Царь андроник. История Андроника Комнина, рассказанная andronic’ом (8)

И сын севастократора Исаака, А. К. уже в молодости пользовался известностью благодаря своей царственной внешности, незаурядной физической силе и остроумию. Многих возмущали его любовные похождения. Когда к этому добавилось подозрение в государственной измене, его двоюродный брат имп. Мануил I распорядился заключить А. К. в темницу, откуда тому через неск. лет удалось совершить невероятный по ловкости побег. После многочисленных приключений А. К. нашел убежище при дворе галицкого кн. Ярослава Владимировича Осмомысла , в 1165 г. он получил от Мануила гарантии безопасности и вернулся в К-поль. Однако уже через год, став дукой Киликии, А. К. вновь покинул пределы империи, отправившись на этот раз во владения крестоносцев. После новых скандальных похождений А. К. сблизился с Феодорой, вдовой иерусалимского кор. Балдуина III и племянницей Мануила, и, спасаясь от гнева последнего, вместе с ней вынужден был странствовать по Ближ. Востоку. В частности, А. К. был с большим почетом принят груз. царем Георгием III. Ок. 1178 г. беглец вновь был прощен Мануилом и отправлен в г. Эней, в Пафлагонию.

После смерти Мануила I, когда всеобщее возмущение политикой его вдовы Марии Антиохийской и ее фаворита протосеваста Алексея Комнина, правивших от имени малолетнего Алексея II , достигло предела, А. К., собрав отряды своих сторонников, двинулся на столицу и расположился лагерем на берегу Босфора. В апр. 1182 г. жители К-поля, подстрекаемые агентами А. К., подвергли разгрому и страшной резне лат. кварталы, жителей к-рых считали виновниками своих бедствий. После этого А. К., сопровождаемый всеобщим ликованием, торжественно вступил в К-поль. Первым делом он выразил покорность Алексею II и даже вторично короновал его, уверяя, что принял на себя бремя управления гос-вом с единственной целью помочь малолетнему василевсу. А. К. позаботился об устранении возможной оппозиции: по его приказу были тайно отравлены Мария, дочь Мануила I, и ее муж, кесарь Райнер Монферратский, хотя именно они были виднейшими противниками прежнего режима, подготовившими торжество А. К. Вслед за ними наступила очередь Марии Антиохийской, к-рую после публичного суда приговорили к смертной казни по обвинению в гос. измене. Почувствовав твердую почву под ногами, А. К. в нач. сент. 1183 г. короновался в качестве соимператора, а через неск. дней сделался единодержавным правителем, распорядившись задушить законного василевса. Невеста Алексея II Агнесса (в Православии Анна), дочь франц. кор. Людовика VII, к-рой не было еще и 11 лет, стала женой узурпатора, чья первая законная супруга к тому времени уже умерла.

А. К. прекратил практику продажи должностей и повел решительную борьбу с коррупцией, жестоко карая чиновников за злоупотребления властью. Было снижено налогообложение, что улучшило положение визант. провинции. Эту политику с восторгом приветствовал Афинский митр. Михаил Хониат . А. К. отменил т. н. береговое право, позволявшее жителям прибрежных областей грабить потерпевшие крушение корабли. Поддерживая свою репутацию «крестьянского царя», А. К. распорядился поместить в к-польском храме Сорока мучеников, к-рый должен был стать его фамильной усыпальницей, свое изображение в одежде бедного земледельца. Но политика А. К. вызывала недовольство многих представителей знати, не раз поднимавших против него восстания. Со своими противниками василевс расправлялся с крайней жестокостью, не щадя и родственников непокорных. Такая жестокость отвратила от него многих сторонников.

Церковная политика А. К. определялась потребностями укрепления его режима. После того как в авг. 1183 г. патриарх Феодосий I Ворадиот отказался благословить брак внебрачной дочери А. К. с внебрачным сыном Мануила I и добровольно оставил кафедру, его место занял Василий II Каматир , обещавший полную покорность василевсу. Новый патриарх согласился освободить А. К. от принесенной им присяги на верность Мануилу I и Алексею II. За это Патриарх и нек-рые архиереи удостоились на короткое время чести заседать рядом с василевсом в его совете. А. К. вел борьбу со злоупотреблениями в церковной сфере и не интересовался богословскими проблемами. Он пригрозил жестоким наказанием митр. Новых Патр Евфимию Малаку, попытавшемуся продолжить начатый еще в правление Мануила I спор о евангельских словах «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28).

С т. зр. внешней политики правление А. К. стало началом заката могущества Византии. Венг. кор. Бела III в союзе с серб. жупаном Стефаном Неманей занял Далмацию и стратегически важные города по Дунаю. В М. Азии сельджуки захватили г. Созополь. От империи отпал и о-в Кипр, где объявился самозваный имп. Исаак Комнин. В 1185 г. против Византии выступили сицилийские норманны, чья ненависть к грекам подогревалась воспоминанием о к-польской резне 1182 г. Захватив и подвергнув страшному разгрому Фессалонику, они продолжали двигаться на К-поль, что ускорило падение А. К.

12 сент. 1185 г. опальный вельможа Исаак Ангел , избежавший смерти от рук приближенных А. К., встал во главе восставших и был провозглашен василевсом. А. К. попытался бежать из К-поля, его схватили, посадили на облезлого верблюда и провели через город, причем каждый мог сделать с ним все, что хотел. С вырванными глазами и оторванной рукой он был брошен в темницу. Умер на ипподроме через неск. дней во время новых издевательств над ним. Смерти или ослеплению подверглись и ближайшие родственники А. К., за исключением его малолетних внуков Алексея и Давида, к-рые с кон. 1185 г. воспитывались в Грузии (см. Великие Комнины).

Противоречивость исторического образа А. К. породила разные оценки его правления. Ф. И. Успенский , не отрицая жестокостей А. К., стремился выделить положительные моменты его национальной политики. В сер. 30-х гг. нем. исследователь Г. Штадтмюллер отмечал твердость и решительность А. К. как главы гос-ва. Образ «крестьянского царя», пришедшего к власти на волне народного возмущения, выглядел привлекательным и для советской историографии, в к-рой, впрочем, возобладала оценка А. К. как выразителя интересов столичной бюрократии, недовольной засильем военной знати из клана Комнинов.

Иконография

Изображение А. К. известно по маргинальной миниатюре списка Хроники Иоанна Зонары (Modena. Biblioth. Estense. gr. 122. Fol. 293v, XV в.). Он представлен слева в нижнем ряду в виде старца с седой раздвоенной бородой. Подобное изображение встречается и на монетах времени его правления.

Ист.: Никита Хониат . История. Т. 3. С. 288-350; Eustazio di Tessalonica . La Espugnazione di Tessalonica / Ed. S. Kiriakides. Palermo, 1968. P. 3 sq.; Georges et Demetrios Tornik è s . Lettres et discours / Ed. J. Darruzès. P., 1970. P. 107-111.

Лит.: Успенский . История. Т. 3. С. 221-236; Сюзюмов М . Я . Внутренняя политика Андроника Комнина и разгром пригородов Константинополя в 1187 году // ВВ. 1957. Т. 12. С. 58-74; Tiv č ev P . La règne de l"empereur de Byzance Andronic Ier Comnène (1183-85) // Bsl. 1962. Vol. 23. P. 19-40; Brand C . M . Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 31-75; Hecht W . Aussenpolitik zur Zeit der letzten Komnenenkaiser (1180-1185). Würzburg, 1967. S. 30-86; Jurewicz O . Andronicos I Komnenos. Amst., 1970; Spatharakis . Portrait. P. 156. Fig. 117d, 118c; Imperial Byzantine Portraits. New Rochelle; N. Y., 1982. p. 126-128; Βαρζός Κ . ῾Η γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Θεσσαλονίκη, 1984. T. Α´. Σ. 493-638.

