Фгос. оценка образовательных достижений

Основой пособий данной серии являются профессионально разработанные на основе теории педагогических измерений стандартизированные измерительные материалы.

Стандартизированные измерительные материалы для оценки образовательных достижений – это:

  • надежные измерительные характеристики, обеспечивающие объективность и достоверность оценки;
  • возможность сравнить полученные результаты со средними показателями российских школ;
  • программная поддержка обработки и анализа результатов.

Комплект для проведения итоговой аттестации в начальной школе включает в себя:

1. Пособие для учителя

В пособии для учителя даются методические рекомендации для проведения итоговой работы по предмету для выпускников начальной школы, описываются цели итоговой работы, структура и содержание каждого варианта, особенности заданий, также приводятся рекомендации по проверке и оценке результатов выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом. Сформулированы предложения по интерпретации и использованию результатов, достигнутых учеником и классом в целом.

К пособию прилагается компакт-диск с компьютерной программой для ввода и обработки результатов выполнения итоговой работы учащимися.

2. Пособие с вариантами итоговой работы для учащихся (раздаточный материал)

Пособие содержит два варианта итоговой работы, которые легко разделить на отдельные тетради и использовать в классе в качестве раздаточного материала. Итоговая работа направлена на оценку достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

3. Пособие по оценке профессиональной компетентности учителей

В пособии рассматриваются основные подходы к оценке профессиональной компетентности учителей начальной школы в области преподавания математики. Приводятся варианты контрольных измерительных материалов с системой оценивания выполнения заданий, разработанные в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального, среднего профессионального и начального общего образования.

Книга может использоваться для оценки готовности учителей начальной школы к реализации образовательных стандартов второго поколения. Издание адресовано специалистам, занимающимся проблемами оценки качества образования. Будет полезно специалистам системы повышения квалификации педагогических кадров, преподавателям образовательных организаций педагогического профиля, учителям начальной школы, руководителям образовательных организаций и студентам педагогических ВУЗов.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов начального образования по русскому языку

Итоговая оценка достижения выпускниками начальной школы планируемых результатов по русскому языку имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценки достижений требований ФГОС.

Главное отличие состоит в том, что оценка проводится в соответствии с планируемыми результатами , причем на итоговую оценку выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится ».

На итоговую оценку выносится достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам курса русского языка (за исключением раздела «Орфоэпия»). Достижение планируемых результатов свидетельствует:

· об осознании безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, о способности применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Орфография и пунктуация ».);

· об овладении первоначальными представлениями о системе и структуре русского языка, об освоении таких учебных действий с языковыми единицами, как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Система языка».);


· о наличии начальных представлений о нормах русского литературного языка (орфоэпических , лексических, грамматических) и правилах речевого этикета ; об осознанных ориентировках выпускников в целях, задачах, средствах и условиях общения как основе выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных высказываний и письменных текстов. (Эта группа планируемых результатов представлена в содержательной линии «Развитие речи»).

Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной школы по русскому языку складывается из накопленной оценки (портфолио) и результатов выполнения итоговой работы .

Накопленная оценка отражает динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов, позволяет наглядно увидеть нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение учащимся более высоких уровней формируемых учебных действий. Это особенно важно для освоения курса русского языка начальной школы, поскольку письменная и устная речь, навык грамотного, безошибочного письма младшего школьника находятся в стадии формирования.

Накопленная оценка, или портфолио, ученика по русскому языку складывается в первую очередь из работ обучающегося, демонстрирующих достижение им планируемых результатов. Особое место здесь занимают планируемые результаты содержательной линии «Развитие речи», а также разделов «Орфоэпия» и «Лексика» в содержательной линии «Система языка». Именно устная и письменная речь ученика начальной школы, находящиеся в стадии формирования, должны быть прежде всего отражены в его портфолио, а именно: в сочинениях, изложениях, текущих (тематических) и промежуточных проверочных работах (как устных, так и письменных), аудиозаписях устных (монологических и диалогических) высказываниях детей. Таким образом, портфолио позволит продемонстрировать индивидуальную траекторию речевого развития обучающегося и послужит средством объективной и «прозрачной» оценки достижения планируемых результатов по русскому языку как для самого ученика, так и для любого проверяющего.

Накопленная оценка строится на основе приведенного ниже списка планируемых результатов , в котором выделены основные умения , характеризующие достижение учащимися данного планируемого результата, и приведены примеры, иллюстрирующие особенности оценки достижения этого результата – как особенности формата рекомендуемых заданий, так и особенности оценки правильности их выполнения.

Планируемые результаты, на основе которых осуществляется итоговая оценка, носят обобщающий характер, т. е. являются итоговыми по завершении начальной школы. Тем не менее, они достаточно детально характеризуют освоение отдельных тем курса русского языка, что позволяет использовать их для текущей оценки результатов учебной деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса (естественно, при условии их адаптации применительно к этапу обучения и особенностям реализуемой учебной программы).

Необходимо подчеркнуть, что приводимые ниже примеры заданий не являются исчерпывающими, однозначными, что только такие, и тем более – именно эти – задания и должны предъявляться учащимся в целях итоговой оценки результатов освоения ими курса русского языка. Эти примеры призваны лишь проиллюстрировать, какого рода заданиями (устными или письменными, групповыми или индивидуальными, с выбором ответа или со свободным ответом) наиболее целесообразно проверять достижение того или иного планируемого результата. Так, среди заданий, направленных на оценку достижения результатов обучения по развитию речи, представлены как устные, так и письменные задания, что отвечает специфике изучения этого раздела курса русского языка.


Примеры заданий иллюстрируют и различия в сложности заданий , используемых для оценки достижения одного и того же результата на базовом и повышенном уровнях. А для комплексных заданий, позволяющих учащимся продемонстрировать различные уровни достижений, например, диктанта, или ряда заданий по развитию речи, – продемонстрировать различия в требованиях к результатам их выполнения на базовом и на повышенном уровнях.

Примеры подобраны так, чтобы с их помощью наглядно показать широту диапазона сложности и типов заданий, которые могут быть использованы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, а также продемонстрировать на примерах ряд особенностей в оценке результатов их выполнения.

