Дополнительные материалы об археологических раскопках шумерских городов. Шумер - удивительная археология - каталог статей - тинейджеры

Цитата сообщения Клады (часть 1) Сокровища гробниц Ура

Людей никогда не оставляло желание найти древние сокровища. В то время как многие посвящали свою жизнь поискам золота, но не находили его, другие наталкивались на древние сокровища совершенно случайно. Многие из этих историй имеют счастливый конец, и бесценные золотые реликвии теперь находятся в музеях, в то время как черные копатели оскверняют и грабят захоронения с целью обогащения.
Конечно не возможно сравнивать археологические раскопки и кладоискательство, но иногда результат поражает настолько, что археологоческое открытие можно приравнять к нахождению бесценного клада.

Одна из самых удачных и полновесных находок древних артефактов сделана археологом Леонардо Вулли C. Leonard Wooley. Он руководил раскопками гробниц древнего шумерского города Ур в Месопотамии около ста лет назад.

В Южной Месопотамии, приблизительно на полпути от Багдада к Персидскому заливу, посреди голой и бесплодной пустыни находился Ур(шум. Urim) - один из древнейших городов-государств мира, известный нам из в Ветхого Завета как «Ур халдеев» или «Ур Халдейский».
Арабы называют это место «Тал ал-Муккайир» («Смоляной холм») или «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм») (по разным источникам). Трудно даже поверить, что некогда эта пустыня была обитаема. Кроме того, сейчас здесь зона боевых конфликтов, а неподалеку от зиккурата Ура, укрепленного при Хусейне, находится американская военная база.


Зиккурат Ура

Особо узнаваемый атрибут шумеров – огромные постройки культового назначения зиккураты. Их традицию возведения потом переняли ассирийцы и вавилоняне.

Ученые считают, что легендарная Вавилонская башня как раз и была зиккуратом. Это было что-то вроде ступенчатых пирамид, взгроможденных одна на другую. Они имели столь необычный вид, что нынешние любители пофантазировать приписывают им внеземное происхождение. Предполагают, что шумеры возводили их, тоскуя по своей древней родине – они, как считается, спустились с гор, на вершинах которых молились богу Неба.

Месопотамия-то небольшая относительно, но ведь это же котел древних цивилизаций! Просто многослойный пирог археологических культур! А что значит «Месопотамия»? Вы знаете, что Двуречье, Междуречье и Месопотамия – это одно и то же. Просто это и есть «междуречье» на греческом и латинском языках. Реки конечно – Тигр и Евфрат.
История Ура берёт своё начало задолго до появлении в Двуречье халдейских племён.
Он существовал с 4-го тысячелетия до IV в. до н. э.

Сами шумеры, жившие тут, были индоевропейцами, причем предположительно средиземноморского типа говорят, такие люди сейчас иногда встречаются в Ираке – это подтвердили антропологические исследования человеческих останков. Невысокие, смуглые, с прямыми носами, черноволосые, с густой растительностью на теле, которую тщательно удаляли. Даже лицо брили, но некоторые социальные группы носили и бороды.

Скульптурные изображения шумеров. Однако это всего лишь стилизация.

По преданию, уроженцем Ура был библейский праотец Авраам. Этот город начал играть важную роль уже в III тысячелетии до н. э. Однако около 2350 года до н. э. правитель города Аккад по имени Саргон (Саргон Великий) захватил цветущие города Южного Двуречья. Династия Саргона правила двести лет. Около 2200 года до н. э. Двуречье было покорено племенами кутиев. Но уже в конце III тысячелетия до н. э. кутии были побеждены, и Ур снова приобрёл статус главного города Двуречья.


The excavation siteat Ur in 1933-34

Археологические исследования древней столицы шумеров начались в 1922 году и велись на протяжении двенадцати сезонов (1922–1934). Этими изысканиями, организованными совместно Университетским музеем в Пенсильвании и Британским музеем, бессменно руководил английский археолог Леонард Вулли, выпускник Оксфорда. К моменту начала раскопок ему было 42 года и он уже был известен своими раскопками в Египте, Нубии и Сирии.


археолог Леонардо Вулли на раскопках Ура

Находки по своей ценности ничуть не уступает знаменитому «троянскому» кладу Шлимана или открытию погребения Тутанхамона, но, почему-то, гораздо менее известны.

В начале 1927 года экспедиция Вулли приступила к раскопкам городского кладбища. Археологи обнаружили здесь около двух тысяч могил. «Должен признаться, что научная обработка двух тысяч могил из-за её однообразия наскучила нам до крайности, - вспоминал Вулли. - Почти все могилы были одинаковыми, и, как правило, в них не оказывалось ничего особенно интересного».


На этой недатированной фотографии, предоставленной доктором Тэмэром Ходосом через Бристольский университет, материалы, обнаруженные в коробке от археологических раскопок сэра Леонарда Вулли шумерского демонстрирующегося города Ура, в Бристоле, Англия. Исследователи в Бристольском Университете обнаружили коробку сверху шкафа. Они решили, что 4,500-летнее содержание _ состоящий из глиняной посуды, семян, еды и костяной муки _ прибыло из могилы в раскопках, совместно спонсируемых в течение 1920-х и 1930-х британским Музеем и Музеем Университета Пенсильвании - как видите, клад неожиданно можно найти и в университетском музее.

Выяснилось, что в действительности здесь, в Уре, одно под другим лежат два кладбища разных периодов. Верхнее, судя по надписям на цилиндрических печатях, относилось ко временам правления Саргона, то есть возраст его составлял приблизительно 4200 лет. Но под ним оказались могилы второго кладбища! И именно здесь археологов ждали совершенно неожиданные находки
Первым сигналом о близости чего-то необычного стали круглые колодцы, спускавшиеся вертикально на глубину погребения, а затем переходившие в горизонтальный лаз. Судя по найденным в одном из колодцев черепкам, он был прорыт во времена Саргона. Но кем и зачем?

Вулли предположил, что это - следы работы древних грабителей могил. В Месопотамии, как и в Египте, ограбление могил являлось одной из древнейших профессий, и те, кто ею занимался, никогда не действовали наугад: они точно знали, где что лежит, и стремились прибрать к рукам что подороже. К этому времени археологи уже нашли сотни разграбленных могил и были уверены, что обнаружить богатое и неразграбленное погребение можно только случайно, при стечении самых счастливых обстоятельств. И в один из дней это произошло.

Сначала кто-то из рабочих заметил торчащий из земли медный наконечник копья. Оказалось, что он насажен на золотую оправу древка. Под оправой было отверстие, оставшееся от истлевшего древка.

Это отверстие привело археологов к углу ещё одной могилы. Она была чуть больше обычной, но такого же типа и представляла собой простую яму в земле, вырытую по размерам гроба с таким расчётом, чтобы с трёх сторон от него осталось немного места для жертвенных приношений. В изголовье гроба стоял ряд копий, воткнутых остриями в землю, а между ними - алебастровые и глиняные вазы. Рядом с гробом, на остатках щита, лежали два отделанных золотом кинжала, медные резцы и другие инструменты. Тут же находилось около пятидесяти медных сосудов, серебряные чаши, медные кувшины, блюда и разнообразная посуда из камня и глины. В ногах гроба стояли копья и лежал набор стрел с кремнёвыми наконечниками.


