Чувство вины вызывает комплекс неполноценности. Комплекс неполноценности: что это, как избавиться Как избавиться от чувства ущербности

Комплекс неполноценности как источник жизненной активности


В психологии определены и изучаются различные комплексы личности. Но в житейском словоупотреблении термин «комплекс» воспринимается как синоним комплекса неполноценности. В быту про человека робкого, неуверенного в себе, мнительного говорят, что он закомплексованный.
Редко можно встретить человека, который полностью доволен собой. Но как отличить неудовлетворенность теми или иными особенностями личности от патологического комплекса? Как избавиться от комплекса неполноценности и полюбить себя?


Чувство неполноценности и его компенсация

Комплекс неполноценности – психологический феномен, совокупность психологических ощущений, представлений и отношений себе как к слабому, ущербному, бесполезному человеку. В то же время другие люди воспринимаются как достойные уважения, превосходящие во всем, идеальные. Люди с комплексом неполноценности считают, что не смогут самореализоваться, так как неспособны на это и недостойны.
Впервые возникая, чувство собственной ущербности, закрепляется в подсознании и становится привычным. Оно превращается в комплекс – психопатологический синдром, ведущий к невротическим отклонениям.
Нет безупречно идеальных людей, но каждый человек прекрасен своей уникальностью. Закомплексованные люди свое несовершенство слишком преувеличивают, переживают его очень остро и глубоко.
Чувство неудовлетворенности собой отрицательно влияет на самочувствие и поведение личности. Это, несомненно, негативное чувство, но оно также и стимул для личностных достижений. Психолог и психиатр Альфред Адлер, который первым описал концепцию этого термина, определял его как энергетический двигатель психической активности и поведения.
По А. Адлеру каждый человек в раннем детстве, будучи маленьким и беспомощным, переживает чувство недостаточности, несостоятельности, так как осознает, что сам по себе (без родителей) он не выживет. Если других факторов, дополнительно провоцирующих развитие ощущений, нет, человек избавляется от чувства неуверенности и беспомощности. Переживания компенсируются активной деятельностью, направленной на достижение успеха в жизни.


Причин для возникновения деструктивного комплекса может быть несколько:

  • слишком строгий стиль воспитания в детстве или, наоборот, гиперопека;
  • реальные или надуманные недостатки внешности, характера, образа жизни;
  • неадекватная негативная оценка личности окружающими людьми;
  • асоциальное окружение;
  • мнительность, ранимость, впечатлительность особы;
  • дискриминация, унижение в социальной группе;
  • негативный жизненный опыт, ошибки и неудачи,
  • чрезмерная фиксация на своих переживаниях;
  • психологическая травма.

  • Пожалуй, у каждого в жизни бывали ситуации, когда случалось чувствовать себя неудачником, глупым и ни на что неспособным человеком. Ошибки – стимул стать лучше, достичь большего. Нормально и естественно, если человек недоволен собой, когда есть реальные на то причины.
    Проблема в том, что патологический комплекс продолжает существовать несмотря на успехи и достижения личности. Очередные личные жизненные победы – способ компенсировать свои негативные ощущения, доказать себе и показать окружающим свою успешность и состоятельность. Но аномальное чувство неполноценности требует все большей компенсации раз за разом, а впоследствии и сверхкомпенсации.
    Может наступить момент, когда количество сверхкомпенсации перейдет в новое качество, и комплекс неполноценности породит другой противоположный дефект – комплекс превосходства. Так происходит не всегда.
    А. Адлер наилучшим способом сверхкомпенсации считал власть, стремление и волю к ней. Таким образом, детское вытесненное в подсознание чувство собственной слабости и недостаточности, в лучшем случае, становится постоянно действующим стимулом и источником активности человека, а в худшем случае – причиной фрустрации, пессимизма, депрессии и других психических расстройств.
    Человек, который полностью доволен собой, не видит или не хочет искать пути для развития, останавливается и перестает расти как личность. Закомплексованные люди видят, в чем их изъян и как можно стать лучше, стремятся достичь цели, а вместе с ней познать успех и уважение, делают попытки снова и снова. Они достигают в жизни много, но редко при этом бывают счастливы.
    Чтобы стремление к успеху и самореализации не было средством компенсации хронического чувства собственной ущербности и несостоятельности, а проявлялось как естественная социальная и духовная потребность, комплекс нужно преодолеть.


    Комплекс неполноценности у мужчин и женщин

    Женская психология отличается от мужской. Женщины более чувствительны к своим недостаткам, они чаще подвержены влиянию чужого мнения, склонны сравнивать себя с другими и критиковать, поэтому комплекс неполноценности у женщин наблюдается чаще, чем у мужчин.


    У женщин он обычно связан с тем, что они:

  • недовольны своей внешностью (комплекцией, весом, ростом и так далее);
  • отрицают в себе женское начало, боятся своей женственности;
  • испытывают неприязнь или ненависть к мужчинам;
  • боятся одиночества, быть покинутой;
  • не верят в возможность быть любимой;
  • имеют комплекс вины.
  • Комплекс неполноценности у мужчин чаще имеет под собой такие причины:
  • недовольство своими физическими особенностями (маленький рост, облысение и другое);
  • недовольство физическими способностями;
  • недостаток силы воли и мужественности;
  • неудачи в интимной сфере, импотенция;
  • безработица;
  • неспособность достичь желаемой должности;
  • финансовая несостоятельность, бедность;
  • если близкая или родная женщина сильнее и успешнее мужчины.
  • Комплекс у мужчин и женщин проявляется в поведении одинаково:
  • социальная изолированность, избегание компаний, боязнь быть в обществе, предпочтение одиночества;
  • стеснительность, зажатость, чрезмерная скромность;
  • неуверенная речь;
  • перекладывание ответственности за неудачи на "предначертание" судьбы; незаслуженное самообвинение, самобичевание за малейшие промахи;
  • неспособность постоять за себя, защитить права;
  • боязнь конкурировать, принимать участие в соревнованиях;
  • страх совершить ошибку;
  • нерешительность, безынициативность;
  • мотивация на избегание неудач, а не на успех;
  • демонстративная грубость, хвастовство, высокомерие, агрессивность как способы скрыть недостатки.
  • Иногда закомплексованный человек старается убежать от себя при помощи различного рода зависимостей. Мужчины злоупотребляют алкоголем, когда хотят «залить» нелюбовь к себе, а женщины чаще «заедают» ее сладостями.