А. М. Крюков, О. Е. Этингоф

Совсем ещё недавно жители Константинополя собирались громадными толпами и приветствовали Андроника Комнина как своего спасителя. А теперь такие же громадные толпы тех же жителей были готовы разорвать свергнутого императора на кусочки. Мне трудно пересказывать истязания, которым константинопольская чернь подвергла Андроника Комнина, своего недавнего кумира, в последние часы его существования, поэтому я предоставлю слово Никите Хониату, который с презрением описывает поведение жителей столицы:

"С бессмысленным гневом и в безотчетном увлечении они злодейски напали на Андроника, и не было зла, которого бы не сделали ему. Одни били его по голове палками, другие пачкали ему ноздри помётом, третьи, намочив губку скотскими и человеческими извержениями, выжимали их ему на лицо. Некоторые поносили срамными словами его мать и отца, иные кололи его рожнами в бока, а люди, ещё более наглые, бросали в него камни и называли его бешеной собакой. А одна распутная и развратная женщина, схватив из кухни горшок с горячею водой, вылила ему на лицо. Словом, не было никого, кто бы не злодействовал над Андроником".
После такого “триумфального шествия” по улицам и площадям Константинополя Андроника привезли на Ипподром, стащили с паршивого верблюда и подвесили его за ноги к перекладине между двумя колоннами.
Удивительно, но Андроник, перенёсший столько страданий и мучений, всё ещё оставался в сознании и только время от времени произносил слова:
"Господи, помилуй!"
Иногда он обращался и к своим мучителям:
"За что вы так яритесь на сломанный тростник?"
Однако толпа на Ипподроме продолжала свои надругательства над телом Андроника Комнина:
"Между тем бессмысленнейшая чернь и после того, как его повесили за ноги, не оставила страдальца в покое и не пощадила его тела, но, разорвав рубашку, терзала его детородные члены. Один злодей вонзил ему длинный меч в горло до самых внутренностей. А некоторые из латинян со всего размаха всадили ему и в задние части ятаган и, став около него, наносили ему удары мечами, пробуя, чей меч острее и хвастая искусством удара".
Но всему на свете приходит конец, пришёл конец и мучениям Андроника:
"Наконец после такого множества мучений и страданий он с трудом испустил дух, причем болезненно протянул правую руку и провёл ею по устам, так что многие подумали, что он сосёт каплющую из неё ещё горячую кровь, так как рука недавно была отрублена".
Однако даже предсмертные судороги Андроника Комнина были встречены народом со смехом. Люди с издёвкой говорили, что Андроник до самой смерти жаждал человеческой крови. Исаак Ангел не только не разрешил перенести тело Андроника в церковь Сорока Мучеников, которую тот отстроил, он даже не позволил предать земле тело своего предшественника. Тело Андроника Комнина несколько дней провисело на верёвке, затем его сняли и бросили в каком-то закутке Ипподрома. Потом нашлись некие жалостливые люди, которые перенесли труп Андроника к Эфорову монастырю (что находился возле бань Зевксиппа) и бросили возле него в ров.
Никита Хониат (1155-1213), который был очевидцем этих событий, написал в своей "Хронике", что останки Андроника Комнина ещё можно было увидеть в его время. Стоит, правда, отметить, что в 1204 году после взятия Константинополя крестоносцами Хониат бежал в Никею. Вскоре после смерти Андроника Комнина широкое распространение получило предание о совместной поездке на лошадях императора Мануила с Андроником. Рассказывали, что проезжая мимо Ипподрома, Андроник указал императору на два столба, на которых он был потом подвешен, и сказал,
"что тут когда-нибудь будет висеть ромейский император после тяжких мучений, которым он подвергнется со стороны городских жителей".
Мануил на это ответил, что он-то, по крайней мере, сумеет избежать подобной участи.
Получается, что Андроник Комнин напророчил себе тяжёлую и мучительную смерть.
А что же было после его смерти?

Послесловие 1. Репрессии Исаака Ангела

Андроник Комнин не успел ещё испустить дух, а Исаак Ангел уже приказал выловить и умертвить всех потомков и родственников мужского пола свергнутого императора. И этот приказ был выполнен буквально за несколько дней.
Мануила Комнина, старшего сына Андроника схватили и ослепили, но проделали эту операцию с такой жестокостью, что от полученных увечий Мануил вскоре умер.
Иоанна Комнина, младшего сына Андроника от первого брака, и Алексея Комнина, сына Андроника от второго брака, убили сразу же при обнаружении.
Было убито несколько племянников, кузенов и даже побочных детей свергнутого императора. Но от ангеловских ищеек таинственным образом сумели ускользнуть малолетние дети Мануила Комнина, Алексей (1181-1222) и Давид (1184-1212). Исаак Ангел велел произвести тщательное расследование случившегося. Были разысканы, схвачены и подвергнуты пыткам все придворные Мануила Комнина, все слуги и няньки, но малышей отыскать так и не удалось. Через несколько лет дети Мануила объявились при дворе грузинской царицы Тамары (1166-1209). Почему в Грузии они нашли своё убежище? Дело в том, что Мануил Комнин был женат на грузинской принцессе Русудан, которая приходилась родной сестрой царице Тамаре.
После смерти Мануила Русудан позволили вернуться в Грузию, но никаких малышей при ней не было – за этим строго следили люди Исаака Ангела, сопровождавшие обоз принцессы до самой границы Империи.
Где несколько лет скрывались малыши, и кто их укрывал, рискуя жизнью, так и осталось тайной.
В 1204 году братья появились в Трапезунде, где и основали династию Великих Комнинов. Так на свете появилась Трапезундская империя, в которой Великие Комнины правили более 250 лет. Юная императрица Анна, ставшая в свои пятнадцать лет вдовой уже двух императоров, осталась жива, её никто не преследовал, и о её дальнейшей жизни я надеюсь написать отдельный очерк. Не следует думать, что репрессии затронули только императорскую семью. Нет, по всему Константинополю, а затем и по всей Империи, выискивали и убивали верных сторонников Андроника Комнина из числа придворных, чиновников, военачальников, доносчиков и пр. Естественно, что при этом не обходилось и без сведения личных счётов.

Послесловие 2. Война с сицилийцами

Хочется рассказать, чем же закончилась война с вторгшимися в империю сицилийцами.
Став императором, Исаак Комнин занялся и внешней политикой. Первым делом он послал надменное послание предводителям сицилийского войска, в котором говорил, что после низложения Андроника Комнина нет причин для войны между Империей и Сицилией, и поэтому, чтобы не навлечь на себя гнев нового императора, сицилийцам следует немедленно убираться домой. Граф Алдуин, предводитель сицилийского войска, ответил Исааку Ангелу, что его и его войско не страшит гнев человека, который ни разу не был в бою, а свой меч показывал только женщинам и придворным. Алдуин также посоветовал Исааку Ангелу снять с себя пурпурную мантию и отдать её более достойному человеку. Да, Исаак Ангел не был воином, но он сумел назначить хорошего военачальника, Алексея Врану, организовать дополнительный набор войска и повысить денежное содержание солдатам. Сицилийцы, тем временем, неспешно двигались к Константинополю. Их флот под командованием Танкреда, графа Лечче, вошёл в Мраморное море и стал на якоря у островов.
Сухопутная армия сицилийцев тремя колоннами двигалась к Константинополю, причём предводители войска проявляли удивительную расслабленность, находясь во вражеской стране. Но сицилийцы были убаюканы своей победой в Фессалониках и полным бездействием византийцев. Их колонны быстро стали разделяться на мелкие отряды для грабежа и добычи провианта. Часто на поиск приключений отправлялись даже отдельные солдаты, так что граф Алдуин почти полностью утратил управление своими войсками. Алексею Вране вскоре удалось сделать византийское войско боеспособным и выдвинуть его с гор навстречу сицилийцам. Быстрое истребление нескольких мелких отрядов противника воодушевило византийскую армию, которая сначала захватила Мосинополь, а потом, преследуя бежавшего противника, дошла до Амфиполиса.
Только здесь графу Алдуину и его военачальникам удалось собрать и выстроить своё войско. После этого граф Алдуин начал переговоры с Алексеем Враной и хотел заключить с ним соглашение, по которому сицилийцам предоставлялась бы возможность свободно вернуться домой. Врана заподозрил подвох со стороны сицилийцев и, не закончив переговоры, неожиданно напал на противника вечером 7 ноября 1185 года. Сицилийцы этого совершенно не ожидали, попытались оказать отчаянное сопротивление византийцам, но были наголову разбиты. Множество сицилийцев полегло на поле боя или утонуло в водах реки Стримон. В плен во время этого сражения византийцы почти никого не брали, сделав исключение только для графа Алдуина, Ричарда Ачерры, зятя Танкреда, и ещё нескольких офицеров. Уцелевшие сицилийцы бежали в Фессалоники, чтобы сесть на корабли, но разыгравшаяся буря помешала этим планам. Корабли не могли подойти близко к берегу, а маленькие лодки и плоты, на которых сицилийцы пытались добраться до кораблей, почти все утонули или разбились в щепки о камни. Все сицилийцы, встречавшиеся на улицах Фессалоник, были вырезаны византийцами, но особенной жестокостью отличился контингент аланов. Снова улицы города были завалены трупами. Впрочем, довольно большому количеству сицилийцев удалось найти временные укрытия, а потом они оказались в плену. Их долго содержали в подземных тюрьмах, и по этому поводу Вильгельм II даже сделал представление Исааку Ангелу.
Алексей Комнин, один из инициаторов похода сицилийцев, был схвачен и ослеплён. Танкред, граф Лечче, спокойно стоял со своим флотом близ Константинополя, его никто не тревожил, но, получив известие о разгроме сухопутных войск, он поднял якоря. В Геллеспонте сицилийцы разграбили и сожгли несколько поселений, но в Архипелаге сицилийский флот попал в сильнейший шторм. Много кораблей утонуло или было выброшено на берег, так что количество сициийских пленников значительно увеличилось. Считается, что всего в плену оказалось около четырёх тысяч сицилийцев. (Окончание следует)

