войсками. Но, несмотря на все старания булгар избежать монгольского нашествия на свою территорию, им этого не удалось. В 1236 году Волжская Булгария была захвачена монгольскими войсками под предводительством Батыя. Захватчики разграбили, сожгли и разрушили многие города и села булгар, часть мирных жителей была взята в рабство. После этого момента, в истории булгар началась новая эпоха — эпоха Булгарии уже в составе Улуса Джучи (Золотой Орды), а затем и Казанского ханства.

Монголы

До захвата Булгарии монголами она находилась в зените своего расцвета. В Волжской Булгарии официальной религией считался ислам, однако это государство отличалось своей веротерпимостью. Кроме мусульман там проживали иудеи, христиане и язычники. Языком Волжской Булгарии был тюркский булгарский язык, хотя наравне с ним действовали и другие языки и наречия.

Вместе с приходом монголов, на территорию Булгарии пришли и многочисленные выходцы с Юга — племена кипчаков (половцев). Селиться в Булгарии и оказывать на нее существенное влияние они стали еще до нашествия монголов, но вместе с приходом монголов, они смогли селиться в булгарских землях уже совершенно беспрепятственно и в достаточно большом количестве.

Кипчакский этнос стал, как бы вливаться в булгарский, путем принятия кипчаками ислама, но при этом, определенную часть времени в булгарском государстве было двуязычие (булгарский и кипчакские языки). Со временем, из-за численного преобладания кипчаков по отношению к булгарам, язык булгар был полностью вытеснен языком половцев-кипчаков и утерян навсегда.

Но это не было проблемой, так как объединение столь разных, хоть и тюркских племен, произошло благодаря исламу. Так, кипчаки смогли ассимилироваться с булгарами благодаря принятию ислама.

Казанские татары

Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.

Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.

Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.

Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.

Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.

То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.

Булгары

(или обыкн. болгаре) волжские - народ тюркского происхождения, к которому впоследствии примкнули еще элементы финский и даже славянский. Из этих-то трех элементов довольно рано по Волге и Каме образовалось могущественное и культурное государство, которое в последующей своей истории приходило в частые столкновения с русскими, вело с ними торговлю и даже имело на них некоторое влияние, но потом, слившись с татарами, вошло в состав Русского государства, исчезнув с исторической арены навсегда. Когда и откуда появились Б. на Волге, трудно определить. Сами булгары не оставили о своем существовании никаких письменных памятников. Хотя, по уверению некоторых арабских писателей, кади г. Булгара, Якуб-ибн-Номан, живший во второй половине XII в., написал "Историю Булгар" ("Тарих Булгар"), но это сочинение до нас не дошло. Остается, стало быть, пользоваться для их истории известиями иностранцев; и самыми ранними и довольно обстоятельными из них мы обязаны арабским географам и путешественникам, из которых очень многие, как Ибн-Фослан, Ибн-Хаукаль, Абуль-Гамид-Андалуси, Абу-Абдаллах-Гарнати и др., лично посещали землю Б. Затем, следуют наши летописи и, наконец, историки разных наций, писавшие о подвигах монголов. Что же касается вещественных памятников, то из древнейшей эпохи истории Б. их сохранилось очень немного: всего несколько монет, да и те Х в.; от последующего же времени имеются довольно богатые развалины бывшей их столицы, несколько надгробных камней с надписями и, наконец, монеты, выбитые в той же столице.

Можно предполагать, что первоначальное поселение Б. на Волге относится к очень давнему времени: отделившаяся от них орда, как известно, еще в V в. теснила славян в степях черноморских и гнала их на территорию Византийской империи; в конце же V в. они и сами стали делать нападения на греков. В то же время, с которого начинаются достоверные сведения о Б., они жили вполне государственною жизнью, занимая обширную территорию, приблизительно следующих приволжских губерний: Самарской, Симбирской, Саратовской и часть Астраханской (по некоторым арабским известиям границы Булгарии захватывали и значительную часть Пермской губ.).

По образу жизни этот народ, как говорит Ибн-Фослан - первый из арабских писателей, посетивший Б. в 922 г. по Р. X. и доставивший о них самые точные и подробные сведения, может быть назван более оседлым, чем кочевым, хотя и жил летом в юртах или шатрах; он имел города, первоначально с деревянными постройками; но потом, начиная с половины Х века, в них появились и каменные здания, построенные большею частью арабскими архитекторами. По словам другого арабского писателя того же века, сообщающего также много верных сведений о Б. - Ибн-Дасты, Б. - народ земледельческий ; они возделывают, говорит он, всякого рода зерновой хлеб, как то: пшеницу, ячмень, просо и др. Главным же занятием их была торговля , которую они первоначально (как сообщают Идризи, Ибн-эль-Варди, Абдульфеда и др., что вполне подтверждается и последующими находками кладов на месте древнего Булгара) вели с Персией и Индией, после принятия ислама - с аравитянами и, наконец - с хозарами и русскими. Предметом торговли служили по преимуществу меха собольи, горностаевые, беличьи и др.; но главное богатство Б. составлял, по словам Ибн-Дасты, куний мех, заменявший им, до половины Х века, звонкую монету и по цене равнявшийся двум с половиною дирхемам, т. е. около 45-50 коп. на наши деньги, затем, кожи (юфть), шерсть, орехи, мед, воск, курительные вещества и даже мамонтовая кость. Несомненно также, что Б. вели торговые сношения и с нашим севером, где в древности находилась богатая Биармия (см.), и стоя, таким образом, в центре торговых сношений между биармийцами, хозарами, аравитянами и друг., очень рано достигли могущества, богатств и развили до известной степени свою культуру, выразившуюся в целом ряде промыслов и ремесел. Наравне с земледелием, свидетельствуют те же арабские писатели, они занимались скотоводством ; знакомо им было рыболовство. Они же были хорошими плотниками, а если дать полную веру археологическим находкам, то их следует признать и кузнецами, ювелирами и ткачами. По своему характеру Б. были народом скорее мирным , чем воинственным: они чаще терпели нападения, чем сами нападали, и обнаруживали к мирным занятиям - торговле и ремеслам, сильнейшую склонность; в торговле были честны; воровство и распутство наказывали жестоко.

