Человеческие эмоции и чувства зачем они нам. От печали до радости: Что такое эмоции и зачем они нам нужны

О том, как важен эмоциональный интеллект и зачем его развивать. Теперь мы решили разобраться, что на сегодняшний день учёные могут сказать об эмоциях, как научиться отличать одну эмоцию от другой и нужно ли их сдерживать.

Что такое эмоция?

За последние сто пятьдесят лет учёные по-разному пытались описать эмоции и ответить на вопрос, откуда они берутся. Чарльз Дарвин написал книгу о том, что эмоции - врождённый способ адаптации организма к окружающей среде, при этом эмоции испытывают и выражают как люди, так и животные. Например, страх и отвращение - очень полезные для выживания эмоции: если организм умеет бояться, у него больше шансов вести себя осмотрительно и не быть съеденным кем-то более ловким. Две главные поведенческие стратегии всех живых существ - бороться или бежать - результат переживания гнева или страха соответственно. В своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» Дарвин опирался на труд французского невролога Гийома Дюшена, который анализировал движение лицевых мышц, присоединяя к лицу человека электроды. С помощью иллюстраций Дюшена Дарвин доказывал, что универсальность выражения эмоций - результат генетически запрограммированного поведения. Испытывая отвращение, человек морщит нос, а испытывая радость, поднимает уголки рта.

Существуют ли базовые эмоции?

Спустя сто лет идею Дарвина и Дюшена стали развивать американские психологи Пол Экман, Кэррол Изард и Сильван Томкинс. Они так же, как и их предшественники, считали, что эмоции - врождённые механизмы, которые возникают в строго определённых условиях и умеют по-своему выражаются физиологически, экспрессивно и поведенчески. Учёные не смогли договориться, сколько существует базовых эмоций: кто-то говорит, что их пять, кто-то - семь, а кто-то утверждает, что и все двенадцать. Что касается всех состояний, не вошедших в пантеон, то они, по мнению исследователей, являются результатом смешения одних базовых эмоций с другими, как цветов в палитре.

Пол Экман продолжил дело Дюшена и Дарвина, анализируя выражения лиц человека в разных культурах. За свою жизнь он создал базу из 10 тысяч выражений лица, приобрёл прозвище «живого детектора лжи» и доказал, что самыми универсальными для разных культур являются мимические выражения шести эмоций: гнева, страха, отвращения, счастья, грусти и интереса. Концепция Экмана получила самое широкое признание в массовой культуре: в 2009 году Fox Network выпустила сериал «Обмани меня» о человеке, который лучше всех умеет определять эмоции по выражению лица, а в 2015 году компания Pixar сняла мультфильм « » о том, что в голове у каждого человека живут пять эмоций, которые управляют всеми его поступками.

Но если поп-культура убедила вас в том, что теория о базовых эмоциях - единственно верная и доказанная, то совершенно зря. Существует ещё по меньшей мере две довольно убедительных концепции, и обе они ставят под сомнение то, что эмоции - наследуемый биологический механизм. Согласно первой, эмоции всегда результат воздействия социокультурного контекста. По мнению учёных, придерживающихся этой теории, именно общепринятые нормы поведения, социальные и личные ценности, а не эволюция определяют значение каждой эмоции, её уместность в той или иной ситуации и приличные способы выражения. Поэтому трудно говорить об универсальности, если в одной культуре ценится вина, а в другой - стыд. Концепция психолога Рут Бенедикт, например, говорит о том, что европейская культура - культура вины (человек всё время перед кем-то должен держать ответ: перед богом, королём или своим народом), а японская культура - культура стыда (для человека самое главное - репутация и впечатление, которое он производит на окружающих).

Другая теория говорит, что эмоция не врождённый механизм и не результат социокультурного развития (хотя и телесная реакция, и культура важны), а всегда результат умственной оценки, неосознанной и неконтролируемой. Впервые эту идею сформулировал американский психолог Ричард Лазарус. Пользуясь метафорическим языком компании Pixar, можно сказать, что, согласно этой теории, в голове у человека не пять анимационных персонажей, а огромный игровой автомат: в нём есть шарик, который должен попасть в одну из бесконечных лунок - эмоций. Шарик - реакция, и он запускается, если происходит событие, которое имеет значение, является важным для организма. Значимость события или мысли можно проанализировать, и в результате можно предсказать эмоцию, которую испытает человек.

Как связаны мозг и эмоции?

Если собрать воедино всё, что учёным удалось доказать об эмоциях, мы точно можем быть уверены в нескольких фактах. Во-первых, эмоция - это физиологическая реакция. Когда человек испытывает эмоцию, у него активизируются определённые отделы мозга, эндокринная система вырабатывает определённые гормоны, повышаются или понижаются давление и сердцебиение, напрягаются мышцы - в общем, тело переживает эмоцию на всех возможных уровнях. Во-вторых, эмоция - это всегда реакция организма на какое-то внешнее или внутреннее событие, мысль, идею, которые имеют значение. Эмоция - это индикатор важности и значимости: если вы почувствовали что-то, нужно разобраться, какое значение для вас имеет событие. Это очень важно, ведь, если научиться понимать, что сейчас испытываешь (раздражение, ярость или, например, страх), можно разобраться, что именно в ситуации задело больше всего. А это, в свою очередь, позволит организму расслабиться и перестать тратить энергию на переживание эмоции.

Эмоция имеет начало и конец, это ограниченное по времени событие - что довольно приятно, потому что эмоция требует от организма больших энергетических затрат. Задача организма - заставить нас перестать испытывать эмоцию, а для этого мы должны выбрать, что делать дальше: грубо говоря, прятаться, бежать или ввязываться в драку.

Как отличить одну эмоцию от другой?

Научиться понимать собственные эмоции - один из важнейших навыков , но это довольно трудно, если до конца не ясно, как отличить ярость от раздражения, а страх - от тревоги. Швейцарский учёный Клаус Шерер с конца 1970-х разработкой теории, позволяющей отличать одну эмоцию от другой. Он, как и Ричард Лазарус, считает, что эмоции не существуют в организме сами по себе, а являются результатом последовательной оценки разной информации. По его мнению, решение, что испытать - отвращение, скуку или страх, - организм принимает бессознательно, проанализировав огромный объём информации о произошедшем событии.