«АНДРОНИК КОМНИН
(ИМПЕРАТОР ВИЗАНТИИ 1183 – 1185 годы)
И
СУЗДАЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ»

(МУРОМ 2012)

Кто такой Андроник Комнин? Странный вопрос? Нет. Занимаясь историей села Клементьево, что в суздальском районе, мне открылась интересная история Андроника Комнина.
В 1126 году из Византия в суздальские края прибыла Дружина для колонизации и заселения этих земель в составе тридцать пять тысяч ратников, в основном из славян, под руководством Эбргольда Комнина.
В истории с именами людей и их званиями тёмная, очень тёмная проблема: терминология была другой. Эбргольд - это скорее кличка, в которой Эбр - это завоеватель (собиратель), а Гольд - это золото. Таким образом, это завоеватель (собиратель) золота, и в то же время он «Хозяин завоёванных земель». Он поставил свой шатёр на месте, где в этом крае было капище Сварога, РОДоначальника всех славянских богов.
Одним из военачальников в Дружине был Климент. Поскольку это была не только колонизация (завоевание) этих мест, но и заселение их, то Климент прибыл сюда с большой семьёй («Большое Гнездо», в истории это есть, но приписано другому лицу): дочь Елена (р. 1100), сыновья - Олеарий (р. 1104), Олександр (р.1106), Ондрей (р. 1111) и Олексий (р.1115). Климент разбил свой лагерь на местности, где сейчас село Старый Двор. Колонизация земель и присоединение их к суздальским под руководством Эбргольда шла до 1131 года.
В 1131 году Эбргольд берёт в жёны дочь Климента Елену и в этом же году он с частью Дружины уезжает в Византий.
Климент, как тесть, наследует руководство Дружиной, должность «Хозяин Земли» и место, то есть территорию, которую занимал Эбргольд. Это место (поселение) он называет своим именем Клементьево. Семья его большей частью остаётся на «старом дворе!», их старом дворе, где они расположились в 1126 году. Это их название сохранилось за поселением до сих пор (Старый Двор). Из истории мы знаем о «Всеволоде Большое Гнездо», собирателе русских земель, присоединяя их к суздальским (владимирским). Климент занимался этим же делом с 1126 по 1156 год. Во всех ратных походах первым помощником Клименту был сын Ондрей (Андрей).
Кто такой Эбргольд Комнин?
Анализируя статью «Комни(е)ны» в Энциклопедическом словаре, составленном Ф.А. Брокгауз и И.Е. Эфрон, том 30, страница 892, прихожу к выводу, что Эбргольд Комнин - это третий сын Исаак императора Византии (1081 - 1118) Алексея 1 Комнина.

1
«Алексей сыну своему Исааку удостоил достоинство Севастократора. Севастократор был выше Кесаря, и имя его провозглашалось вслед за именем царя. Но звание Севастократора, как и Деспота и Кесаря, не было соединено, ни с какой должностью….
Исаак был человек воинственный и храбрый, одарённый отличным ростом и прекрасной наружности. Разойдясь с братом вследствие ничтожного огорчения, он убежал из пределов римских…. Перебывал у многих других народов….»
Взято из книги Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина» том 1, Спб., тип. Г. Трусова, 1860, С.40.
Севаст - византийский придворный титул, введённый в середине XI века. Комнины жаловали им свою родню и высшую знать.
По всей вероятности, город Севастополь принадлежал кому то из этих Севастов или им основан.
У четы Эбргольд и Елена 25 декабря 1133 года в Крыму родился сын, имя которому дали Андроник.
В первый свой завоевательский поход Андроник отправляется в 1142 году воевать Словению. Словению они не завоевали, но вернулись с богатыми трофеями и драгоценностям, оставив на полях сражений около десяти тысяч ратников.
«Этот Андроник, чтобы не попасть в руки царя Мануила, обрёк себя на постоянное бегство, и, побывав во многих городах и увидев много иноземных крепостей, …., и усвоил себе их нравы…» (С. 290).
«Он был, как едва ли кто другой, опытен в словесных науках, и послания духовного витии Павла были у него постоянно на устах». (С. 295).
С 1147 года Андроник гостит у Ярослава Галицкого, являясь почти, что членом его семьи. Ярослав даже дал ему в удел село Левитское, близ Дорогобуша. После 1149 года он уходит в Любеч и собирает там для себя Дружину, а затем отправляется с нею в колонизационный поход.
В 1155 году Андроник со своей Дружиной появляется в суздальских землях и разбивает свой лагерь на реке Нерль.
ПО КАКОМУ МАРШРУТУ прошла Дружина Андроника от Любеча до Боголюбово? Можно только предположить, что она шла маршрутом отца Исаака Комнина, который руководил колонизацией суздальских земель с 1126 по 1131 год, но в истории не известен. Я попытаюсь построить маршрут продвижения Дружины Андроника по построенным в этом отрезке времени соборам. Ведь это были соборы, все посвящённые, как это ни странно, Золотому Тельцу и предназначались для хранения завоёванных драгоценностей.
Есть информация, что с 1147 года в Киеве находился Климент со своим сыном Андреем, решались дела Андрея, а Климент был назначен
2
«митрополитом». С большой вероятностью можно предположить, что Климент был ознакомлен с замыслом своего внука Андроника, и помогал ему советом и не только. Маршрут движения согласовывался с Климентом и Андреем, а также местность образования новых крепостей подсказаны Климентом, так как он был «Хозяин этих земель» и их хорошо знал. Климент и Андрей, наверное, сопровождали Дружину Андроника в этом походе, возвращаясь из Киева в Суздальские земли.
Первоначально Дружина Андроника в 30 тысяч ратников, по всей вероятности, шла торговым путём к Белоозеру. Появившись на Клещином озере, они в понравившемся им месте строят крепость, внутри которой возводится Собор Золотому Тельцу. Неизвестную им речку они называют Трубеж, как у них в родных местах. Это 1152 год, но «принято считать датой окончания строительства собора 1157 год, при Андрее Боголюбском».
Взято из книги И. Пуришев «Переславль-Залесский», Искусство, М., 1970, С.8.
Поскольку Андроник собирал свою Дружину, в так называемой «Киевской Руси», то и название они дали этой крепости Переяславль, так как здесь осталась часть Дружины сформированной в Переяславле. Пройдут годы, и собор получит название Спасо-Преображенский. «Строгий и суровый древний переславский собор непоколебимо стоит, как вечный памятник тем, кто строил среди лесов первые города, возводил первые каменные храмы».
Взято из книги И. Пуришев «Переславль-Залесский», Искусство, М., 1970, С.11.
Затем, оставив часть Дружины для достройки крепости, её обороны, и заселения этих земель основная Дружина движется и приходит к месту, которое им очень понравилось. Это берег реки «Колокши, рядом с устьем её притока – реки Гзы». Здесь они также строят крепость, и так же возводится храм Золотого Тельца. «План крепости имеет почти круглую форму; она была обнесена хорошо сохранившимися валами с деревянными стенами. Её периметр достигал 1000 метров, а вал, шириной в основании 12 метров, имел высоту до 7 метров».
Взято из книги Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 258.
Поскольку здесь остаётся часть Дружины сформированной в Юрьеве, то и крепость свою они называют Юрьев. Это уже потом, к названию Юрьев добавляется Польской, то есть расположенный в поле, или среди полей. Часть Дружины направляется в район главного города суздальских земель Сузи, где на территории нынешнего села Кидекша строится собор Золотого Тельца, который теперь называется церковь Бориса и Глеба, а на реке Каменка в крепости строится собор Золотого