До Х века господствующей религией у Б. была языческая ; с начала же этого столетия ее заменил ислам (мусульманство). Принятие ислама совершилось, по словам Ибн-Фослана, в 922 г., при царе Алмасе, или Алмусе, сыне Силки. От Алмуса, говорит арабский путешественник, еще в 921 г. прибыло в Багдад посольство к калифу Муктадиру, с просьбою прислать ему людей, сведущих в мусульманском законе, и художников для сооружения мечети и кафедры, с которой можно было бы призывать к обращению в ислам народы земли его, а также людей, знакомых с постройкою крепостей, где бы он мог быть в безопасности от нападения враждебных царей. Муктадир тотчас же отправил в Б. желаемое посольство, в котором и принял участие Ибн-Фослан. Как об обстоятельствах, предшествовавших и содействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини рассказывает о следующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгарии после обещания принять ислам, данного одному благочестивому мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хозарами. - Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедоваться большинством: есть несомненные свидетельства, что простой народ Б. долго и после Х в. оставался в язычестве; ислам же твердо с самого начала укрепился только в городах. Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмуса отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этого времени сношения Б. с Ю. Азией сделались гораздо деятельнее, и имя их, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто не только у мусульманских писателей, но и в русских летописях. Об образе правления Б. известно только то, что они находились под верховным главенством "владовца", царя, или хана, которому платили подать лошадьми, кожами и др. В пользу же царя поступала и пошлина (десятая часть товаров) с мусульманских купеческих судов. Царю Б. были подвластны и все мелкие владыки отдельных племен, из которых одно (Хвалисы) обитало даже по берегам Каспийского моря и сообщило ему свое имя "Хвалисского" моря. Из имен царей Ибн-Фослан сохранил нам только два: Силка и Алмус (Алмс - у Фослана); на монетах Френу удалось прочесть еще три имени: Ахмед, Талеб и Мумен, с которыми, вероятно, прекратилась и самая чеканка монет, по крайней мере в Х в. и начале XI в., так как до сих пор, кроме этих трех монет: Ахмеда, Талеба и Мумена, от указанного времени не найдено ни одной. Самая древняя из них, с именем царя Талеба, по объяснению Френа, относится к 338 г. геждры (949-950 г. по Р. X.), а позднейшая Мумена - к 366 г. геждры, или 976 г. по Р. X. Татарские предания и рассказы сохранили еще насколько имен царей Б., числом до 7, начиная с первого - Туки, или Туфы, умершего в 630 г. по Р. X.; но за достоверность их трудно ручаться.

Центрами управления и торговли служили города , которые Б. после знакомства с арабами стали укреплять, а также сооружать, по мере надобности, и небольшие отдельные крепости. Ибн-Хаукаль (писатель Х в.) сохранил имена следующих двух городов: Сивара и Исбиля, или Исболя, признаваемых обыкновенно за древнейшие болгарские города. Имя Сивара встречается и на одной болгарской монете, и он некогда принадлежал южным соседям Б. - буртасам (см.). Ахмед-Туси называет еще несколько крепостей Б.: Басов, Марха, Арнас. Наши же летописи, не называя этих имен, упоминают о других Б. городах, именно Великом городе (Булгаре), о Бряхимове (см.), прозванном Славным, о Биляре, Ашли, или Ошеле, на Волге, Тухчине, Собекуле, Челмате, Жукотине и Керменчуке. Более или менее точно не определено ни местоположение их, и ни об одном из них не имеется хотя бы кратких исторических сведений, за исключением столицы , которою был г. Булгар . Первые упоминания о нем, как и о самих Б., находим у арабских писателей Х века: Ибн-Фослана, Ибн-Дасты, Масуди и др. После них сообщали о Б. и последующие арабские писатели, посещавшие Восток в XI, XII и сл. веках, но все их сообщения, помимо краткости, весьма разноречивы. Даже у важнейшего и вместе с тем древнейшего источника для истории Б., Ибн-Фослана, трудно найти хотя бы одно место, указывающее точно на город Б. Тем не менее некоторые ученые (Френ и др.) говорят, что, на основании показаний Ибн-Фослана, можно принимать нынешнее село Успенское (Болгары), отстоящее от Волги в 6 верстах, за место, где стоял древний Булгар. Другие арабские источники говорят, что этот город находился при самой Волге; таковы, напр., Якут, утверждавший, что Б. лежит на С, в очень холодной стране, и отстоит от г. Итиля на два месяца пути, если подниматься к нему вверх по Волге, и только на 20 дней, если спускаться из Булгар к Итилю вниз по этой реке, и Абульфеда, который говорит, что Булгар лежал на северо-восточной стороне Волги, на расстоянии 20 дней пути от Сарая. Так же не определенны показания и монгольско-татарских историков. И из них одни помещали Б. при самой Волге, а другие в некотором расстоянии от нее. Что касается времени основания Б., то названные источники содержат еще менее точных показаний об этом: некоторые татарские рукописи относят основание его ко времени Александра В. (IV в. до Р. X.); но из совокупных свидетельств, преимущественно арабских писателей, и нумизматических данных можно заключить, что Б. был основан между 922-976 гг. (И. Н. Березин относит основание его к XIII в.). Наши же летописцы стали упоминать имя г. Б. довольно поздно, в первый раз - в 1360 г., по случаю взятия Б. ордынским князем Булат-Темиром; но по мнению Карамзина, г. Булгар нужно разуметь и под "Великим городом" летописцев, упоминания о котором находим и в первой половине XII в. Г. Шпилевский старался доказать, что под "Великим городом" следует разуметь не Булгар, а Биляр (нынешний Билярск).

Писатели Х и XI вв. почти единогласно свидетельствуют, что в то время Б. был весьма незначительным городом, служа складочным местом торговли болгар, часто подвергался нападению и разрушению со стороны князей руссов, но, под влиянием развивавшейся торговли, вновь отстраивался и расширялся. Характер торгового городка оставался за Б. и в последующие века; но в половине XIII в., с разрушением татарами Биляра, к нему перешло от последнего и политическое значение; от имени ханов в нем стали чеканиться монеты, во время кочевок ханов Золотой орды на С он служил их местопребыванием, и к концу XIV ст. настолько усилился, что везде в наших летописях стал именоваться "Великими Болгарами". В половине XV в. город, едва не ставший владением московского государя, после похода кн. Федора Давидовича Пестрого в 1431 г., вошел в состав вновь образовавшегося Казанского царства. Политическое значение его, конечно, тотчас же исчезло; вскоре перестал он быть и торговым городом, и, обратившись впоследствии в небольшое татарское поселение, стал лишь привлекать внимание своими развалинами, свидетельствующими о минувшей его славе и которыми особенно богато и теперь вышеназванное село Болгары (см.).

Сделав краткий очерк устройства и внутреннего быта Болгарского государства на основании, главным образом, свидетельств арабских писателей, перейдем теперь к показаниям наших летописей о тех отношениях, какие у них существовали с русскими (об отношениях к другим их соседям, Юга и Востока, ничего не известно).