Каждое событие - и внешнее, и внутреннее - организм оценивает по нескольким параметрам: значимости в целом, возможных последствий и действий, а также соответствия личным и культурным нормам. Чтобы было понятнее, что имеется в виду, Шерер сформулировал для каждого параметра вопросы. Первый из них: «Насколько это событие вообще ко мне относится? Влияет ли оно напрямую на меня или на мою группу?» Ещё до того, как начать реагировать на событие, организм должен решить, стоит ли тратить на него энергию. Для принятия такого важного решения психика бессознательно проверяет, насколько это событие новое (если новое, то на него точно надо обратить внимание), приятное и соответствует внутренним потребностям и целям.

Второй вопрос: «Каковы результаты и последствия этого события и как они влияют на моё благополучие, на мои нынешние и долгосрочные цели?» Если на предыдущем этапе организм решил, что событие стоит внимания, то дальше проясняется самое главное: кто виноват в событии (я, другие или природа), каким был мотив (всё произошло случайно, намеренно или по небрежности), какие возможны последствия, насколько они соответствуют моим ожиданиям и сколько времени у меня есть для действия.

На третьем этапе организм задаётся вопросом: «Насколько хорошо я смогу справиться или приспособиться к этим последствиям?» Задача эмоции - мобилизовать организм и справиться с событием: в этом случае эмоция исчезнет, и, если задача выполнена, организм сможет расслабиться. При этом справиться не обязательно означает достичь цели - может быть, отказаться от её достижения уже будет приемлемым результатом. На этом этапе организму очень важно определить, насколько человек вообще может контролировать произошедшее, и, если контроль возможен, какие силы (деньги, знания, социальные связи и тому подобное) есть у него, чтобы с этим событием справиться.

Наконец, последний вопрос: «Каково значение этого события по отношению к моему представлению о себе, к общественным нормам и ценностям?» На этом этапе организм пытается понять, помешало ли ему событие чувствовать себя хорошим человеком и что скажут о нём другие: друзья, родственники или коллеги. Для большинства эмоций этот пункт не очень важен, но в случае вины или гордости он решает всё.

Поскольку все люди разные и сталкиваются с особыми обстоятельствами, на эти вопросы каждый организм отвечает по-разному. Но за последние тридцать лет Шереру удалось доказать, что эмоции отличаются в зависимости от ответов на эти четыре основных вопроса.

Так из-за чего мы испытываем гнев, уныние или гордость?

На вопрос о том, какие вообще бывают эмоции, нет однозначного ответа. Существовало мнение , что эмоций столько, сколько существует слов в языке, описывающих разные состояния. Эта мысль кажется логичной до тех пор, пока речь не заходит о разных языках: если в одном языке есть понятие «восхищение», а в другом нет, значит ли это, что носители последнего никогда не испытывали эту эмоцию?

Клаус Шерер считает, что эмоциональных состояний может быть очень много, в зависимости от того, как именно организм отвечает на поставленные вопросы. В качестве примера он описал шестнадцать эмоций, утверждая, что человек будет их испытывать, если событие имеет для него определённое значение. Например, радость возникает, если событие не было новым и приносило удовольствие, произошло по чужой воле, соответствовало ожиданиям и не требовало срочных действий. В отличие от неё, восторг возникает, если событие было неожиданным и совершенно непредсказуемым, но очень сильно удовлетворило какую-то потребность и имело благополучные последствия.

Отвращение, или неудовольствие, возникает, когда событие было незнакомым и непредсказуемым, совершенно не удовлетворило потребности, с большой вероятностью будет иметь последствия и потребовало довольно срочных действий. Презрение, или пренебрежение,в отличие от отвращения, возникает, когда событие произошло из-за намерений других, оно с большой вероятностью будет иметь последствия, но срочные действия не требуются. При этом ситуацию можно контролировать, но у человека для этого недостаточно власти и силы. К тому же событие совершенно не соответствует представлениям об идеальном «я» и вряд ли будет положительно оценено окружающими.

Печаль, или уныние, человек испытывает, когда произошедшая ситуация была неожиданной и незнакомой и произошла по чьей-то вине или из-за чьей-то небрежности. Она могла бы удовлетворить потребность, но совершенно точно будет иметь неприятные последствия. Печаль возникает, если человек не может контролировать ситуацию (например, в случае смертельной болезни), имеет мало силы и власти, но у него есть возможность приспособиться к обстоятельствам.

Отчаяние возникает, когда событие было внезапным, совершенно незнакомым и непредсказуемым, стало препятствием для достижения целей и удовлетворения потребностей, произошло по вине окружающих или природы и было абсолютно случайным. Оно неподвластно человеческому контролю, и у человека нет ни сил, ни власти, чтобы к нему приспособиться. Тревога, или беспокойство, в отличие от отчаяния, возникает, если события были ожидаемыми, но, даже несмотря на то что у человека мало сил, он может к ним приспособиться.

Страх рождается, когда событие было неожиданным, совершенно непредсказуемым и незнакомым, когда оно оценивается как неприятное и даже болезненное. Это событие, причиной которого являются другие, оно с довольно большой вероятностью будет иметь неприятные последствия, над которыми у человека нет совершенно никакой власти. Раздражение, в отличие от страха, возникает по отношению к событиям, которые были ожидаемы и предсказуемы, но произошли не по чьей-то конкретной вине, а из-за небрежности и халатности. При этом у события будут неприятные последствия, с которыми (в отличие, например, от страха) у человека есть силы справиться.

Ярость -результат неожиданного, незнакомого и совершенно непредсказуемого события, виной которому намеренно стали другие. Это событие с большой вероятностью будет иметь неприятные последствия и требует немедленных действий. Но при этом ситуацию можно контролировать, и у человека есть над ней власть.

Стыд, вина и гордость в некоторых теориях называются эмоциями самосознания: они отличаются от остальных эмоций тем, что возникают только тогда, когда причиной события является намеренное желание человека. Стыд человек испытывает, если событие произошло по его собственной халатности и небрежности и оно совершенно не соответствует его внутреннему представлению об идеальном «я». Вина возникает, если человек сделал что-то намеренно и его действия не соответствуют внутреннему и внешнему представлению о правильном и хорошем поведении. Гордость возникает, когда событие произошло из-за намеренного желания человека и его последствия с большой вероятностью соответствуют и собственным идеалам человека, и культурным нормам.

Зачем нужны эмоции и стоит ли их сдерживать?

Последние сто пятьдесят лет учёные разными способами доказывают и убеждают нас, что эмоции - это не только нормально, но ещё и очень полезно. Во-первых, они сообщают сознанию, что произошло нечто важное и нужно принять меры. Во-вторых, эмоции помогают организму выбрать наиболее подходящую реакцию на событие. Кроме того, эмоции помогают нам коммуницировать: например, благодаря им взрослые сообщают информацию детям, которые ещё не умеют говорить.