В русском языке в ряде случаев вывод о достижении планируемого результата может быть сделан только при условии, если ребенок неоднократно применяет проверяемый алгоритм или правило к ряду однородных объектов (как, например, при оценке освоения правил написания безударных гласных), поэтому в ряде заданий по русскому языку дается набор специально подобранных слов или словосочетаний, а планируемый результат считается достигнутым, если проверяемая орфограмма или правило правильно применяется ребенком не в одном, а в нескольких случаях.

В предложенных примерах заданий наряду с приведенным образцом правильного ответа представлены и критерии достижения планируемого результата. Это связано с тем, что, как показывает опыт педагогических измерений, в ряде случаев можно считать, что планируемый результат достигнут, даже если задание выполнено не в полном объеме. Например, планируемый результат может считаться достигнутым, если из 6 необходимых слов ученик выбрал не менее 4 слов. В заданиях со свободным ответом (например, по развитию речи) образец правильного ответа не сводится к приведению единственно правильного эталонного ответа, а включает в себя указание на элементы, которые должны присутствовать в ответе. Это сделано для того, чтобы оценка результатов выполнения таких заданий позволяла оценить индивидуальные особенности ребенка в выражении собственных мыслей, но при этом не допускала произвольного толкования.

Приводимый список планируемых результатов служит базой не только для систематической оценки результатов учебной деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса, но и основой для разработки стандартизированной итоговой работы по русскому языку , которую предлагается использовать вместо традиционного диктанта с грамматическим заданием.

Ведущие целевые установки изучения русского языка – формирование культуры устной и письменной речи, навыка грамотного письма, развитие лингвистических представлений учащихся – предопределили структуру итоговой работы по русскому языку. Она состоит из двух частей – итогового диктанта и итоговой проверочной работы.

Основным назначением и целью итогового диктанта является оценка способности выпускника начальной школы применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста.

Основным назначением и целью итоговой проверочной работы является оценка уровня присвоения основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний по русскому языку на момент окончания начальной школы, проявляющаяся в способности выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку. Иными словами, итоговая работа по русскому языку ориентирована не только на оценку предметных результатов, но и на выявление уровня овладения учащимися универсальных учебных действий, определение того, как повлияло обучение на общее развитие учеников. Важно отметить, что оценке подлежат только те знания и умения, которые являются итоговыми по завершении начальной школы.

Результаты выполнения итоговой работы (как итогового диктанта, так и итоговой проверочной работы) позволяют не только оценить способности выпускников начальной школы решать различные типы учебно-практических и учебно-познавательных задач, но и дифференцировать продемонстрированные способности по уровню достижений: на базовом или повышенном уровнях.

С этой целью в итоговом диктанте предлагаются критерии достижения, соответствующие базовому и повышенному уровням достижений, а в итоговой проверочной работе выделяются две группы заданий.

Первую группу (соответствуют базовому уровню заданий в планируемых результатах) составляют задания, позволяющие проверить освоение базовых знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. Учащимся предлагаются стандартные учебные или практические задания, в которых довольно легко обнаруживаются способы решения.

Вторую группу составляют задания, проверяющие способность учащихся решать учебные или практические задачи по русскому языку, в которых способ выполнения не очевиден и основную сложность для учащихся представляет выбор способа из тех, которыми они владеют. Задания, составляющие эту группу, могут быть названы заданиями повышенного уровня сложности (в разделе « Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку» такие задания помечены как задания повышенного уровня). В эту же группу входят и задания, проверяющие способность учащихся применять комплексные умения для решения поставленной задачи.

Более подробное описание итоговой работы – проверяемые орфограммы и правила постановки знаков препинания, число и типы заданий, критерии оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом и другие особенности – представлены далее, в параграфе «Спецификация итоговой работы».

Отметим, что выделение как в итоговой работе, так и в примерах заданий, предлагаемых для накопительной итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку, двух уровней – базового и повышенного – позволяет не только оценить индивидуальную траекторию развития обучающегося, но и диагносцировать перспективы его обучения на следующей ступени образования.

Так, в частности, по числу правильно выполненных заданий базового уровня в проверочной работе возможно сделать заключение об овладении учащимся достаточным для дальнейшего изучения русского языка уровнем подготовки, а по числу выполненных заданий базового и повышенного уровня – установить возможности ученика и перспективы его языкового развития.

На основании накопленной оценки и оценок за итоговую работу по русскому языку делаются следующие выводы о достижении выпускником планируемых результатов.

1. Выпускник достиг опорного уровня подготовки по русскому языку, необходимого для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно» («зачтено»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о том, что при выполнении итогового диктанта и итоговой проверочной работы выпускник достиг базового уровня (в соответствии с предложенными в спецификации критериями их достижения).

2. Выпускник овладел опорной системой знаний по русскому языку, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы, причем не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о достижении повышенного уровня (в соответствии с предложенными в спецификации критериями их достижения).

3. Выпускник не овладел опорной системой знаний по русскому языку и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем содержательным линиям и основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

В случае, если полученные ребенком результаты (накопленная оценка и результаты выполнения двух частей итоговой работы) не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов или об уровне их достижения, решение об итоговой оценке принимается учителем и утверждается педагогическим советом школы (или: принимается педагогическим советом по представлению учителя) с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного выпускника в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

2 .Примеры заданий

для итоговой оценки

достижения планируемых результатов

по русскому языку

Раздел «Фонетика и графика»

Планируемый результат: «Различать звуки и буквы».

Примеры заданий

Критерий достижения планируемого результата, проверяемого данным заданием1: правильно определено количество звуков и букв.

Критерий достижения планируемого результата : выбран верный ответ.

Критерий достижения планируемого результата: записан звук [й’], подчеркнуто не менее 5 нужных букв.

Планируемый результат: «Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие)».

Умения, характеризующие достижение этого результата:

· различать гласные и согласные звуки;

· различать твердые и мягкие согласные звуки;

· различать звонкие и глухие согласные звуки;

· характеризовать заданный звук;

· группировать звуки по заданному основанию.