Наши летописи начинают говорить о Б. со второй половины Х века и различают булгар: волжских, серебреных, или нукратских (по Каме), тимтюзей, черемшанских и хвалисских, которые, по объяснению В. В. Григорьева, суть отдельные племена, находившиеся под главным управлением царя болгарского. В 969 г. они впервые подверглись нападению русских, предводимых Святославом, который разорил их земли, по сказанию Ибн Хаукаля, вероятно, в отмщение за то, что они в 913 году, как сообщает Массуди, помогали хозарам разбить русских, предпринявших поход на южные берега Каспийского моря. Военные столкновения происходили у них с русскими и в 985, 1088, 1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1218, 1220, 1229 и 1236 гг.; при этом надо заметить, что Б. гораздо чаще должны были выдерживать нападения, чем сами нападали, хотя они во время своих вторжений доходили до Мурома (1088 и 1184) и Устюга (1218) и овладевали этими городами. Их столица не раз была разоряема русскими войсками, и не раз вожди последних, после нерешительной битвы, заключали с ними мир. Причину таких частых вторжений со стороны русских в землю Б. историки обыкновенно усматривают в желании овладеть богатствами последней. Между этими известиями наш летописец сохранил под 1024 годом известие о том, что в этом году в Суздале свирепствовал голод и что Б. снабдили русских большим количеством хлеба. Этим сообщением летописца, кажется, вполне оправдывается утверждение арабских писателей, что Б. - народ земледельческий, и в то же время, им можно воспользоваться для предположения о торговле Б. с русскими зерновым хлебом, а не пушными зверями, которыми они и сами были богаты. Общий же характер сношений Б. с русскими склоняется более в пользу войны, чем мира до самого нашествия монголов. Последние, в первое свое нападение на Россию, оставили, кажется, Б. в покое; но когда потомки Чингисхана отправились покорять земли, лежащие к З, Булгария первая пала жертвою их кровожадности. Весною 1236 г. вождь Субутай вступил в пределы ее и взял столицу Булгар. Не имея возможности сопротивляться несметным полчищам монголов, Б. сначала им покорились без сопротивления; но как только те удалились, они свергли их зависимость. Тогда Субутай вторично вторгнулся в их землю и поработил ее совершенно, сопровождая свое порабощение кровопролитием и разорением, чем и нанес решительный удар самостоятельности Б. С этого времени они перестали существовать в виде отдельной нации, составили часть Кипчацкой орды и до самого падения разделяли судьбу ее, сливаясь более и более с победителями, так что утратили наконец и свое народное имя.

Что же касается отношений Б. к русским после 1236 г., то о них долгое время наши летописи ничего не сообщали и упоминают впервые едва ли не около 1359 г., когда вольница новгородская овладела Б. городом Жукотиным; после этого летописец начинает уже довольно часто упоминать о Б., и из этих упоминаний видно, что старинная вражда их с русскими не прекращалась, а иногда принимала еще более острый характер. Главными врагами их в это время были: новгородская вольница и великий князь московский. Особенно много пострадала Булгария от Дмитрия Иоанновича и Василия Дмитриевича, которые овладевали Б. городами и ставили в них своих "таможенников". Вскоре Б. и окончательно подпала под власть русских царей, но когда именно - положительно сказать нельзя; по всей вероятности, это произошло при Иоанне Васильевиче Грозном, одновременно с падением Казани в 1552 г. Однако титул "государя Болгарии" носил еще дед его, Иоанн III. В нынешнем Императорском титуле государь император называется также "князем Болгарским".

Изучая «Русскую родословную книгу» (РУССКАЯ РОДОСЛОВНАЯ КНИГА Издание второе. В 2-х томах. С.-Петербург: Издание А. С. Суворина, 1895), был мягко говоря удивлен. Ибо, согласно родословных записей, многие дворянские роды имели татарские корни. Как-то не укладывается в голове что татары, грабившие Русь на протяжении более 2-х веков, были совершенно спокойно приняты Боярством Руси в свои ряды без всяческих ограничений в правах. Более того, потомки этих родов считались русским, а многие были приближенными русских царей. Это трудно приять, если знаешь официальную историю. Возникает естественная мысль об ее фальсификации, а изложенное выше, позволяет усомниться в существовании монголо-татарского ига.

На сегодняшний момент существует 3 теории происхождения татар:

  • Тюркско-татарская теория связывает появление татарского народа с тюрками. Первые группы тюрок появились в Восточной Европе в 4 веке н.э. Тогда в составе гуннов они приняли участие в Великом переселении народов. В 5 веке держава гуннов распалась, образовавшийся в Северном Причерноморье политический вакуум лидерства заполнили тюркско-огурские племена. Они, в основном, и вошли в созданный Тюркский каганат, который был сильным государством и просуществовал с 551 по 603 гг. н.э. Его территория простиралась от Маньчжурии на востоке до Западного Предкавказья на западе и от Верхнего Енисея на севере до верховьев Амура на юге. После этого государство разделилось на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты и просуществовало до середины 8 века. Наиболее известным сторонником тюркского генезиса татар является историк Д.М.Исхаков. (Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго-Уральского региона (принципы выделения, формирование, расселение и демография) - Казань, 1993.)
  • Монголо-татарская теория появления татар исходит из приоритета монгол в формировании татарской нации. Начиная с 6-8 веков н.э. многочисленные монгольские племена жили в степях Средней Азии. Все племена, живущие севернее их, китайцы называли общим термином татары. После переселения из Центральной Азии в Европу монгольские группы, этнически близкие татарам, смешались с кипчаками. В период Улуса Джучи они приняли ислам, тем самым, положив начало культуре татар. Самым примечательным приверженцем монгольского происхождения татарского этноса остается историк Р.Г.Фахрутдинов. (Р.Г.Фахрутдинов. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). http://www.twirpx.com/file/323742/)
  • Булгарско-татарская теория этнического генезиса татарского народа основывается на утверждении, что основой появления татар стала народность булгар. Булгарские племена, появившись на побережье среднего Дона, в конце 7-го века переселились оттуда в Поволжье. В 8-9 веках они вели полукочевой образ жизни. Во второй половине 10 века булгары разгромили Хазарский каганат, появившийся еще в начале 7 века, и основали собственное государство - Волжско-Камскую Булгарию. Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос.

Для понимания какая теория наиболее вероятна, рассмотрим «Родословную книгу», в которой приводятся данные по дворянским родам.

Известные россияне - выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России.

Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы - всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".

В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...

Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".

Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских - генетически тождественны татарам. А это говорит только о том, что:

  1. Тюркская кровь, как и монгольская, у обоих народов практически отсутствует, следовательно, тюркско-татарская и монголо-татарская теории не подтверждается генетиками
  2. Принятие в русское дворянство знатных татарских родов, говорит только о том, что русский и татарский народы, народы родственные, имеющие общие Родовые корни.

И совершенно прав кипчак из тухума (рода) Турген, сказавший: "На тысячи верст кругом Россия".