    Как самостоятельно избавиться от комплекса

    Преодолеть ощущение ограниченности и ущербности не всегда возможно собственными силами. Если комплекс оказывается сильнее воли личности, понадобится помощь психолога. Когда проблема уходит корнями в детство, пережитую психологическую травму, основана на сильной обиде, злости, вине, страхе или иных тяжелых чувствах, справиться с ней самостоятельно довольно трудно. Консультации психолога, психологические тренинги, психотерапия помогут понять причины комплекса неполноценности, вернуть уверенность в себе, повысить самооценку, осознать собственную уникальность и ценность.


    Рекомендации, как избавиться от комплекса неполноценности собственными силами, включают советы:
    1. Избавиться от чувства зависти, перестать злиться на себя и других людей за то, что они другие.
    2. Не равняться на окружающих, не сравнивать себя ни с кем.
    3. Не создавать себе кумиров, не стремиться к эфемерному идеалу.
    4. Адекватно воспринимать субъективную оценку своей личности со стороны, подвергать внутренней критике неэтичные высказывания других людей, а конструктивные замечания воспринимать спокойно.
    5. Замечать и осознавать собственные достижения, успехи, хвалить себя за них.
    6. Промахи и неудачи воспринимать как нормальные проявления личностного роста, возможность лучше понять жизнь и стать мудрее.
    7. Ни винить себя, ни корить, ни заниматься самокопанием, ни придумывать себе наказания и ни вешать ярлыки.
    8. Избавиться от негативных чувств и воспоминаний, простить себе и людям ошибки.
    9. Ставить перед собой конкретные, реальные цели по саморазвитию и достигать их.
    10. Общаться с уверенными в себе людьми и личностями, которые побороли комплекс.
    11. Развиваться как личность культурно и интеллектуально.

    Самое важное, что должен сделать закомплексованный человек – полюбить и поверить в себя, осознать и принять свои особенности, индивидуальность и уникальность.

    3 5 474 0

    Все порой испытывают приступ неуверенности, особенно в сложные жизненные моменты: принятия важного решения, трудного выбора, накануне свершения знакового события (экзамена, собеседования) или показательного выступления (творческого, спортивного), когда требуется вера в себя и свои силы, способности и возможности.

    Ситуация, когда важные жизненные моменты сопровождаются повышенным волнением и тревогой – это стандартная модель поведения, укладывающаяся в психологические нормы, и она свойственна всем.

    Но далеко не все обладают способностью перешагнуть через эти психологические барьеры и довести начатое дело до результативного завершения, особенно если результатом может оказаться личное поражение: отказ работодателя, неудачное выступление, провал на экзамене, неудача в любви.

    Что это такое

    Понятие «комплекс неполноценности» ввел в научную терминологию раздела психологии немецкий психоаналитик Альфред Адлер. Он выделил следующие составляющие комплекса:

    1. Сильная и постоянная ;
    2. сильно и неразвитое чувство собственного достоинства;
    3. ощущение превосходства окружающих над собой.

    Его в упрощенном варианте можно обозначить как «комплекс неудачника», в классической литературе он описан как «комплекс лишнего человека».

    Закомплексованный человек убежден в собственной бесполезности, ущербности, ничтожности, несостоятельности.

    В основе комплекса заложен страх: оказаться неполноценным, никому ненужным, одиноким, отвергнутым, лишним. Этот страх корнями уходит в главный неосознанный страх смерти.

    Комплекс неполноценности формирует родственные взаимозависимые комплексы, один из них – комплекс превосходства, выражающийся в хвастовстве и высокомерии. К примеру, и ряд преступлений молодых людей становятся следствием комплекса превосходства человека над теми людьми, над которыми он смог возвыситься за счет совершенного преступления.

    Характерные признаки

    Внутренние симптомы

    • Разрушительная неадекватная самокритика, доходящая до уровня самоуничижения;
    • зависимость от чужого мнения, оценки, особенно от похвалы;
    • постоянное тревожное напряжение, вызванное страхом допустить ошибку, которое может перерасти в боязнь людей или превратить человека в тирана.

    Внешние признаки

    Комплекс неполноценности часто выражается в постоянном желании компенсировать собственные недостатки за счет:

    • Демонстрационного поведения, которое у мужчин может носить агрессивный характер;
    • выставленного напоказ ;
    • демонстрации символов статуса;
    • резко выраженного высокомерия, иногда принимающего грубую форму.

    Закомплексованность может проявить себя у детей в дефектах речи, а взрослого человека довести до психологической зависимости:

    1. От самодостаточного независимого человека;
    2. от алкоголя;
    3. от наркотиков;
    4. от компьютерных игр.

    Крайнее проявление комплекса – или даже попытки самоубийства.

    Причины возникновения

    Согласно Адлеру, зарождение чувства неполноценности относится к раннему детству, когда ребенок сталкивается с вынужденным ограничением реализации своих желаний уровнем развития физических возможностей.

    В дальнейшем человек попадает под влияние ограничителей двух видов:

    1. Физические возможности: возрастные особенности, природные недостатки;
    2. Психологические способности, как следствие ошибок воспитания и формирования личности.

    Комплекс неполноценности закладывается еще в детском возрасте по ряду причин:

    • Физические или косметические недостатки;
    • неблагоприятные условия для формирования навыков самостоятельности вследствие чрезмерной родительской опеки и контроля;
    • недостаток родительской поддержки и внимания, закладывающий низкий уровень уверенности в себе и своих силах, неполноценное чувство собственного достоинства;
    • дискриминация;
    • серьезная психологическая травма;
    • повторяющиеся неудачи, которые сопровождала преувеличенная и даже уничижительная критика от значимых людей.

    Такие полярные условия воспитания, как получение ограниченного внимания со стороны родителей, так и его переизбыток в виде одинаково негативно влияют на формирование личностных самоощущений, задатков уверенного в себе независимого и самодостаточного человека.

    Если обобщить и подвести все причины «под общий знаменатель», то можно главную обозначить так: любое жесткое бескомпромиссное подавление индивидуальности человека, начиная с детства.

    Особенности комплекса у мужчин

    Наиболее частой причиной развития мужского комплекса неполноценности является чрезмерная любовь матери к сыну или недостаток материнской безусловной любви, поддержки и положительной оценки..

    Комплекс неполноценности отличается у мужчин и женщин по способу его переживания.

    У мужчин чувство неполноценности и желание его компенсировать чаще всего выражается в высокомерном обращении, агрессивности, пристрастии к вещам, подчеркивающим статус – во всем, что можно отнести к доказательствам мужественности.

    Разновидности синдромов комплекса неполноценности по области распространения чувства собственной ущербности у мужчин:

      Синдром царя Давида

      Синдром «босса»

      Постоянная необходимость доказывать свое мужское превосходство и свою мужественность по всем позициям.

      Синдром Наполеона

      Неуемное желание успеха, подогреваемое непомерным тщеславием и амбициями. Более всего относится к мужчинам низкого роста.

