Eve фрегаты. «101 фрегат» или осваиваем PvP в EVE Online

Корабль в EVE Online - основное местопребывание капсулера на протяжении всей игры. И чтобы фан от игры был максимальным, стоит уделить внимание классам кораблей. Каждый из них требует прокачки определенных скиллов. Всего в игре порядка двухсот разных моделей, каждая из которых - со своей специализацией и тонкостями управления. Поэтому в игре все космические судна разделены на три технологических уровня от простых к сложным - Tech 1, Tech 2, Tech 3, и сгруппированы в почти три десятка классов. Самых популярных классов - десять.

Ключевые классы кораблей

Assault ships .
Это ударные фрегаты средней сложности (Tech 2). От прототипов Tech 1 отличаются обилием пушек по периметру и усиленной броней со щитами. Характеристики:
  • большая огневая мощь;
  • маленькие размеры;
  • низкая скорость (неудобны в роли таклеров).
Такие модели хорошо выстоят в поединке с линейными крейсерами, разнесут любой фрегат и неплохо подойдут для соло-PvP. Interdictors . Заградительная модель второго уровня сложности. Это массовый таклер: может поймать целый флот противника. Характеристики:
  • может ставить заградительные зонды (сферы диаметром до 20 км);
  • свойства сферы таковы, что противник не может сбежать;
  • для управления нужны серьезные скиллы;
  • подходят для тех, кто хорошо понимает тактику боя.
Такая модель может решить исход всего поединка. Не подойдет новичкам: можно случайно загнать в ловушку свой же флот. Отличный вариант для соло-PvP, но с крейсером не справится, только с небольшими судами.
Cruisers . Крейсер - одно из самых востребованных среди новичков судов. Крейсеры Тech 1 имеют ярко выраженную специализацию. Характеристики:
  • низкая стоимость;
  • хорошая огневая мощь;
  • толстая броня;
  • узкие атакующие возможности.
Модель успешно справится с противниками-фрегатами и крейсерами. Отлично подойдет для обороны тяжелых судов от маневренных штурмовиков. Хорошо проявляет себя в соло-PvP, из-за чего судно частенько встречается в пиратских системах. Logistics . Космический «лекарь» - ремонтная модель второго уровня. Логистик предназначен сугубо для поддержки флота. Его можно также применять для увеличения скорости прицеливания кораблей-снайперов. Есть два типа логистиков: ремонтники брони и ремонтники щитов. Иногда встречаются модификации с умением энергетической накачки для судов союзников. Логистики - очень важные крейсеры, но не пригодятся в соло-PvP. Heavy Assault Ships / Cruisers (HAC, ХАКи) . Тяжелый штурмовой крейсер. Все модели внутри класса сильно отличаются: Vagabond быстрые и тонкие, Zealot - массивные и медленные. Все штурмовики могут уничтожить почти любую цель в бою. Характеристики:
  • практически непобедимая модель;
  • требует серьезных скиллов и опыта;
  • может противостоять нападению линкоров;
  • высокая стоимость.
Это одна из самых мощных, защищенных, востребованных и потому дорогих моделей в EVE Online. Battlecruisers . Линейные крейсеры - самые распространенные суда в игре. Характеристики:
  • внушительная броня;
  • огромная огневая мощь;
  • быстрая скорость;
  • невысокая стоимость;
  • минимальные требования к скиллам игрока.
Такие суда - основа маленьких и средних формирований. Берут на себя роль основного атакующего. Пилотировать такой крейсер сможет даже новичок. Battleships
. Линкоры, они же баттлы, составляют основную ударную мощь в игре. Модель оптимизируется для любых целей, у нее огромное количество конфигураций. Характеристики:
  • высокая цена;
  • толстая броня;
  • серьезные атакующие возможности;
  • высокая дальность поражения (некоторые модели - до 100 км);
  • низкая скорость и плохая маневренность.
Пилотирование линкоров - дело опасное: отряд скрытых бомбардировщиков может очень быстро разнести несколько сотен баттлов. Плохих баттлшипов не бывает. Отдельно можно выделить модель Raven - она требует меньше всего скиллов для эффективного управления, при этом может танковать щит и параллельно наносить повреждения противнику. Black Ops . Класс включает тяжелые модели линкоров Tech 2 для спецопераций. Характеристики:
  • большая огневая мощь;
  • мобильный портал на борту.
С помощью портала можно переносить корабли через несколько систем: забросить бомбардировщики или разведывательные суда, минуя гиперпространственные врата. Dreadnoughts . Дредноуты - это гигантские ударные платформы. Подходят для сноса космических станций других игроков и таких же дредноутов. Характеристики:
  • серьезные требования к скиллам;
  • хорошая огневая мощь;
  • очень высокая стоимость.
Дрендноуты могут включать осадный режим, хорошо работают в паре с логистиками. Не подойдут для стрельбы по мелким объектам - орудия попадают только по большим судам. Ключевые операции по захвату вражеских систем проходят при участии дредноутов. Titans .Титан - самое большое судно в игре. Титан покрыт броней толщиной в несколько метров, пробить которую можно лишь многочасовыми усилиями. Уничтожить титан можно флотом других титанов или мазершипов. Характеристики:
  • беспрецедентные атакующие возможности;
  • джамп-портал для переброски судов между системами;
  • отсутствие ограничений по количеству переброски судов;
  • наличие станции клонирования судов и корпоративного ангара;
  • долгий период постройки титана (несколько месяцев);
  • очень высокая стоимость.
Идеален для массового PvP, представляет собой огромную ценность для альянса. Все описанные классы кораблей - боевые. У каждого из них своя стоимость, требования к навыкам и опыту. Для таких серьезных машин, как дредноуты и штурмовики (ХАКи) нужно минимум год качать скиллы. Если вы хотите ускорить процесс прокачки и быстрее перейти к более сложному уровню - купите игровую валюту у надежного контрагента, на сайте сайт. Вы получите голд уже через 5-10 минут после оплаты.