Кинжал изготовлен из двух материалов - лезвие было выковано из чистого золота, рукоятка сделана из лазурита с золотыми заклёпками, а великолепные золотые ножны украшал тонкий рисунок, воспроизводящий тростниковую плетёнку

Но по-настоящему археологи были поражены, когда очистили от земли гроб. Скелет в нём лежал в обычной позе спящего на правом боку. Кости настолько разрушились, что от них осталась лишь коричневая пыль, по которой можно было определить положение тела. И на этом фоне ярко сверкало золото - такое чистое, словно его сюда только что положили…


Золотая чаша

На уровне живота лежала целая куча золотых и лазуритовых бусин - их было несколько сотен. Золотой кинжал и оселок из лазурита на золотом кольце когда-то были подвешены к распавшемуся серебряному поясу. Между руками покойного стояла тяжёлая золотая чаша, а рядом - ещё одна, овальной формы и больших размеров. Возле локтя стоял золотой светильник в форме раковины, а за головой - третья золотая чаша.


Gold bowl ca. 2550

У правого плеча лежал двусторонний топор из электра (сплава золота и серебра), а у левого - обычный топор из того же металла. Позади тела в одной куче перепутались золотые головные украшения, браслеты, бусины, амулеты, серьга в форме полумесяца и спиральные кольца из золотой проволоки. А главная находка - золотой шлем, покрывавший истлевший череп.


Золотой шлем
Этот шлем представляет собой самый прекрасный образец работы шумерских мастеров золотых дел. «Если бы даже от шумерского искусства ничего больше не осталось, достаточно одного этого шлема, чтобы отвести искусству древнего Шумера почётное место среди цивилизованных народов», - писал Леонард Вулли.

Шлем глубоко надвигался на голову и прикрывал лицо щёчными пластинами. Он был выкован из чистого золота и имел вид пышной причёски. Чеканный рельеф на шлеме изображал завитки волос, а отдельные волоски были изображены тонкими линиями. От середины шлема волосы спускались вниз плоскими завитками, перехваченными плетёной тесьмой. На затылке они завязывались в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы ниспадали локонами вокруг вычеканенных ушей с отверстиями, чтобы шлем не мешал слышать. По нижнему краю были проделаны маленькие отверстия для ремешков, которыми закреплялся стёганый капюшон. От него сохранилось лишь несколько обрывков.

На двух золотых сосудах и на светильнике повторяется надпись «Мескаламдуг, Герой Благодатной страны». Впоследствии то же имя было прочитано на цилиндрической печати, обнаруженной в другом погребении.

«Если бы мы не видели царских гробниц, то, наверное, решили бы, что здесь похоронен царь», - писал Вулли впоследствии о погребении Мескаламдуга. А увидели они царские гробницы лишь в последние дни сезона 1926/27 года.



Всего здесь было шестнадцать царских захоронений, и ни одно из них не походило на другое. Жители Ура хоронили царей в гробницах из камня или из обожжённого кирпича. Каждая такая гробница состояла из одного помещения или из анфилады тщательно отделанных комнат - настоящий подземный дворец! Но, к сожалению, почти все гробницы были разграблены ещё в древности. В неприкосновенности уцелели только две.
Однако самые главные открытия были сделаны археологами в сезоне 1927/28 года.


остатки великолепной арфы в руках Леонардо Вулли:
её деревянные части истлели, однако украшения сохранились полностью, и по ним можно было восстановить весь инструмент. Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в котором держались золотые гвозди - на них натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из красного камня, лазурита и перламутра, а впереди выступала великолепная золотая голова быка с глазами и бородой из лазурита. Прямо на остатках арфы покоился скелет арфиста в золотой короне.


Арфа

У боковой стены траншеи, также поверх скелетов, лежала вторая арфа с замечательно выполненной головой быка. Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода - из лазурита. Тут же оказался не менее восхитительный набор перламутровых пластинок с искусной резьбой.

После исследований было установлено, что после смерти царицы, например, ее приближенные следовали за ней, принимая яд. Знаменитые арфы с головой быка были обнаружены в руках арфистов, которые, похоже, музицировали до последнего мгновения жизни.

Следуя дальше по траншее, археологи натолкнулись на остатки костей, которые явно не были человеческими. Вскоре всё разъяснилось. Неподалёку от входа в подземную гробницу стояли тяжёлые деревянные салазки, рама которых была отделана красно-бело-синей мозаикой, а боковые панели - раковинами и золотыми львиными головами с гривами из лазурита на углах. Верхний брус украшали золотые львиные и бычьи головы меньшего размера, спереди были укреплены серебряные головы львиц. Ряд бело-синей инкрустации и две маленькие серебряные головки львиц отмечали положение истлевшего дышла. Перед салазками лежали скелеты двух ослов, а в их головах - скелеты конюхов. Сверху этой груды костей лежало некогда прикреплённое к дышлу двойное серебряное кольцо, сквозь которое проходили вожжи, а на нём золотой амулет в виде фигурки ослика.


“Ram Caught in a Thicket” 2550 BCE gold, lapis lazuli, copper, shell, red limestone Penn Museum
В египетских и шумерских находках одного периода – 3-го тысячелетия до н.э. часто присутствует один и тот же мотив: мифологические животные с длинными переплетенными шеями.


Кулон в форме орла с головой льва.

Ниже стояли две деревянные повозки, когда-то запряжённые каждая тремя быками. Один из скелетов быков сохранился почти полностью. От повозок ничего не осталось, но отпечатки истлевшего дерева были настолько ясны, что можно было различить даже структуру дерева массивных колёс и серовато-белый круг, оставшийся от кожаного обода или шины. Судя по всему, повозки были довольно просты, но упряжь украшали продолговатые серебряные и лазуритовые бусины. Вожжи пропускались сквозь серебряные кольца с амулетами, изображающими быков.

И снова - человеческие останки. Перед бычьей упряжкой лежали скелеты конюхов, на повозках - истлевшие костяки возниц, вдоль стен гробницы лежали останки девяти женщин. Они были чрезвычайно пышно облачены: на головах - парадные головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками в форме буковых листьев, серебряные «гребни» в виде кисти руки с тремя пальцами, оканчивающимися цветами, лепестки которых инкрустированы лазуритом, золотом и перламутром; в ушах - большие золотые серьги полумесяцем, на груди - ожерелья из золота и лазурита.


Золотые серьги

Когда археолог Леонард Вули занимался раскопками царского захоронения в Уре, он обнаружил странную вещь. Когда шумерские цари и царицы умирали, вместе с ними хоронили также их подданных и слуг. Некоторые цари имели до восьмидесяти приближенных, и все они были захоронены вместе с ними. Возле каждого тела стояла чаша, что позволило Вули предположить, что слугам, лежащим в захоронении, давали яд.

Вули начал собирать вместе все загадочные и ужасные предметы и факты, связанные с захо-ронением. Первым в могилу ложили монарха. Затем вместе с ним трех или четырех выбранных сопровождающих и давали им яд. Внутреннюю могилу заделывали слоем кирпича, сделанного из грязи и гипса. Затем большая погребальная процессия проходила в наружное помещение могилы. Первыми шли женщины двора, одетые в пышные наряды. За ними следовали многочисленные прислужники. Они все шли к могиле и принимали яд. Затем могила закрывалась, а народ справлял тризну.