      Синдром потерянного времени

      Проявляется в возрастной период, когда энергетические возможности мужчины снижаются (после 50 лет).

      Синдром мужского бессилия

      Самый болезненный страх мужчины.

      Синдром Лота

      Ревностное отношение ко всем претендентам на дочь.

      Синдром Геркулеса

      Возникает в случае зависимости, особенно материальной, от женщины.

      Синдром Котовского

      Боязнь облысения. Предпочитают скрыть его, выбривая голову.

      Синдром Дон Жуана

      Проявление инициативы в разрыве отношений с женщиной.

      Синдром Александра

      Опасение быть причисленным к мужчинам с нестандартной сексуальной ориентацией.

    Проявление у женщин

    Женщины гораздо эмоциональнее мужчин, поэтому в большей степени склонны как к переживаниям, так и к критичному отношению к себе и своим недостаткам. Почти каждая представительница слабого пола имеет в своем психологическом пространстве комплекс неполноценности.

    Наиболее часто повторяющаяся причина носит исключительно женский характер: недовольство своей внешностью.

    Приводим ниже самые распространенные причины:

    • Недовольство своими внешними и физическими данными;
    • отрицание своей половой принадлежности;
    • развившийся комплекс вины;
    • неприятие мужского пола;
    • боязнь одиночества;
    • нереализованный потенциал;
    • мнительность по поводу того, что никто не любит.

    Чем опасен

    Ощущение собственной никчемности и ущербности может привести к ряду расстройств психологического здоровья человека:

    • психологической зависимости, доводящей до саморазрушения;
    • мыслям о самоубийстве.

    Необходимо побороть свой комплекс, чтобы он не имел разрушающих последствий для психики и не приводил к деградации личности.

    Диагностика и лечение

    Детская фантазия с легкостью компенсирует чувство неполноценности: в играх ребенок реализует самые заоблачные свои мечты.

    Закомплексованные взрослые компенсируют ощущение неуверенности и неполноценности иными способами:

    • В творчестве;
    • в тирании окружающих;
    • в мании величия;
    • в погружении в вымышленный мир кино, сериалов, компьютерных игр или в интернет-пространство.

    Самый психологически здоровый приемлемый способ компенсирования – достижение успеха. Успех в любой сфере, подвластной вашим способностям и желаниям сохранит и приумножит ваше чувство собственного достоинства, личной самодостаточности и полноценности.

    Чтобы достичь успеха, необходимо преодолеть закомплексованность, неуверенность, избавиться от чувства собственной несостоятельности.

    12 шагов по преодолению

    Выделите свою уникальность. Все мы разные, у каждого из нас свое предназначение, роль и место. Надо принять это и ценить.

    Не следует подгонять себя под кем-то принятые стандарты: ни внешние, ни внутренние: творческие, интеллектуальные, поведенческие (но это не касается морально-нравственных норм поведения).

    1. Разберитесь с причиной своего комплекса. Посмотрите на несправедливые слова и поступки в ваш адрес по-взрослому: это ошибки не ваши, а тех людей – одноклассников, учителей, родителей. Отпустите свои обиды. Признайте ошибочность ими выданной характеристики и несоответствие ее действительности. Найдите положительные противоречия их негативной оценке. К примеру, вы не глупы, вы способны, потому что… Или ваша внешность имеет свои индивидуальные достоинства, такие как…
    2. Измените вектор своих мыслей о себе с .
    3. Проанализируйте и письменно зафиксируйте свои сильные и слабые стороны: достоинства и недостатки.
    4. Признайте свои недостатки и займитесь ими. Все можно исправить. Надо только очень этого захотеть.
    5. Расставьте акценты на достоинствах, включая внешность.
    6. Не переносите критику на свою личность – это касается только конкретной ситуации, а не личности в целом.
      Помните, комплекс возникает не вследствие критики, а вследствие вашей на нее реакции.
    7. Общайтесь с самодостаточными, независимыми людьми.
    8. Нарабатывайте опыт общения, не избегайте людей.
    9. Занимайтесь личностным и духовным ростом, интеллектуальным и физическим развитием.
    10. Ориентируйтесь на людей достойных подражания.
    11. Читайте развивающую познавательную литературу.
    12. Заведите дневник для ежедневных личностных оценок, особенно отметок собственного успеха на пути преодоления чувства неполноценности.


    Видео к материалу

    Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    Часто мы испытываем неуверенность в себе. Это может проявляться в виде плохого настроения, нервного напряжения, апатии или определенной модели поведения в ассоциативных ситуациях. Возможно, ваше уныние является причиной неудовлетворенности некоторым аспектом вашей жизни, но не стоит исключать и факт наличия комплекса неполноценности. О нем мы и поговорим в данной статье.

    Комплекс неполноценности – это совокупность психологических и эмоциональных расстройств. Другими словами, это причина, которая может скрываться в неудачах, душевных травмах, дискриминации, физическом или психологическом насилии.

    Комплекс неполноценности всегда имеет исходную точку, из которой человек впоследствии будет отталкиваться, компенсируя свою неуверенность некоторыми поступками.

    Сразу хотелось бы разграничить понятие комплекса неполноценности и неуверенности в себе. Это два далеких друг от друга понятия, если последнее присуще практически всем, то комплекс нередко является фундамент психологического или психического расстройства. Из-за чувства ущербности, которое сопровождает данный комплекс, человек склонен к переживанию депрессии и даже суицидальным наклонностям.

    Понятие комплекса неполноценности по Зигмунду Фрейду

    Зигмунд Фрейд сомнительно относился к понятию комплекса неполноценности, несмотря на то, что впервые этот термин (комплекс) ввел его ученик Карл Юнг:

    • Он согласился с существованием стимулирующих факторов, которые провоцируют человека компенсировать этот недостаток за счет других преимуществ.
    • Фрейд считал, что нередко именно этот «комплекс» может привести человека к успеху.
    • Но доктор, в свойственной ему манере, ссылался на эротическое происхождение.
    • Он вывел несколько видов комплексов, в основе которых лежало нездоровое сексуальное влечение.

    Таким образом, Эдипов комплекс раскрывает сексуальное желание сына к матери, а комплекс Гризельды – неосознанное влечение отца к своей дочери, когда тот склонен к гиперконтролю и сверхопеке над ней. Как ни странно, второй комплекс является запущенным последствием первого.

    А вот комплекс Иокасты – сродни Эдипового комплекса – нездоровое сексуальное влечение матери к сыну. Мы можем наблюдать за мамами, которые на подсознательном уровне чувствуют потребность сверхопекать своего сына в любом возрасте.