Итак, появилось время, решил написать статью о фрегате и способах его использования в бою.

Начну с преимуществ — фрегат очень быстрый, маневренный, дешевый в производстве, быстрый в прокачке по скиллам и поэтому доступный любому нубу, имеет высокую скорость лока, быстро уходит в варп.
Недостатки — маленький шилд и броня, невысокое повреждение. Но как ударный корабль никто его не использует, поэтому на недостатки можно смело закрыть глаза
Назначение фрегата в ПвП — это разведка и поддержка ударных сил. Чтобы участвовать в боевых действиях на фрегате необходимо иметь скиллы МВД и proplusion jamming и скилл для фрегата. Для фрегата электронщика нужны скиллы для каждого типа электроники.
При ведении разведки желательно иметь в системе шпионские точки — это букмарки в 250-350 км от гейта. На них можно варпнуться, и посмотреть инфо кораблей, кемперящих гейт. При этом вы практически недосягаемы для оружия противника. Достать вас можно только на интерцепторе и то на это понадобится некоторое время, за которое вы можете спокойно уйти в варп. Лучше иметь по 2-3 таких точки в разньх местах от гейта, это позволит вам несколько раз прилетать на гейт и исключает возможность засады интерцептора.

1. Фрегат — скрамблер.
фиттинг — мвд, стазис, срамблер.
Во время боя фрегат висит около гейта и при появлении цели быстро подлетает, скрамблит, бросает сетку и не дает уйти в варп. Нуб не умеющий использовать МВД, но очень желающий повоевать может использовать афтербурнер.

2. Фрегат — электронщик.
фиттинг — джаммеры, дамперы.
Фрегат можно использовать как корабль-электронщик, повесив на него дамперы (снижение дальности лока) или джаммеры (сброс лока). Дамперы желательно вешать на фриг с дальним локом.

3. Корабль поддержки для батлшипа.
Фрегат можно использовать как мобильный сенсор бустер, чтобы повышать другому кораблю скорость лока. Либо как защиту от джамминга, чтобы батлшипу сложнее было сбросить лок.

Итемы подходящие для фиттинга фрегата:

1. МВД (MicroWarp Drive)
Можно вешать 1 или 2 шт. Встречаются рарные мвд, дающие прирост к скорости 512,5 и 525%.