Еще, в XVIII веке - всего-то чуть более двухсот лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими. Так может быть не «татарами», а ТАРТАРАМИ? Вполне допускаю мысль, что с целью искоренения даже мысли о Великой Тартарии и изъяли букву «р» из названия. И вся эта теория о якобы монголо-татарском нашествии была придумана с целью скрыть уничтожение народа во времена насильственной христианизации. Подтверждение этого уничтожения мы находим у археологов. Так в книге "Древняя Русь. Город, замок, село" (М., 1985, стр. 50) "Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX начала XI в. 24 (28,9%) прекратили своё существование к началу XI в." Т.е за время чуть более ста лет было истреблено треть населения Руси, а до якобы «монголо-татарского нашествия» надо было прожить еще столько же. А по разным источникам к ХШ веку население Киевской Руси сократилось с 12 до 3 млн.человек.

Однажды обратил внимание на слова Президента Республики Татарстан М. Шаймиева, сказанные на IV съезде Всемирного конгресса татар (декабрь 2007): «… нам пора прекратить наши внутренние споры о том, кто мы: татары или булгары…». Подумал, неужели есть люди, которые серьезно считают, что этническое население Татарстана болгары, а не татары? А если есть, то, какие основания имеют они так думать? Потихоньку начал искать ответы на эти вопросы и передо мной открылся неведомый мир.

Кем это сотворено

Исторической науке доподлинно известно: "В 1552 году московская армия одерживает блестящую победу - взята Казань. Наконец — то завершилась многовековая борьба Рюриковичей с государством волжских болгар. Волга - московская река… Впоследствии историки будут создавать миф о покорении "Казанского ханства" - "последнего оплота татар - завоевателей". Но сам Иван Васильевич отлично знал, кого он покоряет. В документах нет и помину о "татарах". Иван Грозный покорил Болгарское царство. (Гримберг Ф.Л."Рюриковичи или семисотлетие "вечных" вопросов", М.: Московский лицей, 1997.308 с.).

Как авторитетно свидетельствует великий русский историк Карамзин Н.М.: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб, 1818,т.3, с.172). В частности, в отношении волжских болгар дело обстояло именно так. "Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами". (История Казани, Книга I.-Казань,Татарское кн.изд-во.-1988. стр.40).

Таким образом, на момент создания Татарской республики в 1920 году на территории создаваемой республики, да и всей Казанской губернии никакого «татарского народа» не существовало, как никогда в истории не существовало и государственности с названием татарская.

В Российской империи этноним «татары» носил собирательное название тюркоязычных мусульманских народов. Царское правительство именовало «татарами» самые различные народы, были закавказские татары (азербайджанцы); горские татары (карачаевцы и балкарцы); ногайские татары (ногайцы); абаканские татары (хакасы); казанские татары (булгары); крымские татары (крымцы). На сегодняшний момент этот имперский этноним официально закреплен только за поволжскими болгарами.

«После образования Татарской АССР в составе Советской России всех булгар официально стали называть "татарами", булгарскую культуру — "татарской культурой", а булгарский язык - "татарским языком",..." (Нурутдинов Ф.Г-Х. "Родиноведение», Методическое пособие по истории Татарии, Казань,1995г., стр.159).

«После 1920 года казанские татары использовали название татары, в условиях жесткого советского режима было невозможно использовать другой этноним.» (профессор Н.Давлет, "О проблемах национального самосознания татар в 20 веке.", в книге “Академик М.Закиев”, Москва,1998г., стр.46).

В апреле 1946 года в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. Она была организована отделением истории АН СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые-историки, археологи, этнографы, языковеды и др. специалисты, среди которых такие известные как Тихомиров М.Н., Греков Б.Д., Дмитриев Н.К., Якубовский А.Ю… Один из основных докладчиков - историк и археолог Смирнов А.П., посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Болгарии, касаясь этнического самосознания народа подчеркнул, что "татары" испокон веков называют себя болгарами. Известный языковед-тюрколог Заляй Л. установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка волжских болгар. Выдающийся тюрколог Якубовский А.Ю. отметил, что "население Татреспублики, занимающее территорию былого Булгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время" ; "мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние булгары…" . Главный вывод научного форума изложил академик Греков Б.Д.: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. "Татары: этнос и этноним", Казань, 1989г., стр. 9-12).

Зачем же тогда Всемирный конгресс татар придерживается этой ошибочной позиции, провозгласив основной идеологический постулат: «Имя татары нам дано историей, и оно у нас вечно сохранится»? (II съезд ВКТ, резолюция). Зачем всех противников этой позиции М.Ш.Шаймиев в упомянутом выступлении объявляет «охотниками делить татарскую нацию», «поползновения» которых надо и впредь активно пресекать? »

Хотя ведь доподлинно известно, что сторонников истинного этнонима великое множество. Народ помнит свое настоящее имя и хочет его вернуть, что подтверждается официальными данными: «Во многих письмах из разных регионов страны Казанские татары просят именовать их "болгарами" или "булгарами"» (Журнал "Известия ЦК КПСС"-№10, октябрь 1989г. Издание ЦК КПСС, Москва. Из "перечня просьб, регулярно повторяющихся в почте ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений").

Такова ирония истории: КПСС, большевики, спустя почти 70 лет, невольно признают, что в 1920 году совершили преступление по отношению к волжским болгарам, насильно навязав им царистко-имперскую кличку «татары» в качестве самоназвания.

В стране действует ряд общественных объединений, уставной целью которых является возвращение родного этнонима. Среди них: общественное движение Болгарский Национальный конгресс, Булгарская община и др.

Очевидно, позиция ВКТ и Президента РТ не обусловлена уважением к исторической памяти народа, к мнению оппонентов, явно противоречит бесспорному научному знанию.

Отсюда следует, что наше государство принуждает волжских болгар называть себя татарами. Скрывая правдивую историю и пресекая «поползновения» сторонников истинного этнонима, заставляет осознавать себя татарами. Тем самым нарушает право на свободу мнений и убеждений, защищенное ст.29 п. 3 Конституции РФ. А также оно вторглось в личную жизнь граждан, чем лишило нас права на неприкосновенность частной жизни, защищенного ст. 23 Конституции РФ, включающего в себя и право на защиту доброго имени.

ЧЕМ ЭТО ПЛОХО?

Как пишет академик Каримуллин А.Г. он «всегда искал контакты с людьми старшего поколения и убедился, что в их памяти происхождение современных татар связывается с булгарами — тюрками и эти люди с обидой говорят о несоответствии между названием народа и его происхождением.» Фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ его не принимал, считал ругательным, оскорбляющим достоинство словом. Классик татарской литературы Ибрагимов Г. свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо назовешь «татарином», он бросается с кулаками на тебя, говоря: почему ты меня оскорбляешь? (Ибрагимов Г. Сочинения в 8 томах, т.7, Казань, 1984г., стр.5). Одним словом, «…такой национальности как "татарин" никогда в Истории не было. Слово "татарин" - это лишь оскорбительная кличка…» (Кандыба В.М. и Золин П.М. "История и идеология Русского народа", т.1.-СПб.: Изд-во "Лань", 1997, стр.512). Это хорошо подтверждается народной пословицей «Незваный гость — хуже татарина», а также известно, что во время противостояния Новгородской республики и Московского царства воющие стороны именовали своих противников «погаными татарами»!

