Февраль на английской раскладке. Раскладка клавиатуры и переключение языков в Windows

Запуск CS 1.6 сервера – достаточно простая процедура для опытных людей. Однако новички могут столкнуться с определенными проблемами на первом же этапе – установке. В данном материале подробно указана основоположная информация о создании и настройке собственного сервера.




Установка Counter-Strike 1.6 сервера

Непосредственно перед установкой следует указать, что для стабильной работы сервера необходимо достаточно хорошее «железо». Особенно, если Вы планируете не только вести сервер, но и играть на том же устройстве. Современных компьютеров более чем достаточно для этой процедуры.

Для запуска своего КС 1.6 сервера необходимо использовать HLDS. Это выделенный сервер, использующийся для CS 1.6. Если речь идет о «no-steam» сборках игры, HLDS устанавливается параллельно, поскольку для работы использует большинство файлов из игры. Сам HLDS является абсолютно бесплатным и его всегда можно скачать в Сети. Размер файла должен составлять около 315 Мб. Для обновления программы до последней актуальной версии нужно воспользоваться hldsupdatetool. Чтобы скачать программу, необходимо перейти на страницу: https://storefront.steampowered.com/download/hldsupdatetool.exe. Загрузка начнется автоматически.

Первым шагом является установка. Рекомендуется устанавливать программу по пути, указанному в установщике. После этого запускаем hldsupdatetool. Программа обновится при необходимости. Обновленная программа сможем установить сервер. Перед этим создаем папку на диске «C» с названием «server». Все файлы будут загружаться именно в эту папку. Следующим шагом является запуск hldsupdatetool со следующими ключами: «-command update –game cstrike –dir c:\server».

Для запуска программы с указанными ключами необходимо перейти в свойства ярлыка. В графе «объект» мы увидим путь, по которому располагается ярлык. Все, что нужно сделать, добавить перечисленные выше ключи после всего пути, сохранить и запустить ярлык. Если Вы сделали все правильно, начнется процедура загрузки HLDS.

Все, что будет находиться в папке «C:\server» и является нашим HLDS. Сервер уже можно будет запускать через hlds.exe. Однако на текущий момент этот сервер является официальным, поддерживающим оригинальные (не пиратские версии игры). При попытке входа с пиратской версией появится окошко с ошибкой STEAM validation.

Настройка Non-Steam сервера

Процедура изменения сервера под no-steam достаточно простая. Для этого необходимо скачать и установить дополнительно Dproto. Поскольку Dproto является модом, до его использования необходимо также установить Metamod – система, позволяющая устанавливать новые модификации на сервер.

Установка необходимого нам Metamod осуществляется следующим образом. Для загрузки необходимо перейти по ссылке: https://prdownloads.sourceforge.net/metamod/metamod-1.19-win.zip?download. Переходим в папку «cstrike» и в ней создаем новую папку «addons». Внутри еще одну папку «metamod». Именно в ней распаковываем загруженный файл metamod.dll. После этого нам необходимо открыть с помощью блокнота файл \cstrike\liblist.gam и в нем исправить строку gamedll «dlls\mp.dll» на gamedll «addons\metamod\metamod.dll». После этого Вы сможете устанавливать новые моды на свой сервер.

Нашим следующим шагом является установка Dproto. Загрузить его можно по ссылке: https://cs.rin.ru/forum/viewtopic.php?f=29&t=52728. На данном форуме необходимо зарегистрироваться (для отображения приложенных файлов) и найти ссылку на последнюю версию мода. В каталоге аддонов \cstrike\addons необходимо сделать еще одну папку «dproto», в которой размещаем скачанный dproto.dll. Также необходимо файл конфигурации dproto.cfg перенести в корневую папку нашего сервера. В нашем случае это C:\server.

И так господа, в этой статье я попробую научить новичков создать сервер CS 1.6!

1. Для начала нам потребуется скачать сервер CS 1.6

3. Теперь запускаем Ваш сервер, тоесть идем в папку с игрой (пример: C:\Program Files\Valve ) и запускаем файлик hlds.exe

Game - Выбираем Counter-Strike
Server name - Пишем название сервера
Map - Выбираем карту
Network - Выбираем какой у нас будит сервер (Lan\Internet)
Max. Players - Выбираем кол-во игроков на сервере
UDP Port - Порт сервера
RCON Password - RCON пароль сервера

Нажимаем старт

4. Сервер у нас запущен и выглядит следующим образом:

Часто возникает следующий вопрос:
Как узнать мой ip? - на скриншоте видно поле ip adress, это и есть ip адрес сервера.