3
Тельца, на месте которого в 1225 году возведён Собор Рождества Богоматери, к 100-летию начала колонизации и 50-летию христианизации
Андроник с остальной своей Дружиной в 1155 году разбивает свой лагерь на реке Нерль.
Легенду о выборе места Андреем Боголюбским можно отнести к Андронику Комнину, так как он выбрал это место и по «его проектам» строится на острове реки Нерль Собор Золотого Тельца, для хранения трофеев и драгоценностей, а также его дворец на местности, которая сейчас известна, как Боголюбово. Кроме этого здесь Андроник создал свой «Свод правил христианской релизии (сознания)».
Рельефы на Соборе (церковь Покрова на Нерли) обозначают: вверху сидит царь, не Давид, а царь, созданной Андроником релизии (сознания). Птицы - символизируют Дух. Львы - это сила, а маски - это золото, серебро, драгоценности. Львы внизу - это охрана. Теперь становится понятно, почему церковь расположена в таком неудобном для прихожан месте.
Сразу же по приезде, Андроник берёт себе в помощники дядю, то есть сына Климента Ондрея. Он во всех делах является его заместителем, и они вместе ходили в завоевательские походы в этих краях. Под его руководством строится Собор Золотого Тельца, который сейчас называют Дмитриевский собор во Владимире.
«Релизию Христову», рукопись «Свод правил христианской релизии (сознания)» Андроник Комнин создал в Боголюбове в 1155 году для народа, и передал её Клименту. Сын Климента Олександр (1106 - 1163) – «книжник и художник» сделал шесть копий этой рукописи. Они переданы в Ярославово дворище, ныне Ярославль, Ростов и Суздаль.
В Истории Ярославль - это «Великий Новгород» с 1380 года по 1560 год. Иван Грозный разгромил Великий Новгород и назвал его Ярославлем, в 1560 году.
Несколько копий «Свода» взял с собою Климент и ушёл в 1156 году проповедовать идеи «Свода правил христианской релизии». Свод был похож на современное Евангелие от Иоанна.
Когда в 1156 году Климент ушёл проповедовать идеи, изложенные в рукописи Андроника Комнина «Свод правил христианской релизии (сознания)», то должность «Хозяин Земли» унаследовал сын Климента Андрей. Но так как резиденция его была в Боголюбове, то он стал зваться Андрей Боголюбский.
Получается так, что из Боголюбово и села Клементьево проложена тропинка к христианизации суздальского (владимирского) края. Здесь же, в Клементьево, по всей вероятности, идеи христианства по «Своду» Андроника Комнина проповедовал сын Климента Олексий. Это из его колена исходит архиепископ Ириней Клементьевский (1753 - 1818), похороненный в Александро-Невской

4
лавре, в Санкт-Петербурге. В сборнике «Владимир» 2003 г. на стр.150 Андрей Торопков пишет: «В феврале 1753 года в семье священника с. Клементьево родился мальчик, назв. Иваном…. В истории церкви архиепископ Ириней …»
Я считаю, что с инициативой Иринея связано переименование церкви (1807 г.) в селе Клементьево с Преображения Господня с приделом Святого Чудотворца Николая в церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с введением нового придела в честь Архистратига Божия Михаила, который является предводителем всего войска небесного. Придел в честь Архистратига Михаила - это Память о колонизации, то есть завоеваниях, под руководством Эбргольда Комнина (1126 – 1131) и Климента (по нашим историям «Всеволод Большое Гнездо») (1126 – 1156) суздальских, теперь владимирских, земель.
Тема Покрова Пресвятой Богородицы связывается с дочерью Климента Еленой, матерью Андроника Комнина. Согласно исследованиям Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко (смотри их книгу «Царь славян» М.: Астрель АСТ, 2007), Андроник является прообразом Иисуса Христа. В те годы это не было такой Тайной, как сейчас. Служители были более образованны и осведомлены...
Андроник уехал из Боголюбово в 1157 году и снова вернулся к Ярославу в Галич.
«Изьявив неудовольствие Ярославу, Мануил прислал, наконец, в Галич двух митрополитов, которые уговорили Андроника возвратиться в Царьград». (Н.М. Карамзин История государства Российского М. Эксмо, 2004, С.180).
«Между тем Мануил, производивший свой род от Комниных, отправляется в Тавроскифию – напомнить их правителю (Галицкому князю Владимеру, которого сын Ярослав принял под своё покровительство бежавшего Андроника) о клятвенных условиях, которыми он заключил с царём и укорить его за дружбу к галицкому князю Ярославу, который нарушив договор с римлянами и в иных статьях, кроме того принял ещё и удостоил дружбы Андроника, тогда, как этот Андроник бежал из дворцовой темницы, где находился в заключении, кажется, около десяти лет».
Взято из книги: Иоанн Киннам «Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комниных (1118 – 1180), Санкт-Петербург, 1859, С.257.
«Андроник был тогда принят блистательнейшим образом и удостоился великолепного угощения, какое прилично такому человеку, возвратившемуся после долговременного отсутствия.
Потом его препроводили в Эней с тем, чтобы он, поселившись там, на жительство успокоился от долговременного странствования и отдохнул, после долголетней бродячей жизни.

5
И Мануил и Андроник знали, что пребывание их в одном и том же месте снова приведут их к прежним столкновениям».
Взято из книги: Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Т. 1,Спб., тип. Г. Трусова, 1860, С.293.
«По возвращению Андроника из Тавроскифии, как было сказано, царь не только удостоил его дружбы, но и щедро одарил золотом, послал в Киликию, чтобы он привёл в порядок тамошние дела; а для ведения больших расходов, представил в его пользу сбор податей с Кипра».
Взято из книги: Иоанн Киннам «Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комниных (1118 – 1180), Санкт-Петербург, 1859, книга 6, С.277.
Мне показалось, что Иоанн Киннам приписывает некоторые дела Андроника, сына Алексея I-императора, Андронику, сыну Исаака-Севастократора.
В присяжном листе Мануилу и Алексею Андроник писал: «… и если я увижу, или узнаю, или услышу что либо такое, что клонится к вашему безчестию и ко вреду для вашего венца, то и вам дам о том знать, и сам, сколько мне возможно, буду тому противодействовать…».
«Эти слова вполне годились для присвоения власти, которой он давно сильно домогался, как человек с гордым характером и с душой властолюбивою. …. У него были руки способные к бою, и персты его были научены на брань. …. При прекрасном телосложении он имел, завидную наружность. Стан у Андроника был прямой, рост величественный, лице, даже и в глубокой старости, моложавое. Он был необыкновенно здоровый человек, потому что чуждался изысканных лакомств, не был ни обжора, ни пьяница….»
Взято из книги: Никита Хониат «История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина». Т. 1,Спб., тип. Г. Трусова, 1860, СС. 295, 321, 322.
«Мануил процарствовал 38 лет без трёх месяцев. После кончины царя Мануила Комнина царствовать начал его сын Алексей, ещё не достигший юного возраста, но имеющий ещё нужду в няньках и дядьках» (С.290). Царствовал Алексей три года и то не сам.
Андроник Комнин «Во время восстания в Константинополе, направленного против венецианских купцов и ростовщиков, провозглашён императором (1183 - 1185). Провёл ряд реформ в пользу мелких землевладельцев, боролся против крупных феодалов. Недовольная им аристократия призвала норманнов, и в 1185 году Андроник был низвергнут Исааком II Ангелом и умерщвлён». (В.Д.Гладкий Энциклопедический словарь Славянский мир I – XVI в, М. Центрполиграф, 2001, С.18).
«Царствовал Андроник два года и один год управлял делами без порфиры и диадемы».

6
Никита Хониат очень подробно описывает последние дни жизни и все издевательства над Андроником и то, что «ему отрубили секирою правую руку», а спустя какое-то время, «повесили за ноги между двух столбов».
Однако в книге Никиты Хониата не приведено ни одной конкретной даты никаких событий.

Г.В. Носовский и А.Т. Фоменко считают, что «Иерусалим - это старая крепость Ерос на азиатском берегу Босфора, у впадения Босфора в Черное море, рядом с горой Бейкос», «Иисусова гора»,
на вершине которой находится символическая «могила святого Иисуса» = место евангельской казни Христа.
Следовательно, Андрей Боголюбский - это дела Андроника Комнина (1155 - 1157) и Андрея, сына Климента - 1155 и после 1156 года он Андрей Боголюбский «Хозяин суздальских земель».
Я не знаю, по чьей воле он стал сыном Юрия Долгорукого (Longimana). В наших «Историях» с именами очень и очень тёмное дело.
Сын Климента Ондрей родился в 1111 году. В этом, 2011 году, во Владимире проходили торжества по поводу 900-летия Андрея Боголюбского. В «Палатах» организована выставка в честь этого события... В литературе есть разногласия по году рождения Андрея в 10 - 15 лет.
Но... По «нашей Истории» Андрей Боголюбский это совсем другой человек.
Се ля ви...

7
Кто такой Климент?

Из статьи «Климент Смолятич» в Энциклопедическом словаре, составленном Ф.А. Брокгауз и И.Е. Эфрон, том 30, страница 394: «Климент Смолятич (то есть родом из Смоленска) - киевский митрополит (1147 - 1155) - один из крупных деятелей древнерусской духовной литературы.
Биографические сведения о нём, сохранившиеся в летописи и извлекаемые из его трудов, крайне скудны.
Летопись сообщает, что митрополит Климент был таким «книжником и философом, какого ещё не было в русской земле» и что он оставил после себя много литературных трудов».
В БСЭ третье издание том 12, С. 312 (924), из статьи: «Климент Смолятич»: «Клим Смолятич …...... монах Зарубского монастыря (около Киева)».
В книгах Петра Сытника «ОР - Диалоги» и «Интервью через века (ОР - Диалоги)» есть информация о том, кто такой Климент.
Климент - славянин, прибыл, в составе колонизационной Дружины под руководством Эбргольда Комнина, с семьёй, родом он из Александрии. Жена у него тоже была славянка. У него была библиотека, книги в основном о завоеваниях, на языке санскрит. Дети его родились тоже в Александрии, это город в устье реки Нил, ныне Египет.
Он прибыл с семьёй в суздальские земли в составе завоевательной дружины, так как была не только колонизация (завоевание) Земель, но и их заселение.
В книге Митрополита Макария «История русской церкви», том 3 в главе «Состояние русской церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147 - 1240)» описана деятельность Климента, как митрополита. Но …. Официально митрополитами считались только те, кто был назначен или утверждён в Византии. Климент не был утверждён в Византии, это была попытка выйти России из подчинения Византии, и он был назначен митрополитом представителями только русских церквей. С 1147 года Климент был с сыном Андреем в Киеве, где он помогал сыну Андрею в решении его вопросов. Более подробно это описано в наших историях об Андрее Боголюбском. Затем они возвратились в суздальские земли. В 1156 году Климент снова уехал в Смоленск и Киев проповедовать идеи, изложенные в «Своде», написанном Андроником Комниным.
«Святитель полоцкий и Мануил Смоленский, враг Климентов, (в 1156 году)…. в первом совете уничтожили все церковные действия бывшего митрополита; наконец, рассудив основательнее, дозволили отправлять службу иереям и диаконам, коих посвятил Климент».
Взято из книги Н.М. Карамзин История государства российского, М., Эксмо, 2004, С.172.