В 1985 году американские учёные провели эксперимент: они поместили годовалых детей на специальную поверхность, чтобы исследовать их глубинное зрение . Детей поместили на так называемый зрительный обрыв - стол высотой около 120 сантиметров с верхом из толстого прозрачного стекла, разделённым на две части: под стеклом на одной половине стола находилась твёрдая панель с рисунком, а на другой половине такая же панель с рисунком лежала на полу. Оказалось, что когда на лицах матерей читались страх, тревога или злость, дети отказывались ползти на «глубокую» часть стола, где цветная панель лежала на полу, и наоборот, когда матери изображали радость, удовольствие и восторг, дети соглашались ползти. Этот эксперимент доказал, что люди используют эмоции окружающих, чтобы ориентироваться в происходящем и принимать более точные и взвешенные решения. Поэтому когда кто-то говорит, что эмоции надо подавлять или сдерживать, он предлагает ограничить возможность коммуницировать и устанавливать отношения с окружающими.

Правильнее было бы сказать, что эмоции нужно учиться выражать и регулировать, потому что существует масса способов выразить то, что происходит внутри. При этом они очень сильно зависят от культуры: например, некоторые учёные считают, что в Японии люди чаще испытывают и выражают стыд, а в западноевропейских странах - вину. В особую группу выделяют «культуры чести», где самооценка человека сильно зависит от того, как он и его семья выглядят в глазах окружающих.

То, какие эмоции человек чаще испытывает, зависит не только от культуры, но и от его темперамента: считается, что склонность чаще испытывать «положительные» или «отрицательные» эмоции - врождённая черта. Несмотря на это, в течение жизни человек учится разным способам реагировать на происходящее, сначала наблюдая за родителями, а затем общаясь с окружающими.

Идея о том, что эмоции - неконтролируемые состояния, от которых нужно поскорее избавиться, давным-давно устарела. Эмоции - важнейший индикатор того, что происходящее имеет значение и нужно с ним разобраться. Если это кажется вам сложным, попробуйте начать с того, чтобы называть эмоции, которые вы сейчас испытываете: это позволит вывести их из бессознательного в осознанное и разобраться с тем, что вас больше всего задело.

Фотографии: Studio Ghibli, OLM, Inc., Pierrot, Nickelodeon Animation Studios, TV Asahi

Вытеснение чувств обычно касается неприятных переживаний человека. Традиционно чувствами - изгнанниками становятся гнев, страх, печаль. Люди не хотят чувствовать эти эмоции и защитный психический механизм приходит на помощь:

- Человек в опасности может не чувствовать страха

- Переживший тяжелую утрату говорит: «нет, мне не грустно, я чувствую себя нормально»

- Тот чьи интересы грубо задеты может «совсем не злиться».

Ситуация способствует негативным эмоциям, но…этих переживаний нет!

Что это - индивидуальная особенность? «Атрофия гнева», «врожденная слабость печали», «недоразвитие страха»? Или такое отключение естественных чувств – особый уровень личностной зрелости (как многие втайне надеются)?

Как бы ни объяснял себе человек «отсутствие присутствия» у себя неприятных переживаний, он, как правило, воспринимает это как благо. Ведь неприятные эмоции переживать НЕПРИЯТНО!

Но в отсутствии негативных эмоций у человека обычно нет и следа личностной зрелости. И тем более это не врожденная особенность. Все дело в защитном механизме, который включает наша психика, сталкиваясь с сильными негативными эмоциями. Этот защитный механизм можно назвать вытеснением или отрицанием чувств. У человека есть какая - то эмоция она переживается на уровне тела. Но человек эту эмоцию не осознает, она остается в тени его восприятия. Другие люди часто видят эту эмоцию даже лучше самого человека. Так, кто-то утверждающий, что «совершенно спокоен» может на уровне языка тела передавать вам совершенно другие сигналы. Люди эти сигналы считывают, понимают, что это вот «совершенно спокоен» скоро свалится им на голову лавиной гнева. Да и находиться с этим «совершенно спокойным» человеком напряженно и небезопасно.

Но бывает, что и окружающие не распознают эмоций, и сам человек их не понимает. Например, ваш ребенок перед экзаменом, весь заледенев, утверждает, что ничего не боится. И родители могут верить и радоваться, что такой у них храбрый ребенок.

Часто к вытеснению чувств приводят особенности воспитания человека. Окружающие способствуют тому, что часть эмоций человек сначала перестает показывать, а потом и осознавать.

Все это не результат злого умысла, а происходит под влиянием самых невинных мотивов. Никто не хочет воспитать психологического инвалида и отнять у своего ребенка возможность полноценно чувствовать. Но взрослые, тем не менее, своим влиянием способствуют блокированию части эмоций ребенка. Родители могут словами и делами искренне и ловко поощрять позитивные эмоции ребенка - радость оптимизм, игривость, понимание ситуации («мне нравится, когда ты такой веселый»). Но точно также они могут неосознанно или намеренно блокировать выражение страха, печали или гнева.

Так, например, загрустившему ребенку говорят: «А где наш любимый солнечный зайчик?».

Или мальчику, который испугался, могут сказать: «Ты же ничего не боишься!».

В ответ на враждебность в отношении сестры скажут: «Ну ты не можешь злиться, ведь ты у нас такой хороший мальчик и любишь сестренку!».

Обратите внимание, что во всех приведенных примерах запрет на переживание истинных чувств (а это был именно он!) дается очень мягко! Ребенка никто не обижает, на него не орут «не смей, только попробуй».

Именно мягкое воздействие может быть причиной того, что родительская директива «Не чувствуй!» (подробнее об этой директиве вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!" ) входит в психику ребенка как нож в масло. Грубое давление скорее вызвало бы противодействие, могло бы заставить ребенка сопротивляться влиянию и возможно сохранить свои чувства в целостности. Конечно, это не призыв грубо обращаться с ребенком, чтобы он мог в войне с вами отстаивать свою целостность! Но, здесь я хочу выделить, что опасный посыл «Не чувствуй!» может иметь и очень мягкую, можно сказать любовную форму выражения. И тогда его трудно отвергнуть. Ко мне регулярно обращаются родители очень хороших детей , у которых по таинственным причинам начинают проявляться невротические склонности.

Это могут быть разные сорта навязчивостей, сильные эмоциональные срывы, неожиданные страхи или психосоматические заболевания. И часто причина этих явлений как раз в отвержении темной стороны, так называемой Тени ребенка. Э та Тень как раз и состоит из непарадных качеств и эмоций, которые неудобны, не нравятся окружающим.