Ну вот в принципе и все, Ваш сервер готов, теперь остается только зайти на сервер и начать играть.

Внимание! Это мини-F.A.Q. для "новичков"! Ничего остального как поставить metamod, amxmod я не писал. Это статья принадлежит самому главному уроку - Создать сервер КС 1.6 с нуля! Далее, если потребуется, то напишу о создании metamod и прочее.

В первую очередь убедитесь, что железо вашего сервера соответствует минимальным требованиям самой Half-life. Только после этого можно пытаться установить собственный Counter-Strike сервер. Не забывайте, что существует множество способов настройки игровых серверов, а советы, приведенные ниже – лишь описание того, как это делал автор.

ФАЙЛЫ КОНФИГУРАЦИИ:

* Чтобы выставить настройки на сервере, их надо прописать в файле /cstrike/server.cfg. Есть несколько способов того, как это сделать. Один из них – раздобыть чей-нибудь работающий конфиг и отредактировать его. Другой путь – найти описание серверных команд, выбрать нужные и вписать каждую по отдельности.

СОЗДАНИЕ.bat ФАЙЛА:

* Лучше всего создавать отдельную папку с ярлыками для создания игровых серверов. Также там можно расположить несколько.bat файлов для создания выделенных серверов. Сделать батник проще простого: создайте текстовый файл, поместите туда командную строку для запуска сервера и сохраните как файл с расширением.bat или просто измените расширение.txt на.bat после сохранения.

КОМАНДНАЯ СТРОКА:

* Настройки сервера можно задать не только в конфиге. Для каждого отдельного сервера нельзя создать свой конфиг (даже из командной строки, используя +exec...), поэтому лучше прописать некоторые настройки прямо в командной строке. К ним относятся, например, имя хоста или название сервера. Если вы используете несколько портов, то, скорее всего, не захотите, чтобы все сервера назывались одинаково. Если так и есть, вы указываете имя хоста не в конфиге, а в командной строке. А так как для каждого порта у вас будет отдельная командная строка, в ней очень удобно указывать специфические настройки для каждого сервера. Из прочих команд в командной строке вам может понадобиться maxplayers (+maxplayers 20), пароль для соединения с сервером для ограничения доступа (+sv_password match), и т.д. Например:

С:\gameservers\hlserver\hlds.exe -game cstrike -port 27015 +maxplayers 20 +sv_password match +hostname "My Server" +mp_timelimit 40 +map de_dust

СОЗДАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ СЕРВЕРОВ:

* Зачем запускать только один сервер, если можно без проблем запустить много? Если железо (и оперативка в частности), может поддерживать больше серверов, можно элементарно запустить несколько серверов на разных портах. По умолчанию первый сервер настраивается на порт 27015. Для запуска дополнительных серверов надо всего лишь создать дополнительные командные файлы. Скопируйте командную строку, которая создает первый сервер, и измените или добавьте "-port XXXXX", где X – номер порта. Большинство админов просто увеличивают номер каждого следующего порта на один, начиная с 27015, но вы можете использовать совершенно любой номер (при условии, что он не занят). НЕЛЬЗЯ использовать один и тот же порт для нескольких серверов, даже если это совершенно другая игра.

ServerDoc СПАСЕТ ОТ КРАХА:

* Самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться админам при запуске Half-Life серверов - это то, что сервер может упасть в самый неподходящий момент (например, когда вас нет рядом). К счастью, в природе существует такая программа как ServerDoc. Она поддерживает жизнеспособность сервера и избавляет от необходимости ежедневной проверки. ServerDoc запускается из-под Half Life и отслеживает состояние игры каждые несколько секунд, убеждаясь в том, что он работает нормально. Если выяснится, что процесс Half Life остановлен, программа сама перезапустит его. К сожалению, в NT есть одна загвоздка, которая не дает ServerDoc перезапускать программы. Это программа диагностики Dr. Watson, встроенная в NT. Иногда она требует кликнуть мышью на выдаваемых сообщениях, чтобы позволить ServerDoc перезапустить программу, которая больше не хочет работать. Программу Dr. Watson можно легко отключить, но лучше этого не делать, если только вы полностью не распоряжаетесь сервером. Ниже приведены примеры батников с новой командной строкой, включающей ServerDoc. Единственное изменение - добавлен serverdoc.exe в начале обычной строки запуска сервера Half Life:

