Что такое морфологические признаки прилагательного примеры. Постоянные и непостоянные признаки прилагательного

Постоянные признаки

Правда, речь пойдет всего об одном – о разряде. Только он является постоянным для этой части речи. Разберемся, что такое разряд.

По своему значению имена прилагательные принято делить на три группы. Каждая из них имеет особые грамматические характеристики. Группы таких прилагательных и называют разрядом.

  • Качественные.

Этот тип, исходя из своего названия, разделяет прилагательные, обозначающие какое-либо качество. Например, красивый (внешность), добрый (черта характера), зеленый (цвет), круглый (форма). Эта группа самая многочисленная и легко отличается от других. Только качественные прилагательные могут изменяться по степеням сравнения (маленький – меньше – наименьший). Еще один отличительный признак в том, что они могут иметь краткую форму, чего не могут остальные разряды (хороший – хорош).

  • Относительные.

Такая группа прилагательных обозначает признак, выражающий различные отношения к предмету: к месту (плавательный), ко времени года (зимний), к материалам (каменный, хлопковый), к числу (двойной).

Этот разряд не имеет, в отличие от качественных, краткой формы и не сравнивается по степеням.

  • Притяжательные.

Имеют важное отличие: такие прилагательные единственные, отвечающие на вопрос «чей?». Это относится как к людям (мамин, сестрицын), так и к животным (медвежий, волчий).

Непостоянные признаки прилагательного

А вот их гораздо больше. Для всех разрядов общими будут являться:

  1. Род. Как известно, их в русском языке три: мужской, средний и женский. Каждое из прилагательных будет иметь все три формы, например, желтый – желтое – желтая (качественное); деревянный – деревянная – деревянное (относительное); заячий – заячье – заячья (притяжательное).
  2. Число. Единственное (умный) и множественное (богатые) есть у всех разрядов.
  3. Падеж. Прилагательные легко изменяются по падежам. Особый тип склонения имеют лишь притяжательные.

Для качественных прилагательных добавляются такие признаки прилагательного, как степень сравнения, а также краткая форма.

Причастие и прилагательное: как не перепутать?

Многие до сих пор с трудом отличают эти части речи. А все потому, что они имеют один общий вопрос «какой?» и другие сходные черты. Что за признаки прилагательного у причастия, выясним детально.

Помимо вопроса, который их объединяет, они имеют общий тип склонения. Поскольку внешне они практически неразличимы и имеют общий облик (умный – прилагательное, думающий – причастие), то и по падежам, числам и всем трем родам изменяться будут одинаково. То есть делаем вывод, что все непостоянные признаки прилагательного причастие переняло себе.

Кроме того, обе части речи отличаются наличием краткой формы: темный – темен (прилагательное), сделанный – сделан (причастие). Краткие формы, как и полные, изменяются не только по родам, но и по числам.

Если рассматривать не только признаки прилагательного и причастия, но и их синтаксическую функцию, то можно с уверенностью сказать, что их роли в предложениях очень схожи. В полной форме обе части речи будут определениями, а их краткие формы будут выполнять роль сказуемого или являться его частью.

Заключение

Зная, какие признаки у прилагательного, каждый без труда сможет выполнить морфологический разбор этой части речи. Это будет очень легко, если знать несколько простых правил, описанных в нашей статье.

Не стоит также забывать, что прилагательное внешне схоже с причастием. Чтобы их не перепутать, помните, что последнее образуется от глагола. А прилагательное чаще всего берет свои истоки от имен существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.

Задачи:

  • научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
  • учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
  • развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
  • развивать навык самоконтроля
  • развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
  • воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)

Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)

Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.

Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.

Выслушиваются ответы учеников.

Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.

3. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, о чем идет речь?

Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?

Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.

Поставьте цель своей деятельности на уроке.

  • Научиться различать прилагательные разных разрядов.
  • Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
  • Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.

Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов

1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.

Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).

План исследования Разряды
качественные относительные притяжательные
Свойства прилагательных:
1) Значение Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному
2) Наличие краткой формы да нет нет
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) да нет нет
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма да нет нет
5) Свойство образовывать антонимические пары да нет нет
6) Имеют особые суффиксы - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) - ин(?), - ов(?), ий(?)

2) Определение темы и цели групповых исследований

Учитель: Итак, тема исследования:

  • 1-я группа – качественные прилагательные;
  • 2-я группа – относительные прилагательные;
  • 3-я группа – притяжательные прилагательные.

3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы

Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.

4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов

– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.

– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?

5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных

– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.

1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.

2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.

3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.

5. Первичное закрепление.

1) Устный тренинг

Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.

Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.