    Также Зигмунд Фрейд вывел еще несколько очень интересных комплексов, которые до сих пор являются актуальными и применимыми в наше время:

    • Комплекс непризнанного гения . Завышенная самооценка, которая мешает смириться с моделью отношений «начальник-подчиненный». Такие люди не задерживаются долго на одном месте из-за разногласий с руководством.
    • Комплекс Мэрилин Монро . Заниженная самооценка. Чувство неполноценности, которое провоцирует чувствовать свою ценность только во время сексуальной близости и постоянной смены половых партнеров.
    • Комплекс Каина . Зависть старшего брата по отношению к младшему. Комплекс, который часто приписывается подросткам.
    • Комплекс Ионы . Заниженная самооценка, которая кроется в страхе перед чем-то хорошим. Человек, переживая этот комплекс, считает себя недостойным быть успешным или счастливым.
    • Комплекс Поликрата . Чувство тревоги, что после белой полосы всегда следует черная. Такие люди живут в постоянном страхе расплаты за свою спокойную жизнь.
    • Комплекс Наполеона . Очень интересное понятие. Это сверхкомпенсация, которая лежит в большой целеустремленности низкорослых мужчин.

    Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что причиной комплекса неполноценности является разногласие между Я (индивидуумом) и Сверх-Я (представлением индивидуума о себе). Когда разбежность становится заметно ощутимой, у человека возникает неправильное, искаженное представление о себе, поэтому он начинает переживать комплекс неполноценности.

    Компенсация комплекса неполноценности

    Человек с комплексом неполноценности начинает чувствовать преимущество над ситуацией, когда сублимируют свой гнев, обиду или напряжение в какое-либо русло. Таким образом, он пытается компенсировать свой недостаток в той ситуации, которая является для него доступной. Но проблема состоит в том, что не всегда носитель комплекса выбирает правильное направление:

    • Многие люди, компенсируя свой комплекс за счет других преимуществ, находят в своей травме стимул, который помогает им добиться успеха.

    • Но есть люди, комплекс которых оказался сильнее, полностью разрушив их веру в свои силы.
    • Многие способны чувствовать свое преимущество, лишь унижая и оскорбляя других. Им кажется, что на их фоне они могут «вырасти» в своих глазах, если искусственно принизят другого, более успешного оппонента.

    Все серийные убийцы, без исключения, переживали комплекс неполноценности. Убивая своих жертв, они пытались компенсировать свою ущербность, отыграв ситуацию наоборот. Зачастую обидчицами оказывались женщины. Как яркий пример комплекса неполноценности: серийный маньяк никогда не насилует свою жертву, не ликвидировав ее. Он боится осуждения или насмешек со стороны своей жертвы.

    К примеру, маленький мальчик всегда видел, как хозяйка: белая богатая женщина, всегда унижала его мать, которая прислуживала ей в качестве домработницы. В будущем весь мир узнает его, как «Чулочного душителя» – убийцу, который выбирал своих жертв по типу работодательницы матери.

    Выход за рамки, как современная причина комплекса неполноценности

    Выход за рамки — это современная теория комплекса неполноценности. Сейчас многие психологи приходят к выводу, что устаревшие нормы воспитания, которые мы впитывали с пеленок, в будущем могут привести к комплексу неполноценности и причиной тому выход за рамки такой модели воспитания.

    Это очень интересный путь дорогой с детства, по которому формируется комплекс неполноценности. С детства нас учили жить по единому шаблону:

    • хорошо учиться
    • окончить школу с золотой медалью
    • университет — с красным дипломом
    • быть хорошим специалистом в своей сфере
    • устроиться на работу по своей специализации
    • быть хорошим сотрудником
    • стремиться к продвижению по карьерной лестнице
    • рано жениться
    • обзавестись двумя детьми (желательно к 25 годам) и прочее

    Есть еще несколько парадигм, которые мы успеваем приобрести с ценным родительским советом:

    • деньги зарабатываются тяжело
    • средства нужно тратить благоразумно
    • чтобы добиться чего-то весомого, нужно тяжело работать (а то и страдать)

    А также призрение некоторых черт характера, которые свойственны всем людям:

    • Эгоизм. Он жестко пресекается с самого детства. Например, перед тем, как взять последний пирожок, мы обязательно должны спросить, не хочет ли его кто-то из домашних. Наверняка родители позволят своему чаду взять лакомство, но что произошло? Это процесс воспитания!

    Размышления взяты из книги Андрея Курпатова «Пособия для эгоиста», который утверждает, что это базовый инстинкт, свойственный всем людям и некоторым приматам.

    • Жадность. С детства нас учат, что нужно делиться. В группе детского сада у нас были друзья и недруги, но делиться нужно было со всеми. Вплоть до того, что какой-то задира мог пожаловаться воспитательнице или даже маме. Зачастую, все становятся на сторону обиженного, ведь жадных детей никто не любит.
    • Гордость. Это самое важное и неправильное ущемление родителей в раннем проявлении самолюбия и чувства собственного достоинства. Мы должны просить прощения у родителей за свое непослушание, а также прощать и дружить со своими обидчиками. Когда чувство собственной значимости призирается с самого детства, нечему удивляться наличию комплекса неполноценности у детей.

    Что происходит?

    Жить, придерживаясь всех пунктов сценария – сложно. Поэтому часто мы отходим от привычного шаблона «нормальной» жизни. К примеру, не торопимся со свадьбой, а долгое время проживаем в гражданском браке; бросаем университет и идем за зовом своего истинного призвания; не занимаем солидную должность, а подрабатываем рукоделием или просто отказываемся заводить детей. Что происходит?

    • Выйдя за рамки устоявшегося сценария, мы терпим осуждения со стороны близких. Мы не получаем одобрительную оценку, к которой стремились с детства и начинаем чувствовать свою неполноценность в этой жизни.
    • Выйдя за рамки, мы не понимаем, что делать дальше. Ведь нас не учили, как жить так, как нам хочется. Мы начинаем сомневаться в своих силах и чувствуем свою ущербность. Это легко может привести к проблеме комплекса неполноценности.

    Представьте, что вы каждый день шли собирать ягоды по одной и той же тропинке. В очередной раз посещения леса вы сошли с тропинки, и теперь дорога вам незнакома. То же самое чувствует человек, который выходит за рамки единого правильного сценария.

