Что такое эмоциональный интеллект. Как развить эмоциональный интеллект

Мы испытываем эмоции 24 часа в сутки, даже когда спим, но при этом лишь очень малая часть людей умеет ими по-настоящему управлять. Эти люди являются знатоками эмоций, они хорошо понимают и справляются со своими чувствами, а также расшифровывают чувства других людей. Какие преимущества это умение несет за собой? Повысив свой эмоциональный интеллект, вы сможете добиться успехов во многих сферах своей жизни (от личной до общественной) и научитесь решать проблемы, не вовлекая ненужные эмоции. Кроме того, есть большая вероятность, что вы будете довольны своей жизнью, потому что сможете понять, в чем нуждается ваша психология в любой момент времени. Вы научитесь мотивировать себя буквально на ровном месте - при помощи обычных мыслей. Вам не нужны будут внешние факторы, чтобы быть счастливым, потому что вы умеете направлять свои эмоции в нужное вам русло и добиваться желаемого настроения.

Каждый человек мечтает о том, чтобы научиться мыслить ясно. Но что это значит? Вы не сможете донести свою точку зрения, если будете раздражены и разгневаны, потому что в такие моменты ваше сознание засорено эмоциональным мусором, который мешает вам думать. Если вы управляете своими эмоциями, то сможете управлять и своим разумом.

К тому же вы наверняка знаете, какие катастрофические последствия несут в себе негативные эмоции. Они могут вас лишить всего - здоровья, жизни, денег, репутации и счастья. В то время как человек, управляющий своими эмоциями, здоров и весел, он радуется жизни и смотрит на все проблемы как на новые возможности.

Что такое эмоциональный интеллект?

Традиционный тест на измерение интеллекта IQ был неспособен предсказать успех человека в личной, общественной жизни и карьере. Люди, обладающие высоким интеллектом, необязательно достигали своих целей и наоборот - не очень умные люди каким-то магическим образом достигали невероятных высот. Поэтому в обществе возник вопрос: «Так что же влияет на качество жизни, достижения счастья и успеха?». И многие психологи считают, что нашли ответ - речь о повышении уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (ЭИ, emotional intelligence) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач.

Существует и менее научное определение, которое дали Говард Бук и Стивен Стайн: это способность правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интутивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным.

Говоря проще, ваш эмоциональный интеллект находится на высоком уровне, когда вы уравновешены в любой ситуации и можете положительно влиять на эмоции других людей. В этой связи, эмоциональный интеллект можно разделить на два элемента: понимание своих и чужих эмоций.

Применение эмоционального интеллекта в жизни

Хотите вы того или нет, но вы испытываете эмоции в любой ситуации: при общении с человеком, в картинной галерее, супермаркете. Поэтому вы каждый день применяете эмоциональный интеллект, разница только в том, насколько высок его уровень.

Вы, и только вы решаете, какие эмоции и чувства испытывать в любой момент. Хотите испытывать обиду и раздражение - пожалуйста. Желаете радоваться жизни и с оптимизмом смотреть в будущее - этого вы тоже можете достичь. Вы будете спокойны и уравновешены, если будете разбираться в своих эмоциях и начнете их контролировать.

Но зачем тогда понимать эмоции других людей? Разве недостаточно разбираться в своих и научиться ими управлять? Мы общаемся с людьми каждый день в той или иной форме, поэтому понимать, что человек чувствует и почему - это ключевой момент в построении хороших, гармоничных отношений. Вы можете быть не особо талантливым человеком и обладать не выдающимся интеллектом, но если вы умеете общаться с людьми и они уважают и ценят вас, то добьетесь огромного успеха.