Royal game of Ur, at the British Museum

Археологи нашли в гробнице и две прислонённые к стене модели лодок: одну - медную, совершенно разрушенную временем, а вторую - серебряную, прекрасно сохранившуюся, длиной около 60 см. У неё высокие нос и корма, пять сидений, а в середине - арка, поддерживавшая тент над пассажирами. В уключинах уцелели даже вёсла с листообразными лопастями.


Фотографии арабских лодок 1950 г.


Шумерская лодка, построенная Туром Хиердалом.
Тигрис – это тростниковая лодка, на которой Хейердал выплыл из Ирака, пересек Персидский залив, достиг Пакистана (Хараппская цивилизация) и затем отправился в Красное море (Египет). Этим он доказал, что жители Месопотамии вполне могли путешествовать на таких лодках в весьма отдаленные регионы.

Гробница царицы. Именно к ней вела верхняя траншея, в которой археологи нашли повозку, запряжённую ослами. В заваленной шахте над самым сводом усыпальницы археологи нашли цилиндрическую печать из лазурита с именем царицы - Шубад. Очевидно, печать бросили сюда вместе с первыми горстями земли, когда засыпали гробницу.


Close-up of the skull of a female courtier with remains of her headdress

Останки царицы покоились в углу усыпальницы на истлевших деревянных носилках. Рядом стоял массивный золотой кубок, в головах и в ногах лежали скелеты двух служанок. Вся верхняя часть тела царицы Шубад была совершенно скрыта под массой золотых, серебряных, лазуритовых, сердоликовых, агатовых и халцедоновых бус. Ниспадая длинными нитями от широкого ожерелья-воротника, они образовали сплошной панцирь, доходящий до самого пояса. По низу их связывала кайма цилиндрических бусин из лазурита, сердолика и золота. На правом предплечье лежали три длинные золотые булавки с лазуритовыми головками и амулеты: один лазуритовый, два золотых в форме рыбок, а четвёртый - тоже золотой в виде двух сидящих газелей.

Истлевший череп царицы покрывал чрезвычайно сложный головной убор, похожий на те, что носили «придворные дамы». Его основой служил широкий золотой обруч, который можно было надевать только на парик, причём огромного, почти карикатурного размера. Сверху лежали три венка. Первый, свисавший прямо на лоб, состоял из гладких золотых колец, второй - из золотых буковых листьев, а третий - из длинных золотых листьев, собранных пучками по три, с золотыми цветами, лепестки которых отделаны синей и белой инкрустацией. И всё это было перевязано тройной нитью сердоликовых и лазуритовых бусин.


На затылке царицы был укреплён золотой гребень с пятью зубцами, украшенными сверху золотыми цветками с лазуритовой сердцевиной, с боков парика спускались спиралями тяжёлые кольца золотой проволоки. Огромные золотые серьги в форме полумесяца свешивались до самых плеч. Очевидно, к низу того же парика были прикреплены нити больших прямоугольных каменных бусин. На конце каждой такой нити висели лазуритовые амулеты, один с изображением сидящего быка, второй - телёнка. Несмотря на всю сложность этого головного убора, отдельные части лежали в такой чёткой последовательности, что впоследствии его удалось полностью восстановить.


Реконструкция золотого головного убора великой царицы Шубад.

Рядом с телом царицы лежал ещё один головной убор. Он представлял собой диадему, сшитую, по-видимому, из полоски мягкой белой кожи. Диадема была сплошь расшита тысячами крохотных лазуритовых бусинок, а по этому густо-синему фону шёл ряд изящных золотых фигурок животных: оленей, газелей, быков и коз. Между фигурками были размещены гроздья гранатов, укрытые листьями, и веточки какого-то другого дерева с золотыми стебельками и плодами из золота и сердолика. В промежутках были нашиты золотые розетки, а внизу свешивались подвески в форме пальметок из кручёной золотой проволоки.


Реконструкция золотого головного убора великой царицы Шубад.

По всей усыпальнице были расставлены всевозможные приношения: серебряные, медные, каменные и глиняные сосуды, посеребрённая голова коровы, два серебряных алтаря для жертвоприношений, серебряные светильники и множество раковин с зелёной краской, в том числе две искусственные - одна золотая, другая серебряная. Подобные раковины попадались почти во всех женских погребениях Ура. В них археологи часто находили остатки белой, красной или чёрной краски, которая употреблялась как косметическое средство, однако наиболее популярной краской была зелёная.

Шумер. С его наследием связывают чуть ли не все европейские и половину азиатских культур. Влияние их мифологии присутствует в Библии. Их изучают представители практически всех наук, а особенно усердно – уфологи. Шумеры придумали четыре времени года, минуту из 60 секунд и знаки зодиака.

Похоже, именно у них была первая письменность – клинописная, которой писали не только амбарно-торговые записи, но и поэмы. У них было врачевание и первые школы.


Печать с оттиском

Куда делся Шумер? По всей видимости, никуда. Он был завоеван и поглощен Вавилонской империей в середине второго тысячелетия до н.э., а потом попросту растворился в ней.

К сожалению, значительная часть золотых сокровищ из Ура (включая знаменитый шлем царя Мескаламдуга), хранившихся в Багдадском музее древностей, была разграблена иракскими мародёрами в апреле 2003 года.

http://artifex.ru/история/древний-но-близкий-шумер-часть-2/
http://фактъ.рф/мистика/клады/золото-из-царских-гр...стория-и-факты?limit=1&start=8
http://poryvaev.ru/kladu_i_sokrovisha/sokrovisha_m...zolotue_sokrovishcha_mira.html
http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-izvestnyie-kladyi-v-mire.html
http://www.theartblog.org/2009/10/treasures-of-anc...he-penn-museum/comment-page-1/

http://www.plam.ru/relig/bibleiskie_zemli/p5.php
Непомнящий Н., Низовский А. 100 великих кладов

А ведь Ашшур – это еще не настоящая пустыня, и прямо под остатками его стен течет полноводный Тигр! Что же говорить о юге Месопотамии, где находились древнейшие центры месопотамской цивилизации – города шумеров.
И здесь мы переходим к третьему эпизоду германской археологической эпопеи в Ираке – раскопкам одного из самых ранних шумерских городов – Урука (Варки). Работы начались в 1912 г., но их вскоре прервала Первая мировая война. Лишь через 14 лет вернулись сюда немецкие археологи, и, если не считать перерыва на Вторую мировую войну (1939–1946 гг.), они копают местные древности до сих пор. В разное время этой экспедицией руководили разные люди. Среди них можно упомянуть имена Юлиуса Иордана, Конрада Прейсера, Вильгельма Кенша, Юлиуса Ленцмана.
Уже первые траншеи, заложенные на теллях Варки, дали клинописные таблички с именем погребенного города – У рук. Библия называет его Эрех, упоминая сразу же после Вавилона. Древние греки знали об Эрехе, называя его Орхон. Потом это имя исчезло из истории. В III в. н. э. Урук был покинут своими жителями и больше не возродился.
Что же дали науке многолетние раскопки немецкой экспедиции в У руке? Они, прежде всего, показали, что Урук был городом, где свершилось самое значительное событие в истории человеческой культуры – на урукской земле впервые обозначился порог, через который шагнули люди из тьмы веков дописьменного периода в жизнь, освещенную уже светом письменности. Действительно, именно в Уруке в конце IV тыс. до н. э. впервые появилось клинописное архаическое письмо (протописьменный период в истории Месопотамии). Однако все эти годы немцы копали лишь несколько храмовых комплексов в самом центре города – комплексы святилищ богов Ану (бога неба) и Инанны-Иштар (богини любви и плодородия), оставляя в стороне жилые кварталы и укрепления Урука. Тем не менее многометровые напластования построек на исследованном участке и содержавшиеся в них предметы позволили ученым проследить первые этапы зарождения шумерской цивилизации: культовая архитектура, цилиндрические резные печати, каменные сосуды с рельефными изображениями, мраморная голова богини Инанны и т. д. и т. п. К тому же следует напомнить и об ужасных природно-климатических условиях юга Месопотамии – плоской, выжженной солнцем лПссовой равнины.