Замечательный мультфильм о человеческих эмоциях – «Головоломка»! Мультфильм может рассказать, как происходит вытеснение эмоций, и к чему это приводит.

Вначале мы видим преимущественно внутренний мир девочки Райли. Элементы внешнего мира есть, но они представлены зрителю фрагментарно, как картинки – триггеры к соответствующим эмоциям. Мы видим, что у Райли замечательные родители и прекрасная жизнь.

Радость – эмоция, живущая внутри головы Райли, держит оборону и старается не подпускать Печаль к пульту управления настроением девочки. Позже мы сможем наблюдать и то, почему это происходит, какие внешние события стали основой для такого рода эмоциональной дискриминации.

Мы видим оптимистичную картинку – Радость вовсю старается, чтобы Райли была счастлива. И это здорово! Она оттесняет Печаль , велит ей не высовываться, не мешать управлять настроением Райли, не трогать воспоминания, чтобы они не имели и следов печали. Идеальный вариант? До поры до времени это так, Райли маленькая и жизнь ее благополучна.

Но семья переезжает в другой город, девочка оказывается в непривычной обстановке, вдалеке от друзей.

Как прогнали Печаль

Настрой самой Райли и установка ее родителей, как мы позже убедимся, диктует ей – прогони Печаль , она мешает нам радоваться (а ведь радоваться нужно всегда, не так ли?).

Психический защитный механизм в мультфильме отлично представлен, так же как и внешние события, которые запускают этот механизм. Райли в «постели»- спальном мешке в пустом грязном доме, в чужом городе после долгой дороги. Завтра первый день в новой школе. Негативные эмоции переполняют ее. И вот разговор с мамой перед сном. Отличный момент, чтобы признать, принять, пережить эти эмоции и двинуться дальше. Но, в ответ на грустные жалобы Райли мама говорит ей: «ты же у нас молодец, оптимист, давай улыбаться, ведь папе сейчас так тяжело». Таким образом мама транслирует идею – здесь нет места для негатива, давай сюда свою радость, улыбку и озорной нрав. И во внутреннем мире Райли (который мы, зрители наблюдаем) происходит изгнание Печали , ее все время стараются оттереть от пульта управления.

Вся обстановка, события, все способствует появлению на сцене Печали, но ее не пускают, дискриминируют и не дают места. Может быть поэтому она никак не может удержаться в том маленьком кружочке который ей отвели? Она все время стремится выйти, вмешаться в дело, затрагивает воспоминания. И в итоге прорывается такими «неожиданными» слезами в присутствии ребят в первый школьный день.

На уроке Райли "неожиданно" плачет, Печаль внезапно прорывается к ней во время рассказа о веселой жизни в ее родном штате. Кто знает, такого конфуза могло бы не произойти, если бы Райли могла полноценно выразить свою печаль близким. Она бы сохранила контакт с Печалью, знала бы ее, и она не воздействовала бы на нее так неожиданно и сильно. Вытесненные эмоции часто прорываются в жизнь неожиданными срывами, слезами «неизвестно почему», приступами паники, ночными кошмарами, навязчивостями или психосоматическими заболеваниями. Это своеобразная месть эмоций, которым не дали законного места в жизни.

Заботилась ли мама Райли о себе, когда блокировала проявление настоящих чувств девочки? Возможно, но лишь в самой малой степени. Она просто хотела чтобы ее дочь была счастливой и всегда улыбалась.

У Райли произошло так называемое «эмоциональное затопление» - эмоции так сильны, что она плачет при ребятах. После этого происходит еще более глубокое подавление печали, но вместе с ней исчезает и радость.

Люди, вытесняющие отрицательные эмоции лишаются возможности глубоко переживать и позитивную часть эмоционального спектра. У них есть такие эмоции, как радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, но они как будто стерты и приглушены. Иногда такой человек считает себя вообще мало эмоциональным, а иногда на фоне подавления отрицательных переживаний чувствует нечто вроде общей апатии. Блокировка конечном в итоге касается всех чувств и человек становится обесточенным.

Взрослые люди не так часто испытывают эмоции в их первозданном виде, обычно вы испытываете смесь из разных эмоций. Обратите внимание, как в мультфильме иллюстрируется этот момент: пульты управления, за которыми «работают» эмоции мамы и папы Райли гораздо больше и сложнее. А эмоции девочки в основном толкутся у одной главной кнопки. И только после всех событий, повзрослевший и усложнившийся мозг Райли обретает сложный пульт управления, где одновременно могут проявлять себя разные эмоции. Так образуются более сложные и многогранные переживания человека, которые называют чувствами.

Эмоции это составляющие части чувств, чувства же более сложны и могут содержать в себе сразу несколько эмоций. Так чувство любви легко вмешает в себя страх, может иметь элементы печали, жалости или гнева.

Разница между чувствами взрослого и ребенка небольшая, но она все же есть. Сравните разочарование маленького ребенка, сломавшего любимую игрушку и разочарования ученого, осознавшего, что его многолетние опыты не привели к желаемому результату. По силе и характеру это схожие явления, но по количеству нюансов переживания второе гораздо богаче.

Опасные шаги без чувств

Следуя за Райли, мы видим ее в компании оставшихся чувств: Страха, Гнева, Отвращения. В результате их влияния Райли решает бежать из дома. Что могло бы ей помешать? Например, Печаль, которая показала бы ей, как грустно покидать самых близких. Но Печаль изгнана и не может влиять на девочку.

Одна из важнейших функций отрицательных эмоций - удерживать нас от того, что приносит боль. Если вы не чувствуете боли, будь то боль от расставания, страха или от нарушения своих границ, то вы не будете избегать тех неприятных ситуаций в которых она возникает.

Надо сказать, что человек, вытеснивший неприятные эмоции не чувствует себя хорошо. Скорее он не понимает, почему же ему так плохо! Он не может верно интерпретировать свое состояние, связать его с конкретными событиями и таким образом ограничить в своем опыте.

Так, женщина, с который резко и унизительно обращается любимый мужчина, заблокировав переживания гнева и отчаяния, может чувствовать себя хронически плохо, но на любовника совсем не злиться, считая, что «приняла ситуацию». Она искренне не связывает свое подавленное состояние с теми эмоциями в отношении него, которые постоянно блокирует.