8
«Мануил Смоленский, враг Климентов» - дело в том, что Мануил был назначен Византией и являлся из рода Комниных, а Климент проповедовал, идеи «Свода христианской релизии», сочинённой Андроником Комниным, который был в опале у правящих Комниных. Климент приходится тестем третьему сыну императора Византии Алексея 1 (1081 – 1118), так как его дочь Елена была женой Исаака Комнина.
«Ростислав в 1163 году, отдавая, наконец, справедливость достоинствам изгнанного святителя, Климента, желал возвратить ему «сан архипастыря нашей церкви…».
Взято из книги Н.М. Карамзин История государства российского, М., Эксмо, 2004, С.180.
«… великий князь киевский, Изяслав Мстиславович, решил поставить своего митрополита, родом русского, без сношения с Константинопольским патриархом. Кандидатом на митрополита был выставлен Изяславом Зарубский схимник Климент Смолятич. Ипатьевская летопись по 1147 году сообщает, что поставили Климента Смолятича в митрополита «главою святого Климента, 27 июля 1147 года». Когда в 1149 году Киевский стол занял Юрий Долгорукий, Климент вместе с Изяславом оставил Киев и удалился на Волынь. А когда в 1151 году Изяслав опять добился великого княжения в Киеве, то и митрополит Климент мог спокойно пребывать в Киеве до самой смерти великого князя (1154). Но затем, при водворении в Киеве Юрия Долгорукого, не признававшего Климента законным митрополитом, его дальнейшее пребывание в Киеве стало невозможным.
По смерти Юрия Долгорукого (1158), …, Ростислав задумал в 1162 году «отправити Клима на метрополию» и послал по этому делу особого посла в Константинополь, но этот посол на дороге встретил вновь назначенного на Киевскую митрополию грека Иоанна, и Климу уже не пришлось более вступать на митрополитскую кафедру».
Взято из книги Л.Я. Лавровский «Послание митрополита Климента Смолятича …., как историко-литературный памятник XII века», Смоленск, 1894.
В книге Л.Я.Лавровского имеется перевод «Послания Климента Смолятича ….» на русский язык (раздел IV страницы 84 – 107).
У Николая Никольского в 1892 году издана в Санкт-Петербурге книга «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века», в которой он опубликовал найденные труды Климента, а также труды, приписываемые ему.
Таким образом, Владимирская земля приобретает своего забытого древнерусского писателя. Надо только перевести литературные труды Климента на современный русский язык.
Известен и его потомок «суздальский самородок» архиепископ Ириней Клементьевский (1753 - 1818), тоже писатель. Это веточка из того древа, которое посадил сын Климента - Олексий.

9
Теперь мне хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты истории церкви Георгия в Юрьеве.
«Сын Всеволода III Святослав, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 году постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На её месте к 1234 году была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми».
Взято из книги: Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 264.

Зададимся вопросом: какое событие произошло в промежутка 1230 – 1234 годами?
Ответ и сложен, и прост. В этом промежутке годов отмечается 100-летие со дня рождения Андроника Комнина и 50-летие со дня его казни. (Точнее – 49 лет).
Таким образом, восстановленный Георгиевский собор в Юрьеве, это грандиозный памятник окончанию колонизации и заселения суздальских земель Византией. В то время, да и во все времена, славянский род был самый многолюдный, храбрый и усердно использовался, как ломовая сила, во всех битвах при колонизации на всех участках земного шара. Ими заселялись колонизированные земли. Мне кажется, что с этой точки зрения и надо рассматривать изображения на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском.
«Изваянные на капителях собора головы воинов и серия изображений голов и погрудных фигур в килевидных и полукруглых арочках, венчавших барабан главы, с большим основанием осмысляются как образы святославовых победоносных воинов-дружинников».
Взято из книги: Н. Воронин «Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польский», Искусство, М. 1967, С. 286.
Мне бы только хотелось эту фразу уточнить тем, что это были воины-дружинники под руководством Исаака Комнина (1126 – 1131), Климента (1126 – 1156), знаемого по истории, как «Всеволод Большое Гнездо» и как Климент «Смолятич», и затем Андроника Комнина (1152 – 1157), а также Андрея Боголюбского, сына Климента «Смолятича» (с 1156 года и далее) и с руководителями отдельных подразделений его Дружины и простыми воинами-ратниками.
Суздальская земля стала колонией Византии и они начали строить столицу этой колонии, с религиозным обеспечением с 1152 года, названную потом Владимиром. В честь какого Владимира, может Владимира Галицкого, сын его Ярослав принял к себе Андроника? Такова главная линия истории суздальской (владимирской) земли, а разыскать её истинные тропинки это задача энтузиастов.

10
Для рассмотрения изображений людей на стенах Георгиевского собора в Юрьеве, я воспользуюсь репродукциями в книге Г.К. Варганова «Мастера древнерусской скульптуры. Искусство, М.,1966.

На репродукциях № 14 и 60 изображены: Иоанн Богослов и сотник Логин из композиции Распятие.
Я же считаю, что здесь изображена Елена, дочь Климента, и её сын Андроник, в молодости. Когда прибыл Андроник в суздальские земли, то ему было всего 19 лет. Образ его очень похож на описанный в литературе (Никита Хониат). Смотри страницу 27.

Распальцовка правой руки у Андроника означает Мудру «Энергия». Я просмотрел большое количество репродукций икон. В них только благословляющие Мудры «Жизни» и «Земли». «Окно мудрости» встретилась только в иконе «Спас недремлющее око» XVII век у Господа Саваофа. После XVI века изображение, благословляющих мудр, непонятны.

Сотник Логгин* (Лонгин, Longinus)

Я просмотрел многие изображения мученика Лонгина сотника на фресках и мозаике**.
Поза сотника Логгина на резном камне напоминает позу святого мученика Лонгина сотника на мозаике из монастыря Неа Мони на Хиосе, около 1050 года.
Но давайте посмотрим на выражение лица Логина на резном камне. (Предстоящий из композиции «Распятие»?!)
Лицо здесь выражает радость. Оно всё сияет. Рот в улыбке и прищур глаз выражают возвышенное духовное состояние от выполненных работ, удовлетворение своим действиям по завоеванию и заселению земель, а также строительству городов, храмов… Это не мученик Логгин сотник. Это счастливый воин-завоеватель, довольный своими действиями.
Жаль, в книге «Мастера древнерусской скульптуры» не воспроизведена композиция «Распятие».
Но, то духовное эмоциональное состояние предстоящего Логгина и то, что храм является памятником завоеванию и заселению суздальских земель, и построен к 100-летию со дня рождения Андроника Комнина и 50-летию его казни в Византии, позволяет мне сделать вывод, что в образе сотника Логина изображён именно Андроник в молодости. Может он тоже был сотником?
Распальцовка на правой руке соответствует распальцовке на мозаике и представляет собою мудру «Энергии».
Я считаю, что на этой композиции изображён Андроник в молодости, когда он и прославился своими действиями, а в композиции «Малый Деисус» Андроник изображён уже в 52 года, когда он был уже императором и казнён в Византии. Это 1185 год.

* Правописание имени взято из книги Г.К. Вагнера «Мастера древнерусской скульптуры».
** Они почти все воспроизведены в интернете на сайте «В гостях у Кудесницы», главная страница 30 октября 2011 года.

На репродукции 58 «Малый Деисус» изображены в центре – Андроник, распятый в Византии в 1185 году, ему тогда было 52 года, слева - его мать Елена и архангел Михаил; справа - Климент и Архангел Гавриил. Андроник был внуком Климента. Климент был митрополитом в Киеве с 1147 года, а в колонизации суздальских земель участвовал с самого начала 1126 года, «Хозяином этих земель» он стал в 1131 году и был им до 1156 года. С этого года звание «Хозяин земли» наследует его сын Андрей (Боголюбский)
Архангелы Михаил и Гавриил олицетворяют воинские подвиги и Андроника, и Климента при завоевании суздальских земель, то есть при колонизации.
Распальцовка на обеих руках – Мудра «Земли».