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Само государство наше создает социальную атмосферу, унижающую честь и достоинство татар, воспитывая детей и школьников в духе ксенофобии, преподавая на уроках истории России идеологию экстремизма.

Например, в книге для детей «Конёк-горбунок» (автор П.П.Ершов, издательство «Самовар», подписано в печать 28.08.2006. Заказ №1157. РИО «Самовар 1990»):

1. На стр.42 читаем:

«Вот Иван к царю явился, …

Царь, прищурясь глазом левым,

Закричал к нему со гневом,

Приподнявшися: «Молчать!

Ты мне должен отвечать:

В силу коего указа

Скрыл от нашего ты глаза

Наше царское добро -

Жароптицево перо?

Что я - царь или боярин?

Отвечай сейчас, татарин !».

а) Из приведенного отрывка видно, что слово «татарин» здесь употребляется как ругательное слово, которое применяется во гневе, чтобы обругать вора. Это слово здесь выражает сильную антипатию, неприязнь. Что является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

г) Сам факт применения названия народа (татары) в качестве ругательного слова содержит презрение к этому народу (татарам). Что является признаком, характеризующим неполноценность татар по признаку национальной принадлежности.

б) Слово «татарин» в данном тексте содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении определенной (этнической) национальной группы. Что является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

в) Слово «татарин» в данном ругательном смысле содержит извращенную информацию о психологическом складе и нравах татар (воры), которая позорит и оскорбляет их, заключает издевку, презрение и отвращение к ним. Что является признаком, характеризующим унижение национального достоинства.

2. На стр. 83 читаем:

«Ни одной души живой, Словно шёл Мамай войной!».

К слову «Мамай» на стр. 110 дано пояснение: «Мамай - татаро-монгольский хан, оставил по себе недобрую память как жестокий завоеватель, учинял набеги на Русь; был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле в 1380 году».

а) Очевидно, текст содержит отрицательную эмоциональную оценку и формирует негативную установку в отношении татар, как жестоких завоевателях, которые учиняли набеги на Русь, не оставляя при этом ни одной живой души. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

б) Информация о татарском хане Мамае не является констатацией факта. Известно, что хан Мамай не был татарином в современном смысле слова . Настоящим его именем было Иван Вельяминов, никаких татарских набегов он не совершал. Очевидно, что в анализируемом тексте информация о нем извращена, чтобы дать отрицательную эмоциональную оценку и сформировать негативную установку к татарам, как исконным врагам русских. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни (ненависти).

3. Также эта книга унижает достоинство людей, которые относятся к представителям других конфессий, чем православие; возбуждает в детях религиозную рознь. Делается это обычным способом: многократным употреблением понятия «православный христианин», «крещеный» в положительном смысле, чем достигается ощущение превосходства всего православного, а понятия «католик» и «басурманин» в отрицательном смысле, чем достигается ощущение несовершенства, ущербности всего неправославного (см. стр. 11, 15, 20, 23, 31, 34, 39, 55, 71, 72, 78, 79, 81, 83, 84). Цели религиозной исключительности служат многочисленные и красочные иллюстрации с христианской символикой (см. стр. 2, 24-25, 26-27, 28, 32-33, 70-71, 77, 102). Книга создает впечатление, что на свете всё хорошее есть только православное, только русское, а все другие религии и народы плохие. Для русских детей это создает ощущение превосходства над детьми других национальностей и конфессий, а для татарских детей (и других национальностей) - ощущение ущербности, второсортности, неполноценности.

Очевидна пропаганда исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Вывод: данная книга для детей является экстремистским материалом, подпадающим под действие закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.07 №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»).

А вот пример, чему учат в школах на уроках истории. Анализ учебника для 4-го класса «Окружающий мир», авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин. Ч. 2. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. - 159 с.

Информация по истории России дана в разделе под названием «Путешествие в прошлое России», cтр.35-124.

1. На стр.60 детей информируют о Куликовской битве.

— Описание битвы начинается предложением: «Войско Мамая было почти в два раза больше войска князя Дмитрия». Отсюда мы узнаём, что на Куликовом поле сошлись в битве Мамай и Дмитрий. Однако далее текст повествует о битве народов: татар и русских. Об этом же прямо говорит один из вопросов к тексту на стр.61: «Как русским войскам удалось победить татар на Куликовом поле?». Очевиден перенос деяний и характеристик, вины и ответственности отдельных личностей на этнические группы. Это является признаком, характеризующим смысловую направленность текста на возбуждение национальной розни и вражды.

— Последнее предложение рассказа о Куликовской битве гласит: «Враги дрогнули и обратились в бегство». Здесь прямым текстом татары называются врагами русских. То есть авторы учебника утверждают об изначальной враждебности татар против русских, формируют отрицательный образ татарского народа. Эти признаки характеризуют смысловую направленность текста на возбуждение национальной розни и вражды.

2. На стр.62 читаем: «Мстя за свое поражение, татары совершили ещё несколько карательных набегов и сожгли Москву, но поставить Русь снова на колени уже не смогли». Здесь авторы продолжают формировать отрицательный образ татарского народа, применяя прием переноса ответственности и вины за деяния отдельных лидеров на весь народ. Это является признаком, характеризующим возбуждение национальной розни и вражды.

При этом прямо приписывают народу мстительность, как черту национального характера. Мстительность отрицательно оценивается современной культурой, как позор нации. Распространение таких ложных измышлений, позорящих татарский народ, является пропагандой национальной неполноценности татар.

Также авторы приписывают наличие враждебных действий - сожгли Москву — и опасных намерений со стороны татар по отношению к русским - поставить их на колени. Что тоже является признаком направленности текста на возбуждение национальной розни и вражды.

3. На стр.64 дается обоснование и оправдание завоеванию «Казанского и Астраханского ханств с проживающими по берегам Волги и её притоков народами: татарами, башкирами, чувашами и другими». Как видно из текста, это объясняется и оправдывается жизненной потребностью государства Московского: потребностью приобретения новых земель и «завоевания необходимых государству торговых путей». Очевидно, что текст содержит положительную эмоциональную оценку факту отнятия земель и торговых путей у татар, башкир, чувашей и прочих нерусских народов, факту вытеснения нерусских народов из сферы торговли. Это есть признаки направленности текста на возбуждение национальной розни.

4. На стр.67 дается отрицательная эмоциональная оценка полякам и шведам. Делается это при помощи переноса ответственности за нашествие на Московское государство с руководителей соответствующих государств на их народы. Это есть признак возбуждения розни по национальному признаку. При этом применяются такие слова, имеющие большой негативный заряд, как «нашествие» и «смертельная».