    Женский комплекс неполноценности по Альфреду Адлеру

    Причиной женского комплекса неполноценности, по мнению Адлера, может послужить ее второстепенная роль в обществе. Женщина более подвержена чувству незначительности и даже ничтожности, когда в ее жизни был или есть мужчина, чья социальная роль намного значимей. Это может выражаться в одном из таких жизненных сценариев:

    Властный отец

    Когда маленькая девочка с детства наблюдает за тем, насколько разнится социальная роль мужчины и женщины (мамы и папы), она начинает расставлять приоритеты:

    • Нет ничего плохого в том, что люди тянутся к лучшему, поэтому девочка, наблюдая за подобной картиной, подсознательно примеряет на себя роль доминанта (властного отца), но, став женщиной, понимает всю абсурдность ситуации.
    • Являясь женщиной, она относит себя к второсортному типу.
    • Во всех мужчинах она будет видеть властного отца, перед которым приклоняется мать.
    • Последствия такого мышления могут быть самыми разными: от заниженной самооценки и комплекса неполноценности до расстройства личности.

    Деспотичный муж

    Деспотичный муж может стать причиной вашего страдания комплексом неполноценности. Сразу хотелось бы разграничить понятия глупого мужчины (тирана) и эмоционально нестабильного, хитрого и двуличного деспота. Именно второй тип способен уничтожить ваше понятие о чувстве собственного достоинства. Что при этом происходит?

    • Мужчина-деспот часто использует метод «кнута и пряника», чтобы создать иллюзию чувства вины.
    • Женщина становится зависимой жертвой в таких нездоровых отношениях.
    • Через некоторое время женщина начинает чувствовать собственную потребность в физическом наказании. Казалось бы, это глупо, но это нормальное поведение человека с комплексом неполноценности.
    • Мужчина-деспот каждый раз после побоев дает жертве «пряник». Это может быть искреннее извинение, дорогой подарок или признание в любви, давая ей преимущество и бразды правления.

    Таким образом, через некоторое время спустя, такие отношения становятся нормой. Жертва терпит побои, чтобы получить свое преимущество, ведь только так она может чувствовать свое совершенство. Из таких отношений очень тяжело уйти, т.к. жертва становится зависимой и чувствует постоянную потребность в компенсации комплекса неполноценности.

    Но есть и другой вариант, это когда вас свела судьба с моральным деспотом:

    • Это мужчина, который сам страдает комплексом неполноценности и чувствует, что может компенсировать это, лишь оскорбляя и унижая кого-то, тем самым навязывая чувство ущербности своему партнеру.
    • Только унижая других, он может поднять свое достоинство.
    • Женщина, слыша свои недостатки – стоит отметить, что деспоты очень хитрые и будут акцентировать свое внимание на том, в чем вы сами чувствуете свою слабость – начинает испытывать комплекс неполноценности.
    • Уйти из таких отношений мешает заниженная самооценка, которую она приобрела благодаря деспоту. Таким женщинам кажется, что они не достойны ничего большего и на все, что с ними происходит, они заслужили.

    Образцовый брат

    Дети способны чувствовать ревность, если им кажется, что к ним несправедливо относятся. С девочками все обстоит несколько сложнее, замечая, что основные привилегии отдаются другому ребенку (то есть брату), они начинают чувствовать его преимущество над собой:

    • Мальчишкам много что дозволено с раннего детства: к ним нет осуждения, если они ненароком вымарали новые джинсы или разбили колено, лазая по деревьям.
    • К девочке относятся более требовательно, аргументируя это фразой «ты же девочка».
    • У ребенка может сложиться чувство превосходства мужского пола над собой.
    • В дальнейшем, пойдя в школу, эти требование только усугубляется, ведь родители часто боятся ранней беременности или плохой компании и пытаются оградить дочь.

    Такая несправедливость может уйти с возрастом бесследно, а может, наоборот, развить у девочки комплекс неполноценности.

    Мужской комплекс неполноценности

    Мужчинам также свойственно переживать комплекс неполноценности. Зачастую это является следствием воспитания или неподъемной ниши, которую с детства навязывают всем мальчикам, говоря в его адрес «ты же мальчик», «не будь девочкой» и т.д. Не удивительно, что ребенок начинает комплексовать. Появляется неуверенность в себе, и ребенок чувствует себя неполноценным, переживая во взрослом возрасте такие комплексы:

    • Комплекс Босса . Это попытка восполнить свою мужественную нишу, – о которой говорилось ранее – сполна. Такой синдром проявляется в случае, если женщины или их черты характера критично принижались или к ребенку были слишком требовательны его родители.
    • Комплекс в мужской силе . Еще одна ниша навязана социумом. В мире бытует устоявшееся мнение о том, что мужчина должен быть всегда готов к сексуальным подвигам. Как ни странно, это не так. Такой комплекс способен привести мужчину к реальным расстройствам эректильной дисфункции.
    • Комплекс Геркулеса . Другими словами, это синдром подкаблучника. Когда женщина, чья социальная роль слабее мужской, начинает заставлять мужчину делать несвойственные ему поступки (стирать, наводить порядок в доме и т.д.), он чувствует, что его либидо принижают. Как следствие развивается комплекс Геркулеса.
    • Комплекс Дон Жуана . Надобность в повышении собственного либидо за счет инициативы разрыва романтических отношений.
    • Комплекс Александра . Это самый изощренный вид комплекса. Из-за дискриминации сексуальных меньшинств, мужчина способен испытывать свою неполноценность даже в совсем неуместных случаях. К примеру, когда кто-то шутит о его мужественности или предлагает надеть рубашку розового или голубого цвета. Но данный комплекс может быть следствием, когда он, мужчина, является подсознательным поклонником однополых отношений. Такие мужчины очень боятся разоблачения и, чтобы увернуться от этого, записывают себя в ряды «гомофобов».

    Некоторые комплексы можно отнести к ряду «неизбежных». Они не имеют естественную причину, которой подвержены все жизненные процессы – старению. Казалось бы это нелогично, ведь мужчина, как хорошее виски, чем старше, тем лучше, но страх смерти присущ всем. Поэтому мужчины очень сильно переживают по поводу своего старения, привязывая к себе новые комплексы:

    • Комплекс Царя Давида . Это способ «омолодиться» за счет любовницы. Мужчины, которые переживают этот комплекс, склонны компенсировать свой возраст за счет секса, а порой, и совместной жизни с юными девушками.

    • Комплекс Котовского . Облысение для мужчины сродни импотенции. Не стоит искать в этом смысл, факт остается фактом: когда мужчина начинает лысеть, ему кажется, что он теряет свою мужскую силу. Таких мужчин очень легко вычислить в толпе, замечая малейшие утраты, они выбривают голову под ноль.