Раскопки в Уре (Леонард Вудди)

Впрочем, все эти «прелести» местной жизни сполна испытал на себе и английский археолог – сэр Леонард Вулли. В течение долгих 12 полевых сезонов, каждый из которых длился по 5–6 месяцев, он вел раскопки самого южного шумерского города – Ура, расположенного неподалеку от современного иракского города Насирия на Евфрате. Ур заметно выделяется даже на фоне других известных шумерских городов. Начать с того, что он существовал необычайно долго – от первых шумерских царей (начало III тыс. до н. э.) и до эпохи Дария и Александра Македонского. Ни бесчисленные вражеские нашествия, ни стихийные бедствия не могли заставить его жителей покинуть веками насиженное место. Но то, чего не сумели сделать полчища завоевателей, сделала природа. Евфрат внезапно изменил свое русло и ушел почти на 16 километров к востоку от городских стен. Без воды на этой раскаленной равнине нельзя было прожить и дня. И блистательный город превратился в скопление безликих холмов, окрашенных в серо-желтые цвета пустыни. Со временем было забыто и его местонахождение. Еще совсем недавно наши сведения об Уре ограничивались лишь несколькими туманными цитатами из Библии да ассиро-вавилонскими клинописными текстами, созданными много веков спустя после гибели цивилизации шумеров. Мы знаем, например, из позднейших надписей, что в XVIII в. до н. э. вавилонский царь Хаммурапи подверг восставший город ужасающему разгрому. Видимо, именно в это время и покинули поверженный Ур библейский патриарх Авраам и его семья. С тех пор даже Библия больше не упоминает об Уре. Город пришлось отыскивать заново уже в XIX столетии. В 1854 г. Д.Е. Тейлор, английский консул в Басре, впервые установил: скопление руин, известное среди местных бедуинов под названием Телль-аль-Муккайир («Смоляной Холм»), – это и есть древний Ур, что подтверждали найденные здесь же клинописные глиняные таблички. Однако к широким раскопкам на городище смогли приступить лишь много лет спустя.
В 1922 г. эту задачу начал осуществлять англичанин Леонард Вулли. Целых двенадцать лет велись здесь раскопки. Археологу удалось добиться многого. Пышные дворцовые ансамбли, массивные стены храмов, ступенчатая башня зиккурата и, наконец, фантастические по богатству царские захоронения появлялись из глубин земли с завидным постоянством. Но, возможно, самое главное – это то, что и Вулли удалось, наконец, в отличие от других своих коллег, оторваться от притягательного религиозно-административного центра городища и приступить к изучению жилых городских кварталов. Поэтому, есть все основания считать, что только после работ Леонарда Вулли в городе У ре древняя цивилизация шумеров предстала перед взорами человечества во всем своем блеске и величии.
Почти в те же годы (20-40-е гг. XX в.) француз Андре Парро вел раскопки в Мари (Сирия), американцы – в Ниппуре, Нузи и Тепе-Гавре, англичане – в Ниневии, Убейде, Арпачии и, вместе с американцами, – в Кише и Джемдет-Насре, а немцы продолжали методично изучать центр У рука. Это был «золотой век» месопотамской археологии.
Один за другим большие и малые телли Месопотамии после раскопок открывали людям свои тайны. Фрагмент за фрагментом выявлялись основные этапы богатейшей и длительной месопотамской истории. Постепенно ученые осознали, что за блестящим фасадом шумеро-аккадской культуры скрываются какие-то более ранние и более скромные предшественники.

Илл. 14. Л. Вулли

У истоков месопотамской цивилизации

Еще каких-нибудь 40–50 лет назад почти все солидные научные монографии и статьи по археологии Месопотамии хранили полное молчание о начальных этапах дошумерской, дописьменной истории Ирака и Сирии. Археологические работы традиционно велись главным образом на юге страны, на месопотамской равнине, то есть там, где древнейшие находки, если они имелись, были погребены под толстыми аллювиальными отложениями. Следуя логике рассуждений географов, ботаников и зоологов, истоки ранних культур с земледельческо-скотоводческим хозяйством нужно было искать на севере региона, в горных и предгорных районах.
Археологи долго не обращали внимания на Северную Месопотамию. А ведь именно там, в горах и предгорьях Загроса, Тавра и Синджара, произрастали дикие предки пшеницы и ячменя, а также паслись на привольных лугах дикие козы – предки одомашненных позднее овец и коз. И вот, уже после Второй мировой войны, в 50-е годы, ученые стали изучать и эти забытые края. Прежде всего их привлекли следы обитания человеческих общин, находившихся на стадии перехода от мезолита к неолиту, то есть коллективов с зачатками земледелия и скотоводства, но еще в пределах охотничье-собирательского хозяйства. На севере Ирака, в горах Курдистана, американские археологи Роберт Брейдвуд и Ральф Солецки начали интенсивные обследования наиболее перспективных районов. И вот Солецки после сенсационных открытий неандертальских захоронений в пещере Шанидар обнаружил неподалеку от входа в эту самую пещеру открытую стоянку – Зеви-Чеми-Шанидар. Она относилась, по данным радиоуглеродных анализов, примерно к IX тыс. до н. э. Исследователь обратил внимание на необычайное обилие костей животных в слое стоянки – лабораторный анализ показал, что подавляющее их большинство принадлежит овцам. Причем три пятых всех особей были моложе одного года. Это свидетельствовало о том, что овцы были уже домашними: молодых ягнят забивали, чтобы можно было доить маток. Большой интерес представляют и каменные орудия из Зеви-Чеми-Шанидара: грубые каменные зернотерки, шлифованые топоры, серпы в виде кремневых ножевидных пластин-вкладышей, прикрепленных к костяной рукояти с помощью битума или смолы. Мы не знаем, какие именно злаковые растения жали этими серпами обитатели стоянки. Неизвестно и то, были ли эти злаки дикими или культурными. Тем не менее первые шаги в формировании новой производящей экономики земледельческо-скотоводческого типа представлены здесь достаточно хорошо.
Еще более важными оказались результаты многолетних работ большой археолого-ботанической экспедиции во главе с Робертом Брейдвудом (США) в Иракском Курдистане (так называемый проект «Ирак-Джармо»). Впервые в истории ближневосточной археологии геологи, зоологи, ботаники и климатологи предприняли совместно с археологами комплексное исследование природной среды, окружавшей местного первобытного человека. Их открытия позволили сделать вывод о том, что экология того времени существенно не отличалась от современной. Особо важное значение для дальнейшего развития месопотамской археологии имели раскопки экспедиции Р. Брейдвуда на двух археологических памятниках иракского Курдистана – в Карим-Шахире и Джармо. Древнее поселение Карим-Шахир расположено к северу от городка Чамчамаля в Киркукском губернаторстве. Точно определить его время не удалось. Но судя по аналогиям с находками из самих ранних слоев Иерихона (Палестина) Карим-Шахир относится к мезолитическому периоду (IX тыс. до н. э.) и представляет собой хотя и открытую, но временную, сезонную стоянку. Главными источниками питания местных жителей были охота, собирательство и рыбная ловля. Наличие серпов с кремневыми вкладышами и грубых зернотерок в слое стоянки не может служить решающим аргументом в пользу появления земледелия. Присутствие таких орудий свидетельствует лишь о переработке злаков, но не об их возделывании.