Примеры заданий

Умение: различать гласные и согласные звуки.

выбран верный ответ.

Критерий достижения планируемого результата: записано не менее 4 нужных слов, ненужные слова не записаны.

Умение: различать твердые и мягкие согласные звуки.

Задание 6 (базовый уровень).

Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Обведи номер ответа.

1) уши; 2) слива; 3) деньги; 4) сцена.

Образец правильного ответа: 2) слива .

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание 7 (повышенный уровень).

Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке слов есть «лишние» слова.

Слова : грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [з’]

Образец правильного ответа:

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [з’]

забота

зима

узор

изюм

Критерий достижения планируемого результата: при распределении слов по столбикам допущено не более 1 ошибки.

Умение: различать звонкие и глухие согласные звуки.

Задание 8 (базовый уровень).

□ дорога; □ ураган; □ кошка;

□ щавель; □ боец; □ злой.

Образец правильного ответа: отмечены слова дорога, ураган, злой.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано хотя бы одно нужное слово, неверных выборов нет.

Задание 9 (повышенный уровень).

Отметь R слова, в которых все согласные звуки звонкие.

□ деревня; □ мороз; □ сделал; □ чайный;

□ папка; □ огурец; □ зимой; □ сдобный.

Образец правильного ответа: отмечены слова деревня, сделал, зимой, сдобный.

Критерий достижения планируемого результата: выбрано не менее 3 нужных слов, неверных выборов нет.

Умение: характеризовать заданный звук.

Задание 10 (базовый уровень).

Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яма . Обведи номер ответа.

В слове яма :

1) первый звук гласный;

2) первый звук мягкий согласный;

3) второй звук твёрдый согласный;

4) второй гласный ударный.

Образец правильного ответа: 2) первый звук мягкий согласный .

Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.

Задание 11 (повышенный уровень).

Допиши пропущенные характеристики звуков слова стулья.

[c] – согласный, твёрдый, ___________, обозначен буквой «с».

[т] – согласный, ___________, глухой, обозначен буквой «т».

[у] – гласный, ___________, обозначен буквой «у».

[л’] – согласный, мягкий, ___________, обозначен буквами «л», «ь».

[й’] – ___________, мягкий, звонкий, обозначен буквой «я».

[а] – ___________, безударный, обозначен буквой «я».

Образец правильного ответа: .

[c] – согласный, твёрдый, глухой , обозначен буквой «с».

[т] – согласный, твёрдый , глухой, обозначен буквой «т».

[у] – гласный, ударный , обозначен буквой «у».

[л’] – согласный, мягкий, звонкий , обозначен буквами «л», «ь».

[й’] – согласный , мягкий, звонкий, обозначен буквой «я».

[а] – гласный , безударный, обозначен буквой «я».

Критерий достижения планируемого результата: вписаны все шесть пропущенных характеристик.

Умение: группировать звуки по заданному основанию .

Задание 12 (базовый уровень).

Запиши данные ниже звуки на нужной строчке.

[о], [к’], [э], [с], [б], [л], [й’], [а], [щ’]

а) гласные звуки: _________________________________________;

б) звонкие согласные звуки: ________________________________;

в) глухие согласные звуки: ________________________________;

Образец правильного ответа: а) гласные звуки: [о], [э], [а]; б) звонкие согласные звуки: [б], [л], [й’]; в) глухие согласные звуки: [к’], [с], [щ’].

Пособие подготовлено в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. Руководители проекта: президент РАО Н.Д.Никандров,вице-президент РАО А.А.Кузнецов, член президиума РАО А.М.Кондаков. В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В пособии пред¬лагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат раз¬личные ситуации из реальной жизни.

Предисловие 3

Общие подходы к системе оценки

Особенности системы оценки достижения требований стандар­та к результатам освоения основных образовательных программ 4

Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований стандарта 10

Опенка личностных, метапредметных и предметных результатов 13

Процедуры и механизмы оценки. Внешняя и внутренняя оцен­ка в начальной школе. Портфолио. Итоговая оценка 22

Измерительные материалы для итоговой оценки

Общие подходы 33

Математика 46

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов —

Примеры заданий для итоговой оценки достижения плани­руемых результатов 50

Спецификация демонстрационного варианта итоговой ра­боты по математике для 4 класса 87

Демонстрационный вариант итоговой работы по матема­тике для 4 класса 96

Русский язык 104

Особенности итоговой оценки достижения планируемых ре­зультатов -

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов 109

Спецификация демонстрационного варианта итоговой работы по русскому языку для 4 класса 146

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса 157

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе 166

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 1 171

Комплексная итоговая работа для учащихся 4 класса. Вариант 2 195

Предисловие

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Основной предмет обсуждения в данном сборнике - итоговая оценка достижения планируемых результатов начального образования. Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Из чего складывается итоговая оценка? Как оценить, освоена ли система опорных знаний, без которых ученику будет трудно учиться в основной школе? Овладели ли выпускники начальной школы способами учебных действий, которые позволят им успешно осваивать основы наук? Как связаны планируемые результаты и система оценки их достижения? Как вообще предлагается строить систему оценки достижения требований стандарта? Но, конечно, главный вопрос: как разрабатываются и используются измерители? На эти и другие вопросы отвечает данная книга.

В ней впервые даны измерители ко всем планируемым результатам по отдельным предметам начальной школы и междисциплинарным программам, которыми охватываются все эти предметы. В первой части рассматриваются задания по математике и русскому языку, а также задания на межпредметной основе для комплексной итоговой оценки сформированности универсальных учебных действий и навыков работы с информацией. Во второй части будут представлены измерители по окружающему.миру, литературному чтению и английскому языку, музыке и изобразительному искусству, технологии и физической культуре.

Представленная система заданий ориентирована в основном не на проверку освоения отдельных знаний, а на оценку способности школьников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Впервые предлагаются комплексные итоговые работы, в основе которых лежат различные ситуации из реальной жизни.