    Комплекс неполноценности у детей

    Исследования комплекса неполноценности по Адлеру – обнадеживают. Т.к. неуверенность в ранние годы свойственна многим детям. С правильным подходом родителей такие дети способны не только избавиться от данного комплекса, но и добиться определенного успеха. Ребенок может страдать комплексом неполноценности по нескольким причинам:

    1. Физический недостаток. Особенно к этой причине можно отнести развитие комплекса неполноценности у подростков. Это может быть маленький рост, дисфункция какой-либо конечности или неприглядный внешний вид. Иногда дети бывают очень жестоки, а для неокрепшей детской психики – это настоящая травма, которая легко может привести к комплексу неполноценности.
    2. Отсутствие родительского внимания. Отсутствие поддержки со стороны родителей снижает уверенность ребенка в себе. Дети не способны раскрыть свой внутренний потенциал самостоятельно и это является еще одной причиной развития комплекса. Безразличное отношение родителей делает ребенка неполноценным.
    3. Чрезмерная опека родителей. Дети, которые растут в тепличных условиях, оказываются совершенно непригодными для жизни. Такой ребенок неспособен принимать самостоятельные решения и ответственность за свои действия невероятно пугает их. Такая модель воспитания может привести ребенка к комплексу неполноценности и развить алкогольную или наркотическую зависимость.

    Как избавиться от комплекса неполноценности?

    Несмотря на то, что в 2015 году в свет вышла книга Уэйн Дайер «Как избавиться от комплекса неполноценности», даже простые обыватели и любители литературы по саморазвитию пришли к выводу, что название слишком «громко» прогремело. На самом деле это пособие для тех, кто сомневается в своих силах и не умеет правильно управлять своей жизнью, но рекомендаций по сути и названию книга не дает.

    Лечения комплекса неполноценности еще не изобрели, поэтому бороться с ним бесполезно. Но! Стоит учесть, что ситуация совершенно не патовая, как раз наоборот, из своего комплекса можно извлечь немалую выгоду:

    • К примеру, по мнению Альфреда Адлера, комплекс неполноценности может привести к успеху.
    • Как было сказано в статье выше, человек, имеющий признаки комплекса неполноценности, способен компенсировать свой недостаток за счет других преимуществ.

    Зигмунд Фрейд восхищался королем Пруссии и последним германским императором Вильгельмом ІІ. Тот страдал от комплекса неполноценности по физиологически-врожденному «уродству»: одна рука была на 15 см короче второй. Не испытывая компенсацию в материнской любви, он добился невероятных высот, но так и не простил своей родительнице такого отношения.

    К сожалению, человек не может избавиться от комплекса неполноценности. Единожды ощутив на себе душевную травму, он не сможет отпустить это чувство приобретенной ущербности, и подсознательно будет возвращаться к этому.

    С помощью психологов его можно притупить или подавить, но рано или поздно оно все равно даст о себе знать. К этому выводу пришли такие психологи, как Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Карл Юнг.

    Если подумать, то все успешные личности испытали на себе комплекс неполноценности. Это не повод впадать в отчаяние, как вы успели понять, главное – это правильно сублимировать свой потенциал, направленный на компенсацию комплекса неполноценности.

    Есть много правильных примеров, когда именно душевные травмы мотивировали многих ныне известных личностей. К примеру, Леди Гага, Опра Уинфри, Мэрилин Монро и Памела Андерсон пережили сексуальное насилие в детстве, а Тим Рот недавно признался, что над ним надругался его собственный дедушка. И тем не менее, несмотря на это, данные люди добились немалых высот. Вывод один: никогда не нужно «опускать руки» и тогда вы сможете разрешить любую проблему, в том числе, и совладать с комплексом неполноценности.

    Видео: «Комплекс неполноценности»

    переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. В индивидуальной психологии А. Адлера (1870–1937) чувство неполноценности связано с органической и функциональной неполноценностью человеческого существа. В классическом психоанализе З. Фрейда возникновение этого чувства – результат утраты любви к человеку со стороны других людей.

    Одно из основных положений индивидуальной психологии А. Адлера состояло в признании чувства неполноценности как источника стремления человека к совершенству и возникновения проблем, связанных с плохой приспособляемостью к обществу. Чувство неполноценности зарождается в детстве. В основе его лежит органическая, функциональная недостаточность органов и их повреждение. Чувство неполноценности возникает также в результате различного рода поражений и неудач, ведущих к унынию, растерянности, заниженной самооценке. «Чувство неполноценности – это движущая сила, исходная точка стремлений всякого ребенка. Оно определяет, как удастся данному ребенку добиться покоя и уверенности в себе, оно определяет саму цель его существования и подготавливает путь, на котором эта цель может быть достигнута».

    В понимании А. Адлера, благодаря механизмам компенсации чувства неполноценности человек может добиться значительных успехов в жизни. Но это же чувство способно породить такие внутренние силы, которые будут направлены на саморазрушение или подавление других людей. В одном случае чувство неполноценности будет стимулом для достижения успеха и самосовершенствования, в другом – источником невротического стремления к власти или бегства в невроз в силу ненормального, патологического проявления этого чувства, превращающего в комплекс неполноценности.

    Например, ребенок-левша может быть обучен лучше, чем многие другие дети, у которых более активной является правая рука. Его недостаток может способствовать усиленным занятиям и упражнениям, развитию артистических способностей и художественных талантов. Стремясь преодолеть свои ограничения, ребенок-левша старается лучше учиться и добивается больших успехов. Однако если борьба ребенка со своими недостатками сопровождается излишней амбициозностью, то в нем могут развиться зависть и ревность. На этой почве может возникнуть сильное чувство неполноценности, преодоление которого станет проблемой для ребенка. Постоянная борьба со своими недостатками может сделать его чересчур воинственным, и, став взрослым, он, по мнению А. Адлера, вполне вероятно, будет страдать от навязчивого стремления преодолеть свои неловкость и неуклюжесть.

    Идеи А. Адлера о чувстве неполноценности вызвали неоднозначную реакцию З. Фрейда. Он согласился с тем, что сознание собственной органической неполноценности действует возбуждающе на работоспособность человека и вызывает у него повышенную продуктивность благодаря механизмам компенсации. Но он считал, что было бы большим преувеличением объяснять повышенную трудоспособность человека первоначальной неполноценностью его органов. Так, не все художники страдают недостатком зрения и не все ораторы были сперва заиками. По мнению З. Фрейда, многие проявления исключительной трудоспособности возникают на почве природной одаренности человека.

    З. Фрейд не разделял идей А. Адлера о неполноценности как основном источнике возникновения неврозов. Он считал их односторонними, не объясняющими природу невротических заболеваний. Если исходить из чувства неполноценности, то невроз в таком случае являлся бы побочным результатом общей нежизнеспособности. Но опыт учит, замечал З. Фрейд, что подавляющее большинство некрасивых, уродливых, искалеченных и опустившихся людей не склонны реагировать на свои недостатки возникновением невроза.