2. Скрамблеры.
Бывают 2 типов — Warp Disruptor (дальность 20км, сила скрамблинга 1, время работы 10 сек за 50 энергии), War Scrambler (дальность 7.5км, сила скрамблинга 2, время работы 25 сек за 20 энергии). Для использования на фрегате больше подходит скрамблер на 7.5км.

3. Сетки (Stasis webifier)
Stasis Webifier — для торможения вражеского корабля. Отнимает 75% скорости, не лишает возможности варпа. Встречаются рарные сетки дающие сброс скорости до 90%.

4. Джамеры (ECM)
Бывают нескольких типов — Multyspectral (все расы) или Radar (Амар), Ladar (Минматар), Gravimetric (Калдари) и Magnetometric (Галенте). Если собрались ставить мультиспектрал джамеры, то знайте, что для того чтобы заджамить батл вы должны координироваться с другим фрегатом, т.к. сила помех в данном случае -4, а не -6, а батл имеет силу лока 14 (18 у скорпиона). То есть для полного подавления лока нужно использовать 4 мультиспектрал джамера. Сила лока большинства фрегатов — 7, круизеров 11.

5. Сенсоры удаленного действия
Используются для повышения характеристик другого корабля. Remote Sensor Booster — повышение скорости лока, ECCM Projector — повышение силы лока (защита от джамминга)

→ Фрегат rifter в eve online - лучший среди мелких

Все знают про рифтер. Это корабль, на котором многие делают свои первые серьёзные миссии, пробуют первые аномалии, взрываются в первом ПвП. Многие считают, что звание лучшего т1 фрегата всегда будет за минматарским кораблём rifter, eve online сообщество уже давно обсосало все варианты фиттинга этого корабля, указало области его применения. Многие держат свои старые рифтеры в ангаре в виде талисмана. Для игрока в еве онлайн продажа фрегата обычно не является чем-то странным, но рифтеров у многих капсулиров по системам разбросано до десятка.

Rifter общие сведения

Минматарский фрегат rifter в eve online является самым универсальным т1 фрегатом. Наличие четырёх хай слотов позволяет наносить ощутимый для фрегата урон, наличие трёх мед и трёх лоу слотов позволяет затанковать как щитом, так и бронёй. Количество грида и мощность процессора позволяют не испытывать проблем с фиттингом. Конечно, корабль достаточно хрупок, но скорость позволяет ему уходить от тяжелых дронов и медленных пушек кораблей размером с линейный крейсер и выше.

Минматарские агентраннеры могут произвести с рифтером в лп шопе eve online обмен, фрегат, получаемый в обмен на рифтер значительно быстрее, но ещё более хрупок. Некоторые игроки в eve online обменяют фрегат Rifter на фракционный корабль Firetail с радостью. Firetail в пвп достойно выполняет роль таклера. Правда, обмен в лп шопе выходит не очень выгодным, гораздо удобнее купить редкий корабль на рынке.

Т2 версиями рифтера являются два штурмовых корабля - Jaguar и Wolf. Конечно, в eve online обмен фрегата через изобретение на его т2 версию - процесс рискованный, но множество рифтеров используется именно для нужд изобретателей.

Rifter в пве

Вряд ли есть такой персонаж расы минматар, который не делал миссии первого уровня на рифтере. Корабль отлично разгоняется до километра в секунду, что позволяет ему соблюдать должную дистанцию до противников. В артиллерийском билде рифтер отлично убивает врагов на дистанциях 10-15 километров, куда не достаёт ни один npc противник в миссиях первого уровня.

Если на рифтер поставить пулемёты, то его дпс станет столь велик, что противники будут рассыпаться за 3-4 секунды. Высокая скорость позволит уйти, если запахнет жареным. Ищите этот корабль в разделе рынка в еве онлайн «продажа фрегат». Рифтер - идеальное подспорье для новичка.

Рифтер в ПвП

Было бы очень странно не уделить внимания ПвП качествам фрегата рифтер, eve online знает немало случаев успешного применения этих фрегатов в виде москитного флота для отвлечения противника или в качестве «ловцов», таклеров. Сейчас мне возразят: как так, таклеру необходимо провести в eve online обмен на другой фрегат - Vigil! Да, не буду спорить, Vigil гораздо быстрее, чем Rifter. К тому же, в еве онлайн продажа фрегата Vigil производится по более низкой цене. Но скорость не компенсирует меньшую маневренность и огневую мощь. Vigil сможет быстрее поймать врага. Rifter сможет крепче его удержать.