Необходимо также отметить, что авторы уделяли специальное внимание использованию терминологии, закрепленной в опубликованной ранее Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Купить книгу "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе" можно на сайте Озон

Слайд 1

СОЗДАНИЕ КИМ ДЛЯ УРОВНЕВОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дебердеева Татьяна Халитовна, к.филос.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования ВИРО

Слайд 2

ПЛАН
Трансформация системы оценивания в условиях современного образования. Критерии и уровни… Цель – ожидаемый результат образования. Разработка КИМов.
2

Слайд 3

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования
3

Слайд 4

Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененным по достоинству. У.Джеймс
Как оценить человека по достоинству???
Если бы вам представилась возможность что-то изменить сейчас в системе оценивания, что бы вы сделали?
Как меняется процесс оценивания во ФГОС?

4

Слайд 5

ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Нормативная Информативно-диагностическая Карательно-поощрительная Селективная функция (селекция – отбор детей для обучения на повышенном уровне)
Какая из них преобладает сегодня?
Какая из них должна доминировать в новых условиях?
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
5

Слайд 6

Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители
Внешняя оценка: государственные службы
аккредитация ОУ аттестация кадров
мониторинг системы образования
Накопленная оценка (портфель достижений)
Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка: обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех процедур внешней оценки строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы
Соотношение внутренней и внешней оценки в итоговой оценке, ее состав зависит от ступени обучения
ФГОС
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 7

Внутренняя (формирующая) оценка использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же предыдущими результатами)
Внешняя (суммирующая) оценка основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)
ВИДЫ ОЦЕНКИ
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 8

ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ:
Вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся. Объектом оценки выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах. Складывается из промежуточной и итоговой. Комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Уровневый подход. Оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения».
Какой (какие) принцип является сегодня наиболее сложным для педагогов?
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
8

Слайд 9

ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
9
Смена парадигмы
Образование на всю жизнь
знания
способности
Предметный р-т
Метапредметный р-т
Личностный р-т
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 10

ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к реше- нию моральных проблем; оценка своих поступков
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-сим- волических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие
Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
ЗАДАЧА – ОЦЕНИТЬ ТРИ РЕЗУЛЬТАТА
10
Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 11

ЗАДАНИЯ: Изучите таблицу Подумайте, какова Ваша роль?
Индивидуальная работа
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
11

Слайд 12



1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
ФГОС

Слайд 13

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
13
Умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе и познавательной деятельности и самостоятельно планировать пути достижения целей; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Смысловое чтение; Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Слайд 14

Компетенция или компетентность?
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и прослеживающиеся через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через: образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития; образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательную ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.
Метапредметные компетенции.
Образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников (связанны с общими (универсальными) учебными действиями: регулятивными, познавательными, коммуникативными).
КРАТКИЙ ВАРИАНТ в тетради нет

Слайд 15

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
15
1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;… человечества … 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,…. 3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, …. 5) Освоение социальных норм, правил поведения, … включая взрослые и социальные сообщества; 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,….; 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, …. 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,… 11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Слайд 16

Личностные результаты
Система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся, включая самоидентификацию (в т.ч. и гражданскую); патриотизм; толерантность; социальные, этические и эстетические ориентиры.
КРАТКИЙ ВАРИАНТ В тетради нет
16

Слайд 17

К результатам, подлежащим итоговой оценке
система знаний и представлений о природе, обществе, человеке; умения учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; система знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
К результатам, НЕ подлежащим итоговой оценке
Измеряется?
ценностные ориентации выпускника, отражён-ные в его индивидуально-личностных позициях (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные личностные характеристики.
ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!

Слайд 18

критерии достижения – планируемые результаты; оценка предметных, метапредметных, личностных результатов; оценка способности решать учебно-практические задачи; сочетание внутренней и внешней оценки; комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных, письменных); нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов; накопительная система оценки индивидуальных достижений; интерпретация результатов на основе контекстной информации.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
ФГОС

Слайд 19


1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
Почему Россия «проваливает» Европейские исследования?

Слайд 20

национальный координатор исследования PISA в России, руководитель отдела оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения РАО
Ковалева Галина Сергеевна
20
PISA подтверждает, что среди всех стратегий самая эффективная – стратегия краткого изложения содержания текста и стратегия чтения текста с пониманием и последующим его обсуждением.
Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. Читай параграф, пересказывай – и все. Наши дети в 6-м классе просто проваливаются в яму. И выбираются из нее к 9-му.
Но для этого нужно высвободить время учителям, так как наши программы перегружены.
Большинство заданий в наших учебниках направлены на память и на воспроизведение.
Вместо развития на рубеже перехода из начальной в основную школу детям, готовым к обучению на высоком и продвинутом уровне, мы предлагаем тексты, не соответствующие их возрастным особенностям, не развивающие их мотивацию учиться, потому что не всегда значимы и не интересны для них.

Слайд 21

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
ЗАДАНИЯ: Прочитайте текст Выполните задание (заполните таблицу) после текста
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
21

Слайд 22

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
Литература. НОВАЯ ВЕРСИЯ. В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты. А между тем личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека. Предлагаем Вам на основе данного отрывка из текста знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» узнать героев по характеристикам, указанным в таблице, и заполнить её.
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
22

Слайд 23

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
Русский. НОВАЯ ВЕРСИЯ. Напишите: - письмо, адресованное вашей первой учительнице, содержащее приглашение на праздник, посвященный «последнему звонку»; - письмо в паспортно-визовую службу, содержащее запрос о каком-либо человеке, разыскиваемом вами.
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
23

Слайд 24


ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
Обществознание НОВАЯ ВЕРСИЯ предлагаю вам поработать юристом. Вы работаете в отделе по проверке подлинности документов. Вам принесли текст документа. Ваша задача проверить и исправить ошибки. Раздаточный материал – текст с ошибками: Важным законом, регулирующим трудовую деятельность в нашей стране, является «уголовный кодекс РФ». трудовая деятельность подростков по закону разрешена с 13 лет. При устройстве на работу заключается трудовой договор между работником и работодателем. Рабочий день подростков составляет не более 8 часов. так же работник может заставить работать подростка в ночное время. право человека на труд закреплено в конституции.