Вспомним Райли, окончательно утратившую связь с Печалью и Радостью. Ей плохо, но понять и выразить своего состояния она не может, так как эмоции, эта сложная сигнальная система ее организма, блокированы. Вместо этого она «изображает Радость» перед своими родителями. Как мы помним, общий посыл родителей Райли был: радуйся, все хорошо или будет хорошо. Поэтому Райли знает, что на вопрос как дела в школе надо отвечать радостно. Радости нет и в помине, поэтому под Радость поочередно маскируются Гнев, Страх и Брезгливость . Выглядит очень показательно! Наверняка, каждый из нас встречался с такими проявлениями «радости», «дружелюбия» или «спокойствия». Когда близкий с каменным лицом говорит вам, что «все нормально», его Гнев изображает спокойствие. А иногда знакомая сообщает, что вы великолепно выглядите, но вы видите на ее лице далеко не радость и восхищение. Даже приветственный тост можно произнести так, что многих передернет!

Есть то, что мы выражаем. И то с помощью чего мы это выражаем. «Что» выражать, как правило, не в нашей власти, это наши истинные переживания. Если вы обижены, то вы будете выражать обиду, что бы вы не говорили, не делали. Вы можете говорить что-то дружелюбное, но вы будете выражать обиду. Если вы злы, то что бы вы не делали, вы выразите злобу. Отсюда, кстати, все недоразумения из области – «а что такого я сказал?!!». Дело в том, что люди реагируют на вашу истинную эмоцию, а не на то, какие слова вы произнесли. Вы говорите одно, а показываете другое. Под заботой маскируете равнодушие, под наигранным дружелюбием агрессию.

Но, вернемся к нашей истории. В результате решения бежать из дома Райли оказывается в автобусе, который идет в ее родной штат. И не чувствует уже вообще ничего. Пульт управления в ее голове погас, эмоции безуспешно пытаются его реанимировать. Райли дезориентирована, не может реалистично оценить нелепость и потенциальную опасность ситуации.

Когда я не чувствую, я не могу ясно мыслить.

Стендаль

Может разум помог бы Райли? Это маловероятно, мозг не справляется с жизненными задачами без чувств, так же как и чувства без разума. К тому же мозг человека устроен довольно хитро, большей частью он обслуживает и объясняет решения, принятые на эмоциональном уровне. Так Райли, находясь под влиянием Гнева очень хорошо объясняет себе, почему ей нужно украсть деньги и бежать из дома. Это может выглядеть, как решение «от ума» (пусть и неверное), но на самом деле ход рассуждений запущен, конечно, чувством гнева.

В критический момент сюжета, когда Райли, лишенная контакта с чувствами готова отправится неизвестно куда, к пульту управления пробивается Печаль. Она проделала долгий путь из глубин бессознательного и доказала свою необходимость.

Возвращение Печали

Интересно, кстати, Печаль доказывала свою необходимость! Дело происходит в голове у Райли, но на примере взаимодействия героев мы можем видеть роль негативных эмоций в человеческом общении. Один из героев, очаровательный Бинго Бонго грустит, слезы-конфеты падают из его глаз. Радость пытается проявить себя, щекочет и развлекает его. Но, Бинго Бонго плачет все сильнее. Тут Печаль садится рядом и говорит слова, которые резонируют с настроением Бинго Бонго. Печаль (на то она и печаль!) смогла подключиться к грустным переживаниям Бинго Бонго, и он почувствовал поддержку. Так часто бывает общении людей: чтобы утешить кого – то не обязательно (а часто и вовсе не нужно) его веселить. Вместо этого можно соприкоснуться с его печалью, и это даст человеку тепло. На языке психологии это называется эмпатией – способность понять эмоции других людей, соприкоснуться с ними.

Но для того, чтобы иметь возможность понимать других, нужно иметь точное представление о своих личных эмоциях . И быть способным чувствовать весь спектр эмоций и приятные, и неприятные. Радость как ни старалась не смогла развеять печаль Бинго Бонго, слишком непохожа она на его внутреннее состояние. А Печаль поняла его страдания, но и помогла их уменьшить, так как полноценное переживание чувств действительно уменьшает их интенсивность. Слезы Бинго Бонго прекращаются и он готов двинуться дальше.

В решающий момент именно Печаль реанимирует пульт управления, возвращает Райли чувства и девочка идет туда, где ей нужно оказаться – к родителям.

Тут у многих приверженцев курса на «все окей» возникают крупные возражения. Если вы один их них, то вы уверены, что негативные эмоции только впусти в жизнь, и они затопят все и вы будете в них плавать бесконечно.

Такое убеждение очень субъективно и, как правило, основано на личном опыте наблюдения за депрессивными и пессимистичными людьми. Тогда человек думает: «зачем мне этот негатив, чтобы я ходил и все время ныл»? Как и любой личный опыт, такое убеждение ограничено и ненадежно. Психологически здоровый человек переживает весь спектр чувств, не застревая надолго ни на каком из них.

В мультфильме Райли плачет в объятиях родителей и тут же чувствует радость. Это вполне естественно, так как она плачет все-таки в объятиях самых близких. И она переживает сложное смешанное чувство, включающее в себя и радость, и печаль одновременно. И это совсем не похоже на изгнание Печали в начале мультфильма. Человек не может пребывать в абсолютном позитиве, он устроен гораздо сложнее.

«Кнопка управления» в голове у Райли приобретает сложный смешанный цвет, также меняются и усложняются цвета ее воспоминаний, теперь они включают в себя элементы разных чувств, Райли становится более сложной личностью. Восстанавливаются, утерянные ранее части ее личности: Озорство, Дружба, Семья. Но и они восстанавливаются на более сложном уровне, например, на острове Дружбы на радость Гневу появляется площадка для дружеских споров. У мультфильма, разумеется, хороший конец, чувства вернулись и заняли почетное место за усложнившимся пультом управления.

Задачи негативных чувств

Подводя итоги, давайте резюмируем, зачем же людям нужны негативные чувства.

  • Чувства - это связь с реальностью, индикаторы. Вытесняя чувства или не осознавая их силу, мы не можем делать правильные выборы.

Так, убеждая себя в том, что вам вовсе не так обидны унизительные реплики начальника, вы, очевидно, не пошевелитесь подыскать себе более достойное место. А блокируя осознание проблем в собственном браке и свои неприятные эмоции, по этому поводу вы вряд ли будете что-то предпринимать для улучшения ситуации.

Чтобы начать искать выход, нужно признать правду. А соприкосновение с тем, что на самом деле вы чувствуете – это и есть правда.

Поведение человека инертно, а эмоции (особенно негативные) могут служить топливом для изменений.