При участии в ПвП на rifter eve сообщество предлагает ставить следующие модули:

High energy slots : 2 x Small Missile Launcher, 2 x 200 mm Autocannon.

Medium energy slots : Warp Disruptor, 1 MN Microwarpdrive, Small Capacitor Booster.

Low energy slots : Overdrive injector system, Nanofiber Internal Structure, Inertia Stabiliser.

Сравнение с конкурентами

Конечно, Rifter не идеален. Его не сделать непробиваемым, как амаррский Punisher, калдарский Kestrel гораздо лучше подходит для миссий, а Incursus имеет гигантское преимущество в виде дрона. Но универсальность рифтера делает его лучшим т1 фрегатом. В eve online обмен кораблей является не очень популярным видом получения суден, но при нехватке средств лучшего способа не найдешь.

Нравится

Фрегаты в Новом Эдаме – наиболее гибкая платформа для боевых задач. Быстрые и манёвренные, в прямых руках они могут наносить существенный урон даже по противникам большего тоннажа. В этой статье мы поговорим про Tormentor в EVE Online – амаррский корабль, который может похвастать уникальным сочетанием крепкого «панциря» и высокого урона.

Машина смерти в непримечательной оболочке

Tormentor используется уже много десятилетий. Большую часть своего срока службы корабль использовался как шахтёрское судно, поскольку тоннаж корабля не давал возможности активно использовать его в боевых действиях. Однако, как и в случае со многими амаррскими кораблями, сильная защита Торментора делает фрегат прочной целью. За последние годы энергоэффективности и мощности турелей значительно увеличилась, и теперь лазеры корабля вгрызаются не в руду, а в корпусы противников.

У Tormentor в EVE Online нет устоявшейся репутации pvp судна – оно просто не кажется опасными большинству капсульеров. И это делает корабль ещё более привлекательным для пилотов, выбравших боевую стезю. В этом заключается прелесть этого фрегата – многие игроки воспринимают его как «семейный микроавтобус», который нагло несётся на цель и начинает наносить намного больше урона, чем жертва ожидает.

Еще нет аккаунта? Зарегистрируйтесь в EVE Online и начните свои приключения в этой вселенной. Этот шедевр современных цифровых технологий обязан попробовать каждый геймер на этой планете!

Про корабль Tormentor в EVE Online языком цифр

С релиза Inferno, у Торментора больше нет бонусов к шахтёрским лазерам; они заменены на увеличенный урон от лазеров и более экономное использование бортовой батареи лазерами. Фрегат может похвастать отсеком для дронов в 20 кубических метров. 3 средних слота делают его лучшим выбором для «таклера», чем Punisher, у которого всего 2 mid-слота.

Бонусы корабля включают в себя (за каждый уровень владения навыком Amarr Frigate):

  • 10% уменьшение в стоимости активации энергетических турелей (максимум – до 50%);
  • 5% бонус к урону малых энергетических турелей (до 25% соответственно).

Tormentor может «выдавать» порядка 200+ dps (урона в секунду/d amage p er s econd) в режиме перегрева на расстоянии применения warp scrambler’ов и «сеток». Судно очень быстро по амаррским меркам, и шансы на то, что корабль подойдёт к оппоненту на необходимое расстояние, достаточно высокие. Скорость на microwarp drive можно разогнать до 2900 м/c, в режиме форсажа – до 4150 м/c.

Тактика боя на Торменторе

В отличие от большинства кораблей класса «фрегат», которые способны выдавать такой DPS, Tormentor может выдержать удивительно высокое количество урона с использованием Small Ancillary Armor Repairer (AAR) и Small Armor Repairer II (SAR). Как только ваши щиты будут на грани истощения, включайте SAR в режиме перегрева. Каждые 4 секунды вы будете восстанавливать приблизительно 1/6 часть своей брони.

Когда запас бронепластин будет приблизительно на середине, подключайте AAR. Каждый цикл действия этого модуля добавит ещё ~25% от общего количество «армора». У Торментора достаточно прочная обшивка (для фрегата), так что вы можете рассчитывать на хорошую выживаемость в бою. «Хитпойнты» вашей брони будут переходить от состояния, близкого к нулю, до практически полностью белой полоски – это вполне нормальное явление для фрегата. Не забывайте, что скорость обеспечивает вам также некоторое преимущество перед оппонентом.