Слайд 25

1. Система оценивания: задачи и перспективы
ИСТОРИЯ: СТАРАЯ ВЕРСИЯ: Назовите три признака революционной ситуации. (Каковы они?) НОВАЯ ВЕРСИЯ: Как ты думаешь, была ли революционная ситуация перед революцией 1905 года?

Слайд 26

1. Система оценивания: задачи и перспективы
ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СДП:
Иностранный язык. НОВАЯ ВЕРСИЯ. В наш город приезжает делегация ваших ровесников из Великобритании (Германии или Франции). Составьте план экскурсии на иностранном языке.

Слайд 27

Способ формирования – урок в логике УУД
индивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций»
Система оценки результатов: КИМы, проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия!
27

Слайд 28

28
Система оценки результатов: КИМы, проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия!
Возникает вопрос о критериях и уровнях? 2 вопрос.
2. Критерии и уровни…

Слайд 29

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
29
ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
СООТНЕСИТЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Какие критерии имеют «право на существование»? Предпочтительны?
2. Критерии и уровни…

Слайд 30

30
Уровни выполнения заданий
1
2
3
Базовый
Повышенный
Высокий
?
2. Критерии и уровни…

Слайд 31

Соотношение уровней
Базовый
Повышенный
Высокий
Понимание, узнавание
Знания в знакомой ситуации
Знания в измененной ситуации
Знания в новой ситуации
31
ЗНАНИЕ КАК СВАРИТЬ ЩИ
2. Критерии и уровни…

Слайд 32

32

«3»
«4»
«5»
Выготский Л.С. Репродуктивная деятельность Реконструктивная деятельность Вариативная деятельность
Гальперин П.Я. Ориентировка на единичные признаки Ориентировка на локальные признаки Ориентировка на психологический механизм – инсайт
Талызина Н.Ф. Решение типовых задач Использование логических приемов Решение нестандартных задач
2. Критерии и уровни…

Слайд 33

33
Б.Блум Знания Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Симонов П.П. Различие Запоминание Понимание Простейшие умения и навыки Перенос
Беспалько В.П. Ученический Репродуктивно-алгоритмический Продуктивно-эвристический Продуктивно-творческий
Максимова В.Н. Узнавание Запоминание Понимание Применение Тематическое обобщение Предметное обобщение Межпредметное обобщение
Различные подходы к определению трех уровней УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2. Критерии и уровни…

Слайд 34

Информированность (ориентированность) – усвоение определенного объема знаний, и умение воспроизводить их.
Функциональная грамотность – способность решать стандартные повседневные задачи, использовать основные способы познавательной деятельности на основе имеющихся предметных знаний и умений.
Продуктивный (компетентностный) – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета, создавать новый продукт (результат).
34

Уровни учебной деятельности
2. Критерии и уровни…

Слайд 35

УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ
Уровни учебной деятельности
2. Критерии и уровни…

Слайд 36

Уровни учебной деятельности
Ученический Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику: 1) При повторном воспроизведении информации отличить ее правильное использование от неправильного, 2) Выполнять алгоритмические действия при внешне представленных пооперационных правилах действия
1 уровень
Репродуктивный (воспроизводящий) Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику самостоятельно: 1) Воспроизводить базовое предметное содержание 2) Применять усвоенные алгоритмы, способы работы в типовой, знакомой ситуации.
2 уровень
Продуктивный (реконструктивный) Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны: 1) Самостоятельно воспроизводить и использовать усвоенную информацию для получения новой информации. Воспроизводить доказательства (обоснования) сложных взаимосвязей, системно излагать теоретические концепции. 2) Действовать в видоизмененной ситуации, требующей модернизации типового способа деятельности, приспособления его к новой ситуации. Выполнения заданий, требующих комбинации типовых действий.
3 уровень
Творческий, (исследовательский, компетентностный) Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны действовать в новых для себя условиях: 1) Обнаруживать новые свойства известных объектов, находить новые объекты и их свойства. 2) Выполнять действия в новой для ученика ситуации, требующей построения нового способа действия на основе общих приемов деятельности.
4 уровень
36
УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ
2. Критерии и уровни…

Слайд 37

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ проблематично отследить по уровням: обычно вычленяем две позиции «проявил» и «не проявил». Чисто теоретически можно рассмотреть по уровням (толерантность, субъектность…), но практически сделать это не получается.
По метапредметному результату уровни могут быть определены в анализе мета умений. Например, при работе с понятиями. Их можно просто узнать и репродуцировать, а можно применить контекстно и т.д.
37
Но анализ сформированности метапредметных компетенций (культуроведческой, аксиологической…) зачастую не позволяет вычленить уровневость.
УРОВНИ
2. Критерии и уровни…

Слайд 38

Перед нами задача – разработка КИМ для УРОВНЕВОЙ оценки!!!
Наиболее адекватный современным требованиям подход «Уровни учебной деятельности» (ПЕРВЫЙ СТОЛБИК В ТАБЛИЦЕ. Почему?
УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ
2. Критерии и уровни…

Слайд 39

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
ПЕРЕЧИСЛИМ ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
39
Использование инструментов формирующего оценивания с опорой на самооценивание.

Слайд 40

3. Цель – ожидаемый результат образования
40

Слайд 41

41
ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ УРОКА
Задачи урока должны быть конкретны (отражать специфику содержания урока), диагностичны (допускать определения степени их достижимости)

Слайд 42

Слайд 43

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТЫЕ, связанные с ПРЕДМЕТОМ
3. Цель – ожидаемый результат образования
43

Слайд 44

Групповая работа
ЗАДАНИЯ: Скорректируйте поставленную цель и комплекс задач. Подумайте об их измеримости (диагностичности)
44
3. Цель – ожидаемый результат образования

Слайд 45

ЗАДАНИЯ: Познакомьтесь с примером комплексного КИМа по анализу гуманитарной компетенции Найдите среди всех заданий задания, направленные на исследование предметного метапредметного и личностного результата.

Индивидуально-групповая работа
45

Слайд 46

Предметный результат: 1-8, 10, 12 Метапредметный результат 9, 11, 12, 13 Личностный результат 5, 9, 11, 12, 13
Н.М.Карамзин портрет работы Тропинина
46
Какие выводы (2) можно сделать?