В конце данного подзаголовка (стр.68) сообщается, что в результате нашествий соседних народов и освободительных войн против них «Русское государство обеднело, отстало в развитии от своих европейских соседей и потеряло авторитет могучей державы». Так проводится мысль, что соседи мешали жить русским, тормозили развитие Русского государства. Очевидно объяснение бедствий и неблагополучия русского народа существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических групп. Это есть признак возбуждения национальной розни и вражды.

Вывод: данный учебник является экстремистским материалом, подпадающим под действие закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. №114-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.07 №211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»).

Проанализированные материалы подпадают также под действие ст.282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды».

Очевидно, что наше государство в примере с книгой «Конёк-горбунок» в лице Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в лице Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а в примере с учебником в лице Министерства образования и науки РФ — нарушает наше право быть свободными от пропаганды или агитации, возбуждающих национальную или религиозную ненависть и вражду, и от пропаганды национального и религиозного превосходства, защищенное ч.2 ст.29 Конституции РФ.

На европейской этнополитической сцене тюрки-булгары появились как особая этническая общность во второй половине V века, после распада гуннской державы. В V–VI веках в Приазовье и Северном Причерноморье сложился союз многих племен во главе с булгарами.

В литературе их называют и булгарами, и болгарами; чтобы не было путаницы со славянским народом на Балканах, я в этом очерке использую этноним «булгары».

Булгария – возможны варианты

В конце VII века часть булгар переселилась на Балканы. Около 680 года их предводитель хан Аспарух отвоевал у Византии земли близ дельты Дуная, одновременно заключив соглашение с югославянским племенным объединением Семи родов. В 681 году возникло Первое Булгарское (Болгарское) царство. В последующие века дунайские булгары и в языковом, и в культурном отношении были ассимилированы славянским населением. Появился новый народ, который сохранил, однако, прежний тюркский этноним – «болгары» (самоназвание – българ, българи).

Булгары, остававшиеся в степях Восточного Причерноморья, создали государственное образование, которое вошло в историю под громким именем «Великая Булгария». Но после жестокого поражения от Хазарского каганата они переселились (в VII–VIII веках) в Среднее Поволжье, где в конце IX – начале Х века сформировалось их новое государство, которое историки называют Булгарией/Болгарией Волжско-Камской.

Земли, на которые пришли булгары (территория в основном на левобережье Волги, с севера ограниченная Камой, а на юге Самарской Лукой), были заселены финно-угорскими племенами и тюрками, пришедшими сюда ранее. Все это разноэтничное население – и старожилы, и новопоселенцы – активно взаимодействовало; ко времени монгольского завоевания сложилась новая этническая общность – волжские булгары.

Государство волжских булгар пало под ударами тюрко-монголов в 1236 году. Города были разрушены, часть населения погибла, многие уведены в плен. Оставшиеся бежали в правобережные районы Поволжья, в леса к северу от нижнего течения Камы.

Волжским булгарам суждено было сыграть важную роль в этнической истории всех трех тюркоязычных народов Среднего Поволжья – татар, башкир и чувашей.

Талантливый чувашский народ

Чуваши, чаваш (самоназвание) – основное население Чувашии, они живут также в соседних республиках региона, в разных краях и областях России. Всего их в стране около 1436 тыс. человек (2010 год). Этническую основу чувашей составили булгары и родственные им сувары, поселившиеся на правобережье Волги. Здесь они смешались с местным финно-угорским населением, тюркизировав его в языковом отношении. Чувашский язык сохранил многие черты булгарского; в лингвистической классификации он образует булгарскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

В золотоордынский период с левобережья Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилась «вторая волна» булгарских племен. Она положила начало субэтнической группе низовых чувашей (анатри), которые сохраняют в большей мере булгарский компонент не только в языке, но и во многих компонентах материальной культуры. У верховых (северных) чувашей (вирьялов) наряду с булгарскими очень заметны элементы традиционной культуры горных марийцев, с которыми булгары интенсивно смешивались, мигрируя на север. Это отразилось и в лексике чувашей-вирьялов.

Самоназвание «чаваш» скорее всего связано с названием близкой к булгарам племенной группы суваров/сувазов (суас). Упоминания о сувазах есть в арабских источниках Х века. В русских документах этноним чаваш впервые появляется в 1508 году. В 1551 году чуваши вошли в состав России.

Преобладающее вероисповедание у чувашей (с середины XVIII века) – православие; однако у сельского населения до наших дней дожили и дохристианские традиции, культы и обряды. Есть также чуваши-мусульмане (в основном те, что уже в нескольких поколениях живут в Татарстане и Башкирии). С XVIII века письменность – на основе русской графики (ей предшествовало арабское письмо – со времен Волжской Булгарии).

Талантливый чувашский народ дал России много замечательных людей, назову только три имени: П.Е.Егоров (1728–1798), архитектор, создатель ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге; Н.Я.Бичурин (в монашестве Иакинф) (1777–1853), 14 лет возглавлявший русскую духовную миссию в Пекине, выдающийся китаевед, член-корреспондент Петербургской академии наук; А.Г.Николаев (1929–2004), летчик-космонавт СССР (№ 3), дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Башкир – волк-вожак

Башкиры – коренное население Башкирии. По переписи 2010 года, их в России насчитывается 1584,5 тыс. человек. Живут также в других регионах, в государствах Средней Азии, в Украине.

Этноним, принятый как основное самоназвание башкир – «башкорт» – известен с IX века (basqyrt – basqurt). Этимологизируется он как «главный», «вожак», «голова» (баш-) плюс «волк» (корт в огузско-тюркских языках), то есть «волк-вожак». Таким образом, считается, что этническое имя башкир – от тотемического героя-первопредка.

Ранее предки башкир (тюрки-номады центральноазиатского происхождения) кочевали в регионе Приаралья и Сырдарьи (VII–VIII). Оттуда они в VIII веке мигрировали в прикаспийские и северокавказские степи; в конце IX – начале Х века продвигаются в северном направлении, в степные и лесостепные земли между Волгой и Уралом.

Лингвистический анализ показывает, что вокализм (система гласных звуков) башкирского языка (как и татарского) очень близок к системе гласных в чувашском языке (прямом потомке булгарского).

В Х – начале XIII века башкиры находились в зоне политического доминирования Волжско-Камской Булгарии. Вместе с булгарами и другими народами региона они ожесточенно сопротивлялись нашествию тюрко-монголов во главе с ханом Батыем, но потерпели поражение, их земли были присоединены к Золотой Орде. В золотоордынский период (40-е годы XIII – 40-е годы XV века) очень сильным было влияние на все стороны жизни башкир кыпчаков. Башкирский язык сформировался под мощным воздействием кыпчакского языка; он включается в кыпчакскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

После распада Золотой Орды башкиры оказались под властью ногайских ханов, которые вытеснили башкир с их лучших кочевых угодий. Это вынудило их уходить на север, где происходило частичное смешение башкир с финно-угорскими народами. Отдельные группы ногайцев тоже влились в башкирский этнос.