Помните о том, что лазеры отличаются плохим трекингом, и вы можете промахиваться из-за того, что развиваете слишком большую скорость ! Это достаточно частая ошибка для пилотов амаррских фрегатов и особенно Торментора. Выбирайте золотую середину и придерживайтесь оптимального режима работа двигателей – не нужно использовать форсаж (afterburner) или microwarp drive в режиме перегрева, если в том нет серьёзной необходимости; имеет смысл включать и выключать модули ускорения с некоторой периодичностью. Если вы видите, что не наносите весь урон, который вы привыкли видеть, возможно вам нужно немного сбавить обороты.

Во второй части гайда по эксплорингу в EVE Online мы поговорим о кораблях и навыках. Материал подготовлен вместе с ребятами из нашей корпорации — The Eastern Cartel, а также использования англоязычных источников. Начнем с кораблей.

1. Корабли для эксплоринга в EVE Online

1.1 Фрегаты Т1

Самые доступные корабли для эксплоринга это фрегаты Т1: Imicus , Magnate , Heron , Probe . Они имеют небольшие бонусы к сканированию и взлому контейнеров. К плюсам относятся низкие требования к навыкам и дешевизна. К минусам можно отнести то, что на них нельзя поставить Covert Ops Cloaking Device II. Это ключевой модуль для эксплоринга в лоусеке, нулях и W-Space. Он обеспечивает невидимость во время варпа, а также не накладывает ограничений при обычном полете. Без него вы будете легкой добычей для кэмперов на гейтах в лоусеке и тех, кто захочет словить вас в ВХ.

Впрочем, при прокачанных навыках и прямых руках, эти фрегаты представляют угрозу для других кораблей аналогичного класса. Скажем, невзрачный Imicus имеет довольно вместительный ангар для дронов (на восемь штук) и способен управлять четырьмя. Давеча мой сокорп на таком кораблике разобрал стелс-бомбер Manticore, а перед этим укатал Heron. Правда, он фанат PvP на фрегатах, поэтому случай тут особый.

Поэтому рекомендация простая: летайте на них в хайсеке для получения начального опыта. Конечно, никто вам не запрещает летать по лоусеку и залазить в червоточины, но будьте готовы к тому, что вас там будут ловить любители легкой добычи.

1.2 Фрегаты Т2 (Covert Ops)

Более продвинутые версии эксплорерских фрегатов — , Anathema , Cheetah , Helios . Помимо более сильных бонусов на скан, они могут нести Covert Ops Cloaking Device II. Это качественно меняет процесс перемещения по опасным секторам космоса. С ковроклокой можно варпаться, оставаясь невидимым. Это делает корабль практически неуловимым. Также клока не влияет на обычную скорость перемещения, в отличие от других аналогичных модулей. Это большой плюс в том случае, если вы приварпываете на дату или релик, а контейнеры находятся на расстоянии 60-70км и более. Помимо этого, фрегаты Т2 имеют бонусы к боевым возможностям. К плюсам относится и то, что фрегаты Т2 относительно недорогие. Корпус с обвесом обойдется вам в 25-30кк. Эти деньги отбиваются за один удачный вылет.

К недостаткам относится то, что вкачивать навыки на них долго. Требования: расовые фрегаты и Electronic Upgrades в V, что занимает в сумме около трех недель. К тому же для прохождения боевых аномалий и защищенных слиперами дат и археологических сайтов они совершенно не подходят. Хватит пары слиперских фрегатов, чтобы превратить ваш корабль в хлам.

1.3 Фракционные корабли

К фракционным кораблям для эксплоринга относятся суда от фракции Sisters of EVE: фрегат Astero , крейсер и баттлшип Nestor . У них есть бонусы на сканирование и взлом. К плюсам относятся низкие требования по минимальным скиллам и возможность нести ковроклоку. Зачастую новички выбирают эти корабли, потому как на них можно быстро сесть, а не ждать три недели, пока качнутся нужные для Т2-фрегатов навыки.