Слайд 47

Почему? Вопросы на метазнание – это вопросы на: осмысление; размышление; выражение собственной позиции; привлечение собственного опыта; раскрытие личностно значимых смыслов; выход за пределы узко предметного знания; диалог с автором, с другой позицией с самим собой.
Сложно (невозможно) осуществить отдельно измерение метапредметного отдельно личностного результата.
47
В некоторых заданиях одновременно заложена возможность измерить два и даже три результата.
ВЫВОДЫ:

Слайд 48

4. Разработка КИМов
48

Слайд 49

49
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Программы
ФГОС
ФГОС
4. Разработка КИМов
ФГОС

Слайд 50

Проблема ОТБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ!
Где взять показатели? Как их выбрать???
Программа преподавания предмета!!!
4. Разработка КИМов

Слайд 51

ПОКАЗАТЕЛИ и ЗАДАНИЯ: взаимосвязь
6. Анкета из 10 вопросов
1. Закрытый тест «Кто я?»
2. Какой я? Оценить по 4-х бальной системе предложенные 11 утверждений
3. Закрытый тест «Как я поступаю?» (4 вопроса)
4. Притча Андрианова М.А. «Дорога добра и зла» + 3 вопроса к ней
5. «Волшебная палочка» (выбрать 5 из предложенных 10 желаний)
1. Нравственные качества
6. Гражданско- патриот.чувства
2. Аффилиация
3. Эмпатия
4. Аксиологичность
5. Толерантность
7. Само- идентификация
8. Субъектность
4. Разработка КИМов

Слайд 52

Поштурмим?
ЗАДАНИЯ: Проанализируйте ответы учащихся Соотнесите их с аналитической шкалой
Проблема ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Групповая работа
4. Разработка КИМов
52

Слайд 53

Формулируя вопросы и задания (как в КИМах, так и за их пределами) педагоги не всегда используют потенциал вопрошания. Хороший вопрос – залог успеха!!!
ЗАДАНИЕ: Пользуясь требованиями к вопросам, оцените вопросы на
Проблема: ЗАДАТЬ (СФОРМУЛИРОВАТЬ) ВОПРОС
53
4. Разработка КИМов

Слайд 54

ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ
Вопросы должны быть открытыми, создавать простор для отвечания.
6. В вопросах не рекомендуется использовать обобщающие слова (все, всегда, никто, никогда), а также неопределенные слова (обыкновенно, часто, иногда).
2. Вопросы не должны предполагать некоего «правильного» ответа.
3. Вопросы должны быть проблемными, дискуссионными.
4. Вопросы должны быть интересными и актуальными для учеников.
5. Вопросы должны быть независимыми друг от друга. Нельзя составлять вопросы так, чтобы ответ на один можно было найти в другом.
7. Вопросы должны выходить на метауровень.

Слайд 55

Проблема РАЗРАБОТАТЬ КИМ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые в школьном образовании, - это инструментарий оценки уровня и качества освоения обучающимися государственного стандарта общего образования. Они разрабатываются на основе технологий полного усвоения и дифференцированного обучения.
55
4. Разработка КИМов

Слайд 56

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КИМ ПРЕДПОЛАГАЕТ
Наличие критериев для оценивания (задания с нечеткими критериями в КИМы лучше не включать [например, кластер])
Соответствие уровня сложности задания возрасту школьников, дифференциации класса (если имеется)
Комплексный характер (одно задание решает несколько задач, стоящих перед педагогом)
Вариативность заданий
Наличие в заданиях уровневого подхода (для предметного результата обязательно!)
Учет количества времени, необходимого для успешного выполнения задания (поэтому задание типа «нарисовать рисунок» не подойдет)
4. Разработка КИМов тестирование - метод изучения глубинных процессов деятельности системы (УЧЕНИКА), посредством помещения системы в разные ситуации и отслеживание доступных наблюдению изменений в ней
4. Разработка КИМов

Слайд 60

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
базируются на знаниях и умениях
погружают учащихся в решение «жизненной» задачи
изменяют организацию традиционного урока
требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности
4. Разработка КИМов
60

Слайд 61

Стимул/Мотив/Актуальность
Задания и вопросы
Источник информации
Инструмент проверки
СТРУКТУРА КИМа
Ошибки: непомерное удлинение и наличие отрицания
Ошибки: несоответствие заявленному уровню; глаголы ориентируют на устный ответ (назови, расскажи); на проверку знаний, а не на умение работать с информацией; избыточность формулировки; использование формы представления результата, незнакомой учащимся (приказ, экспертное заключение и т.п.).
Ошибки: известный текст; громоздкий; источник, содержащий программный материал; несоответствие возрасту; избыточность формулировки; недостаток информации.
Ошибки: часто отсутствует.
4. Разработка КИМов
61
Посмотрите примеры КИМов

Слайд 62

Стимул/Мотив/Актуальность
Задания и вопросы
Источник информации
Инструмент проверки
СТРУКТУРА КИМа
При устройстве на работу требуется представить резюме, в котором необходимо отразить свою биографию.
Прочитайте текст. Составьте план, по которому можно описать биографию человека. Согласно плану напишите тезисы биографии А.А.Шахматова
Источник информации: Биография Алексея Александровича Шахматова
Ключ Модельный ответ Аналитическая шкала Бланк формализованного наблюдения
Русский язык 6 класс
4. Разработка КИМов
62

Слайд 63


1
2
3
4

63

Перечисляются проверяемые предметные результаты (Используется ФГОС ОО)
Указываются уровни проверяемой деятельности в данном случае (Ученический - … - … - творческий)
Указываются метапред-метные результаты (используется ФГОС ООО)
Указываются личностные результаты (используется ФГОС ООО)
4. Разработка КИМов
ЗАДАНИЕ: Проанализируйте КИМ по предложенным критериям. Воспользуйтесь во второй графе собственным опытом, в третьей, пятой и шестой – программой.
Поштурмим?