Как развить эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект сам по себе является навыком, который можно и нужно развивать. Вам потребуется дисциплина и терпение, потому что серьезные успехи придут не сразу. Вы должны смотреть на жизнь с оптимизмом, потому что временами будете терпеть поражения, откатываться назад и испытывать негативные эмоции, от которых хотите избавиться. Вам также нужно научиться мотивировать себя, потому что без этого умения вы не сможете заниматься повышением уровня эмоционального интеллекта каждый день. Наш курс даст вам все необходимое для этого.

Чтобы вовремя распознавать негативные, деструктивные эмоции, вам нужно быть осознанным. Мы коснемся этого момента, но советуем пройти курс по духовным практикам, а особенно урок о медитации. Первым шагом в борьбе против любого врага (разрушительных эмоций) является его распознавание, поэтому так важно находиться в состоянии осознанности и подмечать, когда ваши эмоции выходят из-под контроля.

В нашем курсе вы найдете несколько хороших и полезных упражнений для развития эмоционального интеллекта. Помните, что только с практикой приходят серьезные результаты, поэтому внедряйте знания в жизнь и изучайте себя.

Вам нужно будет понимать, как устроена ваша психология. Каждый человек имеет свои уникальные черты, которые влияют на то, как он думает, что чувствует и как принимает решения. Однако даже если вы думаете, что изучили свою психологию полностью и знаете себя, продолжайте наблюдать за собой, ведь все меняется. Вы сегодня и вы завтра - это разные люди, поэтому подмечайте перемены в себе и делайте соответствующие выводы. Настройтесь на долгий путь и сделайте его максимально привлекательным. Помните, что никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь.

Первые хорошие результаты придут к вам после окончания курса, если вы будете придерживаться всех советов и рекомендаций, которые найдете в наших уроках. Читайте биографии выдающихся людей и оценивайте их жизни с позиции эмоционального интеллекта. Смогли бы Стив Джобс или Ричард Брэнсон достичь таких выдающихся успехов, если бы не умели управлять своими эмоциями и влиять на эмоции других людей? Вы и сами знаете ответ на этот вопрос.

Книги для повышения своего эмоционального интеллекта:

  • Эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулман .
  • Эмоциональный интеллект в бизнесе. Дэниел Гоулман .
  • Азбука эмоционального интеллекта. Ирина Андреева .
  • Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. Мартин Селигман.
  • Медитация и осознанность. Энди Паддикомб .
  • Сила позитивного мышления. Норман Винсент Пил .
  • Преимущества EQ: эмоциональная культура и ваш успех. Стивен Стайн, Говард Бук.

Эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) - это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую получаем или передаем с помощью эмоций . Понятие эмоционального интеллекта сравнительно новое и необщепринятое, однозначного понимания того, чем является ЭИ, ещё не сложилось. Эмоции несут в себе информацию. Возникновение и изменение эмоций имеют логические закономерности. Эмоции появляются и исчезают, развиваются в пространстве (от одного к другому), нарастают и исчезают, имеют свои причины и последствия. Эмоции влияют на наше мышление и участвуют в процессе принятия решения. Эмоция - это реакция организма на любое изменение во внешней среде . Традиционный взгляд на эмоции противопоставляет их разуму. Эмоции хаотичны, неуправляемы и препятствуют логическому и обоснованному принятию решений. Эмоции ведут к разрушению. Основы принципиально другого подхода к пониманию эмоций уходят корнями в труды Ч.Дарвина. Он первым отметил, что эмоции обеспечивают наше выживание благодаря тому, что сигнализируют о важности той или иной информации и обеспечивают необходимое в конкретной ситуации поведение. К примеру, легкое беспокойство, когда Вы просматриваете отчет, может появиться из-за того, что Вы где-то не заметили ошибку. Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:

История

Первые публикации по проблеме ЭИ принадлежат Дж. Мейеру и П. Сэловею. Весьма популярная на Западе книга Д. Гоулмана вышла только в 1995 году . Основные этапы становления ЭИ:

  • - Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте
  • - Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
  • - Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
  • - Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
  • - Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence»

Критика

На Западе концепция ЭИ является коммерциализированной и популярной, однако с научной точки зрения в концепции нет содержания, отличного от принятых ранее в психологии понятий коммуникативных навыков и коммуникативной компетентности .