Илл. 15. Бригадир иракских рабочих Халаф Джасим с найденной им статуэткой


Илл. 16. Статуэтка-флакон богини плодородия. Халафская культура, Ярым-тепе 2. V тыс. до н. э.

К числу новых технических достижений обитателей Карим-Шахира нужно отнести появление шлифованных каменных топоров и грубых глиняных статуэток. Этот памятник – порог, с которого и начиналась в Месопотамии «неолитическая революция», то есть переход к земледелию и скотоводству как основе хозяйства. А явственные следы более высокой ее стадии демонстрирует нам уже другое поселение – Джармо в Курдистане, относящееся к началу VII тыс. до н. э. Исследовал его Р. Брейдвуд в 1949–1952 гг. По его словам, Джармо целиком подпадает уже под категорию «первичных, подлинно оседлых земледельческих общин Загроса». Само поселение занимает площадь около 1,2 га, состоит из глинобитных наземных домов и расположено на выступе горного плато, нависающем над глубоким ущельем. Толщина культурного слоя достигает 7,6 м. Обломки керамики встречаются лишь в верхней трети почти восьмиметровой толщи холма. Предположение о существовании в Джармо развитого земледелия основывается не столько на находках каменных орудий для жатвы и размалывания злаков, сколько на открытии там зерен культурных растений, в том числе – пшеницы Эммера и двухрядного ячменя.


Илл. 17. Женская статуэтка («богиня плодородия»). Телль-Халаф, Сирия. V тыс. до н. э.

Новые способы получения продуктов питания оставляли довольно много свободного времени у жителей Джармо и для других дел. Показательно появление именно в это время каменных и глиняных фишек для какой-то игры, а также культовых глиняных фигурок женщин и различных животных, что указывает на начало расцвета искусства неолитических племен Северной Месопотамии.


Илл. 18. Керамические печи после расчистки. Халафская культура, Ярым-тепе 2. V тыс. до н. э.

«Решающий рубеж, – отмечает И.М. Дьяконов, – в создании экономики воспроизводства продукта был пройден, и хотя еще медленно, но начинается процесс всестороннего использования открывшихся перспектив». И одним из наиболее ярких его проявлений стал широкий выход горцев Загроса и Синджара на просторы месопотамской равнины. Началось интенсивное освоение новых плодородных земель, заметно ускорившее весь ход культурного развития местных земледельческо-скотоводческих общин и вплотную приблизившее их к порогу цивилизации.
И совсем не случайно, что только после того, как ученые осознали всю значимость северных областей Месопотамии для понимания истоков местной цивилизации, там, на севере, начались серьезные полевые исследования и тут же последовали важнейшие открытия.
В 1942–1945 гг. английский археолог Сетон Ллойд и иракский археолог Фуад Сафар раскопали в 25 км к югу от Мосула телль Хассуна, скрывавший внутри остатки поселка земледельцев и скотоводов VI тыс. до н. э. Этот первый исследованный памятник дал название всей оседлой раннеземледельческой культуре Северной Месопотамии – хассунская. Ее создатели изготовляли грубую, но практичную керамику, стилизованные женские статуэтки (культ плодородия), строили прямоугольные наземные жилища из блоков глины с примесью соломы. «Образ жизни первых поселенцев Хассуны, – пишет немецкий ученый Б. Брентьес, – делает понятным, почему их культура быстро распространилась на сотни километров. Вероятно, в результате многовековой обработки почва в горах истощилась или население увеличилось настолько, что люди были вынуждены покинуть свою страну и отправиться на поиски новых земель. Там, где им нравились пастбища и пахотные земли и где не было врагов, они оставались жить. В противном случае, собрав урожай, двигались дальше…»
Итак, широкое освоение месопотамской равнины начали именно хассунские племена. Но по мере продвижения к югу богарное (неполивное) земледелие стало давать серьезные сбои. И вот в Телль эс-Савване («Кремневый холм»), расположенном на правом берегу Тигра в 11 км к югу от Самарры, в 60-е годы XX в. археологи из Иракского департамента древностей открыли большое поселение площадью 2,5 га, укрепленное глубоким рвом и глинобитной высокой стеной, возникшее в 5600 г. до н. э. Внутри стен было раскопано два здания: одно («Дом № 1») имело два этажа и 14 комнат, второе – еще больше. Часть «Дома № 1» занимал храм из четырех помещений. Среди самых многочисленных находок – фигурки мужчин и женщин из глины и алебастра. Но самое главное – среди найденных хлебных злаков есть такие виды пшеницы и ячменя, возделывание которых возможно лишь при искусственном орошении. А это значит, что простейшие формы ирригации появились в Месопотамии уже в VI тыс. до н. э. Важные результаты принесли также многолетние исследования хассунского поселка Ярым-тепе 1 в Синджарской долине российскими археологами (1969–1976 гг.).
В начале V тыс. до н. э. хассунскую культуру сменяет (или вытесняет) на севере Месопотамии пришлая халафская. И хотя халафскую керамику впервые открыли совершенно случайно в Сирии еще в 30-е годы, целенаправленное изучение этой культуры началось лишь в 50-70-е годы, когда американские и английские археологи исследовали такие интересные халафские памятники, как Арпачия и Тепе-Гавра в районе Мосула, а российская экспедиция на широкой площади и на всю толщину 7-метрового культурного слоя раскопала халафский телль Ярым-тепе 2 (в 1969–1976 гг.). Халафцы создали самую изящную и разнообразную по формам керамику, украшенную великолепной росписью. Круглая в плане архитектура («толосы») – жилая и культовая, развитая религиозная идеология с образом богини-матери (культ плодородия), земледелие и скотоводство как основа хозяйства характеризуют основные черты этой культуры.


Илл. 19. Круглая жилая постройка халафской культуры. Ярым-тепе 2. V тыс. до н. э.