Слайд 64

ПОСЛЕДНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…
Предельно понятная инструкция для выполнения (задание должно быть ясным). В одном вопросе не должно быть информации-подсказки для выполнения другого задания. Возможна реализация просветительской функции задания. Дистракторы (варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями) не должны внешне отличаться от правильного ответа, не должны содержать двойного отрицания, должны быть правдоподобными. Форма заданий должна быть разнообразной (иначе «замыливается глаз»). Выстраивая работу в целом, располагаем вопросы от «слабых» к сильным и повышенной трудности.
4. Разработка КИМов

Слайд 65

Поштурмим?
Групповая работа
ЗАДАНИЕ: Под каждую задачу (сформулированную Вами) создайте свои КИМы, стараясь минимумом заданий (вопросов) измерить максимум результатов.
Заметьте: одно и то же задание часто дает возможность решать несколько поставленных задач.
4. Разработка КИМов
65

Слайд 66

Вы поставили задачу для учителя: формировать умения работать с информацией: формулировать и обосновывать выводы и т. д. Задача для ученика: - уметь работать с информацией: формулировать и обосновывать выводы и т. д. Примерные задания в создаваемом Вами КИМЕ для анализа результата именно этой поставленной задачи будут такими: 1. Объясните происхождение следующих терминов… 2.Перед вами 4 логических ряда. Изучите их и ответьте на вопросы… 3.Представьте, что вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к разделам оказались перемешаны. Ваша задача 1) определить кто изображен на портретах; 2) отобрать из предложенных портретов пять, объединенных по одному принципу; 3) соотнести портреты этих пяти людей с иллюстрациями и фрагментами из сочинений этих авторов (заполнить таблицу)…
Пример
66
4. Разработка КИМов

Слайд 67

67
Групповая работа
Структура КИМ
Критерии
Принципы разработки КИМ
Требования к КИМ
Уровни уч.д.(4)
Задача Уров.1 Уров. 2 Уров. 3 Уров. 4
Предметные (несколько!) КИМ КИМ КИМ КИМ
Предметные (несколько!) КИМ КИМ КИМ КИМ
Метапред-мет. КИМ КИМ КИМ КИМ
Личност. КИМ КИМ КИМ КИМ
4. Разработка КИМов
ПРЕАМБУЛА

Слайд 68

№ пп Тематичес-кие результаты Предмет-ные результа-ты Уровень деятель-ности (уровни задания) Метапред-метные результаты Личност-ные результаты
1
2
3
4
Определение диагностической (развивающей) ценности тестовых заданий
68
Перечисляются все проверяемые элементы тематического содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций), используется программа
Перечисляются проверяемые предметные результаты (Используется ФГОС ОО)Слайд 72

«Контрольно-измерительные материалы для итоговой оценки достижения планируемых результатов по русскому языку во 2 классе».

Выполнила

Фельдман Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ лицей г.Сызрани

Самарской области

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 2 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

( для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку во 2 классе.

Структура КИМ

Согласно поставленной цели, по результатам работы предполагается дифференцировать учащихся на группы, которые различаются по состоянию базовой и повышенной подготовки по курсу начальной школы, т.е. предполагается достаточно тонкая дифференциация учащихся по глубине и объему усвоения учебного материала. В связи с этим работа содержит две группы заданий, обязательных для выполнения всеми учащимися. Назначение первой группы – обеспечить проверку достижения учащимися уровня базовой подготовки по русскому языку, она включает 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12). Назначение второй группы – она включает 4 задания повышенной сложности (№№ 13-16) – проверить способность применять полученные знания для решения заданий повышенного уровня .

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

б) В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Повышенный

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 2 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

для заданий базового уровня сложности – от 1 до 3 минут;

для заданий повышенной сложности – 3 минуты.

На выполнение всей работы отводится 1 урок.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

КРИТЕРИИ

Контролируемое

знание/умение

Уровень сложности

Тип задания

Примерное время выполне-

(в мин)

Максимальный балл за выполнение

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Предложение

Конструировать текст

Предложение

Части речи

Части речи

Орфография

Синонимы, антонимы

Работа с текстом. Морфология

Дополнительные материалы и оборудование

Для выполнения работы необходима ручка, карандаш, лист черновой бумаги.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

На выполнение работы отводится 1 урок. Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

17 - 20 балла – отметка «5»

12 – 16 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Вариант 1.

а) Емеля б) метёлка в) мельница г) месяц

а ) кон-церт, ча-йка б) кон-церт, чай-ка в) ко-нцерт, чай-ка г) конц-ерт, чай-ка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова МОРЯК.

а) морской б) моря в) море г) моряки

а) б…жать б) ги…кий в) п…лёт г) с…бака

а) шишка, речька, чудо б) живот, ночной, роща

в) чясы, кочка, чучело г) лечю, живу, свечка

А6.

а) ни…кий б) лё…кий в) ко…ти г) со…нце

А7.

Наступила весна из тёплых стран летят грачи у птиц много забот

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим вопросительный знак.

а) Лебеди летели через море б) Какое время года наступило

в) В лесу под ёлкой дети нашли ежа г) Как же быстро пролетело время

А9.

а) Зима прошла. Птичьи стаи летят на родину. Птицы спешат вить гнёзда.

б) Птичка летит. Игорь чистит клетку. Хлопьями падает снег.

в) Плавают утки на пруду. После школы мальчик обедает. Дети должны спать.

г) Зима стучится в двери. У Антона коньки. На дереве белка.

На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

а) на полянах краснеют б) краснеют гроздья в) гроздья рябины г) на лесных полянах

предмет.

а) лесок, летели б) лесок, весёлый в) молодой, беседа г) автобус, кофе

а) (у)крыть б) (у) крыльца в) (по) садил г) (за) бежал

лес (какой?) - _______________________

цвет (какой?) - ______________________

Большая перемена.

Д…журные Валя Зайцева и Юра Сорокин пол…вают цв…ты. Катя Гриш…на смотрит интересную книгу. Толя играет в настольные шашки. Учит…льница Елена Семёновна пишет на классной д…ске.

В15. Подбери синоним к слову « простите».

а) до свидания б) извините в) прощай г) привет

Итоговый тест по русскому языку (2 класс)

Класс____________________________

Ф.И. ученика___________________________________________________

Вариант 2.