С:\gameservers\serverdoc\serverdoc.exe C:\gameservers\hlserver\hlds.exe -game cstrike -port 27015 +maxplayers 20 +sv_password match +hostname "Me Server" +mp_timelimit 40 +map de_dust

ПЛАНИРОВАНИЕ В NT:

* ServerDoc может не только поддерживать сервер в рабочем состоянии, но и даже имеет встроенный планировщик задач. Однако, его немного сложно освоить, а значит – и эффективно использовать. Если необходимо запускать сервер по расписанию, то это проще сделать из встроенного Планировщика задач. В NT4 в Планировщик можно попасть из Моего Компьютера, а если его там нет, установите с дистрибутива ОС. Есть только одна проблема – эта прога не умеет в назначенное время выгружать программы. Хотя, может быть, это можно сделать и по-другому.

ПАТЧИ И АПГРЕЙДЫ:

* Патчи – это здорово! Они решают проблемы, которые уже давно не дают вам жить. Но админы серверов должны помнить, что иногда патчи ломают больше, чем строят. Обычно патчи выходят в двух исполнениях – полная версия, которая апгрейдит любую версию до текущей, и частичная, которая апгрейдит только предыдущую версию до текущей. ВСЕГДА лучше использовать полные версии. Почему? Потому что можно столкнуться с большим количеством проблем, когда пытаешься устанавливать много патчей, один поверх другого. На всякий случай можно всегда держать под рукой 90-метровый дистрибутив hlserver и реинсталлировать его каждый раз, когда хотите пропатчить его заново. Но проверьте, сохранили ли вы конфиг, иначе придется помучиться пару ночей, переконфигурируя сервер.

Многие хотели создать сервер CS 1.6. Первое с чем нужно определиться, то это сможет ли Ваш сервер справиться с нагрузкой создаваемой сервером Counter Strike 1.6.

Для того чтобы Вам помочь в определении мощности вашего компьютера предлагаю вам ознакомиться с следующими графиками:

На этом графике Вам станет ясно какое количество слотов на сервере CS 1.6 Вы сможете себе позволить в зависимости от скорости подключения Вашего компьютера к сети Интернет.

А на этом графике видно сколько памяти необходимо для определенного количества слотов.

Ну и, конечно же, играет роль какой у нас процессор установлен на сервере. Если это будет 2 Ghz, то наш сервер с 18-ю слотами будет летать. Кто-то подумает насколько важна видеокарта для сервера CS 1.6. Обрадую - видеокарта значения не имеет.

Еще один совет: для процесса который запускает сервер CS 1.6 установите наивысший приоритет. Это можно сделать из диспетчера задач. На вкладке "Процессы" выберите Ваш сервер Counter Strike и в контекстном меню в пункте "Приоритет" выберите "наивысший". Теперь наш сервер выдавать наименьшее количество "лагов".

Создание сервера:

Небольшое вступление:

Серверы CS различают 2 типов:
→ NO STEAM (тоесть взломаный, для игроков у кого игра пиратская, взломаная);
→ STEAM (сервер скачаный с оффициального сервера Valve, рассчитанный на легальных клиентов, тоесть у кого игра куплена за деньги)

До недавнего времени это было актуально и я бы порекомендовал вам создание именно NO STEAM сервера потому что большинство играет на хакнутой игре.
Но так как сейчас стало возможным обьеденить на одном сервере игроков и с лицензионной игрой и с пираткой то в этой статье мы и будем рассматривать создание мультипртокольного сервера который будет пускать как STEAM так и NO STEAM клиентов.