Где-то в конце VI – начале V тыс. до н. э. какие-то северомесопотамские племена достигли самого юга равнины и вышли к берегам Персидского залива. Сетон Ллойд и Фуад Сафар при раскопках городища Абу-Шахрайн (древний город Эреду) в начале 50-х годов обнаружили, что самые нижние его слои содержат керамику, очень похожую на позднехассунскую и датируемую как раз концом VI – началом V тыс. до н. э.
Завершает цепочку дошумерских раннеземледельческих культур так называемая убейдская культура (вторая половина V – середина IV тыс. до н. э.). Впервые открыта в телле Эль-Убейд близ древнего Ура в Южном Ираке. В конце 20-х гг. там работали английские археологи. Исследуя этот телль, они обнаружили под остатками шумерского храма незнакомую расписную керамику – темно-зеленые, обожженные почти до стекловидного состояния черепки, украшенные четкими геометрическими рисунками, нанесенными темно-коричневой и черной краской. Позже здесь удалось вскрыть под наносами ила тростниковые хижины первых жителей поселка с точно такой же расписной посудой. Так в археологической летописи Месопотамии появилась еще одна неизвестная культура, которая по своему хронологическому положению уже непосредственно предшествовала великой шумерской цивилизации.
В 1940 г. иракские специалисты раскопали убейдский поселок в Телль-Укайре близ Багдада. Здесь выявлены добротные глинобитные дома из прямоугольных сырцовых кирпичей со стенами почти метровой высоты, расчищена довольно широкая улица. Основой хозяйства местных жителей служили земледелие, скотоводство и рыболовство (найдены глиняные модели лодок, каменные грузила для сетей и кости крупной рыбы). Убейдская культура (происхождение ее остается неизвестным) быстро распространилась по всей Месопотамии, вытеснив (или уничтожив) на севере великолепную халафскую культуру.

Открытия продолжаются

Что касается памятников шумерской эпохи, то после Второй мировой войны немцы продолжили раскопки в У руке, американцы – в Ниппуре и Кише, англичане (М. Мэллоун) вновь начали раскопки Нимруда.




Илл. 20. Находки халафской культуры из поселения Ярым-тепе 2
а) алебастровый кубок,
б) расписной глиняный шаровидный сосуд,
в) фрагмент керамики с изображением газелей

Еще более интенсивные исследования археологов развернулись по всей Месопотамии в 60-70-е гг. XX в. Заметно расширился при этом и список стран – участниц этой грандиозной археологической эпопеи: к традиционным участникам – Англии, Франции, Германии и США – присоединились Италия, Япония, Дания и Россия. Раскопкам подверглись сотни самых разных памятников всех эпох: от пещерных стоянок первобытного человека в горах Курдистана до громадных городов I тыс. до н. э. типа Ниневии и Вавилона (Иракский директорат древностей). Однако уже ирано-иракская война 1980–1989 гг. сильно сократила и число иностранных экспедиций в Ираке, и размах их исследовательской активности. Окончательный удар по археологическому изучению страны с участием иностранцев нанесла операция американцев и их союзников в 1991 г. – «Буря в пустыне». К тому же во время воздушных бомбардировок сильно пострадали многие всемирно известные памятники древности – например, знаменитый зиккурат Ур-Намму в Уре, построенный в III тыс. до н. э.
Тем не менее, археологическое изучение своей страны по мере возможности продолжали вести и в эти тяжелые годы иракские ученые. И об одном их замечательном открытии я и хочу здесь рассказать. В 1988 г. археолог Музахим Махмуд Хуссейн при раскопках в Нимруде в подземном склепе под полами дворца Ашшурназирпала II обнаружил каменные саркофаги двух ассирийских цариц, где, помимо останков самих высоких особ, находилось 20 кг золотых ювелирных украшений тончайшей работы – серьги, кольца, ожерелья, браслеты, булавки и т. д. По клинописным надписям на саркофагах удалось восстановить имена знатных покойниц: Аталия – жена царя Саргона II (721–705 гг. до н. э.) и Йабай – жена Тиглатпаласара III (744–727 гг. до н. э.). Таким образом, несметные сокровища ассирийских владык – не легенда, не вымысел, а реальность.

Глава 3 У истоков первой цивилизации планеты

История начинается в Шумере

Еще в IX–VIII тыс. до н. э. Ирак стал ареной «неолитической революции» – самой важной из всех революций в истории человечества. В предгорьях Курдистана, увлажняемых каждую зиму дождями со Средиземного моря, человек перестал быть бродячим охотником, зависимым от капризов природы, и превратился в земледельца, привязанного к небольшому клочку земли, с которого получал теперь основные продукты питания. Из глины он построил себе жилище и изобрел новые виды орудий труда. Стада прирученных овец, коз и крупного рогатого скота дали ему постоянный и легко доступный источник мяса, молока, шерсти и кожи. Каждая большая семья, вероятно, сооружала свой собственный дом, обрабатывала свое поле, пасла свое стадо домашних животных. А несколько семей, объединившись вместе, образовывали деревню – зародыш социальной организации в виде сельской общины.
Позднее были и другие «революции»: металл вытеснил камень, деревни переросли в города, города объединились (часто не по своей воле) в царства, а царства – в империи. Но сама жизнь, труд человека, привязанного к матери-земле и зависимого от сезонных циклов природы, не менялись здесь с тех давних времен практически до наших дней.
За 5000 лет до рождения Христа предгорья Загроса и Синджара на севере Ирака были населены неолитическими земледельцами и скотоводами, обитавшими в небольших селениях и использовавшими орудия еще каменного века. Однако уже две тысячи лет спустя в Месопотамии начинается «эра истории», но начинается она в другом конце великой месопотамской равнины – в южной части долины Тигра и Евфрата, в Шумере. «История начинается в Шумере», – сказал однажды известный американский ученый-востоковед Сэмюэль Крамер, вынеся затем эту фразу в название одной из своих лучших научно-популярных книг. И это – истинная правда. Яркий свет письменной традиции (появление клинописи), вспыхнувший вдруг в междуречье Тигра и Евфрата более 50 веков назад, донес до нас из сумрака тысячелетий свидетельства о жизни и деяниях одного из величайших народов древности – шумеров.