  • Чувства – это резонаторы для общения с людьми. Если вы упорно не видите и не хотите признавать свои эмоции, то вам будет очень трудно иметь дело с этими эмоциями у других. Частая история в браке: один супруг в избытке обладает какой – то чертой, которой нет у другого. Он может быть тревожен, гневлив или излишне импульсивен. Второй же не признает в себе этих качеств (они как раз и есть эмоции - изгнанники) и осуждает партнера за несдержанность. Оба при этом чувствуют себя неважно и взаимно друг друга обвиняют. Выходом из этой ситуации может стать постепенное присвоение и изучение внутри самого себя тех эмоций, которыми в избытке одарен ваш партнер, но которые так несвойственны вам. Если вам кажется, что партнер не в меру раздражителен, а вы образец спокойствия, то нелишне было бы задать себе вопрос – а как я прячу от себя свое раздражение?

Подавление эмоций опасно и чисто физиологически, так как эмоция имеет свое телесное воплощение. Хроническое и стойкое переживание одних и тех же эмоций влияет на здоровье. А переживание эмоций вне собственного осознания влияет вдвойне, так как:

Вы не решаете ситуацию, которая провоцирует эмоцию;

Вы скрываете внешние проявления эмоции и не даете людям правильной обратной связи, поэтому они лишены возможности изменить свое поведение по отношению к вам.

Эмоции - это настоящая сила природы, полностью заблокировать ее не удается, и она все-таки найдет свое воплощение в внезапных эмоциональных вспышках, навязчивом поведении, часто в болезнях тела. Вегето-сосудистая дистония, проблемы с кишечником, головные боли, ночные кошмары могут быть признаками того, что пришло время уделить внимание эмоциям-изгнанникам. Энергия эмоций ищет выход и часто находит его через телесные симптомы.

Все, сказанное выше не означает, что здоровым было бы никак не контролировать свои эмоциональные проявления. Эмоциональная несдержанность такое же зло, как и эмоциональное подавление. Однако, контроль над эмоциями не означает ни простого подавления экспрессии чувств, ни тем более стирания этих чувства из осознания.

Контроль эмоциональной сферы больше походит на поиск формы выражения чувств и способа использования их энергии.

© Филоненко Елизавета

Я слышал немало разных высказываний: «А разве эмоции не в голове?», «Я рациональный человек и этим горжусь, эмоции – для истеричек», «Эмоции мешают думать», «Чувства – это хорошо, когда они под четким контролем и не мешают жить», «А зачем вообще говорить о своих чувствах?», «Сильные чувства опасны и разрушительны»… В подавляющем большинстве подобные мысли озвучивали мужчины. Вернулся домой, выхожу в Сеть – и передо мной сайт, на котором молодой человек, занимающийся «саморазвитием», активно пропагандирует медитацию и – что, к сожалению, очень часто идет в довесок к медитации – борьбу с «разрушительными эмоциями». Его сайт полон слов «перестаньте», «прекратите», «устраните», «сдержите», «победите», «одолейте», «избавьтесь», «справляйтесь», «обуздайте», «заставьте», «дрессировать эго», «терпеть», «выбросить из головы». К психологам он никогда не обращался.

Еще один пример, только уже от женщины. «Я чересчур эмоциональный и агрессивный человек. И это плохо. Я не знаю, как подавить в себе негативные эмоции, ведь они мешают жить мне и моим близким. Буквально сегодня из-за моих бурных реакций мы разъехались с моим молодым человеком. Я прорыдала весь день. Вот опять эмоции. А смысла в слезах нет. Кроме меня никто мне не поможет. И я прекрасно понимаю, что своими криками я его просто задолбала, поэтому хочу научиться контролировать свои эмоции...»

Начнем с начала

В общем, напишу я сейчас про эмоции и зачем они нужны – попытаюсь собрать основную информацию. Начну чуть-чуть издалека. Эмоции – это психический процесс, и для начала важно объяснить, что такое психика. Меня вполне устраивает такое определение: психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Иными словами, живой организм, который приобрел свойство активно, а не пассивно (как растения или простейшие одноклеточные, вроде амебы) взаимодействовать с окружающей средой, обнаруживает наличие психики. Психика не существует отдельно от нервной системы и базируется на нервно-гуморальной (гормональной) регуляции жизнедеятельности организма. Зачем психика (способность активно реагировать на стимулы внешнего мира) нужна живой материи? Представим себе две условные живые клетки, одна из которых вполне обходится без этого излишества, а вторая обзавелась им. Первую будут носить волны/ветер, питательные вещества она будет получать по случайному принципу: если окажется в подходящей среде, то будет питаться, нет – погибнет; то же самое и с опасностью. А вторая начнет активно собирать из внешнего мира информацию о наличии/отсутствии пищи или опасности, причем еще ДО того, как столкнется с опасностью, и реагировать будет не при прямом столкновении с пищей/опасностью, а при получении СИГНАЛОВ о близком присутствии пищи/опасности. Еще ни одно дерево не убежало от дровосека, и дело не только в том, что деревья бегать не умеют, но и в том, что они неспособны отреагировать на шаги или образ приближающегося человека с топором… Понятно, что чем сложнее нервная система, тем разнообразнее способы взаимодействия животного с миром, включая такую крайне важную вещь, как способность к научению.

Высокоорганизованная материя

Приближаемся к теме эмоции. Эмоции относятся к очень древним регуляторам поведения живого организма в его взаимодействии с внешним миром. Намного более древним, чем наше сознательное мышление, которое и вовсе в эволюционном смысле существует всего лишь мгновение. Это своего рода дорациональная сигнальная система, дающая знать всему организму о том, что происходит или с ним, или с окружающей средой, и мобилизующая его на действие. Чем более развиты нервная и гуморальная системы регуляции, тем сложнее эмоциональная жизнь живого существа (важно помнить, что переживание эмоций теснейшим образом связано с гормонами/нейромедиаторами). Эмоции работают БЫСТРЕЕ, чем сознательное мышление человека, причем намного. При этом эмоциональные и когнитивные (познавательные) процессы представляют собой единое целое, и одно от другого оторвать невозможно, хотя бы потому, что эмоции точно так же связаны с обработкой информации. Единой теории эмоции нет, но то, в чем сходится большинство: эмоция – это субъективное переживание реакций организма на различного рода изменения во внутренней или внешней среде. Например, страх можно описать и чисто физиологически (учащение сердцебиения, потоотделения, дрожание в коленках), но на субъективном уровне мы переживаем именно страх, а не просто ощущаем, что «у меня по какой-то непонятной причине коленки подкашиваются». Так, кстати, бывает, когда сознательное переживание страха блокируется полностью: тело страх «испытывает», а вот на субъективном сознательном уровне «все в порядке». Итак, какие функции выполняют эмоции (буду говорить об эмоциях человека)? Как минимум три:

Оценка. Например, страх мы испытываем, когда наш мозг, считав всю возможную информацию во внешней среде, выдает вывод: «Опасность!» Вывод бывает основан на прежнем опыте, поэтому далеко не всегда наши эмоциональные реакции адекватны ситуации: психически здоровый человек с параноидным поведением, став заложником генерализации (сверхобобщения) своего прошлого негативного опыта общения со значимыми людьми, теперь боится всех людей. Позитивные эмоциональные состояния вроде радости и счастья тоже связаны с оценкой того, как обстоят дела. Догадываетесь, почему невозможно «отключить» негативные эмоции, не подавляя при этом и позитивные? Функция-то одна.