В 1552–1557 годах башкиры приняли российское подданство. Это важное событие, определившее дальнейшую историческую судьбу народа, было оформлено как акт добровольного присоединения. В новых условиях и обстоятельствах значительно ускорился процесс этнической консолидации башкир, несмотря на длительное сохранение родо-племенного деления (насчитывалось около 40 племен и племенных групп). Особо надо сказать, что и в XVII–XVIII веках башкирский этнос продолжал вбирать в себя выходцев из других народов Поволжья и Приуралья – марийцев, мордву, удмуртов и особенно татар, с которыми их сближало языковое родство.

Когда 31 марта 1814 года союзные армии во главе с императором Александром I вступили в Париж, в составе русских войск были и башкирские конные полки. Об этом уместно вспомнить в нынешнем году, когда отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Приключения этнонима, или Почему «татары»

Татары (татар, самоназвание) – второй по численности народ России (5310,6 тыс. человек, 2010 год), самый крупный тюркоязычный народ страны, основное население Татарстана. Живут также во многих российских регионах, в других странах. Среди татар выделяют три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские (татары Среднего Поволжья и Приуралья, самая многочисленная общность); татары сибирские и татары астраханские.

Сторонники булгаро-татарской концепции происхождения татарского народа считают, что его этнической основой стали булгары Волжской Булгарии, в которой сформировались базисные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа. Другие ученые развивают тюрко-татарскую теорию происхождения татарского этноса – то есть говорят о более широких этнокультурных корнях татарского народа, чем Урало-Поволжье.

Влияние вторгшихся в XIII веке в регион монголов в антропологическом отношении было очень незначительным. По некоторым оценкам, их при Батые поселилось на Средней Волге 4–5 тыс. В последующий период они полностью «растворились» в окружающем населении. В физических типах поволжских татар центральноазиатские монголоидные черты практически отсутствуют, в большинстве своем они европеоиды.

Ислам появился в Среднем Поволжье в Х веке. И предки татар, и современные верующие татары – мусульмане (сунниты). Исключение составляет небольшая группа так называемых кряшен, принявших в XVI– XVIII веках православие.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен, кочевавших в VI–IX веках в Центральной Азии, как название одной из их групп. В XIII–XIV веках он распространился на все тюркоязычное население огромной державы, созданной Чингисханом и Чингисидами. Этот этноним усвоили и кыпчаки Золотой Орды и ханств, которые образовались после ее распада, – видимо, потому, что татарами называли себя представители знати, военно-служилых и чиновничьих слоев.

Однако в широких массах, особенно в Среднем Поволжье – Приуралье, этноним «татары» и во второй половине XVI века, после присоединения региона к России, приживался с трудом, очень постепенно, в большой мере под влиянием русских, которые называли татарами все население Орды и ханств. Известный итальянский путешественник XIII века Плано Карпини, побывавший по поручению Папы Иннокентия IV в резиденции хана Батыя (в Сарае на Волге) и при дворе Великого хана Гуюка в Каракоруме (Монголия), назвал свой труд «История монголов, именуемых нами татарами».

После неожиданного и сокрушительного тюрко-монгольского нашествия на Европу некоторые историки и философы того времени (Матфей Парижский, Роджер Бэкон и др.) переосмысливали слово «татары» как «выходцы из Тартара» (то есть преисподней)… А через шесть с половиной веков автор статьи «Татары» в знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщает, что «в V в. под именем та-та или татан (откуда, по всей вероятности, и происходит слово татары) разумелось монгольское племя, обитавшее в северо-восточной Монголии и отчасти в Маньчжурии. Сведений об этом племени у нас почти нет». В общем же, резюмирует он, «слово «татары» является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке…».

Такое обобщенно-этническое называние многих народов и племен именем какого-то одного – не редкость. Вспомним, что в России всего лишь столетие назад татарами называли не только казанских, астраханских, сибирских и крымских татар, но и некоторые тюркоязычные народы Северного Кавказа («горские татары» – карачаевцы и балкарцы), Закавказья («закавказские татары» – азербайджанцы), Сибири (шорцы, хакасы, тофалары и др.).

В 1787 году выдающийся французский мореплаватель Лаперуз (граф де Ла Перуз) назвал пролив между островом Сахалин и материком Татарским – потому что даже в то, уже весьма просвещенное время татарами называли едва ли не все народы, жившие восточнее русских и севернее китайцев. Этот гидроним, Татарский пролив, – воистину памятник неисповедимости, загадочности миграций этнических названий, их способности «приклеиваться» неведомо как к другим народам, а также территориям и иным географическим объектам.

В поисках этноисторического единства

Этнос волго-уральских татар складывался в XV–XVIII веках в процессе миграций и сближения, сплочения разных татарских групп: казанских, касимовских татар, мишарей (последних исследователи считают потомками отюреченных финно-угорских племен, известных под именем мещеры). Во второй половине XIХ – начале ХХ века в широких слоях татарского общества и особенно в интеллигентных кругах активизировался рост общетатарского национального самосознания, осознания этноисторического единства всех территориальных групп татар.

В это же время формируется, в основном на базе казанско-татарского диалекта, литературный татарский язык, сменивший старотатарский, в основе которого был язык поволжских тюрков. Письменность с Х века по 1927 год – на основе арабицы (до Х века изредка использовалась так называемая тюркская руника); с 1928 по 1939 год – на основе латиницы (яналиф); с 1939–1940 годов – русская графика. В 1990-е годы в Татарстане активизировалась дискуссия о переводе татарской письменности на модернизированный вариант латинской графики (яналиф-2).

Охарактеризованный процесс естественно вел к отказу от локальных самоназваний, к утверждению самого распространенного этнонима, который объединял все группы. При переписи 1926 года 88% татарского населения европейской части СССР назвали себя татарами.

В 1920 году была образована Татарская АССР (в составе РСФСР); в 1991 году она преобразована в Республику Татарстан.

Особая и очень интересная тема, которой в этом очерке я могу лишь коснуться, – взаимоотношения русского и татарского населения. Как писал Лев Гумилев, «наши предки великорусы в XV–XVI–XVII веках смешались легко и довольно быстро с татарами Волги, Дона, Оби…». Он любил повторять: «поскреби русского – найдешь татарина, поскреби татарина – найдешь русского».