О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!.. -
воскликнул когда-то шумерский поэт, отражая в поэтической форме факт бесспорного культурного и военного превосходства обитателей Южной Месопотамии над их ближайшими соседями.
В действительности Шумер – очень небольшая страна. Ее площадь – чуть меньше современной Бельгии. Вся жизнь концентрировалась здесь вокруг рек и каналов. Поэтому «колыбель цивилизации» представляла собой длинную и узкую полосу земли, протянувшуюся от широты Багдада до гнилых болот на берегу Персидского залива. Эту территорию поделили между собой несколько шумерских городов-государств.
«Вскоре после 3000 г. до н. э. – отмечает известный английский археолог Г. Чайлд, – древнейшие письменные документы дают нам картину социальной и экономической организации Шумера… Страна была разделена между 15 городами-государствами, каждый из которых был политически автономен, но все они имели общую материальную культуру, религию, язык и все в значительной мере были связаны друг с другом экономически».
В раннединастический период (он начинается около 2800 г. до н. э.) клинописные таблички упоминают о 13 таких городах, более или менее точно привязанных к современной географической карте: Сиппар, Киш, Акшак, Ларак, Ниппур, Адаб, Умма, Лагаш, Бад-Тибира, Урук, Ларса, Ур и Эреду. Формально «хозяином», господином каждого шумерского города был бог, правивший через вождя, который, помимо политико-административных, выполнял еще и ряд важных культовых обязанностей. Земледелие, основанное на искусственном орошении, давало достаточно пищи, чтобы прокормить и тех людей, которые непосредственно ее не создавали: жрецов, чиновников, писцов, ремесленников, торговцев и профессиональных воинов из дружины правителя.
Широко использовалась письменность – в виде клинописи на глиняных табличках, были развиты архитектура (монументальные здания храмов, дворцы), скульптура и обработка металлов. Торговые караваны регулярно уходили вдаль от месопотамского оазиса, направляясь в горные районы за древесиной, слитками меди и олова, твердыми породами камня, драгоценными металлами и другими товарами, столь необходимыми для нормальной жизни только что зародившихся шумерских городов-государств.
Религия, безраздельно господствовавшая и в общественной, и в частной жизни, выработала сложнейший пантеон богов во главе с верховным божеством – Энлилем (богом воздуха). В раннюю эпоху вся хозяйственная жизнь города-государства была сосредоточена вокруг храма бога-покровителя данной территориальной общины.
Такова в общих чертах картина шумерской цивилизации в начале III тыс. до н. э. Стоит ли поэтому, удивляться, что те 20 веков (5000–3000 гг. до н. э.), которые являлись свидетелями зарождения и формирования этой цивилизации, представляют для нас исключительный интерес.
История перехода от неолита к цивилизации не может быть рассказана во всех деталях, поскольку наши сведения об этом процессе все еще крайне скудны и отрывочны. Но мы, по крайней мере, знаем теперь, что он точно происходил в пределах самого Ирака. Широкие археологические исследования 50-80-х гг. опровергли старую теорию, согласно которой шумерская цивилизация зародилась первоначально в какой-то далекой и таинственной стране и уже потом в полностью сложившемся виде была принесена в Месопотамию. Сейчас мы в состоянии проследить путь развития многих из ее элементов на протяжении долгих веков. И если одни черты цивилизации действительно были принесены извне, в ходе иноземных вторжений или иноземных культурных влияний, то другие имели такие глубокие корни в иракском прошлом, что мы можем назвать их местными. Вероятно, как и все другие древние цивилизации, шумерская была продуктом слияния самых разных культурных потоков и черт. Известно, что две главные этнические группы, резко отличавшиеся друг от друга по языку, – шумеры и аккадцы-семиты – жили в Месопотамии бок о бок еще в начале исторической эпохи (на рубеже IV и III тыс. до н. э.). Хотя мы не можем пока с уверенностью сказать, когда именно они появились на месопотамской сцене и какую роль каждый из этих народов сыграл в становлении местной цивилизации. Увы, единственным источником для решения наших проблем по поискам истоков шумерской культуры в дошумерские времена остаются археологические находки. Но они практически бесполезны при реконструкции политических событий и передвижений различных племен и народов.

Серия «100 великих»: Сто великих сокровищ

НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА ИОНИНА

ЗОЛОТОЙ КОЗЛИК ИЗ УРА

В III тысячелетии до нашей эры шумерский город Ур был одним из крупнейших центров цивилизации, которая располагалась на территории современного Ирака. В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городом с великолепными храмами, дворцами, площадями и общественными зданиями, а его жители (и мужчины, и женщины) любили украшать себя ювелирными изделиями.

В 1920-х годах там начались археологические раскопки. Объединенной экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли, посвятивший исследованию этого района более пяти лет.

На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ, и все же экспедиции Л. Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире. Перед глазами членов экспедиции предстала неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен каменный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним оставалось несколько приближенных, которых тоже умерщвляли, прежде чем положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным ритуалом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема - в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы...

Следом за ними въезжали повозки, запряженные ослами или быками, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу. Все участники траурной процессии занимали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заключительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине XXX века до нашей эры. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их цветным камнем, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.

Драгоценные металлы доставлялись сюда караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит из Бадахшанского месторождения на Памире. Ювелиры Шумера прекрасно чувствовали природные особенности материала и с большим вкусом выявляли его красоту в своих изделиях.

Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, и вся его фигура в высоту достигает пятидесяти сантиметров.

Таких статуэток было две, а нашли их в самой грандиозной во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток сейчас выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен.

Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри козлик имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена внешняя оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Таким способом древние мастера выделили его выступающие лопатки, а также глаза, бородку и витые рога. Живот козлика выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, нитки шерсти на спине и боках вырезаны из маленьких гравированных кусочков раковин, воткнутых в битум.

Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно-розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими художниками цветовое созвучие сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект. Но так золотой козлик из Ура, сильно пострадавший от многовекового прерывания в земле, стал выглядеть только после скрупулезного труда реставраторов.

Шумерская цивилизация состояла из городов-государств (номов), так что вполне естественно, что все современные научные знания связаны, прежде всего, с остатками городской культуры шумеров . Археологи проводили раскопки шумерских городов в Междуречье и совершённые находки составили впечатление о Шумере. При этом, помимо письменного наследия, представленного клинописными табличками, каждый из городов-государств внёс свой вклад в картину всей цивилизации.

  • Один из наиболее известных шумерских городов, Ур, среди археологов известен прежде всего раскопанными захоронениями шумерского периода. В общей сложности обнаружено около двух тысяч могил: шумеры хоронили умерших в гробах или завёрнутыми в циновки, в «позе эмбриона» и с погребальным инвентарём. Но наибольший интерес вызвали могильники царской династии Ура. Было обнаружено, что в Уре существовал обычай погребать вместе с членами царской семьи также и их слуг, рабов и приближённых - видимо, для сопровождения в загробной жизни. Например, в одной из царских гробниц, так называемой «Шахте смерти», были обнаружены останки 74 человек, 68 из которых были женщинами (скорее всего, наложницы царя);
  • а вот другой ном, то есть город-государство, Лагаш, с точки зрения сохранившегося до наших дней наследия примечателен обнаруженной в его развалинах большой библиотекой глиняных табличек с нанесённым на них клинописным текстом. Эти тексты содержали в себе хозяйственные записи, религиозные гимны, а также очень ценные для историков сведения - дипломатические договоры и отчёты о войнах, которые велись на территории Месопотамии. Помимо глиняных табличек в Лагаше были найдены скульптурные портреты местных правителей, фигурки быков с человеческими головами (что указывает на возможный культ этих животных), а также произведения ремесленного искусства;


  • город Ниппур был одним из важнейших городов Шумера. Его значение заключалось, прежде всего, в расположении здесь главного святилища бога Энлиля, который почитался всеми шумерскими городами-государствами. Таким образом, любой шумерский правитель, если он хотел упрочить своё положение, должен был получить поддержку жрецов Ниппура. Раскопки на месте древнего Ниппура велись с конца позапрошлого столетия и принесли немало находок. Это богатая библиотека глиняных клинописных табличек, общее число которых составило несколько десятков тысяч. Кроме того, были обнаружены остатки трёх больших храмов, один из которых посвящён Энлилю, другой - богине Инанне, бог третьего храма пока не определён. Любопытно было также обнаружить остатки канализационной системы, наличие которой было свойственно для городской культуры Шумера - она состояла из глиняных труб диаметром от 40 до 60 сантиметров;



  • Шуруппак был одним из наиболее влиятельных и богатых городов-государств Шумера. Он располагался на берегу реки Евфрат и в легендах назывался родиной праведного и мудрого царя Зиусудры - человека, который, согласно шумерскому мифу о потопе, был предупреждён богом Энки о каре и со своими приближёнными построил большой корабль, позволивший ему спастись. Археологи нашли в Шуруппаке интересную отсылку к этому мифу - следы крупного наводнения, произошедшего примерно в 3200 году до нашей эры. Возможно, память об этом стихийном бедствии и повлияла на возникновение и содержание мифа о потопе.