На репродукции 57 и 42 изображён апостол Пётр.
Я не нашёл изображения апостола Павла, а жаль, так как пишет Никита Хониат, «послания духовного витии Павла были у него (Андроника) постоянно на устах». (С. 295).

На репродукции 19 апостол Марк. Но одеяние на нём определённо гуцульское.

15
ВИЗАНТИЯ

РОДОСЛОВНАЯ КОМНИНЫХ*

IОАНН, император (1059 – 1081) (3 доч., 5 сын.)

АЛЕКСЕЙ I, император (1081– 1118) (род. 1048 – ум.15.08.1118)
I I I I I
Иоанн, имп. Андроник Исаак, Севаст Анна, писат. Феодора
(1118 – 1148) ократор ельница I
I I (суздальские земли) (внук)
Исаак, Мануил, 1126 - 1131 АлексейII
Севасто император I
Андроник, Ангел
кратор (1148 – 1180)
император царствовал
I - (1183 – 1185) (1195 -1203)
I (суздальские земли)
1152 - 1157
I I
Алексей II, Мануил
царствовал I
(1180 - 1183)

* Родословная по инфор. из «Брокгауз и Эфрон …».

Дочь Мстислава Владимировича (сын Владимира Мономаха) и Кристины (шведка) была в «брачном союзе с греческим царевичем, думаю сыном императора Иоанна, Алексеем, коего супруга именем и родом неизвестна по византийским летописям».
Н.М. Карамзин История гос. росс., Эксмо, М.,2004, С.138.

На примере бурной, похожей на авантюрный роман жизни Андроника Комнина можно увидеть, что происходило в «высших эшелонах» Империи ромеев, как отчаянно боролись за власть претенденты на престол, на какие преступления шли ради власти, ибо участь проигравших в этой борьбе была трагичной.

При этом надо помнить, что в то же самое время подробнейшим образом разработанные законы государства подданными неукоснительно исполнялись, жизнь во всех частях Империи подчинялась веками незыблемым правилам, работал бюрократический аппарат государства, писали драматурги и поэты, горели благочестием богословы — жизнь Империи текла своим чередом, как и сто, и двести, и пятьсот лет тому назад…

Андроник Комнин — красивый, сильный, храбрый, хитрый, осмотрительный и жестокий человек — воспитывался в императорском дворце, будучи одним из претендентов на престол, вместе с такими же детьми, которым в недалеком будущем предстояло схлеснуться в жесточайших схватках за власть.

Его матерью была, по одним сведениям, грузинская принцесса, по другим — звенигородская княжна. Отец, старший сын императора, сам басилевсом не стал, уступив трон своему младшему брату. Но позже не раз пытался высшую власть захватить, каждый раз, однако, неудачно. В конце концов, его принудили оставить столицу — он уехал в провинцию, основал там монастырь и до конца жизни вел праведный образ жизни, занимаясь широкой благотворительностью.

Его сын Иоанн, брат Андроника, участвовавший в политических начинаниях отца, перед одним из сражений с армией Конийского султаната перешел на сторону противника, принял ислам, женился на дочери султана и стал прадедом Османа I, основателя Османской империи, которая через три столетия разбила и поглотила империю ромеев.

Андроник воспитывался у дяди-императора, и довольно рано начал участвовать в его военных походах. Но большой славы в ратном деле не снискал — один раз он попал к мусульманам в плен, из которого едва выбрался, а в походе против армянского князя прозевал вылазку гарнизона осажденного им города и был разгромлен.

Его товарищ по детским играм и учению, император , простил неудачливого полководца и отправил Андроника наместником на Балканы. Однако здесь тот начал переговоры с венгерским королем о помощи в овладении троном. Три его попытки убить басилевса провалились, и Мануил заключил заговорщика в тюрьму при своем дворце.

Просидев в камере четыре года, Андроник обнаружил в ней заложенную кирпичами нишу, в которой и спрятался. Его искали по всему Константинополю, а пока посадили в ту же камеру его жену. Они успели зачать сына, после чего Андроник, воспользовавшись ослаблением охраны, бежал. Поймали его, когда он пробирался к туркам, и посадили в более строгую столичную тюрьму. Но и оттуда Андроник сумел бежать, прикинувшись рабом. На северной границе Империи его вновь схватили, но он, пожаловавшись на расстройство желудка, отошел в кусты — и был таков!..

Наконец, беглец добрался до Руси, где его благосклонно принял галицкий князь Ярослав, давший Андронику в управление несколько городов. Они вместе охотились, сидели рядом на княжьих советах, пока от Мануила не приехала делегация, сумевшая уговорить Андроника вернуться на родину с отрядом галицкой конницы.

Он был послан императором на восточную границу, где вновь встретился в бою с армянским князем — и вновь неудачно. Утешением было лишь то, что он одолел князя в личном поединке. Но, не надеясь больше на императорскую милость, Андроник ушел к крестоносцам — в Антиохийское княжество. Там он влюбился в дочь бывшей правительницы, но их отношения были признаны кровосмесительными — они были слишком близкими родственниками (сестрой девушки была византийская императрица). И Андроник бежит в Иерусалимское королевство.

Король Иерусалимский Амори I, как и галицкий князь, принял беглеца радушно и дал ему в управление Бейрут. Там он снова влюбился и женился на молодой вдове предыдущего Иерусалимского короля, которая приходилась Мануилу I племянницей. Это настолько разозлило византийского владыку, что он потребовал от крестоносцев арестовать своего кузена и ослепить его. Предупрежденный женой, Андроник бежит с ней к мусульманам, и несколько лет они живут в Дамаске и Багдаде, пока не перебираются поближе к византийской границе. Тамошний эмир дал Андронику в управление замок, из которого тот начал совершать грабительские набеги на имперские территории. Это продолжалось до тех пор, пока наместник императора не собрал войска и не поймал Андроника в одном из его набегов.

Вечный беглец явился перед императором с цепью на шее, умоляя простить его за все. Мануил дал ему прощение, когда Андроник поклялся в верности наследнику престола, сыну Мануила Алексею, после чего отправил его наместником на южное побережье Черного моря.

Через три года Мануил умер. Малолетний наследник Алексей был занят лишь охотой и играми со сверстниками, поэтому встал вопрос — кто станет при нем регентом? Заговор, в котором активное участие принимали сыновья Андроника провалился, и вдова умершего императора Мария Антиохийская круто расправилась с соперниками, и, казалось, на этом все и было кончено. Однако всем было известно, что императрица ориентируется на вошедших в большую силу в столице «латинян» — и население Нового Рима, и духовенство были против «прозападной» императрицы у трона (часть заговорщиков даже скрылась в храме Св. Софии, где их защищала толпа горожан и священники).

Андроник, естественно, стал главой «патриотической» партии и выступил со своим войском на столицу. Несколько делегаций, которые должны были склонить его к компромиссу, сами перешли на его сторону. Люди Андроника начали распространять среди жителей столицы слухи о том, что Мария Антиохийская предала Византию, и в обмен на военную помощь «латинян» готова отдать им столицу. Распаленные этими слухами толпы горожан бросились громить «итальянский» квартал Константинополя…

Вступив в столицу, Андроник сразу присягнул на верность малолетнему императору Алексею в качестве регента. Затем регент отправился в монастырь, где был похоронен император Мануил. Увидев могилу двоюродного брата, он заплакал на глазах своих спутников. Согласно хронисту, оставшись один, Андроник начал тихо говорить, обращаясь к покойному:

«Теперь в моей ты власти, мой гонитель и виновник моего долгого скитальничества, из-за которого я сделался почти всемирным посмешищем и в нищете обошел все страны, какие обтекает солнце на своей колеснице. Ты, заключенный, как в безвыходной тюрьме, в этом камне с семью вершинами, будешь спать непробудным сном, пока не раздастся звук последней трубы; а я, как лев, напавший на богатую добычу, вступив в этот семихолмный и великолепный город, буду мстить твоему роду и заплачу ему жестоким возмездием за все зло, какое перенес от тебя» .

И Андроник начал расправу со своими противниками — многие из них были отравлены, ослеплены, сосланы. Настала очередь и вдовствующей императрицы — Мария Антиохийская была заточена в монастырь, где ее держали на воде и хлебе, пока Алексей II не подписал матери смертный приговор — ее задушили. Но были сочтены и дни ее сына-императора — он был задушен тетивой лука. Андроник Комнин, тут же женившийся на его вдове, одиннадцатилетней французской принцессе, стал басилевсом.