Итак приступим:

1. Скачиваем официальный STEAM сервер с помощью утилиты (здесь кроме самой утилиты подробная инструкция как скачать сервер)

Для особо ленивых выкладываю то что я скачал через HldsUpdateTool, это CS Server Build 5758 от 28 августа 2012 года:

2. Первый запуска сервера CS 1.6

Для экономии ресурсов вашего компьютера рекомендую пользоваться консольной версией сервера Counter Strike 1.6.
Найдите файл hlds.exe и из контекстного меню выберите "Отправить"-> "Рабочий стол(Создать ярлык)".
В свойствах ярлыка найдите строку "Объект". В конце строки в этом окне добавьте через пробел -game cstrike +map de_aztec +maxplayers 20 -console

Что обозначают эти параметры:

Game cstrike - мы загружаем мод игры cstrike.
+map de_aztec - легко догадаться, что эта команда запустит карту de_aztec при старте сервера
+maxplayers 20 - укажем что больше 20 человек на сервер вы не пускаем.
-nomaster - этот параметр отключает возможность появление нашего сервера в глобальном списке серверов
-insecure - отключаем стандартный античит VAC.
-console - задали режим "консоль"
+sv_lan – задает видимость сервера в локальной сети, 1 - вкл./0 - выкл. (рекомендуемый sv_lan 1)
+ip – указывает на сетевой интерфейс через который будет работать сервер, если этот параметр не указывать или +ip 0.0.0.0 то серевер будет доступен по всем подключениям на вашем компьютере (рекомендуемый +ip 0.0.0.0)
+port – параметр указывает на каком порту будет работать сервер. Если не указывать, то будет стандартный порт – 27015.

Установка модов на сервере CS 1.6

3. Для начала мы установим на наш сервер мод Metamod. Он нужен для того, чтобы мы могли ставить другие моды на сервер CS 1.6(AMX MOD X). Свежую версию Metamod можно взять с сервера metamod.org или скачать сдесь:

Содержимое архива извлекаете в папку cstrike/addons/.
Теперь нужно изменить пару вещей в файле cstrike\liblist.gam
Строку gamedll "dlls\mp.dll"
замените на
gamedll "addons\metamod\dlls\metamod.dll"
Установка metamod на этом закончена. Теперь можете ставить модули AMX MOD X.

4. Установка AMX MOD X на сервер CS 1.6

→ Скачайте AMX MOD X с сайта www.amxmodx.org или здесь:

→ Папку amxmodx копируем в cstrike/addons/
→ Правим файлик cstrike/addons/metamod/plugins.ini
В него нужно добавить
win32 addons/amxmodx/dlls/amxmodx_mm.dll
→ Осталось в файле csrtike/addons/amxmodx/configs/amxx.cfg настроить параметры по своему вкусу и требованиям.

Установка AMX MOD X на этом этапе завершена.

5. Устанавливаем DPROTO по этой инструкции
Мод нужен для того что бы на сервер могли заходить NO STEAM клиенты

На этом ваш сервер готов к эксплуатации осталось только настроить под себя, добавить плагины по своему вкусу и и потребностям.

6. Настройка server.cfg

a) Идем в папку cstrike
б) Открываем файл server.cfg
*Все, что идет после // комментарии, и они ни как не влияют на сервер
Описания команд:
//Config
hostname "My server" - Название сервера
rcon_password "" - RCON пароль, если не указан, то RCON не будет работать
sv_password "" - Пароль на сервер (не должен совпадать с rcon_password)
//Multi-Player
mp_allowspectators 1 - На сервере можно сидеть в спектатрах
mp_autoteambalance 1 - Автобаланс команд
mp_buytime 0.15 - Время закупка оружия в начале раунда (в минутах)
mp_c4timer 35 - Время до взрыва бомбы после ее установки
mp_chattime 0 - Сколько времени игроки могут общаться после конца карты
mp_decals 200 - Количество одновременно отображаемых деталей (дыры от выстрелов, кровь, и т.д)
mp_fadetoblack 0 - После смерти у игрока будет черный экран до конца раунда
mp_flashlight 1 - Разрешить использовать фонарик
mp_forcecamera 3
mp_forcechasecam 2 - После смерти игрок может наблюдать только из глаз и только за игроками своей команды
mp_forcerespawn 0 - Если убили, камера не двигается с места
mp_freezetime 2 - Количество секунд, с начала раунда, когда нельзя ходить и стрелять
mp_friendlyfire 1 - Разрешить стрельбу по своим
mp_hostagepenalty 0 - Количество убитых заложников, после которого пользователь будет кикнут
mp_limitteams 1 - Максимальная разница в количестве игроков у обеих команд
mp_roundtime 2 - Время раунда
mp_startmoney 800 - Количество денег при старте игры (от 0 до 16000)
mp_timelimit 30 - Длительность карты
//Server
sv_airaccelerate 10 - Сопротивление воздуха
sv_allowdownload 1 - Скачивания с сервера недостающих карт и т.д.
sv_allowupload 1 - Закачивания на сервер файлы игроков (цветные логотипы, например)
sv_alltalk 0 - При значении 1, игрока, который говорит в микрофон, будет слышать весь сервер
sv_consistency 0 - Проверяет клиента, что бы на сервере играли тока со стандартными моделями, звуками и т.д.
sv_friction 4 - Трение на карте
sv_gravity 800 - Гравитация карты
sv_maxrate 25000 - Максимальная пропускная способность сетевого канала сервера с учетом клиентской стороны (rate 25000)
sv_maxspeed 320 - Скорость движения игрока по карте
sv_maxunlag 0.5 - Максимальная лаг компенсация в секундах
sv_maxupdaterate 101 - Ограничивает частоту обновлений сервера (cl_updaterate 101)
sv_minrate 2500 - Минимальная пропускная способность сетевого канала (rate 2500)
sv_minupdaterate 50 - Нижний предел частоты обновления сервера (cl_updaterate 50)
sv_stepsize 18 - Размер шага игрока
sv_stopspeed 75 - Скорость остановки игрока
sv_timeout 30 - Время ожидания ответа от клиента в секундах, по истечении которого клиент будет отключен
sv_unlag 1 - Возможность компенсации лагов
sv_voiceenable 1 - Разрешить, использовать микрофон или нет