Методы развития ЭИ

  • Групповой тренинг
  • Индивидуальный тренинг
  • Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  • Семейное воспитание

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность . Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

См. также

Примечания

Литература

  • Алешина А., Шабанов С. Ничего личного - только бизнес. Эмоциональный интеллект для достижения успеха. СПб.: Питер, 2012. ISBN 978-5-459-01580-5
  • Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии . 2006. № 3. С. 78 - 86.
  • Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии . 2007. № 5. С. 57 - 65.
  • Кабаченко Т. С. Психология управления. - М .: Педагогическое общество России, 2000.
  • Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. - М .: ЮНИТА-ДАНА, 2005.
  • Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М .: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  • Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта = Primal Leadership: Learning to Lead with Emotional Intelligence. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 301. - ISBN 978-5-9614-1646-6
  • Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта = The Leadership Mystique: A User"s Manual for the Human Enterprise. - М .: «Альпина Паблишер» , 2011. - С. 276. - ISBN 978-5-9614-1483-7
  • Стивен Дж. Стейн Преймущества EQ. - М .: Баланс Бизнес Букс, 2005. - С. 384. - ISBN 978-966-415-016-0

Ссылки

  • Подборка различных материалов по эмоциональному интеллекту: основные модели эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект в бизнесе, цитаты об EQ
  • Орел Е. Эмоциональный интеллект: понятие и способы диагностики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эмоциональный интеллект" в других словарях:

    - (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

    Интеллект эмоциональный в общении - Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализирующих Э. и. работах отмечается …

    Интеллект в общении - Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Социальный интеллект - способность понимать др. людей и действовать, или поступать мудро в отношении других. Термин был введен в начале XX в. Э. Торндайком. Можно выделить след. линии изучения С. и. Первая анализирует С. и. во взаимосвязи с вербальными способностями,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Дэниел Гоулман на ежегодной встрече … Википедия

    Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия

    - (от фр. emotion волнение, возбуждение) субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных… … Википедия

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ) . Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств . Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера - Саловея - Карузо . Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ) , как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели , или модели социально-эмоционального интеллекта . Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана , которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.
Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью . Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам : харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.
По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать . Этому посвящена наша следующая статья.

Про эмоциональный интеллект стали писать активно и много несколько лет назад. Даже появился расхожий мем, что «хороший человек» в XXI веке – вполне себе «профессия».

Когда твой эмоциональный интеллект высок, ты адекватнее воспринимаешь реальность, эффективнее реагируешь на нее и взаимодействуешь с окружающими. Эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и обретения счастья.

Но немедленно встает вопрос: можно ли развивать эмоциональные компетенции так же, как обычный интеллект, логику, мышление и креативность?

Вы чувствуете, что бизнес-среда бывает враждебной к вам? К примеру, ваш босс вас не ценит, или клиент относится к вам, как к пустому месту?

Вне зависимости от того, на какой ступени карьерной лестницы вы сейчас находитесь, уверен – вы хотя бы раз сталкивались с недопониманием. Ощущали, что вас оставили в стороне, недостаточно ценят, не относятся должным образом. И, как следствие этого, вы испытывали страдание.

Давайте признаем, что бизнес – это не всегда весело. Некоторые могут поспорить, что «так все устроено». Однако я уверен: мы можем улучшить свое положение, развивая один полезный навык – эмоциональный интеллект (ЭИ).

Darius Foroux
Предприниматель, автор трех книг, ведущий подкаста https://soundcloud.com/dariusforoux. «Я пишу о том, как повысить продуктивность, чтобы выстроить жизнь, карьеру и бизнес лучше».

Что такое эмоциональный интеллект, как его повысить и как использовать в бизнес среде?