И оказался совсем неплохим главой государства. За четыре года своего императорства Андроник I Комнин несколько снизил налоги с населения, повысил плату чиновникам, одновременно начав жесточайше карать их за коррупцию. Результатом стало некоторое оживление в хозяйстве. Внешние войны шли с переменным успехом, но в них удалось вернуть некоторые имперские территории. Андроник заключил союз с Саладином для совместной борьбы и с крестоносцами, и с турками-сельджуками.

Однако знать, бежавшая от императорского террора и к норманнам, и к мусульманам, не переставала восставать против императора. Андроник не успевал самым жесточайшим, изуверским образом подавить один мятеж, как в другом конце страны вспыхивал другой очаг возмущения. Но главная опасность, как оказалось, таилась в самом императорском дворце.

Приближенный басилевса, отвечающий за его безопасность, решил взять под стражу двоюродного брата Андроника, Исаака Ангела. Но тот зарубил его мечом и скрылся в храме Св. Софии. На другой день, из толпы горожан, его окружавшей, раздались требования короновать Исаака, что и было сделано константинопольским патриархом.

Находившийся в окрестностях города Андроник кинулся в укрепленный дворец и заперся там вместе с верной варяжской гвардией. Император сам в первых рядах сражался с восставшими константинопольцами, но силы были слишком неравны — и он бежал на корабле в сторону Черного моря. Но здесь его подстерегала последняя в его жизни неудача — внезапно наступивший штиль остановил его корабль, и Андроник попал в руки своих врагов.

К этому времени новый хозяин императорского дворца уже обжил свои покои, куда и приказал в цепях доставить своего ненавистного предшественника. Здесь Андроник подвергся насмешкам, издевательствам и избиениям — придворные перед лицом нового басилевса вырвали ему бороду, выбили зубы, отрубили ему руку, а потом бросили в тюремную башню. Но главные его мучения были еще впереди — Андроника отдали на растерзание толпе горожан.

Его вытащили из тюрьмы, выкололи глаз и, посадив на верблюда, отправили на городскую площадь. Там Андроника уже поджидала столичная чернь, которая начала осыпать его палочными ударами и забрасывать камнями. Затем жертву поволокли на главное место городских увеселений, на ипподром. Там вчерашнего владыку привязали к поперечной балке и мучительства продолжились, пока Андроник Комнин не умер. Тело бывшего императора разрубили на куски и бросили в сточную канаву…

Андроник был сыном севастократора Исаака, младшего брата византийского императора Иоанна II, и приходился двоюродным братом императору Мануилу I. Это близкое родство всегда внушало императору опасения. В 1143 году во время охоты Андроник был захвачен турками и провёл долгое время у них в плену. Мануил, тогда только что получивший престол, не спешил его выкупать, и Андроник потом никогда не мог ему этого простить. Возвратившись наконец в Константинополь, он повёл себя независимо и вольно. А поскольку он был искусный воин, имел острый язык, был богат и всеми почитаем, невозможно было оставить его выходки без внимания. Всегдашняя свобода Андроника в речах, его сила, которой он превосходил многих, его прекрасная наружность, достойная императорского сана, и его неукротимый характер делали из него опасного соперника. Кроме того, он был страстный и горячий любовник, по которому сходили с ума многие знатные женщины. Евдокия, одна из племянниц императора, лишившись мужа, жила с Андроником в преступной связи и делала это не тайно, но явно, у всех на виду. Когда Андроника упрекали за эту связь, он шутя говорил, что подданные любят подражать своему государю и что люди одной крови всегда бывают похожи один на другого. Этим он намекал на Мануила, который жил с дочерью своего родного брата (в то время как Андроник - только двоюродного). Подобные шутки бесили родственников Евдокии. Поэтому естественно, что против Андроника затевали и строили множество козней и тайно, и явно, но он, по словам историка Хониата, благодаря своему мужеству и уму, уничтожал их как нити паутины и рассеивал как детские забавы на песке. Не раз случалось, что враги устраивали засады и нападали на него, но он неизменно обращал их в бегство.

Однако вскоре он навлёк на себя гнев самого императора. Андроника, управлявшего Враницовой и Белградом, обвинили в том, что он тайно соединился с сербами и условился с их вождём лишить Мануила власти. В оковах его препроводили в Константинополь и заключили в одной из башен Большого дворца, где он провёл довольно долгое время, не переставая искать путей для бегства. Наконец Андроник притворился больным, и ему назначили в услужение молодого наёмного слугу из иностранцев, плохо говорившего по-гречески. Этому слуге Андроник поручил унести потихоньку ключи от дверей башни в то время, когда стража, порядочно подвыпив, уснёт после обеда, и с этих ключей сделать из воска точные слепки. Слуга исполнил приказание и передал слепки сыну Андроника Мануилу. Мануил сделал из меди такие же ключи и переслал их отцу в амфоре с вином вместе с льняной верёвкой, клубком ниток и тонкими шнурками. Ночью Андроник отпер все замки и с верёвкой в руках вышел из темницы. Остаток ночи и два следующих дня он провёл в густой и высокой траве, которой поросли некоторые места дворцового двора. Когда искавшие его угомонились, Андроник устроил из палок лестницу и, спустившись со стены между двумя башнями, сел в лодку, ожидавшую его здесь по уговору. Едва они отплыли от берега, их задержала вуколеонская стража. Однако удивительная изобретательность спасла Андроника и на этот раз. Сменив греческий язык на варварский, он изобразил из себя беглого раба, которого хозяин везёт после наказания. Его сообщник подкупил стражу дарами и был отпущен. Добравшись наконец до берега, Андроник смог избавиться от кандалов. Домашние снабдили его лошадью и подорожными документами. Из столицы он отправился во Фракию. Конечной же целью его была Русь, где Андроник надеялся получить убежище и защиту. Ему удалось благополучно проехать большую часть пути, но в Болгарии его опознали и заключили под стражу. Зная, что Андроника разыскивает император и надеясь на большую награду, несколько болгар повезли его обратно в Константинополь. Чтобы обмануть своих стражников, Андроник притворился, что страдает поносом. Он часто сходил с лошади, отходил от спутников и готовился к отправлению естественной нужды. Много раз он проделывал это днём и ночью и наконец обманул своих стражей. Однажды, поднявшись в темноте, он воткнул в землю палку, на которую опирался в дороге как человек больной, надел на неё хламиду, положил сверху шляпу и таким образом сделал нечто похожее на присевшего человека. Предоставив стражам наблюдать за этим чучелом, он тайком пробрался в росший неподалёку лес и бросился бежать. Наконец он добрался до Галицкого князя Ярослава Осмомысла, был принят им с распростёртыми объятиями и прожил у него несколько лет. В 1165 году Мануил, считая длительное отсутствие двоюродного брата опасным для себя, вызвал его в Константинополь и примирился с ним.

В 1166 году Мануил назначил Андроника правителем Киликии и отправил в Тарс. Здесь он часто вступал в битвы с Торусом, владетелем Армении, но потерпел от него несколько поражений. Вскоре, однако, Андроник отвлечён был от ратных подвигов новым романом: он вступил в связь с Феодорой, вдовой иерусалимского короля Балдуина и родной племянницей императора Мануила. Рассерженный император отправил правителям Сирии приказ схватить Андроника и лишить его зрения. Но грамота эта попала к Феодоре, которая предупредила своего любовника об опасности. Вместе они бежали из Иерусалима и после долгих странствий добрались до Салтуха, султана Колонии (в Каппадокии). Здесь он поселился с Феодорой и двумя прижитыми от неё детьми - Алексеем и Ириной. Мануил много раз пытался заполучить Андроника, но все его попытки были безуспешны. Наконец в 1177 году при помощи Никифора Палеолога, владевшего Трапезундом, императору удалось захватить Феодору. Тогда Андроник, увлекаемый страстной любовью к ней и детям, отправил к Мануилу послов и просил прощения за все свои поступки. Мануил разрешил ему вернуться. Перед тем как явиться к императору, Андроник надел на шею тяжёлую цепь, спускавшуюся до самых пят, и скрыл её до времени под одеждой. Допущенный к трону, он тотчас растянулся на полу во всю длину своего огромного роста и со слезами на глазах пламенно и трогательно попросил прощения. Мануил, изумлённый этим зрелищем, прослезился и приказал поднять его. Но Андроник встал не прежде, чем его протащили за цепь по ступеням престола. Вследствие этого Андроник был прощён, принят блистательным образом и удостоился великолепного угощения. Потом его переправили в Эней, с тем чтобы он поселился там и отдохнул от бродячей жизни.