    Основатель психоанализа не использовал понятие «комплекс неполноценности», считая его искусственным словообразованием. Вместе с тем он говорил о чувстве неполноценности. Однако в отличие от А. Адлера он полагал, что чувство неполноценности имеет эротические корни: ребенок и взрослый человек чувствуют себя неполноценными, когда замечают, что нелюбимы. С точки зрения З. Фрейда, по сравнению с пенисом клитор девочки – это единственный орган, который можно назвать неполноценным.

    Согласно З. Фрейду, чувство неполноценности возникает из отношения Я к Сверх-Я: это чувство является выражением напряженности между ними. По своему происхождению оно напоминает чувство вины. Оба эти чувства трудно отделить друг от друга. Исходя из подобных представлений, основатель психоанализа полагал, что было бы правильно рассматривать чувство неполноценности как эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности.

    В целом З. Фрейд не углублялся в рассмотрение природы чувства неполноценности. Большинство психоаналитиков тоже не уделяли особого внимания этому вопросу. В рамках же индивидуальной психологии А. Адлера представление о чувстве неполноценности составляло одну из наиболее существенных тем, разработке которой придавалось важное значение.

    Чувство неполноценности

    inferiority feelings) Альфред Адлер проводил различие между чувством неполноценности и комплексом неполноценности. Адлер исходил из того, что Ч. н. есть у каждого. Он указывал на то, что быть неполноценным человеком означает чувствовать себя ниже др. Ч. н. прослеживается в детской малости и зависимости в мире взрослых, а позже в погоне за совершенством. Ч. н. может служить стимулом здорового, нормального развития. Оно становится патологическим состоянием только в том случае, если чел. сокрушен, подавлен и не способен к развитию. Орглер пишет, что Адлер полагал, будто комплексы неполноценности могут развиваться из трех источников: органической неполноценности, избалованности и запущенности. Ч. н. становится комплексом, когда оно приводит к избеганию участия в жизни об-ва. Когда чел. чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с др. чел. или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом мн. челов. несчастий. Слово inferiority (неполноценность) происходит от латинского inferus - "нижний", "подземный". Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение. Кроме того, чел. может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности. Чтобы победить Ч. н., нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с др., полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше др. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже др. Низкая самооценка - это всегда плохо, но иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе Ч. н., а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности. С Ч. н. связано чувство неадекватности. В то время как Ч. н. заставляет чел. считать, что он хуже др., чел. с чувством неадекватности считает, что он не в состоянии с чем-либо справиться. Системой координат становится не др. чел., а задача, к-рую невозможно решить. Так же как, по Адлеру, Ч. н. преодолевается отказом от сравнений и желания превосходства, преодоление чувства неадекватности требует сосредоточения на актуальной задаче и смелости быть несовершенным. См. также Расстройства личности Д. Н. Ломбарди

    Комплекс неполноценности – видение человеком себя как ущербного, дефектного, несостоявшегося человека. Это выискивание недостатков и акцентирование на них внимания. Из этого в свою очередь вытекает неуважение к себе, обесценивание себя, чувство недостойности и неправильности. Человек не принимает себя и считает, что никто его не примет, более того, он сам не хочет никому отягощать жизнь своим присутствием.

    Термин «комплекс неполноценности» был введен австрийским психологом Альфредом Адлером. Впервые он применил его в отношении детей. В силу психофизиологических особенностей они все чувствуют себя слабыми и отчасти неполноценными («Вот я вырасту …»). В малых дозах это чувство полезно, так как побуждает становиться сильнее, лучше, здоровее, умнее, способнее. Но если к естественному комплексу добавляется гнет окружения и другие негативные факторы, то развитие наоборот замедляется и нарушается.

    Однако ребенок растет, становится взрослым человеком, но внутри него живет все тот же обиженный ребенок, не чувствующий безопасности, неуверенный и беспомощный, с выраженной в признании и любви, счастье. Однако на фоне комплекса неполноценности удовлетворяется эта потребность извращенно – методом принижения других, тяги к власти и , борьбы за личное превосходство и господство.

    Комплекс неполноценности у мужчин

    Основная причина развития – материнская гиперопека или наоборот недостаток материнской любви, необходимость завоевывать расположение матери. Мужской комплекс неполноценности чаще проявляется:

    • агрессией;
    • высокомерием;
    • привязанностью к вещам, увлечениям, подчеркивающим статус и мужественность.

    Можно выделить следующие формы проявления комплекса неполноценности у мужчин:

    • синдром царя Давида (избегание старости за счет выбора молодой спутницы);
    • синдром босса (постоянное подчеркивание и доказательства мужественности);
    • синдром Наполеона (амбициозность и тщеславие, стремление к успеху);
    • страх импотенции;
    • синдром потерянной энергии (страдают мужчины после 50 лет);
    • синдром Лота (нежелание отпускать дочь в руки другому мужчине);
    • синдром Геркулеса (материальная или иная зависимость от женщины);
    • синдром Котовского (непринятие облысения, сбривание остальных волос);
    • синдром Дон Жуана (разрыв отношений с девушками).

    Мужчины чаще страдают комплексами на фоне физической слабости или материальной несостоятельности, половой дисфункции или несексуальности. Хотя и внешность в этом играет немалую роль, особенно рост.

    Комплекс неполноценности у женщин

    Женщины от природы эмоциональнее, потому и риск развития комплекса выше, чаще связан с внешностью. Популярные формы и проявления женского комплекса неполноценности:

    • непринятие внешности или телосложения;
    • половая дезориентация, отрицание гендерной принадлежности;
    • непринятие мужчин;
    • страх одиночества;
    • переживания по поводу нераскрытого потенциала;
    • убежденность в том, что никто девушку не любит и мнительность по этому поводу.

    У женщин комплексы чаще связаны с внешностью, непринятие себя провоцирует развитие неуверенности. Из-за нее женщина замыкается в себе, чрезмерно самокритична, принижает собственные достижения.

    Комплекс неполноценности (причины)

    Чувство собственной ущербности, как правило, сопровождается чувствами стыда и вины, а также жалости к себе.

    Комплекс неполноценности развивается на фоне:

    • недолюбленности в детстве;
    • отсутствия друзей, понимания, поддержки;
    • издевательства сверстников, насмешек;
    • разрушающего (упреки, критика, требования, избиения, унижения, гиперопека с выученной беспомощностью в дальнейшем, игнорирование ребенка и его нужд);
    • некомпетентности педагогов и учителей (оскорбления, публичные порицания);
    • длительной и , экономической и социальной нестабильности.

    До 7 лет ребенок не может оценивать себя самостоятельно, да и в 7 лет этот процесс только начинает запускаться. До этого момента выводы о себе он делает по оценкам родителей (до школы), сверстников и взрослых (в начальной школе). Именно этим обусловлены детские корни комплекса неполноценности.