  • 1-й – только качественные
  • 2-й – только относительные
  • 3-й – притяжательные
Имена прилагательные
Качественные Относительные Притяжательные
Упражнение 833
Обидчивый ребенок Клубничное варенье Мамина шляпа
Сильный ветер Детские игрушки Лисьи следы
Гордый человек Серебряная ложка Мышиная норка
Спортивный костюм Меховое пальто Собачий хвост
Яркий свет Деревянная ручка Бабушкин дом
Безобразный поступок
Упражнение 834
Добрым молодцам Ребятишки заводские Лисий хвост
Песок сыпучий Отцовский дом
Глухой степью Папиного детства
Неизвестный путь
Бесконечной цепью

На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.

6 класс Тема урока: Морфологические признаки имени прилагательного. Цели: повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях; развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор. Оборудование. Произведения художественной литературы (отрывки); Картины о лесе в разное время года. Ход урока I. Организационный момент П. Языковая разминка. Запись предложения. Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне. Определите лексическое значение слова "чаща" Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать) А каким бывает лес осенний, летний, зимний? (Вывешиваются картинки. 1, 2, 3) Составляем табличку "Лес осенний, летний, зимний" Осенний, Летний, Зимний Багряный Золотой Унылый Прозрачный Задумчивый Зеленый Пышный Солнечный Богатый Душистый Белый Голубой Серебристый Великолепный Пушистый Снежный Изумрудный Румяный Светлый Зеленый Травянистый - Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет, (лес) Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом. - А что такое эпитет? (Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа...) В "Словаре эпитетов русского литературного языка" К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес. Физминутка. (1 ряд - осенний лес, 2 ряд - весенний, 3 ряд - зимний) Сейчас я буду называть прилагательные, а вы, если считаете, что названное прилагательное соответствует описанию вашего леса, встанете. Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный... Таким образом, эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное, "озаряющее" слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной IV. Формулирование темы урока. На доске записаны следующие части слова: -I при Л Ян Л ск ]ешь| 1У10 Л) тель Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть? Какими морфологическими признаками обладают? Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения? Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных - Как вы считаете, род, число и падеж - это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока. V. Развитие учебно-языковых умений. 1. Читаем теоретический материал на с. 89 упр.200„ повторяем морфологические признаки имени прилагательного. Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова - разряд. Какие разряды прилагательных вы знаете? Как отличить из друг от друга? Приведите примеры. Какие прилагательные имеют две формы: полную и краткую, а также степени сравнения? Образуйте от слова «великий» полную и краткую форму, а также степени сравнения. К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж. 2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные. Обратимся к слову "прилагательное". Назовите и объясните орфограммы в термине "прилагательное". Приставка при-, т.к. значение присоединения. Корень -лаг-, т.к. есть суффикс -а- Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи "прилагаются" имена прилагательные? (к имени существительному). - Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его богатство? - Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному. Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные, (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл "Времена года"). В... парке были... пруды, через которые переброшены... мостики, были... рощицы и... лужайки. За... парком начинался... сад. Между парком и садом, за рядом... лип и... площадкой, стоял... дом с... террасою в сад. Высокий забор охватывал... двор и... сад, так что с... дороги виден был только фасад... дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине. Определи, какой это тип текста. Продолжи текст двумя - тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж. Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее...) Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность). Молодцы! В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.) Имя прилагательное Тест 1 1. Найдите неверное утверждение об имени прилагательном: а) обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? б) в предложении чаще всего бывает определением и сказуемым в) изменяется по родам, числам и падежам г) служебная часть речи 2. Найдите в данном предложении имена прилагательные: 12 3 4 5 6 Было что-то особенное в складе ее смугловатого 7 8 9 10 11 круглого лица, с небольшим тонким носом, 12 13 14 15 16 детскими щечками и черными, светлыми глазами. а)3,7,8,10,11,14,16 6)2,4,7,8, 10.11,13,14, 16 в) 3,6, 7,9,10,12,14, 15 г) 4,7,8,10,11,13,14,16 3. В следующем предложении сосчитайте количество имен прилагательных: Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в кппгипй шаппикр. и1~ппА кптпппй виЛырттгя ПРЛКИР ГРЛМР втпгг,!. а) шесть б) пять в) четыре Г) семь 4. В следующем списке отметьте все качественные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) атласная б)великолепная в) лечебный г) малиновый 5. В следующем списке отметьте все относительные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) лисье б) пугливый в) фарфоровая г) спортивный 6. В следующем списке отметьте все притяжательные имена прилагательные (возможно несколько правильных ответов): а) папина (машина) б) серебряное (блюдо) в) толстый (ребенок) г) заячий (хвост) 7. В предложении найдите относительные имена прилагательные. 12 3 У Кати появилась новая синяя блузка и короткая 4 шерстяная юбка. а) 1,2, 3,4 6)2,4 в) 4 г) нет таких 8. В предложении найдите качественные имена прилагательные: 12 3 Ласковая улыбка, теплое молоко на ночь и нежная колыбельная 4 - вот в чём заключается мамина забота. а) 1,3,4 6)2,4 в)1,2,3 г) нет таких 9. В предложении найдите притяжательные имена прилагательные: 1 2 3 Безобразное Сашино поведение отразилось на его школьных отметках. а) 2,3 6)2 в)1 г) нет таких 10. К какому разряду имен прилагательных относится слово вечерние? а) качественное б) относительное в) притяжательное VII. Взаимная проверка. Подведение итогов урока. Вывод. Имя прилагательное - очень значимая, полезная, необходимая часть речи. На какие вопросы вы сегодня нашли ответы? VIII. Домашнее задание. Упр. 204,205 параграф 20.