Мотивация и мобилизация энергии. Эмоции нас еще и мотивируют на совершение тех или иных действий. Если мы полностью отключим эмоциональную жизнь человека, то он просто ляжет и будет смотреть в потолок – мобилизации энергии нет. Всем нам знакомо мощное «хочу!» и сопутствующие ему эмоции; нервное возбуждение при тревоге; сильный выброс энергии при гневе. Эмоции могут мотивировать и «от противного»: «никогда больше!», мы готовы пойти на многое, лишь бы не испытать какие-то очень и очень негативные переживания. Если же нам все равно – мы ничего не будем делать, потому что энергии нет. С мотивационной функцией есть одна проблема – общей закономерностью нашей психики является борьба мотивов, когда в конфликт вступают прямо противоположные стремления, отчего энергии-то много, но она частично используется на подавление «неправильных» стимулов. Знакома эмоциональная ситуация, когда что-то хочется купить, но при этом цена очень высока, или нужно сделать выбор одной вещи из пяти, например? Но купить ну очень хочется…

Маркировка потребностей. Эмоции тесно связаны с потребностями, и третья их функция (связанная с двумя первыми) – это обеспечение человека энергией для удовлетворения той или иной потребности и оценка того, как это удовлетворение происходит. Например, неудовлетворенная потребность в безопасности «маркируется» страхом (если угроза очевидна и понятна) или тревогой (угроза есть, но непонятно, что), страх и тревога мобилизуют энергию для противодействия угрозе (чаще всего через контроль). Стыд указывает на бездонную дыру в плане невозможности удовлетворить потребность в принятии себя другими людьми, гнев – на возникшее внезапно препятствие на пути удовлетворения тех или иных желаний. Мы можем не осознавать потребность, но при этом испытывать эмоции, связанные с нею, – в этом заключается «маркировка» потребностей.

Эмоции могут быть простыми и сложными. Простые эмоции – это первичные, простые переживания, тогда как сложные эмоции состоят из нескольких простых (и их часто называют «чувствами»). К простым эмоциям можно отнести: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вину, нежность, радость, удовлетворение, любопытство, удивление, благодарность. За каждой этой эмоцией лежит оценка ситуации, мотивация к определенному действию, маркировка потребности. Страх: опасность/избежать угрозы/потребность в безопасности. Вина: я совершил что-то плохое/искупить вину/потребность в принятии другими людьми. Благодарность: мне сделали что-то хорошее/вознаградить благодетеля/потребность в отношениях с другими людьми. И так далее. Простые эмоции легко могут быть переведены в действие.

Рационально или эмоционально?

Итак, попытка стать «рациональной машиной» или игнорировать эмоции, сидя в медитации и ожидая, когда они «сами пройдут, главное – ни во что не вмешиваться», – это попытка игнорировать древний механизм саморегуляции , работающий к тому же на бессознательном уровне (сознание просто не поспевает). Поэтому нам иногда кажется, что эмоции возникают сами собой, без какой-либо причины. Это может быть так, если вы приняли психоактивные вещества или у вас серьезные психические проблемы (при депрессии или шизофрении нарушается баланс нейромедиаторов). В противном случае – эмоции всегда имеют причины (осознаваемые или нет), потому что наша психика находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Поэтому «я не понимаю, что на меня нашло, почему я на всех раздражаюсь без причины!» – это прямое указание на то, что какая-то потребность не удовлетворяется, причем длительное время, и вместо того, чтобы бороться с «истеричностью», хорошо бы послушать то, о чем хочет сообщить эмоция. Впрочем, раздражение на всех и вся – это не эмоция, а мутная солянка/окрошка из недопережитых чувств и недопонятых собственных потребностей. Как говорил Юнг о депрессии: «Депрессия подобна даме в черном. Если она пришла, не гони ее прочь, а пригласи к столу, как гостью, и послушай то, о чем она намерена сказать». Сражаясь с эмоцией, мы сражаемся с индикатором проблемы, а не с проблемой. Как будто лучший способ бороться с пожаром – это разбить пожарную сигнализацию или орать на горящую красную лампочку.

Как победить ревность? Не с ревностью сражайтесь, а разбирайтесь с ощущением собственной неполноценности и неконкурентоспособности в борьбе за партнера.

Как победить страх публичного выступления? Не со страхом сражайтесь, а разбирайтесь с тем, зачем задачу «понравиться всем присутствующим» вы делаете приоритетнее задачи «донести желаемую информацию до заинтересованных слушателей». Взгляните в лицо тому, что вызывает страх, а не ломайте сигнализацию.

Эмоции, как я уже говорил, не всегда говорят нам правду, потому что в психике человека они преломляются через прошлый опыт или заимствованные чужие установки. Мы можем увидеть пожар там, где его нет. Но они всегда нам сообщают что-то о нашем внутреннем мире, о том, сквозь какую призму мы смотрим на окружающую нас среду, и дают энергию на то, чтобы вносить изменения. Важно научиться пользоваться этим замечательным инструментом, а не относиться к нему как к опасному зверю, которого лучше посадить в клетку и держать на голодном пайке.

В науке не существует единого объяснения термина «эмоция». Поэтому посмотрим, как определяли его в советской психологии. Эмоция - более длительное по сравнению с аффектом состояние, проявляющееся во внешнем поведении человека. Эмоции имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, то есть выражают оценочное личностное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.

Аффект - стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии, аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности. Теперь разберемся, что такое чувства. Чувства имеют отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций. Проще говоря, чувства направлены на конкретный предмет, а эмоции ни на что не направлены. Ученые до сих пор не очень ясно представляют, что такое эмоции, однако знают, зачем они нужны. Чтобы это понять, рассмотрим некоторые классические теории.