    В отдельных случаях комплекс развивается в молодом или зрелом возрасте. Его предпосылки – , внушаемость и один или несколько тиранов рядом, уничтожающих личность человека. Самый наглядный пример – разрушающие отношения мужчины и женщины, в которых красивая и уверенная в себе девушка превращается в закомплексованную «тень» под гнетом оскорблений, унижений и избиений партнера-тирана. Ситуация ухудшается, если девушка росла в сплошной любви и заботе, полном отсутствии конструктивной критики, восхвалении, то есть в «тепличных» условиях. Хотя встречаются и обратные отношения: женщина-тиран и внушаемый мужчина.

    Человеческая психика – хрупкий и подвижный элемент. Мы ежесекундно испытываем на себе какое-либо влияние. Таким образом, комплекс неполноценности может развиться на фоне оценки извне (родители, ровесники, другие члены окружения) и собственной оценки. Но! Собственная оценка тоже выходит из сторонней: мнение общества, влияние СМИ.

    Защитный механизм и признаки

    Человеческий мозг на все найдет ответ, особенно если речь идет о выживании и адаптации. Ответом на убежденность в собственной никчемности, непривлекательности и несостоятельности является раздутое Эго, или , высокомерие.

    Чтобы никто не заметил проблему личности, создается образ, основанный на гиперкомпенсации. То есть человек не просто воспроизводит те черты, которых ему не хватает (по его мнению), а утрирует их, словно маскируя дыру в душе. Со стороны это выглядит:

    • как надменность;
    • превосходство над другими;
    • абсолютная правота и осведомленность всегда и во всем;
    • унижение и оскорбление других людей;
    • нарочитая любовь к себе и своей внешности;
    • развязность и наглость;
    • демонстративность, хвастовство;
    • показуха;
    • неадекватные попытки самоутверждения за счет культивирования и демонстрации материальных достижений, количества партнеров и так далее;
    • вызывающее поведение и стремление любым путем заслужить внимание окружающих;
    • споры до хрипоты ради отстаивания своей правоты.

    Можно до бесконечности латать дыру деньгами, машинами, девушками, мужчинами, унижениями других людей, эпатажем, можно создать иллюзию самоуверенного (и даже слишком самоуверенного) человека. Но истинную причину это не решит и рану не залечит, самооценка останется заниженной, страх внимания и оценки со стороны сохранится, а умные окружающие рано или поздно поймут настоящую причину такого поведения.

    «Лучшая защита – нападение», – говорит . И человек, чтобы никто не заметил его недостатков и несовершенства, выискивает в других людях то, на что можно обратить внимание и отвлечь тем самым его от себя. Потому те, кто столкнулся с жестокостью и унижениями, в будущем часто унижают и критикуют других, защищая себя.

    Но существует вторая модель поведения, вызванного комплексом неполноценности. Она противоположна предыдущей. Человек остается в роли униженного и оскорбленного. Среди признаков:

    • неадекватное хроническое чувство стыда и вины;
    • самоунижение, принижение;
    • стремление вызвать жалость к себе;
    • внутренние запреты на выражение эмоций (агрессии, недовольства), на отстаивание своих прав и личностных границ, исполнение желаний и удовлетворение потребностей;
    • повышенная ;
    • настороженность и ;
    • избегание травмирующих условий (зависят от частного случая, например, если человек недоволен внешностью, то отказывается фотографироваться, не смотрится в зеркало).

    Таким поведением человек пытается получить то, чего ему не хватало и не хватает: любви, заботы, признания и принятия, поддержки.

    Последствия комплекса неполноценности

    Человек с травмированной психикой раним и всегда находится в страхе. Он любым путем будет защищать себя от окружающих, любых негативных (на его взгляд) проявлений со стороны. Но общаться с и высокомерным человеком захотят и смогут не все:

    • Для кого-то такие отношения станут вечной войной и спорами с отстаиванием личной правоты, а не поиском истины.
    • Кто-то не захочет подчиняться, осознает, что его хотят сломать, и уйдет.
    • Другой не захочет участвовать в играх жертвы.

    Близкие отношения не складываются из-за погони раненого человека (личность с комплексом неполноценности) за количеством, очередной галочкой вместо поиска любви и крепких отношений.

    В отношениях мужчины с комплексом неполноценности чаще проявляют спортивный интерес, берут количеством, относятся к девушкам как к расходному материалу, влюбляют и бросают, используют. В то время как женщины с комплексом неполноценности могут состоять в длительных отношениях, но все силы направят на обесценивание и разрушение мужчины: подчинить, принизить, манипулировать чувством вины, жалости, обиды, долга. Второй женский вариант – игра в «динамо» (соблазнение мужчины и отказ в последний момент).

    Страх и смерти, ненужности и покинутости, суицид, неврозы, деградация личности, уход от реальности, зависимости и правонарушения, потеря работы и невозможность построения карьеры из-за страха неудачи – популярные последствия комплекса неполноценности. У детей заметны проблемы в речи и задержка развития.

    Как избавиться от комплекса неполноценности

    Пребывая в ложном образе, человек остается оторванным от реальности. А борется он по сути с вымышленными трудностями. В процессе работы над комплексом нужно развивать осознанность себя и своей жизни.

    В ходе психотерапии нужно:

    • развить личности;
    • пережить и проработать негативный травмирующий опыт;
    • изменить установки и стереотипы мышления и поведения;
    • изменить мнение и отношение к себе, людям, миру.

    То есть вся работа нацелена на переосмысление человеком себя. Как правило, истинная причина травматизации психики во взрослом возрасте забывается, уходит в подсознание. Из-за этого самостоятельно разобраться в ситуации практически невозможно. Только грамотная помощь психолога поможет вернуться в детство и заново посмотреть на , избавиться от тягот прошлого.

    Когда психотравма выводится на осознаваемый уровень, то выясняется, что человек зря по-прежнему себя мучает. Важно понимать, что дети острее реагируют на события, достаточно одной случайной фразы для травматизации. Клиенты часто удивляются, когда заново смотрят на проблему. Они понимают, что ничего не было страшного, а если было, то во взрослом возрасте они имеют все инструменты, чтобы совладать с трудностями.

    Таким образом, для избавления от комплекса неполноценности нужно найти и решить его первопричины. Можно непосредственно бороться с тем, что тревожит: корректировать самооценку, худеть, наращивать мышцы, делать операции, менять одежду. Но это не решение проблемы. Пока живо старое мышление, человек постоянно будет находить в себе все новые и новые изъяны. И только при изменении мышления можно дополнить свой новый реальный образ коррекцией осанки или фигуры, повышением ораторского мастерства и так далее. Но чаще после психотерапии человек не хочет ничего в себе менять и понимает, что он надумал себе проблемы и недостатки.