Сообщение отредактировал G@V@N - 18.10.2012, 9:09

Игра Counter Strike 1.6 завоевала множество Фанов и снискала популярность среди геймеров благодаря выверенному игровому балансу и качественному геймплею. Даже сейчас, с выходом обновленных версий с более качественной графикой и красивыми спецэффектами, старая добрая 1.6 не сморщивается под гнетом более красивых соперниц, а продолжает процветать.

Если вы захотели стать не только игроком, но и обладателем сервера для «КС» старой школы, готовьтесь потрудиться. Однако там, на своем собственном игровом сервере, вы сможете наводить любой порядок и наслаждаться возможностью игры с друзьями. Но помните – сервер есть большая ответственность, берегите свое творение и делайте его лучше. В любом случае сперва нужно разобраться в том, как сделать свой сервер в КС 1.6 . Обо всем по порядку.

Подготовительные работы

Любой путь начинается с первого шага. Сперва вам необходимо скачать CS 1.6, поскольку сам сервер должен базироваться на какой-либо игрушке. Неважно, будет ли это No Steam или же лицензионная копия игры, сервер должен держаться на ней. В связи с этим, скачиваем и устанавливаем игру в папку Server в любой удобной директории. После установки необходимо раздобыть готовый сервер для «контры», например, Counter Strike 1.6 Public 2010 (подойдет и любая другая более поздняя версия). Скачайте его и распакуйте архив, поскольку в дальнейшем вам придется аккуратно перенести имеющиеся в нем файлы сервера в место расположения самой игры.

Настройка Сервера

После окончательной подготовки содержимое архива с сервером необходимо скопировать с заменой в директорию установленной игры. После этого находим файл hlds.exe и смело запускаем его. Он будет находиться в папке с игрой. В появившемся окне вводим необходимые данные по серверу:
  • название игры, в данном случае это будет «CS 1.6»;
  • тип соединения с Интернетом (если играть хотите по сети – локальная сеть, в Интернете – Интернет-соединение);
  • название самого сервера (придумывайте любое);
  • имя начальной карты;
  • количество слотов для игроков;
  • порт и пароль для .

После этого нажимаем «ввод данных» и… Вуаля! Ваш сервер готов!

После настройки базовой информации о сервере, вы сможете управлять им через окно, в котором можно просматривать статистику сервера, забаненых пользователей, а также настроить пароль, фризтайм, количество денег на старте игры, тип матча и множество других тонкостей для комфортной игры. Первым делом зайдите и посмотрите, что уже прикручено к сделанному серверу КС 1.6 . При необходимости можно установить определенные плагины, что во многом ускорит его раскрутку, если все будет сделано в соответствии с пожеланиями игроков, конечно же. И не забывайте, что необходимо постоянно контролировать состояние, качество соединения и наличие читеров на сервере. Тогда он будет процветать, и каждый зашедший на него игрок обязательно возвратится вновь! А если вы уже разобрались как создавать простой сервер, то можете попробовать