Уильям Джеймс, один из основоположников психологии как науки, теория которого развивалась совместно с исследованиями русского физиолога Николая Ланге, в конце XIX века предположил, что эмоции - результат оценки изменения внутри организма. Например, нам становится грустно от того, что мы плачем, а не наоборот. Джеймс связывал изменения с работой вегетативной нервной системы и внутренних органов. Уникальность этой теории заключается в том, что она поставила вопрос про эмоции так, как до этого никто никогда не ставил. Однако экспериментальную проверку она не прошла. Мнение о том, что эмоции связаны с лимбическим строением мозга, тоже сильно упрощено.

То, как эмоции связаны с работой мозга, позволяет узнавать поразительные вещи. Возьмем, к примеру, феномен «affective blindside». Он заключается в том, что человек, имеющий нарушения в зрительной системе, может определить, какой эмоциональный посыл несет предмет, не попадающий в его поле зрения.

Другая теория основана на совместной работе вегетативной системы (то, о чем говорил Джеймс) и оценке того, с чем изменения связаны. Как показал эксперимент Шехтера - Сингера, люди, которым вкололи адреналин, испытывали либо гнев, либо радостные эмоции в зависимости от контекста ситуации, а те, кому не вкалывали, были спокойны.

Затем возникает информационная теория эмоций, которая гласит, вкратце, что если мы что-то хотели сделать и сделали, то испытываем положительные эмоции, а если хотели, но не сделали, то отрицательные. То есть суть в том, получили ли мы информацию с помощью органов чувств о том, что реализовали нашу потребность, или нет. Эмоция становится своего рода наградой организму за то, что он все сделал правильно.

Если мы испытали положительную эмоцию, значит, мы построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении

Разные полушария мозга по-разному работают с получаемой информацией. Правое - обрабатывает информацию, необходимую для удовлетворения потребности, а левое - о том, что у нас уже есть. Из этого следует, что если более активно правое полушарие, то формируются положительные эмоции, а если левое - отрицательные. Замечено, что у людей, страдающих депрессией, более активно правое полушарие (они обращают внимание на то, что им нужно, а не на то, что есть).

Теперь перейдем к функциям эмоций: побуждать к делу, удовлетворять потребности, менять поведение, подкреплять то, что делаем, координировать ответы организма на изменение окружающей среды и общение, регулировать переработку информации. Более подробно рассмотрим коммуникативную функцию. Дарвин утверждал, что и у животных есть эмоции, развивавшиеся вместе с эволюцией. Ведь люди понимают: собака виляет хвостом, значит она рада. И такое понимание происходит автоматически.

Гипотезу Дарвина активно развивает Пол Экман, научный консультант сериала «Теория лжи». Экман пытается доказать, что люди выражают эмоции одинаковым способом, причем количество их ограничено и связано с эволюционно-адаптивными процессами. Ученый выделил 6 одинаковых вариантов эмоций у абсолютно всех людей (позже 8), причем они связаны с движением лицевых мышц: злость, отвращение, страх, удивление, грусть, счастье, презрение, радость. А все остальные чувства строятся на базе основных.

Правда, Экман не учитывал, что у одних людей есть та или иная эмоция, а у других нет, например, совестливость или мамихлапинатапай (слово из языка племени яганов, означающее «взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»). Значит, эмоции зависят от культуры и могут меняться со временем. Например, в начале XIX века девушки падали в обморок, чтобы показать, что что-то происходит не так, как они ожидали.

В зависимости от того, как человек выражает свои эмоции, он занимает определенное место в обществе. В 60-х ученые провели эксперимент на сообществе макак-резусов, у которых разрушили области в мозгу, отвечающие только за эмоциональное выражение. Прооперированные обезьяны довольно быстро теряли свой социальный статус.

Эмоции влияют на мышление, и в большинстве случаев, как нам кажется, мешают принять рациональное решение. Но если бы их вообще не было, то люди не смогли бы принимать никаких решений. Хорошей иллюстрацией того, как эмоции связаны с мышлением, является история Финеаса Гейджа. С ним произошел несчастный случай - через его голову прошел металлический прут, задев лобную долю мозга. Он выжил, но вот его эмоциональное восприятие реальности притупилось. Ученые отметили, что люди с подобными повреждениями обычно теряют работу, семью, и их это никак не волнует.

Согласно одной из точек зрения, объяснение этого эффекта заключается в том, что психика помогает ориентироваться в окружающем мире, а эмоции позволяют проверять эти гипотезы. Если мы испытали положительную эмоцию, значит, построили верную гипотезу и можем продолжать двигаться в этом направлении.

Каждый из нас может оказаться в ситуации, которая кажется нам неразрешимой, вызывает сильные эмоции, состояние отчаяния. Часто мы пытаемся справиться с ней самостоятельно - ищем информацию, обращаемся за поддержкой к друзьям и близким, используем имеющийся у нас опыт, пытаемся отдохнуть и отвлечься. Но, не всегда привычные нам способы помогают справиться с проблемой. Если вы замечаете, что ваше эмоциональное состояние ухудшается, напряжение растет, а силы на исходе - помощь психолога может оказаться для вас полезной.

Когда необходима помощь практического психолога — консультанта?

Первая индивидуальная консультация психолога поможет определить, в чем суть ваших затруднений, что вызывает негативные эмоции, каких изменений можно ожидать в процессе работы. Профессиональный психолог в зависимости от ваших целей и предпочтений предложит вам индивидуальную терапию или участие в терапевтической группе. Клиент, получающий услуги психолога, является также активным участником терапевтического процесса: в равной мере определяет его успешность, несет ответственность за выборы, которые делает в своей жизни, а также за реализацию своих целей. Консультация психолога дает человеку большую ясность в понимании сложившейся ситуации и в то же время способствует ее более широкому восприятию - позволяет увидеть пути выхода, которые на первый взгляд кажутся неочевидными. Вместе с тем работа практических психологов направлена не только на преодоление ваших текущих затруднений, но и на достижение более глубоких изменений в восприятии, ценностях, и эмоциональной сфере. Это способствует уменьшению выраженности стресса и напряжения, а также делает вашу жизнь более комфортной, яркой и насыщенной.

Услуги частного психолога в Минске являются платными. Стоимость своей работы, в зависимости от уровня квалификации, вложений и поставленных целей, определяет сам психолог. Цена терапии в случае долгосрочной работы меняется незначительно или остается прежней.

Если у Вас остаются сомнения в необходимости обращения за психологической помощью - имеет смысл записаться на первую встречу. Как правило, решение о дальнейшей работе в выбранном направлении и с конкретным специалистом, человек принимает после консультации психолога. Риск в данном случае вполне оправдан, поскольку ресурсы, которые предоставляет психотерапия, разнообразны, ценны и уникальны.