Шумерская цивилизация является одной из древнейших. Она сложилась приблизительно в IV–II тысячелетиях до н. э. в междуречье Тигра и Евфрата. В III тысячелетии до н. э. возросло значение ряда таких шумерских городов, как Лагаш, Киш, Ур, и многих других. Между этими городами происходила постоянная борьба за первенство. В XXIV веке до н. э. города были завоеваны правителем Аккада Саргоном Древним.

Интересно отметить, что долгое время единственным источником сведений о шумерских городах был Ветхий Завет. Научные исследования древних шумерских поселений начались лишь в конце XIX века, когда американские археологи начали раскопки города Ниппур. В 20-х годах XX века английский археолог Л. Вулли осуществил раскопки на территории Ура. Развалины Урука были исследованы в 1933 году Р. Кольдевеем, ранее совершившим ряд значительных открытий при раскопках Вавилона. В 1928–1929 годах С. Лангдон производил раскопки Киша, в ходе которых нашли развалины царского дворца и древние захоронения. Также археологи осуществили раскопки таких шумерских городов, как Эриду, Лагаш и Аккад.

Культовые сооружения древних шумеров, внешний облик которых был реконструирован учеными на основе полученных данных, представляли собой ступенчатые башни – зиккураты. Шумеры начали строить их в IV тысячелетии до н. э. Подобные сооружения возводились и спустя века после исчезновения шумерской цивилизации, в частности знаменитая Вавилонская башня.

Особенностью шумерской цивилизации являлась разветвленная ирригационная система, которая сложилась в IV–III тысячелетиях до н. э. и просуществовала до середины II тысячелетия до н. э. Оросительные каналы выступали связующим звеном между важнейшими культурными и политическими центрами Шумера.



Голова Саргона Древнего. XXIII в. до н. э.


Исследователи пришли к выводу, что первые шумерские поселения в долине Тигра и Евфрата появились в VI тысячелетии до н. э.

Самым древним поселением считается город Эриду (городище Тель-Абу-Шахрейн в Ираке). Археологические экспедиции Р. Томпсона, Ф. Сафара и С. Ллойда обнаружили развалины храмов, а также древнее кладбище. В Эриду находился храм бога воды и мудрости Энки.

В ходе исследований Ниппура, начатых на рубеже XIX–XX веков и продолженных после Второй мировой войны, были обнаружены развалины храмов верховного бога Энлиля и храма богини любви и войны Инанны. Ученые пришли к выводу, что Ниппур являлся важным культовым центром Шумера. Без признания жрецов Энлиля власть царей Шумера и Аккада не могла считаться законной. Жрецами был разработан ниппурский календарь, согласно которому в году насчитывалось 12 лунных месяцев, в каждом из которых было по 29 или 30 дней.

Раскопки города Ур, родины библейского патриарха Авраама, были осуществлены в 1922–1934 годах англичанином Л. Вулли. Неподалеку от современной Басры находился холм, в котором на глубине 12 метров обнаружили захоронения древних царей Ура, датированные IV тысячелетием до н. э. Предметы, найденные в гробницах, свидетельствуют о том, что шумеры к этому времени достигли высокого уровня в металлообработке, ювелирном деле и изготовлении музыкальных инструментов. Археологи установили, что похороны царей сопровождались многочисленными жертвами, так как в гробницах было обнаружено большое количество человеческих останков.

В Уре были раскопаны развалины трехъярусного зиккурата, в котором располагалось святилище бога луны и предсказаний Нанны. Это сооружение было возведено в период правления царя Ур-Намму в XXII веке до н. э., когда могущество Шумера достигло наивысшего расцвета. При этом царе был составлен самый ранний из известных науке свод законов, зафиксированных письменно. К этому же времени исследователи относят составление «Царского списка», в котором названы имена мифических шумерских правителей и окончательно оформлена идея о божественном происхождении власти царя, передаваемой по наследству.




Зиккурат в Уре. XXII–XXI вв. до н. э. (реконструкция)


Раскопки подтвердили реальность Всемирного потопа, о котором сказано и в Ветхом Завете, и в древнешумерском эпосе «Песнь о Гильгамеше». В 1929 году, исследуя гробницы шумерских царей, на глубине 12 метров Л. Вулли обнаружил наносные отложения, которые могли возникнуть только в результате широкомасштабного затопления. Толщина этих отложений достигала около 2,5 метра.

В конце XX века до н. э. Ур утратил свою независимость, а в IV веке до н. э., когда произошло изменение русла Евфрата и засоление почв, жители покинули город.

Археологические раскопки еще одного шумерского города, Лагаша, были произведены в 1877–1933 годах. В ходе этих исследований было найдено около 50 тысяч глиняных клинописных табличек, которые стали поистине неоценимым материалом, дающим представление о цивилизации Шумера.





Барельефы из Лагаша. III тысячелетие до н. э.


Сам город и система оросительных каналов вблизи него появились в V–IV тысячелетиях до н. э. Большинство письменных источников, найденных археологами, относится к середине III тысячелетия до н. э. Расцвет Лагаша приходится на период правления царя Эанатума (вторая половина XXV века до н. э.), которому удалось подчинить себе ряд шумерских городов – Умму, Киш и др.

В память о победе над войсками Уммы по приказанию царя была возведена так называемая «Стела коршунов», на которой изображены хищные птицы, пожирающие противников правителя Лагаша.





Гудеа, правитель Лагаша. Конец III тысячелетия до н. э. э


В XXII веке до н. э., в годы правления царя Гудеи, велось активное строительство храмов. В это время возрастает значение Лагаша как одного из культовых центров Шумера. Процветанию города способствовали многочисленные торговые связи. Так, согласно расшифрованным табличкам, при Гудее строительные материалы ввозились в Лагаш из Элама, Малой Азии, Армении и Индии. По приказу Гудеи был воздвигнут храм богу земледелия, плодородия и войны Нингирсу, культ которого в этот период имел в Шумере большое значение. Археологи нашли немало статуй, изображающих царя-строителя, а также восхваляющих его надписей.

Данные о численности населения шумерских городов подтверждают сведения, содержащиеся в Ветхом Завете и легендах о Великом потопе: население Земли, после катастрофы состоявшее из нескольких человек, очень быстро увеличилось. По данным древних переписей, население государств, возникновение которых относится к 2250–2200 годам до н. э., составляло всего несколько тысяч жителей. Исследователи расшифровали древние таблички и установили, что в Лагаше в этот период проживало 3,6 тысячи человек, столетие спустя – уже 216 тысяч, то есть численность населения возросла в 60 раз, несмотря на опустошительные войны, в ходе которых погибало огромное количество людей.

Таким образом, результаты раскопок и древнешумерские записи свидетельствуют о том, что культура древних шумеров оборвалась вследствие крупного наводнения и со временем здесь стали появляться новые цивилизации, а также подтверждают правильность датировки Великого потопа, содержащейся в Ветхом Завете.