Каждая часть речи характеризуется определенными, только ей свойственными признаками. Это позволяет группировать слова русского языка в зависимости от их грамматических свойств. Их изучением занимается особый раздел русского языка - морфология, учитывающий в числе прочего непостоянные и постоянные морфологические признаки прилагательного, существительного, глагола и т. д. Знание особенностей знаменательных и служебных частей речи помогает безошибочно производить морфологический разбор и правильно строить словосочетания и предложения.

В русском языке существует четкая схема анализа. Для каждой самостоятельной части речи она включает определение обобщенного грамматического значения (в том числе вопрос), морфологических признаков (постоянных и непостоянных), синтаксической функции в предложении.

Что такое имя прилагательное

Это знаменательная часть речи, которая часто употребляется в текстах описательного характера. Прилагательные обозначают постоянные признаки предметов и отвечают на вопросы: какой? чей? Они вступают в смысловые связи с существительными и при образовании словосочетаний согласуются с ними в числе, роде, падеже (непостоянные признаки). Эта часть речи может обозначать свойство предмета без его отношения (юный возраст ) или через отношение (зимний день, коровье молоко ) к другим предметам и явлениям. В зависимости от значения выделяют три разряда - это постоянный признак - прилагательного. В предложении слова данной части речи выполняют функцию определения или сказуемого.

Положительная (без оценки)

Как показывает таблица, простую форму образуют суффиксы (-е, -ее, -ше, -айш-, -ейш ), а составную - специальные слова, добавляемые к полной форме (более, менее, самый ) или простой сравнительной степени (всех ). Еще один способ - супплетивный, т. е. от другой основы: хороший - лучший (товарищ) .

Слова, употребленные в простой сравнительной степени, не изменяются.

Признаки относительных прилагательных

Сразу нужно отметить, что эта группа слов не обладает ни одним из указанных выше качеств. Признак, который они обозначают, обязательно соотносится с другим предметом или событием. Это проявляется в возможности замены словосочетания [существительное + прилагательное] синонимическим [существительное + существительное]. Например, деревянный забор = забор из дерева. Отношение одного предмета к другому у относительных прилагательных может быть следующим:

  • по времени: прошлогодняя встреча ;
  • по месту: церковное песнопение ;
  • по материалу: металлический прут ;
  • по назначению: каминные часы .

К относительным относятся также сложные прилагательные, первая часть которых - имя числительное: двухэтажное здание, трехлетний малыш .

Постоянные морфологические признаки прилагательного относительного проявляются и в том, что они имеют только полную форму.


Образование

Производной основой для относительных прилагательных служат существительные, глаголы, наречия, а способ образования - суффиксальный (-н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -онн-, -л- ). Например, туманный взгляд, глиняная миска, лекционное время, беглый просмотр .

Постоянные признаки имени прилагательного притяжательного

Эта группа выражает принадлежность предмета кому-либо: человеку, животному. Прежде всего их можно опознать по вопросу: чей ? Они, подобно относительным, не имеют степени сравнения, полной и краткой форм. Это главные постоянные признаки прилагательного данного разряда.

Особенностью притяжательных прилагательных является их морфемный состав. Они образуются от существительных с помощью суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, -ий- : отцов кабинет, мамино пальто, лисьи ушки . Если у качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (синий-его-ем ), то у притяжательных суффиксом, видимым при записи транскрипции (звукового состава) слова. Например: лисьего [л, ис, -й, -эва ].

Переход прилагательных одного разряда в другой

Значение и грамматические признаки имени прилагательного часто бывают условны. Они могут приобретать переносное значение и переходить из одного разряда в другой. Так, относительное прилагательное часто выступает в роли качественного, особенно в художественных произведениях (дополнительное средство выразительности). Это можно видеть на примере словосочетаний с прилагательным ЖЕЛЕЗНАЯ: дверь - относительное, воля - качественное.

Обратные процессы не так часты. Качественное прилагательное обычно меняет разряд в том случае, если входит в состав термина: легкая промышленность .

Обладают подобным свойством и притяжательные прилагательные. Причем чаще это относится к словам, связанным с животными. Например, сочетания слова ЗАЯЧЬЯ с разными существительными: нора (притяжательное), шапка (относительное - из чего?), трусость (качественное).

Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.

1. Грамматическое значение - «признак предмета».

К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?

  • 2. Морфологические признаки:
    • · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
    • · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
  • 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.

Морфологические признаки прилагательных

У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:

слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.