А1. Укажи слово, в котором количество звуков больше, чем букв.

а) лесок б ) енотик в ) метель г) соловьи

А2. Укажи группу, где все слова разделены на слоги для переноса верно.

а) ав-томобиль, ма-йка б) авт-омобиль, май-ка

в) авто-мобиль, май-ка г) автомоб-иль, ма-йка

А3. Укажи слово, которое является проверочным для слова СЛОВА.

а) словечко б) слово в) словесный г) словарь

А4. Найди словарное слово и вставь пропущенную букву.

а ) к…рмушка б) кр…вой в) пш…ница г ) гря…ки

А5. Укажи вариант, где все слова написаны без ошибок.

а) щука, качалка, ласточка б) ножы, шучу, веточка

в) хороший, чюдак, ночьной г) шипит, чясы, ручной

А6. Укажи слово с орфограммой "непроизносимая согласная в корне слова".

а) ска…ка б ) отря… в) трос…ник г) запла…ка

А7. Прочитай текст. Сколько в нём предложений?

Стоит мороз мы идём по лесу под ногами хрустит снег вот пискнула птица

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

А8. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Укажи предложение, в котором на конце необходим восклицательный знак.

а) У Алёши жил ёжик б) Встал однажды Алёша и не нашёл ежа

в) Куда он делся г) Ну и домик нашёл себе ёж

А9. Какие предложения составляют текст?

а) Зазвонил звонок. Дети собирали цветы. На переменах ребята играли.

б) У кошки пропали котята. Весь день искала она котят. Кошка грустила и перестала есть.

в) Поезд бежит по рельсам. Машина выехала на дорогу. На остановке стояли люди.

г) Зима прошла. Игорь чистит клетку. Ольга моет кормушку.

А10. Укажи в предложении главные члены.

По скользкому льду ловко и легко скользят мальчишки.

а) по скользкому льду б) ловко скользят в) скользят мальчишки г) скользят легко

А11. Укажи группу, в которой все слова обозначают предмет.

а) яркое, небо б) паутина, солнце в) месяц, светить г) золотое, плакать

А12. Отметь слово с предлогом.

а) (в) летел б) (за) горелся в) (в) лесу г) (на)ходка

В13. Образуй от имён существительных имена прилагательные.

школа (какой?) - _______________________

дождь (какой?) - ______________________

В14. Прочитай текст. Вставь в таблицу последовательно пропущенные буквы.

Ранняя весна

На школьном огороде нач…лась дружная р…бота. Каждый класс получил гря…ку. Мы к…пали. З…мля стала мя…кой.

В15. Подбери синоним к слову «забавный».

а) смешной б) храбрый в) верный г) сердечный

В16. Выпиши из текста задания № В-14 слова, обозначающие признаки предмета.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся

по русскому языку

Класс

ФИО учителя

1

2

3

4

5

6

7

п.п

Фамилия и имя

учащегося

Общее коли-чество баллов

Процент общего балла

Процент выполнения заданий базового уровня

Процент выполнения заданий повышенного уровня

Уровень достижения

1

2

3

4

5

Сумма значений

Среднее значение по классу

Общее количество баллов – суммируются баллы ученика за выполненные задания всей работы.

Процент общего балла – процент от максимального балла всей работы . Максимальный балл всей работы – 20 баллов. Например, ученик набрал за всю работу 16 баллов. Это составляет 80%.

Процент выполнения заданий базового уровня – процент заданий базового уровня, правильно выполненных учащимися (задание считается выполненным, если учащийся получил 1 балл). Например, из 12 заданий базового уровня ученик правильно выполнил 10 заданий и получил за это 10 баллов, что составляет 83%.

Процент выполнения заданий повышенного уровня – процент от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. За задания повышенного уровня №№13-16 получают 8 баллов. Например, ученик выполнил 3 задания повышенного уровня и получил за это 6 баллов, это составляет 75% от 8 баллов.

Уровень достижения - ниже базового, базовый, повышенный в соответствии с требованиями ФГОС к подготовке учащихся. Учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. Ученик достиг повышенного уровня подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

Сумма значений – суммируются значения для 3-6 столбцов.

Среднее значение по классу – сумма значений каждого столбца делится на количество учеников класса (столбцы №№ 3-6).

Если все ученики достигли базового или повышенного, а также базового и повышенного уровней, то в столбик № 7 ставится 100%.

Если в классе есть ученики, не достигшие базового уровня, то вычисляется процент уровня достижения. Например, в классе 18 учащихся, 2 ученика не достигли уровня базовой подготовки, что составляет 11%. Значит, уровень достижения в данном классе составляет 89%.

Результаты выполнения итоговой работы по русскому языку

по отдельным заданиям

Класс

ФИО учителя

п.п

Проверяемое содержание

Критерий

Проверяемое знание, умение

Уровень сложности

Баллы за задание

Звуки и буквы

Различать звуки и буквы

Перенос слов

Переносить слова по слогам

Правописание безударных гласных

Подбирать проверочные слова

Словарные слова

Определять словарные слова

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова

Предложение

Устанавливать связь слов в предложении

Предложение. Знаки препинания в конце предложения

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

Конструировать текст

Предложение

Находить главные члены предложения

Части речи

Ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета

Правописание приставок и предлогов

Отличать предлоги от приставок

Части речи

Образовывать имена прилагательные от имён существительных

Орфография

Применять правила правописания в объёме содержания курса

Синонимы, антонимы

Подбирать синонимы к предложенным словам

Работа с текстом. Морфология

Находить в тексте слова, обозначающие признаки предмета (предмет, действие предмета)

Результаты выполнения задания в процентах - процент от максимального балла всего класса за данное задание. Например, в классе 22 учащихся. Максимальный балл всего класса за выполненное задание базового уровня – 22 балла. Допустим,17 учеников выполнили данное задание, что составляет 17 баллов или 77% от 22 баллов. Максимальный балл всего класса за выполненное задание повышенного уровня – 44 балла. Допустим,12 учеников выполнили данное задание, что составляет 24 балла или 54,5% от 44 баллов.