Термин эмоциональный интеллект был популяризирован Джоном Майером из университета Нью-Гемпшира и Питером Саловей из Йельского университета.

Майер определяет ЭИ (также называемый EQ) так:

В современной экономической ситуации очень важен навык решения проблем, связанных с эмоциями. Плюс нам часто приходится работать сообща, чтобы найти решение. Так что успех в бизнесе не обусловлен вашим дипломом, результатами IQ теста или какими-либо другими показателями на основе оценки.

Процитировать в Твиттере

Если вы хотите достичь значимых результатов, вам придется научиться работать с другими людьми. С этой точки зрения ЭИ – ключевой навык, который принесет вам лучшие результаты и больший успех.

Кроме того, исследования показывают, что высокий ЭИ служит показателем ментального здоровья. Следовательно, он влияет не только на ваш показатель успешности, но и на уровень счастья.

Лучшее самоосознание ведет к более высокому эмоциональному интеллекту, что в свою очередь приносит больше счастья.

ЭИ характеризует способность человека распознавать эмоции. Причем не только чужие, но и свои собственные. Я считаю, что прежде чем управлять и направлять других, необходимо разобраться в своих эмоциях. Следовательно, ЭИ тесто связан с самопознанием.

Таким образом, эмоциональный интеллект – важный фактор, определяющий наш успех в жизни и в бизнесе:

  • Результат высокого ЭИ - знание самого себя.
  • Умение разобраться в себе ведет к большему счастью.
  • Высокий уровень счастья - индикатор удовлетворения работой.
  • Получая радость от работы, вы показываете лучшие результаты.
  • Хорошие результаты ведут к признанию.
  • Признание наших успехов заставляет нас чувствовать себя значимыми.
  • Это чувство приводит нас к большему счастью, лучшим результатам и т.д.

Шаг первый. Распознавайте свои эмоции.

Дэниел Гоулман, другой пионер в исследовании эмоционального интеллекта, автор книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» утверждает, что у нас два ума: «В буквальном смысле у нас два разума. Один думает, другой чувствует».

Чтобы развить часть мозга, которая отвечает за чувства, я люблю записывать в дневник о своих ежедневных эмоциях. Если вы еще не ведете дневник, начните ради своего эмоционального интеллекта.

Делая первый шаг, важно определить – что вы чувствуете, что является для вас триггером переживаний. Не думайте почему. Задайте себе несколько полезных вопросов:

Что вы чувствуете в разных ситуациях?

Вы злитесь, когда вас критикуют?

Вы огорчаетесь, когда люди вас игнорируют?

Вы застываете, когда всё внимание обращено на вас?

Шаг второй. Интерпретируйте свои эмоции

Как только у вас сложилось лучшее представление о том, как вы реагируете на разные ситуации, пришло время разобраться в своей реакции. Найдите ответы на следующие вопросы:

Как вы отвечаете людям, когда злитесь?

Что вы в действительности думаете о них?

Что является первоисточником ваших чувств, что расстраивает, делает счастливым, грустным, злым?

Не судите себя. Ваша цель – понять свои эмоции. Ни больше, ни меньше.

Шаг третий. Управляйте своими эмоциями.

Это большая часть успеха в бизнесе. Лидер не идет по течению или следует за энергией группы. Лидер задает атмосферу. Но прежде чем определять настроение всей группы, вам необходимо научиться поддерживать внутренний настрой. Ответьте себе на ряд вопросов:

Вы можете выбраться из состояния грусти?

Можете сами себя подбодрить?

Можете попридержать себя, если слишком взволнованы?

Если нет – работайте над этим. Прежде чем управлять эмоциями, вы должны научиться их контролировать.

Я применил трехступенчатый метод, чтобы лучше идентифицировать свои эмоции. Опробовав эти шаги на себе, вы научитесь распознавать свои эмоции и идентифицировать эмоции других людей. Это как раз то, что составляет эмоциональный интеллект.

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».