Многие русские дворянские роды имели татарские корни: Годуновы, Юсуповы, Беклемишевы, Сабуровы, Шереметевы, Корсаковы, Бутурлины, Басмановы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы… Татарские «истоки» Федора Михайловича Достоевского подробно проследил в интереснейшей книге «Родиться в России» литературовед и поэт, профессор Игорь Волгин.

Я не случайно начал этот короткий список фамилий с Годуновых: известный всем по учебникам истории и еще больше по великой пушкинской трагедии Борис Годунов, русский царь в 1598–1605 годах, был потомком татарского мурзы Чета, который ушел из Золотой Орды на русскую службу еще при Иване Калите (в 30-х годах XIV века), принял крещение и получил имя Захария. Он основал Ипатьевский монастырь, стал родоначальником русского дворянского рода Годуновых.

Завершить эту почти бесконечную тему я хочу именем одного из талантливейших русских поэтов ХХ века – Беллы Ахатовны Ахмадулиной, редкостное дарование которой имеет разные генетические истоки, татарский – один из главных: «Незапамятный дух азиатства/ До сих пор колобродит во мне». Но родным ее языком, языком ее творчества был русский: «И Пушкин ласково глядит,/ И ночь прошла, и гаснут свечи,/ И нежный вкус родимой речи/ Так чисто губы холодит».

У русских, татар, башкир, чувашей, у всех народов многоэтничной России, отмечающей в этом году 1150-летие своей государственности, очень давно уже, в течение многих столетий, – совместная, общая, неразделимая история и судьба.

Ведущую группу татарского этноса составляют казанские татары. И сейчас мало кто сомневается в том, что их предками были булгары. Как же так случилось, что булгары стали татарами? Версии происхождения этого этнонима очень любопытны.

Тюркское происхождение этнонима

В первый раз название «татар» встречается в VIII веке в надписи на памятнике знаменитому полководцу Кюль-тегину, который был установлен во времена Второго Тюркского каганата – государства тюрков, находившегося на территории современной Монголии, но имевшего бо́льшую площадь. Надпись упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».

В X-XII веках этноним «татары» распространился в Китае, в Средней Азии и в Иране. Ученый XI века Махмуд Кашгари в своих трудах именовал «Татарской степью» пространство между Северным Китаем и Восточным Туркестаном.

Возможно, поэтому в начале XIII века так стали именовать и монголов, которые к этому времени победили татарские племена и захватили их земли.

Тюркско-персидское происхождение

Ученый антрополог Алексей Сухарев в работе «Казанские татары», опубликованной с Санкт-Петербурге в 1902 году заметил, что этноним татары происходит от тюркского слова «тат», которое означает не что иное, как горы, и слова персидского происхождения «ар» или «ир», что означает человек, мужчина, житель. Это слово встречается у многих народов: болгар, мадьяр, хазар. Встречается оно и у тюрков.

Персидское происхождение

Советская исследовательница Ольга Белозерская связывала происхождение этнонима с персидским словом «тептер» или «дэфтэр», которое трактуется как «колонист». Однако отмечают, что этноним «типтяр» более позднего происхождения. Скорее всего, он возник в XVI-XVII веках, когда так начали называть булгар, переселившихся со своих земель на Урал или в Башкирию.

Древнеперсидское происхождение

Существует гипотеза о том, что название «татары» произошло от древнеперсидского слова «тат» - так в старину называли персов. Исследователи ссылаются на ученого XI века Махмута Кашгари, который писал о том, что «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси».

Однако татами тюрки называли и китайцев, и даже уйгуров. И вполне могло статься, что тат означало «чужестранец», «иноязычный». Впрочем, одно другому не противоречит. Ведь тюрки могли называть татами сначала ираноговорящих, а потом название могло распространиться и на других чужаков.
Между прочим, русское слово «тать» тоже, может быть, позаимствовано у персов.

Греческое происхождение

Все мы знаем, что у древних греков слово «тартар» означало потусторонний мир, ад. Таким образом «тартарин» был обитателем подземных глубин. Название это возникло еще до нашествия войска Батыя на Европу. Возможно, его завезли сюда путешественники и купцы, но уже тогда слово «татары» ассоциировалось у европейцев с восточными варварами.
После нашествия Бату-хана европейцы стали воспринимать их исключительно как народ, вышедший из ада и несущий ужасы войны и смерть.

Людвига IX прозвали святым, потому что он молился сам и призвал свой народ молиться, чтобы избежать нашествия Батыя. Как мы помним, в это время умер хан Удэгей. Монголы повернули назад. Это уверило европейцев в их правоте. Отныне у народов Европы татары стали обобщением всех варварских народов, живущих на востоке.

Справедливости ради надо сказать, что на некоторых старых картах Европы Татария начиналась сразу за российской границей. Империя монголов распалась в XV веке, но европейские историки вплоть до XVIII века продолжали назвать татарами все восточные народы от Волги до Китая.

Между прочим, Татарский пролив, отделяющий остров Сахалин от материка называется так, потому что на его берегах тоже жили «татары» - орочи и удэгейцы. Во всяком случае, так считал Жан Франсуа Лаперуз, который и дал название проливу.

Китайское происхождение

Некоторые ученые считают, что этноним «татары» имеет китайское происхождение. Еще в V веке на северо-востоке Монголии и Манчжурии жило племя, которое китайцы называли «та-та», «да-да» или «татан». А на некоторых диалектах китайского название звучало именно как «татар» или «тартар» из-за носового дифтонга.

Племя было воинственным и постоянно тревожило соседей. Возможно, позже название тартар распространилось и на другие народы, недружелюбные к китайцам.

Скорее всего, именно из Китая название «татары» проникло в арабские и персидские литературные источники.

Согласно преданиям, само воинственное племя было уничтожено Чингисханом. Вот что писал об этом монголовед Евгений Кычанов: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам.

И когда в далеких аулах и селениях на Западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары!», мало было среди надвигавшихся завоевателей настоящих татар, осталось лишь грозное имя их, а сами они давно лежали в земле родного улуса» («Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир»).

Тохарское происхождение

Возникновение названия могло быть связано и с народом тохары (тагары, тугары), которые жили в Средней Азии, начиная с III века до н.э.

Тохары разгромили великую Бактрию, бывшую когда-то великим государством и основали Тохаристан, который располагался на юге современных Узбекистана и Таджикистана и на севере Афганистана. С I по IV века н.э. Тохаристан входил в состав Кушанского царства, а позже распался на отдельные владения.

В начале VII века Тохаристан состоял из 27 княжеств, которые подчинялись тюркам. Скорее всего, местное население смешивалось с ними.

Все тот же Махмуд Кашгари называл огромный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном Татарской степью.
Для монголов тохары были чужаками, «татарами». Возможно, через какое-то время значение слов «тохары» и «татары» слилось, и так стали называть большую группу народов. Покоренные монголами народы приняли имя родственных им чужаков-тохар. Так этноним татары мог перейти и на волжских булгар.