В 1180 году император Мануил умер. Власть после него наследовал малолетний сын Алексей II. Но в действительности распоряжение делами оказалось в руках его матери императрицы Марии, которая стала править на пару со своим любовником протосевастом Алексеем Комнином. В делах сразу начались беспорядки, казна расхищалась. Громко говорили о том, что Алексей, согласившись с императрицей, рассчитывает свергнуть юного императора и сам сделаться обладателем царства. Андроник, узнав о смерти Мануила, стал раздумывать над тем, как овладеть императорской властью. Прежде всего он ополчился на протосеваста Алексея Комнина, стал рассылать повсюду письма, возмущаясь его поведением и негодуя за связь с императрицей. Так как Алексею все завидовали, то многие соглашались с Андроником и склонялись на его сторону. Вскоре он объявил о своём намерении защищать права маленького Алексея, покинул Эней и двинулся в столицу. При этом известии взоры всех недовольных (а их было большинство) обратились к Андронику. Его прибытия, по словам Хониата, ждали как светильника во мраке и как лучезарной звёзды. Вельможи через тайные письма заверяли его, что никто не будет ему противодействовать, что никто не будет противиться даже его тени, но все примут его с распростёртыми объятиями.

Протосеваст отправил к Андронику послов и уговаривал его прекратить войну. Он предлагал ему возвратиться в Эней и все споры решить миром. Андроник гневно отвечал, что готов уйти, но пусть прежде протосеваст будет свергнут со своего места и даст отчёт в своих беззаконных делах, пусть мать императора удалится в уединение и пострижётся, а император станет править по отеческому завещанию и не будет стеснён правителями. Эта демагогия имела огромный успех. Великий полководец Андроник Контостефан первый изменил протосевасту и перешёл вместе со всем своим флотом на сторону Андроника Комнина. Весть об этой измене совершенно сокрушила дух императрицы и её любовника. Их враги целыми толпами бежали через пролив к Андронику и, по словам Хониата, упивались медоточивостью его речей, удивлялись его росту, величественной красоте и почтенной старости и принимали всё, что он вещал им, как полевая трава принимает дождь. Лишь немногие с первого взгляда сумели разглядеть в нём волка, покрывшегося овечьей шкурой.

Вскоре германские наёмники заключили протосеваста под стражу в его покоях. Затем его отправили к Андронику и ослепили. Так как придворные дела устроились по желанию Андроника, он сам сел на корабль и в апреле 1183 года переехал в столицу. Явившись перед юным императором, он отдал ему глубокий поклон, обнял его ноги и зарыдал. Императрице он лишь холодно поклонился. Затем Андроник стал по своему усмотрению распоряжаться общественными делами, а императору предоставил тешиться псовой охотой и проводить время в других забавах. На высшие должности он поставил или собственных сыновей, или людей ему верных, а многих из прежней знати сместил и заключил в темницу. Сделано это было так, что они сами не знали никакой, явно возводимой на них вины. На самом деле одни пострадали за то, что имели знатное происхождение, другие - за красивую наружность, третьи - за какие-то прежние мелкие оскорбления, нанесённые некогда Андронику. Подверглись гонениям не только заведомые противники Андроника, но и многие из усерднейших его слуг. Те, кому вчера подносил он лучший кусок хлеба, кого поил благовонным вином и включал в кружок своих приближённых, с теми сегодня он поступал злейшим образом. Не раз случалось и так, что один и тот же человек был в один и тот же день награждён и казнён. Прежде, пока он не достиг власти, никто не мог заподозрить Андроника в отравительстве, но потом оказалось, что он большой мастер растворять смертельные яды. Прежде других отравлена была кесариса Мария, дочь Мануила, которая раньше всех и больше всех желала возвращения Андроника в отечество. Вслед за своей супругой скончался и муж её, кесарь.

Императору Алексею Андроник предложил короноваться самодержцем и сам, на виду у многих тысяч людей, принёс его на своих плечах на амвон Софии. Казалось, он любил его больше отца и был его правою рукой. Но этой коронацией он расчищал путь к трону для самого себя. Желая удалить прежде всего мать императора, он не переставал обвинять её и наконец принудил патриарха изгнать Марию из дворца. После этого Андроник Ангел, Андроник Контостефан и 16 их сыновей, все в полном расцвете лет, дромо-логофет Каматир и многие другие составили заговор против Андроника. Узнав об этом, он велел схватить Ангела, но тот счастливо спасся вместе со своими сыновьями. Зато Контостефан, четыре его сына и Каматир были заключены в темницу и ослеплены, равно как и все те, о ком удалось узнать. Одних Андроник заключил в тюрьму, других осудил на изгнание. Расправившись таким образом со своими врагами, он учредил суд над императрицей. Её обвинили в сношении с врагами государства и в том, что она побуждала к войне против Андроника венгерского короля, низложили, заключили в монастыре Святого Диомида и подвергли там многим лишениям и унижениям. Но так как она медлила умирать, Андроник собрал против Марии второй суд и на этот раз приговорил к смерти: императрица была задушена в тюрьме.

Когда все враги Андроника были уничтожены, ничего не мешало больше осуществлению его тайных планов. В сентябре 1183 года толпа приверженцев провозгласила его императором. Столичная чернь встретила эту весть с ликованием, а маленький Алексей, услышав во дворце радостные крики, пришёл уговаривать дядю царствовать вместе с собой. Андроник поначалу жеманился и шутил, но несколько жарких приверженцев схватили его и посадили на златотканое ложе, другие облачили его в царские одежды. На следующий день он был коронован, а спустя всего несколько дней убийцы напали ночью на Алексея и удавили его тетивой от лука. Голову мальчика принесли Андронику, а тело бросили в море.

По окончании этого страшного дела Андроник вступил в брак с женой убитого, тринадцатилетней принцессой Агнессой, которая хотя и была повенчана с Алексеем, однако по малолетству ещё не жила с ним.

Многим этот брак казался непристойным, но Андроник не обращал на это внимания. Негу и роскошь он, по словам Хониата, любил подобно Сарданапалу. Своё правление новому императору пришлось начать с подавления мятежей. Исаак Ангел, Феодор Кантакузин и многие другие его враги бежали в Никею. Собрав войска, Андроник долго осаждал город и ничего не мог поделать против мужества осаждённых. Камнемётные машины и тараны, которые он строил, защитники сжигали и разламывали. Андроник приказал привезти из столицы мать Ангела Евфросинью и то ставил её вместо прикрытия перед машинами, то сажал на таран и в таком виде придвигал орудие к стене. Эти выдумки не принесли ему, впрочем, никакой пользы: выйдя ночью, никейцы сожгли все осадные орудия, а Евфросинью доставили в город. Только после гибели Кантакузина дух защитников упал, и они сдались, выговорив почётные условия. Ангела Андроник простил и отослал в Константинополь, а сам пошёл на Прусу. Здесь война оказалась такой же ожесточённой, как в Никее. Однако после того как осаждавшие разбили машинами стену, этот город также покорился Андронику. Многие жители были перебиты и казнены.

Царствование Андроника вообще было отмечено казнями и жестокими репрессиями, в особенности в последние месяцы его правления. Тогда, не разбирая вины, он велел умертвить всех заключённых в темнице, а затем обратил свой гнев на их родственников. Было составлено несколько проскрипционных списков, в которые судьи по приказу императора занесли всех подозрительных с указанием казни, для них назначенной. Ближайшие приспешники императора должны были опасаться за свою судьбу ничуть не меньше его врагов. Так, Андроник велел побить камнями Константина Макродука и Андроника Дуку, после того как Исаак Комнин, за которого они поручились, изменил императору и захватил Кипр. Зятя своего Алексея Комнина он ослепил, заподозрив во властолюбивых замыслах. Та же судьба постигла его любимца Константина Трипсиха. Но при Андронике было сделано и немало хорошего. По свидетельству Хониата, он обуздал хищничество вельмож, стеснил руки, жадные до чужого, строго карал произвол сборщиков податей, был доступен для всех, кто приходил жаловаться на самоуправство и насилия. Кроме того, он потратил огромные суммы на то, чтобы восстановить старый водопровод и снабдить город здоровой водой.

Однако все эти поступки не спасли Андроника от гнева сограждан. Возмущение против него вспыхнуло неожиданно в сентябре 1185 года. Всё началось с того, что власти попытались схватить и предать смерти старого врага Андроника Исаака Ангела. Ангел бежал в Софию и попросил защиты у народа. Огромная толпа, сбежавшаяся к храму, провозгласила его императором. В это время Андроника не было в городе. Когда он приехал, то застал столицу в сильнейшем возбуждении. Поначалу император был полон воодушевления: собирал стражников, хотел вступить в бой с толпой и сам сквозь щели башни пускал стрелы в мятежников. Потом он объявил, что отречётся от власти в пользу сына Мануила. Но народ не желал идти на соглашение. Чернь разломала ворота и ворвалась во дворец. Увидев, что всё потеряно, Андроник скинул пурпурные сапоги и обратился в бегство. На царской триере он отплыл в Милудийский дворец, взял там двух женщин - жену Агнессу и любовницу Мараптику, которую он страстно и до безумия любил, и велел плыть в Азию. Исаак между тем занял дворец и послал вслед за Андроником погоню. Низложенного императора захватили в Хиле, одели на него ошейник и в таком виде отправили к Исааку. Ангел выдал его на поругание толпе. Чернь неистово надругалась над своим прежним повелителем. После множества мучений низвергнутый император испустил дух.


| |